Приложение 37
к ОПОП по специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация
и обслуживание электрического и
электромеханического
оборудования (по отраслям)
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение Свердловской
области «Сухоложский многопрофильный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 14 Основы электроники и схемотехники
Сухой Лог
2023
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее
ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Быкова
квалификационная категория.
Надежда
Александровна,
преподаватель,
высшая
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
6
10
12
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.14 Основы электроники и схемотехники
1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина ОП.14 Основы электроники и схемотехники
является обязательной частью общепрофессионального цикла основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
Учебная дисциплина ОП.14 Основы электроники и схемотехники
обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по
всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.11 «Техническая
эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического
оборудования (по отраслям)». Особое значение дисциплина имеет при
формировании и развитии ОК1-ОК5, ОК9, ОК10, ПК1.1-ПК1.4, ПК2.1-ПК2.3.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы
осваиваются умения и знания
учебной
дисциплины
обучающимися
Код
ПК, ОК
Умения
Знания
ОК1-ОК5,
ОК9,
ОК10,
ПК1.1ПК1.4,
ПК2.1ПК2.3
−
подбирать
устройства
электронной техники и оборудование с
определенными
параметрами
и
характеристиками;
−
рассчитывать
параметры
нелинейных
электрических цепей;
−
снимать показания и
пользоваться электронными
измерительными приборами
и приспособлениями;
−
собирать
электрические схемы;
-проводить исследования цифровых
электронных схем с использованием
средств
схемотехнического
моделирования
− классификацию электронных приборов,
их устройство и область применения
− методы расчета и измерения основных
параметров цепей;
− основы
физических
процессов
в
полупроводниках;
− параметры электронных схем и единицы
их измерения;
− принципы
выбора
электронных
устройств и приборов;
− принципы
действия,
устройство,
основные характеристики электронных
устройств и приборов;
− свойства
полупроводниковых
материалов;
− способы передачи информации в виде
электронных сигналов;
− устройство,
принцип
действия
и
основные характеристики электронных
приборов;
-математические основы построения цифровых
устройств
- основы цифровой и импульсной техники:
- цифровые логические элементы
1.3 Количество часов на освоение дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 64 академических часа,
в том числе:
- контактной (аудиторной) работы: 60 часа, в том числе в форме
практической подготовки: 30 часов;
- самостоятельной работы обучающегося: 4 часа.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
Объем часов
64
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы (в том числе в форме практической
подготовки)
30
30 (30)
практические занятия
-
контрольная работа
-
Самостоятельная работа 1
4
Промежуточная аттестация в форме
Дифференцированный
зачет
1
Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной
организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в
количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся,
предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.14 Основы электроники и схемотехники
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов К
о
д
ы
к
о
м
п
е
т
е
н
ц
и
й
,
ф
о
р
м
и
р
о
в
а
н
и
ю
к
о
т
о
р
ы
х
с
п
о
с
о
б
с
т
в
у
е
т
э
л
е
м
е
н
т
п
р
о
г
р
а
м
м
ы
1
2
Раздел 1 Основы
электроники
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Электронные приборы
1 Физические основы электронных приборов. Полупроводниковые диоды. Тиристоры.
2 Биполярные транзисторы. Полевые транзисторы.
3 Оптоэлектронные приборы.
4 Интегральные микросхемы (ИМС)
Лабораторные работы (в том числе в форме практической подготовки)
Лабораторная работа 1
Определение параметров диода прямого и обратного смещения.
2 Лабораторная работа 2
Исследование входных и выходных характеристик биполярного транзистора.
3 Лабораторная работа 3
Определение по результатам опыта отпирающего напряжения и тока тиристора.
4 Лабораторная работа 4
Измерение выходного напряжения переменного источника, с фазоуправляемым
тиристором в качестве регулирующего элемента.
5 Лабораторная работа 5
Построение рабочие характеристик фоторезистора, фотодиода и светодиода с
помощью осциллографа
Самостоятельная работа 1
1
Тема 1.2.
Электронные ключи и
формирование
импульсов
1 Составление электронной презентации по темам: «ВЧ и СВЧ полупроводниковые
диоды», «Электронно-лучевые трубки; Электронная лампа – диод; Триод; Тетрод;
Пентод».
2 Написание рефератов по темам: «Разновидности индикаторов», «Обозначение ИМС
по системе PROELECTRON».
Содержание учебного материала
1
Общая характеристика импульсных устройств. Диодные и транзисторные
электронные ключи. Формирование импульсов: ограничители, дифференцирующие
цепи, интегрирующие цепи.
3
4
22
О
К
1
О
2
2
2
2
12
2
2
2
2
4
2
5
4
ОК1-ОК5,
ОК9, ОК10,
ПК1.1-
Самостоятельная работа 2
1
1 Написание доклада по заданным темам: «Основные понятия, принцип действия,
основные параметры, временные диаграммы работы и принцип действия ключей на
биполярных транзисторах и ненасыщенных ключей. Их достоинства и недостатки»
Раздел 2 Основы
схемотехники
Тема 2.1.
Логические
запоминающие
устройства.
Содержание учебного материала
и
Логические элементы, классификация, основные понятия и основные параметры "И",
"ИЛИ", "НЕ" на диодных и транзисторных ключах.
2 Шифраторы и дешифраторы
3 Триггеры. Счетчики импульсов
Лабораторные работы (в том числе в форме практической подготовки)
1
10
2
2
2
4
Лабораторная работа 6
Исследование характеристик и параметров логических элементов и комбинаций
логических элементов.
Содержание учебного материала
14
1 Неуправляемые и управляемые выпрямители.
2 Инверторы. Стабилизаторы напряжения и тока
3 Преобразователи напряжения и частоты
Лабораторные работы (в том числе в форме практической подготовки)
2
2
2
8
ПК1.4,
ПК2.1ПК2.3
О
К
1
-
1
Тема 2.2.
Источники питания
преобразователи
и
Лабораторная работа 7
Исследование принципа действия и схем однополупериодного выпрямителей.
2 Лабораторная работа 8
Исследование принципа действия и схем двухполупериодного выпрямителей.
3 Лабораторная работа 9
Исследование принципа действия и схем стабилизаторов напряжения и тока.
Содержание учебного материала
11
1 Усилители напряжения. Усилители постоянного тока
2 Усилители мощности.
Лабораторные работы (в том числе в форме практической подготовки)
2
2
6
1
Тема 2.3.
Усилители
4
О
К
1
2
2
4
О
К
1
-
Лабораторная работа 10
Исследование схеминвертирующего усилителя постоянного тока.
2 Лабораторная работа 11
Исследование схеминвертирующего усилителя переменного тока.
3 Лабораторная работа 12
Исследование схемдвухкаскадного дифференциального усилителя.
Самостоятельная работа 3
1
1
2
2
2
1
Написание рефератов по темам: «Устройство, принцип действия, схема вычитающего
усилителя. Частотно-зависимая ОС (обратная связь). Схемы с диодами и
стабилитронами на основе ОУ», «Неинвертирующий усилитель. Инвертирующий
усилитель. Повторитель напряжения».
Дифференцированный зачет
2
Всего:
64
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория электротехники и электроники
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска меловая (магнитная)
- комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника и
электроника»;
- модели электрических машин и аппаратов, измерительных
приборов;
- лабораторный стенд «Электротехника и основы электроники
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и
профессионального назначения;
- мультимедийный проектор;
- экран (антибликовый).
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе
3.2.1 Печатные издания
Основные источники:
1
Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники:
учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования. – Ростов н/Д.:
ООО «Феникс», 2018. – 407 с.
2
Гальперин М.В. Электротехника и электроника: учебник для
студ.учреждений сред.проф.образования. – М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М,
2016. - 480 с.
Дополнительные источники:
1
Фуфаева Л.И. Электротехника: учебник для студ.учреждений
сред. проф. образования. – 2-е изд. – М.:Издательский центр «Академия»,
2009. – 384 с.
2
Полещук В.И. Задачник по электронике: практикум для
студ.учреждений сред.проф.образования. – 2-е изд. – М: Издательский центр
«Академия», 2011. – 160 с.
13
3
Немцов М.В. Электротехника и электроника: учебник для
студ.образоват.учреждений сред.проф.образования. – М.: Издательский
центр «Академия», 2007. 432 с.
4
Морозова Н.Ю. Электротехника и электроника /учебник для
студ.учреждений сред. проф.образования – 5 изд, - М.: Издательский центр
«Академия», 2013. – 288 с.
5
Горошков Б.И., Горошков А.Б. Электронная техника:
учеб.пособие для студ. сред. проф. образования. – 3-е изд.- М:Издательский
центр «Академия», 2011. – 320 с.
6
Фуфаева Л.И. Сборник практических задач по электротехнике:
учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. образования. – 2-е изд. –
М.:Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с.
7
Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электронике:
учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования. – 2-е изд. – М:
Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.
3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы)
1.
Электронный ресурс книг по теоретическим основам
электротехники Форма доступа: http://www.toroid.ru/toe.html
2.
Электронный
ресурс
«Электронная
электротехническая
библиотека». Форма доступа: http://www.electrolibrary.info/
3.
Электронный ресурс «Электрик.Электричество и энергетика».
Форма доступа: http://www.electrik.org/
4.
Электронный ресурс «Новости электротехники». Форма доступа:
http://news.elteh.ru/
5.
Электронный ресурс «Новости электротехники». Форма доступа:
http://netelectro.ru/
6.
Электронный ресурс «Псоледниеавтоновости России ». Форма
доступа: http://www.informelectro.ru/
7.
Электронный ресурс «Научно-технический каталог». Форма
доступа: http://www.lfpti.ru/lp_electronic.htm
14
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знания:
−классификация электронных
приборов, их устройство и
область применения
−методы расчета и измерения
основных параметров цепей;
−основы физических процессов
в полупроводниках;
−параметры электронных схем
и единицы их измерения;
−принципы выбора
электронных устройств и
приборов;
−принципы действия,
устройство, основные
характеристики электронных
устройств и приборов;
−свойства полупроводниковых
материалов;
−способы передачи
информации в виде
электронных сигналов;
−устройство, принцип действия
и основные характеристики
электронных приборов;
−математические основы
построения цифровых
устройств;
−основы цифровой и
импульсной техники;
−цифровые логические
элементы.
Умения:
−
подбирать
устройства
электронной
техники
и
оборудование с определенными
параметрами и характеристиками;
−
рассчитывать
параметры
нелинейных
электрических цепей;
−
снимать показания и
пользоваться электронными
измерительными приборами
и приспособлениями;
−
собирать
Успешность освоения
знаний соответствует
выполнению следующих
требований
обучающийся свободно
владеет теоретическим
материалом, без
затруднений излагает его
и использует на
практике,
знает оборудование
правильно выполняет
технологические
операции
владеет приемами
самоконтроля
соблюдает правила
безопасности
Тестирование,
фронтальный опрос,
решение ситуационных
задач
Текущий контроль в
форме защиты
лабораторных работ
Успешность освоения
умений и умений
соответствует
выполнению следующих
требований:
Обучающийся умеет
готовить оборудование к
работе
выполнять лабораторные
и практические работы в
соответствии с
методическими
указаниями к ним
правильно
Оценка результатов
выполнения
лабораторных работ
15
организовывать свое
рабочее место и
электрические схемы;
поддерживать его в
проводить
−
порядке на протяжении
исследования
цифровых
выполняемой
электронных
схем
с
лабораторной работы
использованием
средств
умеет самостоятельно
схемотехнического
пользоваться справочной
моделировани
литературой
16