.
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее – ФГОС СПО) по специальности13.02.11Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования(по отраслям), приказ Минобрнауки
России № 1196 от 07 декабря 2017г.;ФГОС СОО приказ N 413 от 17 мая 2012 г.(изменения
в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от
29.06.2017 N 613); Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Колчеданцева Марина Владимировна, преподаватель физической
культуры ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
2
Содержание
Пояснительная записка ............................................................................................. 4
Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура» ....................... 5
Место учебного предмета в учебном плане .................................................................... 7
Результаты освоения учебного предмета ......................................................................... 8
Содержание учебного предмета ...................................................................................... 11
5.1 Теоретическая часть................................................................................. 11
5.2 Практическая часть .................................................................................. 11
5.3 Тематическое планирование ................................................................... 16
5.4 Примерный тематический план .............................................................. 16
6 Характеристика основных видов учебной деятельности студентов ........................ 21
7 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
8 учебного предмета «Физическая культура» ................................................................ 27
9 Рекомендуемая литература ....................................................................................... 28
10 Приложения................................................................................................................ 31
1.
2.
3.
4.
5.
3
Пояснительная записка
Программа
общеобразовательной
учебного
предмета
ОУП.07
«Физическая культура» предназначена для организации занятий по
физической культуре в ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум», реализующих образовательную программу среднего общего
образования
в
пределах
освоения
основной
профессиональной
образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего
образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам
освоения учебной дисциплины «Физическая культура», в соответствии с
Рекомендациями по организации получения среднего общего образования
в
пределах
освоения
образовательных
программ
среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России
от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Физическая культура» направлено на
достижение следующих целей:
формирование
физической
культуры
личности
будущего
профессионала, востребованного на современном рынке труда;
развитие физических качеств и способностей, совершенствование
функциональных
возможностей
организма,
укрепление
индивидуального здоровья;
формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном
отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурнооздоровительной и спортивно- оздоровительной деятельностью;
овладение
технологиями современных оздоровительных систем
физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий
специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми
видами спорта;
овладение системой профессионально и жизненно значимых
практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и
укрепление физического и психического здоровья;
освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли
и значении в формировании здорового образа жизни и социальных
ориентаций;
приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и
спортивной
деятельности,
овладение
навыками
творческого
сотрудничества в коллективных формах занятий физическими
упражнениями.
Программа учебного предмета «Физическая культура» уточняют
содержание учебного материала, последовательность его изучения,
распределение
учебных
часов,
тематику
рефератов
(докладов),
индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ с учетом
специфики программ подготовки специалистов среднего звена,
осваиваемой специальности «Производство тугоплавких неметаллических
и силикатных материалов и изделий».
4
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на
укрепление
здоровья,
повышение
физического
потенциала,
работоспособности обучающихся, формирование у них жизненных,
социальных и профессиональных мотиваций.
Реализация содержания учебного предмета «Физическая культура» в
преемственности с другими общеобразовательными дисциплинами
способствует
воспитанию,
социализации
и
самоидентификации
обучающихся посредством личностно и общественно значимой
деятельности, становлению целесообразного здорового образа жизни.
Методологической основой организации занятий по физической
культуре является системно-деятельностный подход, который обеспечивает
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных,
возрастных, психологических, физиологических особенностей и качества
здоровья обучающихся.
В соответствии со структурой двигательной деятельности содержание
учебного предмета «Физическая
культура»
представлено
тремя
содержательными линиями:
1) физкультурно-оздоровительной деятельностью;
2) спортивно-оздоровительной деятельностью с прикладной
ориентированной подготовкой;
3) введением в профессиональную деятельность специалиста.
П е р в а я содержательная линия ориентирует образовательный процесс
на укрепление здоровья обучающихся и воспитание бережного к нему
отношения. Через свое предметное содержание она нацеливает студентов
на формирование интересов и потребностей в регулярных занятиях
физической культурой и спортом, творческое использование осваиваемого
учебного материала в разнообразных формах активного отдыха и досуга,
самостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедеятельности.
Вторая
содержательная
линия
соотносится
с
интересами
обучающихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на
обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и
двигательной подготовленности обучающихся.
Т р е т ь я содержательная линия ориентирует образовательный процесс
на развитие интереса обучающихся к будущей профессиональной
деятельности и показывает значение физической культуры для их
дальнейшего профессионального роста, самосовершенствования и
конкурентоспособности на современном рынке труда.
Основное содержание учебной дисциплины «Физическая культура»
реализуется в процессе теоретических и практических занятий и
представлено двумя разделами: теоретическая часть и практическая
часть.
Теоретическая часть направлена на формирование у обучающихся
мировоззренческой системы научно-практических основ физической
культуры, осознание студентами значения здорового образа жизни,
двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к
изменяющемуся рынку труда.
Практическая
часть
предусматривает
организацию
учебнометодических и учебно-тренировочных занятий.
5
Содержание учебно-методических занятий обеспечивает: формирование
у обучающихся установки на психическое и физическое здоровье; освоение
методов профилактики профессиональных заболеваний; овладение
приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями;
знакомство с тестами, позволяющими самостоятельно анализировать
состояние здоровья; овладение основными приемами неотложной
доврачебной помощи. Темы учебно-методических занятий определяются
по
выбору
из
числа
предложенных
программой.
Организация
образовательного предмета осуществляется через отбор эффективных методов,
форм, средств технологий, с учётом профессиональной направленности основных
образовательных программ среднего профессионального образования
На
учебно-методических
занятиях
преподаватель
проводит
консультации, на которых по результатам тестирования помогает
определить оздоровительную и профессиональную направленность
индивидуальной двигательной нагрузки.
Учебно-тренировочные занятия содействуют укреплению здоровья,
развитию физических качеств, повышению уровня функциональных и
двигательных способностей организма студентов, а также профилактике
профессиональных заболеваний.
Для организации учебно-тренировочных занятий обучающихся по
физической культуре кроме обязательных видов спорта (легкой атлетики,
кроссовой подготовки, лыж, плавания, гимнастики, спортивных игр)
дополнительно предлагаются нетрадиционные (атлетическая гимнастика,
дартс и др.). Вариативные компоненты содержания обучения выделены
курсивом.
Специфической особенностью реализации содержания учебного предмета
«Физическая культура» является ориентация образовательного процесса
на получение преподавателем физического воспитания оперативной
информации о степени освоения теоретических и методических знаний,
умений, состоянии здоровья, физического развития, двигательной,
психофизической, профессионально-прикладной подготов- ленности
обучающегося.
С этой целью до начала обучения в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования,
обучающиеся
проходят
медицинский
осмотр
(диспансеризацию) и тестирование. Анализ физического развития,
физической подготовленности, состояния основных функциональных
систем позволяет определить медицинскую группу, в которой
целесообразно заниматься обучающимся: основная, подготовительная или
специальная.
К основной медицинской группе относятся обучающиеся, не имеющие
отклонений в состоянии здоровья, с хорошим физическим развитием и
достаточной физической подготовленностью.
К подготовительной медицинской группе относятся лица с
недостаточным
физическим
развитием,
слабой
физической
подготовленностью, без отклонений или с незначительными временными
отклонениями в состоянии здоровья.
К специальной медицинской группе относятся обучающиеся, имеющие
патологические отклонения в состоянии здоровья.
Используя результаты медицинского осмотра обучающегося, его
индивидуальное желание заниматься тем или иным видом двигательной
активности, преподаватель физического воспитания и медицинский
6
работник
распределяет
обучающихся
в
подгруппы:
основная,
подготовительная и специальная.
В основную медицинскую групп зачисляются обучающиеся, имеющие
сравнительно высокий уровень физического развития и физической
подготовленности, выполнившие стандартные контрольные нормативы,
желающие заниматься одним из видов спорта, культивируемых в СПО.
Занятия в основной группе направлены в основном на подготовку к
спортивным соревнованиям в избранном виде спорта.
В подготовительную группу зачисляются студенты основной и
подготовительной медицинских групп. Занятия носят оздоровительный
характер и направлены на совершенствование общей и профессиональной
двигательной подготовки обучающихся.
В специальную группу зачисляются обучающиеся, отнесенные по
состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Занятия с этими
студентами нацелены на устранение функциональных отклонений и
недостатков в их физическом развитии, формирование правильной осанки,
совершенствование физического развития, укрепление здоровья и
поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода
обучения.
Таким образом, освоение содержания учебного предмета «Физическая
культура» предполагает, что обучающихся, освобожденных от занятий
физическими упражнениями, практически нет. Вместе с тем в зависимости
от заболеваний двигательная активность обучающихся может снижаться или
прекращаться. Обучающиеся, временно освобожденные по состоянию
здоровья от практических занятий, осваивают теоретический и учебнометодический материал, готовят рефераты, выполняют индивидуальные
проекты. Темой реферата, например, может быть: «Использование
индивидуальной двигательной активности и основных валеологических
факторов для профилактики и укрепления здоровья» (при том или ином
заболевании). Все контрольные нормативы по физической культуре
студенты сдают в течение учебного года для оценки преподавателем их
функциональной и двигательной подготовленности, в том числе и для
оценки их готовности к выполнению нормативов Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая
культура» завершается подведением итогов в форме дифференцированного
зачета в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе
освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС,
ППССЗ).
В приложениях к программе представлены требования к оценке физической
подготовленности и двигательных умений обучающихся.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Физическая культура» является учебным предметом
обязательной предметной области «Физическая культура, экология и
основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего
образования.
В ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»,
реализующий образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования,
7
учебный предмет «Физическая культура» изучается в общеобразовательном
цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ОПОП СПО предмет «Физическая культура» входит в
состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из
обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования,
для специальности СПО «Производство тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий».
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение содержания учебного предмета «Физическая культура»
обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
готовность
и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению;
сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу
жизни
и
обучению,
целенаправленному
личностному
совершенствованию двигательной активности с валеологической и
профессиональной
направленностью,
неприятию
вредных
привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
потребность к самостоятельному использованию физической
культуры как составляющей доминанты здоровья;
приобретение
личного
опыта
творческого
использования
профессиональнооздоровительных
средств
и
методов
двигательной активности;
формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и
установок, системы значимых социальных и межличностных
отношений,
личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных действий в процессе целенаправленной
двигательной активности, способности их использования в
социальной, в том числе профессиональной, практике;
готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных
ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической
культуры;
способность к построению индивидуальной образовательной
траектории самостоятельного использования в трудовых и
жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной
физической культуры;
способность использования системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции, в спортивной,
оздоровительной и физкультурной деятельности;
формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение
продуктивно общаться
и
взаимодействовать
в
процессе
физкультурно-оздоровительной
и
спортивной
деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании,
занятиях спортивно- оздоровительной деятельностью;
умение оказывать первую помощь при занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности
перед Родиной;
готовность к служению Отечеству, его защите;
метапредметных:
8
способность
использовать
межпредметные
понятия
и
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные)
в
познавательной,
спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной
практике;
готовность учебного сотрудничества с преподавателями и
сверстниками с использованием специальных средств и методов
двигательной активности;
освоение знаний, полученных источниках информации в процессе
теоретических, учебно-методических и практических занятий, в
области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и
спортивной), экологии, ОБЖ;
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать
информацию
по
физической
культуре,
получаемую из различных источников;
формирование
навыков
участия
в
различных
видах
соревновательной
деятельности,
моделирующих
профессиональную подготовку;
умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, норм информационной безопасности;
предметных:
умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной
деятельности для организации здорового образа жизни,
активного отдыха и досуга;
владение современными технологиями укрепления и сохранения
здоровья,
поддержания
работоспособности,
профилактики
предупреждения
заболеваний,
связанных
с
учебной
и
производственной деятельностью;
владение основными способами самоконтроля индивидуальных
показателей
здоровья,
умственной
и
физической
работоспособности, физического развития и физических качеств;
владение физическими упражнениями разной функциональной
направленности, использование их в режиме учебной и
производственной
деятельности
с
целью
профилактики
переутомления и сохранения высокой работоспособности;
владение техническими приемами и двигательными действиями
базовых видов спорта, активное применение их в игровой и
соревновательной деятельности, готовность к выполнению
нормативов Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне» (ГТО)
соответственно ФГОС по специальности формируются общие
компетенции:
Код ПК,
ОК
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 06.
ОК 07.
ОК 08.
Умения
Знания
использовать
физкультурнооздоровительную
деятельность
для
укрепления здоровья, достижения жизненных
и профессиональных целей;
- выполнять комплексы упражнений на
развитие
выносливости,
равновесия,
быстроты,
скоростно-силовых
качеств,
- о роли физической культуры в
общекультурном,
профессиональном и социальном
развитии человека;
- основы здорового образа
жизни.
9
координации движений.
Универсальные учебные действия. /УУД/
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Самоопределение (мотивация учения,
Планирование (определение цели, функций
формирование основ гражданской
участников, способов взаимодействия).
идентичности личности).
Постановка вопросов (инициативное
Смыслообразования(«какое значение,
сотрудничество в поиске и сборе
смысл имеет для меня учение», и уметь
информации).
находить ответ на него).
Разрешение конфликтов (выявление,
Нравственно-этического оценивания идентификация проблемы, поиск и оценка
(оценивание усваиваемого содержания, альтернативных способов разрешения
исходя из социальных и личностных конфликта, принятие решения и его
ценностей, обеспечивающее личностный реализация).
моральный выбор).
Управление
поведением
партнёра
точностью
выражать
свои
мысли
(контроль, коррекция, оценка действий
партнёра умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли).
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Целеполагание (постановка учебной задачи
Общеучебные
- формулирование познавательной цели; на основе соотнесения того, что уже
- поиск и выделение информации;
известно и усвоено учащимися, и того, что
- знаково-символические
ещё неизвестно).
- моделирование
Планирование (определение
последовательности промежуточных целей с
Логические
- анализ с целью выделения признаков
учётом конечного результата; составление
(существенных, несущественных)
плана и последовательности действий).
- синтез как составление целого из
Прогнозирование (предвосхищение
частей, восполняя недостающие
результата и уровня усвоения, его
компоненты;
временных характеристик).
- выбор оснований и критериев для
Контроль (в форме сличения способа
сравнения, сериации, классификации
действия и его результата с заданным
объектов;
эталоном с целью обнаружения отклонений
- подведение под понятие, выведение
и отличий от эталона)
следствий;
Коррекция (внесение необходимых
-установление причинно-следственных
дополнений и корректив в план и способ
связей;
действия в случае расхождения эталона,
- построение логической цепи
реального действия и его продукта).
рассуждений;
Оценка (выделение и осознание учащимися
- доказательство;
того, что уже усвоено и что ещё подлежит
- выдвижение гипотез и их обоснование. усвоению, осознание качества и уровня
усвоения).
Действия постановки и решения
Волевая саморегуляция (способность к
проблем:
- формулирование проблемы;
мобилизации сил и энергии; способность к
- самостоятельное создание способов
волевому усилию – к выбору в ситуации
решения проблем творческого и
мотивационного конфликта и к
поискового характера.
преодолению препятствий).
10
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Теоретическая часть
Введение. Физическая культура в общекультурнойи
профессиональной подготовке студентов СПО
Современное состояние физической культуры и спорта. Физическая
культура
и личность профессионала. Оздоровительные системы
физического воспитания, их роль в формировании здорового образа
жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении
профессиональных заболеваний и вредных привычек. Особенности
организации занятий с обучающимися в процессе освоения содержания
учебной дисциплины «Физическая культура». Введение Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Требования К технике безопасности при занятиях физическими
упражнениями.
1. Основы здорового образа
обеспечении здоровья
жизни.
Физическая
культура в
Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала.
Взаимосвязь общей культуры обучающихся и их образа жизни.
Современное состояние здоровья молодежи. Личное отношение к
здоровью как условие формирования здорового образа жизни.
Двигательная активность.
Влияние экологических факторов на здоровье человека. О вреде и
профилактике
курения,
алкоголизма,
наркомании.
Влияние
наследственных заболеваний в формировании здорового образа жизни.
Рациональное питание и профессия. Режим в трудовой и учебной
деятельности. Активный отдых. Вводная и производственная гимнастика.
Гигиенические средства оздоровления и управления работоспособностью:
закаливание,
личная
гигиена,
гидропроцедуры,
бани,
массаж.
Материнство и здоровье. Профилактика профессиональных заболеваний
средствами и методами физического воспитания.
2. Основы методики
упражнениями
самостоятельных
занятий физическими
Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их
формы и содержание.
Организация занятий физическими упражнениями различной
направленности. Особенности самостоятельных занятий для юношей и
девушек. Основные принципы построения самостоятельных занятий и
их гигиена. Коррекция фигуры. Основные признаки утомления.
Факторы регуляции нагрузки. Тесты для определения оптимальной
индивидуальной нагрузки. Сенситивность в развитии профилирующих
двигательных качеств.
3. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки
11
Использование методов стандартов, антропометрических индексов,
номограмм, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки
физического развития, телосложения, функционального состояния
организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и
методики занятий физическими упражнениями и спортом по
результатам показателей контроля.
4. Психофизиологические основы учебного и производственного труда.Средства
физической культуры в регулировании работоспособности
Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
Психофизиологическая характеристика будущей производственной
деятельности и
учебного
труда
студентов
профессиональных
образовательных организаций. Динамика работоспособности в учебном
году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения общего
состояния студентов в период экзаменационной сессии. Критерии нервноэмоционального, психического и психофизического утомления. Методы
повышения эффективности производственного и учебного труда. Значение
мышечной релаксации.
Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности.
5. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
Личная и социально-экономическая необходимость специальной
адаптивной и психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и
профилированные методы физического воспитания при занятиях
различными
видами
двигательной
активности.
Профилактика
профессиональных заболеваний средствами и методами физического
воспитания. Тестирование состояния здоровья, двигательных качеств,
психофизиоло- гических функций, к которым профессия (специальность)
предъявляет повышенные требования.
Практическая часть
Учебно-методические занятия
Содержание учебно-методических занятий определяется по выбору
преподавателя с учетом интересов студентов.
1. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости,
утомления и применение средств физической культуры для их
направленной коррекции. Использование методов самоконтроля,
стандартов, индексов.
2. Методика составления и проведения самостоятельных занятий
физическими упражнениями
гигиенической
и
профессиональной
направленности. Методика активного отдыха в ходе профессиональной
деятельности по избранному направлению.
3. Массаж и самомассаж при физическом и умственном утомлении.
4. Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения
опорно- двигательного аппарата. Профилактика профессиональных
заболеваний средствами и методами физического воспитания. Физические
упражнения для коррекции зрения.
5. Составление и проведение комплексов утренней, вводной и
производственной гимнастики с учетом направления будущей
профессиональной деятельности обучающихся.
12
6. Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов состояния
здоровья и общефизической подготовки. Методика самоконтроля за
уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств
личности.
7. Ведение личного дневника самоконтроля (индивидуальной карты
здоровья). Определение уровня здоровья (по Э. Н. Вайнеру).
8.
Индивидуальная
оздоровительная
программа
двигательной
активности с учетом профессиональной направленности.
Учебно-тренировочные занятия
При проведении учебно-тренировочных занятий преподаватель
определяет оптимальный объем физической нагрузки, опираясь на данные
о состоянии здоровья обучающихся, дает индивидуальные рекомендации
для самостоятельных занятий тем или иным видом спорта.
1. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка
Решает задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует
развитию выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упорства,
трудолюбия, внимания, восприятия, мышления.
Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон,
финиширование; бег 30 м., 100 м, эстафетный бег; бег по прямой с
различной скоростью, равномерный бег на дистанцию 2 000 м (девушки) и
3 000 м (юноши), прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»;
прыжки
в
высоту
способами:
«прогнувшись»,
перешагивания,
«ножницы», перекидной; метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г
(юноши).
2. Физкультурный комплекс ГТО
Упражнения обязательного выполнения испытаний: быстрота и сила
(бег на 100 м, прыжки в длину, подтягивание или рывок гири, подъем
туловища), гибкость и выносливость (упражнения на гибкость и бег на
2000 или 3000 м).
Упражнения выполнения испытаний по выбору (метание, лыжные
гонки, стрельба, туристические навыки).
3. Спортивные игры. Баскетбол
Проведение
спортивных
игр
способствует
совершенствованию
профессиональной двигательной подготовленности, укреплению здоровья, в
том числе развитию координационных способностей, ориентации в
пространстве, скорости реакции; дифференцировке пространственных,
временны'х и силовых параметров движения, формированию двигательной
активности, силовой и скоростной выносливости; совершенствованию
взрывной силы; развитию таких личностных качеств, как восприятие,
внимание,
память,
воображение,
согласованность
групповых
взаимодействий, быстрое принятие решений; воспитанию волевых качеств,
инициативности и самостоятельности.
Ловля и передача мяча, ведение, броски мяча в корзину (с места, в
движении, прыжком), вырывание и выбивание (приемы овладения
мячом), прием техники защита — перехват, приемы, применяемые
против броска, накрывание, тактика нападения, тактика защиты.
Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным
правилам баскетбола. Игра по правилам.
4. Спортивные игры.
Волейбол
13
Проведение
спортивных
игр
способствует
совершенствованию
профессиональной двигательной подготовленности, укреплению здоровья, в
том числе развитию координационных способностей, ориентации в
пространстве, скорости реакции; дифференцировке пространственных,
временны'х и силовых параметров движения, формированию двигательной
активности, силовой и скоростной выносливости; совершенствованию
взрывной силы; развитию таких личностных качеств, как восприятие,
внимание,
память,
воображение,
согласованность
групповых
взаимодействий, быстрое принятие решений; воспитанию волевых качеств,
инициативности и самостоятельности.
Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача,
нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной
рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и
спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим
скольжением на груди—животе, блокирование, тактика нападения,
тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по
упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам.
5. Лыжная подготовка
Решает оздоровительные задачи, задачи активного отдыха. Увеличивает
резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
повышает защитные функции организма. Совершенствует силовую
выносливость, координацию движений. Воспитывает смелость, выдержку,
упорство в достижении цели.
Переход с одновременных лыжных ходов на попеременные.
Преодоление подъемов и препятствий. Переход с хода на ход в зависимости
от условий дистанции и состояния лыжни. Элементы тактики лыжных
гонок: распределение сил, лидирование, обгон, фи- ниширование и др.
Прохождение дистанции до 3 км (девушки) и 5 км (юноши). Основ- ные
элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника
безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при
травмах и обморожениях.
6. Гимнастика
Решает оздоровительные и профилактические задачи. Развивает силу,
выносливость, координацию, гибкость, равновесие, сенсоторику.
Совершенствует память, внимание, целеустремленность, мышление.
Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером,
упражнения с гантелями, набивными мячами, упражнения с мячом,
обручем (девушки). Упражнения для профилактики профессиональных
заболеваний (упражнения в чередовании напряжения с расслаблением,
упражнения для коррекции нарушений осанки, упражнения на внимание,
висы и упоры, упражнения у гимнастической стенки). Упражнения для
коррекции зрения. Комплексы упражнений вводной и производственной
гимнастики.
7. Виды спорта по выбору:
Ручной мяч
Передача и ловля мяча в тройках, передача и ловля мяча с откосом от
площадки, бросок мяча из опорного положения с сопротивлением
защитнику, перехваты мяча, выбивание или отбор мяча, тактика игры,
скрестное перемещение, подстраховка защитника, нападение, контратака.
14
Футбол (для юношей)
Удар по летящему мячу средней частью подъема ноги, удары головой
на месте и в прыжке, остановка мяча ногой, грудью, отбор мяча, обманные
движения, техника игры вратаря, тактика защиты, тактика нападения.
Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным
правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам.
Уличный баскетбол (стритбол)
Ловля и передача мяча, ведение, броски мяча в корзину (с места, в
движении, прыжком), тактика нападения, тактика защиты. Правила игры.
Техника безопасности игры. Игры по упрощенным правилам уличного
баскетбола. Игра по правилам.
Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах
Решает задачи коррекции фигуры, дифференцировки силовых
характеристик движений, совершенствует регуляцию мышечного тонуса.
Воспитывает абсолютную и относительную силу избранных групп мышц.
Круговой метод тренировки для развития силы основных мышечных
групп с эспандерами, амортизаторами из резины, гантелями, гирями,
штангой. Техника безопасности занятий.
Дартс
Исходное положение (стойка), техника броска, тактика игры, ведение
счета. Техника безопасности игры. Правила игры. Игра по правилам.
Ритмическая гимнастика
Занятия
способствуют
совершенствованию
координационных
способностей, выносливости, ловкости, гибкости, коррекции фигуры.
Оказывают оздоровительное влияние
на
сердечно-сосудистую,
дыхательную,
нервно-мышечную
системы.
Использование
музыкального сопровождения совершенствует чувство ритма.
Индивидуально
подобранные
композиции
из
упражнений,
выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом,
пространственной
точностью.
Комплекс
упражнений
с
профессиональной направленностью из 26—30 движений.
8. Плавание
Занятия
позволяют
обучающимся
повышать
потенциальные
возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. В процессе
занятий совершенствуются основные двигательные качества: сила,
выносливость, быстрота.
Специальные плавательные упражнения для изучения (закрепления)
кроля на груди, спине, брасса. Старты. Повороты, ныряние ногами и
головой. Плавание до 400 м. Упражнения по совершенствованию техники
движений рук, ног, туловища, плавание в полной координации.
Плавание на боку, на спине. Плавание в одежде. Освобождение от
одежды в воде. Плавание в умеренном и попеременном темпе до 600 м.
Проплывание отрезков 25—100 м по 2—6 раз. Специальные
подготовительные, общеразвивающие и подводящие упражнения на суше.
Элементы и игра в водное поло (юноши), элементы фигурного плавания
(девушки). Правила плавания в открытом водоеме. Доврачебная помощь
15
пострадавшему. Техника безопасности при занятиях плаванием в
открытых водоемах и в бассейне. Самоконтроль при занятиях плаванием.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины
«Физическая культура» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования вне
зависимости от профиля профессионального образования максимальная
учебная нагрузка обучающихся составляет:
- по специальности СПО — 117 часов, из них аудиторная (обязательная)
учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 117
часов.
Вид работы
Количество
часов
Аудиторные занятия. Содержание обучения
всего
Теоретическая часть
Коды компетенций,
формированию которых
способствует элемент
программы
практ.
15
15
Ведение. Физическая культура в обшекультур- ной и
профессиональной подготовке обучающихся СПО
2
2
Основы здорового образа жизни. Физическаякультура в
обеспечении здоровья
3
3
Основы методики самостоятельных занятий
физическими упражнениями
3
3
Самоконтроль, его основные методы, показате- ли и
критерии оценки
3
3
Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в
регулировании работоспособности
2
2
Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
2
2
10
10
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08
Практическая часть
Учебно-методические занятия
1.
Простейшие
методики
самооценки
работоспособности,
усталости,
утомления
и
применения средств физической культуры
2
2
2.
Методика
составления
и
проведения
самостоятельных
занятий
физическими
упражнениями гигиенической и профессиональной
направленности.
2
2
3.
Массаж и самомассаж
умственном утомлении.
4.
Физическое
упражнения
при
для
физическом
и
2
2
профилактики
и
2
2
16
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08
коррекции
аппарата.
5.
нарушения
опорно-двигательного
Самооценка и анализ выполнения обязательных
тестов состояния здоровья и общефизической
подготовки
2
2
10
10
Учебно-тренировочные занятия
Легкая атлетика. Кроссовая подготовка
1.
2.
Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт,
стартовый разгон, финиширование
2
Бег 30 м, 100 м, эстафетный бег, бег по прямой с
различной скоростью
2
2
2
3.
Равномерный бег на дистанцию 2000 м (девушки) и
3000 м (юноши)
2
2
4.
Прыжки в длину с разбега способами «согнув
ноги», «прогнувшись», прыжки в высоту способом
«ножницы»
2
2
5.
Метание мяча, гранаты весом 500 г (девушки) и 700
г (юноши)
2
2
Физкультурный комплекс ГТО
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08
6
6
1.
Упражнения обязательного выполнения испытаний:
быстрота и сила (бег на 100 м, прыжки в длину,
подтягивание или рывок гири, подъем туловища)
2
2
2.
Упражнения обязательного выполнения испытаний:
гибкость и выносливость (упражнения на гибкость
и бег на 2000 м или 3000 м)
2
2
3.
Упражнения выполнения испытаний по выбору
(метание, лыжные гонки, стрельба, туристические
навыки)
2
2
10
10
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04, ОК 05, ОК 06, ОК 07,
ОК 08
Спортивные игры
Баскетбол
1.
Ловля и передача мяча, ведение
2
2
2.
Броски мяча в корзину ( с места, в движении,
прыжком)
2
2
3.
Вырывание и выбивание (приемы овладения
мячом); прием техники защиты_перехват. Приемы,
применяемые против броска, накрывание
2
2
4.
Тактика нападения, тактика защиты. Правила игры.
Техника безопасности игры.
2
1
5.
Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по
правилам.
2
2
10
10
1.Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с
партнером, упражнения с гантелями, набивными
мячами, упражнения с мячом, обручем (девушки)
2
2
2. Упражнения для коррекции зрения. Комплексы
упражнений вводной и производственной гимнастики
2
2
Гимнастика
17
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04, ОК 05, ОК 06, ОК 07,
ОК 08
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04, ОК 05, ОК 06, ОК 07,
ОК 08
4.
Упражнения с элементами акробатики. Силовая
гимнастика.
2
2
5.
Гимнастика на снарядах: перекладине (юноши),
бревне (девушки)
2
2
6.
Опорный прыжок через гимнастический к2онь
(козел)
2
2
12
12
2
2
Виды спорта по выбору
Дартс.
Атлетическая гимнастика
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04, ОК 05, ОК 06, ОК 07,
ОК 08
10
Упражнения для мышц плечевого пояса и верхних
конечностей
2
2
Пауэрлифтинг
2
2
Упражнения для мышцы спины и живота
2
2
Упражнения для мышц нижних конечностей
2
2
Упражнения для мышц груди
2
2
Лыжная подготовка
8
8
1.
Попеременные и одновременные классические
лыжные ходы. Переход с одновременных лыжных
ходов на попеременных
2
2
2.
Преодоление подъемов, спусков и препятствий.
Попеременные
и
одновременные
коньковые
лыжные ходы. Переход с хода на ход в зависимости
от условий дистанции и состоянии лыжни.
2
2
3.
Элементы тактики лыжных гонок: распределение
сил, лидирование, обгон, финиширование и др.
2
2
4.
Основные элементы тактики лыжных гонок.
Правила соревнований. Техника безопасности при
занятиях лыжных спортом. Первая помощь при
травмах и обморожениях.
2
2
10
10
1.Исходное
положение
(стойка),
перемещение.
Передача, прием мяча снизу двумя руками.
2
2
2. Подача различными способами.
2
2
3. Нападающий удар. Блокирование.
2
2
4.Тактика нападения. Тактика защиты. Правила игры.
Техника безопасности игры.
2
2
5.Игры по упрощенным правилам волейбола. Игра по
правилам.
2
2
10
10
1.Специальные плавательные упражнения для изучения
основных видов плавания.
2
2
2.Плавание до 400 м
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04, ОК 05, ОК 06, ОК 07,
ОК 08
Спортивные игры
Волейбол
Плавание.
18
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04, ОК 05, ОК 06, ОК 07,
ОК 08
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04, ОК 05, ОК 06, ОК 07,
ОК 08
3.Плавание на боку, на спине. Плавание в умеренном и
попеременном темпе до 600 м
2
2
4.Специальные подготовительные, общеразвивающие и
подводящие упражнения на суше
2
2
5.Правила плавания в открытом водоеме. Самоконтроль
при занятиях плаванием
2
2
10
10
2
2
2.Бег 30 м, 100 м, эстафетный бег, бег по прямой с различной
скоростью
2
2
3. Равномерный бег на дистанцию 2000 м (девушки) и 3000 м
(юноши)
2
2
4.Метание мяча, гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши)
2
2
Виды спорта по выбору
6
6
Уличный баскетбол
2
2
Пляжный волейбол
2
2
Футбол
2
2
ИТОГО
117
117
Легкая атлетика. Кроссовая подготовка.
1.Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт,
стартовый разгон, финиширование
19
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04, ОК 05, ОК 06, ОК 07,
ОК 08
ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание обучения
Характеристика основных видов учебной деятельности
обучающихся (на уровне учебных действий)
Теоретическая часть
Ведение.
Физическая Знание современного состояния физической культуры и спорта.
культура в общекуль- Умение обосновывать значение физической культуры для фортурной
и
профессио- мирования личности профессионала, профилактики профзабональной
подготовке леваний.
обучающихся СПО
Знание оздоровительных систем физического воспитания.
Владение информацией о Всероссийском физкультурноспортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)
1. Основы методики самостоятельных занятий
физическими
упражнениями
Демонстрация мотивации и стремления к самостоятельным занятиям.
Знание форм и содержания физических упражнений.
Умение организовывать занятия физическими упражнениями
различной направленности с использованием знаний особенностей самостоятельных занятий для юношей и девушек.
Знание основных принципов построения самостоятельных занятий и их гигиены
2. Самоконтроль, его
основные методы, показатели и критерии
оценки
Самостоятельное использование и оценка показателей функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма,
физической подготовленности.
Внесение коррекций в содержание занятий физическими
упражнениями и спортом по результатам показателей контроля
3.
Психофизиологические основы учебного
и
производственного
труда. Средства физической культуры в регулировании
работоспособности
Знание требований, которые предъявляет профессиональная
деятельность к личности, ее психофизиологическим возможностям, здоровью и физической подготовленности.
Использование знаний динамики работоспособности в учебном
году и в период экзаменационной сессии.
Умение определять основные критерии нервно-эмоционального,
психического и психофизического утомления.
Овладение методами повышения эффективности производственного и учебного труда; освоение применения аутотренинга для
повышения работоспособности
20
Содержание обучения
4. Физическая культура
в профессиональной деятельности специалиста
Характеристика основных видов учебной деятельности
обучающегося (на уровне учебных действий)
Обоснование социально-экономической необходимости специальной адаптивной и психофизической подготовки к труду.
Умение использовать оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности.
Применение средств и методов физического воспитания для
профилактики профессиональных заболеваний.
Умение использовать на практике результаты компьютерного
тестирования состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования
Практическая часть
Учебно-методические
занятия
Демонстрация установки на психическое и физическое
здоровье.
Освоение методов профилактики профессиональных заболеваний.
Овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями.
Использование тестов, позволяющих самостоятельно определять и анализировать состояние здоровья; овладение основными
приемами неотложной доврачебной помощи.
Знание и применение методики активного отдыха, массажа
и самомассажа при физическом и умственном утомлении.
Освоение методики занятий физическими упражнениями для
профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного
аппарата, зрения и основных функциональных систем.
Знание методов здоровьесберегающих технологий при работе
за компьютером.
Умение составлять и проводить комплексы утренней, вводной
и производственной гимнастики с учетом направления будущей
профессиональной деятельности
Учебно- тренировочные
занятия
1. Легкая атлетика.
Кроссовая подготовка
Освоение техники беговых упражнений (кроссового бега, бега
на короткие, средние и длинные дистанции), высокого и низкого старта, стартового разгона, финиширования; бега 100 м,
эстафетный бег 4 100 м, 4 400 м; бега по прямой с различной
скоростью, равномерного бега на дистанцию 2 000 м (девушки)
и 3 000 м (юноши).
Умение технически грамотно выполнять (на технику): прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту
способами: «прогнувшись», перешагивания, «ножницы», перекидной.
Метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши); толкание ядра; сдача контрольных нормативов
21
2. Лыжная подготовка
Овладение техникой лыжных ходов, перехода с одновременных
лыжных ходов на попеременные.
Преодоление подъемов и препятствий; выполнение перехода
с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния
лыжни.
Сдача на оценку техники лыжных ходов.
Умение разбираться в элементах тактики лыжных гонок: распределении сил, лидировании, обгоне, финишировании и др.
Прохождение дистанции до 3 км (девушки) и 5 км (юноши).
Знание правил соревнований, техники безопасности при занятиях лыжным спортом.
Умение оказывать первую помощь при травмах и обморожениях
22
Содержание обучения
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
3. Гимнастика
Освоение техники общеразвивающих упражнений, упражнений в паре с партнером, упражнений с гантелями, набивными
мячами, упражнений с мячом, обручем (девушки); выполнение
упражнений для профилактики профессиональных заболеваний (упражнений в чередовании напряжения с расслаблением,
упражнений для коррекции нарушений осанки, упражнений на
внимание, висов и упоров, упражнений у гимнастической стенки), упражнений для коррекции зрения.
Выполнение комплексов упражнений вводной и производственной гимнастики
4. Спортивные игры
Освоение основных игровых элементов.
Знание правил соревнований по избранному игровому виду
спорта.
Развитие координационных способностей, совершенствование
ориентации в пространстве, скорости реакции, дифференцировке пространственных, временны'х и силовых параметров
движения.
Развитие
личностно-коммуникативных
качеств.
Совершенствование восприятия, внимания, памяти, воображения, согласованности групповых взаимодействий, быстрого
принятия решений.
Развитие волевых качеств, инициативности, самостоятельности.
Умение выполнять технику игровых элементов на оценку.
Участие в соревнованиях по избранному виду спорта.
Освоение техники самоконтроля при занятиях; умение оказывать первую помощь при травмах в игровой ситуации
5. Плавание
Умение выполнять специальные плавательные упражнения для
изучения кроля на груди, спине, брасса.
Освоение стартов, поворотов, ныряния ногами и головой.
Закрепление упражнений по совершенствованию техники движений рук, ног, туловища, плавания в полной координации,
плавания на боку, на спине.
Освоение элементов игры в водное поло (юноши), элементов фигурного плавания (девушки); знание правил плавания в открытом водоеме.
Умение оказывать доврачебную помощь пострадавшему.
Знание техники безопасности при занятиях плаванием в открытых водоемах и бассейне.
Освоение самоконтроля при занятиях плаванием
6.Виды спорта по выбору
Умение составлять и выполнять индивидуально подобранные
композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью.
Составление, освоение и выполнение в группе комплекса упражнений из 26—30 движений. Развитие координационных
способностей, совершенствование ориентации в пространстве,
скорости
реакции,
дифференцировке
пространственных,
временных и силовых параметров движения. Развитие
личностно-коммуникативные
качеств.
Совершенствование
восприятия, внимания, памяти, воображения, согласованности
групповых взаимодействий, быстрого принятия решений
1. Атлетическая гимнастика, раюлта на
тренажерах
Знание средств и методов тренировки для развития силы основных мышечных групп с эспандерами, амортизаторами из резины, гантелями, гирей, штангой.
Умение осуществлять контроль за состоянием здоровья.
Освоение техники безопасности занятий
23
7. Ф и зк ул ь ту р н ы й
ко мп ле кс ГТ О
Подготовка и сдача нормативов физкультурного комплекса ГТО
упражнений обязательного выполнения испытаний: быстрота и
сила (бег на 100 м), прыжки в длину, подтягивание или рывок
гири, подъем туловища), гибкость и выносливость (упражнение
на гибкость и бег 2000 или 3000 м), упражнения выполнения
испытаний по выбору (метание, лыжные гонки, стрельба,
туристические навыки)
умение грамотно использовать
современные методики дыхательной гимнастики.
Овладение спортивным мастерством в избранном виде спорта.
Внеаудиторная
самостоятельная работа Участие в соревнованиях. Умение осуществлять контроль за
состоянием здоровья (в динамике), умение оказать первую
медицинскую помощь при травмах. Соблюдение техники
безопасности.
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение программы учебного предмета
Все помещения, объекты физической культуры и спорта, места для
занятий физической подготовкой, которые необходимы для реализации
учебного предмета «Физическая культура», должны быть оснащены
соответствующим оборудованием и инвентарем в зависимости от
изучаемых разделов программы и видов спорта. Все объекты, которые
используются при проведении занятий по физической культуре, должны
отвечать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Оборудование и инвентарь спортивного зала:
стенка гимнастическая; перекладина навесная универсальная для
стенки гимнастической; гимнастические скамейки; гимнастические
снаряды (перекладина, бревно, конь для прыжков и др.), тренажеры
для занятий атлетической гимнастикой, маты гимнастические, канат,
канат для перетягивания, стойка для прыжков в высоту, перекладина
для прыжков в высоту, зона приземления для прыжков в высоту,
беговая дорожка, скакалки, палки гимнастические, мячи для метания,
гантели (разные), гири 16, 24 кг, секундомеры, весы напольные,
ростомер, динамометры, приборы для измерения давления и др.;
кольца баскетбольные, щиты баскетбольные, рамы для выноса
баскетбольного щита или стойки баскетбольные, защита для
баскетбольного щита и стоек, сетки баскетбольные, мячи баскетбольные,
стойки волейбольные, защита для волейбольных стоек, сетка
волейбольная, антенны волейбольные с карманами, волейбольные
мячи, ворота для мини-футбола, сетки для ворот мини-футбольных,
гасители для ворот мини-футбольных, мячи для мини-футбола и др.
Открытый стадион широкого профиля:
стойки для прыжков в высоту, перекладина для прыжков в высоту,
зона приземления для прыжков в высоту, решетка для места
приземления, указатель расстояний для тройного прыжка, брусок
отталкивания для прыжков в длину и тройного прыжка, турник
уличный, брусья уличные, рукоход уличный, полоса препятствий,
ворота футбольные, сетки для футбольных ворот, мячи футбольные,
сетка для переноса мячей, колодки стартовые, стартовые флажки или
24
стартовый пистолет, флажки красные и белые, палочки эстафетные,
гранаты учебные, круг для метания ядра, упор для ног, для метания
ядра, ядра, указатели дальности метания на 25, 30, 35, 40, 45, 50,
55 м, нагрудные номера, тумбы «Старт—Финиш», «Поворот»,
рулетка металлическая,
мерный
шнур, секундомеры, мячи
теннисные, мишень и дротики для дартс, манишки, ракетки и шарики
для тенниса.
Для реализации учебного предмета «Физическая культура» в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования могут быть
использованы:
тренажерный зал;
лыжная база с лыжехранилищем;
специализированные спортивные залы (зал спортивных игр,
настольного тенниса, дартса, гимнастики, хореографии, и др.);
открытые
спортивные
площадки
для
занятий:
баскетболом;
бадминтоном, волейболом, теннисом, мини-футболом;
футбольное поле с замкнутой беговой дорожкой, секторами для
прыжков и метаний.
Для проведения учебно-методических занятий используется комплект
мультимедийного и коммуникационного оборудования: электронные
носители, компьютеры для аудиторной и внеаудиторной работы.
25
ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Основные источники:
1.
Каткова, А.М. Физическая культура и спорт : учебное наглядное пособие /
А.М. Каткова, А.И. Храмцова. - М. : МПГУ, 2018. - 64 с.
2.
Татарова, С.Ю. Физическая культура как один из аспектов составляющих
здоровый образ жизни студентов / С.Ю. Татарова., В.Б. Татаров. - Москва : Научный
консультант, 2017.
Дополнительные источники:
1 Физическая культура: учебное пособие / Чертов Н.В. - Ростов-на-Дону:
Издательство ЮФУ, 2012;
2 Физическая культура: Учебное пособие / Евсеев Ю.И., - 9-е изд., стер. Рн/Д:Феникс, 2014.
3 Бишаева А.А. Профессионально-оздоровительная физическая культура
обучающегося : учебное пособие. М.,2015;
4 Литвинов А.А., Козлов А.В., Ивченко Е.В. Теория и методика обучения
базовым видам спорта. Плавание. М., 2014;
5 Миронова Т.И. Реабилитация социально- психологического здоровья детскомолодежных групп. Кострома, 2014;
6
Барчуков И. С., Назаров Ю. Н., Егоров С. С. и др. Физическая
культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов,
курсантов и слушателей образовательных учреж- дений высшего
профессионального образования МВД России / под ред. В. Я.
Кикотя, И. С. Барчукова. — М., 2010.
Барчуков И. С. Теория и методика физического воспитания и
спорта: учебник / под общ. ред. Г. В. Барчуковой. — М., 2011.
8 Бишаева А. А. Физическая культура: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образо- вания. — М., 2014.
9 Гамидова С. К. Содержание и направленность физкультурнооздоровительных занятий. — Смоленск, 2012.
10 Решетников Н. В., Кислицын Ю. Л., Палтиевич Р. Л.,
Погадаев Г. И. Физическая куль- тура: учеб. пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М., 2010.
11 Сайганова
Е. Г,
Дудов
В. А.
Физическая
культура.
Самостоятельная работа: учеб. посо- бие. — М., 2010. —
(Бакалавриат).
7
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» ;
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ
07.06.2012 № 24480).
Приказ Министерства образования и наука РФ от 29.12.2014 № 1645 «О
внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении
26
федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования”».
Письмо
Департамента
государственной
политики
в
сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука
РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности
среднего профессионального образования»;
Приказ от 7 декабря 2017 г. N 1196 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования (по отрослям);
Бишаева А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура
студента: учеб. пособие. — М., 2014;
Евсеев Ю. И. Физическое воспитание. — Ростов н/Д, 2010;
Кабачков В. А. Полиевский С. А., Буров А. Э. Профессиональная
физическая культура в системе непрерывного образования молодежи:
науч.-метод. пособие. — М., 2010;
Литвинов А. А., Козлов А. В., Ивченко Е. В. Теория и методика
обучения базовым видам спорта. Плавание. — М., 2014;
Манжелей И. В. Инновации в физическом воспитании: учеб. пособие.
— Тюмень, 2010.;
Миронова Т. И. Реабилитация социально-психологического здоровья
детско-молодежных групп. — Кострома, 2014;
Тимонин А. И. Педагогическое обеспечение социальной работы с
молодежью: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. — 3-е изд. — М.,
2013;
Хомич М. М., Эммануэль Ю. В., Ванчакова Н. П. Комплексы
корректирующих мероприятий при снижении адаптационных резервов
организма на основе саногенетического мониторинга / под ред. С. В.
Матвеева. — СПб., 2010.
Электронные издания (электронные ресурсы)
1.
Рефераты
на
спортивную
тематику.
Форма
доступа:http://sportreferats.narod.ru/
2.
Мир баскетбола. Сайт посвящен правилам, технике, тактике, биографии
игроков, истории команд. Форма доступа:http://www.moibasketball.narod.ru/
3.
Основы
физической
культуры
.
Форма
доступа:http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/index.htm
4.
Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации. Форма
доступа:www.minsport.gov.ru
5.
Федеральный
портал
«Российское
образование».
Форма
доступа:www.edu.ru
6.
Официальный
сайт
Олимпийского
комитета
России.
Форма
доступа:www.olympic.ru
7.
Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление
по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации. Форма
доступа:www.goup32441.narod.ru
27
приложения
Приложение 1
Оценка уровня физической подготовленности юношей основного и
подготовительного учебного отделения
юноши
Оценка в баллах
вид
5
1.
4
3
Бег 30 м (сек)
4,3
4,5
5,2
Бег 60 м.
8,5
9,1
9,6
Бег 100 м
13,2
14,0
14,8
Бег 1000 м
3.20
3.45
4.30
Бег 3000 м
12.30
13.30
14.30
2.
Челночный бег 3х10 м (сек)
6,8
7,2
8,1
3.
Прыжки в длину с места (см)
240
220
200
Прыжки в длину с разбега (см)
450
430
400
Прыжки в высоту с места (см)
50
45
40
Прыжки в высоту с разбега (см)
145
140
130
Прыжки со скакалкой 1 мин (раз)
140
120
100
4. Подтягивание (раз)
14
5.Поднимание туловища за 30 сек.,
30
28
25
50
40
30
1 мин (раз)
6.Отжимание в упоре лежа (раз)
45
7. Бросок набивного мяча (мед.бол) 3 кг (см)
8.Метание мяча (м)
Метание гранаты 500 гр. (м)
Метание гранаты 700 гр.
9. Толкание ядра
12
30
8
25
450
400
300
47
40
32
-
-
-
40
35
30
7,50
6,50
4,50
10. Гибкость –наклон, сидя (см)
15
11. Тест на гибкость 6 заданий (баллов)
28
22
15
12. Плавание 50 метров (сек)
48
54
б\у
13. Лыжные гонки 2 км (мин.сек)
10
5
10.00
11.00
12.00
Лыжные гонки 3 км.
15.00
16.00
17.00
Лыжные гонки 5 км
25.30
26.30
28.30
Лыжные гонки 10 км
57.00
59.00
60.00
14. Стрельба 10 м (очков)
28
20
15
15. Дартс. 10 серий бросков в сектор 20 Количество секторов
попаданий за 10 серий от 1 до 20
400
300
160
16
10
5
28
16. Ведение б\б мяча от кольца до кольца «змейка» (сек)
15
20
25
17. Приемы в\б мяча снизу (сверху) 2-мя руками (раз)
25 в
круге
25
15
18. Штрафные броски за 1 мин (сумма 2-х попыток) (раз)
6 (10)
5 (8)
4 (6)
1.20
1.35
2.00
2.45
3.15
3.35
7.50
9.30
10.30
19. Бег на коньках 500 м (мин сек)
1000 м
3000 м
20. Туристический поход (км)
20
15
10
девушки
Оценка в баллах
вид
1.
5
4
3
5,0
5,2
5,5
Бег 60 м.
10,0
10,6
11,2
Бег 100 м
16,0
17,0
17,5
Бег 1000 м
4.05
4.25
5.10
Бег 3000 м
10.00
11.30
12.00
Бег 30 м (сек)
2.
Челночный бег 3х10 м (сек)
7,8
8,2
9,0
3.
Прыжки в длину с места (см)
195
180
160
Прыжки в длину с разбега (см)
340
320
300
Прыжки в высоту с места (см)
40
35
30
Прыжки в высоту с разбега (см)
125
115
110
Прыжки со скакалкой 1 мин (раз)
150
130
120
4. Подтягивание (раз)
22
5.Поднимание туловища за 30 сек.,
28
25
20
45
35
20
1 мин (раз)
6.Отжимание в упоре лежа (раз)
18
7. Бросок набивного мяча (мед.бол) 3 кг (см)
18
15
10
11
300
250
200
30
25
20
22
18
15
-
-
-
9. Толкание ядра
5,50
4,50
3,00
10. Гибкость –наклон, сидя (см)
18
11. Тест на гибкость 6 заданий (баллов)
28
22
15
12. Плавание 50 метров (сек)
60
75
б\у
8.Метание мяча (м)
Метание гранаты 500 гр. (м)
Метание гранаты 700 гр.
29
14
7
13. Лыжные гонки 1 км (мин.сек)
5.00
5.30
6.15
Лыжные гонки 3 км.
11.30
12.30
13.30
Лыжные гонки 5 км
18.00
19.30
22.00
Лыжные гонки 10 км
34.00
36.00
38.00
14. Стрельба 10 м (очков)
28
20
15
15. Дартс. 10 серий бросков в сектор 20 Количество секторов
попаданий за 10 серий от 1 до 20
300
200
100
10
8
5
16. Ведение б\б мяча от кольца до кольца «змейка» (сек)
20
25
30
17. Приемы в\б мяча снизу (сверху) 2-мя руками (раз)
20 в
круге
20
10
18. Штрафные броски за 1 мин (сумма 2-х попыток) (раз)
4 (6)
3 (4)
2 (2)
19. Бег на коньках 500 м (мин сек)
1.35
1.55
2.15
3.15
3.45
4.15
9.00
9.30
10.15
1000 м
3000 м
20. Туристический поход (км)
20
30
15
10
Приложение 2
31
32