10 РП ЕН 05 Физика

Приложение 10
к ОПОП по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 05 ФИЗИКА
(Заочная форма обучения)

Сухой Лог
2021

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее
ФГОС СПО) по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий от 7 мая 2014 г. N 435.
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Усольцева Татьяна Михайловна, преподаватель физики, высшая
квалификационная категория

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4
5
9
12

3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.05 Физика
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ЕН.05 Физика является обязательной частью
математического и общего естественнонаучного цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий от 7 мая 2014 г. N 435..
Учебная дисциплина ЕН.05 Физика обеспечивает формирование профессиональных и
общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 18.02.05
Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий от 7 мая
2014 г. N 435. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1 –
ОК 10.
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ОК
ОК 01ОК 10

Умения

Знания

-Уметь истолковывать смысл
физических величин;
-Записывать
уравнения
для
физических величин в СИ;
-Пользоваться
таблицами
и
справочниками;
-Работать
с приборами
и
оборудованием;
-Использовать
различные
методики обработки физических
измерений
и
обработки
экспериментальных данных;
-Применять физические законы
для
решения
типовых
профессиональных задач.

Основные физические законы и
явления ;
Границы применимости физических
законов ;
Применение законов физики ;
Основные физические величины и
константы (определение, смысл, единицы и
способ измерения);
Фундаментальные физические опыты
и их роль в развитии науки;
.

4

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем часов
84

в том числе:
теоретическое обучение

12

Практические и лабораторные работы (в том числе в форме
практической подготовки)

12

Самостоятельные работы

72

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета

5

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.05 Физика

Наименование
разделов и тем

1
Тема 1
Молекулярная
физика и
термодинамика

Тема 2
Электродинамика

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
в часах

2
Содержание учебного материала
1 Основные положения МКТ. Основное уравнение МКТ идеального газа.
2 Температура и способы измерения. Уравнение Менделеева-Клапейрона.
Газовые законы.
3 Средняя кинетическая энергия теплового движения молекул. Степени
свободы.
4 Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха.
5 Внутренняя энергия. Работа газа. Количество теплоты. Первое начало
термодинамики. Применение первого начала термодинамики к
изопроцессам.
Практические занятия
1 Практическое занятие 1
Решение задач на применение уравнения Менделеева - Клапейрона.
Лабораторные работы
1 Лабораторная работа №1. Лабораторная работа №2.
Опытная проверка закона Гей-Люссака. Измерение влажности воздуха.
Самостоятельная работа №1
Решение задач практического содержания.
Содержание учебного материала
1 Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое
поле и его напряжённость.
2 Электроёмкость. Конденсаторы.
3 Сила и плотность тока. Электрическое сопротивление. Закон Ома для
участка цепи.
4 Соединения проводников. ЭДС источника тока. Закон Ома для замкнутой

3
14
2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01-ОК 10
.

2
2
2
2
4
2

2
6
18

ОК 01-ОК 10

2
2
2
2
6

Тема 3
Колебания и волны

Тема 4
Оптика

цепи. Соединения источников.
5 Электрический ток в электролитах. Закон Электролиза
6 Магнитное поле. Магнитная индукция. Закон Ампера
7 Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции.
Самоиндукция. Энергия магнитного поля
Практические занятия
1 Практическое занятие 2
Решение задач на закон Кулона
2 Практическое занятие 3
Решение задач на закон Ома.
Самостоятельная работа №2
Работа с конспектом, учебной литературой по вопросам и заданиям
разных уровней. Решение задач.
Содержание учебного материала
1 Колебательное движение. Характеристики колебаний. Упругие волны.
2 Электромагнитное поле. Свойства электромагнитных волн. Открытый
колебательный контур.
Лабораторные работы
1 Лабораторная работа 3
Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины
нити.
Самостоятельная работа №3
Подготовка рефератов и проектов по теме «Различные средства связи»
Содержание учебного материала
1 Скорость света. Закон отражения и преломления света, их применение на
практике. Полное отражение.
2 Интерференция и дифракция света, Дифракционная решетка. Дисперсия
света. Поляризация света.
Лабораторные работы
1 Лабораторная работа 4
Измерение длины световой волны.
Самостоятельная работа №4
Написание конспектов. Выполнение презентаций по теме «Волновые
свойства света»

4
2
2
7
6
2

ОК 01-ОК 10

2
2
2
5
6

ОК 01-ОК 10

2
2
2
2
5
7

Тема 5
Элементы
квантовой физики

Содержание учебного материала
1 Внешний и внутренний фотоэффект. Фотоэлементы. Корпускулярноволновой дуализм. Фотоны.
2 Опыты Резерфорда. Модель атома по Э. Резерфорду и Н. Бору.
3 Естественная и искусственная радиоактивность. Способы наблюдения и
регистрации заряженных частиц.
Практические занятия
1 Практическое занятие 4
Решение задач на применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта.
2 Практическое занятие 5
Решение задач расчет энергетического выхода ядерной реакции.
Самостоятельная работа №5
Работа с конспектом, учебной литературой по вопросам и заданиям
разных уровней. Решение задач.
Дифференцированный зачет
ВСЕГО

10

ОК 01-ОК 10

2
2
2
4
2
2
5
2
84

ОК 01-ОК 10

8

3УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины требует наличия учебного
кабинета «физики, оснащенного оборудованием: интерактивная доска, организация
рабочего места за компьютером, столы, стулья для преподавателя и студентов, шкафы для
хранения учебно-наглядных пособий и учебно-методической документации, классная
доска.
Технические средства обучения:
- компьютер
- проектор мультимедийный;
- экран (антибликовый)
- принтер-сканер
Приборы общего назначения:













аппарат проекционный демонстрационный – 2 шт.
выпрямитель ВУП-2 – 1 шт.
выпрямитель ВУП-2 М-1 шт.
гальванометр чувствительный-1 шт.
источник питания ИПДД – 1 шт.
комплект электроснабжения КЭФ-10 – 1 шт.
осциллограф электронный учебный –2 шт.
осветитель для теневого проецирования – 1 шт.
авометр – 1 шт.
установка ультразвуковая – 1 шт.
вольтметр на 250 В – 1 шт.
усилитель УНЧ-3 – 2 шт.

Демонстрационное оборудование:




















барометр – анероид – 1 шт.
конденсатор демонстрационный- 2 шт.
манометр открытый демонстрационный- 6 шт.
набор тел равного объёма -14 шт.
волновая машина-1 шт.
психрометр – 1 шт.
динамометр проекционный ДПН – 3 шт.
амперметр с гальванометром – 1 шт.
батарея конденсаторов -2 шт.
вольтметр с гальванометром -2 шт.
конденсатор переменной ёмкости- 2 шт.
катушка для демонстрации магнитного поля тока – 3 шт.
набор « Реостаты» - 1 шт.
набор по электролизу – 1 шт.
преобразователь высоковольтный «Разряд-1» - 1 шт.
прибор для демонстрации правила Ленца – 1 шт.
прибор для демонстрации спектров электрического поля – 1 шт.
трансформатор универсальный – 2 шт.
штатив изолирующий – 6 шт.
9



















электрометр с принадлежностями – 9 шт.
камера для наблюдения следов альфа-частиц – 2 шт.
комплект по фотоэффекту – 7 шт.
набор линз и зеркал – 1 шт.
набор по дифракции и интерференции – 2 шт.
набор по поляризации света – 1 шт.
набор дифракционных решёток – 1 шт.
осветитель ультрафиолетовый – 1 шт.
призма прямого зрения – 2 шт.
прибор для изучения законов оптики – 6 шт.
метроном -1 шт.
ваттметр демонстрационный - 2 шт.
микроманометр учебный – 2 шт.
модель паровой машины – 1 шт.
модель двигателя внутреннего сгорания -2 шт.
наливные линзы – 4 шт.
камертоны с молоточками – 7 шт.

Лабораторное оборудование:



























амперметр лабораторный « учебный» - 17 шт.
вольтметр лабораторный «учебный» на 4В - 15 шт.
вольтметр лабораторный «учебный» на 6В - 24 шт.
вольтметр лабораторный «учебный» на 7,5В - 2 шт.
вольтметр лабораторный «учебный» на 250В - 2 шт.
динамометр учебный 4 Н – 7 шт.
источник питания на 4,5 В– 9 шт.
источники питания – на 42 В – 15 шт.
калориметр – 7 шт.
катушка индуктивности – 1 шт.
ключ замыкания – 23 шт.
комплект проводов – 7 шт.
набор грузов по механике – 11 шт.
резисторы – 18 шт.
прибор для изучения газовых законов – 4 шт.
термометр лабораторный от 0оС до 50оС – 7 шт.
трансформатор лабораторный – 7 шт.
миллиамперметр учебный – 5 шт.
набор из двух проводов – 6 шт.
магниты дугообразные – 17 шт.
магнит полосовой – 7 шт.
электрические лампы на подставках – 20 шт.
реостаты лабораторные на 6 Ом. – 11 шт.
бруски деревянные – 12 шт.
спектроскопы – 2 шт.
генератор школьный «Спектр-1» - 3 шт.

3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе
10

3.2.1 Печатные издания
Основные источники:
1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля:
учебник для образовательных учреждений нач. сред. Проф. образования.- 5-е изд.,
стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с.
2. Пинский А.А. Физика.- Москва.: Просвещение, 2012.-416 с.
3. Мякишев Г.Я. Физика. Электродинамика: -М.:Дрофа,2014.-480 с.
Дополнительные источники:
1.Трофимова Т.И, Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического
профиля. Сборник задач: учебное пособие для учреждений начального и среднего
профобразования. М.: Издательский центр «Академия», 2012-288 с.
2. Самойленко П.И. Сборник задач и вопросов по физике: учебное пособие для студентов
образовательный учреждений среднего профессионального образования. М.:Издательский центр
«Академия», 2013-176 с.
3. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля.
Лабораторный практикум. М.: Издательский центр «Академия», 2019-160 с.
4..Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике.М.: Просвещение,2020-208 с.

3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы)
1.Электронный ресурс. Учебные пособия по физикеhttps://may.alleng.org/edu/phys9.htm.
2.Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Форма доступа:

http://window.edu.ru
3. Электронный образовательный ресурс Наука клуб. Образовательный портал
https://nauka.club/fizika
4.Электронный ресурс. Физическая энциклопедия онлайн. http://physicum.narod.ru/
5. Электронный ресурс. Виртуальные лабораторные работы (физический
практикум).http://mediadidaktika.ru
6. Электронный ресурс. Открытый колледж. Физика. https://physics.ru/

11

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины
-основные физические законы и
явления;
-границы
применимости
физических законов;
применение законов физики в в
важнейших
практических
приложениях;
-основные
физические
величины
и
константы
(определение, смысл, единицы и
способ измерения);

Критерии оценки

Методы оценки

Знание основных законов,
физических величин и
констант м, молекулярной
физики и термодинамики,
электричества и
магнетизма,
-смысла физических
понятий,
- единиц измерения
физических величин,
-фундаментальных
физических опытов
-

Опрос

-применение основных
законов при решении
профессиональных задач,
-владение навыками работы
с приборами и
оборудованием,
-использование различных
методик физических
измерений и обработки
экспериментальных
данных,
-приобретение навыков
физико-математического
анализа к решению
конкретных
профессиональных задач.

Оценка выполнения
практических и
лабораторных работ

Оценка выполнения
практических и
контрольных работ.
Самостоятельная работа
по решению задач,
работа с учебной
литературой,
информацией.

-фундаментальные физические
опыты и их роль в развитии науки

Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины
-применять физические законы
для решения профессиональных
задач,
-записывать уравнения для
физических величин в СИ,
-пользоваться таблицами и
справочниками,
-работать с приборами и
оборудованием,
-использовать различные
методики физических измерений
и обработки экспериментальных
данных,
-применять физикоматематический аппарат,
методы анализа и
моделирования

Самостоятельная работа
по решению задач,
учебной литературой,
информацией.
Контрольные работы.

.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».