Рабочая программа элективного курса разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по
специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и
изделий)
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Вехов Андрей Юрьевич, преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум»
2
СОДЕРЖАНИЕ
1
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
4
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
6
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
9
4
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО
КУРСА
11
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа элективного курса является частью примерной основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий
1.2. Место элективного курс в структуре основной профессиональной образовательной
программы: базовая учебная дисциплина общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи элективного курса – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения элективного курса обучающийся должен уметь:
• называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
• определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи
в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических
соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам
неорганических и органических соединений;
• характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе
Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов
неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных
неорганических и органических соединений;
• объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической
связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической
реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и
органических соединений;
• проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных
источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее
представления в различных формах;
• связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
• решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни:
• для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и
оценки их последствий;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и
другие живые организмы;
• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным
оборудованием;
• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных
источников.
В результате освоения элективного курса обучающийся должен знать:
• важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем
газообразных веществ, вещества молекулярного и не молекулярного строения, растворы,
электролит и не электролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель,
4
окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ,
химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ,
Периодический закон Д.И. Менделеева;
• основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения
органических и неорганических соединений;
• важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная
и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы;
основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы,
сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия,
карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные
эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и
целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки,
пластмассы;
Содержание элективного курса ориентировано на подготовку обучающихся к освоению
учебной дисциплины по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий и
овладению общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения
заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. количество часов на освоение программы элективного курса:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
5
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
2.1 Объем элективного курса и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)
в том числе:
практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)
6
Объем часов
78
78
40
-
2.2 Тематический план и содержание элективного курса Химия : Теория и практика
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия
Кол-во
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
часов
1
2
3
Содержание учебного материала
Введение
2
1 Цели и задачи элективного курса. Связь его с другими дисциплинами учебного плана подготовки
техника Методические рекомендации студентам по освоению учебного материала дисциплины
Содержание учебного материала
Тема 1
1
Лаборатории: назначение, классификация, требования. Устройство химической лаборатории.
Устройство
Лабораторное оборудование: назначение, устройство, правила подготовки к работе. Правила
химической
4
сборки лабораторных установок. Вентиляция. Водо- и электроснабжение лаборатории.
лаборатории.
Лабораторная мебель: виды, назначение, устройство, требования, правила обращения.
2 Организация труда в химической лаборатории. Соблюдение правил техники безопасности.
Уровень
освоения
4
1
1
Спецодежда и средства индивидуальной защиты. Пожарная безопасность и
электробезопасность в химической лаборатории. Санитарное состояние помещений.
Оформление документации по технике безопасности в химической лаборатории. Ведение
4
1
4
2
4
1
6
1
журнала по технике безопасности, учет по инструктажам, участие в разработке инструкций
по технике безопасности.
Тема 2
Химические
реактивы.
Основные
лабораторные
операции.
Практические занятия
1 Правила безопасной работы в лаборатории. Оборудование и лабораторная посуда, применяемые
в эксперименте, их назначение и правила использования
Содержание учебного материала
1
Классификация химических реактивов. Свойства реактивов. Требования, предъявляемые к
реактивам. Правила обращения с реактивами и правила их хранения. Выполнение работ по
подготовке реактивов и их фасовке.
2
Основные лабораторные операции: измельчение и смешивание, растворение, экстракция и
высаливание, фильтрование, центрифугирование, дистилляция, возгонка, выпаривание и
7
упаривание, нагревание и прокаливание, сушка, кристаллизация, охлаждение. Определение
влагосодержания в сухих реактивах. Назначение, способы, техника проведения,
применяемое оборудование, безопасность труда.
Практические занятия
1
Расчет массовой доли вещества в растворе. Расчет
молярной концентрации раствора.
2
Тема 3 Основы
химического
анализа.
Выполнение работ по приготовлению растворов, их разведению.
Содержание учебного материала
1
Теоретические основы аналитической химии. Теория электролитической диссоциации. Ионное
произведение воды. Понятие о водородном показателе (pH). Гидролиз солей. Химическое
равновесие. Константы равновесия. Закон действующих масс. Буферные растворы. Растворимость
осадков. Амфотерные соединения. Окислительно- восстановительные реакции
2
Качественный анализ. Методы качественного анализа. Понятие об аналитической реакции и
4
2
4
2
4
1
6
1
6
2
6
2
4
2
аналитическом эффекте. Условия протекания и чувствительность аналитических реакций.
Принципы аналитической классификации ионов. I-VІаналитическая гpyппa катионов. I-III
аналитическая гpyппa анионов. Групповые реактивы, частные реакции. Техника проведения,
оборудование, реактивы, безопасность.
Тема 4
Практические занятия
1
Качественный анализ катионов.
2
Качественный анализ анионов.
3
Анализ неизвестного вещества.
4
Содержание учебного материала
8
Количественный 1
анализ.
Методы количественного анализа. Титрование. Точка эквивалентности и способы ее фиксации.
Лабораторная посуда для титрования: пипетки, бюретки, мерные колбы — техника
использования.
Методы
кислотно-основного
и
окислительно-восстановительного
4
1
титрования. Методы осаждения. Комплексонометрия.
2
Приготовление
титрованного
раствора
для
кислотного
титрования.
Определение
поправочного коэффициента. Реактивы. Методы приготовления титрованных растворов для
кислотно-основного титрования .Отработка навыков установить точную концентрацию
4
раствора соляной кислоты по тетраборату натрия методом отдельных навесок по предложенной
методике.
Практические занятия
1
Работа с мерной посудой.
2
Кислотно-основное титрование.
3
Окислительно-восстановительное титрование.
ВСЕГО
4
2
4
2
4
2
78
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
9
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
3.1 Материально-техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории
химии.
Оборудование учебного кабинета:
- доска с магнитной поверхностью и с приспособлением для крепления таблиц, карт;
- рабочее место для преподавателя;
- столы двухместные ученические в комплекте со стульями.
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор,
экран.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1.Пащевская, Н. В. Химия. Учебно-методическое пособие / Н. В. Пащевская, З. М.
Ахрименко, В. Е. Ахрименко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Краснодар: КСЭИ, 2014. - 213 с.
2 Ocновы химии: Учебник / В.Г. Иванов, О.Н. Гева. - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 560 с.
3 Тихонов, Г. П. Общая химия. Часть 2 [Электронный ресурс] : Учебное пособие для
самостоятельной подготовки студентов / Г. П. Тихонов. - М. : МГАВТ, 2007. - 324 с.
4 Тихонов, Г. П. Общая химия. Часть 1 [Электронный ресурс] : Учебное пособие для
самостоятельной подготовки студентов / Г. П. Тихонов. - М. : МГАВТ, 2006. - 192 с.
Дополнительные источники:
1.Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб.
Пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева
Н.М. – М., 2008.
2.Рудзитис Г.Е. Основы общей химии. 11 класс. Учебник для общоразвательных
учреждений / Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение. – 2010.
3 Грицюк Я. А. Химия. Ответы на экзаменационные вопросы. Подготовка к ЕГЭ. /
Грицюк Я. А. Тюльков И.А. - М.: Айрис, 2007
4. Петров Н.М. Неорганическая химия. Учебное пособие для обучащихся химических
специальностей СПО. / Петров Н.М. Михалев. Л.А. Кукушкин Ю.Н. - Ленинград: Химия, 1981.
5.Пустовалова Л.М. Общая химия: серия «Среднее профессиональное образовние» / Л.М.
Пустовалова. Никонорова И.Е. - Ростов на Дону: Феникс, 2005.
6 Свешникова Г.В. Основы химии в расчетах. Самоучитель решения расчетных
химических задач. / Свешникова Г.В. - СПб.: Химиздат, 2002.
7 Семенов И.И. Экспрес-учебник по решению химических задач. / Семенов И.И. - СПб.:
Химиздат, 2001.
8.Хомченко И.Г. Общая химия. Учебник / И.Г. Хомченко. – М.: Новая волна,1997.
9.Экзаменационные вопросы и ответы Химия 9 и 11 классы: Учебное пособие. – М.: АСТПРЕСС ШКОЛА, 2003.
10
Интернет-ресурсы
1 http://www.xumuk.ru
2 http://www.himi.nsu.ru
3 www.numi.ru
4 http://www.xumuk.ru
5 http://www.himi.nsu.ru
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Контроль и оценка результатов освоения элективного еурса осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования,
Результаты обучения
Формы и методы контроля и
(освоенные умения, усвоенные знания)
оценки результатов обучения
В результате освоения элективного еурса Текущий контроль в форме:
обучающийся должен уметь:
.самостоятельных работ;
• называть: изученные вещества по тривиальной .лабораторных и практических работ;
или международной номенклатуре;
.тематических тестов;
• определять: валентность и степень окисления .химических диктантов;
химических элементов, тип химической связи в .контрольных работ по темам
соединениях, заряд иона, характер среды в водных
учебной дисциплины.
растворах
неорганических
и
органических
соединений, окислитель и восстановитель,
принадлежность веществ к разным классам
неорганических и органических соединений;
• характеризовать: элементы малых периодов по
их положению в Периодической системе Д.И.
Менделеева;
общие
химические
свойства
металлов,
неметаллов,
основных
классов
неорганических и органических соединений;
строение и химические свойства изученных
неорганических и органических соединений;
• объяснять: зависимость свойств веществ от
их состава и строения, природу химической связи
(ионной
ковалентной,
металлической
и
водородной), зависимость скорости химической
реакции и положение химического равновесия от
различных факторов;
• выполнять химический эксперимент: по
распознаванию важнейших неорганических и
органических соединений;
• проводить:
самостоятельный
поиск
химической
информации
с
использованием
различных
источников
(научно-популярных
изданий, компьютерных баз данных, ресурсов
Интернета);
использовать
компьютерные
технологии для обработки и передачи химической
информации и ее представления в различных
формах;
• связывать: изученный материал со своей
профессиональной деятельностью;
• решать: расчетные задачи по химическим
формулам и уравнениям;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной
жизни:
• для
объяснения
химических
явлений,
происходящих в природе, быту и на производстве;
• определения
возможности
протекания
химических превращений в различных условиях и
12
оценки их последствий;
• экологически
грамотного
поведения
в
окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения
окружающей среды на организм человека и другие
живые организмы;
• безопасного обращения с горючими и
токсичными веществами и лабораторным
оборудованием;
• приготовления
растворов
заданной
концентрации в быту и на производстве;
• критической оценки достоверности химической
информации, поступающей из разных источников.
В результате освоения учебной элективного еурса
обучающийся должен знать:
• важнейшие химические понятия: вещество,
химический
элемент,
атом,
молекула,
относительные атомная и молекулярная массы,
ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень
окисления, моль, молярная масса, молярный объем
газообразных веществ, вещества молекулярного и
немолекулярного строения, растворы, электролит
и неэлектролит, электролитическая диссоциация,
окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление, тепловой эффект реакции,
скорость
химической
реакции,
катализ,
химическое равновесие, углеродный скелет,
функциональная группа, изомерия, гомология;
• основные законы химии: сохранения массы
веществ,
постоянства
состава
веществ,
Периодический закон Д.И. Менделеева;
• основные теории химии; химической связи,
электролитической
диссоциации,
строения
органических и неорганических соединений;
• важнейшие
вещества
и
материалы:
важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная,
азотная и уксусная кислоты; благородные газы,
водород, кислород, галогены, щелочные металлы;
основные, кислотные и амфотерные оксиды и
гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы,
сернистый газ, аммиак, вода, природный газ,
метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия,
карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и
фосфат кальция, бензол, метанол и этанол,
сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды
(глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды
(крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты,
белки, искусственные и синтетические волокна,
каучуки, пластмассы
13
Текущий контроль в форме:
.самостоятельных работ;
.лабораторных и практических работ;
.тематических тестов;
.химических диктантов;
.контрольных работ по темам
учебной дисциплины.