ПМ.03 Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами

Рабочая программа
профессионального модуля разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего профессионального
образования по профессии 23.01.03 Автомеханик.
Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчики:
техникум»

Сысоев А.С., преподаватель ГБПОУ

СО «Сухоложский многопрофильный

2

Содержание
1. Паспорт программы профессионального модуля ……………………………………….............

4

2.Результаты освоения профессионального модуля ………………………………………………...

5

3. Структура и содержание профессионального модуля…………….…………………….………...

6

4. Условия реализации программы профессионального модуля……………..……………..............

9

5.Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля…………………………..

11

3

1.Паспорт программы профессионального модуля
ПМ 03 – Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля является элементом основной профессиональной
образовательной программы по профессии 23.01.03 Автомеханик
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД)
и
соответствующих профессиональных компетенций (ПК) :
ПК 3.1. Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных
средств на заправочных станциях.
ПК 3.2. Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций
ПК 3.3. Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видам профессиональной деятельности и соответствующими
профессиональными компетенциями в соответствии с требованиями ФГОС обучающийся в ходе
освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
технического обслуживания и ремонта измерительной аппаратуры и приборов, оборудования
заправочной станции;
заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами;
перекачки топлива в резервуары;
отпуска горючих и смазочных материалов;
оформления учетно-отчетной документации и работы на кассовом аппарате
уметь:
проводить текущий ремонт обслуживаемого оборудования;
производить пуск и остановку топливно- раздаточных колонок;
производить ручную заправку горючими и смазочными материалами транспортных и самоходных
средств;
производить заправку газобаллонного оборудования транспортных средств;
производить заправку летательных аппаратов, судов и всевозможных установок;
осуществлять транспортировку и хранение баллонов и сосудов со сжиженным газом;
учитывать расход эксплуатационных материалов;
проверять и применять средства пожаротушения;
вводить данные в персональную электронно-вычислительную машину
знать:
устройство и конструктивные особенности обслуживаемого заправочного оборудования,
контрольно-измерительных приборов и правила их безопасной эксплуатации;
правила безопасности при эксплуатации заправочных станций сжиженного газа;
правила эксплуатации резервуаров, технологических трубопроводов, топливораздаточного оборудования
и электронно-автоматической системы управления;
конструкцию и правила эксплуатации автоматизированной системы отпуска нефтепродуктов;
правила проверки на точность и наладки узлов системы;
последовательность ведения процесса заправки транспортных средств
порядок отпуска и оплаты нефтепродуктов по платежным документам
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего –96 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –
64 часов, самостоятельной работы обучающегося - 32 часа.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности по выполнению диагностики и
технического состояния автомобилей, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК)
компетенциями
Код

Наименование результата обучения

ПК 3.2

Производить заправку горючими и смазочными материалами
транспортных средств на заправочных станциях.
Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций

ПК 3.3.

Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).

ПК 3.1.

ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.

5

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды
Наименования
Всего
Объем времени,
профессио
разделов
часов
отведенный на освоение
нальных
профессионального (макс.
междисциплинарного
компетенц
модуля
учебная
курса (курсов)
ий
нагрузка
Обязатель
Самос
)
ная
тоятельн
аудиторная
ая работа
учебная
обучающ
нагрузка
егося,
часов
обучающегося
Все
в т.ч.
го,
лаборат
час
орные
ов
работы
и
практич
еские
занятия,
часов
1
2
3
4
5
6
МДК 03.01
18
ПК 3.2. Эксплуатация и
48
32
16
ПК 3.3. ремонт заправочного
ОК 1-7 оборудования
ПК 3.1.
ПК 3.3.
ОК 1-7

МДК 03.02
Транспортировка
и хранение
нефтепродуктов
Всего:

48

32

18

16

168

64

36

32

6

Наименование разделов
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
МДК 03.01 Эксплуатация
и ремонт заправочного
оборудования

Тема 1. Эксплуатация и
обслуживание
заправочной станции

3.2. Содержание учебного материала по ПМ 03
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень
освоения

2

3
32

4

Содержание
1 Введение. Планировка и организация автозаправочной станции.
2 Топливо и маслораздаточные колонки
3 Обслуживание ТРК
4 Основные неисправности ТРК и способы их устранения.
5 Правила безопасной эксплуатации заправочных станций жидких
нефтепродуктов.
6 Правила
эксплуатации
резервуаров.
Эксплуатация,
техническое
обслуживание и ремонт резервуаров.
Практические занятия
1 Изучение устройства оборудования автозаправочных станций
2 Изучение работы контрольно-измерительных приборов
3 Исследование замеров отпуска колонок нефтепродуктов
4 Измерение резервуаров для хранения нефтепродуктов механическим
способом
5 Измерение резервуаров для хранения нефтепродуктов электронным
способом
6 Оформление паспорта автозаправочной станции
7 Оформление журнала осмотра зданий и сооружений, молниезащита
Самостоятельная работа №1
1 АЗС
2 Эксплуатация оборудования
3 Планирование АЗС
4 Документация
Дифференцированный зачет

12
2
2

2

2
2
2
18
2
2
2
2
2
4
4
16
4
4
4
4
2
7

МДК 03.02 Транспортировка
и хранение нефтепродуктов

Тема 1. Порядок приема и
хранение нефтепродуктов

32
Содержание
1 Организация транспортировки нефтепродуктов.
2 Требования, предъявляемые к автомобилям-цистернам,
3 Организация приема нефтепродуктов.
4 Организация хранения нефтепродуктов.
5 Последовательность ведения процесса заправки транспортных средств.
6 Порядок отпуска и оплаты нефтепродуктов за наличный расчет.
Практические занятия
1 Выполнение работ по приему нефтепродуктов.
2 Перекачка нефтепродуктов в резервуар.
3 Проверка нефтепродуктов по показателям качества.
4 Оформление товарно-транспортной документации
5 Расчет платежей. Выдача товарных чеков.
6 Осуществление пуска и остановки ТРК
7 Отпуск нефтепродуктов. Прием платежей.
Самостоятельная работа №2
1 Обслуживание оборудования
2 Хранение нефтепродуктов
3 Определение качества нефтепродуктов
4 Техника безопасности
Дифференцированный зачет
Всего

12
2
2
2
2
2

2

18
2
2
4
2
2
4
2
16
4
4
4
4
2
96

8

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация профессионального модуля предполагает наличие лаборатории «Эксплуатация и
ремонт заправочного оборудования»
Оборудование мастерской и рабочих мест:
-рабочие места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия по оборудованию
заправочных станций);
- наглядные пособия (Учебно-наглядное пособие «Состав оборудования заправочных станций»,
Учебно-наглядное пособие «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», Учебнонаглядное пособие «Химические свойства бензина»);
- комплект аптечки первой помощи, противопожарных и индивидуальных средств защиты.
- комплект деталей заправочного модуля;
- комплект бланков технологической документации;
- набор искробезопасного инструмента.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Дополнительные источники:
1.
Бондарь В.А. Зоря В.Е. и др. Операции с нефтепродуктами. Автозаправочные станции.-М.:
АОЗТ «Паритет», 1999
2.
Волгушев А.С., сСафонов А.С. Автозаправочные станции. Оборудование, эксплуатация.Санкт-Петербург, 2001
3.
Цигарели Д.В. Технологическое оборудование автозаправочных станций (комплексов).«Патриот».Гроф.2000
Дополнительные источники:
Учебники и учебные пособия:
1.
Плитман Н.Б. «Справочник – пособие для работников автозаправочных станций». – М.:
«Недра», 2000
Интернет-ресурсы:
1.http://avtolegko.ru;
2.http://uazmn.ru/uaz-hunter;
4.3.Общие требования к организации образовательного процесса
Рабочая учебная программа обеспечена учебно-методической документацией по всем
дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени,
затрачиваемого на её выполнение. Реализация рабочей учебной программы обеспечивается доступом
каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню
дисциплин(модулей) профессиональной образовательной программы.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечиваются доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным
изданием по данному модулю. Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями основной и
дополнительной учебной литературы по модулю, изданной за последние 5 лет.
Каждый обучающийся обеспечен доступом к комплектам библиотечного фонда, состоящего не
менее чем из 3 наименований журналов.
Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность оперативного обмена
информацией с образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным
профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
Практика является обязательной по профессиональному модулю. Она представляет собой вид
учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При
9

реализации рабочей программы модуля предусматриваются следующие виды практик: учебная
практика(производственное обучение) и производственная практика.
Учебная практика(производственное обучение) и производственная практика проводятся
образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в
рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько
периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных
модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчётности определяются образовательным учреждением по
каждому виду практики.
Производственная практика проводиться в организациях, направление деятельности которых
соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учётом(или на основании)
результатов, подтверждённых документами соответствующих организаций.
Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются
образовательным учреждением в объёме 10 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том
числе в период реализации среднего(полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе
основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные,
письменные, устные ) определяются образовательным учреждением.
Освоению данного модуля должно предшествовать изучение следующих дисциплин:
Слесарное дело
Материаловедение
Охрана труда
Электротехника
Техническое черчение
Безопасность жизнедеятельности
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализацию рабочей учебной программы по ПМ 03 обеспечивают:
Педагогический состав: среднее профессиональное или высшее профессиональное образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины(модуля).
Мастера п\о: квалификация на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено
образовательным стандартом для выпускников

10

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной
деятельности)
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по профессиональному модулю ПМ
03, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля
индивидуальных образовательных достижений обучающихся - знаний, умений, компетенций и
универсальных учебных действий.
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля ПМ 03 осуществляется
преподавателем и мастером производственного обучения в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Обучение по профессиональному модулю ПМ 03 завершается аттестацией в форме квалификационного
экзамена.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по профессиональному
модулю ПМ 03 разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения
обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательным учреждением создаются
фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС
включают
в
себя
педагогические
контрольно-измерительные
материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Оценка результатов освоения профессионального модуля
ПМ 03 проводится на этапе
промежуточной аттестации по сумме оценок за контрольные точки.

Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
ПК.
3.1.Производить
заправку
горючими
и
смазочными материалами
транспортных средств на
заправочных станциях

Основные
показатели Формы
и
методы
оценки результата
контроля и оценки

Осуществление
заправки
горючими
и
смазочными
материалами
транспортных
средств
на
заправочных
станциях в соответствии с
Правилами
технической
эксплуатации
автозаправочных станций.
ПК.3.2.Проводить
Проведение
технического
технический
осмотр
и осмотра
и
ремонта
ремонт
оборудования оборудования
заправочных
заправочных станций
станций в соответствии с
Правилами
технической
эксплуатации
автозаправочных станций.
Проведение
различных
видов
технического
обслуживания оборудования
заправочных
станций
в
соответствии с Правилами
технической
эксплуатации
автозаправочных станций.

Экспертная
оценка
результатов выполнения
лабораторных
и
практических работ
Наблюдение
за
действиями обучающихся
во время выполнения
практических работ и во
время практики.
Выполнение заданий для
самостоятельных работ, их
защита,
комплексные
контрольные
работы,
квалификационный
экзамен.

11

ПК.3.3.Вести и оформлять Демонстрация
навыков
учетно-отчетную
и оформления учетно-отчетной
планирующую
и планирующей документации
документацию
в соответствии с Правилами
технической
эксплуатации
автозаправочных станций;
или
Правильность
оформления
учетно-отчетной
и
планирующей документации.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся не
только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и
обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные
общие
компетенции)
ОК 1 Понимать
сущность и
социальную
значимость своей
будущей
профессии,
проявлять к ней
устойчивый
интерес.
ОК 2.
Организовывать
собственную
деятельность,
исходя из цели и
способов ее
достижения,
определенных
руководителем.
ОК 3.
Анализировать
рабочую ситуацию,
осуществлять
текущий и
итоговый контроль,
оценку и
коррекцию
собственной
деятельности,
нести
ответственность за
результаты своей
работы.
ОК 4.
Осуществлять
поиск информации,
необходимой

Основные показатели оценки результата
Анализ ситуации на рынке труда;
быстрая адаптация к внутриорганизационным
условиям работы;
участие
в
работе
кружка
технического
творчества,
конкурсах
профессионального
мастерства,
профессиональных олимпиадах;
- активность, инициативность в процессе освоения
профессиональной деятельности.
Определение цели и порядка работы;
- обобщение результата;
- использование в работе полученные ранее знания
и умения;
- рациональное распределение времени при
выполнении работ.

Самоанализ
и
коррекция
результатов
собственной деятельности;
- способность принимать решения в стандартных и
нестандартных производственных ситуациях;
- ответственность за свой труд.

Формы и
методы
контроля и
оценки
Наблюдение за
выполнением
практических
работ,
конкурсных
работ, участием
во внеучебной
деятельности
Наблюдение за
выполнением
практических
работ,
конкурсных
работ, участием
во внеучебной
деятельности
Наблюдение за
выполнением
практических
работ,
конкурсных
работ, участием
во внеучебной
деятельности

- Обработка и структурирование информации;
Наблюдение за
нахождение и использование источников выполнением
информации.
практических
работ,
12

для эффективного
выполнения
профессиональных
задач.
ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности.

ОК 6. Работать в
коллективе и
команде,
эффективно
общаться с
коллегами,
руководством,
клиентами
ОК 7. Исполнять
воинскую
обязанность, в том
числе с
применением
полученных
профессиональных
знаний (для
юношей).

Нахождение,
обработка,
хранение
и
передача
информации
с
помощью
мультимедийных
средств
информационнокоммуникативных технологий;
- работа с различными прикладными программами.
-

- Терпимость к другим мнениям и позициям;
- оказание помощи участникам команды;
нахождение
продуктивных
способов
реагирования в конфликтных ситуациях;
- выполнение
обязанностей в соответствии с
распределением групповой деятельности.
- Уровень физической подготовки;
- стремление к здоровому образу жизни;
- активная гражданская позиция
военнослужащего;
- занятия в спортивных секциях

будущего

конкурсных
работ, участием
во внеучебной
деятельности
Наблюдение за
выполнением
практических
работ,
конкурсных
работ, участием
во внеучебной
деятельности
Наблюдение за
выполнением
практических
работ,
конкурсных
работ, участием
во внеучебной
деятельности
Наблюдение за
выполнением
практических
работ,
конкурсных
работ, участием
во внеучебной
деятельности

Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и промежуточной
аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой.
Процент
результативности Качественная оценка индивидуальных образовательных
(правильных ответов)
достижений
Балл (отметка)
Вербальный аналог
90-100 %
5
Отлично
80-89 %
4
Хорошо
70-79 %
3
Удовлетворительно
Менее 70 %
2
Не удовлетворительно

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».