ОП.05 Основы экономики

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее
ФГОС СПО) по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки), приказ Минобрнауки России от 29 января 2016 г. N
50
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»

Разработчик: Быкова Лилия Анатольевна, преподаватель спецдисциплин, высшая
квалификационная категория.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

15

3

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики
1.1. Область применения программы
Программа
учебной
дисциплины
является
частью
основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии
СПО 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
Программа
учебной
дисциплины
может
быть
использована
в
дополнительном
профессиональном
образовании
(в
программах
повышения
квалификации и переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной
конкурентоспособности на рынке труда;
знать:
- общие принципы организации производственного и технологического процесса;
- механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;
- цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических
знаний, необходимых в отрасли;
обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством

4

1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов

5

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Выполнение заданий на повторение, обобщение и закрепление..

Объем
часов
48
32
8
16

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 05 Основы
экономики
Содержание учебного материала,
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся
Раздел 1. Сущность экономики.
Тема 1.1. Экономика и
Содержание
экономическая наука
Потребности. Свободные и экономические
блага. Ограниченность ресурсов.
Тема 1.2 Экономические Экономические проблемы, ограниченность
проблемы
ресурсов
Тематика домашних заданий: составление опорного конспекта, поиск
и представление дополнительной информации
Тема 1.3. Основные
Содержание
типы экономических
Экономическая система. Краткая
систем
характеристика
Тема 1.4 Традиционная Характерные черты традиционной и
и командная
командной экономических систем
экономические системы
Тема 1.5 Рыночная и
Характерные черты рыночной и
смешанная
смешанной экономических систем
экономическая система.
Практические занятия № Содержание
1
Определение экономических и даровых
благ.
Определение типов экономических систем
Самостоятельная работа обучающихся №1. Выполнение
самостоятельной работы по вопросам и заданиям разных уровней:
Экономика и экономическая наука. Экономические проблемы,
ограниченность ресурсов. Основные типы экономических систем.
Раздел 2. Экономика и производство
Тема 2.1.Производство,
Содержание
производительность
Производство, производительность труда
труда
Тема 2.2 Основные
Принципы дифференциации,
принципы организации
пропорциональности, прямоточности,
производственного
непрерывности, ритмичности,
процесса
автоматичности
Тема 2.3 Основные
Классификация основных фондов
фонды предприятия
предприятия. Источники воспроизводства .
способы начисления амортизации.
Самостоятельная работа № 2. Выполнение самостоятельной работы
по вопросам и заданиям разных уровней: Производство,
производительность труда
Тематика домашних заданий: повторение и закрепление изученных
тем, обновление знаний дополнительной информацией, подготовка к
практическим занятиям, оформление и доработка практических
занятий.
Наименование разделов
и тем

Объем
часов

Уровень
освоения

4
2

1, 2, 3

2

8
2
2-3
2

2

2-3

6
2

2-3

2
4

4
2

2

2-3

4

7

Самостоятельная работа № 3
Выполнение самостоятельной работы по вопросам и заданиям разных
4
уровней: Рыночная экономика
Раздел 3. Рынок труда, занятость и безработица
Тема 3.1. Фактор
Содержание
8
производства труд
Общая характеристика фактора
производства труд. Трудовая деятельность.
2
Виды трудовой деятельности
Тема 3.2 Организация
Сущность и функции заработной платы
оплаты труда
Формы и системы оплаты труда. Основные
2-3
преимущества и недостатки применения
2
различных систем оплаты труда в
организациях.
Тема 3.3 Безработица и Безработица. Фрикционная (добровольная)
ее формы
безработица, циклическая, естественная,
2
сезонная. Политика государства в области
занятости
Практические занятия № Содержание
6
2
Расчет заработной платы различных
2
2-3
категорий работников.
Определение видов безработицы
2
Самостоятельная работа № 4. Выполнение самостоятельной работы
по вопросам и заданиям разных уровней: Труд и заработная плата,
4
2-3
безработица.
Тематика домашних заданий: повторение и закрепление изученных
2-3
тем, подготовка к дифференцированному зачету.
Дифференцированный зачет
2
2-3
Всего:
48
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством)
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач.

8

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Материально-техническое обеспечение
Кабинет
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
1. Рабочее место преподавателя
2. Рабочие места обучающихся
3. Мультимедийный проектор
4. Компьютер с выходом в сеть интернет
5. Интерактивная доска
Средства обучения:
Методические рекомендации выполнения самостоятельной работы
Методические рекомендации выполнения практических работ
Дидактический материал для текущего контроля.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Основы экономики : учеб. пособие / З.К. Океанова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. :
ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 287 с. — (Профессиональное образование). —
2. Основы экономики, менеджмента и маркетинга предприятия питания: Учебник /
Фридман А.М. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 229 с.: 60x90 1/16. (Профессиональное образование) (Переплѐт 7БЦ) ISBN 978-5-369-01516-2
3. Экономика предприятия: Учебное пособие / М.И. Тертышник; Министерство
образования и науки Российской Федерации. - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 328 с.:
60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-003995-4 (электроннобиблиотечная система «Знаниум»)
4. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ФНО (средних учебных
заведений) [Электронный ресурс] / Под ред. И.А. Умновой, И.А. Алешковой. - М.: РАП,
2013. - 382 с. - ISBN 978-5-93916-400-9.
5.
Трудовой кодекс Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2015 г. Новосибирск: Норматика, 2015.- 208 с.
Дополнительные источники:
1.Басова Т.Ф., В.И. Иванов Основы экономики и управления – 5 изд.-М.: ИЦ
«Академия», 2011-272 с.
2. Липсиц И.В. Экономика (книга 1) - Издательство ―Вита -Пресс‖, 1997.- 304 с.
3.Липсиц И.В. Экономика (книга 2) - Издательство ―Вита -Пресс‖, 1997.- 352 с.
4. Кожевникова Н.Н Т.Ф. Басова Основы экономики: учеб пособие.- М: ИЦ «Академия»,
2006-288 с.
5. Яковлев Я. И. Основы правоведения- 7-е изд.-М.: ИЦ «Академия», 2008. 336с.
Интернет-ресурсы:
1. Правовая Система Гарант (www.garant.ru)
2. Консультант Плюс (www.consultant.ru).

9

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по
программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля
и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и
промежуточной аттестации регламентируется нормативными документами.
Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем
на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем
исходя из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой
промежуточной
аттестации
по
учебной
дисциплине
является
дифференцированный зачет, который проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС),
позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств
для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ГБПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 1, 2).
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной
аттестации.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и
промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой:
Процент результативности
(правильных ответов)
90- 100
80-89
70-79
Менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
Балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

10

Таблица 1 Формы и методы контроля и оценки освоенных умений, знаний
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения, усвоенные знания)
результатов обучения
1
2
Умения:
находить и использовать экономическую Результаты образовательных достижений:
информацию в целях обеспечения
собственной конкурентоспособности на  текущий контроль(устный и письменный
ответ);
рынке труда.
 самостоятельная работа;
 практические занятия;
определяются по разработанным критериям
оценок (Сумма баллов по признакам проявления
знаний, умений и компетенций в соответствии с
универсальной шкалой)
Знания:
общие
принципы
организации
производственного и технологического
процесса;
механизмы
ценообразования
на
продукцию, формы оплаты труда в
современных условиях;
цели
и
задачи
структурного
подразделения, структуру организации,
основы
экономических
знаний,
необходимых в отрасли;
УД.01 Основы экономики

Результаты образовательных достижений:
 текущий контроль(устный и письменный
ответ);
 самостоятельная работа;
 практические занятия;
определяются по разработанным критериям
оценок (Сумма баллов по признакам проявления
знаний, умений и компетенций в соответствии с
универсальной шкалой)
Дифференцированный зачет по проверке
освоенных
знаний,
умений
ОП
05
(разработанный КОС по ОП 05)

11

Таблица 2 Формы и методы контроля и оценки освоенных общих компетенций
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость
будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый
интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск
информации, необходимой
для эффективного
выполнения профессиональных
задач.
ОК 6.Работать в команде,
эффективно
общаться
с
коллегами,
руководством,
клиентами.

Основные показатели оценки
результата

Формы и методы
контроля и оценки

Демонстрация интереса к будущей Результаты
профессии.
сформированности
компетенций
определяют
по
контрольным
точкам
на
Демонстрация
умения основании
эффективного поиска необходимой разработанных
критериев оценки.
информации
Критериальная
система оценки по
признакам
Взаимодействие с обучающимися, проявления
преподавателями и мастерами в компетенций
ходе обучения

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».