Приложение 37 к ОПОП по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 14 Основы электроники и схемотехники Сухой Лог 2023 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Быкова квалификационная категория. Надежда Александровна, преподаватель, высшая СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 6 10 12 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.14 Основы электроники и схемотехники 1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина ОП.14 Основы электроники и схемотехники является обязательной частью общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» Учебная дисциплина ОП.14 Основы электроники и схемотехники обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1-ОК5, ОК9, ОК10, ПК1.1-ПК1.4, ПК2.1-ПК2.3. 1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы осваиваются умения и знания учебной дисциплины обучающимися Код ПК, ОК Умения Знания ОК1-ОК5, ОК9, ОК10, ПК1.1ПК1.4, ПК2.1ПК2.3 − подбирать устройства электронной техники и оборудование с определенными параметрами и характеристиками; − рассчитывать параметры нелинейных электрических цепей; − снимать показания и пользоваться электронными измерительными приборами и приспособлениями; − собирать электрические схемы; -проводить исследования цифровых электронных схем с использованием средств схемотехнического моделирования − классификацию электронных приборов, их устройство и область применения − методы расчета и измерения основных параметров цепей; − основы физических процессов в полупроводниках; − параметры электронных схем и единицы их измерения; − принципы выбора электронных устройств и приборов; − принципы действия, устройство, основные характеристики электронных устройств и приборов; − свойства полупроводниковых материалов; − способы передачи информации в виде электронных сигналов; − устройство, принцип действия и основные характеристики электронных приборов; -математические основы построения цифровых устройств - основы цифровой и импульсной техники: - цифровые логические элементы 1.3 Количество часов на освоение дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 64 академических часа, в том числе: - контактной (аудиторной) работы: 60 часа, в том числе в форме практической подготовки: 30 часов; - самостоятельной работы обучающегося: 4 часа. 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы учебной дисциплины Объем часов 64 в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы (в том числе в форме практической подготовки) 30 30 (30) практические занятия - контрольная работа - Самостоятельная работа 1 4 Промежуточная аттестация в форме Дифференцированный зачет 1 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины. 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.14 Основы электроники и схемотехники Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов К о д ы к о м п е т е н ц и й , ф о р м и р о в а н и ю к о т о р ы х с п о с о б с т в у е т э л е м е н т п р о г р а м м ы 1 2 Раздел 1 Основы электроники Тема 1.1 Содержание учебного материала Электронные приборы 1 Физические основы электронных приборов. Полупроводниковые диоды. Тиристоры. 2 Биполярные транзисторы. Полевые транзисторы. 3 Оптоэлектронные приборы. 4 Интегральные микросхемы (ИМС) Лабораторные работы (в том числе в форме практической подготовки) Лабораторная работа 1 Определение параметров диода прямого и обратного смещения. 2 Лабораторная работа 2 Исследование входных и выходных характеристик биполярного транзистора. 3 Лабораторная работа 3 Определение по результатам опыта отпирающего напряжения и тока тиристора. 4 Лабораторная работа 4 Измерение выходного напряжения переменного источника, с фазоуправляемым тиристором в качестве регулирующего элемента. 5 Лабораторная работа 5 Построение рабочие характеристик фоторезистора, фотодиода и светодиода с помощью осциллографа Самостоятельная работа 1 1 Тема 1.2. Электронные ключи и формирование импульсов 1 Составление электронной презентации по темам: «ВЧ и СВЧ полупроводниковые диоды», «Электронно-лучевые трубки; Электронная лампа – диод; Триод; Тетрод; Пентод». 2 Написание рефератов по темам: «Разновидности индикаторов», «Обозначение ИМС по системе PROELECTRON». Содержание учебного материала 1 Общая характеристика импульсных устройств. Диодные и транзисторные электронные ключи. Формирование импульсов: ограничители, дифференцирующие цепи, интегрирующие цепи. 3 4 22 О К 1 О 2 2 2 2 12 2 2 2 2 4 2 5 4 ОК1-ОК5, ОК9, ОК10, ПК1.1- Самостоятельная работа 2 1 1 Написание доклада по заданным темам: «Основные понятия, принцип действия, основные параметры, временные диаграммы работы и принцип действия ключей на биполярных транзисторах и ненасыщенных ключей. Их достоинства и недостатки» Раздел 2 Основы схемотехники Тема 2.1. Логические запоминающие устройства. Содержание учебного материала и Логические элементы, классификация, основные понятия и основные параметры "И", "ИЛИ", "НЕ" на диодных и транзисторных ключах. 2 Шифраторы и дешифраторы 3 Триггеры. Счетчики импульсов Лабораторные работы (в том числе в форме практической подготовки) 1 10 2 2 2 4 Лабораторная работа 6 Исследование характеристик и параметров логических элементов и комбинаций логических элементов. Содержание учебного материала 14 1 Неуправляемые и управляемые выпрямители. 2 Инверторы. Стабилизаторы напряжения и тока 3 Преобразователи напряжения и частоты Лабораторные работы (в том числе в форме практической подготовки) 2 2 2 8 ПК1.4, ПК2.1ПК2.3 О К 1 - 1 Тема 2.2. Источники питания преобразователи и Лабораторная работа 7 Исследование принципа действия и схем однополупериодного выпрямителей. 2 Лабораторная работа 8 Исследование принципа действия и схем двухполупериодного выпрямителей. 3 Лабораторная работа 9 Исследование принципа действия и схем стабилизаторов напряжения и тока. Содержание учебного материала 11 1 Усилители напряжения. Усилители постоянного тока 2 Усилители мощности. Лабораторные работы (в том числе в форме практической подготовки) 2 2 6 1 Тема 2.3. Усилители 4 О К 1 2 2 4 О К 1 - Лабораторная работа 10 Исследование схеминвертирующего усилителя постоянного тока. 2 Лабораторная работа 11 Исследование схеминвертирующего усилителя переменного тока. 3 Лабораторная работа 12 Исследование схемдвухкаскадного дифференциального усилителя. Самостоятельная работа 3 1 1 2 2 2 1 Написание рефератов по темам: «Устройство, принцип действия, схема вычитающего усилителя. Частотно-зависимая ОС (обратная связь). Схемы с диодами и стабилитронами на основе ОУ», «Неинвертирующий усилитель. Инвертирующий усилитель. Повторитель напряжения». Дифференцированный зачет 2 Всего: 64 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Лаборатория электротехники и электроники - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - доска меловая (магнитная) - комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника и электроника»; - модели электрических машин и аппаратов, измерительных приборов; - лабораторный стенд «Электротехника и основы электроники Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения; - мультимедийный проектор; - экран (антибликовый). 3.2 Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе 3.2.1 Печатные издания Основные источники: 1 Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники: учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования. – Ростов н/Д.: ООО «Феникс», 2018. – 407 с. 2 Гальперин М.В. Электротехника и электроника: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования. – М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 480 с. Дополнительные источники: 1 Фуфаева Л.И. Электротехника: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования. – 2-е изд. – М.:Издательский центр «Академия», 2009. – 384 с. 2 Полещук В.И. Задачник по электронике: практикум для студ.учреждений сред.проф.образования. – 2-е изд. – М: Издательский центр «Академия», 2011. – 160 с. 13 3 Немцов М.В. Электротехника и электроника: учебник для студ.образоват.учреждений сред.проф.образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 432 с. 4 Морозова Н.Ю. Электротехника и электроника /учебник для студ.учреждений сред. проф.образования – 5 изд, - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с. 5 Горошков Б.И., Горошков А.Б. Электронная техника: учеб.пособие для студ. сред. проф. образования. – 3-е изд.- М:Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с. 6 Фуфаева Л.И. Сборник практических задач по электротехнике: учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. образования. – 2-е изд. – М.:Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с. 7 Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электронике: учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования. – 2-е изд. – М: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с. 3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы) 1. Электронный ресурс книг по теоретическим основам электротехники Форма доступа: http://www.toroid.ru/toe.html 2. Электронный ресурс «Электронная электротехническая библиотека». Форма доступа: http://www.electrolibrary.info/ 3. Электронный ресурс «Электрик.Электричество и энергетика». Форма доступа: http://www.electrik.org/ 4. Электронный ресурс «Новости электротехники». Форма доступа: http://news.elteh.ru/ 5. Электронный ресурс «Новости электротехники». Форма доступа: http://netelectro.ru/ 6. Электронный ресурс «Псоледниеавтоновости России ». Форма доступа: http://www.informelectro.ru/ 7. Электронный ресурс «Научно-технический каталог». Форма доступа: http://www.lfpti.ru/lp_electronic.htm 14 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Знания: −классификация электронных приборов, их устройство и область применения −методы расчета и измерения основных параметров цепей; −основы физических процессов в полупроводниках; −параметры электронных схем и единицы их измерения; −принципы выбора электронных устройств и приборов; −принципы действия, устройство, основные характеристики электронных устройств и приборов; −свойства полупроводниковых материалов; −способы передачи информации в виде электронных сигналов; −устройство, принцип действия и основные характеристики электронных приборов; −математические основы построения цифровых устройств; −основы цифровой и импульсной техники; −цифровые логические элементы. Умения: − подбирать устройства электронной техники и оборудование с определенными параметрами и характеристиками; − рассчитывать параметры нелинейных электрических цепей; − снимать показания и пользоваться электронными измерительными приборами и приспособлениями; − собирать Успешность освоения знаний соответствует выполнению следующих требований обучающийся свободно владеет теоретическим материалом, без затруднений излагает его и использует на практике, знает оборудование правильно выполняет технологические операции владеет приемами самоконтроля соблюдает правила безопасности Тестирование, фронтальный опрос, решение ситуационных задач Текущий контроль в форме защиты лабораторных работ Успешность освоения умений и умений соответствует выполнению следующих требований: Обучающийся умеет готовить оборудование к работе выполнять лабораторные и практические работы в соответствии с методическими указаниями к ним правильно Оценка результатов выполнения лабораторных работ 15 организовывать свое рабочее место и электрические схемы; поддерживать его в проводить − порядке на протяжении исследования цифровых выполняемой электронных схем с лабораторной работы использованием средств умеет самостоятельно схемотехнического пользоваться справочной моделировани литературой 16