Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», приказ Минобрнауки России № 1569 от 09 декабря 2016 г Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Калугина Светлана Анатольевна, преподаватель первой квалификационной категории СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………..6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………..9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………..10 3 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11 Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний 1. 2. 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний » по профессии 43.01.09 Повар, кондитер в ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» предназначена для изучения отдельными обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Характеристика обучающихся, в работе с которыми реализуется данная программа: Обучающиеся с ОВЗ с легкой степенью умственной отсталостью и задержкой психического развития (нарушение интеллекта) характеризуются: - сниженной работоспособностью вследствие возникающих явлений психомоторной расторможенности, возбудимости; - низким уровнем познавательной активности и замедленным темпом переработки информации; - неустойчивостью внимания, нарушением скорости переключения внимания, объем его снижен; - память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической; - наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно образное и особенно словесно-логическое; - имеются легкие нарушения речевых функций; - несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации; - ограниченные представления об окружающем мире. отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении. - характерна повышенная утомляемость. Быстро становятся вялыми или раздражительными, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. - отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. При обучении следует разговаривать спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в адаптационный цикл. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения дисциплины ОП.11 Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний обучающийся должен: знать: - основы социальных правоотношений; - общую характеристику законодательства о социальной защите инвалидов; - понятия инвалид, медико-социальная экспертиза, реабилитация инвалидов; - порядок получения инвалидности; - права и обязанности инвалидов; 4 - гарантии при поступлении инвалидов на работу. уметь: - обращаться в государственные органы; - писать заявление о приеме документов 1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки студента 38 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 36 часа; самостоятельной работы студента 2 часа. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 38 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: 36 практические занятия 10 Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: Промежуточная аттестация в форме 2 дифференцированного зачѐта 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 11 «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» № за ня ти я Содержание курса Всего часов Раздел 1. Понятие социальной адаптации, еѐ этапы, механизмы, условия 2 1 Социальная адаптация. Этапы, механизмы, условия. 2 Раздел 2. Конвенция ООН о правах инвалидов 3 Права и обязанности инвалидов. 4 5 Правила обращения в пенсионный отдел 6 Практическое занятие № 1 Раздел 3. Основы гражданского законодательства 7 Понятие и система гражданского права. Гражданский 8 кодекс РФ. 9 РФ. Понятие гражданско-правового договора. 10 Правоспособность и дееспособность граждан. 11 Основы наследственного права 12 Практическое занятие №2 13 Законодательство о защите прав потребителей. 14 Процессуальные аспекты защиты прав потребителей. Раздел 3. Основы семейного законодательства 15 Семейное законодательство РФ. Заключение и 16 прекращение брака Практическое занятие № 3 2 6 В т.ч. прак тичес ких 1 4 2 1 2 1 8 2 1 1 1 1 2 6 2 1,2 1 2 2 Уровень освоения 1,2 1 2 1 1,2 17 Права и обязанности супругов. 18 Практическое занятие № 4 19 Брачный договор 20 Раздел 4. Социальная защита инвалидов 21 Общая характеристика законодательства о социальной 22 защите инвалидов Практическое занятие № 5 2 2 2 1 1 Раздел 5. Медико-санитарная экспертиза, реабилитация инвалидов. 23 Понятия инвалид. Порядок получения инвалидности. 24 Практическое занятие № 6 25 Порядок проведения медико-санитарной экспертизы 26 Практическое занятие № 7 27 Реабилитация инвалидов 28 Самостоятельная работа № 1 Подготовка доклада: Центры реабилитации инвалидов Свердловской области. Раздел 6. Основы трудового законодательства 21 Трудовой кодекс РФ. Понятие труда, предмет и метод 22 трудового права. 6 2 2 1 1,2 2 1 1,2 23 Понятие и виды трудового правоотношения. 24 Практическое занятие № 8 25 Понятие, стороны и виды трудового договора. Трудовая 26 дисциплина и ответственность в сфере труда. Раздел 7. Трудоустройство инвалидов 27 Нормативные правовые акты, регулирующие труд 28 инвалидов. 29 Оформление трудовых отношений. 30 Создание доступных условий труда. Практическое занятие № 9 31 Рабочее время. Время отдыха. Дополнительные гарантии 32 охраны труда инвалидов. Оплата труда инвалидов. 33 Государственная политика в области трудоустройства 34 Инвалидов Практическое занятие № 10 Самостоятельная работа № 2 Сообщение на тему: ««Правила поведения на собеседовании при поступлении на работу»» 35 Дифференцированный зачет 36 1 2 1 2 1,2 1 1 6 2 1 1,2 1 2 1 1,2 2 1 8 2 2 2 1 1 2 2 1,2 1 1 1,2 1 2 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 7 1,2 3 3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета Оборудование учебных кабинетов: -посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий « Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний»; - комплект учебно-методической документации; - наглядные пособия. 3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1 Конституция РФ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ 2 Трудовой кодекс РФ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ 3 Семейный кодекс РФ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ 4 Гражданский кодекс РФ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ 5 Конвенция ООН о правах инвалидов. (https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml) 6 Конвенция о правах ребенка. (https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml) Захарова, Т. И. Социальное страхование и социальная защита. Учебно- методический комплекс [Электронный ресурс] / Захарова Т. И http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=6530 Электронные ресурсы: www.pfrf.ru Пенсионный фонд России 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения ( умения, знания) 1 Умения: Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 2 выполнения оценка результатов практической работы выполнения оценка результатов практической работы Применять навыки обращения в отдел социальной защиты населения, пенсионный отдел, суд, прокуратуру. Владеть навыками оформления и подачи оценка результатов документов в суд, прокуратуру. практической работы Уметь оформлять документы при поступлении оценка результатов практической работы на работу. выполнения выполнения Знания: Текущий контроль в форме устного или Понятие социальной адаптации, еѐ этапы, письменного опроса механизмы, условия Конвенция ООН о правах инвалидов Проверка сообщений в форме устного опроса Основы гражданского и семейного Устный или письменный опрос на занятии законодательства Социальная защита инвалидов Текущий контроль в форме устного или письменного опроса Медико-санитарная экспертиза, реабилитация Проверка сообщений в форме устного инвалидов. опроса Основы трудового законодательства Устный или письменный опрос на занятии Трудоустройство инвалидов Текущий контроль в форме устного или письменного опроса 10