А.04 Адаптивные информационно-коммуникационные технологии, садовник

Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»

Разработчик: Пронькина Светлана Владимировна, преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

13

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«АДАПТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Адаптивные информационные и
коммуникационные технологии» является частью программы профессиональной подготовки
по профессиям рабочих, должностям служащих СПО по профессии 17531 Рабочий зеленого
хозяйства, 18103 Садовник.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии»
относится к разделу «Адаптационный цикл».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В
результате
освоения
дисциплины
«Адаптивные
информационные
и
коммуникационные технологии» обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными
возможностями здоровья должен:
уметь:
- работать с программными средствами универсального назначения,
соответствующими современным требованиям;
- использовать индивидуальные слуховые аппараты и звукоусиливающую аппаратуру
(студенты с нарушениями слуха);
- использовать брайлевскую технику, видеоувеличители, программы синтезаторы
речи, программы невизуального доступа к информации (студенты с нарушениями зрения);
- использовать адаптированную компьютерную технику, альтернативные устройства
ввода информации, специальное программное обеспечение (студенты с нарушениями опорнодвигательного аппарата);
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с учебными
задачами;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных
технологий;
- использовать альтернативные средства коммуникации в учебной и будущей
профессиональной деятельности;
- использовать специальные информационные и коммуникационные технологии в
индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности;
- использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей
профессиональной деятельности для эффективной организации индивидуального
информационного пространства;
знать:
- основы современных информационных технологий переработки и преобразования
текстовой, табличной, графической и другой информации;
- современное состояние уровня и направлений развития технических и программных
средств универсального и специального назначения;
- приемы использования сурдотехнических средств реабилитации (студенты с
нарушениями слуха);
- приемы использования тифлотехнических средств реабилитации (студенты с
нарушениями зрения);

4

приемы использования компьютерной техники, оснащенной альтернативными
устройствами ввода-вывода информации (студенты с нарушениями опорно-двигательного
аппарата);
- приемы поиска информации и преобразования ее в формат, наиболее подходящий
для восприятия с учетом ограничений здоровья.

-

Наименование разделов дисциплины:
1. Особенности информационных технологий для людей с ограниченными
возможностями здоровья.
2. Тифлотехнические средства.
3. Сурдотехнические средства.
4. Адаптированная компьютерная техника.
5. Дистанционные образовательные технологии.
6. Информационные и коммуникационные технологии как средства коммуникации,
7. Технологии работы с информацией.
8. Использование адаптивных технологий в учебном процессе.
В зависимости от особенностей здоровья обучающихся варьируется изучение разделов
дисциплины.
В адаптированную программу включено содержание, направленное на формирование у
обучающихся универсальных учебных действий (УУД), необходимых для качественного
освоения основной профессиональной образовательной программы профессиональной
подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих на базе специального
(коррекционного) образования
В результате освоения учебной дисциплины «Экология» обучающиеся должны
овладеть универсальными учебными действиями
Универсальные учебные действия. /УУД/
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Самоопределение (мотивация учения,
формирование основ гражданской
идентичности личности).
Смыслообразования(«какое значение,
смысл имеет для меня учение», и уметь
находить ответ на него).
Нравственно-этического
оценивания
(оценивание усваиваемого содержания,
исходя из социальных и личностных
ценностей, обеспечивающее личностный
моральный выбор).

Познавательные УУД
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;

Планирование (определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия).
Постановка вопросов (инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации).
Разрешение конфликтов (выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его
реализация).
Управление
поведением
партнѐра
точностью выражать свои мысли
(контроль, коррекция, оценка действий
партнѐра умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли).
Регулятивные УУД
Целеполагание (постановка учебной
задачи на основе соотнесения того, что уже
5

- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
Логические
- анализ с целью выделения признаков
(существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей,
восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для
сравнения, сериации, классификации
объектов;
- подведение под понятие, выведение
следствий;
-установление причинно-следственных
связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения
проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и поискового
характера.

известно и усвоено учащимися, и того, что
ещѐ неизвестно).
Планирование (определение
последовательности промежуточных целей
с учѐтом конечного результата; составление
плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение
результата и уровня усвоения, его
временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа
действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых
дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона,
реального действия и его продукта).
Оценка (выделение и осознание
учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ
подлежит усвоению, осознание качества и
уровня усвоения).
Волевая саморегуляция (способность к
мобилизации сил и энергии; способность к
волевому усилию – к выбору в ситуации
мотивационного конфликта и к
преодолению препятствий).

В соответствии с ФГОС профессионального образования, обучающиеся должны
обладать общими компетенциями:
ОК 1 понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов еѐ
достижения, определѐнных руководителем.
ОК 3 анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
ОК 4 осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5 использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6 работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7 исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей)

6

1.4. Образовательные технологии для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов
Технологии
Проблемное
обучение

Цель
Развитие познавательной способности,
активности,
творческой
самостоятельности обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья и инвалидов

Концентрирова
нное обучение

Создание блочной структуры учебного
процесса,
наиболее
отвечающей
особенностям здоровья обучающихся
с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов
Гибкость
обучения,
его
приспособление к индивидуальным
потребностям
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья и инвалидов

Модульное
обучение

Дифференциро
ванное
обучение
Развивающее
обучение

Социальноактивное,
интерактивное
обучение
Рефлексивное
обучение,
развитие
критического
мышления

Создание оптимальных условий для
выявления индивидуальных интересов
и способностей обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья и инвалидов
Ориентация учебного процесса на
потенциальные
возможности
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов
Моделирование
предметного
и
социального содержания учебной
деятельности
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья и инвалидов
Интерактивное
вовлечение
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов
в групповой образовательный процесс

Адаптированные методы
Поисковые методы, постановка
познавательных задач с учетом
индивидуального социального опыта
и особенностей обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья и инвалидов
Методы, учитывающие динамику и
уровень
работоспособности
обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья
и
инвалидов
Индивидуальные методы обучения:
индивидуальный темп и график
обучения с учетом уровня базовой
подготовки
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья и инвалидов
Методы индивидуального личностно
ориентированного
обучения
с
учетом ограниченных возможностей
здоровья и личностных психологофизиологических особенностей
Вовлечение
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья и инвалидов в различные
виды
деятельности,
развитие
сохранных возможностей
Методы
социально-активного
обучения, игровые методы с учетом
социального опыта обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья и инвалидов
Интерактивные методы обучения,
вовлечение
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья и инвалидов в различные
виды
деятельности,
создание
рефлексивных
ситуаций
по
развитию адекватного восприятия
собственных особенностей

Все образовательные технологии рекомендуется применять как с использованием
универсальных, так и специальных информационных и коммуникационных средств, в
зависимости от вида и характера ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
Для основных видов учебной работы рекомендуются следующие формы и методы.
Контактная работа:
- лекции – проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция-презентация, лекция-диалог,
лекция-консультация, интерактивная лекция (с применением социально-активных методов
7

обучения), лекция с применением дистанционных технологий и привлечением возможностей
Интернета,
- семинарские занятия – социально-активные методы: тренинг, дискуссия, мозговой
штурм, деловая, ролевая игра, мультимедийная презентация, дистанционные технологии и
привлечение возможностей Интернета,
- групповые консультации – опрос, интеллектуальная разминка, работа с лекционным и
дополнительным материалом, перекрестная работа в малых группах, тренировочные задания,
рефлексивный самоконтроль,
- индивидуальная работа с преподавателем - индивидуальная консультация, работа с
лекционным и дополнительным материалом, беседа, морально-эмоциональная поддержка и
стимулирование, дистанционные технологии.
Самостоятельная работа:

работа с книгой и другими источниками информации, план-конспекты,

реферативные
(воспроизводящие),
реконструктивно-вариативные,
эвристические, творческие самостоятельные работы,

проектные работы,

дистанционные технологии.
В работе преподавателей рекомендуется уделять внимание индивидуальной работе с
обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под
индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем:
индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного
материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом
заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа.
1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 48 часов, в том числе:
 обязательная учебная аудиторная нагрузка обучающегося - 32часов;
 самостоятельная работа обучающегося - 16 часов.

8

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:
Лекции

10

практические работы

22

Самостоятельная работа обучающегося

16

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

9

2.2.1 Тематический план учебной дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии»
(студенты с умственной отсталостью)
Объем часов
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся, домашняя работа

Раздел 1. Особенности информационных технологий для людей с ограниченными
возможностями здоровья
1
Особенности информационных технологий для людей с ограниченными возможностями
здоровья
Раздел 2. Дистанционные образовательные технологии.
2
Приемы работы с дистанционными технологиями
3
Практическое занятие 1 Работа с электронной почтой
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии как средства коммуникации
4 Практическое занятие 2 Работа в Google диске
5 Практическое занятие 3 Работа в Google диске
Раздел 4. Технологии работы с информацией.
6 Приемы работы с программами обработки текстовой информации
7 Практическое занятие 4 Подготовка текстового документа
8 Приемы работы с программами обработки числовой информации
9
Практическое занятие 5 Подготовка расчетной таблицы
10 Практическое занятие 6 Подготовка расчетной таблицы
11 Практическое занятие 7 Приемы работы с программами подготовки презентаций
12 Практическое занятие 8 Приемы работы с программами подготовки презентаций
Раздел 5. Использование адаптивных технологий в учебном процессе.
13 Практическое занятие 9 Подготовка рекламного плаката по профессии
14 Практическое занятие 10 Подготовка рекламного плаката по профессии
15 Практическое занятие 11 Подготовка сообщения по специальной
16 Дифференцированный зачет

всего

практич
еских
занятий

2

самостоят
ельная
работа

Уровень
освоения

1

1

2
4
2
2
4
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
8
2
2
2
2

1
2
2
4
2
2
10

2

1
1

2

1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

8

2
2
2
2
2
6
2
2
2

3

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению кабинета для
проведения
занятий
по
дисциплине
Адаптивные
информационные
и
коммуникационные технологии
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
1. Посадочные места по количеству обучающихся.
2. Рабочее место преподавателя.
3. Аудиторная доска для письма.
Технические средства обучения:
1. Мультимедиа проектор.
2. Персональный компьютер (по количеству обучающихся).
3. Лазерный принтер.
4. Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Основная литература:
1.
Культура информационной деятельности: учебное пособие для основной школы
(8 класс)/ В.В. Мачульский и др- Екатеринбург: Ценр «Учебная книга»; Смоленск:
Издательство «Ассоциация XXI век», 2004.
2.
Культура информационной деятельности: учебное пособие для основной школы
(7класс)/ В.В. Мачульский и др- Екатеринбург: Ценр «Учебная книга»; Смоленск:
Издательство «Ассоциация XXI век», 2003.

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения
обучающийся самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, Формы и методы контроля и оценки результатов
усвоенные знания)
обучения
В результате изучения учебной дисциплины «адаптивные информационные и
коммуникационные технологии» обучающийся должен знать/понимать:
основы современных информационных Тестирование
технологий
переработки
и выполнение практических работ 1-12
преобразования текстовой, табличной,
графической и другой информации;
современное
состояние
уровня
и Тестирование
направлений развития технических и Самостоятельная работа 1
программных средств универсального и
специального назначения;
приемы
поиска
информации
и Тестирование
преобразования ее в формат, наиболее Самостоятельная работа 1-5
подходящий для восприятия с учетом
ограничений здоровья.
В результате изучения учебной дисциплины «адаптивные информационные и
коммуникационные технологии» обучающийся должен уметь:
работать с программными средствами практические работы 1-14
универсального
назначения,
соответствующими
современным
требованиям
осуществлять
выбор
способа Практические работы 13,14
представления
информации
в Самостоятельная работа 5
соответствии с учебными задачами
иллюстрировать учебные работы с Тестирование
использованием
средств Практические работы 13,14
информационных технологий
Самостоятельная работа 5
использовать альтернативные средства Практические работы 13,14
коммуникации в учебной и будущей Самостоятельная работа 5
профессиональной деятельности
использовать
специальные Практические работы 13,14
информационные и коммуникационные Самостоятельная работа 2,3,4,5
технологии
в
индивидуальной
и
коллективной учебной и будущей
профессиональной деятельности
использовать приобретенные знания и Практические работы 13,14
умения
в
учебной
и
будущей Самостоятельная работа 2,3,4,5
профессиональной деятельности для
эффективной
организации
индивидуального
информационного
пространства

12

Формы и методы контроля и оценки освоенных общих компетенций
Результаты
(освоенные общие компетенции)

Основные показатели
оценки результата

Формы и
методы
контроля и
оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную Демонстрация интереса к
значимость своей будущей профессии, будущей профессии.
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые методы
и
способы
выполнения
профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных
и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
ОК
4.
Осуществлять
поиск
и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального
и
личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде,
эффективно общаться с коллегами,
руководством.

Выбор и применение
методов и способов
решения
профессиональных задач в
области инженерной
Интерпретация
графики.
результатов
Обоснование выбора
наблюдений за
решений в стандартных и
деятельностью
нестандартных ситуациях.
обучающегося в
Демонстрация
умения
процессе
эффективного
поиска
освоения
необходимой информации; образовательной
программы
Использование различных
источников,
включая
электронные.
Взаимодействие
с
обучающимися,
преподавателями в ходе
обучения.

13

Раздел 1. Особенности
информационных
технологий для людей с
ограниченными
возможностями здоровья
Раздел 2.
Дистанционные
образовательные
технологии.
Раздел 3.
Информационные и
коммуникационные
технологии как средства
коммуникации

Объем ВСР
(час)

Раздел дисциплины

Объем часов
на раздел

5. ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Вид ВСР

Оформить памятку о правилах безопасности при
использовании компьютера
2

1
Поиск онлайн тестов
составление каталога

по

тематике

профессии,

4

2
Поиск интернет - ресурсов по тематике профессии,
составление каталога

4

Раздел 4. Технологии
работы с информацией.

14

Раздел 5. Использование
адаптивных технологий
в учебном процессе.

8

Общий объем часов по
дисциплине

32

2

Подготовка технологической карты по тематике
профессии
Подготовка иллюстрации
Подготовка таблицы по тематике профессии
Подбор материалов для создания:
 Плаката;
 Презентации;
 Сообщения.
Общий объем ВСР

8

3

16

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».