Рабочая программа учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образца по профессии 23.01.03 Автомеханик и рабочим учебным планом техникума Рабочая программа учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности предназначена для изучения информатики в ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» реализующих образовательную программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.03 Автомеханик Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» разработчик: Пронькина С.В, преподаватель ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум». 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..................................................... 4 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ... 4 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............................................. 6 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ и МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................................................................... 8 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ .......................10 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1.Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.03 Автомеханик 1.2. Место дисциплины образовательной программы: «Информационные технологии в структуре основной общепрофессиональная в профессиональной профессиональной дисциплина деятельности» ОП.10 входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального; применять компьютерные и телекоммуникационные средства. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: основные понятия автоматизированной обработки информации; общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности. В процессе изучения дисциплины осваиваются следующие компетенции: ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 4 ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 5 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 54 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36 в том числе: лекции 20 практические занятия 16 Самостоятельная работа 18 Итоговая аттестация Дифференцированный зачет 6 2.2Тематическое планирование № занятия № урока 1 1-2 2 3 4 3-4 5-6 7-8 5 9-10 6 7 8 9 6 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 7 8 9 10 11 12 13 14 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32 33-34 35-36 Тема занятия Раздел 1. Техническое, программное обеспечение информационно-коммуникационных технологий Понятие информационных и коммуникационных технологий, их классификация и роль в обработке информации Назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения. Технические средства: классификация компьютеров, периферийных устройств компьютера Программное обеспечение: классификация, назначение. Операционная система: функции, состав, основные виды. Файловая структура организации данных. Раздел 2. Коммуникационные технологии обработки информации Организация, структура электронных таблиц. Ввод данных. Оформление таблицы. Выполнение расчетов с использованием формул и функций. Построение графиков и диаграмм Практическое занятия 2.1. Создание, оформление электронной таблицы Практическое занятия 2.2. Проведение расчетов Практическое занятие 2.3. Обработка данных таблицы Практическое занятие 2.4. Построение графиков и диаграмм Основные элементы баз данных, режимы работы. Создание форм, заполнение. Организация запросов Раздел 3. Средства ИКТ История и состав персонального компьютера Практическое занятие 3.1. Создание и заполнение таблиц БД Практическое занятие 3.2. Работа с данными при помощи запросов Практическое занятие 3.3. Создание отчетов по информации БД Практическое занятие 3.4. Создание таблиц, деталей и цены оборудования Практическое занятие 3.5. Создание таблиц, деталей и цены оборудования - расчеты Практическое занятие 3.6. Работа с данными по таблицам Дифференцированный зачет. Итого 7 Уровень осваения 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 36 часа 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ и МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Освоение программы учебной дисциплины «Информатика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Информатика» входят: технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции сCDROM (DVDROM); рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, проектор и экран); компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением, системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Информатика»; расходные материалы: бумага, картриджи для принтера, диск для записи (CDRили CD-RW); инструкции по технике безопасности. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Основные источники: 1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) : учеб. посо-бие / Н.Г. Плотникова. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 124 с. — (Среднее профессио-нальное образование). — http://znanium.com/catalog/product/760298 2. Информатика : учебник / И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н.В. Тарасова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 384 с. — (Среднее профессио-нальное образование). http://znanium.com/catalog/product/958521 Дополнительные источники: 1. Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. по¬собие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2013 2. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2012 3. Великович Л.С., Цветкова М.С. Программирование для начинающих: учеб. издание. — М., 2011. 4. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А.Залогова — М., 2011. 5. Логинов М.Д., Логинова Т.А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб. пособие. — М., 2010. 6. Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. М.С.Цветковой. — М., 2013. 7. Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.В. Информационная безопасность: учеб. пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2013. 8. Назаров С.В., Широков А.И. Современные операционные системы: учеб. пособие. — М., 2011. 8 9. Новожилов Е.О., Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013. 10. Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б.Г. Программирование: Основы алгоритми-зации и программирования: учебник / под ред. Б.Г.Трусова. — М., 2014. 11. Сулейманов Р.Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс: учеб. пособие. — М.: 2012 12. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014. 13. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2014. 14. Шевцова А.М., Пантюхин П.Я. Введение в автоматизированное проектирование: учеб. пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы АДЕМ. — М., 2011. Интернет-ресурсы 1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР). www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ре-сурсов). www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Ин-форма¬тика»). 2. www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информа¬ционным технологиям). 3. http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕ-СКО» по ИКТ в образовании). 4. www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Мате-матика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»). 5. www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образова-нии»). 6. www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового обра-зова¬ния»). 7. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Фе¬дерации). 8. www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения). www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux). www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Знания: Основные понятия автоматизированной обработки информации Знание назначения применения автоматизированной обработки информации и Тестирование, практическая работа. Общий состав и структуру персональных электронновычислительных машин и вычислительных систем Знание характеристик аппаратного и программного обеспечение. Тестирование, практическая работа. Состав, функции и возможности информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности Назначение коммуникационных служб Интернета. Понимать, что есть поисковый каталог, поисковый указатель, прикладные протоколы. Тестирование, практическая работа, самостоятельная работа. Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации Знание основных методов Тестирование, практическая работа. Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности Знание работы основных Тестирование. прикладных программ Основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности Знание способов защиты Тестирование. информации и антивирусной защиты Умения: Использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных системах Создание информационных Выполнение объектов сложной структуры. работ 10 практических Использовать в профессиональной Использование прикладного Выполнение работы деятельности различные виды программного обеспечения программного обеспечение практической Применять компьютерные и Использование телекоммуникационные средства Интернета практической ресурсов Выполнение работы Компетенции: ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Демонстрация возможности Беседа, наблюдение, использования ИКТ выводы. ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Демонстрация поиска Беседа, наблюдение, информации в различных выводы. информационных ресурсах и выполнения заданий с использованием ИКТ. ОК 3. Планирование реализовывать собственное личностное развитие и Понимание путей повышения Беседа, наблюдение, выводы, и качества и анализ. конкурентоспособности продукции, механизма функционирования организации. ОК 9. Использовать Демонстрация использования Тестирование, практическая информационноИКТ и выполнения заданий с работа. коммуникационные технологии в использованием ИКТ. профессиональной деятельности 11