Приложение 42
к ОПОП по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 17 Минералогия и кристаллография
Сухой Лог
2021
Рабочая программа
учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее
ФГОС СПО) по специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий», приказ Минобрнауки России № 435 от 07 мая 2014 г
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Вехов Андрей Юрьевич, преподаватель спецдисциплин, первая
квалификационная категория.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1
2
3
4
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
10
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
3
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 17 Минералогия и кристаллография
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы
среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего
звена по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий, укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии базовой
подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов химического
профиля.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена
Дисциплина ОП 17 Минералогия и кристаллография, является вариативной
общепрофессиональной дисциплиной профессионального общепрофессионального цикла
программы подготовки специалистов среднего звена
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять элементы симметрии и сингонию кристалла;
- определять простые формы кристаллов;
- использовать диагностические признаки для определения рудных и
породообразующих минералов;
- пользоваться определителями минералов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- важнейшие свойства кристаллических веществ;
- физические свойства минералов, методы их определения и исследования;
-общую характеристику самородных элементов, сульфидов, галоидных соединений,
окислов, силикатов, боратов, карбонатов, фосфатов и иханалогов, сульфидов, вольфраматов и
молибдатов;
- классификации минералов;
- классификацию силикатов по структурным типам.
Освоение дисциплины способствует формированию общих компетенций,
включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК
5.Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6.Работать в коллективе и
команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
4
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых),
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
Освоение
дисциплины
направлено
на
подготовку к
формированию
профессиональных компетенций включающих в себя способность:
ПК 1.1. Соблюдать условия хранения сырья.
ПК 1.2. Подготавливать, дозировать и загружать сырье согласно рецептуре
технологического процесса.
ПК 1.3. Осуществлять контроль качества сырья производства тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий.
ПК 1.4. Выполнять технологические расчеты, связанные с приготовлением шихты.
1.4
Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 48 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 24 часа
5
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Проработка конспектов, решение тематических задач
Ведение словаря специальных терминов
Подготовка к дифференцированному зачету
Промежуточная аттестация в форме
Объем часов
72
48
0
24
0
0
24
дифференцированного зачета
6
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Минералогия и кристаллография
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Введение
Содержание учебного материала
1 Основные понятия минералогия и кристаллография.
Раздел 1 Общая минералогия и кристаллография
Тема 1.1 Химический Содержание учебного материала
состав минералов
1 Минералы постоянного и переменного химического состава. Вода в минералах
Практическая работа №1
1 Определение элементов симметрии кристаллов, сингонии и категории
Тема 1.2 Физические Содержание учебного материала
свойства минералов
1 Оптические, механические и прочие свойства
Практическая работа №2.
1 Методы изучения горных парод
Тема 1.3 Процессы
Содержание учебного материала
минералообразования 1 Эндогенные процессы
2 Экзогенные процессы
Самостоятельная работа 1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Выращивание кристалла в пересыщенном растворе соли в домашних условиях
Раздел 2 Описательная минералогия
Тема 2.1 Самородные Содержание учебного материала
элементы
1 Самородные металлы, полуметаллы, неметаллы
Практическая работа №3,4,5
1 Методы изучения горных пород
2 Методы изучения минералов
3 Петрографический метод определения клинкерных минералов
Тема 2.2 Сульфиды и Содержание учебного материала
их аналоги
1 Блески, колчеданы, обманки
7
Объем
часов
3
2
2
Уровень
освоения
4
2
4
2
2
2
4
2
2
2
4
2
2
2
2
2
8
2
2
2
2
2
6
2
2
Наименование
разделов и тем
1
Тема 2.3 Галоидные
соединения
(галогениды)
Тема 2.4 Окислы
Тема 2.5
Гидроокислы
алюминия
Тема 2.5
Гидроокислы железа
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2
Лабораторная работа №1,2
1 Определение диагностических признаков минералов
2 Диагностика простых веществ сульфидов и их аналогов
Содержание учебного материала
1 Фториды, хлориды.
Самостоятельная работа 2
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение конспектов, поиск необходимой информации на заданные темы.
- «Желтые колчеданы»
- «Красные колчеданы»
- «Белые колчеданы»
Содержание учебного материала
1 Группа окислов меди, корунда, шпинели, марганца
2 Группа окислов марганца, сурьмы, рутила, кварца.
Содержание учебного материала
1 Группа гидроокислов алюминия
Содержание учебного материала
1 Группа гидроокислов железа
Лабораторная работа №3,4,5,6
1 Диагностика оксидов и гидроксидов
2 Диагностика оксидов и гидроксидов
3 Диагностика островных силикатов
4 Диагностика островных силикатов
Объем
часов
3
Уровень
освоения
4
2
2
4
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
2
8
Наименование
разделов и тем
1
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2
Самостоятельная работа 3
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение конспектов, поиск необходимой информации на заданные темы.
- «Совершенный изоморфизм»
-«Несовершенный изоморфизм»
- «Изовалентный изоморфизм»
-«Гетеровалентный изоморфизм»
Дифференцированный зачет
Всего:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
9
Объем
часов
3
2
72
Уровень
освоения
4
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально - техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории общей технологии
силикатов
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- Модели пространственных решеток минералов;
- Минералогические лупы.
- Бинокулярные микроскопы.
- Учебная коллекция «Шкала твердости»
-Учебная коллекция «Породообразующие минералы магматических и метаморфических
пород»:
- Кварц и видоизменение кремниевой кислоты в природе;
- Сырьевые материалы для производства вяжущих материалов.
- Учебная коллекция шлифов горных пород и минералов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
- мультимедийный проектор;
-экран (антибликовый).
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1 Бойко С.В Кристаллография и минералогия. Основные понятия - Краснояр.: СФУ,
2015. - 212 с.
2 Бондарев В.П Основы минерологии и кристаллографии с элементами петрографии:
Учебное пособие - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 280
3 Добровольский В.В. Геология. Минералогия, динамическая геология, петрография:
учебник.- Москва: Владос, 2008.- 320 с.
Дополнительные источники:
1 Бетехтин А.Г. курс минералогии / под науч. Ред. Б.и. пирогова и б.б. шкурского.– 2-е
издание, испр. И доп. – м.: кду, 2010. – 736 с
2 Егоров-Тисменко Ю.К. кристаллография и кристаллохимия. – м.: изд-во кду, 2005. –
592 с.
3 Седельникова М.Б., Митина Н.А., Верещагин В.И. Минералогия и петрография
силикатных и оксидных материалов.– Томск: Дельтаплан, 2010.– 167 с.
Интернет-ресурсы:
1 http://znanium.com/catalog/product/550292
10
4 КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по
программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля
знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и
промежуточной аттестации регламентируется Положением ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем
на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем
исходя из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который
проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие
оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для
промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.2, 4.3).
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной
аттестации.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и
промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы 4.1).
Таблица 4.1- Универсальная шкала
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70
Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно
11
Таблица 4.2 – Оценка освоенных умений и усвоенных знаний
Раздел (тема)
Результаты обучения
учебной
(освоенные умения, усвоенные знания)
дисциплины
Раздел 1 Общая уметь:
и анализировать
минералогия
и - характеризовать
особенности
симметрии
кристаллов, их
кристаллография
изображения в стереографической проекции,
определения символов граней и структурных
плоскостей;
знать:
- понятия о кристаллизации, образовании
моно- и поликристаллического состояния;
- элементы и виды симметрии;
- характеристику кристаллических решеток
простых и сложных веществ;
- минералы постоянного и переменного
химического состава;
- кристаллическое строении минералов и
горных пород;
- основные свойства минералов и их
классификацию.
Раздел 2
уметь:
- диагностировать минералы,
Описательная
предусмотренные программой,
минералогия
макроскопически и с помощью простых
лабораторных методов знать:
- характеристику форм кристаллов и
диагностических свойств минералов, их
практическую значимость;
- природу кристаллического вещества,
факторы, определяющие изменчивость
кристаллических структур, сущность
природных геолого-геохимических
процессов минералообразования, миграции
накопления химических элементов.
12
Основные показатели
результатов подготовки
Полное освоение знаний и
умений в соответствии с
требованиями ФГОС,
рабочей программой.
Показатель признака
проявления знаний,
умений, компетенций
ОК1-9, ПК1.1-1.4, ПК2.12.2, ПК3.13.3, ПК4.1-4.3
Полное освоение знаний и
умений в соответствии с
требованиями ФГОС,
рабочей программой.
Показатель признака
проявления знаний,
умений, компетенций
ОК1-9, ПК1.1-1.4, ПК2.12.2, ПК3.13.3, ПК4.1-4.3
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
-текущий контроль(устный и письменный
ответ);
- контроль по темам, разделам;
- самостоятельная работа 1;
- практическая работа 1,2
- определяются по разработанным
критериям оценок (Сумма баллов по
признакам проявления знаний, умений и
компетенций в соответствии с
универсальной шкалой).
- опрос, тестирование, основная
индивидуальная и фронтальная проверка
знаний, наблюдение за деятельностью
обучающихся в ходе и выполнения
лабораторных работ.
- Оценка защиты лабораторных.
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
-текущий контроль(устный и письменный
ответ);
- контроль по темам, разделам;
- самостоятельная работа 2,3
- практическая работа 3,4,5
- лабораторная работа 1,2,3,4,5
- определяются по разработанным
критериям оценок (Сумма баллов по
признакам проявления знаний, умений и
компетенций в соответствии с
универсальной шкалой).
- опрос, тестирование, основная
индивидуальная и фронтальная проверка
знаний, наблюдение за деятельностью
обучающихся в ходе и выполнения
практических работ.
Оценка защиты практических и
лабораторных работ.
Дифференцированный зачет
Таблица 4. 3 - Оценка освоенных общих компетенций
Результаты
(освоенные общие компетенции)
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Основные показатели оценки результата
Формы и методы
контроля и оценки
Проявление интереса к будущей профессии
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность
Выбор и применение методов и способов
решения профессиональных задач в области
технического обслуживания и эксплуатации
электрического и электромеханического
оборудования
Обоснование выбора решений в стандартных и
нестандартных ситуациях
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Проявление умения эффективного поиска
необходимой информации
ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных),
за результат выполнения заданий
Осуществление самоанализа и коррекции
результатов собственной работы
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности
Организация самостоятельных занятий при
изучении учебной дисциплины. Определение
целей и задач для достижения результата
Анализ инноваций в области безопасного
обслуживания электрооборудования
13
Использование различных источников, включая
электронные
Результаты
сформированности
компетенций
определяют по
контрольным
точкам на основании
разработанных
критериев оценки.
Критериальная
система оценки по
признакам
проявления
компетенций
14