Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчики: Cеменова Любовь Геннадьевна, преподаватель русского языка и литературы. Московских Антонина Ивановна,преподаватель русского языка и литературы. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 12 ДИСЦИПЛИНЫ 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ А.01ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА 1.1 Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины А.01 «Основы интеллектуального труда» является частью основной профессиональной образовательной программы адаптированной для лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) по профессии квалифицированных рабочих, служащих 18559 Слесарьремонтник 1.2 Место учебной дисциплины в учебном плане Учебная дисциплина А.01«Основы интеллектуального труда» относится к адаптационным дисциплинам адаптированной образовательной программы. 1.2 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения В результате освоения дисциплины обучающийся должен Уметь: составлять план работы, тезисы доклада (выступления), конспекты лекций, первоисточников; работать с источниками учебной информации, пользоваться ресурсами библиотеки (в том числе электронными), образовательными ресурсами сети Интернет, в том числе с учетом имеющихся ограничений здоровья; выступать с докладом или презентацией перед аудиторией, вести дискуссию и аргументированно отстаивать собственную позицию; представлять результаты своего интеллектуального труда; ставить личные учебные цели и анализировать полученные результаты; рационально использовать время и физические силы в образовательном процессе с учетом ограничений здоровья; применять приемы тайм - менеджмента в организации учебной работы; использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации самостоятельной работы; Знать: - особенности интеллектуального труда студента на различных видах аудиторных занятий; - основы методики самостоятельной работы; - принципы научной организации интеллектуального труда и современных технологиработы с учебной информацией; - различные способы восприятия и обработки учебной информации с учетом имеющихся ограничений здоровья; - способы самоорганизации учебной деятельности; - рекомендации по написанию учебно-исследовательских работ (доклад, тезисы, реферат, презентация и т.п.). Освоение дисциплины способствует формированию общих компетенций, включающих в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов еѐ достижения, определѐнных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. 4 ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. 1.3 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины Максимальный учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе Аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 60 часов; Внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 30 часов. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) В том числе: Практические занятия Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 90 60 20 30 6 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины А.02 ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ № Содержание курса урока Раздел I. Основные подразделения образовательной организации Нормативно-правовая база, определяющая структуру 1-2 образовательной организации Практическое занятие №1 3-4 Признаки и виды структурных подразделений образовательной организации Раздел II. Права и обязанности обучающихся Нормативно-правовая база, определяющая права и 5-6 обязанности обучающихся ГБОУ СО «СМТ» Практическое занятие №2 Навигация по страницам сайта СМТ, где расположена 7-8 информация и нормативные документы о правах и обязанностях Раздел III. Организация учебного процесса: лекции, семинары, практические и лабораторные работы 9-10 Формы организации учебного процесса Практическое занятие №3 Специфика учебной 11-12 деятельности обучающихся на лекционных. семинарских занятиях. Практическое занятие №4 13-14 Особенности работы обучающихся на практических и лабораторных работах Раздел 4. Самостоятельная работа как вид учебной деятельности 15-16 Организация самостоятельной работы Практическое занятие №5 17-18 Пути повышения эффективности самостоятельной работы Раздел V. Технология конспектирования Всего часов В т.ч. практических Самостоятельная работа Уровень освоения 4 2 С.Р.№1(5ч) 1 2 1 2 2 2 4 2 1 2 1 2 2 6 4 2 С.Р.№2(5ч) 2 1 1 2 2 2 2 2 2 4 2 1 2 2 2 2 6 4 2 С.Р.№3(5ч.) 1 Основные виды и стили стандартного конспектирования Практическое занятие №6 21-22 Опорный конспект как оптимальный метод запоминания и рефлексии учебного материала Практическое занятие №7 Технологии конспектирования, основанные на 23-24 интегральном и дифференциальном алгоритмах чтения. Раздел VI. Формы и методы проверки знаний обучающихся. Организация промежуточной аттестации обучающихся 25-26 Формы и методы контроля знаний обучающихся Практическое занятие №8 27-28 Маркерный тест как оптимальный метод проверки знаний у обучающихся Контрольная работа за 1 курс. 29-30 Критерии уровня подготовки обучающихся Раздел VII. Методы и приемы скоростного конспектирования 31-32 Составление конспекта темы 33-34 Составление опорного конспекта темы Практическое занятие №9 35-36 Доработка опорных конспектов по тематике занятий 3 Раздел VIII. Реферат как форма самостоятельной работы обучающегося Понятие реферата как формы самостоятельной 37-38 деятельности обучающихся Практическое занятие №10 39-40 Специфика написания реферата Этапы работы над рефератом. Практическое занятие №11 41-42 работа Подготовка реферата на любую из тем дисциплины «Основы интеллектуального труда» Раздел IX. Основы библиографии и книжного поиска, в том числе работы с электронными ресурсами. 19-20 2 1 2 2 2 2 2 2 6 2 1 2 1 2 2 2 2 2 6 2 2 2 1 2 2 2 2 2 С.Р.№4(6ч) 6 2 1 1 2 2 2 2 2 3 6 2 С.Р.№5(6ч) 1 8 Информационная среда библиотеки Библиография как средство организации нелинейного 45-46 книжного пространства Практическое занятие №12 47-48 Работа с электронными ресурсами 2 Раздел X. Доклад: содержание, этапы, правила подготовки и проведения Содержание и этапы работы над докладом Этапы 49-50 работы над докладом Практическое занятие №13 51-52 Работа с электронными ресурсами Практическое занятие №14 53-54 Защита публичного проведения доклада ( по правилам) 2 Раздел XI. Компьютерная презентация к докладу. 55-56 Структура электронной презентации к докладу Практическое занятие №15 57-58 Защита презентаций 2 59-60 Итоговая контрольная работа Итого: 90ч == 26ауд.ч+30 пр. ч. +2к.р. за 1 к. +2ч. Д.З. +30 С.Р. 90=60+30 2 43-44 2 1 2 2 2 6 4 2 2 2 2 2 3 2 2 3 6 2 2 2 2 С.Р.№6(3ч) 1 2 3 2 30ч. С.р. 9 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 3.1 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Помещение учебного кабинета оснащено: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; Технические средства: компьютер; принтер; проектор; экран настенный. З.2 Информационное обеспечение обучения: I. Перечень электронного дидактического материала в кабинете: 1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторнымоборудованием». 2. Дидактический материал. 3. Презентации по интеллектуальному труду. 4. Презентации по разделам учебной дисциплины. 5. Художественные, документальные фильмы по учебной дисциплине «Основы интеллектуального труда» . II. Бумажные (печатные) издания: 1. Рабочая программа учебной дисциплины 1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся. 2. Методические указания по подготовке к семинарским, практическим занятиям. 3. Раздаточный материал по разделам учебной дисциплины «Основы интеллектуального труда» Литература Для обучающихся - Воронцов Г.А. Основы технологии интеллектуального труда студентов. – Ростов н/Д: РГПУ, 2014. - Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований: учеб.пособие / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2013. – [Электронный ресурс: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114174, дата обращения: 01.06.2015]. - Дополнительные источники: 1. Валеева, Н.Ш. Психология и культура умственного труда: учебное пособие / Н.Ш. Валеева, Н.П. Гончарук. – М.: КноРус, 2014 - Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подго- товки и оформления. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014 - Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональ- ной подготовке специалистов. – Ч.1. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. - Современные образовательные технологии: учебное пособие. Под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2014 11 - Шаповал В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и правильно написать. Пособие для старшеклассников и студентов. – М.: Издательский дом «Новый учеб- ник», 2004. - Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований: учебное пособие / М.Ф. Шкляр. – 5- е изд. – М.: Дашков и Ко, 2014. [Электронный ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253957, дата обращения: 01.06.2015] Интернет-ресурсы: 1. http://www.ebdb.ru – книжная поисковая систем 2. http://spedkoll.ru/tsentr-obereg – интернет-страница центра социально- педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ «Оберег» на официальном сайте ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж». 3. http://spedkoll.ru/v-smi-o-nas – публикации в средствах массовой информа- ции о центре «Оберег» 4. http://spedkoll.ru/nashi-dela – новости и анонсы мероприятий, проводимых центром «Оберег». 5. http://spedkoll.ru/obereg/2014/september_obereg/vmeste_2.pdf – список спон- соров и меценатов, помогающих центру «Оберег», а также база данных во- лонтеров Центра. 6. http://spedkoll.ru/rekomendatsii – опорные материалы и презентации мастер- классов и занятий педагогов и волонтеров центра «Оберег» 7. http://spedkoll.ru/opornye-konspekty – опорные конспекты занятий педагогов для обучающихся с ОВЗ. 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса и включает в себя традиционные формы контроля - диагностика три раза в год: - входная диагностика (в начале учебного года); - промежуточная (в конце первого полугодия, года); - итоговая. Основные методы диагностики: - методы педагогического наблюдения; - тестирование уровня успешности усвоения обучающимися программы и приобретѐнных умений и знаний. Входная диагностика проводится для оценки исходных интеллектуальных способностей, усвоения обучающимися программы и приобретѐнных умений и знаний. Цель промежуточной диагностики – систематический анализ процесса формирования планируемых результатов. Педагог оценивает надежность сформированности способов действий, выявляет динамику развития обучающихся, намечает пути повышения успешности обучения отдельных обучающихся. Такой подход к организации контроля учебных достижений, обучающихся позволяет педагогу оценить эффективность применяемой технологии и методики обучения, при необходимости внести изменения в организацию учебного процесса. При проведении текущего контроля обучающимся не выставляются отметки 3 и 2, так как идѐт только формирование умений. В промежуточной диагностикеотражаются не только учебные обучающихся, но и личностное развитие, взаимоотношения в коллективе. достижения В итоговой диагностике даѐтся оценка успешности усвоения обучающимися программы и приобретѐнных умений и знаний. При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего обучения, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретѐнные обучающимися в период обучения. При повторении и закреплении материала используются следующие формы контроля: устные ответы, показ упражнений, беседы с родителями, осуществление самоконтроля и взаимного контроля. 1.9. Формы подведения итогов реализации программы - открытые занятия; - участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня; - результаты промежуточной и итоговой аттестации. Контроль и оценка результатов освоения адаптационной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, маркерного тестирования по каждой теме и итогового тестирования по окончании изучения предмета, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Раздел Раздел I. Основные подразделения образовательной организации 1 Раздел II. Права и обязанности обучающегося Раздел III. Организация учебного процесса: лекции, семинары, практические и лабораторные работы. Уметь/знать Уметь: извлекать из разных источников нормативно правовой базы и преобразовывать информацию о видах и группах структурных подразделениях ГБПОУ СО «СМТ». - формировать представления о принципах организации интеллектуального труда. Знать: теоретические и практические аспекты интеллектуальной деятельности Уметь: - извлекать из разных источников норматино правовой базы и преобразовывать информацию о правах и обязанностях обучающегося - овладеть приемами самоорганизации, позволяющими формировать такие компоненты обучения, как мотивацию, целеполагание, самоконтроль, рефлексию, самооценку Знать: Конвенцию о правах ребенка. Локальные акты техникума Уметь: освоить конкретные приемы повышения эффективности познавательной деятельности в процессе обучения; - овладеть приемами самоорганизации, Результат освоения учебной дисциплины Полное освоение содержания, умений, знаний, общих компетенций (ОК1-ОК6), УУД Личностные. Познавательные, коммуникативные Методы, формы, оценка Практическая работа №1(анализ текста). Самостоятельная работа №1 (Разработка маркерного или вопросного теста). Текущий контроль (устный-связное высказывание) Критерии оценивания самостоятельной и практической работы, связного высказывания. Полное освоение содержания, умений, знаний, общих компетенций (ОК1-ОК6), УУДЛичностные, Познавательные. коммуникативные Практическая работа №2 (Составление таблицы по теме Текущий опрос (устныйвыступление перед аудиторией с небольшими информационными сообщениями) Критерии оценивания практической работы, небольшого информационного сообщения. Полное освоение содержания, умений, знаний, общих компетенций (ОК1-ОК6), УУДпознавательные. коммуникативные Практическая работа №3(семинар). Практическая работа №4 Самостоятельная работа №2(Подготовка к семинару Сообщение – 14 Раздел IV. Самостоятельная работа обучающихся позволяющими формировать такие компоненты обучения, как мотивацию, целеполагание, самоконтроль, рефлексию, самооценку - применять приемы тайм-менеджмента в организации учебной работы Знать: специфику основных познавательных практик, применительно к различным формам учебной работы в техникуме, - специфику учебного труда обучающихся на различных видах аудиторных занятий Уметь: -использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации самостоятельной работы. Знать: правила рациональной организации самостоятельной работы обучающихся, технологию организации самостоятельной работы обучающихся три уровня самостоятельной деятельности обучающихся: репродуктивный (тренировочный), реконструктивный, творческий (поисковый) приемы активизации самостоятельной работы обучающихся. выступление на семинаре Самооценка своей деятельности) Текущий опрос (письменные рассуждения с целью анализа проделанной работы. Критерии оценивания практической и самостоятельной работы, рассуждения с целью анализа проделанной работы. Полное освоение содержания, умений, знаний, общих компетенций (ОК1-ОК6), УУДПознавательные, коммуникативные Практическая работа №5(Эффективность самостоятельной работы). Текущий контроль (устный-опознать изучаемое языковое явление из текста) Контрольная работа за 1 семестр. Критерии оценивания опознания изучаемого языкового явления из текста), контрольной работы 15 пути повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся Раздел V. Уметь: Технология сформировать навыки конспектирования стандартного конспектирования технологий конспектирования, основанных на интегральном и дифференциальном алгоритмах чтения, - составлять опорный конспект как оптимальный метод запоминания и рефлексии учебного материала Знать: - основные виды, формы, технологии конспектов Раздел VI. Формы Уметь: и методы представлять проверки знаний результаты своего обучающихся. интеллектуального труда; -ставить личные учебные цели и анализировать полученные результаты; -освоить приѐмы эффективного представления результатов интеллектуального труда и навыки самопрезентации овладеть приемами самоорганизации, позволяющими формировать такие компоненты обучения, как мотивацию, целеполагание, самоконтроль, рефлексию, самооценку -демонстрировать способность и готовность применять Полное освоение содержания, умений, знаний, общих компетенций (ОК1-ОК6), УУД.Познавательные, коммуникативные Практическая работа №6 (Опорный конспект.) Практическая работа№7 (технология конспектирования) Самостоятельная работа №3 (Доработка опорных конспектов по тематике дисциплины) Текущий опрос Критерии оценивания практической, самостоятельной работы Критерии оценивания конспектирования. Полное освоение содержания, умений, знаний, общих компетенций (ОК1-ОК6), УУД (личностные, Познавательные. коммуникативные Практическая работа №8 (Критерии уровня подготовки обучающихся) Текущий контроль (Составлять связное высказывание в устной форме) Самостоятельная работа №4 (исследовательский проект. Презентации). Критерии оценивания связного высказывания на лингвистическую тему в устной форме, самостоятельной и контрольной работы 16 полученные знания на практике с учетом приемов самокоррекции нозологических отличий - уметь разрабатывать маркерный или вопросный тест. Знать: различные виды контроля и самоконтроля, промежуточной аттестации Раздел VII. Уметь: Методы и приемы - составлять конспект скоростного темы конспектирования составлять конспект темы с помощью технологий, основанных на интегральном и дифференциальном алгоритмах чтения составлять опорный конспект темы Знать: виды конспектов Раздел VIII. Уметь: Реферат как Подготовить реферат на форма любую из тем самостоятельной дисциплины «Основы работы интеллектуального обучающегося труда» Знать: специфику написания реферата этапы работы над рефератом. основные части реферата основные требования, предъявляемые реферату Раздел IX. Основы библиографии и книжного поиска, в том числе Уметь: -составлять библиографию в исследовательских работах Полное освоение содержания, умений, знаний, общих компетенций (ОК1-ОК6), УУД.Познавательные, коммуникативные. Практическое занятие №9 Доработка опорных конспектов по тематике занятий Практическое занятие №10 Специфика написания реферата Этапы работы над рефератом. конспектирования Полное освоение содержания, умений, знаний, общих компетенций (ОК1-ОК6), УУД.Познавательные, коммуникативные Практическое занятие №10 Специфика написания реферата Этапы работы над рефератом. Практическое занятие №11 работа Подготовка реферата на любую из тем дисциплины «Основы интеллектуального труда» Самостоятельная работа №4 (Подготовка реферата на любую тему дисциплины «Основы интеллектуального труда») Критерии оценивания реферата. Практическое занятие №12 Работа с электронными ресурсами Критерии оценивания Полное освоение содержания, умений, знаний, общих компетенций 17 работы с электронными ресурсами. Раздел X. Доклад: содержание, этапы, правила подготовки и проведения Раздел XI. Компьютерная презентация к докладу. демонстрировать и применять электронные источники информации, работать с источниками учебной информации, пользоваться ресурсами библиотеки (в том числе электронными), образовательными ресурсами сети Интернет, в том числе с учетом имеющихся ограничений здоровья; Знать: Познакомиться с информационной средой библиотеки освоить нетрадиционные способы работы в информационной среде библиотеки Уметь: составлять план работы, тезисы доклада (выступления), конспекты лекций, первоисточников Знать: - структурные и содержательные нормы доклада, требования к оформлению письменного доклада правила подготовки и проведения доклада правила публичного проведения доклад Уметь: - выступать с докладом или презентацией перед аудиторией, вести дискуссию и аргументированно отстаивать собственную позицию; Уметь составлять - компьютерную презентацию к докладу Знать: структуру электронной (ОК1-ОК6), УУД. Познавательные, коммуникативные работы с электронными ресурсами. Полное освоение содержания, умений, знаний, общих компетенций (ОК1-ОК6), УУД.Познавательные, коммуникативные Практическое занятие №13 Работа с электронными ресурсами Практическое занятие №14 Защита публичного проведения доклада (по правилам) Самостоятельная работа №5 (Подготовка доклада на любую тему «Основы интеллектуального труда») Критерии оценивания работы с электронными ресурсами. Практическое занятие №15 Защита презентаций. Самостоятельная работа №6. (Компьютерная презентация к докладу. Исследовательский проект - защита исследовательских проектов на практическом занятии, участие в НПК разных Полное освоение содержания, умений, знаний, общих компетенций (ОК1-ОК6), УУД.Познавательные, коммуникативные 18 презентации к докладу - титульный слайд - введение, основную часть, заключение список использованных источников - требования к оформлению слайдов Общие требования. Оформление заголовков. Выбор шрифтов. Цветовая гамма и фон. Стиль изложения. Формулы и иллюстрации. уровней.) Критерии оценивания работы с электронными ресурсами, компьютерной презентации к докладу, исследовательского проекта. Итоговая контрольная работа Оценка достижений обучающихся в освоении учебной дисциплины осуществляется по разработанным критериям оценивания по каждой контрольной точке, в том числе и на итоговой контрольной работе. Набранная сумма баллов при выполнении заданий соотносится с универсальной шкалой оценивания, определяется отметка. Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 5 отлично 4 хорошо 3 удовлетворительно 2 неудовлетворительно Шкала оценивания для итоговой контрольной работы (таблица). Отметка Необходимое количество баллов «3» («удовлетворительно») «4» («хорошо») 40-44 45-49 «5» («отлично») 50-56 19