Приложение 23
к ОПОП по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 Экологические основы природопользования
Сухой Лог
2021
Рабочая программа
учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее
ФГОС СПО) по специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий», приказ Минобрнауки России № 435 от 07 мая 2014 г
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Вехов Андрей Юрьевич, преподаватель, первая квалификационная
категория.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3
11
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 02 Экологические основы природопользования
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы
среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов
и изделий, укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии базовой подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов химического
профиля.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена
Экологические основы природопользования является общепрофессиональной
дисциплиной в составе профессионального цикла программы подготовки специалистов среднего
звена.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов
производственной деятельности;
- анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; -выбирать
методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
-определить экологическую пригодность выпускаемой продукции;
-оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния
экосистем;
-задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые
природные территории Российской Федерации; основные источники и масштабы образования
отходов производства;
-основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы
предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод,
принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических
производств, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
принципы размещения производств различного типа, состав основных промышленных выбросов
и отходов различных производств;
-правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической
безопасности;
-принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей
среды, экологического контроля и экологического регулирования;
-принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования
и охраны окружающей среды
Освоение дисциплины способствует формированию общих компетенций,
включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
4
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
Освоение дисциплины направлено на подготовку к формированию профессиональных
компетенций включающих в себя способность:
ПК 1.1. Соблюдать условия хранения сырья.
ПК 1.2. Подготавливать, дозировать и загружать сырье согласно рецептуре
технологического процесса.
ПК 1.3. Осуществлять контроль качества сырья производства тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий.
ПК 1.4. Выполнять технологические расчеты, связанные с приготовлением шихты.
ПК 2.1. Проверять исправность оборудования, технологических линий и средств
автоматизации.
ПК 2.2. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования.
ПК 3.1. Осуществлять контроль параметров технологического процесса и их
регулирование.
ПК 3.2. Осуществлять контроль качества полупродуктов и готовой продукции.
ПК 3.3. Рассчитывать технико-экономические показатели технологического процесса
для выявления резервов экономии.
ПК 4.1. Организовывать работу коллектива и поддерживать профессиональные
отношения со смежными подразделениями.
ПК 4.2. Обеспечивать выполнение производственного задания по объему производства и
качеству продукции.
ПК 4.3. Повышать производительность труда, снижать трудоемкость продукции на
основе оптимального использования трудовых ресурсов и технических возможностей
оборудования .
1.4.Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 36 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 18 часа
5
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
54
36
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)
в том числе:
практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
10
контрольные работы
0
курсовая работа (проект)
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)
18
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
Подготовка сообщений и рефератов
5
Создание презентаций
5
Проработка тем и составление конспекта
8
Итоговая аттестация в форме
дифференцированный зачёт
6
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Экологические основы природопользования
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Раздел 1 Экология и природопользование
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Антропогенное
1 Хозяйственная деятельность человека и её воздействие на природу. Локальные, региональные
воздействие на
и глобальные проблемы экологии. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.
природу.
Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.Определение экологического
Экологические
кризиса. Основные причины экологического кризиса. Прогнозирование. Определение
кризисы и
экологической аварии и катастрофы. Причины и виды аварий и катастроф
катастрофы
Практические занятия
1 Функциональное зонирование городов
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Природные ресурсы 1 Природные ресурсы и их классификация. Природоресурсный потенциал РФ.
и рациональное
Проблемы использования и воспроизводство природных ресурсов, их взаимосвязь с
природопользование.
размещением производства. Условия устойчивого состояния экосистем.
Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной
продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов.
Практические занятия
1 Природоресурсный потенциал Свердловской области.
Тема 1.3
Содержание учебного материала
Принципы
1 Определение понятий «Природопользование» и «Охрана природы». Принципы и методы
рационального
рационального природопользования. Основные аспекты охраны природы. Принципы и
природопользования
правила охраны природы. Особо охраняемые природные территории РФ.
и окружающей
Самостоятельная работа обучающихся №1
среды.
Примерная тематика домашних заданий.
Работа с конспектом и учебником.
Тема 1.4
Содержание учебного материала
Мониторинг
1 Определение понятия «Мониторинг окружающей среды».
окружающей среды
Виды мониторинга. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы, гидросферы и
земельных ресурсов.Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за
факторами, взаимодействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование
состояния окружающей среды.
7
Кол-во
часов
3
Уровень
освоения
4
4
2
2
2
2-3
2
2
8
2
4
Тема 1.5
Источники
загрязнения.
Основные группы
загрязняющих
веществ в
природных средах
Содержание учебного материала
1 Естественные и антропогенные источники загрязнений атмосферы, гидросферы и земельных
ресурсов. Классификация загрязняющих веществ
2 Состав основных промышленных выбросов и отходов различных производств. Основные
источники техногенного воздействия на окружающую среду масштабы образования отходов
производств
Самостоятельная работа обучающихся №2
Подготовка тематических сообщений: Изменение топливно-энергетического баланса; Глобальные
проблемы экологии: парниковый эффект, разрушение озонового слоя , кислотные дожди;
Современные достижения ученых по проблеме продления человеческой жизни; Значение
мониторинга окружающей природной среды для решения экологических проблем; Воздействие
негативных экологических факторов на человека, проживающем в Уральском регионе; их
прогнозирование и предотвращение; Пищевые ресурсы человека и проблемы их сохранения;
Генетически модифицированные продукты. Работа с конспектом и дополнительной литературой.
Раздел 2 Охрана окружающей среды
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Рациональное
1 Строение и газовый состав атмосферы. Баланс газов в атмосфере. Последствие загрязнение и
использование и
нарушения газового баланса атмосферы. Химические и фотохимические превращения
охрана атмосферы
вредных веществ в атмосфере. Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного
воздуха. Принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов. Основные
технологии утилизации газовых выбросов
Практические занятия
1 Экологическая безопасность огнеупорного производства
1 Природная вода и ее распространение. Истощение и загрязнение водных ресурсов.
Тема 2.2
Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и
Рациональное
загрязнения. Рациональное использование подземных вод. Очистные сооружения и оборотные
использование и
системы водоснабжения. Методы очистки промышленных сточных вод. Принципы работы
охрана водных
аппаратов обезвреживание и очистки стоков химических производств основные технологии
ресурсов
утилизации стоков
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка тематических сообщений: Проблемы дефицита пресной воды; Автомобиль: за-и
против; Использование экологически безопасных технологий в промышленном производстве;
Виды и формы загрязнения природной среды и возможные пути решения проблем;
Экологическая безопасность людей; Воздействие транспортных средств на окружающую среду и
8
4
2
4
2
2-3
2
2
2-3
её охрана; Воздействие строительной индустрии на окружающую среду и её охрана; Воздействие
металлургической промышленности на окружающую среду и её охрана.
Работа с конспектом и дополнительной литературой.
1 Содержание учебного материала
Тема 2.3
Рациональное
Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов. Рекультивация и
использование и
восстановление земель. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее
охрана литосферы
охране. Основные методы и технологии утилизации твердых отходов
Раздел 3 Мероприятия по защите планеты
Тема 3.1
Содержание учебного материала
1 Государственная экологическая экспертиза предприятий и территорий. Экологическая
Государственные и
общественные
общественная экспертиза. Паспортизация промышленных предприятий. Контроль
мероприятия по
экологической пригодности выпускаемой предприятиями продукцией. Контроль и
охране окружающей
регулирование рационального использования природных ресурсов и окружающей среды.
среды
Федеральные органы власти, отвечающие за рациональное природопользование. Организация
рационального природопользования в России
Тема 3.2
Содержание учебного материала
1 Правовые основы охраны атмосферы, гидросферы, недр, земель, растительного и животного
Правовые основы и
социальные вопросы
мира, ландшафтов. Особо охраняемые природные территории РФ. Природоохранное
защиты среды
просвещение и экологические права населения
обитания
1 Содержание учебного материала
Тема 3.3
Международное
История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и
сотрудничество в об
межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы.
-ласти рационально- Самостоятельная работа обучающихся №4
го природопользова- Работа с конспектом, учебником и дополнительной литературой.
ния и охраны
Подготовка к дифференцированному зачету
окружающей среды
Дифференцированный зачет
Всего:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
9
2
2
6
2
2
2
2
2
2
3
2
54
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экологии и
природопользования
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий и плакатов.
Технические средства обучения:
- демонстрационный (мультимедийный) комплекс
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1 М.В. Гальперин.Экологические основы природопользования : учебник / М.В.
Гальперин. —2-е изд., испр. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 256 с.
2 Н.А. Герасимова, Экологические основы природопользования : учеб. пособие / Е.К.
Хандогина, Н.А. Герасимова, А.В. Хандогина ; под общ. ред. Е.К. Хандогиной. —
2-е изд.
— М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 160 с.
Дополнительные источники:
1 Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова И.В. Экологические основы
природопользования. М.: Изд-во Дашков и К, 2008.
2 Винокурова Н.Ф. Глобальная экология. М.: Дрофа, 2009.
3 Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. М.: ФОРУМ-ИНФА-М,
2007.
4 Колесников С.И. Экологические основы природопользования. М.: Даш-ков и К, 2008.
5 Криксунов Е.А. Экология. М.: Дрофа, 2009.
6 Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
7 Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. М.: Просве-щение, 2010.
8 Передельский Л.В., Коробкин В.И., Приходченко О.Е. Экология: Учебник – М.:
Проспект, 2008. – 512с.
9 Сидоров Ю.П., Рассказов С.В., Гаранина Т.В., Сытник Т.А. Экология: Курс лекций. –
М.: РГОТУПС, 2005г. – 11с.
10 Константинов В.М. Экологические основы природопользования. Учебное пособие для
СПО. – М.: «Академия», 2008. – 208 с.
Интернет-ресурсы:
1. «Экология производства» – журнал. Форма доступа: www.ecoindustry.ru
10
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по
программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля
знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и
промежуточной аттестации регламентируется Положением ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем
на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем
исходя из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который
проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие
оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для
промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.2, 4.3).
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной
аттестации.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и
промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы 4.1).
Таблица 4.1- Универсальная шкал
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70
Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно
11
Таблица 4.2 – Оценка освоенных умений и усвоенных знаний
Раздел (тема) учебной
Результаты обучения
Основные показатели
дисциплины
(освоенные умения, усвоенные знания)
результатов подготовки
Раздел 1. Экология и
Полное
освоение знаний и
знать:
природопользование
- виды и классификацию природных
умений в соответствии с
Раздел 2.
ресурсов, условия устойчивого состояния требованиями ФГОС,
Охрана окружающей
экосистем;
рабочей программой.
Раздел 3. Мероприятия по -задачи охраны окружающей среды,
Показатель признака
защите планеты.
природоресурсный потенциал и
проявления знаний, умений,
охраняемые природные территории
компетенций ОК1-9
Российской Федерации; основные
источники и масштабы образования
отходов производства;
-основные источники техногенного
воздействия на окружающую среду,
способы предотвращения и улавливания
выбросов, методы очистки
промышленных сточных вод, принципы
работы аппаратов обезвреживания и
очистки газовых выбросов и стоков
химических производств, основные
технологии утилизации газовых
выбросов, стоков, твердых отходов;
принципы размещения производств
различного типа, состав основных
промышленных выбросов и отходов
различных производств;
-правовые основы, правила и нормы
природопользования и экологической
безопасности;
-принципы и методы рационального
природопользования, мониторинга
окружающей среды, экологического
12
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
.входная диагностика;
.текущий контроль (устный и
письменный ответ);
.контроль по темам, разделам;
.самостоятельная работа 1,2,3,4
. практическое занятие1,2,3
.лабораторная работа1
определяются по разработанным
критериям оценок (Сумма баллов по
признакам проявления знаний, умений и
компетенций в соответствии с
универсальной шкалой)
контроля и экологического
регулирования;
-принципы и правила международного
сотрудничества в области
природопользования и охраны
окружающей среды
уметь:
-анализировать и прогнозировать
экологические последствия различных
видов производственной деятельности;
- анализировать причины возникновения
экологических аварий и катастроф; выбирать методы, технологии и аппараты
утилизации газовых выбросов, стоков,
твердых отходов;
-определить экологическую пригодность
выпускаемой продукции;
-оценивать состояние экологии
окружающей среды на производственном
объекте;
13
Таблица 4. 3 - Оценка освоенных общих компетенций
Результаты
Основные показатели оценки результата
(освоенные общие компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
Проявление интереса к будущей профессии
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Формы и методы
контроля и оценки
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые Выбор и применение методов и способов
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать решения профессиональных задач в области
их эффективность и качество
производства тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий
Результаты
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях Обоснование выбора решений в стандартных и
сформированности
и нести за них ответственность
нестандартных ситуациях
компетенций
определяют по
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,
Проявление умения эффективного поиска
контрольным
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
необходимой информации
точкам на основании
профессионального и личностного развития
разработанных
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии Использование различных источников, включая
критериев
оценки.
в профессиональной деятельности.
электронные
Критериальная
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с Взаимодействие
с
обучающимися,
система оценки по
коллегами, руководством
преподавателями и мастерами в ходе обучения
признакам
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды Осуществление самоанализа и коррекции
проявления
(подчиненных), за результат выполнения заданий
результатов собственной работы
компетенций
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и Организация самостоятельных занятий при
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно изучении учебной дисциплины. Определение
планировать повышение квалификации
целей и задач для достижения результата
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в Анализ инноваций в области производства
профессиональной деятельности
тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий
14