Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Пронькина Светлана Владимировна, преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АДАПТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» является частью программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих СПО по профессии 17531 Рабочий зеленого хозяйства, 18103 Садовник. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» относится к разделу «Адаптационный цикл». 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья должен: уметь: - работать с программными средствами универсального назначения, соответствующими современным требованиям; - использовать индивидуальные слуховые аппараты и звукоусиливающую аппаратуру (студенты с нарушениями слуха); - использовать брайлевскую технику, видеоувеличители, программы синтезаторы речи, программы невизуального доступа к информации (студенты с нарушениями зрения); - использовать адаптированную компьютерную технику, альтернативные устройства ввода информации, специальное программное обеспечение (студенты с нарушениями опорнодвигательного аппарата); - осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с учебными задачами; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; - использовать альтернативные средства коммуникации в учебной и будущей профессиональной деятельности; - использовать специальные информационные и коммуникационные технологии в индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности; - использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации индивидуального информационного пространства; знать: - основы современных информационных технологий переработки и преобразования текстовой, табличной, графической и другой информации; - современное состояние уровня и направлений развития технических и программных средств универсального и специального назначения; - приемы использования сурдотехнических средств реабилитации (студенты с нарушениями слуха); - приемы использования тифлотехнических средств реабилитации (студенты с нарушениями зрения); 4 приемы использования компьютерной техники, оснащенной альтернативными устройствами ввода-вывода информации (студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата); - приемы поиска информации и преобразования ее в формат, наиболее подходящий для восприятия с учетом ограничений здоровья. - Наименование разделов дисциплины: 1. Особенности информационных технологий для людей с ограниченными возможностями здоровья. 2. Тифлотехнические средства. 3. Сурдотехнические средства. 4. Адаптированная компьютерная техника. 5. Дистанционные образовательные технологии. 6. Информационные и коммуникационные технологии как средства коммуникации, 7. Технологии работы с информацией. 8. Использование адаптивных технологий в учебном процессе. В зависимости от особенностей здоровья обучающихся варьируется изучение разделов дисциплины. В адаптированную программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих на базе специального (коррекционного) образования В результате освоения учебной дисциплины «Экология» обучающиеся должны овладеть универсальными учебными действиями Универсальные учебные действия. /УУД/ Коммуникативные УУД Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Смыслообразования(«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него). Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Познавательные УУД Общеучебные - формулирование познавательной цели; Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация). Управление поведением партнѐра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнѐра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Регулятивные УУД Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже 5 - поиск и выделение информации; - знаково-символические - моделирование Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учѐтом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик). Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий). В соответствии с ФГОС профессионального образования, обучающиеся должны обладать общими компетенциями: ОК 1 понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов еѐ достижения, определѐнных руководителем. ОК 3 анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4 осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5 использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6 работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7 исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) 6 1.4. Образовательные технологии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Технологии Проблемное обучение Цель Развитие познавательной способности, активности, творческой самостоятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Концентрирова нное обучение Создание блочной структуры учебного процесса, наиболее отвечающей особенностям здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Гибкость обучения, его приспособление к индивидуальным потребностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Модульное обучение Дифференциро ванное обучение Развивающее обучение Социальноактивное, интерактивное обучение Рефлексивное обучение, развитие критического мышления Создание оптимальных условий для выявления индивидуальных интересов и способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Моделирование предметного и социального содержания учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Интерактивное вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в групповой образовательный процесс Адаптированные методы Поисковые методы, постановка познавательных задач с учетом индивидуального социального опыта и особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Методы, учитывающие динамику и уровень работоспособности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Индивидуальные методы обучения: индивидуальный темп и график обучения с учетом уровня базовой подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психологофизиологических особенностей Вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в различные виды деятельности, развитие сохранных возможностей Методы социально-активного обучения, игровые методы с учетом социального опыта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Интерактивные методы обучения, вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в различные виды деятельности, создание рефлексивных ситуаций по развитию адекватного восприятия собственных особенностей Все образовательные технологии рекомендуется применять как с использованием универсальных, так и специальных информационных и коммуникационных средств, в зависимости от вида и характера ограниченных возможностей здоровья обучающихся. Для основных видов учебной работы рекомендуются следующие формы и методы. Контактная работа: - лекции – проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция-презентация, лекция-диалог, лекция-консультация, интерактивная лекция (с применением социально-активных методов 7 обучения), лекция с применением дистанционных технологий и привлечением возможностей Интернета, - семинарские занятия – социально-активные методы: тренинг, дискуссия, мозговой штурм, деловая, ролевая игра, мультимедийная презентация, дистанционные технологии и привлечение возможностей Интернета, - групповые консультации – опрос, интеллектуальная разминка, работа с лекционным и дополнительным материалом, перекрестная работа в малых группах, тренировочные задания, рефлексивный самоконтроль, - индивидуальная работа с преподавателем - индивидуальная консультация, работа с лекционным и дополнительным материалом, беседа, морально-эмоциональная поддержка и стимулирование, дистанционные технологии. Самостоятельная работа: работа с книгой и другими источниками информации, план-конспекты, реферативные (воспроизводящие), реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие самостоятельные работы, проектные работы, дистанционные технологии. В работе преподавателей рекомендуется уделять внимание индивидуальной работе с обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем: индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа. 1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка обучающегося - 48 часов, в том числе: обязательная учебная аудиторная нагрузка обучающегося - 32часов; самостоятельная работа обучающегося - 16 часов. 8 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 48 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32 в том числе: Лекции 10 практические работы 22 Самостоятельная работа обучающегося 16 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 9 2.2.1 Тематический план учебной дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» (студенты с умственной отсталостью) Объем часов Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, домашняя работа Раздел 1. Особенности информационных технологий для людей с ограниченными возможностями здоровья 1 Особенности информационных технологий для людей с ограниченными возможностями здоровья Раздел 2. Дистанционные образовательные технологии. 2 Приемы работы с дистанционными технологиями 3 Практическое занятие 1 Работа с электронной почтой Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии как средства коммуникации 4 Практическое занятие 2 Работа в Google диске 5 Практическое занятие 3 Работа в Google диске Раздел 4. Технологии работы с информацией. 6 Приемы работы с программами обработки текстовой информации 7 Практическое занятие 4 Подготовка текстового документа 8 Приемы работы с программами обработки числовой информации 9 Практическое занятие 5 Подготовка расчетной таблицы 10 Практическое занятие 6 Подготовка расчетной таблицы 11 Практическое занятие 7 Приемы работы с программами подготовки презентаций 12 Практическое занятие 8 Приемы работы с программами подготовки презентаций Раздел 5. Использование адаптивных технологий в учебном процессе. 13 Практическое занятие 9 Подготовка рекламного плаката по профессии 14 Практическое занятие 10 Подготовка рекламного плаката по профессии 15 Практическое занятие 11 Подготовка сообщения по специальной 16 Дифференцированный зачет всего практич еских занятий 2 самостоят ельная работа Уровень освоения 1 1 2 4 2 2 4 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 1 2 2 4 2 2 10 2 1 1 2 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 2 6 2 2 2 3 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению кабинета для проведения занятий по дисциплине Адаптивные информационные и коммуникационные технологии Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Оборудование учебного кабинета: 1. Посадочные места по количеству обучающихся. 2. Рабочее место преподавателя. 3. Аудиторная доска для письма. Технические средства обучения: 1. Мультимедиа проектор. 2. Персональный компьютер (по количеству обучающихся). 3. Лазерный принтер. 4. Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки. 3.2. Информационное обеспечение обучения. Основная литература: 1. Культура информационной деятельности: учебное пособие для основной школы (8 класс)/ В.В. Мачульский и др- Екатеринбург: Ценр «Учебная книга»; Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век», 2004. 2. Культура информационной деятельности: учебное пособие для основной школы (7класс)/ В.В. Мачульский и др- Екатеринбург: Ценр «Учебная книга»; Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век», 2003. 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающийся самостоятельной работы. Результаты обучения (освоенные умения, Формы и методы контроля и оценки результатов усвоенные знания) обучения В результате изучения учебной дисциплины «адаптивные информационные и коммуникационные технологии» обучающийся должен знать/понимать: основы современных информационных Тестирование технологий переработки и выполнение практических работ 1-12 преобразования текстовой, табличной, графической и другой информации; современное состояние уровня и Тестирование направлений развития технических и Самостоятельная работа 1 программных средств универсального и специального назначения; приемы поиска информации и Тестирование преобразования ее в формат, наиболее Самостоятельная работа 1-5 подходящий для восприятия с учетом ограничений здоровья. В результате изучения учебной дисциплины «адаптивные информационные и коммуникационные технологии» обучающийся должен уметь: работать с программными средствами практические работы 1-14 универсального назначения, соответствующими современным требованиям осуществлять выбор способа Практические работы 13,14 представления информации в Самостоятельная работа 5 соответствии с учебными задачами иллюстрировать учебные работы с Тестирование использованием средств Практические работы 13,14 информационных технологий Самостоятельная работа 5 использовать альтернативные средства Практические работы 13,14 коммуникации в учебной и будущей Самостоятельная работа 5 профессиональной деятельности использовать специальные Практические работы 13,14 информационные и коммуникационные Самостоятельная работа 2,3,4,5 технологии в индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности использовать приобретенные знания и Практические работы 13,14 умения в учебной и будущей Самостоятельная работа 2,3,4,5 профессиональной деятельности для эффективной организации индивидуального информационного пространства 12 Формы и методы контроля и оценки освоенных общих компетенций Результаты (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки ОК 1. Понимать сущность и социальную Демонстрация интереса к значимость своей будущей профессии, будущей профессии. проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области инженерной Интерпретация графики. результатов Обоснование выбора наблюдений за решений в стандартных и деятельностью нестандартных ситуациях. обучающегося в Демонстрация умения процессе эффективного поиска освоения необходимой информации; образовательной программы Использование различных источников, включая электронные. Взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения. 13 Раздел 1. Особенности информационных технологий для людей с ограниченными возможностями здоровья Раздел 2. Дистанционные образовательные технологии. Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии как средства коммуникации Объем ВСР (час) Раздел дисциплины Объем часов на раздел 5. ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Вид ВСР Оформить памятку о правилах безопасности при использовании компьютера 2 1 Поиск онлайн тестов составление каталога по тематике профессии, 4 2 Поиск интернет - ресурсов по тематике профессии, составление каталога 4 Раздел 4. Технологии работы с информацией. 14 Раздел 5. Использование адаптивных технологий в учебном процессе. 8 Общий объем часов по дисциплине 32 2 Подготовка технологической карты по тематике профессии Подготовка иллюстрации Подготовка таблицы по тематике профессии Подбор материалов для создания: Плаката; Презентации; Сообщения. Общий объем ВСР 8 3 16 14