УПВ.02 Информатика

1

Рабочая программа
по информатике разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее – ФГОС СПО) по профессии 23.01.07. Машинист крана (крановщик), приказ
Минобрнауки России № 178 от 13марта 2018 г.;ФГОС СОО приказ N 413 от 17 мая 2012
г.(изменения в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N
1578, от 29.06.2017 N 613); Примерной основной образовательной программы среднего
общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Шумихина Екатерина Алексеевна, преподаватель ГБПОУ

СО

«Сухоложский многопрофильный техникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ
1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................................................ 4

2МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ............................................. 7
3ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ................................................................................. 11
4ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
....................................................................................................................................................... 21
5УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ......................................................................... 26

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая

программа

общеобразовательного

учебного

предмета

«Информатика» предназначена для изучения математики при подготовке
квалифицированных рабочих по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик)
ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующем
образовательную

программу

среднего

общего

образования

в

пределах

освоения основной профессиональной образовательной программы СПО
(ППКРС)

на

базе

основного

общего

образования

при

подготовке

квалифицированных рабочих и служащих.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения
учебного предмета «Информатика», в соответствии с Рекомендациями по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного

общего

образования

с

учетом

требований

федеральных

государственных образовательных стандартов и получаемой
среднего

профессионального

образования

(письмо

профессии

Департамента

государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 №
общеобразовательного
профессиональных

учебного

образовательных

06-259) и примерной программы
предмета

организаций,

«Информатика»
реализующих

для

основную

профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего
образования

с

одновременным

получением

среднего

общего

образования,

рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию. Протокол №
3 от 21 июля 2015 г.
Содержание программы «Информатике» направлено на достижение
следующих целей:


обеспечение сформированности представлений о социальных,

культурных и исторических факторах становления информатике


обеспечение сформированности логического, алгоритмического и

математического мышления;


обеспечение сформированности умений применять полученные

знания при решении различных задач;
4



обеспечение сформированности представлений о информатике как

части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем
описывать и изучать реальные процессы и явления;


обеспечение возможности успешного продолжения образования по

профессиям, связанным с осуществлением научной и исследовательской деятельности в
области информатике и смежных наук.
В программу включено содержание, направленное на формирование
у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования;

программы

подготовки

квалифицированных

рабочих,

служащих (ППКРС).

5

1.1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА»
Одной

из

характеристик

современного

общества

является

использование информационных и коммуникационных технологий во всех
сферах жизнедеятельности человека. Поэтому перед образованием, в том
числе профессиональным, стоит проблема формирования информационной
компетентности

специалиста

(способности

индивида

решать

учебные,

бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и
коммуникационных

технологий),

обеспечивающей

его

конкурентоспособность на рынке труда.
Учебная дисциплина «Информатика» включает следующие разделы:
•

«Информационная деятельность человека»;

•

«Информация и информационные процессы»;

•

«Средства информационных и коммуникационных технологий

(ИКТ)»;
•

«Технологии

создания

и

преобразования

информационных

объектов»;
•

«Телекоммуникационные технологии».

Содержание
разноуровневое

учебной
изучение

профессионального

дисциплины
информатики

образования

и

позволяет
для

реализовать

различных

обеспечить

связь

профилей
с

другими

образовательными областями, учесть возрастные особенности обучающихся,
выбрать различные пути изучения материала.
Изучение информатики на базовом уровне предусматривает освоение
учебного

материала

всеми

обучающимися,

когда

в

основной

школе

обобщается и систематизируется учебный материал по информатике в целях
комплексного продвижения студентов в дальнейшей учебной деятельности.
Особое внимание при этом уделяется изучению практико-ориентированного
учебного материала, способствующего формированию у студентов общей
информационной

компетентности,

готовности

к

комплексному

ис-

пользованию инструментов информационной деятельности.
При

организации

практических

занятий

и

внеаудиторной

самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся
на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, в учебной и
6

специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением
результатов.

Это

способствует

формированию

у

студентов

умений

самостоятельно и избирательно применять различные программные средства
ИКТ,

а

также

дополнительное

цифровое

оборудование

(принтеры,

графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться
комплексными способами обработки и предоставления информации.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика»
завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета.
2 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Информатика» входит в состав обязательной предметной
области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина «Информатика» изучается в общеобразовательном цикле
учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
•

личностных:

-

чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям

отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
-

осознание своего места в информационном обществе;

-

готовность

и

способность

к

самостоятельной

и

ответственной

творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных
технологий;
-

умение

использовать

достижения

современной

информатики

для

повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной
деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
-

умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной

работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств
сетевых коммуникаций;
-

умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить

самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с исполь 7

зованием современных электронных образовательных ресурсов;
метапредметных:

•

умение определять цели, составлять планы деятельности и определять

-

средства, необходимые для их реализации;
использование различных видов познавательной деятельности для реше-

-

ния информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения,
описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и
проектной

деятельности

с

использованием

информационно-коммуникационных

технологий;
-

использование различных информационных объектов, с которыми

возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений
и процессов;
-

использование различных источников информации, в том числе

электронных

библиотек,

умение

критически

оценивать

и

интерпретировать

информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
-

умение

анализировать

и

представлять

информацию,

данную

в

электронных форматах на компьютере в различных видах;
-

умение

использовать

средства

информационно-коммуникационных

технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением

требований

ресурсосбережения,

эргономики,

правовых

и

техники

этических

норм,

безопасности,
норм

гигиены,

информационной

безопасности;
-

умение публично представлять результаты собственного исследования,

вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы предст авляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
-

сформированности

представлений

о

роли

информации

и

информационных процессов в окружающем мире;
-

владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов

формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических
конструкций, умение анализировать алгоритмы;
-

использование

готовых

прикладных

компьютерных

программ

по

профилю подготовки;
-

владение способами представления, хранения и обработки данных на

компьютере;
8

-

владение компьютерными средствами представления и анализа данных в

электронных таблицах;
-

сформированности представлений о базах данных и простейших

средствах управления ими;
-

сформированности

представлений

о

компьютерно-математических

моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта
(процесса);
-

владение

типовыми

приемами

написания

программы

на

алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных
конструкций языка программирования;
-

сформированности

базовых

навыков

и

умений

по

соблюдению

требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со
средствами информатизации;
-

понимание основ правовых аспектов использования компьютерных

программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
-

применение на практике средств защиты информации от вредоносных

программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и
средствами коммуникаций в Интернете.
Соответственно ФГОС по профессии 23.01.07. Машинист крана (крановщик)
формируются общие компетенции:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).

9

В

соответствии

с

ФГОС

общего

среднего

образования

формируются

универсальные учебные действия (УУД):
Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Самоопределение

(мотивация

Планирование (определение цели,

учения, формирование основ гражданской функций
идентичности личности).

участников,

способов

взаимодействия).

Смыслообразования(

«какое

Постановка

вопросов

значение, смысл имеет для меня учение», и (инициативное сотрудничество в поиске и
уметь находить ответ на него).

сборе информации).

Нравственно-этического
оценивания

(оценивание

содержания,

исходя

из

личностных

ценностей,

Разрешение

усваиваемого (выявление,
социальных

конфликтов

идентификация

проблемы,

и поиск и оценка альтернативных способов

обеспечивающее разрешения конфликта, принятие решения

личностный моральный выбор).

и его реализация).
Управление поведением партнёра
точностью

выражать

свои

мысли

(контроль, коррекция, оценка действий
партнёра умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли).
Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Общеучебные

Целеполагание

-

формулирование

(постановка

познавательной учебной задачи на основе соотнесения

цели;

того,
- поиск и выделение информации;

что

уже

известно

и

усвоено

учащимися, и того, что ещё неизвестно).

- знаково-символические

Планирование

(определение

- моделирование

последовательности промежуточных целей

Логические

с

-

анализ

с

целью

- синтез как составление целого из
восполняя

результата;

действий).
Прогнозирование (предвосхищение

недостающие результата

компоненты;

и

уровня

усвоения,

его

временных характеристик).

- выбор оснований и критериев для
сравнения,

конечного

выделения составление плана и последовательности

признаков (существенных, несущественных)
частей,

учётом

сериации,

Контроль

(в

форме

сличения

классификации способа действия и его результата с
10

объектов;

заданным эталоном с целью обнаружения

- подведение под понятие, выведение отклонений и отличий от эталона)
следствий;

Коррекция (внесение необходимых

-установление

причинно- дополнений и корректив в план и способ

следственных связей;

действия в случае расхождения эталона,

-

построение

логической

цепи реального действия и его продукта).

рассуждений;

Оценка (выделение и осознание

- доказательство;
-

выдвижение

учащимися того, что уже усвоено и что
гипотез

и

их ещё

обоснование.

подлежит

усвоению,

осознание

качества и уровня усвоения).

Действия постановки и решения

Волевая

саморегуляция

(способность к мобилизации сил и энергии;

проблем:
- формулирование проблемы;

способность к волевому усилию – к выбору

- самостоятельное создание способов в ситуации мотивационного конфликта и к
решения проблем творческого и поискового преодолению препятствий).
характера.

3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Вид учебной работы
Объем образовательной нагрузки

Количество
часов
408

Самостоятельная работа

136

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

272

в том числе:
лекции

82

практические занятия

190

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

11

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторные занятия. Содержание обучения
Введение. Правила техники безопасности и гигиена
труда.

2

1. Информационная деятельность человека

18

2. Информация и информационные процессы

64

3. Средства ИКТ

26

4. Технологии создания и преобразования информаци- 62
онных объектов
5.Технология работы с информационными структурами – 24
электронными таблицами и базами данных.
6. Телекоммуникационные технологии

74

Итого

270

Итоговая аттестация в форме дифзачета

2

Всего

272

12

Количество часов

№
занят
ия

№

Всего

Тема занятия

уроков

Практи

Сам.

ческих

работы

16

14

Уровень
освоения

1 курс
1. Информация и информационные процессы (раздел 1)

30

2-3

1

1-2

Информация и ее свойства и виды. Этапы работы с информацией.

2

С/р № 1 2-3

2

3-4

Приемы работы с информацией. Подходы к измерению информации.

2

(14ч)

3

5-6

Практическое занятие 1.1. Представление информации в различных системах счисление

2

4

7-8

Информация и моделирование. Цифры и числа. Десятичная система счисления.

2

2-3

5

9-10

Цифры и числа. Двоичная система счисления.

2

2-3

6

11-12

Практическое занятие 1.2. Десятичная система счисления. Двоичная система счисления.

2

2

2-3

7

13-14

Практическое занятие 1.3. Основы алгоритмизации

2

2

2-3

8

15-16

Способы описания алгоритмов. Алгоритмы.

2

9

17-18

Практическое занятие 1.4. Построение простых блок – схем алгоритмов программ. 2

2

2-3
2-3

2-3
2

2-3

Построение блок – схем с циклом.
10

19-20

Правила применения символов и выполнение схем

11

21-22

Практическое занятие 1.5. Написание программ по блок – схемам в среде Pascal, с 2

2

2-3
2

2-3

2

2

циклом Pascal.
12

23-24

Практическое занятие 1.6.Решение задач с помощью блок – схем.

2

13

25-26

Знакомства с программой LibreOfficeCals

2

2

13

14

27-28

Практическое занятие 1.7..Создание таблиц. Формирование таблиц.

2

2

2-3

15

29-30

Практическое занятие 1.8.Создание таблиц с расчетами. Абсолютные и относительные 2

2

2-3

ссылки.
2.Средства ИКТ
17

31-32

26

16

14

2-3

История и состав персонального компьютера. Процессор, системная плата. Определение 2

С/р № 2 2-3

основных характеристик.

(10ч)

18

33-34

Структура и виды компьютеров.

19

35-36

Практическое занятие 2. Соединение блоков персонального компьютера между собой. 2

2

2-3
2

2-3

Автоматизированное рабочее место.
20

37-38

Практическое занятие 2.1. Установка ОС. Настройка ОС.

2

2

2

21

39-40

Практическое занятие 2.2. Подключение и настройка сети. Организация антивирусной 2

2

2-3

2

2

2-3

рабочему месту. 2

2

2-3

защиты.
22

41-42

Практическое занятие 2.3. Настройка антивирусной защиты.

23

43-44

Практическое

занятие

2.4.

Эксплуатационные

требования

к

Организация рабочего места.
24

45-46

ИКТ и проектные технологии

2

25

47-48

Практическое занятие 2.5. Изучение состава системного блока и устройства принтера.

2

2

2-3

26

49-50

Практическое занятие 2.6. Изучение принципа работы принтера и сканера.

2

2

2-3

27

51-52

Современные средства связи, записи звука и изображений, рисунков и чертежей

2

28

53-54

Практическое занятие 2.7. Сотовая мобильная связь

2

29

55-56

Цифровая фотография и ксерография

2

2-3

С/р № 3 2-3
2

(4ч)

2-3
2-3

14

3. Технологии создания и преобразования информационных объектов (раздел 1)

22

14

10

2-3

30

57-58

Основы сайтостроения.

2

31

59-60

Практическое занятие 3.1. Поисковая служба Интернет.

2

32

61-62

Язык гипертекстовой разметки HTML

2

33

63-64

Практическое занятие 3.2. HTML, HTML таблица.

2

2

2-3

34

65-66

Практическое занятие 3.3. HTML гиперссылки.

2

2

2-3

35

67-68

Практическое занятие 3.4. Проверка орфографии и грамматики.

2

2

2-3

36

69-70

Практическое занятие 3.5. Создание компьютерной публикации.

2

2

2-3

37

71-72

Автоматизация обработки числовых данных.

2

38

73-74

Практическое

занятие

3.6.

Графическое

представление

занятие

3.7.

Математическая

С/р № 4 2-3
2

(10ч)

2-3
2-3

2-3

числовых

данных

по 2

2

2-3

числовых

данных

по 2

2

2-3

специальности.
39

75-76

Практическое

обработка

специальности.
40

77-78

Контрольная работа

2

4. Информация и информационные процессы (раздел 2)

18

2-3
12

41

79-80

Знакомство с программой LibreOfficeBase

2

42

81-82

Практическое занятие 4.1. Создание баз данных. Поиск информации в базах данных.

2

2

43

83-84

Практическое занятие 4.2. Составление

в базах данных. Создание SQL- 2

2

запросов

8

2-3

С/р № 5 2-3
(8ч)

2-3
2-3

запросов.
44

85-86

Автоматизация обработки текстового документа.

2

2-3

45

87-88

Знакомство с программой Libre Office Writer.

2

2-3

46

89-90

Практическое занятие 4.3. Создание документа

2

2

2-3
15

47

91-92

Практическое занятие 4.4. Основы форматирования. Работа с макросами.

2

2

2-3

48

93-94

Практическое занятие 4.5. Работа с заголовками и оглавлением. Проектирование 2

2

2-3

2

2-3

документа и его стили.
49

95-96

Практическое занятие 4.6. Верстка страниц многострочного документа. Добавление 2
функциональности, используя расширения.

5. Телекоммуникационные технологии (раздел 1)

56

44

26

2-3

50

97-98

Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации

2

С/р № 6 2-3

51

99-100

Практическое занятие 5.1.Браузер. Интернет - магазин

2

2

52

101-102

Практическое занятие 5.2. Интернет - библиотека

2

2

2-3

53

103-104

Практическое занятие 5.3. Интернет - словарь

2

2

2-3

54

105-106

Практическое занятие 5.5. Интернет - СМИ

2

2

2-3

55

107-108

Методы создания и сопровождения Видеоконференция.

2

2-3

56

109-110

Локальные компьютерные сети.

2

2-3

57

111-112

Локальные компьютерные сети.

2

2-3

58

113-114

Практическая работа 5.7. Типы сетей

2

2

С/р № 7 2-3

59

115-116

Практическое занятие 5.8. Топология сети

2

2

(14ч)

60

117-118

Практическое занятие 5.9. Технические средства коммуникации

2

2

2-3

61

119-120

Практическое занятие 5.10. Организация работы в сети

2

2

2-3

62

121-122

Практическое занятие 5.11. Сетевые протоколы

2

2

2-3

63

123-124

Коллективные сетевые сервисы в Интернете

2

64

125-126

Практическое занятие 5.12. Организация сетевого тестирования

2

2

2-3

65

127-128

Практическое занятие 5.13.Настройка видео веб - сессий

2

2

2-3

(12ч)

2-3

2-3

2-3

16

66

129-130

Практическое занятие 5.14.Настройка электронной почты

2

2

2-3

67

131-132

Практическое занятие 5.15.Создание резюме с помощью сайта для поиска работ

2

2

2-3

68

133-134

Облачный сервис Google.

2

69

135-136

Практическое занятие 5.16. Работа в облачном сервисе - диск

2

2

2-3

70

137-138

Практическое занятие 5.17. Создание аккаунта в Google.

2

2

2-3

71

139-140

Практическое занятие 5.18. Интернет-турагентство.

2

2

2-3

72

141-142

Практическое занятие 5.19. Создание рабочей станции.

2

2

2-3

73

143-144

Практическое занятие 5.20. Работа в облачном сервисе – диск.

2

2

2-3

74

145-146

Практическое занятие 5.21. Создание аккаунта в Google

2

2

2-3

75

147-150

Практическое занятие 5.22. Создание блогов с помощью Google

4

4

2-3

76

151-152

Практическое занятие 5.23. Геосервисы Google

2

2

2-3

2-3

2 курс
77

153-154

Введение. Правила техники безопасности и гигиена труда.

1. Информация и информационные процессы (раздел 3)
78

155-156

Работа с программой Libre Office Writer.

79

157-160

Практическое занятие 1.1. Работа

2
16

2
12

2-3

С/р № 8 2-3

2

с программой Libre Office Writer. Создание 4

6

4

(6ч)

2-3

документа по специальности.
80

161-162

Практическое занятие 1.2. Автозаполнение ячеек.

2

2

2-3

81

163-164

Практическое занятие 1.3. Группировка данных. Промежуточные итоги.

2

2

2-3

82

165-166

Практическое занятие 1.4.Макросы и их возможности.

2

2

2-3

83

167-168

Практическое занятие 1.5.Макросы и их возможности.

2

2

2-3

84

169-170

Автоматизация обработки баз данных.

2

2-3
17

2.Информационная деятельность человека

18

16

12

2-3

85

171-172

Основные этапы информационного развития общества

2

86

173-174

Практическое занятие 2.1.Информационные ресурсы общества

2

2

87

175-176

Практическое занятие 2.2.Образовательные информационные ресурсы

2

2

2-3

88

177-178

Практическое занятие 2.3.Инсталляция и обновление программного обеспечения

2

2

2-3

89

179-180

Практическое занятие 2.4.Обработка информации

2

2

2-3

90

181-182

Практическое занятие 2.5.Сбор и передача информации

2

2

2-3

91

183-184

Практическое занятие 2.6.Поиск и хранение информации

2

2

2-3

92

185-186

Практическое занятие 2.7. Оптическое распознавание

2

2

2-3

93

187-188

Практическое занятие 2.8. Архивирование и сжатие информации

2

2

2

40

28

18

3 .Технологии создания и преобразования информационных объектов (раздел 2)

С/р № 9 2-3
(12ч)

2-3

2-3

94

189-190

Практическое занятие 3.1. HTML создание личной страницы

2

2

С/р№ 10 2

95

191-194

Практическое занятие 3.2.Создание компьютерной публикации по специальности. 4

4

(18ч)

2

Вставка графических объектов.
96

195-196

Использование систем проверки орфографии и грамматики.

97

197-198

Практическое занятие 3.3.Создание и редактирование графических объектов средствами 2

2

2-3
2

2-3

4

2-3

компьютерных презентаций.
98

199-202

Практическое занятие 3.4.Создание собственной презентации по специальности.

4

99

203-204

Защита проекта

2

2

100

205-206

Автоматизация обработки числовых данных

2

2-3

101

207-208

Компьютерная графика. Мультимедийная среда

2

2-3

102

209-210

Практическое занятие 3.5. Создание и редактирования мультимедийных объектов

2

2

2-3
18

103

211-212

Знакомство с программами для работы обьемных объектов

2

2-3

104

213-214

Основные принципы работы с программой CorelDRAW

2

2-3

105

215-216

Практическое занятие 3.6. Знакомство с программой CorelDRAW

2

2

2-3

106

217-218

Практическое занятие 3.7. Работа в CorelDRAW

2

2

2-3

107

219-222

Практическое занятие 3.8. CorelDRAW создание объекта по специальности.

4

4

2-3

108

223-226

Практическое занятие 3.9. Создание графических объектов

4

4

2-3

109

227-228

Практическое занятие 3.10. Перевод графических объектов в программу редактор 3d 2

2

2-3

моделей
4.Технология работы с информационными структурами – электронными таблицами и базами 26

20

12

2-3

данных.
110

229-232

Расчеты в электронных таблицах Open office Calc

4

С/р№ 11 2-3

111

233-236

Практическое занятие 4.1 Организация расчетов в Open office Calc.

4

4

112

237-240

Практическое занятие 4.2 Организация расчетов в Open office Calc по специальности.

4

4

2-3

113

241-244

Практическое занятие 4.3 Использование функций в расчетах в Open office Calc.

4

4

2-3

114

245-248

Практическое занятие 4.4 Использование функций в расчетах в Open office Calc по 4

4

2-3

4

2-3

(12ч)

2-3

специальности.
115

249-252

Практическое занятие 4.5 Построение и форматирование диаграмм в Open office Calc по 4
специальности.

116

253-254

Практическое занятие 4.6 Фильтрация данных.

5.Телекоммуникационные технологии (раздел 2)

2

2-3

16

16

16

2-3

117

255-256

Практическое занятие 5.7. Сервисы Google

2

2

С/р№ 12 2-3

118

257-258

Практическое занятие 5.8. Создание и работа в Google - документе

2

2

(16ч)

2-3
19

119

259-260

Практическое занятие 5.9. Создание и работа в Google - таблице

2

2

2-3

120

261-264

Практическое занятие 5.10. Создание и работа в Google - презентации

2

2

2-3

121

265-268

Знакомство с программой learningapps.org

4

4

2-3

122

269-270

Практическое

программе 2

2

2-3

Дифференцированный зачет

2

2

2-3

Итого

272

190

занятие

5.11.

Создание

заданий

по

профессии

в

learningapps.org
123
124

271-272

136

20

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на Формир Формы и методы контроля и
Содержание обучения

уровне учебных действий)

уемые

оценки результатов обучения

ОК
Введение

Поиск сходства и различия протекания информационных процессов у
человека, в биологических, технических и социальных системах.
Классификация информационных процессов по принятому основанию.

Тематическое
ОК 1-7

тестирование

(письменная форма)

Выделение основных информационных процессов в реальных системах
Техника безопасности при работе с ВТ.
1. Информация и информационные процессы
1.1.Представление

и Оценка информации с позиций ее свойств (достоверности, объективности,

Тематическое

тестирование

обработка

полноты, актуальности и т.п.).

(письменная форма)

информации

Знание о дискретной форме представления информации.

Практическое занятие № 1.1-

Знание

способов

кодирования

и

декодирования

информации.

Представление о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире.

1.28
ОК 1-7

(Выполнение

заданий

на

закрепление знаний и умений,

Владение компьютерными средствами представления и анализа данных.

расширение

знаний.

Умение отличать представление информации в различных системах

Письменная

форма)

счисления.

Разработаны критерии оценки

Знание математических объектов информатики.

выполнения

Представление о математических объектах информатики, в том числе о

работ

практических

21

логических формулах
1.2. Алгоритмизация и Владение навыками алгоритмического мышления и понимание непрограммирование

обходимости формального описания алгоритмов.
Умение понимать программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном

алгоритмическом

анализировать

алгоритмы

технологии

с

языке

высокого

использованием

решения конкретной

задачи

уровня.

Умение

таблиц.

Реализация

с помощью

конкретного

программного средства выбирать метод ее решения. Умение разбивать
процесс решения задачи на этапы.
Определение по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм
1.3.

Компьютерное Представление о компьютерных моделях.

моделирование

Оценка адекватности модели и моделируемого объекта, целей моделирования.
Выделение в исследуемой ситуации объекта, субъекта, модели. Выделение
среди свойств данного объекта существенных свойств с точки зрения
целей моделирования
Оценка и организация информации, в том числе получаемой из средств
массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью. Умение
анализировать и сопоставлять различные источники информации

2. Информационная деятельность человека
2.1

Информационная Классификация информационных процессов по принятому основанию.

деятельность человека

Владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в

ОК 1-7

Тематическое

тестирование

(письменная форма)
22

формирование современной научной картины мира. Исследование с

Практическое занятие № 2.1 –

помощью информационных моделей структуры и поведения объекта в

2.8

соответствии

(Выполнение

с

поставленной

задачей.

Выявление

проблем

заданий

на

жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и

закрепление знаний и умений.

оценка предлагаемых путей их разрешения.

Письменная

Использование ссылок и цитирования источников информации. Знание

Разработаны критерии оценки

базовых принципов организации и функционирования компьютерных

выполнения

сетей.

работ

форма).
практических

Владение нормами информационной этики и права.
Соблюдение принципов обеспечения информационной безопасности,
способов и средств обеспечения надежного функционирования средств
ИКТ
3. Средства информационных и коммуникационных технологий
3.1.

Архитектура Умение анализировать компьютер с точки зрения единства его аппаратных

компьютеров

Тематическое

тестирование

и программных средств.

(письменная форма)

Умение анализировать устройства компьютера с точки зрения организации

Практическое занятие №3.1 –

процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации.

3.15

Умение определять средства, необходимые для осуществления ин- ОК 1-7

(Выполнение

формационных процессов при решении задач.

закрепление знаний и умений,

Умение анализировать интерфейс программного средства с позиций

расширение

исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы

Письменная форма)

заданий

на
знаний.

отказов.
Выделение и определение назначения элементов окна программы
23

3.2.

Компьютерные Представление о типологии компьютерных сетей.

сети

Определение программного и аппаратного обеспечения компьютерной
сети.
Знание возможностей разграничения прав доступа в сеть

3.3.
гигиена,

Безопасность, Владение базовыми навыками и умениями по соблюдению требований
эргономика, техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со

ресурсосбережение.
Защита

средствами информатизации.

информации, Понимание основ правовых аспектов использования компьютерных

антивирусная защита

программ и работы в Интернете.
Реализация антивирусной защиты компьютера

4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
Технологии создания и Представление о способах хранения и простейшей обработке данных.

Тематическое

тестирование

преобразования

Владение основными сведениями о базах данных и средствах доступа к

(письменная форма)

информационных

ним; умение работать с ними.

Практическое занятие № 4.1 –

объектов

Умение работать с библиотеками программ. Опыт использования

4.18

компьютерных средств представления и анализа данных.

(Выполнение

Осуществление обработки статистической информации с помощью ОК 1-7

закрепление знаний и умений,

компьютера.

расширение

Пользование базами данных и справочными системами

Письменная форма)

заданий

на
знаний.

Разработаны критерии оценки
выполнения

практических

работ
Самостоятельная работа № 4
24

Задания

для

овладения

знаниями, умениями
Разработаны
оценивания

критерии
самостоятельной

работы № 4
5. Телекоммуникационные технологии
5.1.Телекоммуникацио
нные технологии

Представление о технических и программных средствах телеком-

Тематическое

муникационных технологий.

(письменная форма)

Знание способов подключения к сети Интернет.

Практическое занятие № 5.1-

Представление о компьютерных сетях и их роли в современном мире.

5.19

Определение ключевых слов, фраз для поиска информации.

(Выполнение

Умение использовать почтовые сервисы для передачи информации.

закрепление знаний и умений,

Определение общих принципов разработки и функционирования интернет
- приложений.
Представление

о

способах

создания

и

сопровождения

ОК 1-7

тестирование

заданий

расширение

на
знаний.

Письменная форма)

сайта.

Представление о возможностях сетевого программного обеспечения.
Планирование индивидуальной и коллективной деятельности с использованием

программных

инструментов

поддержки

управления

проектом.
Умение анализировать условия и возможности применения программного
средства для решения типовых задач

25

5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ и МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение программы учебной дисциплины «Информатика» предполагает наличие в профессиональной образовательной
организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во
время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Грошев А. С., Закляков П. В. Информатика. Учебник. М.: ДМК Пресс, 2019. 674 с.
2.
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014.
3.
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и
гуманитарного профилей. — М., 2014.
4.
Беляева Т. М., Кудинов А. Т., Пальянова Н. В. Правовая информатика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата /
ред. Чубукова С. Г. М.: Юрайт, 2019. 314 с.
5.
Набиуллина С.Н. Информатика и ИКТ. Курс лекций. М.: Лань, 2019. 72 с.
6.
Новожилов О. П. Информатика. Учебник. М.: Юрайт, 2014. 620 с.
7.
Правовая информатика. Учебник и практикум / ред. Элькин В. Д. М.: Юрайт, 2014. 402 с.
8.
Софронова Н. В., Бельчусов А. А. Теория и методика обучения информатике. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 402 с.
9.
Филимонова Е. В. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности. Учебник. М.: Юстиция,
2019. 216 с.
10.
Хлебников А. А. Информатика. Учебник. М.: Феникс, 2017. 448 с.
11.
Цацкина Е. П., Царегородцев А. В. Информатика и методы математического анализа. Учебно-методическое пособие. В 2
частях. Часть 1. Информатика. М.: Проспект, 2019. 96 с.
12.
Шмелева А. Г., Ладынин А. И. Информатика. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Microsoft Word.
Microsoft Excel: теория и применение для решения профессиональных задач. М.: ЛЕНАНД, 2020. 304 с.
Интернет-ресурсы
1.

www.fcior.edu.ru(Федеральный

центр

информационно-образовательных

ресурсов

—

ФЦИОР).

www.school-

collection.edu.ru(Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). www.intuit.ru/studies/courses(Открытые интернет-курсы «Интуит»
по курсу «Информатика»).
2.

www.lms.iite.unesco.org(Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).

3.

http://ru.iite.unesco.org/publications(Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
26

4.

www.megabook.ru(Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника /

Компьютеры и Интернет»).
5.

www.ict.edu.ru(портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»).

6.

www.digital-edu.ru(Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).

7.

www.window.edu.ru(Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).

8.

www.freeschool.altlinux.ru(портал Свободного программного обеспечения). www.heap.altlinux.org/issues/textbooks(учебники и

пособия по Linux). www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice(электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»)

27

ПРИЛОЖЕНИЕ
Содержание самостоятельных работ.
№
с.р

1

5

Содержание
Раздел 1. Информация и информационные процессы
Решение задач.
№ 1 Сообщение записано с помощью алфавита, содержащего 8 символов. Какое
количество информации несет одна буква этого алфавита?
№ 2 Информационный объем одного символа некоторого сообщения равен 6 битам.
Сколько символов входит в алфавит, с помощью которого было составлено это
сообщение?
2. Составить сообщение «Разные подходы к измерению информации»
Составить каталог «Система счисления»
1. Заполнить таблицу от 1 до 15.
Десятичная
Двоичная
Восьмеричная
Шестнадцатеричная
система
система
система
система
1
Решение задач на перевод чисел из одной системы счисления в другую
1. Прочитайте внимательно
https://www.sites.google.com/site/informatika1011kl/sistemy-scislenia-1
Решить задачи на перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Выполните вычитание чисел.
1. 10000010012-1111101002;
2. 11110001012-11001101012;
3. 1100110101,12-1011100011,012;
4. 1501,348-1374,58;
5. 12D,316-39,616.
Переведите числа в десятичную систему счисления.
а) 11001110012;
б) 100111012;
в) 1111011,0012;
г) 110000101,012;
д) 1601,568;
е) 16E,B416.
Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и
шестнадцатеричную системы счисления.
а) 737;
б) 92;
в) 934,25;
г) 413,5625;
д) 100,94.
Решение задач с программой блок – схема.
Найти результат работы алгоритма:

кол.
часов
28
14

8

8
28

Дана блок-схема алгоритма, найти рещения.

8

Подготовить сообщение «Алгоритмы».
Параметры для создания сообщения:
верхнее поле – расстояние между верхним краем страницы и верхним краем первой
строки на странице (обычно в документах 2 см);
нижнее поле – расстояние между нижним краем страницы и нижним краем
последней строки на странице (2 см);
левое поле- расстояние между левым краем страницы и левым краем всех строк, не
имеющих отступа по левому краю (2,5-3 см);
правое поле – расстояние между правым краем страницы и правым краем всех
строк, не имеющих отступа по правому краю (1,5 см).

Раздел 2. Средства ИКТ

6

14

29

2

Составить таблицу «Архитектура ПК».
Составить схему «Виды программного обеспечения».
Подготовить сообщение «Многообразие внешних устройств для ПК» 3 страницы
Параметры для создания сообщения:
верхнее поле – расстояние между верхним краем страницы и верхним краем первой
строки на странице (обычно в документах 2 см);
нижнее поле – расстояние между нижним краем страницы и нижним краем
последней строки на странице (2 см);
левое поле- расстояние между левым краем страницы и левым краем всех строк, не
имеющих отступа по левому краю (2,5-3 см);
правое поле – расстояние между правым краем страницы и правым краем всех
строк, не имеющих отступа по правому краю (1,5 см).
На странице различают следующие структурные элементы:

основной текст;

верхний и нижний колонтитулы;

сноски.
Подготовить сообщение «Многообразие внешних устройств для ПК» 3 страницы
Параметры для создания сообщения:
верхнее поле – расстояние между верхним краем страницы и верхним краем первой
строки на странице (обычно в документах 2 см);
нижнее поле – расстояние между нижним краем страницы и нижним краем
последней строки на странице (2 см);
левое поле- расстояние между левым краем страницы и левым краем всех строк, не
имеющих отступа по левому краю (2,5-3 см);
правое поле – расстояние между правым краем страницы и правым краем всех
строк, не имеющих отступа по правому краю (1,5 см).
На странице различают следующие структурные элементы:

основной текст;

верхний и нижний колонтитулы;

сноски.
Форматирование абзацев
Выравнивание абзацев можно выполнить по левому краю, по правому краю, по
центру, по ширине (двустороннее выравнивание) с помощью кнопок выравнивания
Шрифт: Times New Roman Cyr - шрифт с засечками на концах символов.

10

Размер (кегль) — средняя высота символа, измеряется в пунктах 14 (пт)
3

Запись видео с настройкой ОС
Параметры видео
1. Формат – AVI
2. Продолжительность ролика не менее 30 минут.
Соотношение сторон (16:9)

Раздел 3. Технологии создания и преобразования информационных объектов.

4

28

30

Сообщение на тему HTML
Параметры для создания сообщения:
верхнее поле – расстояние между верхним краем страницы и верхним краем первой
строки на странице (обычно в документах 2 см);
нижнее поле – расстояние между нижним краем страницы и нижним краем
последней строки на странице (2 см);
левое поле- расстояние между левым краем страницы и левым краем всех строк, не
имеющих отступа по левому краю (2,5-3 см);
правое поле – расстояние между правым краем страницы и правым краем всех
строк, не имеющих отступа по правому краю (1,5 см).
На странице различают следующие структурные элементы:

основной текст;

верхний и нижний колонтитулы;

сноски.
Форматирование абзацев
Выравнивание абзацев можно выполнить по левому краю, по правому краю, по
центру, по ширине (двустороннее выравнивание) с помощью кнопок выравнивания
Шрифт: Times New Roman Cyr - шрифт с засечками на концах символов.
Размер (кегль) — средняя высота символа, измеряется в пунктах 14 (пт)
10 Создать сайт по профессии .Создать буклет на тему «Производительная
деятельность».
Создать презентацию «Современные браузеры».
1. Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
2. Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть
представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия,
имя, отчество автора; МБОУ, где работает автор проекта и его должность.
3. Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные
этапы (моменты) урока-презентации. Желательно, чтобы из содержания по
гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на
содержание.
4. Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное
количество объектов на слайде, цвет текста.
5. Последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список
литературы.
Раздел 4. Телекоммуникационные технологии.
Создать презентацию «Современные браузеры».
6
1. Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
2. Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть
представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия,
имя, отчество автора; МБОУ, где работает автор проекта и его должность.
3. Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные
этапы (моменты) урока-презентации. Желательно, чтобы из содержания по
гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на
содержание.
4. Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное
количество объектов на слайде, цвет текста.
5. Последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список
литературы
4

10

18

42
12

31

Создать презентацию «Сети».
14
1. Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
2. Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть
представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия,
имя, отчество автора; МБОУ, где работает автор проекта и его должность.
3. Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные
этапы (моменты) урока-презентации. Желательно, чтобы из содержания по
гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на
содержание.
4. Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное
количество объектов на слайде, цвет текста.
5. Последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список
литературы.
12 Произвести установку и настройку электронной почты и фильтров.
16
Инструкция. https://neumeka.ru/settings_mail.html
Создать задания в learningapps.org
Раздел 5. Информационная деятельность человека.
12
Создание таблиц в базе данных.
9
12
Создать Базу данных, из ниже перечисленных таблиц.
7

12
Раздел 6. Технология работы с информационными структурами – электронными
таблицами и базами данных.

32

Решение таблиц в программе «Libre Office Cals».
12
Задание 1. Ввод чисел в рабочую таблицу.
1. Переименуйте Лист 2, дав ему новое имя – Задание 1. Откройте лист Задание 1.
2. Введите соответствующие значения в ячейки:
A
B
C
D
Е
1
2 501000000 (123)
-123
0 1/3
0 1/2
3 0,000000005 123,4567 123,4567 123,4567
123,4567
4
123,4567 123,4567 123,4567
123,4567
Задание 2. Заполнение соседних ячеек одинаковыми данными.
1.
Переименуйте Лист 3, дав ему новое имя – Задание 2. Откройте лист
Задание 2.
2.
Введите в ячейку А1 текст (например, Утро). Вновь выделите ячейку А1. Рамка
выделения имеет в правом нижнем углу утолщение в виде прямоугольника. Это так
называемый маркер заполнения.
3.
Подведите указатель мыши к маркеру заполнения. Добейтесь, чтобы указатель
мыши принял вид тонкого черного креста. Удерживая нажатой левую кнопку мыши,
переместите указатель на несколько ячеек вниз.
4.
В ячейки С1 – С5 введите расписание уроков на сегодня.
5.
Выделите блок ячеек (С1 - С5), рамка выделения имеет общий маркер
заполнения.
6.
Протащите маркер заполнения на несколько ячеек вправо. Отрегулируйте
ширину столбцов.
7.
Выделите все блоки ячеек, кроме С1-С5 и удалите данные из этих ячеек (Delete).
Задание 3. Использование списков для автозаполнения.
1.
В одну из ячеек введите название вашего любимого месяца.
2.
Протащите маркер заполнения на несколько ячеек вниз. Вместо ожидаемого
копирования произошло заполнение ячеек в соответствии с последовательным списком
месяцев года. В Excel есть несколько списков заготовок (например, дата, время и т.п.).
3.
Удалите все месяцы, кроме одного.
4.
Выделите месяц и протащите маркер заполнения вверх.
5.
Выделите месяц и протащите маркер вправо, а затем влево.
6.
Сделайте подобное заданию 5.5, предварительно задав: дату - 29.02.2000, время
- 13:25:44.
Задание 4. Задание правила для заполнения.
1.
Иногда возникает необходимость заполнять соседние ячейки не одинаковыми
данными, а в соответствии с каким-либо правилом. Самым распространенным
примером может служить обычная нумерация (для нумерации столбцов или строк).
2. В ячейку D5 введите число 1. В ячейку D6 введите число 2.
3. Выделите обе ячейки и протащите общий маркер заполнения вниз на несколько
ячеек. Как произошло заполнение ячеек?
4. Повторите все действия предыдущего задания, только протащите маркер
заполнения не вниз, а вверх, вправо, влево.
5. По аналогии с предыдущим примером составьте последовательности: нечетных
чисел, четных чисел, чисел, кратных трем.
6. В ячейку E5 введите дату 06.10.2001. В ячейку E6 - 06.11.2001. Отметьте обе
ячейки и протяните маркер заполнения на несколько ячеек вниз. Как произошло
заполнение ячеек?
7. Введите в ячейку F5 слово ИСТИНА. В ячейку F6 - слово ЛОЖЬ. Выделите обе
ячейки и протяните маркер заполнения на несколько ячеек в любую из сторон. Как
произошло заполнение ячеек?
8.
В любую ячейку введите название дня недели. Выделите эту ячейку и
протащите маркер заполнения в одну из сторон. Как произошло заполнение ячеек?

11

33

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».