Рабочая программа
учебного предмета разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее –
ФГОС СПО) по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий, приказ Минобрнауки России № 435 от 07 мая 2014 г.;ФГОС
СОО приказ N 413 от 17 мая 2012 г.(изменения в ред. Приказов Минобрнауки России от
29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613); Примерной основной
образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №
2/16-з).
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Вехов Андрей Юрьевич, преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
13
15
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ
1.1 Область применения программы
Программа общеобразовательного учебного предмета Биология
является частью основной профессиональной образовательной программы по
специальностям СПО по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
1.2 Место предмета в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Предмет Биология является базовой общеобразовательным предметом в
составе основной профессиональной образовательной программы
1.3 Цели и задачи учебного предмета – требования к результатам
освоения предмета:
В результате изучения учебного предмета обучающийся должен
знать/понимать:
-основные положения биологических теорий и закономерностей:
клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о
биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и
наследственности;
-строение и функционирование биологических объектов: клетки,
генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
-сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения,
действия искусственного и естественного отбора, формирование
приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и
превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
-вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие
биологической науки;
-биологическую терминологию и символику;
В результате изучения учебного предмета обучающийся должен уметь:
-объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;
вклад биологических теорий в формирование современной
естественно-научной картины мира; единство живой и неживой
природы, родство живых организмов; отрицательное влияние
алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и
постэмбриональное развитие человека; влияние экологических
факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения,
животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и
4
окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость
видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в
возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие
и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
-решать элементарные биологические задачи; составлять
элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и
передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать
особенности видов по морфологическому критерию;
-выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и
наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные
изменения в экосистемах своей местности;
-сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и
неживой природы, зародышей человека и других животных,
природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы
(естественный и искусственный отбор, половое и бесполое
размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и
анализа;
-анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности,
происхождении жизни и человека, глобальные экологические
проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в
окружающей среде;
-изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
-находить информацию о биологических объектах в различных
источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях,
компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее
оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
-для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других
заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма,
наркомании); правил поведения в природной среде;
-оказания первой помощи при травматических, простудных и других
заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
-оценки этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4 Количество часов на освоение учебного предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 117 часов,
5
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная нагрузка (всего)
В том числе:
лекционных занятий
лабораторные работы
практические занятия
Промежуточная аттестация в форме
6
Количество
часов
117
117
91
6
20
дифференцированного зачета
2.2 . Примерный тематический план и содержание учебного предмета «Биология»
Наименование
разделов и тем
Введение
Тема 1. Учение
о клетке
Содержание учебного материала, практические работы обучающихся
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема 2.
Размножение и
9
Предмет курса «Биология», его цели задачи и методы
Уровни организации живой природы. Критерии живых систем
Роль биологии в формировании современной картины мира и в практической
деятельности человека.
Клетка - основная структурно-функциональная единица всех живых организмов
История изучения клетки. Клеточная теория строения организмов
Неклеточная форма жизни - вирусы, их значение и борьба с вирусными
заболеваниями.
Демонстрации: строение вируса.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки
и живых организмов
Белки, Углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты в клетке и их роль в клетке.
ДНК - носитель наследственной информации
Демонстрации: строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК.
Репликация ДНК
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки.
Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
Жизненный цикл клетки. Митоз
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки.
Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
Жизненный цикл клетки. Митоз
Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический
обмен
Лабораторная работа №1
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом, их описания и сравнения
с готовых микропрепаратов
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее
свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение.
Кол-во часов
2
Уровень
освоения
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
индивидуальное
развитие
организмов
10
11
12
13
14
15
Демонстрации: Многообразие организмов. Бесполое размножение организмов
Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Демонстрации: Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональное развитие онтогенеза.
Основные стадии эмбрионального развития.
Демонстрации: Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального
развития животных.
Органогенез. Постэмбриональное развитие.
Демонстрации: Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального
развития животных.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как
свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушения в развитии
организмов.
Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния
алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
Практическая работа №1
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных
как доказательство их эволюционного родства
Генетика-наука о закономерностях наследственности и изменчивости
организмов. Г. Мендель - основоположник генетики
Гибридологический метод изучения наследования признаков (метод Менделя).
Генетическая терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Первый закон Менделя - закон
единообразия первого поколения гибридов.
Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет.
Демонстрации: Моногибридное и дигибридное скрещивание
Дигибридное и полигибридное скрещивание.
Закон независимого комбинирования.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов.
2
2
2
2
2
2
2
2
3
2
2
2
2
16
17
18
19
20
21
22
23
Тема 4.
Эволюционное
учение.
24
25
26
27
Практическая работа №2
Составление схем моно- и дигибридного скрещивания
Решение генетических задач
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные
болезни человека, их причины и профилактика.
Практическая работа №3
Решение генетических задач « Наследование признаков, сцепленных с полом »
Демонстрации: Наследственные болезни человека
Закономерности изменчивости. Наследственная (генотипическая ) изменчивость
Зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая
изменчивость)
Демонстрации: Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
Закономерности изменчивости. Наследственная (генотипическая ) изменчивость
Зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая
изменчивость)
Демонстрации: Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
Практическая работа №4 Выявление мутагенов в окружающей среде
Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и
выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Учение
Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений
Основные методы селекции гибридизация и искусственный отбор.
Демонстрации: Центры многообразия и происхождения культурных растений и
домашних животных.
Достижения и основные направления современной селекции. Биотехнология, её
достижения и перспективы развития.
Эстетические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование
животных (проблемы клонирования человека).
Контрольная работа №1«Основы генетики и селекции»
История развития эволюционных идей. Представления древних и средневековых
Философов. Теории вечности жизни..
Материалистические теории происхождения жизни Значение работ К.Линнея и
Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.
Эволюционное учение Ч. Дарвина. Роль эволюционного учения в формировании
современной естественнонаучной картины мира
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
2
3
2
2
3
2
2
3
2
2
2
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Тема 5.
История
развития жизни
на Земле.
37
38
Концепции вида, его критерии
Концепции вида, его критерии
Популяция – структурная единица вида и эволюции.
Наследственность и изменчивость.
Популяция – структурная единица вида и эволюции.
Наследственность и изменчивость.
Практическая работа №5 « Популяция – структурная единица вида и
эволюции.Наследственность и изменчивость »
Искусственный отбор. Факторы эволюции пород животных и сортов растений.
Борьба за существование.
Естественный отбор, другие факторы эволюции. Приспособленность организмов и
её относительность.
Искусственный отбор. Факторы эволюции пород животных и сортов растений.
Борьба за существование.
Естественный отбор, другие факторы эволюции. Приспособленность организмов и
её относительность.
Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического
многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного её развития.
Причины вымирания видов.
Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и
биологически регресс.
Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического
многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного её развития.
Причины вымирания видов.
Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и
биологически регресс.
Контрольная работа №2 по теме «Эволюционное учение»
Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира.
39
Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира.
40
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Демонстрации: Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности
организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира.
2
2
2
2
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
Представители редких и исчезающих видов растений и животных
41
42
43
44
45
Тема 6.
Основы
экологии
46
47
48
49
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Демонстрации: Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности
организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира.
Представители редких и исчезающих видов растений и животных
Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства
человека с млекопитающими животными.
Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.
Демонстрации: происхождение человека. Человеческие расы.
Практическая работа №6
«Описание вида по морфологическому критерию»
«Приспособления организмов к среде обитания»
Практическая работа №7
«Приспособления организмов к среде обитания»
Практическая работа №8
«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
Контрольная работа №3 по теме «История развития жизни на Земле.»
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей
средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов..
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей
средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов..
Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем.
Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.
Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество,
паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные
сообщества- агроэкосистемы и урбоэкосистемы
2
2
2
2
2
3
3
2
2
3
3
2
2
2
2
2
2
50
51
52
53
54
55
56
57
56
Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем.
Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.
Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество,
паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные
сообщества- агроэкосистемы и урбоэкосистемы
Лабораторная работа №2 «Устойчивость и развитие как экологическое условие
развития современного общества ю»
Биосфера – Глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль
живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных
элементов (на примере углерода, азота и др.)в биосфере. Изменения в биосфере
Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие
производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую
среду. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и
охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной
среде
Биосфера – Глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль
живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных
элементов (на примере углерода, азота и др.)в биосфере. Изменения в биосфере
Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие
производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую
среду. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и
охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной
среде
Практическая работа №9»Глобальные экологические проблемы и пути их решения.»
Лабораторная работа №3 «Описание и практическое создание искусственной
экосистемы (пресноводный аквариум)»
Практическая работа №10
Описание антропогенных изменений в природных ландшафтах своей местности
Сравнительное описание одной из природных систем (леса) и агроэкосистемы
(пшеничное поле)
Решение экологических задач
Контрольная работа №4 итоговая
Зачет
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
3
3
2
3
3
2
3
3
Всего:
117
.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы общеобразовательного учебного предмета требует
наличия учебного кабинета биологии
Оборудование учебного кабинета:
Посадочные места по количеству обучающихся;
Рабочее место преподавателя;
Магнитная доска;
Микроскопы;
Готовые микропрепараты клеток растений и животных.
3.2.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых
дополнительной литературы.
учебных
изданий,
Интернет–ресурсов,
Основные источники:
Для обучающихся
1.
Андреева Н. Д. Биология (базовый уровень) 10-11 кл./ Н. Д. Андреева.М.: МНЕМОЗИНА, 2010.
2.
Пономарева И. Н. Биология (базовый уровень) 10-11 кл./ И. Н.
Пономарева, О. А. Корнилова, Т. Е. Лощилина, П. В. Ижевский, Т. А. Козлова, Л. В.
Симонова. – М.: Вентана Граф, 2011.
3.
Пономарева И. Н. Биология (профильный уровень) 11 кл./ И. Н.
Пономарева, О. А. Корнилова, Т. Е. Лощилина, П. В. Ижевский, Т. А. Козлова, Л. В.
Симонова. – М.: Вентана Граф, 2011.
4.
Захаров В.Б. Общая биология. 10-11 кл./В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов,
Н. И. Сонин. –М.: Дрофа, 2007.
5.
Сонин Н. И. Общая биология 10-11 кл./ Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2006
6.
Теремов А. В. Биология (профильный уровень) 10-11 кл./ А. В. Теремов,
Р. А. Петросова.- М.: МНЕМОЗИНА, 2010.
7.
Сивоглазов В. И. Общая биология 10-11 кл./ В. И. Сивоглазов, И. Б.
Агафонов, В. Б. Захаров.- М.: Дрофа, 2007.
8.
http/: school-collection.edu.ru,
9.
http/: www.drofa.ru
Для преподавателей
1.
Константинов В. М. Общая биология./ В. М. Константинов, А. Г.
Рязанов, Е. О. Фадеева.– М.: Вентана Граф, 2006.
2.
Калинова Г. С. Биология. Тематические и итоговые контрольные
работы. Дидактические материалы 10-11 кл./ Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова.- М.:
Вентана Граф, 2011.
3.
Воронина Г. А. Основы рационального питания. Учебное пособие10-11
кл./ Г. А. Воронина, М. З. Федорова.- М.: Вентана Граф, 2011.
4.
Шапиро Я. С. Микробиология. Методическое пособие 10-11 кл./ Я. С.
Шапиро, Г. Н. Панина.- М.: Вентана Граф, 2011.
5.
Никишева Е. А. Основы биотехнологии. Учебное пособие, методическое
пособие 10-11 кл./ Е. А. Никишева.- М.: Вентана Граф, 2011.
6.
Петунин О. В. Анатомия и физиология нервной системы. Учебное
пособие, методическое пособие 10-11 кл./ О. В. Петунин.- М.: Вентана Граф, 2011.
Дополнительные источники:
Для обучающихся
10.
Шапиро Я. С. Биологическая химия. Учебное пособие 10-11 кл./ Я. С.
Шапиро.- М.: Вентана Граф, 2011.
11.
Воронина Г. А. Биологический тренажер. Дидактические материалы 611 кл./ Г. А. Воронина, С. Н. Исакова.- М.: Вентана Граф, 2011.
12.
Воронина Г. А. Основы рационального питания. Учебное пособие 10-11
кл./ Г. А. Воронина, М. З. Федорова.- М.: Вентана Граф, 2011.
.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Образовательное
учреждение,
реализующее
подготовку
по
общеобразовательного учебного предмета , обеспечивает организацию и проведение
промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных
достижений обучающихся - знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения
практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Обучение по учебной дисциплине завершается итоговой аттестацией в форме
дифференцированного зачета.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной
дисциплине разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до
сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательным
учреждением создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные
для
определения
соответствия
(или
несоответствия)
индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов
подготовки (таблица 1).
Интегральная оценка результатов освоения учебной дисциплины проводится
на этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок
индивидуальных образовательных достижений, полученных обучающимся в ходе
текущей аттестации и промежуточной аттестации.
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего и
промежуточного контроля производится в соответствии с универсальной шкалой:
Процент
результативности
(правильных
ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70
Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
4
3
2
отлично
хорошо
удовлетворительно
не удовлетворительно
Таблица 1. Форма для определения результатов и содержания подготовки по общеобразовательного учебного
предмета .
Раздел (тема) учебной
дисциплины
Результаты
(освоенные умения, усвоенные знания)
знать/понимать:
основные положения и закономерностей
клеточной теории;
строение и функционирование клетки, генов и
хромосом;
сущность
биологических
процессов:
круговорот веществ и превращение энергии в клетке;
биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять роль биологии в формировании
научного мировоззрения; вклад биологических теорий в
формирование современной естественнонаучной картины мира;
единство живой и неживой природы;
решать элементарные биологические задачи;
сравнивать
биологические
объекты:
химический состав тел живой и неживой природы, зародышей
человека и других животных,
находить информацию о биологических
объектах в различных источниках (учебниках, справочниках,
научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах
сети Интернет) и критически ее оценивать;
Тема 2. Размножение и знать/понимать:
индивидуальное развитие строение и функционирование биологических
организмов
объектов: клетки, генов и хромосом;
сущность
биологических
процессов:
размножения, оплодотворения;
Тема 1. Учение о клетке
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
Решение задач по сборке
Оценка преподавателя
белка.
результата выполнения
Демонстрация знания
практических и
основных терминов и
лабораторных работ по
понятий цитологии.
образцу.
Описание и сравнение
Оценка преподавателя
строения клеток растений письменной работ по
и животных по готовым
эталону.
микропрепаратам.
Оценка преподавателя
Подготовка тематического защиты презентации по
сообщения об
оценочной ведомости.
эффективности и
продуктивности
фотосинтеза.
Основные показатели
результатов подготовки
Выявление и описание
признаков сходства
зародышей человека и
других позвоночных как
доказательство их
эволюционного родства
Оценка преподавателя
результата выполнения
и защиты практической
работы по оценочной
ведомости.
Раздел (тема) учебной
дисциплины
Результаты
(освоенные умения, усвоенные знания)
-
биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять роль биологии в формировании
научного мировоззрения; единство живой и неживой природы,
родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя,
никотина, наркотических веществ на эмбриональное и
постэмбриональное развитие человека; влияние экологических
факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения,
животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов
и окружающей среды; нарушения в развитии организмов,
мутации и их значение в возникновении наследственных
заболеваний;
выявлять приспособления организмов к среде
обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде
(косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей
местности;
сравнивать
биологические
объекты:
химический состав тел живой и неживой природы, зародышей
человека и других животных, природные экосистемы и
агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и
искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и
делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
находить информацию о биологических
объектах в различных источниках (учебниках, справочниках,
научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах
сети Интернет) и критически ее оценивать;
-
Основные показатели
результатов подготовки
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
Раздел (тема) учебной
дисциплины
Тема 3.
Основы генетики и
селекции
Тема 4.
Эволюционное учение.
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
знать/понимать:
Решение генетических
Оценка преподавателя
задач.
письменной работ по
основные положения биологических теорий и
закономерностей:
законы
Г.Менделя,
закономерностей Подготовка тематического эталону.
сообщения по проблемам Оценка преподавателя
изменчивости и наследственности;
результатов
строение и функционирование биологических генетики и селекции.
Оценка
влияния
собеседования при
объектов: генов и хромосом;
защите реферата.
вклад
выдающихся
(в
том
числе мутагенов на организм.
Оценка преподавателя
отечественных) ученых в развитие биологической науки;
результата выполнения
биологическую терминологию и символику;
практических работ по
уметь:
образцу.
объяснять роль биологии в формировании
научного мировоззрения; вклад биологических теорий в
формирование современной естественнонаучной картины мира;
нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в
возникновении наследственных заболеваний;
решать элементарные биологические задачи;
составлять элементарные схемы скрещивании;
находить информацию о биологических
объектах в различных источниках (учебниках, справочниках,
научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах
сети Интернет) и критически ее оценивать;
знать/понимать:
Сравнение природы
Взаимооценка
групповой работы по
основные положения биологических теорий и искусственного и
естественного отбора.
оценочной ведомости.
закономерностей: эволюционного учения,
Выявление
роли
Оценка преподавателя
сущность биологических процессов: действия
устных ответов по
искусственного и естественного отбора, формирование наследственной
изменчивости
в
эволюции
оценочной ведомости.
приспособленности, происхождение видов,
Оценка преподавателя
вклад
выдающихся
(в
том
числе живой природы.
Приведение
примеров
письменной работ по
отечественных) ученых в развитие биологической науки;
доказательств эволюции
эталону.
биологическую терминологию и символику;
Результаты
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели
результатов подготовки
Раздел (тема) учебной
дисциплины
Результаты
(освоенные умения, усвоенные знания)
уметь:
Основные показатели
результатов подготовки
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
органического мира.
объяснять роль биологии в формировании
научного мировоззрения; вклад биологических теорий в
формирование современной естественнонаучной картины мира;
единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
причины и факторы эволюции, изменяемость видов;
необходимость сохранения многообразия видов;
выявлять приспособления организмов к среде
обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде
(косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей
местности;
находить информацию о биологических
объектах в различных источниках (учебниках, справочниках,
научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах
сети Интернет) и критически ее оценивать;
знать/понимать:
Подготовка тематического Взаимооценка защиты
Тема 5.
История развития жизни презентации по
вклад
выдающихся
(в
том
числе сообщения по истории
на Земле.
развития
жизни
на
Земле.
оценочной ведомости.
отечественных) ученых в развитие биологической науки;
уметь:
объяснять роль биологии в формировании
научного мировоззрения; вклад биологических теорий в
формирование современной естественнонаучной картины мира;
единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
анализировать и оценивать различные гипотезы
о сущности, происхождении жизни и человека,
находить информацию о биологических
объектах в различных источниках (учебниках, справочниках,
научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах
сети Интернет) и критически ее оценивать;
-
Раздел (тема) учебной
дисциплины
Тема 6.
Основы экологии.
Результаты
(освоенные умения, усвоенные знания)
знать/понимать:
основные положения биологических теорий и
закономерностей: учения В.И.Вернадского о биосфере;
строение и функционирование биологических
объектов: структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: в
экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе
отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь:
влияние экологических факторов на живые
организмы, влияние мутагенов на растения, животных и
человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и
окружающей среды; устойчивость, развитие и смены экосистем;
необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи;
составлять схемы переноса веществ и передачи энергии в
экосистемах (цепи питания);
выявлять антропогенные изменения в
экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: природные
экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
анализировать и оценивать глобальные
экологические проблемы и их решения, последствия
собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на
биологических моделях;
находить информацию о биологических
объектах в различных источниках (учебниках, справочниках,
-
Основные показатели
результатов подготовки
Проведение
сравнительного описания
одной из природных
систем и агроэкосистемы
на примере
Богдановичского района.
Подготовка сообщения по
проблемам экологии.
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
Оценка преподавателя
групповой работы по
оценочной ведомости.
сообщений по
Взаимооценка защиты
презентации по
оценочной ведомости.
Раздел (тема) учебной
дисциплины
Результаты
(освоенные умения, усвоенные знания)
научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах
сети Интернет) и критически ее оценивать;
Основные показатели
результатов подготовки
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения