Приложение 27 к ОПОП по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА Сухой Лог 2024 Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», приказ Минобрнауки России № 1568 от 09 декабря 2016 г Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Насонов Сергей Дмитриевич, преподаватель 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП. 03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «ОП. 03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА» является обязательной частью профессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК ОК 01 ОК 07; ОК 09. ПК 1.1 ПК 2.1 -2.3 Умения Знания Пользоваться электроизмерительными приборами Производить проверку электронных и электрических элементов автомобиля Производить подбор элементов электрических цепей и электронных схем Методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и электронных цепей Компоненты автомобильных электронных устройств Методы электрических измере ний Устройство и принцип действия электрических машин 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 118 в том числе в форме практической подготовки: теоретическое обучение практические занятия 68 40 Самостоятельная работаi Консультация Промежуточная аттестация 2 2 6 4 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Раздел 1. Электротехника. Тема 1.1. Электрическое поле. Содержание учебного материала Тема 1.2. Электрические цепи постоянного тока. Понятие об электрическом поле. Основные характеристики электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Устройство и назначение конденсаторов. Ёмкость конденсатора. Соединение конденсаторов. Самостоятельная работа обучающихся 1. Решение задач. Содержание учебного материала Элементы электрической цепи. Электрический ток. Физические основы работы источника ЭДС. Закон Ома для участка и полной цепи. Электрическое сопротивление и электрическая проводимость. Зависимость сопротивления от температуры. Работа и мощность электрического тока. Преобразование электрической энергии в тепловую. Токовая нагрузка проводов и защита их от перегрузок. Соединения приёмников электроэнергии. Законы Кирхгофа. В том числе лабораторных и практических работ Лабораторная работа №1Опытное подтверждение закона Ома. Лабораторная работа №2 Изучение смешанного соединения резисторов. Лабораторная работа №3 Определение электрической мощности и работы электрического тока. Лабораторная работа №4 Определение коэффициента полезного действия цепи постоянного тока. Практическая работа №1 Расчет цепей постоянного тока. Самостоятельная работа обучающихся Решение задач. Подготовка к лабораторным работам. 5 Объем в часах Коды компетенций и личностных результатов 2 ОК 01 ОК 07; ОК 09, ПК 1.1 ПК 2.1 -2.3 14 ОК 01 ОК 07; ОК 09, ПК 1.1 ПК 2.1 -2.3 10 2 2 2 2 2 Тема 1.3. Содержание учебного материала Электромагнетиз Основные параметры магнитного поля. Магнитные материалы. Гистерезис. м. Применение ферромагнитных материалов. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Электромагниты и их применение. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Взаимная индукция. Использование закона электромагнитной индукции и явления взаимоиндукции в электротехнических устройствах. Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач. Тема 1.4. Электрические цепи однофазного переменного тока. Тема 1.5. Электрические цепи трёхфазного переменного 4 ПК 1.1 ПК 2.1 -2.3 2 Содержание учебного материала Синусоидальный переменный ток. Параметры и форма представления переменных ЭДС, напряжения, тока, магнитного потока. Получение переменной ЭДС. Электрические процессы в простейших электрических цепях с активным, индуктивным и ёмкостным элементами. Закон Ома для этих цепей. Векторные диаграммы. Неразветвлённые цепи переменного тока с активным, индуктивным и ёмкостным элементами. Резонанс напряжений. Активная, реактивная и полная мощности в цепи переменного тока. Разветвлённые цепи переменного тока с активным, индуктивным и ёмкостным элементами. Резонанс токов. Коэффициент мощности и способы его повышения. В том числе лабораторных работ №5 Исследование последовательного и параллельного соединения конденсаторов. №6 Исследование последовательного и параллельного соединения катушек индуктивности 14 №7 Исследование неразветвленной цепи переменного тока. Резонанс напряжений. №8 Исследование разветвленной цепи переменного тока. Резонанс токов. Самостоятельная работа обучающихся Решение задач. Подготовка к лабораторным работам. 2 2 - Содержание учебного материала 16 Основные элементы трёхфазной системы. Получение трёхфазной ЭДС. Соединение обмоток генератора и потребителя трёхфазного тока «звездой». Основные расчёт ные уравнения. Соотношения между линейными и фазными величинами. Симмет 6 ОК 01 ОК 07; ОК 09, ОК 01 ОК 07; ОК 09, ПК 1.1 ПК 2.1 -2.3 8 2 2 ОК 01 ОК 07; ОК 09, ПК 1.1 ПК 2.1 -2.3 тока. Тема 1.6. Электрические измерения и электроизмерите льные приборы. ричная и несимметричная нагрузки. Нейтральный провод. Соединение обмоток ге нератора и потребителя трёхфазного тока «треугольником». Соотношения между линейными и фазными величинами. Симметричная и несимметричная нагрузки. Мощность трёхфазной системы. Расчёт трёхфазной цепи при симметричной на грузке. В том числе лабораторных работ №9 Исследование цепи трёхфазного переменного тока соединенной «звездой». №10 Исследование цепи трёхфазного переменного тока соединенной «треугольником». №11 Определение активной, реактивной и полной мощности. Самостоятельная работа обучающихся 1. Решение задач. 2. Подготовка к лабораторным работам. Содержание учебного материала Прямые и косвенные измерения. Классификация электроизмерительных приборов. Класс точности электроизмерительных приборов. Погрешности измерений. Измере ние напряжения и тока. Расширение пределов измерения вольтметров и амперметров. Измерение мощности и энергии. Схемы включения ваттметров. Индукционные счётчики. Измерение электрического сопротивления постоянному току. Использование электрических методов для измерения неэлектрических величин при эксплуатации и обслуживании автомобилей. В том числе лабораторных работ №12 Измерение сопротивления методом вольтметра и амперметра. Самостоятельная работа обучающихся Решение задач. Подготовка к лабораторным работам. 7 6 2 2 2 6 2 2 ОК 01 ОК 07; ОК 09, ОК 10 ПК 1.1 ПК 2.1 -2.3 Тема 1.7. Трансформатор ы. Тема 1.8. Электрические машины переменного тока. Содержание учебного материала Назначение, классификация и применение трансформаторов. Устройство и принцип действия однофазного трансформатора. Электрическая схема однофазного трансформатора. Режимы работы трансформатора. Коэффициент полезного действия трансформатора. Трёхфазные трансформаторы. Трансформаторы специального назначения (сварочные, измерительные, автотрансформаторы). 8 В том числе лабораторных работ 4 №13 Исследование работы однофазного трансформатора. №14 Определение коэффициента трансформации. Самостоятельная работа обучающихся Решение задач. Подготовка к лабораторным работам. Содержание учебного материала Назначение, классификация и область применения машин переменного тока. Вращающееся магнитное поле. Устройство и принцип действия трёхфазного асинхронного электродвигателя. Пуск в ход, регулирование частоты вращения и реверс асинхронного электродвигателя. Характеристики асинхронного двигателя. КПД асинхронного электродвигателя. Однофазные асинхронные электродвигатели. Синхронный электродвигатель. В том числе лабораторных работ 2 2 №15 Пуск в ход и снятие рабочих характеристик трёхфазного асинхронного двигателя. Самостоятельная работа обучающихся 1. Решение задач. 2. Подготовка к лабораторным работам. 2 8 6 2 ОК 01 ОК 07; ОК 09, ОК 10 ПК 1.1 ПК 2.1 -2.3 ОК 01 ОК 07; ОК 09, ПК 1.1 ПК 2.1 -2.3 Тема 1.9. Электрические машины постоянного тока. Тема 1.10. Основы электропривода. Тема 1.11. Передача и распределение электрической энергии. ОК 01 ОК 07; ОК 09, ПК 1.1 ПК 2.1 -2.3 Содержание учебного материала Устройство и принцип действия машин постоянного тока. Обратимость. ЭДС и реакция якоря. Генераторы постоянного тока: классификация, схемы включения обмотки возбуждения, характеристики. Пуск в ход, регулирование частоты вращения, реверсирование и торможение. КПД машин постоянного тока. Применение машин постоянного тока в электроснабжении автомобилей. В том числе лабораторных работ №16. Испытание двигателя постоянного тока. Самостоятельная работа обучающихся Решение задач. Подготовка к лабораторным работам. 6 Содержание учебного материала Классификация электроприводов. Режимы работы электроприводов. Определение мощности при продолжительном и повторно – кратковременном режимах работы. Пускорегулирующая и защитная аппаратура. Релейно-контактные системы управления электродвигателей. Применение релейно-контактных систем управления электродвигателей для управления машинами и механизмами в процессе технического обслуживания автомобилей. Самостоятельная работа обучающихся Повторение пройденного материала; решение задач. Содержание учебного материала Схемы электроснабжения промышленных предприятий. Трансформаторные подстанции. Распределительные пункты. Электрические сети промышленных предприятий. Провода и кабели. Заземление. Учёт и контроль потребления электроэнергии. Компенсация реактивной мощности. Контроль электроизоляции. Электробезопасность при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. 2 ОК 01 ОК 07; ОК 09, ПК 1.1 ПК 2.1 -2.3 2 ОК 01 ОК 07; ОК 09, ОК 10 ПК 1.1 ПК 2.1 -2.3 Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач. Подготовка к лабораторным работам. 9 2 2 Раздел 2. Элек троника Тема 2.1. Физические основы электроники. Тема 2.2. Полупроводнико вые приборы. Тема 2.3. Интегральные схемы микроэлектрони ки. Тема 2.4. Электронные выпрямители и стабилизаторы. Содержание учебного материала Электропроводность полупроводников. Свойства p-n перехода. Виды пробоя. 2 Самостоятельная работа обучающихся Решение задач. - Содержание учебного материала Условные обозначения, устройства, принцип действия, вольтамперные характеристики, параметры, маркировка и применение выпрямительных диодов и стабилитронов. Условные обозначения, устройство, принцип действия, схемы включения, характеристики, параметры, маркировка биполярных и полевых транзисторов. Тиристоры. В том числе лабораторных работ №17 Исследование двухполупериодного выпрямителя. Самостоятельная работа обучающихся 1. Решение задач. 2. Подготовка к лабораторным работам. Содержание учебного материала Интегральные схемы микроэлектроники. Гибридные, тонкоплёночные полупроводниковые интегральные микросхемы. Технология изготовления микросхем. Соединение элементов и оформление микросхем. Классификация, маркировка и применение микросхем. Самостоятельная работа обучающихся 1. . Решение задач. Содержание учебного материала Назначение, классификация, обобщённая структурная схема выпрямителей. Однофазные и трехфазные выпрямители. Назначение и виды сглаживающих фильтров. Стабилизаторы напряжения и тока, их назначение, принципиальные схемы, принцип действия, коэффициент стабилизации. В том числе практических занятий 6 №2 Расчёт параметров и составление схем различных типов выпрямителей 2 10 ОК 01 ОК 07; ОК 09, ПК 1.1 ПК 2.1 -2.3 ОК 01 ОК 07; ОК 09, ПК 1.1 ПК 2.1 -2.3 2 2 - 2 ОК 01 ОК 07; ОК 09, ПК 1.1 ПК 2.1 -2.3 6 2 ОК 01 ОК 07; ОК 09, ОК 10 ПК 1.1 ПК 2.1 -2.3 Тема 2.5. Электронные усилители. . Тема 2.6. Электронные генераторы и измерительные приборы. Тема 2.7. Электронные устройства автоматики и вычислительной техники. КТема 2.8. Микропроцес соры и микроЭВМ Самостоятельная работа обучающихся 1. Решение задач. Содержание учебного материала Назначение и классификация электронных усилителей. Принцип действия полупроводникового каскада с биполярным транзистором по схеме ОЭ. Построение графиков напряжения и токов цепи нагрузки. Многокаскадные транзисторные усилители. Усилители постоянного тока, импульсные и избирательные усилители. В том числе практических занятий №3 Определение рабочей точки на линии нагрузки и построение графиков напряжения и тока в цепи нагрузки усилительного каскада. Самостоятельная работа обучающихся 1. Решение задач. Содержание учебного материала 4 2 2 2 ОК 01 ОК 07; ОК 09, ОК 10 ПК 1.1 ПК 2.1 -2.3 2 ОК 01 ОК 07; ОК 09, ПК 1.1 ПК 2.1 -2.3 4 ОК 01 ОК 07; ОК 09, ПК 1.1 ПК 2.1 -2.3 Условия возникновения незатухающих колебаний в электрической цепи. Электронные генераторы типа RC и LC. Мультивибраторы. Триггеры. Электронные измерительные приборы. Электрон ный вольтметр. Самостоятельная работа обучающихся 1. Решение задач Содержание учебного материала Электронные устройства автоматики и вычислительной техники. Принцип действия, особенности и функциональные возможности электронных реле, логических элементов, регистров, дешифраторов, сумматоров. Самостоятельная работа обучающихся 1. Решение задач. Содержание учебного материала Место в структуре вычислительной техники микропроцессоров и микро-ЭВМ. При менение микропроцессоров и микро-ЭВМ для комплексной автоматизации управле ния производством, в информационно-измерительных системах, в технологическом оборудовании. Архитектура и функции микропроцессоров. 11 ОК 01 ОК 07; ОК 09, ПК 1.1 ПК 2.1 -2.3 Самостоятельная работа обучающихся 1. Решение задач. Консультации Промежуточная аттестация Всего 2 2 6 118 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет №13К ОП.03 Электротехника и электроника 1. Стол ученический — 15 шт. 2. Стол учительский - 1 шт. 3. Стул преподавателя регулируемый офисный — 1 шт. 4. Стул нерегулируемый деревянный ученический — 30 шт. 5. Тумба для учебников – 2 шт. 6. Компьютер ученический — 3 шт. 7. Компьютер преподавателя —(системный блок - 1 шт., монитор – 1 шт.) 8. Видеопроектор — 1 шт.9. Колонки — 1 шт.10. Компьютерная сеть -1 шт. 11. Принтер лазерный — 1шт.12. Интерактивная доска – 1 шт. 13. Магнитная доска – 1 шт.14. Устройство лабораторное по э/т К-4826 -3 шт.. 15. Лабораторный стенд «Электротехника и электроника» -1шт.16. Осциллограф С1-72 1шт., 17. Осциллограф ОДШ -2 - 1шт. 18. Прибор Д552 - 3шт. 19. Мегаомметр МС-05 – 1шт.20. Трехфазный трансформатор ТСЗ -1,5/1 -1 шт. 21. Милливольтметр ВК7-9 – 1шт.22. Звуковой генератор ГЗ-53 – 1шт. 23. Мультиметр, амперметр Э514 - по 1шт.24. Амперметр - 3шт.25. Блок питания 220/2 3шт.26. Щит лабораторный – 1шт.27. Счетчик однофазный – 1шт. 28. Измерительный щит – 1 шт.29. Реостаты - 45 шт.31. Амперметры - 20шт. 32. Вольтметры - 25 шт.33. Демонстрационные модели - двигатель постоянного тока, двигатель переменного тока, трансформаторы (однофазный, трехфазный, автотрансформатор, измерительный).34. Магазин сопротивления МСР 63 - 2шт. 35. Электроизмерительный прибор цифровой -3 шт.36. Фолии по 11 темам - 106 шт.37. Оверхед -1шт.38. Раздаточный материал39. Комплект учебно-наглядных пособий и плакатов;40. Техническая документация, методическое обеспечение. Лаборатория «Электротехника и электроника» 1.Рабочее место преподавателя-1шт.2.Рабочие места обучающихся-15шт. 3.Комплект деталей электрооборудования автомобилей и световой сигнализации1шт.4.Демонстрационные комплексы «Электрооборудование автомобилей» 5.Плакаты по темам.6.Стены «Диагностика электрических систем автомобиля»;«Диагностика электронных систем автомобиля». 6. Осциллограф ОДШ -2 - 1шт. 7. .Мультиметр, амперметр Э514 - по 1шт8.Расходные приборы, инструменты и приспособления; 13 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Гальперин, М.В. Электротехника и электроника: учебник / М.В. Гальперин. – Москва: Форум, 2019. – 480 c. 2. Кацман, М.М. Сборник задач по электрическим машинам: учебное пособие/ М.М. Кацман. – Москва: Академия, 2014. – 160 с. 3. Немцов, М.В. Электротехника и электроника: учебник / М.В. Немцов, М.Л. Немцова. –Москва : Академия, 2021. – 480 с. 4. Синдеев, Ю.Г. Электротехника с основами электроники: учебник / Ю.Г. Синдеев. – Ростовн/Д.: Феникс, 2020. – 368 с. 3.2.2. Основные электронные издания 1. Электротехника и электроника в 3 т. Том 3. Основы электроники и электрические измерения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Э. В. Кузнецов, Е. А. Куликова, П. С. Культиасов, В. П. Лунин ; под общей редакцией В. П. Лунина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 234 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03756-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472745 (дата обращения: 30.10.2021). 2. Электротехника и электроника в 3 т. Том 2. Электромагнитные устройства и электрические машины : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. И. Киселев, Э. В. Кузнецов, А. И. Копылов, В. П. Лунин ; под общей редакцией В. П. Лунина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 184 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03754-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472795 (дата обращения: 30.10.2021). 3.2.3. Дополнительные источники 1. Синдеев, Ю.Г. Электротехника с основами электроники: учебник / Ю.Г. Синдеев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2020. – 407 с. 2. ГОСТ 2.710-81 Единая система конструкторской документации. Обозначения буквенно-цифровые в электрических схемах. 3. ГОСТ 2.701-2008 Единая система конструкторской документации. Схемы. Виды и типы. Общие требования к выполнению. 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и электронных цепей Демонстрировать знание порядка расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и электронных цепей. Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестирования, контрольных и других видов текущего контроля Компоненты автомобильных электронных устройств Демонстрировать знание мест расположения, основных параметров и состава основных автомобильных электронных устройств Знания Методы электрических измерений Устройство и принцип действия электрических машин Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестирования, контрольных и других видов текущего контроля Демонстрировать знание Экспертная оценка результатов современных методы деятельности обучающихся при измерений в соответствии с выполнении и защите заданием практических и лабораторных работ, тестирования, контрольных и других видов текущего контроля Демонстрировать знание Экспертная оценка результатов устройства и принципа деятельности обучающихся при действия электрических машин выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестирования, контрольных и других видов текущего контроля Умения Пользоваться Подбирать электроизмеритель электроизмерительными ные приборы в соответствии с заданием и проводить приборами измерения 15 оценка результатов Экспертная деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестирования, контрольных и других видов текущего контроля Производить проверку электронных и электри ческих элементов автомобиля Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестирования, контрольных и других видов текущего контроля Производить проверку исправности электронных и электрических элементов автомобиля, в соотвествии с заданием с при менением безопасных приемов проведения измерений. Производить подбор элементов электрических цепей и электронных схем Осуществлять подбор элементов электрических цепей и электронных схем для замены вышедших из строя элементов с учетом основных параметров заменяемых элементов. Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестирования, контрольных и других видов текущего контроля 16