36 ОП.13 Компьютерная графика

Приложение 36
к ОПОП по специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 13 Компьютерная графика

Сухой Лог
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС
СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Селиванова В.Б. – преподаватель дисциплины инженерная графика, высшая квалификационная категория

2

СОДЕРЖАНИЕ

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 13 КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА

1.1.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина Компьютерная графика является обязательной частью профессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического
оборудования (по отраслям)
Учебная дисциплина Компьютерная графика обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.11
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.01-ОК.07, ОК.09,
ПК 1.1-ПК.1.4, ПК.2.1-ПК.2.2, ПК 3.1.- ПК 3.3.
1.2.

Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК,
Умения
Знания
ОК
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 07,
ОК 09
ПК 1.1.,
ПК 1.2.,
ПК 1.3,
ПК 2.1,
ПК 3.1.ПК 3.3.

- выполнять графические изображения
технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной
графике;
- выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;
- выполнять чертежи технических деталей
в ручной и машинной графике;
- читать чертежи и схемы;
- оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с
действующей
нормативно-технической
документацией.

- законы, методы и приемы проекционного черчения; правила выполнения и
чтения конструкторской и технологической документации;
- правила оформления чертежей, геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей;
- способы графического представления
технологического оборудования и выполнения технологических схем;
- требования стандартов Единой системы конструкторской документации (далее - ЕСКД) и Единой системы технологической документации (далее - ЕСТД)
к оформлению и составлению чертежей
и схем.

1.3 Количество часов на освоение дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 52 академических часа, в том числе:
- контактной (аудиторной) работы: 48 часа, в том числе в форме практической подготовки: 40 часов;
- самостоятельной работы обучающегося: 4 часа.

4

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

5

Объем часов
52
8
40
4

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Компьютерная графика
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся

1
2
Раздел 1Конструирование в двухмерной среде проектирования
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Общие сведения о
1 Компьютерная графика в современных информационных системах. Структура сиСАПР Компас
стемы, форматы файлов. Типы документов (чертеж, фрагмент, текст, спецификация).
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
1 Знакомство с основными понятиями и возможностями системы КОМПАС
2 Знакомство с интерфейсом (создание и сохранение листа проекта, создание примитивов). Знакомство с компактной панелью
3 Создание чертежей. Команды отрисовки примитивов (точка, отрезок,круг,дуга).
4 Создание чертежей. Команды отрисовки примитивов (фаска, скругление, штриховка).
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Ввод и редактиро1 Параметры объектов, фиксация и освобождение параметров, прерывание команды.
вание геометричеПривязки. Ввод размеров и технологических обозначений.
ских элементов (ба- Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
зовые приемы ра1 Выполнение упражнений на ввод размеров и технологических обозначений
боты)
2 Выполнение упражнений на функции сдвига и поворота изображений
3 Создание комплексного чертежа (копия по окружности, скругления, вспомогательные линии
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.3
Содержание учебного материала
Работа с текстовы- 1 Возможности текстового процессора Ввод текста, стили и шрифты. Работа с таблими документами
цами Текстовые шаблоны. Оформление чертежа. Специальные знаки и вставки.
Практические занятия(в том числе в форме практической подготовки)

Объем часов

3
32

Коды компетенций, формированию
которых способствует
элемент программы
4

2
8
2
2
2
2

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09
ПК 1.1., ПК
1.2., ПК 1.3,
ПК 2.1, ПК
3.1.- ПК 3.3.

-

8
2
2
4
-

4

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09
ПК 1.1., ПК
1.2., ПК 1.3,
ПК 2.1, ПК
3.1.- ПК 3.3.
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09
ПК 1.1., ПК

Тема 1.4
Библиотеки САПР

Тема 1.5
Создание спецификаций

1 Оформление листа текстового документа согласно ЕСКД
2 Выполнение на чертеже таблицы экономических показателей проекта (формат А1)
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1 БиблиотекиСАПР
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
1 Создание чертежа принципиальной схемы оборудования
2 Чертеж схемы оборудования по специальности
Самостоятельная работа обучающихся

2
2
-

Содержание учебного материала
1 Состав спецификации. Приемы работы со спецификацией. Пользовательские
настройки спецификации. Создание спецификаций средствами САПР
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
1 Создание спецификации сборочного чертежа
Самостоятельная работа обучающихся

-

Раздел 2Конструирование в трехмерной среде проектирования
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Основные элемен1 Элементы интерфейса пользователя и его настройка. Трехмерное моделирование
ты системы
деталей. Основные методы создания и редактирования моделей деталей. Системы
координат. Создание, открытие и сохранение модели. Дерево построений
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
1 Знакомство с интерфейсом (создание листа проекта, создание примитивов).
Трехмерное моделирование детали.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2
Формообразующие
операции создания
модели

Содержание учебного материала
1 Операция выдавливание. .Операция вращения. Операция кинематическая. Операция по сечениям
Практические занятия(в том числе в форме практической подготовки)
1 Создание моделей методом выдавливания
2 Создание моделей методом вращения Создание моделей кинематической операцией
3 Создание моделей операцией по сечениям
Самостоятельная работа обучающихся
7

1.2., ПК 1.3,
ПК 2.1, ПК
3.1.- ПК 3.3.

6
2
4
-

4
4
20
2

4

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09
ПК 1.1., ПК
1.2., ПК 1.3,
ПК 2.1, ПК
3.1.- ПК 3.3.
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09
ПК 1.1., ПК
1.2., ПК 1.3,
ПК 2.1, ПК
3.1.- ПК 3.3.

-

6
2
2
2
-

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09
ПК 1.1., ПК
1.2., ПК 1.3,
ПК 2.1, ПК
3.1.- ПК 3.3.

Раздел 3 Применение САПР в учебной деятельности
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
Тема 3.1 применение САПР в учеб1 Создание чертежа для курсового проектирования
ной деятельности
Самостоятельная работа обучающихся
Примерная тематика домашних заданий: Выполнение индивидуальных заданий
Дифференцированный зачет
Всего:

2
2
4
2
52

8

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09
ПК 1.1., ПК
1.2., ПК 1.3,
ПК 2.1, ПК
3.1.- ПК 3.3.

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально - техническое обеспечение
 Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие
специальные помещения: кабинет инженерной графики, оснащенный оборудованием:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
 доска;

 комплект учебно-методической документации.
техническими средствами обучения:
 персональные компьютеры;
 программное обеспечение системы автоматизированного проектирования.
3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
3.2.1. Печатные издания:
Основы моделирования в среде автоматизированной системы проектирования
"Компас 3D": Учебное пособие / Малышевская Л.Г. - Железногорск: ФГБОУ ВО СПСА ГПС
МЧС России, 2017. - 72 с.
2. Компьютерная графика. КОМПАС и AutoCAD: Учебное пособие / Конакова
И.П., Пирогова И.И., - 2-е изд., стер. - М.:Флинта, Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 146 с
3. Основы работы в «КОМПАС-График V 14»: Практикум / Конакова И.П., - 2-е изд.,
стер. - М.:Флинта, Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 104 с
Дополнительная литература:
1. Аверин В.Н. Компьютерная инженерная графика: учебное для студентов учреждений среднего профессионального образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.152с.
2. Большаков В. П., Бочков А. Л., Сергеев А. А. 3D-моделирование в AutoCAD, KOMI1AC3D, SolidWorks, Inventor, T-Flex: Учебный курс . — СПб.: Питер, 2011. — 336 е.: ил.

1.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1 Сайт Компас -3D. – Режим доступа: https://kompas.ru/publications/video/, свободный.
2 Блог
компании
АСКОНРежим
доступа:
http://

свободный.

https://habr.com/ru/company/ascon/blog/351490/,

9

4

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по
программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля
знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и
промежуточной аттестации регламентируется Положением ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем
на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем
исходя из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который
проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.2, 4.3).
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной
аттестации.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы 4.1).
Таблица 4.1- Универсальная шкала

Процент результативности (правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

Таблица 4.2 – Оценка освоенных умений и усвоенных знаний
Основные показатеРаздел (тема)
Критерии оценки
ли результатов подучебной дисци(освоенные умения,
готовки
плины
усвоенные знания)
Раздел 1. Конструирование в двухмерной среде проектирования

уметь:
- создавать, редактировать и
оформлять чертежи на персональном компьютере с использованием прикладных
программ;
знать:
- правила работы на персональном компьютере при
создании чертежей с учетом
прикладных программ.

10

Создание, редактирование, оформление чертежей на персональном
компьютере с использованием прикладной
программы Компас

Формы и методы
контроля и оценки результатов
обучения
Оценка преподавателя графических работ по эталону.

Раздел 2. Моделирование трехмерных объектов

Раздел 3. Применение САПР в
учебной деятельности

уметь:
- создавать, редактировать и
оформлять чертежи на персональном компьютере с использованием прикладных
программ;
- создавать, простые 3D модели с использованием программы Компас 3D
знать:
- правила работы на персональном компьютере при
создании чертежей с учетом
прикладных программ.
уметь:
- создавать, редактировать и
оформлять чертежи на персональном компьютере с использованием САПР;
знать:
- правила работы на персональном компьютере при
создании чертежей с учетом
САПР

11

Создание, редактирование, оформление трехмерных объектов на
персональном компьютере с использованием
прикладной программы
Компас

Оценка преподавателя графических работ по эталону.

Создание, редактирование, оформление чертежей на персональном
компьютере с использованием САПР

Оценка преподавателя графических работ по эталону.

Код
компетенции

Таблица 4.3- Оценка освоенных общих компетенций
Формулировка
компетенции

ОК
01

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам

ОК
02

Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК
03

Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное
развитие.

Знания,

умения

Формы и методы контроля и оценки

Умения: распознавать задачу и/или
проблему
в
профессиональном
контексте; анализировать задачу и
выделять её составные части;
определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую
для
решения задачи;
составить план действия; определить
необходимые ресурсы.
Знания:
алгоритмы выполнения работ вСАПР
Умения: определять задачи для
поиска информации; определять
необходимые
источники
информации; планировать процесс
Интерпретация
поиска; структурировать получаемую
результатов наблюдений
информацию; выделять наиболее
за деятельностью
значимое в перечне информации;
обучающегося в процессе
оценивать практическую значимость
освоения образовательной
результатов
поиска;
оформлять
программы
результаты поиска
Знания:
номенклатура
информационных
источников
применяемых в профессиональной
деятельности;
приемы
структурирования
информации;
формат оформления результатов
поиска информации
Умения: применять современную
компьютерную
терминологию;
определять и выстраивать траектории
самообразования
Знания:;
современная
компьютерную
терминология;
возможные
траектории
самообразования

12

ОК
04

Работать в
коллективе и
команде,
эффективно
взаимодействовать
с коллегами,
руководством,
клиентами.

ОК
05

Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с
учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережени
ю, эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях.

ОК
06

ОК
07

Умения: организовывать работу
коллектива
и
команды;
взаимодействовать
с
членами
группы, педагогами
Знания: психологические основы
деятельности
коллектива,
психологические
особенности
личности;
основы
проектной
деятельности
Умения: грамотно излагать свои
мысли и оформлять документы по
компьютерной тематике
Знания: особенности социального и
культурного контекста;
правила
оформления
документов
и
построения устных сообщений.

Умения: описывать значимость
своей специальности
Знания:
сущность
гражданскопатриотической
позиции,
общечеловеческих
ценностей;
значимость
профессиональной
деятельности по специальности

Умения:
соблюдать
нормы
экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения
в
рамках
профессиональной деятельности по
специальности
Знания: правила экологической
безопасности
при
ведении
профессиональной
деятельности;
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности;
пути обеспечения ресурсосбережения

13

Интерпретация
результатов наблюдений
за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы

ОК
09

Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности

Умения:
применять
средства
информационных технологий для
решения профессиональных задач;
использовать
современное
программное обеспечение
Знания: современные средства и
устройства информатизации; порядок
их применения и программное
обеспечение в профессиональной
деятельности

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».