Приложение 29 к ОПОП по профессии 15.01.35 Мастер слесарных работ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.8 ОХРАНА ТРУДА Сухой Лог 2024 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по профессии 15.01.35 Мастер слесарных работ Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Насонов С.Д., преподаватель общепрофессиональных учебных дисциплин 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. Паспорт программы учебной дисциплины………………………… 4 2. Структура и содержание учебной дисциплины…………………… 6 3. Условия реализации программы учебной дисциплины………….. 9 4. Контроль и оценка результатов освоения…………………………. 10 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1.Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по рабочей профессии 15.01.35 Мастер слесарных работ 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл 1.3.Цели и задачи учебной дисциплины- требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: -соблюдать правила охраны труда при выполнении слесарных работ В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: Инструкции по охране труда и меры безопасности при выполнении слесарных работ Коды профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ПК 1.1. Выполнять подготовку рабочего места, заготовок, инструментов, приспособлений для изготовления режущего и измерительного инструмента в соответствии с производственным заданием с соблюдением требований охраны труда, пожарной , промышленной и экологической безопасности, правилами организации рабочего места; ПК 1.2. Выполнять слесарную и механическую обработку деталей приспособлений, режущего и измерительного инструмента в соответствии с производственным заданием с соблюдением охраны труда; ПК 1.3. Выполнять пригоночные слесарные операции при изготовлении деталей приспособлений, режущего и измерительного инструмента в соответствии с производственным заданием соблюдением требований охраны труда; ПК 1.4. Выполнять сборку и регулировку приспособлений, режущего и измерительного инструмента в соответствии с техническим заданием с соблюдением требований охраны труда; ПК 2.1. Подготавливать оборудование, инструменты, рабочего места для сборки и смазки узлов и механизмов средней и высокой категории сложности механической, гидравлической, пневматической частей изделий машиностроения в соответствии с техническим заданием с соблюдением требований охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности, правилами организации рабочего места ; ПК.2.2. Выполнять сборку, подгонку, соединение, смазку и крепление узлов и механизмов машин, оборудования, агрегатов помощью ручного и механизированного слесарносборочного инструмента в соответствии с производственным заданием с соблюдением требований охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности; ПК.2.3. Выполнять испытание собираемых или собранных узлов и агрегатов на специальных стендах; ПК 2.4. Выполнять выявление и устранение дефектов собранных узлов и агрегатов; 4 ПК 3.1. Подготавливать рабочее место, инструменты и приспособления для ремонтных работ в соответствии с техническим заданием с соблюдением требований охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности, правилами организации рабочего места; ПК 3.2. Выполнять ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин с соблюдением требований охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности; ПК 3.3. Осуществлять техническое обслуживание узлов и механизмов отремонтированного оборудования, агрегатов и машин. Коды общих компетенций в соответствии с ФГОС ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. 1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов; 5 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Количество часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 54 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 50 в том числе: практические занятия 16 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 4 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта. 6 2 7 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Тема 1. Законодательные и нормативные документы, гарантирующие безопасные и здоровые условия труда Тема 2 Опасные и вредные факторы, воздействующие на работника. Тема 3 Виды инструктажей по безопасности труда. Тема 4 Электробезопасность. Пожарная безопасность Содержание учебного материала Объём часов Содержание учебного материала 1.Права и обязанности работодателя и работников. 2.Правила внутреннего и трудового распорядка. 3. Рабочее время и время отдыха. 4 Забота государства по улучшению труда 5. Роль профсоюзных организаций по охране труда. 6.Колективный договор Практическое занятие №1 1.Составление трудового и коллективного договора. 2.Продолжительность рабочего времени Содержание учебного материала 1. Опасные и вредные производственные факторы. 2.Производственный травматизм 3. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных и здоровых условий труда. 4. Средства индивидуальной защиты 5. Средства коллективной защиты Практическое занятие №2 1.Составление таблицы индивидуальных средствах защиты. Содержание учебного материала 1.Обучение инструктирование и проверка знаний по охране труда. 2.Виды инструктажей по охране труда. Практическое занятие №3 1. Оформление документации по охране труда Содержание учебного материала 1.Электробезопасность 2.Основы понятия о пожарной безопасности. 3. Противопожарные средства Практическое занятие №4 1.Составить требования электробезопасности на 2 8 10 2 2 2 2 2 2 4 2 2 10 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 6 2 2 2 8 2 Самостоят Уровень ельная освоения работа 1-2 2 1-2 2 1-2 2 1-2 квалификационную группу 2. Оформление акта о несчастном случае. 3. Предотвращение пожаров на предприятиях. 4. Противопожарная защита объекта. Самостоятельная работа 2 2 2 4 1.Классификация помещений и видов работ по степени опасности поражения электрическим током. 4 2 Дифференцированный зачет Итого 54 9 1-2 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. материально-техническое обеспечение реализации учебной дисциплины Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по охране труда Оборудование учебного кабинета: Посадочные места по количеству обучающихся; Рабочее место преподавателя; Комплект учебно-наглядных пособий; Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: О.Н.Куликов. Е.И.Ролин « Охрана труда в строительстве.2021г 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний и умений. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе выполнения практических работ, самостоятельных заданий. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводится до сведения обучающихся в начале обучения. Текущий контроль знаний проводится преподавателем на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся. Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет, который проводится после обучения по учебной дисциплине. Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств(ФОС). ФОС включает в себя педагогические контрольноизмерительные материалы, предназначенные для определения соответствия индивидуальных образовательных достижений. Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной аттестации. Раздел (тема) учебной дисциплины 1 Тема 1. (освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели результатов подготовки Формы и методы контроля 2 3 4 Результаты Знать: Законодательные акты о Законодательн охране труда, Права и обязанности ые и работников предприятий нормативные Трудовой и коллективный документы, договор гарантирующие Уметь: безопасные и здоровые Делать выводы по безопасным условиям условия труда 11 Выполнение теоретических и практических заданий, проявление признаков компетенций, действенности знаний. Оценка ответа, устного - Оценка работы на практическом занятии №1, ( Критериальная система оценивания Тема 2. Опасные и вредные факторы, воздействующи е на работника. Знать: Вредные и опасные производственные факторы Уметь: Определять различие между факторами Тема 3. Виды инструктажей по безопасности труда. Знать: Виды инструктажей по охране труда Уметь: Определять виды инструктажей Выполнение теоретических и практических заданий, проявление признаков компетенций, действенности знаний. Выполнение теоретических и практических заданий, проявление признаков компетенций, действенности знаний. Знать: Тема 4. Электробезопас ность. Производственн ый травматизм Пожарная безопасность Электробезопасность Производственный травматизм Основные требования пожарной безопасности Уметь: Расшифровывать условные обозначения электрооборудования Пользоваться средствами пожаротушения. Выполнение теоретических и практических заданий, проявление признаков компетенций, действенности знаний. Оценка ответа, устного - Оценка работы на практическом занятии №2, Критериальная система оценивания Оценка ответа, устного - Оценка работы на практическом занятии №3, Критериальная система оценивания Оценка ответа, устного - Оценка работы на практическом занятии №4, Оценка выполнения самостоятельной работы №4 Критериальная система оценивания Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольноизмерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям 12 результатов подготовки (таблицы) Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица). Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений Процент результативности (правильных ответов) балл (отметка) вербальный аналог 90 ÷ 100 5 отлично 80 ÷ 89 4 хорошо 70 ÷ 79 3 удовлетворительно менее 70 2 не удовлетворительно 13