1 Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Колчеданцева Марина Владимировна, преподаватель физической культуры 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 3. 4. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины Структура и содержание учебной дисциплины Условия реализации учебной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 3 4 6 15 17 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «А.03 АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Адаптивная физическая культура» является обязательной частью адаптационного цикла основной образовательной программы профессиональной подготовки по профессии 18559 Слесарьремонтник 1.2. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: использовать средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа жизни. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни. В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6 Работать в коллективе команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. 1.3. Количество часов на освоение программы дисциплины: по профессиям ПО — 237 часа, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 158 часов; внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся — 79 часов. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Объем часов 237 Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа 79 Обязательные аудиторные учебные занятия (всего) 158 Вид учебной работы в том числе: теоретическое обучение 18 практические занятия 140 Промежуточная аттестация в форме зачета 5 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины А.03 Адаптивная физическая культура 1 курс Вид работы Аудиторные занятия. Содержания обучения Теоретическая часть Количество часов всего теор. 18 18 практ . сам.раб №1 макс. нагр. Коды компетенц ий, формиров анию которых способств ует элемент программ ы 28 1 Вводное занятие и ТБ. Гигиенические основы труда и отдыха. 2 2 Закаливание организма 2 2 Влияние табакокурения и алкоголя на организм человека. 2 2 Строение и функции человека. 2 2 Влияние физических упражнений на органы и системы организма человека. 2 2 Оборудование и инвентарь спортзала. 2 2 Травматизм и его предупреждение в процессе занятий физкультурой, оказание первой помощи. 2 2 Значение врачебного контроля при занятиях физической культурой. 2 2 Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. 2 2 Практическая часть 6 10 Учебно-тренировочные занятия №2 Общая физическая подготовка (ОФП) 6 6 Подвижные игры. 2 2 1 2 Упражнения на силу, выносливость. 2 2 1 2 Упражнения на быстроту, ловкость. 2 2 1 2 Легкая атлетика. 6 6 Бег. Значение темпа и ритма при беге. Правильное дыхание при беге. Упражнения для коррекции бега. 2 2 Прыжки. Разбег, отталкивание, полѐт, приземление. Физические упражнения для коррекции прыжков. 2 2 Метание. Разновидности метания. Подготовительные упражнения для метания. 2 2 6 12 6 1 2 1 2 №3 Гимнастика. Акробатика. 10 10 4 14 1 2 Акробатические элементы, их разновидности. 2 2 Правила самостраховки при выполнении акробатических упражнений. 2 2 Изучение кувырка вперѐд, назад из упора присев; стойка на лопатках. 2 2 Брусья. Махи вперѐд, назад. Выход в упор на руках. Кувырок. Соскок с 2 2 7 махом вперѐд, назад. Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, упражнения с гантелями, набивными мячами, упражнения с мячом, обручем 2 2 Спортивные игры. Настольный теннис. №4 10 10 10 20 1 2 Правила игры. Ознакомление с видом спорта. Техника безопасности. 2 2 Обучение техническим приѐмам . 2 2 Выполнение технических элементов: подача, удары по мячу толчком. 2 2 Игра по упрощѐнным правилам. 2 2 Игра по правилам. 2 2 Волейбол. 8 8 8 1 2 Правила игры. Классификация и терминология технических приѐмов. Техника безопасности. Обучение техническим приѐмам. 2 2 Выполнение простых техникотактических действий: подача, ,передача двумя руками сверху, снизу. 2 2 Игра по упрощѐнным правилам. 2 2 Игра по правилам. 2 2 Баскетбол. 8 8 8 1 2 Правила игры. Классификация и 2 2 8 терминология технических приѐмов. Техника безопасности. Выполнение простых техникотактических действий: ведение мяча, остановка шагом,передача двумя руками от груди, с отскоком об пол. 2 2 Игра по упрощѐнным правилам. 2 2 Игра по правилам. 2 2 №5 Лыжная подготовка. 4 4 9 13 1 2 Стили лыжных ходов. Техника безопасности. 2 2 Классические лыжные ходы. Спуски, подъѐмы. 2 2 Плавание 10 10 10 1 2 Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди, спине, брасса. 2 2 Плавание в одежде. Освобождение от одежды в воде. 2 2 Специальные подготовительные, общеразвивающие и подводящие упражнения на суше. 2 Правила плавания в открытом водоеме. Самоконтроль при занятиях плаванием. 2 2 Доврачебная помощь пострадавшему. Техника безопасности при занятиях плаванием в открытых водоемах и в бассейне. 2 2 Общая физическая подготовка (ОФП) 4 4 2 4 1 2 9 Подвижные игры. 2 2 Упражнения на силу, выносливость. 2 2 Итого 84 18 66 39 123 2 курс Вид работы Аудиторные занятия. Содержания обучения Количество часов всего теор. практ . сам.р аб макс. нагр. Коды компетенци й, формирован ию которых способствуе т элемент программы Практическая часть Учебно-тренировочные занятия №1 Общая физическая подготовка (ОФП) 4 Упражнения на быстроту, ловкость. 2 2 Упражнения на координацию. 2 2 Легкая атлетика. 6 6 4 10 14 1 2 6 1 2 Бег. Значение темпа и ритма при беге. Правильное дыхание при беге. Бег на короткие и средние дистанции. 2 2 Прыжки. Разбег, отталкивание, полѐт, приземление. Выполнение техники при прыжках в длину. 2 2 Метание. Разновидности метания. Метание в цель малого мяча. 2 2 №2 Гимнастика. 12 12 10 6 18 1 2 Правила самостраховки при выполнении акробатических упражнений. 2 2 Изучение кувырка вперѐд, назад из упора присев; стойка на лопатках. 2 2 Брусья. Махи вперѐд, назад. Выход в упор на руках. Кувырок. Соскок с махом вперѐд, назад. 2 2 Упражнения в чередовании напряжения с расслаблением, упражнения для коррекции нарушений осанки. 2 2 Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, упражнения с гантелями, набивными мячами, упражнения с мячом, обручем 2 2 Лазание по канату в три приѐма. 2 2 Спортивные игры. Настольный теннис. №4 10 10 8 18 1 2 Правила игры. Понятие о спортивной технике. Техника безопасности. 2 2 Обучение техническим приѐмам . 2 2 Выполнение простых техникотактических действий: подача, приѐм, передача. 2 2 Игра по упрощѐнным правилам. 2 2 Игра по правилам. 2 2 Волейбол. 8 8 8 1 2 Правила игры. Понятие о спортивной 2 2 11 технике. Техника безопасности. Выполнение простых техникотактических действий: подача, приѐм, передача. 2 2 Игра по упрощѐнным правилам. 2 2 Игра по правилам. 2 2 Баскетбол. 8 8 8 1 2 Правила игры. Понятие о спортивной технике. Техника безопасности. 2 2 Выполнение простых техникотактических действий: ведение мяча, передача, бросок в кольцо. 2 2 Игра по упрощѐнным правилам. 2 2 Игра по правилам. 2 2 №5 Лыжная подготовка. 4 4 8 12 1 2 Стили лыжных ходов. Техника безопасности. 2 2 Классические, коньковые лыжные ходы. Спуски, подъѐмы. 2 2 Плавание 10 10 10 1 2 Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди, спине, брасса. 2 2 Плавание в одежде. Освобождение от одежды в воде. 2 2 Специальные подготовительные, общеразвивающие и подводящие упражнения на суше. 2 2 12 Правила плавания в открытом водоеме. Самоконтроль при занятиях плаванием. 2 2 Доврачебная помощь пострадавшему. Техника безопасности при занятиях плаванием в открытых 2 2 водоемах и в бассейне. №6 Атлетическая гимнастика. 6 6 8 14 1 2 Круговая тренировка на снарядах и тренажѐрах. 2 2 Индивидуальные занятия на снарядах. 2 2 Индивидуальные занятия на тренажѐрах. 2 2 Футбол 6 6 6 1 2 Правила игры. Понятие о спортивной технике. Техника безопасности. 2 2 Выполнение простых техникотактических действий: ведение мяча, передача, удар по воротам. 2 2 Игра по упрощѐнным правилам. 2 2 Игра по правилам. Итого 74 0 13 74 40 114 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: спортивный зал, зал аэробики или тренажѐрный зал; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; футбольным полем, гимнастическим городком, баскетбольной и волейбольной площадкой, оборудованные раздевалки с душевыми кабинами. Спортивное оборудование: баскетбольные, футбольные, волейбольные мячи; щиты, ворота, корзины, сетки; оборудование для силовых упражнений; оборудование для занятий аэробикой; гимнастическая перекладина, шведская стенка, секундомеры, дорожка резиновая разметочная для прыжков и метания; оборудование, необходимое для реализации части по профессиональноприкладной физической подготовке. Техническими средствами обучения: музыкальный центр, выносные колонки, микрофон, компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронные носители с записями комплексов упражнений. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе 3.2.1. Печатные издания Основная литература: 1. Физическая культура, Андрюхина Т.В. -М.: Русское слово, 2017 г. 2. Физическая культура, Третьякова Н.В. под ред. Виленского М.Я. М.: Русское слово, 2017 г. 3. Физическая культура, Матвеев А.П. -М.: Вентана-Граф, 2017 14 - 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 4. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования Бишаева А.А. -М.: Издательский центр «Академия», 2017 5. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования Решетников Н.В -М.: Издательский центр «Академия», 2017 Дополнительная литература: 1. Физическая культура, Палехова Е.С. -М.: Вентана-Граф, 2017 2. Физическая культура: учебник для СПО / Ю.Н. Аллянов, И.А. Письменский. – 3-е изд., испр. – М.: Издательство Юрайт, 2016. 3. Физическая культура: учебник / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – 2е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2017. 3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы) Рефераты на спортивную тематику. Форма доступа: http://sportreferats.narod.ru/ Мир баскетбола. Сайт посвящен правилам, технике, тактике, биографии игроков, истории команд. Форма доступа: http://www.moibasketball.narod.ru/ Основы физической культуры . Форма доступа: http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/index.htm Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации. Форма доступа: www.minsport.gov.ru Федеральный портал «Российское образование». Форма доступа: www.edu.ru Официальный сайт Олимпийского комитета России. Форма доступа: www.olympic.ru Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации. Форма доступа: www.goup32441.narod.ru 15 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки -понимание значимости Оценка Перечень знаний, и роли физической результатов: осваиваемых в рамках культуры в различных. выполнение дисциплины: - роль физической культуры в областях жизни комплекса общекультурном, человека; упражнений, профессиональном и социальном -понимание принципов тестирование развитии человека; здорового образа жизни - основы здорового образа жизни Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: - использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; выполнять комплексы упражнений на развитие выносливости, равновесия, быстроты, скоростно-силовых качеств, координации движений 16