Приложение 30 к ОПОП по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 07 Основы экономики Сухой Лог 2023 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Потапенко Светлана Александровна, преподаватель СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина ОП.07 «Основы экономики» является вариативной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Учебная дисциплина «Основы экономики» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1-ОК11, ПК 3.1-ПК 3.3. 1.2.Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК Умения Знания ОК 01 приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли; описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы; объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции; сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации; смысл основных теоретических положений экономической науки; -ОК 11. ПК 1.3 ПК 3.01. ПК 3.02. ПК 3.03 основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений; вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы; -применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары; 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Обязательная учебная нагрузка 52 в том числе: теоретическое обучение 22 практические занятия 26 Самостоятельная работа 4 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.07 «Основы экономики» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Объем в часах Осваиваемые элементы компетенций 3 4 1/1 ОК01- ОК 11 Часть 1 ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИКИ Тема 1.1. Введение. Альтернативная стоимость и факторы производства Содержание учебного материала Что означает термин «экономика». Экономическая наука, ее предмет. Экономические модели. Предпосылка рационального поведения. Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория и прикладная экономика. Экономическая наука и экономическая политика. Потребности, блага и услуги, ресурсы. Ограниченность ресурсов. Экономические и неэкономические (свободные) блага. Проблема выбора. Альтернативная стоимость (альтернативные издержки). Кривая (граница) производственных возможностей. Факторы, влияющие на форму и ПК 3.1-3.3. Тема 1.3 Экономические системы, собственность стимулы. сдвиги кривой производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек. Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности. Факторные доходы: заработная плата, рента, процент и прибыль. Содержание учебного материала Понятие экономической системы. Традиционная, командная и рыночная экономические системы. Смешанная экономика. Эволюция экономических систем. Понятие собственности. Владение, пользование и распоряжение. Формы собственности. Объекты собственности. Практическое занятие 1/2 2/4 №1 Решение ситуационных задач Часть 2 МИКРОЭКОНОМИКА Спрос и предложение Содержание учебного материала СПРОС Понятие рынка. Рынок одного товара. Спрос. Величина спроса. Шкала спроса, кривая спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффекты Гиффена и Веблена. Факторы, формирующие 2/6 спрос. Эластичность спроса по цене. Точечная и дуговая эластичность. Эластичный и неэластичный спрос. Эластичность спроса по доходу. Нормальные и инфериорные блага. Товары первой необходимости и товары роскоши. Перекрестная эластичность спроса. Предложение Понятие предложения. Величина предложения. Функция предложения, кривая предложения и шкала предложения. Закон предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Время и предложение: мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды. Эластичность предложения по цене. Факторы, формирующие предложение: цены факторов производства и новые технологии, налоги и субсидии. Рыночное РАВНОВЕСИЕ Функционирование рынка. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объем продаж. Влияние изменений спроса и предложения на рыночное равновесие. Взаимосвязь рынков. Роль информации на рынке. Прямое и косвенное вмешательство Фирма. Теория производства. государства в ценообразование. Предельные и фиксированные цены. Избыточное предложение. Избыточный спрос. Содержание учебного материала БУХГАЛТЕРСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ Фирма в экономической теории. Цели фирмы. Бухгалтерские (внешние или явные) издержки. Амортизационные отчисления. Выручка. Бухгалтерская прибыль: валовая и чистая. Внутренние (неявные) издержки. Нормальная прибыль. Экономические издержки. Экономическая прибыль. Необратимые издержки. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА Фирма как производственная функция. Производительность ресурсов (факторов производства).Производительност ь труда. Измерение и факторы производительности труда. Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства. Закон убывающей отдачи. Фиксированные (постоянные) и переменные издержки. Функции издержек: общие, средние, средние переменные и предельные 2/8 издержки. Кривые издержек в краткосрочном периоде. Обоснование формы кривых издержек. Эффект масштаба. Предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли. Практическое занятие 2/10 №2 Решение ситуационных задач Отрасль. Конкуренция. Рыночные структуры. Содержание учебного материала СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ Условия совершенной конкуренции. Конкурентная фирма, максимизация ее прибыли. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции. Прибыль и поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Рынки, близкие к совершенной конкуренции. МОНОПОЛИЯ Природа монополии. Виды монополий. Естественные монополии. Причины возникновения монополий. Монополии в России. Сравнительный анализ монополии и совершенной конкуренции. Монопольная прибыль. Социальная цена монополии. Условие прекращения 2/12 производства монополией. Цена, издержки и эластичность спроса на монопольном рынке. Ценовая дискриминация. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ОЛИГОПОЛИЯ И МОНОПСОНИЯ. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Природа олигополии. Поведение олигополистов. Нескоординированная олигополия. Молчаливый сговор. Лидерство в ценах. Явный сговор (картель).Природа монополистической конкуренции. Дифференциация продукта. Рыночная власть покупателей. Монопсония. Простейшая модель монопсонии. Особенности ценообразования в условиях монопсонии. Количественные методы оценки структуры рынка. Коэффициент Лернера. Измерение уровня концентрации в отрасли. Роль крупного бизнеса в прогрессе экономики. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Основные способы и ограничения регулирования монопольных рынков. Эволюция взглядов на монополию и антимонопольную политику. Российское антимонопольное законодательство. Практическое занятие Рынки факторов производства. №3 Решение ситуационных задач 2/14 Содержание учебного материала 2/16 РЫНОК ТРУДА Производный спрос. Спрос фирмы на труд. Заработная плата в экономической теории и практике. Предложение труда для отдельной фирмы. Равновесие на локальном рынке труда. Минимальная оплата труда. РЫНКИ КАПИТАЛА И ЗЕМЛИ. Понятия капитала и рынка капитала. Процент как цена капитала. Дисконтирование. Приведенная стоимость. Смысл ставки дисконтирования и ее выбор. Цена капитала. Рынок земли (природных ресурсов). Цена земли. Земельная рента. Практическое занятие 2/18 №4 Решение ситуационных задач Часть 3. МАКРОЭКОНОМИКА и МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА Инструменты макроэкономики. Содержание учебного материала 2/20 ПРЕДМЕТ И ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы. Агрегирование. Макроэкономические агенты и макроэкономические рынки. Кругооборот расходов и доходов. ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ. Понятие системы национальных счетов. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Конечная и промежуточная продукция. Добавленная стоимость. ВВП на душу населения. Методы измерения ВВП по расходам и по доходам. Проблемы расчета ВВП (ВНП). Нерыночное производство. Проблема учета качества окружающей среды. Теневая экономика. Номинальные и реальные экономические показатели. Номинальный и реальный ВВП. Индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Совокупный спрос. Причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса. Совокупное предложение. Причины положительного наклона кривой совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения. Классическая модель. Закон Сэя. Кейнсианская макроэкономическая модель. Макроэкономическое равновесие. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения. ДЕНЬГИ И БАНКИ Деньги. Функции денег. История денег. Формы денег. Денежные агрегаты. Банки. История банковского дела. Операции коммерческих банков. Российские коммерческие Банковская система. Центральный банк и его функции. Практическое занятие Макроэкономические проблемы. № 5 Решение ситуационных задач 2/22 Содержание учебного материала 2/24 ИНФЛЯЦИЯ Закон денежного обращения. Уравнение обмена Фишера. Инфляция: понятие, виды и причины. Инфляция спроса и инфляция предложения. Дефляция. Последствия и издержки инфляции. БЕЗРАБОТИЦА Понятие безработицы. Уровень и виды безработицы. Полная занятость и потенциальный ВВП. Последствия безработицы. Государственная политика поддержки занятости. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ Понятие экономического роста. Темп экономического роста. Источники экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое и общественное развитие. Порочный круг бедности. Качество жизни. Индекс человеческого развития. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ Экономические циклы. Типы экономических циклов. Классические среднесрочные циклы деловой активности. Причины экономических циклов. Фазы цикла. Практическое занятие 2/26 № 6 Решение ситуационных задач Макроэкономическая политика. Содержание учебного материала ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА, Что такое макроэкономическая политика. Кредитные деньги или как банки «делают деньги». Обязательные резервы. Кредитная эмиссия. Банковский мультипликатор. Банковские резервы и кредитные возможности. ФИСКАЛЬНАЯ 2/28 ПОЛИТИКА Роль налогов в экономике. Основные виды налогов. Средняя и предельная ставки налога. Воздействие налогов на экономику. Кривая Лаффера. Налоговая система России. Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования. Государственный долг. Фискальная политика. Практическое занятие 2/30 № 7 Решение ситуационных задач Международная экономика. Содержание учебного материала МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ Абсолютное и сравнительное преимущество в международной торговле. Протекционизм: цели и средства. Импортные тарифы. Нетарифные барьеры. Экспортные субсидии. Свободная торговля. Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО. Региональная интеграция. Международные ФИНАНСЫ Спрос и предложение на рынке валют. Формирование валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы. Валютные риски. Валютные системы. Валютные кризисы. Глобальные ЭКОНОМИЧЕСКИЕ 2/32 ПРОБЛЕМЫ Понятие глобализации, ее выгоды и риски. Краткая характеристика основных глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Развитые и развивающиеся страны. Наиболее актуальные для России глобальные проблемы. Устойчивое развитие. Практическое занятие № 8 Решение ситуационных задач 2/34 Часть 4 ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА Финансы. Содержание учебного материала ФИНАНСИРОВАНИЕ БИЗНЕСА. ЦЕННЫЕ БУМАГИ Финансы и финансовые институты. Основной и оборотный капитал. Источники финансирования: внутренние и внешние. Заемные средства. Ценные бумаги. Облигации предприятий. Государственные и муниципальные облигации. Акции. Цены и доходность акций и облигаций. Первичный и вторичный рынки ценных бумаг. Фондовый рынок. Стоимость фирмы. Защита интересов вкладчиков. Паевые (взаимные) фонды. СТРАХОВАНИЕ Сущность страхования. Формы и 2/36 виды страхования. Страховые услуги. Основные понятия страхования. Страхование в России. УЧЕТ. Учет: структура и основные понятия. Принципы бухгалтерского учета. Финансовая отчетность. Бюджет (смета). Практическое занятие № 9 Решение ситуационных задач 2/38 СТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (4 час) Краткая экономическая история России до 1917 года. Административно-командная экономика Советского Союза. Попытки реформирования советской экономики. Старт рыночной экономики. Макроэкономическая стабилизация и институциональные преобразования. Первые результаты и социальная цена реформ. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА Ресурсы российской экономики. Итоги первого десятилетия реформ. Экономическая политика. Стратегия роста. Практическое занятие № 10 Решение ситуационных 2/42 задач Бизнес. Содержание учебного материала ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ Коммерция и бизнес. Понятия предпринимательства и предпринимателя. Виды предпринимательства. Эволюция взглядов на предпринимательство. Роль предпринимательства в экономике. Характеристика предпринимателя. Склонность к риску. Мотивы предпринимателя. Предприниматель и фирма. Внутрифирменное предпринимательство. ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ОРГАНИЗАЦИОННОПРАВОВЫЕ ФОРМЫ Юридические лица. Некоммерческие предприятия. Общая классификация фирм по правовому статусу. Формы предприятий в России. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Производственные кооперативы. Объединения предприятий. Малый бизнес. МЕНЕДЖМЕНТ Понятия менеджмента и менеджера. Организационная структура. Принципы менеджмента. Механизмы координации. 2/42 Организация производства. Управление персоналом. Мотивация и контроль. МАРКЕТИНГ Понятие маркетинга. История и эволюция маркетинга. Поведение покупателей на рынке. Сегментация рынка. Жизненный цикл товара. Реклама. Качество. Стимулирование сбыта.БИЗНЕСПЛАН Понятие бизнес-плана. Его назначение и структура. Процесс планирования. Практическое занятие 6 № 10 Разработка бизнес-плана 1 ,2 части 2/42 № 11 Разработка бизнес-плана 3, 4 части 2/44 № 12 Разработка бизнес-плана 5,6 части 2/46 Дифференцированный зачет 2/48 Самостоятельная работа обучающихся: Написание проектной работы на тему: Социально-экономическое развитие города, области, региона, страны. Включает в себя • работу с источниками экономической информации, с 4 использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); • критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; Всего: 52 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования обеспечению к минимальному материально-техническому Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Основы экономики Оборудование учебного кабинета: − посадочные места по количеству студентов; − рабочее место преподавателя; − схемы, плакаты, комплект учебно-методических материалов по дисциплине «Основы экономики». − калькуляторы − экран, − Технические средства обучения: компьютеры с лицензионным программным обеспечением, − мультимедийный проектор, − 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых дополнительной литературы учебных изданий, Интернет-ресурсов, Основные источники: 1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с поправками. Источнико- правовой комментарий. 3-е изд. перераб. / [авт. историко-правового комментария Б.А.Стракун].- М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.- 144с. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации : части первая, вторая, третья, четвертая. По состоянию на 1 июня 2010г. Комментарий последних изменений – М.: Юрайт, 2010.- 572с. 3. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Профессиональные комментарии и разъяснения к сложным ситуациям: 2-е изд., перераб. и доп./ под общ. рез. Л.В. Щур- Труханович.- М.: Дело и сервис, 2010 - 784с. 4. Соколова С.В. «Экономика организации» (1-е изд.) учебник. изд. «Академия».- 2015.- 234с. 5. Паламарчук А.С. Экономика предприятия: учебник / А.С. Паламарчук. – Москва; Инфра-М, 2014. – 221с. Дополнительные источники: 1. Киперман Г.Я., Сурганов В.С. Популярный экономический словарь./ Г.Я.Киперман – М.: Экономика, 2008. - 256 с. Экономика предприятия. Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.- 127 Примеры задач среднего и высокого уровня сложности. Форма доступа: http://www.iloveeconomics.ru 3. Рекомендации по экономике для студентов колледжей. Форма доступа: http://college.odoportal.ru/list/recomendations-ok/links/link-ok-economica.htm 4. Справочно-поисковые системы (http://www.rusarchives.ru/, http://www.vniidad.ru, http://www.consultant.ru, http://www.garant.ru/, http://kodeks.ru/). 5. Учебные материалы по экономике для студентов. Форма доступа: http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm 6. Электронный путеводитель по экономике. Форма доступа: http://clck.yandex.ru/redir/Aiut 2. 4. КОНТРОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой: : Качественная оценка Процент результативностииндивидуальных образовательных (правильных ответов) достижений балл (отметка) вербальный аналог 90 ÷ 100 5 отлично 80 ÷ 89 4 хорошо 70 ÷ 79 3 удовлетворительно менее 70 2 не удовлетворительно Результаты обучения Критерии оценки Формы и методы оценки Знать: - смысл основных теоретических положений экономической науки; - основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений; Показывает высокий уровень знания основных понятий, принципов и законов в области экономики, основах предпринимательской деятельности; основах финансовой грамотности; правила разработки бизнеспланов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты; Оценка решений ситуационных задач Тестирование Устный опрос Уметь: _приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли; - описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы; - объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции; - сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационноправовые формы предприятий, акции и облигации; выявляет достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентует идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформляет бизнес-план; рассчитывает размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определяет инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентует бизнес-идею; определяет источники финансирования Проектная работа Наблюдение в процессе практических занятий Оценка решений ситуационных задач Таблица 1 - Формы и методы контроля и оценки освоенных умений и усвоенных знаний Раздел (тема) учебной дисциплины Часть 1 Основные концепции экономики Результаты Основные показатели результатов подготовки (освоенные умения, усвоенные знания) Определение организационно-правовых форм Оценка преподавателя самостоятельной организаций; оценка целесообразности применения работы по оценочному листу Подготовка реферата по вопросам экономических основ функционирования Оценка преподавателя организации в условиях рынка устного ответа по оценочному листу Характеристика экономической системы организации, производственного и Оценка преподавателя технологического процессов практической работы по эталону Уметь: - определять организационно-правовые формы организаций; - находить и использовать необходимую экономическую информацию; Знать: - сущность организации как основного звена экономики отраслей; - основные принципы построения экономической системы организации; организацию производственного технологического процессов Часть 2 Микроэкономика Уметь: - находить и использовать необходимую экономическую информацию; - определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; - заполнять первичные документы по экономической деятельности организации; Формы и методы контроля и оценки Оценка преподавателя, самооценка и взаимооценка защиты реферата по оценочному листу и Подготовка реферата по методам управления, вопросам эффективного использования и способам экономии материальных и трудовых ресурсов организации Оценка преподавателя самостоятельной работы по оценочному листу Определение состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов Оценка преподавателя устного ответа по оценочному листу Заполнение первичных документов по Оценка преподавателя Раздел (тема) учебной дисциплины Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) -рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации; Знать: Основные показатели результатов подготовки экономической деятельности организации Расчет по принятой методике основных технико-экономических показателей деятельности организации - принципы и методы управления основными и оборотными средствами; Формы и методы контроля и оценки практической работы по эталону Оценка преподавателя, самооценка и взаимооценка защиты реферата по оценочному листу - методы оценки эффективности их использования; - состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; - способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии; - формы оплаты труда; Часть 3 Макроэкономика и международная экономика Уметь: - находить и использовать необходимую экономическую информацию; - определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; - заполнять первичные документы по экономической деятельности организации; -рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации; Подготовка реферата по методам управления, вопросам эффективного использования и способам экономии финансовых ресурсов организации и вопросам ценообразования продукции Определение состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов Заполнение первичных документов по экономической деятельности организации Расчет по принятой методике основных технико-экономических показателей деятельности организации Оценка преподавателя самостоятельной работы по оценочному листу Оценка преподавателя устного ответа по оценочному листу Оценка преподавателя практической работы Раздел (тема) учебной дисциплины Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) Знать: Основные показатели результатов подготовки Описание механизма ценообразования - состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; Формы и методы контроля и оценки по эталону Оценка преподавателя, самооценка и взаимооценка защиты реферата по оценочному листу - способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии; - механизмы ценообразования; -основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта; Часть 4 Прикладная экономика Уметь: - находить и использовать необходимую экономическую информацию; - определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; - заполнять первичные документы по экономической деятельности организации; -рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации; Знать: - состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; - способы экономии ресурсов, в том числе Подготовка реферата по методам управления, вопросам эффективного использования и способам экономии финансовых ресурсов организации и вопросам ценообразования продукции Определение состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов Заполнение первичных документов по экономической деятельности организации Расчет по принятой методике основных технико-экономических показателей деятельности организации Оценка преподавателя самостоятельной работы по оценочному листу Оценка преподавателя устного ответа по оценочному листу Оценка преподавателя практической работы по эталону Описание механизма ценообразования Оценка преподавателя, самооценка и Раздел (тема) учебной дисциплины Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) основные энергосберегающие технологии; - механизмы ценообразования; -основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта; Основные показатели результатов подготовки Формы и методы контроля и оценки взаимооценка защиты реферата по оценочному листу Таблица 2 - Формы и методы контроля и оценки освоенных общих и профессиональных компетенций Результаты (освоенные общие компетенции) ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы профессиональной деятельности получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска Знания: номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие Умения: определять актуальность нормативноправовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования Знания: содержание актуальной нормативноправовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования ОК 04. Работать в коллективе и Умения: организовывать работу коллектива и команде, эффективно команды; взаимодействовать с коллегами, взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной руководством, клиентами. деятельности Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности ОК 05. Осуществлять устную и Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять письменную коммуникацию на документы по профессиональной тематике на государственном языке Российской государственном языке, проявлять толерантность в Федерации с учетом особенностей рабочем коллективе социального и культурного контекста Знания: особенности социального и культурного ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. Умения: описывать значимость своей специальности Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов ОК 11Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере ПК 03.01. Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения ПК 03.02. Организовывать работу коллектива исполнителей. профессиональной направленности Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования Знание: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты Умения: принимать и реализовывать управленческие решения; Знание: демонстрация знаний основ менеджмента в профессиональной деятельности. демонстрация знаний принципов организации работы коллектива; экспертная оценка деятельности в ходе ПК 03.03 Анализировать результаты Умения: рассчитывать показатели, характеризующие выполнения практических занятий, деятельности коллектива эффективность работы производственного исполнителей. подразделения, использования основного и вспомогательного оборудования; Знание: показателей, характеризующих эффективность работы производственного подразделения, использования основного и вспомогательного оборудования.