А.01 Основы интеллектуального труда

Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчики:
Cеменова Любовь Геннадьевна, преподаватель русского языка и литературы.
Московских Антонина Ивановна,преподаватель русского языка и литературы.

2

Содержание
1 Пояснительная записка ................................................................................................................... 4
1.1 Общая характеристика учебной дисциплины ........................................................................... 6
1.2 Место учебной дисциплины в учебном плане ...................................................................... 6
1.3 Требования к освоению учебной дисциплины ...................................................................... 6
2 Содержание учебной дисциплины .............................................................................................. 10
2.1Количество часов на освоение программы учебной дисциплины ................................... 102
2.2 Тематическое планирование ............................................................................................... 134
2.3 Характеристика основных видов деятельности обучающихся…………........................17
3 Условия реализации учебной дисциплины.................................................................................19
3.1 Материально-техническое обеспечение программы учебной
дисциплины…...................................................................................................................................19
3.2 Информационное обеспечение обучения………………………………........................…19
3.3 Кадровое обеспечение обучения………………………………………...….......................21
3.4 Организация образовательного процесса…………………………………........................21
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ............................................. 24
Приложение №1 ............................................................................................................................... 31
Приложение №2 .............................................................................................................................. 32

3

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы интеллектуального труда» по
профессии 17530 Рабочий зелѐного хозяйства, 18103 Садовник в ГБПОУ СО
«Сухоложский многопрофильный техникум» предназначена для изучения отдельной
группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Характеристика группы, в которой реализуется программа:
Отдельная группа включает слушателей с ОВЗ с легкой степенью умственной
отсталостью и задержкой психического развития (нарушение интеллекта).
Данная группа слушателей характеризуется:
- сниженной работоспособностью вследствие возникающих явлений
психомоторной расторможенности, возбудимости;
- низким уровнем познавательной активности и замедленным темпом
переработки информации;
- неустойчивостью внимания, нарушением скорости переключения внимания, объем
его снижен;
- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над
долговременной, механическая над логической;
- наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно образное и особенно словесно-логическое;
- имеются легкие нарушения речевых функций;
- несформированность произвольного поведения по типу психической
неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации;
- ограниченные представления об окружающем мире.
отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно
реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении.
- характерна повышенная утомляемость. Быстро становятся вялыми или
раздражительными, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро
утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания.
- отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к
вспышкам раздражительности, упрямству. При обучении следует разговаривать
спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.
Адаптированная рабочая программа по учебной дисциплине АП.01 Основы
интеллектуального труда составлена с учетом следующего нормативно-правового
обеспечения:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ.
2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, 07.06.2012 г. № 24480.
3. Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.10.2008г. № 1662-р).
4. Письма Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. №АФ – 150/06 «О
создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья и детьми – инвалидами».
5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации";
6. Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта
2011 г. № 175;
7. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на
2013 - 2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15
мая 2013 г. № 792-р;
4

8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. №
464;
9. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2;
10. Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам
среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 36;
11. Письма Минобрнауки России от 22.04.2015 № 06-443 «О направлении
Методических рекомендаций» вместе с методическими рекомендациями по разработке и
реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального
образования», утв. Минобрнауки России 20.04.2015 №06-830вн) по программе
профессиональной подготовки.
12. Постановления Правительства Свердловской области от 02.08.05 № 618 – ПП и
нормативов СанПиН 2.4.2.2821 – 10 (утверждены постановлением от 29.12.2010 г. № 189, в
редакции изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного врача РФ от
29.06.2011г. № 85.).
13. Устава ГБПОУ «Сухоложский многопрофильный техникум».
14. Календарного учебного графика ГБПОУ «Сухоложский многопрофильный
техникум» на 2016 - 2017 учебный год.
15. Учебного плана ГБПОУ «Сухоложский многопрофильный техникум».
16. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, студентов ГБПОУ СО
«Сухоложский многопрофильный техникум» от 28.08.2016.
17. Положение о самостоятельной работе обучающихся, студентов ГБПОУ СО
«Сухоложский многопрофильный техникум» от 28.08.2016.
Целью адаптационной дисциплины является формирование у обучающихся
инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья целостного системного
представления о культуре интеллектуального труда, знаний, умений и практических
навыков применения методов и технологий познавательной деятельности, необходимых для
успешной адаптации в информационно-образовательной среде техникума и оказание
практической помощи в развитии навыков самоорганизации учебной деятельности
обучающихся.
Задачи:
1. Изучить теоретические и практические аспекты интеллектуальной деятельности;
2. Рассмотреть специфику учебного труда обучающихся на различных видах
аудиторных занятий;
3. Освоить конкретные приемы повышения эффективности познавательной
деятельности в процессе обучения;
4. Овладеть приемами самоорганизации, позволяющими формировать такие
компоненты обучения, как мотивацию, целеполагание, самоконтроль, рефлексию,
самооценку.

5

1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Адаптационная дисциплина «Основы интеллектуального труда» как средство
познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности.
Учебная дисциплина имеет сквозной характер, изучается в 1–4 семестрах, имеет ярко
выраженный практико-ориентированный характер. Во всех сферах современного
производства интеллектуальный труд играет решающую роль. Овладение культурой
умственного труда позволит обучающемуся повысить качество усвоения учебного
материала, совершенствовать технологии учебной деятельности, что необходимо для
эффективного формирования профессиональных компетенций.
1.2 Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина «Основы интеллектуального труда»» относится к
адаптационным дисциплинам адаптированной образовательной программы.
1.2.. Место адаптационной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Адаптационная дисциплина «Основы интеллектуального труда» имеет сквозной характер,
изучается в 1-2, 3–4 семестрах, преемственно связана с другими адаптационными
дисциплинами АП.02. Адаптивные информационные и коммуникационные технологии,
АП.03. Психология личности
и
профессиональное самоопределение, АП.04.
Коммуникативный практикум, АП.05. Социально- педагогическое проектирование,
коррелирует по инструментарию сопровождения со всеми адаптационными дисциплинами
адаптированной образовательной программы.
Дисциплина
имеет
ярко
выраженный
практико-ориентированный
характер.
Профессиональные и общие компетенции, формирующиеся и совершенствую- щиеся в
результате освоения дисциплины, необходимы при изучении профессиональных модулей и
дальнейшего использования в профессиональной деятельности. Темы, входящие в
программу дисциплины, подобраны в соответствии с программами-навигаторами «АКМЕ» и
«ПАРИ», они соответствуют логике перспективного планирования социальнопедагогического сопровождения лиц с ОВЗ на базе центра «Оберег» и одобрены психологопедагогическим кон- силиумом «Сухоложский многопрофильный техникум‖
1.3 Требования к освоению учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины «Основы интеллектуального труда» обучающийся
с ограниченными возможностями здоровья формирует УУД и общие компетенции:
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Самоопределение (мотивация учения,
Планирование (определение цели, функций
формирование основ гражданской
участников, способов взаимодействия).
идентичности личности).
Постановка вопросов (инициативное
Смыслообразования («какое значение,
сотрудничество в поиске и сборе
смысл имеет для меня учение», и уметь
информации).
находить ответ на него).
Разрешение конфликтов (выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка
Нравственно-этического оценивания
(оценивание усваиваемого содержания,
альтернативных способов разрешения
исходя из социальных и личностных
конфликта, принятие решения и его
ценностей, обеспечивающее личностный
реализация).
моральный выбор).
Управление поведением партнѐра
6

точностью выражать свои мысли
(контроль, коррекция, оценка действий
партнѐра умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли).
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Целеполагание (постановка учебной задачи
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
на основе соотнесения того, что уже
- поиск и выделение информации;
известно и усвоено учащимися, и того, что
- знаково-символические
ещѐ неизвестно).
- моделирование
Планирование (определение
последовательности промежуточных целей с
Логические
- анализ с целью выделения признаков
учѐтом конечного результата; составление
(существенных, несущественных)
плана и последовательности действий).
- синтез как составление целого из частей,
Прогнозирование (предвосхищение
восполняя недостающие компоненты;
результата и уровня усвоения, его
- выбор оснований и критериев для
временных характеристик).
сравнения, сериации, классификации
Контроль (в форме сличения способа
объектов;
действия и его результата с заданным
- подведение под понятие, выведение
эталоном с целью обнаружения отклонений
следствий;
и отличий от эталона)
-установление причинно-следственных
Коррекция (внесение необходимых
связей;
дополнений и корректив в план и способ
- построение логической цепи рассуждений;
действия в случае расхождения эталона,
- доказательство;
реального действия и его продукта).
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Оценка (выделение и осознание учащимися
Действия постановки и решения проблем: того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит
- формулирование проблемы;
усвоению, осознание качества и уровня
- самостоятельное создание способов
усвоения).
решения проблем творческого и поискового
Волевая саморегуляция (способность к
характера.
мобилизации сил и энергии; способность к
волевому усилию – к выбору в ситуации
мотивационного конфликта и к преодолению
препятствий).
 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов еѐ
достижения, определѐнных руководителем.
 ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты
своей работы.
 ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
 ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
 ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Формируемые у обучающихся

Применяемые в рамках адаптационной
7

компетенции
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, определять методы и
способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество
ОК 3. Оценивать риски и принимать
решения в нестандартных ситуациях.

дисциплины средства, способы, формы работы
Поддерживается интерес обучающихся к
осваиваемой профессии за счет эгалитарного
стиля общения и развития универсальных
учебных действий. Согласно ситуации
используются проблемный, эвристический,
частично-поисковый, частично-репродуктивный,
репродуктивный методы обучения.
Важное место отводится целеполаганию и
выстраиванию плана учебных действий на
учебном занятии

На каждом занятии решается ситуационная задача
при применении личностно ориентированной,
развивающего обучения технологий
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и
Перечисленные умения формируются и
оценку информации, необходимой для проявляются при решении компетентностно
постановки и решения
ориентированных заданий и составлении
профессиональных задач,
индивидуальных портфолио. Обучающиеся
профессионального и личностного
осуществляют поиск необходимой информации из
развития
разных источников
ОК 5. Использовать информационноСодержание информации обрабатываемой,
коммуникационные технологии для
передаваемой с помощью ИКТ при изучении
совершенствования профессиональной курса имеет профессиональную направленность.
деятельности
Обучающиеся ориентируются на создание
электронных дидактических материалов на
доступном по нозологии уровне владения ИКТ
ОК 6. Работать в коллективе и команде, Применяются технологии включения, интеграции,
взаимодействовать с руководством,
экстраполяции учебной и профессиональной
коллегами и социальными партнерами деятельности
В результате освоения адаптационной дисциплины «Основы интеллектуального
труда» у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья сформированы
умения:
 составлять план работы, тезисы доклада (выступления), конспекты лекций,
первоисточников;
 работать с источниками учебной информации, пользоваться ресурсами
библиотеки (в том числе электронными), образовательными ресурсами сети Интернет, в том
числе с учетом имеющихся ограничений здоровья;
 выступать с докладом или презентацией перед аудиторией, вести дискуссию и
аргументированно отстаивать собственную позицию;
 представлять результаты своего интеллектуального труда;
 ставить личные учебные цели и анализировать полученные результаты;
 рационально использовать время и физические силы в образовательном процессе
с учетом ограничений здоровья;
 применять приемы тайм - менеджмента в организации учебной работы;
 использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей
профессиональной деятельности для эффективной организации самостоятельной работы;
знания:
8

 особенности интеллектуального труда обучающихся на различных видах
аудиторных занятий;
 основы методики самостоятельной работы;
 принципы научной организации интеллектуального труда и современных
технологий работы с учебной информацией;
 различные способы восприятия и обработки учебной информации с учетом
имеющихся ограничений здоровья;
 способы самоорганизации учебной деятельности;
 рекомендации по написанию учебно-исследовательских работ (доклад, тезисы,
реферат, презентация и т.п.);
обучающиеся должны владеть методологией деятельностного, личностно
ориентированного, компетентностного подходов;
 практическими способами поиска научной и профессиональной информации с
использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз
данных и знаний;
 технологией ведения дискуссий по тематике основ интеллектуального труда;
должны демонстрировать способность и готовность применять полученные
знания на практике с учетом приемов самокоррекции нозологических отличий.(Достижение
личностных, метапредметных, предметных результатов).

9

2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел I. Основные подразделения образовательной организации
Тема 1.1 Нормативно правовая база, определяющая структуру образовательной
организации. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ
от 29.12.2012. Статья 27 «Структура образовательной организации» Типовое положение об
общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства
Российской Федерации № 196 от 19.03.01 г. Устав и система локальных актов
образовательной организации.
Тема 1.2. Признаки и виды структурных подразделений образовательной организации
Понятие структурного подразделения образовательной организации. Виды и группы
структурных подразделений образовательной организации. Выбор оптимальной структуры
образовательной организации.
Тема 1.3 Структурные подразделения ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум» Устав и система локальных актов ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум», определяющих его структуру. Виды и группы структурных подразделений
ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум. Предложения по оптимизации
структуры ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум». Самостоятельная
работа Разработка маркерного или вопросного теста
Раздел II. Права и обязанности обучающегося.
Тема 2.1. Нормативно-правовая база, определяющая права и обязанности студентов
Конвенция о правах ребенка. Федеральные нормативные документы, определяющие права и
обязанности студентов. Система локальных актов образовательной организации,
определяющие права и обязанности студентов.
Тема 2.2. Права обучающихся ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум Локальные акты ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум,
определяющие права обучающихся. Основные права обучающихся. Роль социального
педагога в защите прав обучающихся.
Тема 2.3. Обязанности обучающихся. Локальные акты, определяющие обязанности
обучающихся. Навигация по страницам сайта, где расположена информация и нормативные
документы о правах и обязанностях обучающихся. 1 3 Самостоятельная работа Освоение
технологии ЧГК (брейн-ринг).
Раздел III. Организация учебного процесса: лекции, семинары, практические и
лабораторные работы. Особенности работы обучающихся с ОВЗ. на различных видах
аудиторных занятий.
Тема 3.1. Формы организации учебного процесса Лекция как форма организации
учебной деятельности. Семинар как форма организации процесса обучения. Практические и
лабораторные работы в учебном процессе.
Тема 3.2. Особенности работы обучающегося на лекциях и семинарах Специфика
учебной деятельности обучающихся на лекционных занятиях. Особенности работы
обучающихся на семинарских занятиях. Анализ сходства и различия в подготовке и участии
обучающихся в лекционных и семинарских занятиях.
Тема 3.3. Особенности работы обучающегося на практических и лабораторных
работах Специфика учебной деятельности обучающихся на практических занятиях.
Особенности работы обучающихся на лабораторных занятиях. Анализ сходства и различия в
подготовке и участии обучающихся в лекциях, семинарах, практических и лабораторных
занятиях.
Самостоятельная работа Разработка маркерного или вопросного теста.
Раздел IV. Самостоятельная работа студентов
Тема 4.1. Самостоятельная работа как вид учебной деятельности Определение
понятия самостоятельной работы обучающихся в в разных трактовках. Формы и виды
самостоятельной работы обучающихся. Значение самостоятельной работы обучающихся.

10

Тема 4.2. Организация самостоятельной работы обучающихся. Этапы организации
самостоятельной работы обучающихся. Методическое обеспечение самостоятельной работы
обучающихся. Принципы организации самостоятельной работы обучающихся. Правила
рациональной организации самостоятельной работы обучающихся.
Тема 4.3. Технология организации самостоятельной работы обучающихся. Три уровня
самостоятельной
деятельности
обучающихся:
репродуктивный
(тренировочный),
реконструктивный, творческий (поисковый). Приемы активизации самостоятельной работы
обучающихся. Пути повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся.
Самостоятельная работа. Подготовка информации об участии в работе учебной минифирмы.
Раздел V. Технология конспектирования.
Тема 5.1. Стандартное конспектирование Основные виды и стили стандартного
конспектирования. Средства, применяемые в стандартном конспектировании. Недостатки
стандартного конспектирования.
Тема 5.2. Современные методы конспектирования Корнельский метод
конспектирования. Технологии конспектирования, основанные на интегральном и
дифференциальном алгоритмах чтения. Опорный конспект как оптимальный метод
запоминания и рефлексии учебного материала для лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
Самостоятельная работа Разработка маркерного или вопросного теста.
Раздел VI. Формы и методы проверки знаний обучающихся. Организация
промежуточной аттестации обучающихся.
Тема 6.1. Формы контроля знаний обучающихся. Назначение контроля и
предъявляемые к нему требования. Формы контроля. Особенности основных форм контроля
в средних профессиональных образовательных организациях.
Тема 6.2. Методы проверки знаний обучающихся. Фронтальный и индивидуальный
опрос. Различные по содержанию и форме письменные проверки. Практическая проверка.
Разработка тестов. Маркерный тест как оптимальный метод проверки знаний у обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья.
Тема 6.3. Организация промежуточной аттестации обучающихся. Назначение и
функции промежуточной аттестации обучающихся. Основными виды промежуточной
аттестации обучающихся. Формы проведения промежуточной аттестации обучающихся.
Критерии уровня подготовки обучающихся.
Самостоятельная работа Разработка маркерного или вопросного теста.
Раздел VII. Методы и приемы скоростного конспектировани.
Тема 7.1. Составление конспекта темы 5.2. корнельским методом.
Тема 7.2. Составление конспекта темы 5.2. с помощью технологий, основанных на
интегральном и дифференциальном алгоритмах чтения.
Тема 7.3. Составление опорного конспекта темы 5.2
Самостоятельная работа Доработка опорных конспектов по тематике занятий.
Раздел VIII. Реферат как форма самостоятельной работы обучающегося.
Тема 8.1. Понятие реферата как формы самостоятельной деятельности обучающихся.
Определение реферата. Историческая справка развития реферирования. Основные виды и
типы рефератов.
Тема 8.2. Специфика написания реферата Этапы работы над рефератом. Основные
части реферата. Основные требования, предъявляемые реферату.
Самостоятельная работа Подготовка реферата на любую из тем дисциплины «Основы
интеллектуального труда».
Раздел IX. Основы библиографии и книжного поиска, в том числе работы с
электронными ресурсами.
Тема 9.1. Информационная среда библиотеки. Информатизация общества как
средство сохранения, трансляции и воспроизводства умений, знаний и навыков.
11

Традиционные способы работы в информационной среде библиотеки. Нетрадиционные
способы работы в информационной среде библиотеки.
Тема 9.2. Библиография как средство организации нелинейного книжного
пространства Понятия ―библиография‖. Элементы библиографии в исследовательских
работах. Способы эффективного книжного поиска.
Тема 9.3. Работа с электронными ресурсами Электронные источники информации.
Демонстрация и применение электронных источников информации.
Самостоятельная работа. Участие в международной конференции «Особые дети –
особая педагогика».
Раздел X. Доклад: содержание, этапы, правила подготовки и проведения.
Тема 10.1. Содержание и этапы работы над докладом Этапы работы над докладом.
Структурные и содержательные нормы доклада. Требования к оформлению письменного
доклада.
Тема 10.2. Правила подготовки и проведения доклада Правила подготовки доклада.
Правила публичного проведения доклада.
Самостоятельная работа Разработка интеграционного опорного конспекта.
Раздел XI. Компьютерная презентация к докладу.
Тема 11.1. Структура электронной презентации к докладу. Титульный слайд.
Введение. Основная часть. Заключение. Список использованных источников. Благодарности,
обратная связь.
Тема 11.2. Требования к оформлению слайдов Общие требования. Оформление
заголовков. Выбор шрифтов. Цветовая гамма и фон. Стиль изложения. Формулы и
иллюстрации.
Самостоятельная работа. Участие в интеллектуальной игре «Что я знаю об основах
интеллектуального труда». Итоговая проверка знаний по адаптационной дисциплине
«Основы интеллектуального труда»
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
1. Основные подразделения образовательной организации.
2. Права и обязанности студента.
3. Организация учебного процесса: лекции, семинары, практические и лабораторные
работы. Особенности работы студента на различных видах аудиторных занятий
4. Самостоятельная работа студентов.
5. Технология конспектирования.
6. Формы и методы проверки знаний студентов. Организация промежуточной аттестации
студентов.
7. Методы и приемы скоростного конспектирования.
8. Реферат как форма самостоятельной работы студента.
9. Основы библиографии и книжного поиска, в том числе работы с электронными
ресурсами.
10. Доклад: содержание, этапы, правила подготовки и проведения.
11. Компьютерная презентация к докладу
2.1 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
При реализации содержания учебной дисциплины «Основы интеллектуального труда»
максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет - 90 часов, из них аудиторная
(обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 60 часов,
внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся — 30 часов.

12

2.2 Тематическое планирование
№
Содержание курса
урока
Раздел I. Основные подразделения образовательной
организации
Нормативно-правовая база, определяющая структуру
1-2
образовательной организации
Практическое занятие №1
3-4
Признаки и виды структурных подразделений
образовательной организации
Раздел II. Права и обязанности обучающихся
Нормативно-правовая база, определяющая права и
5-6
обязанности обучающихся ГБОУ СО «СМТ»
Практическое занятие №2
Навигация по страницам сайта СМТ, где расположена
7-8
информация и нормативные документы о правах и
обязанностях
Раздел III. Организация учебного процесса: лекции,
семинары, практические и лабораторные работы
9-10
Формы организации учебного процесса
Практическое занятие №3 Специфика учебной
11-12 деятельности обучающихся на лекционных.
семинарских занятиях.
Практическое занятие №4
13-14 Особенности работы обучающихся на практических и
лабораторных работах
Раздел 4. Самостоятельная работа как вид учебной
деятельности
15-16 Организация самостоятельной работы
Практическое занятие №5
17-18
Пути повышения эффективности самостоятельной

Всего
часов

В т.ч. практических

Самостоятельная
работа

Уровень
освоения

4

2

С.Р.№1(5ч)

1

2

1

2

2

2

4

2

1

2

1

2

2

6

4

2

2
С.Р.№2(5ч)

1
1

2

2

2

2

2

2

4

2

1

2
2

2
2

2

13

работы
Раздел V. Технология конспектирования
Основные виды и стили стандартного
19-20
конспектирования
Практическое занятие №6
21-22 Опорный конспект как оптимальный метод
запоминания и рефлексии учебного материала
Практическое занятие №7
Технологии конспектирования, основанные на
23-24
интегральном и дифференциальном алгоритмах
чтения.
Раздел VI. Формы и методы проверки знаний обучающихся.
Организация промежуточной аттестации обучающихся
25-26 Формы и методы контроля знаний обучающихся
Практическое занятие №8
27-28 Маркерный тест как оптимальный метод проверки
знаний у обучающихся
Контрольная работа за 1 курс.
29-30
Критерии уровня подготовки обучающихся
Раздел VII. Методы и приемы скоростного конспектирования
31-32 Составление конспекта темы
33-34 Составление опорного конспекта темы
Практическое занятие №9
35-36
Доработка опорных конспектов по тематике занятий
3 Раздел VIII. Реферат как форма самостоятельной работы
обучающегося
Понятие реферата как формы самостоятельной
37-38
деятельности обучающихся
Практическое занятие №10
39-40 Специфика написания реферата Этапы работы над
рефератом.
Практическое занятие №11
41-42 работа Подготовка реферата на любую из тем
дисциплины «Основы интеллектуального труда»

6

4

С.Р.№3(5ч.)

2

1
1

2

2

2

2

2

2

6

2

1

2

1

2

2

2

2

2

6
2
2

2

1
2
2

2

2

2
С.Р.№4(6ч)

6
2

1
1

2

2

2

2

2

3
14

Раздел IX. Основы библиографии и книжного поиска, в том
числе работы с электронными ресурсами.
43-44 Информационная среда библиотеки
Библиография как средство организации нелинейного
45-46
книжного пространства
Практическое занятие №12
47-48
Работа с электронными ресурсами
2 Раздел X. Доклад: содержание, этапы, правила подготовки и
проведения
Содержание и этапы работы над докладом Этапы
49-50
работы над докладом
Практическое занятие №13
51-52
Работа с электронными ресурсами
Практическое занятие №14
53-54 Защита публичного проведения доклада ( по
правилам)
2 Раздел XI. Компьютерная презентация к докладу.
55-56 Структура электронной презентации к докладу
Практическое занятие №15
57-58 Защита презентаций
59-60 Итоговая контрольная работа
Итого: 90ч == 26ауд.ч+30 пр. ч. +2к.р. за 1 к. +2ч. Д.З. +30
С.Р.
90=60+30

6

2

С.Р.№5(6ч)

1

2
2

1

2

2

2

6

4

2

2

2

2

2

3

2

2

3

6
2

2

2

2

С.Р.№6(3ч)

1
2
3

2

2
30ч. С.р.

Уровни освоения:
1. Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).
2. Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или по руководство).
3. Продуктивный (планирование. Самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Примечание: Выполнение требований обучающегося с ОВЗ на зачѐте по его письменному заявлению.

15

2.3 ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание
обучения
Раздел I.
Основные
подразделения
образовательной
организации

Раздел II. Права и
обязанности
обучающегося

Раздел III.
Организация
учебного
процесса: лекции,
семинары,
практические и
лабораторные
работы.
Раздел IV.
Самостоятельная
работа студентов

Раздел V.
Технология
конспектировани
я

ОСНОВНЫХ

ВИДОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся (на
уровне учебных действий)
Извлекать из разных источников норматино правовой базы и
преобразовывать информацию о видах и группах структурных
подразделениях ГБПОУ СО «СМТ».
сформировать представления о принципах организации
интеллектуального труда.
сформировать навыки использования приѐмов и методов познавательной
деятельности, Необходимых для успешной адаптации в информационнообразовательной среде техникума.
развить мышление, творческие способности и повысить
производительность учебного труда обучающихся.
изучить теоретические и практические аспекты интеллектуальной
деятельности,
Извлекать из разных источников нормативно правовой базы и
преобразовывать информацию о правах и обязанностях обучающегося.
(Конвенция о правах ребенка. Локальные акты техникума. Овладеть
приемами самоорганизации, позволяющими формировать такие
компоненты обучения, как мотивацию, целеполагание, самоконтроль,
рефлексию, самооценку
Выявить специфику основных познавательных практик, применительно к
различным формам учебной работы в техникуме,
усвоить специфику учебного труда обучающихся на различных видах
аудиторных занятий,
освоить конкретные приемы повышения эффективности познавательной
деятельности в процессе обучения;
овладеть приемами самоорганизации, позволяющими формировать такие
компоненты обучения, как мотивацию, целеполагание, самоконтроль,
рефлексию, самооценку
применять приемы тайм-менеджмента в организации учебной работы
Использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей
профессиональной деятельности для эффективной организации
самостоятельной работы.
Освоить:
 правила
рациональной
организации
самостоятельной
работы
обучающихся.
технологию организации самостоятельной работы
обучающихся
 три
уровня
самостоятельной
деятельности
обучающихся:
репродуктивный (тренировочный), реконструктивный, творческий
(поисковый)
 приемы активизации самостоятельной работы обучающихся.
 пути повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся
 сформировать навыки
 стандартного конспектирования
 технологий конспектирования, основанных на интегральном и
дифференциальном алгоритмах чтения
16

 составления опорного конспекта как оптимального метода запоминания
и рефлексии учебного материала
Раздел VI. Формы представлять результаты своего интеллектуального труда;
и методы
ставить личные учебные цели и анализировать полученные результаты;
проверки знаний
освоить приѐмы эффективного представления результатов
обучающихся
интеллектуального труда и навыки самопрезентации
овладеть приемами самоорганизации, позволяющими формировать такие
компоненты обучения, как мотивацию, целеполагание, самоконтроль,
рефлексию, самооценку
усвоить различные виды контроля и самоконтроля, промежуточной
аттестации
демонстрировать способность и готовность применять полученные знания
на практике с учетом приемов самокоррекции нозологических отличий
уметь разрабатывать маркерный или вопросный тест.
Раздел VII.
составлять конспект темы
Методы и приемы составлять конспект темы с помощью технологий, основанных на
скоростного
интегральном и дифференциальном алгоритмах чтения
конспектировани составлять опорный конспект темы
я
Раздел VIII.
Освоить
Реферат как
специфику написания реферата
форма
этапы работы над рефератом.
самостоятельной основные части реферата
работы
основные требования, предъявляемые реферату
обучающегося
Подготовить реферат на любую из тем дисциплины «Основы
интеллектуального труда»
Раздел IX.
Познакомиться с информационной средой библиотеки
Основы
освоить нетрадиционные способы работы в информационной среде
библиографии и
библиотеки
книжного поиска, уметь составлять библиографию в исследовательских работах
в том числе
демонстрировать и применять электронные источники информации,
работы с
работать с источниками учебной информации, пользоваться ресурсами
электронными
библиотеки (в том числе электронными), образовательными ресурсами
ресурсами
сети Интернет, в том числе с учетом имеющихся ограничений здоровья;
Раздел X. Доклад: Уметь применять
содержание,
структурные и содержательные нормы доклада,
этапы, правила
требования к оформлению письменного доклада
подготовки и
правила подготовки и проведения доклада
проведения
правила публичного проведения доклад
составлять план работы, тезисы доклада (выступления), конспекты
лекций, первоисточников;
Раздел XI.
-Выступать с докладом или презентацией перед аудиторией, вести
Компьютерная
дискуссию и аргументированно отстаивать собственную позицию;
презентация к
Уметь составлять
докладу
компьютерную презентацию к докладу
структуру электронной презентации к докладу
титульный слайд
введение, основную часть, заключение
список использованных источников
Требования к оформлению слайдов Общие требования. Оформление
заголовков. Выбор шрифтов. Цветовая гамма и фон. Стиль изложения.
Формулы и иллюстрации.
17

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ

Помещение учебного кабинета оснащено:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
Технические средства:
 компьютер;
 принтер;
 проектор;
 экран настенный.
З.2 Информационное обеспечение обучения:
I. Перечень электронного дидактического материала в кабинете:
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторнымоборудованием».
2. Дидактический материал.
3. Презентации по интеллектуальному труду.
4. Презентации по разделам учебной дисциплины.
5. Художественные, документальные фильмы по учебной дисциплине «Основы
интеллектуального труда» .
II. Бумажные (печатные) издания:
1. Рабочая программа учебной дисциплины
1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся.
2. Методические указания по подготовке к семинарским, практическим занятиям.
3. Раздаточный материал по разделам учебной дисциплины «Основы
интеллектуального труда»
Литература
Для обучающихся
- Воронцов Г.А. Основы технологии интеллектуального труда студентов. – Ростов н/Д:
РГПУ, 2014.
- Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований: учеб.пособие / И.Н. Кузнецов. – М.:
Дашков
и
Ко,
2013.
–
[Электронный
ресурс:
http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114174, дата обращения: 01.06.2015].
- Дополнительные источники: 1. Валеева, Н.Ш. Психология и культура умственного труда:
учебное пособие / Н.Ш. Валеева, Н.П. Гончарук. – М.: КноРус, 2014
- Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подго- товки и
оформления. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014
- Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональ- ной подготовке
специалистов. – Ч.1. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013.
- Современные образовательные технологии: учебное пособие. Под ред. Н.В. Бордовской. –
М.: КНОРУС, 2014
18

- Шаповал В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и правильно написать. Пособие для
старшеклассников и студентов. – М.: Издательский дом «Новый учеб- ник», 2004.
- Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований: учебное пособие / М.Ф. Шкляр. – 5- е изд. –
М.: Дашков и Ко, 2014.
[Электронный ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253957, дата обращения:
01.06.2015] Интернет-ресурсы:
1. http://www.ebdb.ru – книжная поисковая систем
2. http://spedkoll.ru/tsentr-obereg – интернет-страница центра социально- педагогического
сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ «Оберег» на официальном сайте
ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж».
3. http://spedkoll.ru/v-smi-o-nas – публикации в средствах массовой информа- ции о центре
«Оберег»
4. http://spedkoll.ru/nashi-dela – новости и анонсы мероприятий, проводимых центром
«Оберег».
5. http://spedkoll.ru/obereg/2014/september_obereg/vmeste_2.pdf – список спон- соров и
меценатов, помогающих центру «Оберег», а также база данных во- лонтеров Центра.
6. http://spedkoll.ru/rekomendatsii – опорные материалы и презентации мастер- классов и
занятий педагогов и волонтеров центра «Оберег»
7. http://spedkoll.ru/opornye-konspekty – опорные конспекты занятий педагогов для
обучающихся с ОВЗ.

19

3.3

Кадровое обеспечение обучения

Реализацию программы осуществляет преподаватель, имеющий высшее образование по
профилю обучения, курсовую подготовку работы с обучающимися с ОВЗ (не реже одного
раза в три года).
3.4

Организация образовательного процесса

Программа составлена на основе традиционных дидактических принципов: связь
теории с практикой, наглядности, доступности, от простого к сложному и т.п., которые
отражены в коррекционной педагогике
 здоровьесберегающие технологии (физкультурно-оздоровительные, технологии
обеспечения безопасности жизнедеятельности, поддержание комфортного психологического
климата на занятиях и др.);
 технологии коллективного обучения, направленные на включение обучающихся в
совместную деятельность, воспитывающие ответственность и заботу о коллективе;
 технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений;
 игровые технологии, проблемное обучение, метод проектов;
 технологии индивидуализации обучения, групповые и коллективные способы
обучения, а также технологии на основе методического усовершенствования и
дидактического реконструирования учебного материала
 технологии на основе усиления социально-воспитательных функций (технологии,
направленные на выполнение законных прав обучающегося, на формирование в нем
гражданских обязанностей).
- Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ)
Используются следующие методы обучения:
 Репродуктивные методы;
 Продуктивные методы;
 Методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, поощрения,
эмоциональное стимулирование);
 Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение);
 Наглядные методы (иллюстрация схемы, демонстрация);
 Практические методы (упражнения, разборы, списывание);
 Методы самостоятелой работы, работа с книгой, с различными словарями;
 Методы контроля и самоконтроля.
Наглядные:
 метод демонстраций (презентаций, фильмов, слайдов);
 метод иллюстраций (презентаций, слайдов);
 интернет ресурсы;
 интерактивная доска;
 метод проектов.
Словесные:
 объяснение материала с использованием слайдов, презентаций, интерактивной доски;
 проговаривание слайдов;
 обсуждение фильмов;
 рассказ (по слайдам, презентациям и интерактивной доске);
 беседа по фильму.
Практические:
 упражнения (применяются при изучении всех предметов и на различных этапах
учебного процесса)
 устные упражнения и письменные упражнения;
20

 практические работы (использование тренажѐров).
Варианты организации деятельности с презентациями:
 объяснение темы с использованием презентации;
 обучающиеся используют фрагменты презентации при повторении пройденного
материала;
 сохранение отдельных слайдов презентации в виде рисунков и на зантии даѐтся
задание по рисункам;
 работа с готовой презентацией, разделив еѐ на части, даѐтся задание подготовить
сообщение по теме;
 работа обучающихся сготовой презентацией, в которой слайды перемещены. Задание
– изучить предложенный материал и расположить слайды в нужном порядке;
 работа с материалами презентации и ответить на вопрос, указать все лишние слайды.
Формы занятий:
 усвоения новых знаний (компьютерная презентация);
 практических занятий, отработка полученных знаний (компьютерная игра);
 проверка усвоенных знаний (компьютерные тренажѐры);
 комбинированные занятия.
Занятия
с
использованием
информационно-коммуникативных
технологий
способствуют лучшему запоминанию и закреплению пройденного материала.
Формы обучения
Основной формой организации образовательного процесса является: групповые занятия
комплексного характера:
- образовательные;
- коррекционно-развивающие;
- оздоровительные;
- рекреационные.
Индивидуальная форма работы
Осуществляется в целях доступности образования каждому обучающемуся с
отклонениями в развитии, углубления и обобщения их социокультурного опыта на основе
содержания учебного материала на занятиях адаптационной дисциплины «Основы
интеллектуального труда», индивидуальная работа будет проводиться в следующих
направлениях и видах практических работ:
Направления индивидуальной
Виды практических работ
работы
зрительный диктант, письмо по памяти
 зрительное восприятие
конструирование предложений по схемам и
 пространственная ориентировка
опорным словам
 произношение
словарная работа
 уточнение словаря
активное включение обучающихся в речевую
 преодоление ошибок в построении
деятельность через использование дидактических
предложений
игр (лото, викторина, отгадывание загадок,
 внимание, память, мыслительные
сюжетно-ролевые игры)
операции
восстановление деформированного текста или
 цикличность, систематическое
предложения
повторение пройденного материала
речевые игры, упражнения на произношение
звуков, на развитие фонематического слуха
составление рассказов, распространение
предложений;
21

редактирование предложений, содержащих
речевые и смысловые ошибки
письмо различных видов диктантов (творческий,
выборочный, картинный, предупредительный;
комментированное письмо)
изложения, сочинения, работа над ошибками

22

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность
образовательного процесса и включает в себя традиционные формы контроля - диагностика
три раза в год:
- входная диагностика (в начале учебного года);
- промежуточная (в конце первого полугодия, года);
- итоговая.
Основные методы диагностики:
- методы педагогического наблюдения;
- тестирование уровня успешности усвоения обучающимися программы и
приобретѐнных умений и знаний.
Входная диагностика проводится для оценки исходных интеллектуальных
способностей, усвоения обучающимися программы и приобретѐнных умений и знаний.
Цель промежуточной диагностики – систематический анализ процесса формирования
планируемых результатов. Педагог оценивает надежность сформированности способов
действий, выявляет динамику развития обучающихся, намечает пути повышения успешности
обучения отдельных обучающихся. Такой подход к организации контроля учебных
достижений, обучающихся позволяет педагогу оценить эффективность применяемой
технологии и методики обучения, при необходимости внести изменения в организацию
учебного процесса. При проведении текущего контроля обучающимся не выставляются
отметки 3 и 2, так как идѐт только формирование умений.
В промежуточной диагностикеотражаются не только учебные
обучающихся, но и личностное развитие, взаимоотношения в коллективе.

достижения

В итоговой диагностике даѐтся оценка успешности усвоения обучающимися
программы и приобретѐнных умений и знаний.
При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего
обучения, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества,
приобретѐнные обучающимися в период обучения.
При повторении и закреплении материала используются следующие формы контроля:
устные ответы, показ упражнений, беседы с родителями, осуществление самоконтроля и
взаимного контроля.
1.9. Формы подведения итогов реализации программы
- открытые занятия;
- участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня;
- результаты промежуточной и итоговой аттестации.
Контроль и оценка результатов освоения адаптационной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, маркерного тестирования по
каждой теме и итогового тестирования по окончании изучения предмета, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Раздел
Раздел I.
Основные
подразделения
образовательной
организации

1 Раздел II.
Права и
обязанности
обучающегося

Раздел III.
Организация
учебного
процесса: лекции,
семинары,
практические и
лабораторные
работы.

Уметь/знать
Уметь:
извлекать из разных
источников нормативно
правовой базы и
преобразовывать
информацию о видах и
группах структурных
подразделениях ГБПОУ
СО «СМТ».
- формировать
представления о
принципах организации
интеллектуального
труда.
Знать:
теоретические и
практические аспекты
интеллектуальной
деятельности
Уметь:
- извлекать из разных
источников норматино
правовой базы и
преобразовывать
информацию о правах и
обязанностях
обучающегося
- овладеть приемами
самоорганизации,
позволяющими
формировать такие
компоненты обучения,
как мотивацию,
целеполагание,
самоконтроль,
рефлексию, самооценку
Знать:
Конвенцию о правах
ребенка. Локальные
акты техникума
Уметь:
освоить конкретные
приемы повышения
эффективности
познавательной
деятельности в процессе
обучения;
- овладеть приемами
самоорганизации,

Результат
освоения учебной
дисциплины
Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК6),
УУД
Личностные.
Познавательные,
коммуникативные

Методы, формы, оценка
Практическая работа
№1(анализ текста).
Самостоятельная работа
№1 (Разработка
маркерного или
вопросного теста).
Текущий контроль
(устный-связное
высказывание)
Критерии оценивания
самостоятельной и
практической работы,
связного высказывания.

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК6),
УУДЛичностные,
Познавательные.
коммуникативные

Практическая работа №2
(Составление таблицы
по теме
Текущий опрос (устныйвыступление перед
аудиторией с
небольшими
информационными
сообщениями)
Критерии оценивания
практической работы,
небольшого
информационного
сообщения.

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК6),
УУДпознавательные.
коммуникативные

Практическая работа
№3(семинар).
Практическая работа №4
Самостоятельная работа
№2(Подготовка к
семинару
Сообщение –
24

Раздел IV.
Самостоятельная
работа
обучающихся

позволяющими
формировать такие
компоненты обучения,
как мотивацию,
целеполагание,
самоконтроль,
рефлексию, самооценку
- применять приемы
тайм-менеджмента в
организации учебной
работы
Знать:
специфику основных
познавательных
практик, применительно
к различным формам
учебной работы в
техникуме,
- специфику учебного
труда обучающихся на
различных видах
аудиторных занятий
Уметь:
-использовать
приобретенные знания и
умения в учебной и
будущей
профессиональной
деятельности для
эффективной
организации
самостоятельной
работы.
Знать:
правила рациональной
организации
самостоятельной работы
обучающихся,
технологию
организации
самостоятельной работы
обучающихся три
уровня самостоятельной
деятельности
обучающихся:
репродуктивный
(тренировочный),
реконструктивный,
творческий (поисковый)
приемы активизации
самостоятельной работы
обучающихся.

выступление на
семинаре Самооценка
своей деятельности)
Текущий опрос
(письменные
рассуждения с целью
анализа проделанной
работы.
Критерии оценивания
практической и
самостоятельной работы,
рассуждения с целью
анализа проделанной
работы.

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК6),
УУДПознавательные,
коммуникативные

Практическая работа
№5(Эффективность
самостоятельной
работы).
Текущий контроль
(устный-опознать
изучаемое языковое
явление из текста)
Контрольная работа за 1
семестр.
Критерии оценивания
опознания изучаемого
языкового явления из
текста), контрольной
работы

25

пути повышения
эффективности
самостоятельной работы
обучающихся
Раздел V.
Уметь:
Технология
сформировать навыки
конспектирования стандартного
конспектирования
технологий
конспектирования,
основанных на
интегральном и
дифференциальном
алгоритмах чтения,
- составлять опорный
конспект как
оптимальный метод
запоминания и
рефлексии учебного
материала
Знать:
- основные виды,
формы, технологии
конспектов
Раздел VI. Формы Уметь:
и методы
представлять
проверки знаний
результаты своего
обучающихся.
интеллектуального
труда;
-ставить личные
учебные цели и
анализировать
полученные результаты;
-освоить приѐмы
эффективного
представления
результатов
интеллектуального
труда и навыки
самопрезентации
овладеть приемами
самоорганизации,
позволяющими
формировать такие
компоненты обучения,
как мотивацию,
целеполагание,
самоконтроль,
рефлексию, самооценку
-демонстрировать
способность и
готовность применять

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК6),
УУД.Познавательные,
коммуникативные

Практическая работа №6
(Опорный конспект.)
Практическая работа№7
(технология
конспектирования)
Самостоятельная работа
№3
(Доработка опорных
конспектов по тематике
дисциплины)
Текущий опрос
Критерии оценивания
практической,
самостоятельной работы
Критерии оценивания
конспектирования.

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК6),
УУД (личностные,
Познавательные.
коммуникативные

Практическая работа №8
(Критерии уровня
подготовки
обучающихся)
Текущий контроль
(Составлять связное
высказывание в устной
форме)
Самостоятельная работа
№4 (исследовательский
проект. Презентации).
Критерии оценивания
связного высказывания
на лингвистическую
тему в устной форме,
самостоятельной и
контрольной работы

26

полученные знания на
практике с учетом
приемов самокоррекции
нозологических отличий
- уметь разрабатывать
маркерный или
вопросный тест.
Знать:
различные виды
контроля и
самоконтроля,
промежуточной
аттестации
Раздел VII.
Уметь:
Методы и приемы - составлять конспект
скоростного
темы
конспектирования составлять конспект
темы с помощью
технологий, основанных
на интегральном и
дифференциальном
алгоритмах чтения
составлять опорный
конспект темы
Знать: виды конспектов
Раздел VIII.
Уметь:
Реферат как
Подготовить реферат на
форма
любую из тем
самостоятельной
дисциплины «Основы
работы
интеллектуального
обучающегося
труда»
Знать:
специфику написания
реферата
этапы работы над
рефератом.
основные части
реферата
основные требования,
предъявляемые
реферату

Раздел IX.
Основы
библиографии и
книжного поиска,
в том числе

Уметь:
-составлять
библиографию в
исследовательских
работах

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК6),
УУД.Познавательные,
коммуникативные.

Практическое занятие
№9
Доработка опорных
конспектов по тематике
занятий
Практическое занятие
№10
Специфика написания
реферата Этапы работы
над рефератом.
конспектирования

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК6),
УУД.Познавательные,
коммуникативные

Практическое занятие
№10
Специфика написания
реферата Этапы работы
над рефератом.
Практическое занятие
№11
работа Подготовка
реферата на любую из
тем дисциплины
«Основы
интеллектуального
труда»
Самостоятельная работа
№4
(Подготовка реферата на
любую тему
дисциплины «Основы
интеллектуального
труда»)
Критерии оценивания
реферата.
Практическое занятие
№12
Работа с электронными
ресурсами
Критерии оценивания

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих
компетенций

27

работы с
электронными
ресурсами.

Раздел X. Доклад:
содержание,
этапы, правила
подготовки и
проведения

Раздел XI.
Компьютерная
презентация к
докладу.

демонстрировать и
применять электронные
источники информации,
работать с источниками
учебной информации,
пользоваться ресурсами
библиотеки (в том числе
электронными),
образовательными
ресурсами сети
Интернет, в том числе с
учетом имеющихся
ограничений здоровья;
Знать:
Познакомиться с
информационной
средой библиотеки
освоить
нетрадиционные
способы работы в
информационной среде
библиотеки
Уметь:
составлять план работы,
тезисы доклада
(выступления),
конспекты лекций,
первоисточников
Знать:
- структурные и
содержательные нормы
доклада,
требования к
оформлению
письменного доклада
правила подготовки и
проведения доклада
правила публичного
проведения доклад
Уметь:
- выступать с докладом
или презентацией перед
аудиторией, вести
дискуссию и
аргументированно
отстаивать собственную
позицию;
Уметь составлять
- компьютерную
презентацию к докладу
Знать:
структуру электронной

(ОК1-ОК6),
УУД.
Познавательные,
коммуникативные

работы с электронными
ресурсами.

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК6),
УУД.Познавательные,
коммуникативные

Практическое занятие
№13
Работа с электронными
ресурсами
Практическое занятие
№14
Защита публичного
проведения доклада (по
правилам)
Самостоятельная работа
№5 (Подготовка доклада
на любую тему «Основы
интеллектуального
труда»)
Критерии оценивания
работы с электронными
ресурсами.
Практическое занятие
№15
Защита презентаций.
Самостоятельная работа
№6.
(Компьютерная
презентация к докладу.
Исследовательский
проект - защита
исследовательских
проектов на
практическом занятии,
участие в НПК разных

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК6),
УУД.Познавательные,
коммуникативные

28

презентации к докладу
- титульный слайд
- введение, основную
часть, заключение
список использованных
источников
- требования к
оформлению слайдов
Общие требования.
Оформление заголовков.
Выбор шрифтов.
Цветовая гамма и фон.
Стиль изложения.
Формулы и
иллюстрации.

уровней.)
Критерии оценивания
работы с электронными
ресурсами,
компьютерной
презентации к докладу,
исследовательского
проекта.
Итоговая контрольная
работа

Оценка достижений обучающихся в освоении учебной дисциплины осуществляется
по разработанным критериям оценивания по каждой контрольной точке, в том числе и на
итоговой контрольной работе. Набранная сумма баллов при выполнении заданий
соотносится с универсальной шкалой оценивания, определяется отметка.
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
неудовлетворительно

Шкала оценивания для итоговой контрольной работы (таблица).
Отметка

Необходимое количество баллов

«3» («удовлетворительно»)
«4» («хорошо»)

40-44
45-49

«5» («отлично»)

50-56

29

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Практические занятия
№
занятия
3-4

7-8
11-12
13-14
17-18
21-22

23-24
27-28
35-36
39-40
41-42
47-48
51-52
53-54
57-58

Содержание практических занятий
Практическое занятие №1
Признаки и виды структурных подразделений образовательной
организации
Практическое занятие №2
Навигация по страницам сайта СМТ, где расположена информация и
нормативные документы о правах и обязанностях
Практическое занятие №3 Специфика учебной деятельности
обучающихся на лекционных. семинарских занятиях.
Практическое занятие №4
Особенности работы обучающихся на практических и лабораторных
занятиях.
Практическое занятие №5
Пути повышения эффективности самостоятельной работы
Практическое занятие №6
Опорный конспект как оптимальный метод запоминания и рефлексии
учебного материала
Практическое занятие №7
Технологии конспектирования, основанные на интегральном и
дифференциальном алгоритмах чтения.
Практическое занятие №8
Критерии уровня подготовки обучающихся
Практическое занятие №9
Доработка опорных конспектов по тематике занятий
Практическое занятие №10
Специфика написания реферата Этапы работы над рефератом
Практическое занятие №11
работа Подготовка реферата на любую из тем дисциплины «Основы
интеллектуального труда»
Практическое занятие №12
Работа с электронными ресурсами
Практическое занятие №13
Работа с электронными ресурсами
Практическое занятие №14
Защита публичного проведения доклада (по правилам)
Практическое занятие №15
Защита презентаций
Итого

Всего
часов
2

2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
30

30

ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Самостоятельные работы
№
С.Р.

1

2

3

4

5

Содержание
Исследование информации на одну из тем:
Структурные
подразделения
ГБПОУ
СО
«
Сухоложский многопрофильный техникум» Устав и
система локальных актов ГБПОУ СО « Сухоложский
многопрофильный техникум», определяющих его
структуру. Предложения по оптимизации структуры
ГБПОУ СО « Сухоложский многопрофильный
техникум».
Права и обязанности обучающегося
Исследование информации на одну из тем:
 Анализ сходства и различия в подготовке и участии
обучающихся в лекциях, семинарах, практических и
лабораторных занятиях.
 Технология организации самостоятельной работы
обучающихся.
Три
уровня
самостоятельной
деятельности
обучающихся:
репродуктивный
(тренировочный),
реконструктивный,
творческий
(поисковый). Приемы активизации самостоятельной
работы обучающихся. Пути повышения эффективности
самостоятельной работы обучающихся.
Исследование информации на одну из тем:
Технологии конспектирования, основанные на
интегральном и дифференциальном алгоритмах чтения.
Опорный конспект как оптимальный метод запоминания
и рефлексии учебного материала для лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
Методы проверки знаний обучающихся. Фронтальный и
индивидуальный опрос. Различные по содержанию и
форме письменные проверки. Практическая проверка.
Разработка тестов. Маркерный тест как оптимальный
метод проверки знаний у обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья 2
Исследование информации на одну из тем:
Историческая справка развития реферирования.
Основные виды и типы рефератов. Специфика
написания реферата Этапы работы над рефератом.
Основные части реферата. Основные требования,
предъявляемые реферату.
Исследование информации на одну из тем:
Доклад: содержание, этапы, правила подготовки и
проведения. Содержание и этапы работы над докладом
Этапы работы над докладом. Структурные и
содержательные нормы доклада. Требования к
оформлению письменного доклада. Правила подготовки

Кол-во
часов

Отчѐт

5

Разработка
маркерного или
вопросного теста

5

Подготовка к
семинару
Сообщение –
выступление на
семинаре
Самооценка своей
деятельности

5

Доработка
опорных
конспектов по
тематике
дисциплины

6

6

Подготовка
реферата на
любую тему
дисциплины
»Основы
интеллектуальног
о труда»
Подготовка
доклада на любую
тему дисциплины
«Основы
интеллектуальног
о труда»
31

6

и проведения доклада Правила подготовки доклада.
Правила публичного проведения доклада
Исследование информации на одну из тем:
Компьютерная презентация к докладу. Структура
электронной презентации к докладу. Титульный слайд.
Введение. Основная часть. Заключение. Список
использованных источников. Благодарности, обратная
связь. Требования к оформлению слайдов Общие
требования. Оформление заголовков. Выбор шрифтов.
Цветовая гамма и фон. Стиль изложения. Формулы и
иллюстрации. Участие в интеллектуальной игре «Что я
знаю об основах интеллектуального труда».
Итого

3

Компьютерная
презентация к
докладу.
Исследовательски
й проект - защита
исследовательски
х проектов на
практическом
занятии, участие в
НПК разных
уровней.

30 ч.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».