Приложение 26 к ОПОП по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 Метрология, стандартизация и сертификация Сухой Лог 2023 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Быкова Надежда Александровна, преподаватель спецдисциплин, высшая квалификационная категория СОДЕРЖАНИЕ 1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 5 11 13 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Метрология, стандартизация и сертификация 1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина ОП.03 Метрология, стандартизация и сертификация является обязательной частью общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» Учебная дисциплина ОП.03 Метрология, стандартизация и сертификация обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1-ОК11, ПК1.1-ПК1.4, ПК2.1-ПК2.3, ПК4.1-ПК4.4. 1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы осваиваются умения и знания учебной Код ПК, ОК Умения ОК1-ОК11, ПК1.1ПК1.4, ПК2.1ПК2.3, ПК4.1ПК4.4. - использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества; - оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; - приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; - применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов. дисциплины обучающимися Знания - задачи стандартизации, ее - - - - экономическую эффективность; основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов; основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества; терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; формы подтверждения качества. 1.3 Количество часов на освоение дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 52 академических часа, в том числе: - контактной (аудиторной) работы: 48 часа, в том числе в форме практической подготовки: 24 часа; - самостоятельной работы обучающегося: 4 часов. 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы учебной дисциплины Объем часов 52 в том числе: теоретическое обучение 22 лабораторные работы (в том числе в форме практической подготовки) 8 (8) практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) 16 (16) контрольная работа - Самостоятельная работа 1 4 Промежуточная аттестация в форме Дифференцированный зачет 2 1 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины. 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Метрология, стандартизация и сертификация Наименование разделов и тем 1 Раздел 1 Основы стандартизации Тема 1.1. Система стандартизации Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала 1 Практическое занятие 1 (в том числе в форме практической подготовки) 1 Объем часов 3 Предмет, задачи и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация». Значение и основная цель дисциплины. Структура учебной дисциплины, ее связь с другими дисциплинами, 1роль и место в формировании научнотехнических основ специальности. Новейшие достижения и перспективы развития метрологии, стандартизации и сертификации в России. Сущность стандартизации. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов. Экономическая эффективность стандартизации. Стандартизация систем управления качеством. Стандартизация и метрологическое обеспечение народного хозяйства. Метрологическая экспертиза и метрологический контроль конструкторской и технологической документации. Система технических измерений и средства измерения. Стандартизация и экология. 2 Анализ стандартов безопасности труда в энергетике. Сравнительный анализ и классификация стандартов по содержанию и назначению, видам нормативных документов. Тема 1.2. Международная стандартизация Содержание учебного материала Международная организация по стандартизации (ИСО). Международная электротехническая комиссия (МЭК). Международные организации, участвующие в работе ИСО. 1 Тема 1.3. Организация работ по стандартизации в Российской Федерации Содержание учебного материала 1 Практическое занятие 2 (в том числе в форме практической подготовки) 1 Раздел 2 Объекты стандартизации в отрасли и управление качеством продукции Тема 2.1. Стандартизация Содержание учебного промышленной материала продукции 1 Правовые основы стандартизации и ее задачи. Органы и службы по стандартизации. Порядок 2 разработки стандартов. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам. Нормоконтроль технической документации. 2 Работа со стандартами Государственной системы стандартов Российской Федерации Классификация промышленной продукции. Изделия отрасли. Нормативная документация на техническое состояние изделия. Стандартизация технических условий. Квалиметрическая оценка качества продукции на жизненном цикле. Свойства качества 1 функционирования изделий. Взаимозаменяемость. Точность и надежность. Эффективность использования промышленной продукции. Обеспечение взаимозаменяемости при конструировании. Научно-методический подход стандартизации в моделировании функциональных структур. Моделирование размерных цепей. Моделирование электрических цепей. Тема 2.2. Сущность управления качеством продукции Раздел 3 Система стандартизации в отрасли Тема 3.1. Государственная система стандартизации и научнотехнический прогресс Тема 3.2. Методы стандартизации как процесс управления Содержание учебного материала 1 Объекты и проблема управления. Методологический подход. Требования управления. Принципы теории управления. Интеграция управления качеством. Сквозной механизм управления качеством. Факторы качества продукции. Планирование потребностей. Проектирование и 1 Эксплуатация и разработка продукции и процессов. утилизация. Ответственность руководства. Менеджмент ресурсов. Измерение, анализ и улучшение (семейство стандартов ИСО 9000 версия. Сопровождение и поддержка электронным исполнением 2000г.) Менеджмент качества. Предпосылки развития менеджмента качества. Генезис и проблематика менеджмента качества. Системы менеджмента качества. Содержание учебного материала Задача стандартизации в управлении качеством. 1 Фактор стандартизации в функции управляющих процессов. Интеграция управления качеством на базе стандартизации. Содержание учебного материала 1 Системный анализ в решении проблем 1 стандартизации. Ряды предпочтительных чисел. Унификация и агрегатирование. Комплексная и опережающая. Комплексные системы общетехнических стандартов. Практическое занятие 3 (в том числе в форме практической подготовки) 1 Раздел 4 Стандартизация основных норм взаимозаменяемости Тема 4.1. Общие понятия основных норм взаимозаменяемости Содержание учебного материала 1 Практическое занятие 4 (в том числе в форме практической подготовки) 1 Тема 4.2. Содержание учебного Стандартизация точности материала гладких цилиндрических 1 соединений Практическое занятие 5 (в том числе в форме практической подготовки) 2 Обзор документации систем качества, используемой в профессиональной деятельности Основные положения, термины, определения. Графическая модель формализации точности 2 соединений. Расчет точностных параметров стандартных соединений. Понятие системы. Структура системы. Систематизация допусков. Систематизация посадок. Функционирование системы. 2 Расчет точностных параметров стандартных соединений. Определение по чертежу допусков формы, допусков расположения поверхностей. Система допусков и посадок. Предельные 2 отклонения. Автоматизированный поиск нормированной точности. Калибры для гладких цилиндрических деталей. 2 1 Самостоятельная работа 1 1 Определение характера сопряжения по обозначению посадки на чертеже. Подсчет значений предельных размеров и допуска размера на изготовление по данным чертежа детали. 2 Решение задач по системе допусков и посадок Раздел 5 Основы метрологии Тема 5.1. Основы метрологии Содержание учебного материала 1 Практическое занятие 6 (в том числе в форме практической подготовки) 1 Тема 5.2. Средства, методы и погрешность измерений Содержание учебного материала 1 Основные термины и определения метрологии. Задачи и приоритетные направления метрологии. 2 Нормативно-правовые и организационные основы метрологического обеспечения точности. Международная система единиц СИ. Метрологические службы Российской Федерации. Международные организации по метрологии 2 Приведение несистемных величин измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ. Методы и погрешность измерений. Средства измерения. Выбор средств измерения и контроля. 2 Автоматизация процессов измерения и контроля. Сертификация средств измерений. Государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений.. Практическое занятие 7 (в том числе в форме практической подготовки) 2 1 Оценка случайной и систематической погрешностей измерений Лабораторная работа 1 (в том числе в форме практической подготовки) 2 1 Оценка погрешности показаний аналоговых электроизмерительных приборов. Лабораторная работа 2 (в том числе в форме практической подготовки) 1 Лабораторная работа 3 (в том числе в форме практической подготовки) 1 Лабораторная работа 4 (в том числе в форме практической подготовки) 1 Раздел 6 Основы сертификации Тема 6.1. Сущность проведение сертификации и Содержание учебного материала 1 Тема 6.2. Международная сертификация Содержание учебного материала 1 Практическое занятие 8 (в том числе в форме практической подготовки) 1 2 Измерение линейных размеров. 2 Измерение угловых размеров. 2 Измерение размеров и отклонений формы цилиндрической поверхности Сущность сертификации. Проведение 2 сертификации. Правовые основы сертификации. Организационно- методологические принципы сертификации. Сертификация систем обеспечения качества. Экологическая сертификация Деятельность ИСО в области сертификации. 2 Деятельность МЭК в области сертификации. Деятельность МГС участниц СНГ в области сертификации 2 по анализу Работа с нормативной документацией показателей качества продукции отрасли. Определение показателей качества продукции с помощью экспертного метода. Самостоятельная работа 2 1 Раздел 7 Экономическое обоснование качества продукции Тема 7.1. Экономическое обоснование стандартизации Содержание учебного материала 1 Тема 7.2. Экономика Содержание учебного качества продукции материала 1 Дифференцированный зачет Всего: 2 54 Подготовка сообщения по теме «Экологическая 2 сертификация». Работа с нормативной документацией по анализу законов «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг». Общие принципы определения экономической эффективности стандартизации. Показатели 1 экономической эффективности стандартизации. Методы определения экономического эффекта в сфере опытно- конструкторских работ. Методы расчета экономической эффективности на этапе ТПП. Экономический эффект от стандартизации в сфере производства и эксплуатации. Стандартизация и экономия материальных ресурсов. 1 Экономическое обоснование качества продукции. Экономическая эффективность новой продукции. 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Метрология, стандартизация и сертификация» Оборудование учебного кабинета: − посадочных мест по количеству обучающихся; − доска классная; − рабочее место преподавателя; − комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине; − нормативно-законодательная документация; Технические средства обучения: − компьютер с лицензионно-программным обеспечением и мультимедиа проектор; − экран проекционный; − видеоматериалы. 3.2 Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе 3.2.1 Печатные издания Основные источники: 1. О стандартизации в Российской Федерации: федер. закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ: в ред. от 03.07.2016. 2. О техническом регулировании: федер. закон от 27.12.2002 № 184ФЗ: в ред. от 05.04.2016. 3. Об обеспечении единства измерений: федер. закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ: в ред. от 13.07.2015. 4. О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1: в ред. от 03.07.2016. 5. Метрология, стандартизация, сертификация : учебник / И.П. Кошевая, А.А. Канке. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 415 с. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебное пособие / Герасимова Е.Б., Герасимов Б.И., - 2-е изд. - М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 224 с.: Дополнительные источники: 1 Метрология, стандартизация и сертификация в энергетике / Зайцев С.А., Толстов А.Н., Грибанов Д.Д., Меркулов Р.В. – М. Академия, 2011. 2 Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация.- М., Высшая школа, 2011. 3 Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении- М., Академия, 1999г. 4 Зайцев С.А., Куранов А.Д., Толстов А.Н. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении- М., Академия, 2004г. 5 Законы РФ «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг». 6 Никифоров А.Д., Ковшов А.Н., Назаров Ю.Ф. Процессы управления объектами машиностроения – М., Высшая школа, 2001. 6. 3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы) 1. Правовой сайт КонсультантПлюс: оф. сайт компании. – Форма доступа: www.consultant.ru 2. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии: РОССТАНДАРТ. −Форма доступа: www.gost.ru 3. Сайт Международной организации по стандартизации ISO. Форма доступа: www.iso.org 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Знания: -задачи стандартизации, ее экономическую эффективность; -основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационнометодических стандартов; -основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества; -терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; -формы подтверждения качества. Умения: - использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества; РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Критерии оценки Методы оценки В соответствии с универсальной Тестирование шкалой оценивания не ниже 70% Письменные задания правильных ответов Успешность освоения знаний Дифференцированн соответствует выполнению ый зачет следующих требований: − понимание задач стандартизации, ее экономической эффективности; − описание положений систем (комплексов) общетехнических и организационнометодических стандартов; − воспроизведение основных понятий и содержания метрологии, стандартизации и сертификации и документации систем качества; − знание терминологии и единиц измерения величин в соответствии с с действующими марками и международной системой единиц СИ; − знание форм подтверждения качества; − понимание основных способов и методов измерений, измерительного инструмента В соответствии с универсальной Педагогическое шкалой оценивания не ниже 70% наблюдение (работа правильных ответов на практических занятиях) Успешность освоения умений и Оценка результатов умений соответствует выполнения выполнению следующих - оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; - приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; - применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов. требований: − оформление технологической и технической документации в соответствии с действующей нормативной базой; − грамотное приведение несистемных величин измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; − применение требований нормативных к документов основным видам продукции (услуг) и процессов; грамотное практическое применение средств измерения и контроля практических занятий Выполнение самостоятельной работы Подготовка и защита групповых заданий проектного характера