ПМ.02 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров

Рабочая программа
профессионального модуля разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего профессионального
образования по профессии 23.01.03 Автомеханик.
Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчики:
техникум»

Сысоев А.С., преподаватель ГБПОУ

СО «Сухоложский многопрофильный

Рассмотрена на заседании цикловой комиссии автомобильного транспорта
Протокол № 7 от 17.03.2020 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы профессионального модуля ……………………………………….............

4

2.Результаты освоения профессионального модуля ………………………………………………...

6

3. Структура и содержание профессионального модуля…………….…………………….………...

7

4. Условия реализации программы профессионального модуля……………..……………..............

12

5.Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля…………………………..

15

3

1.Паспорт программы профессионального модуля
ПМ 02 – Транспортировка грузов и перевозка пассажиров
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля является элементом основной профессиональной
образовательной программы по профессии 23.01.03 Автомеханик в части освоения основного вида
профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК) :
ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий «С».
ПК 2.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.
ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации
транспортных средств.
ПК 2.5. Работать с документацией установленной формы.
ПК 2.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного
происшествия.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видам профессиональной деятельности и соответствующими
профессиональными компетенциями в соответствии с требованиями ФГОС обучающийся в ходе
освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
управления автомобилями категорий «В и С»;
уметь:
соблюдать Правила дорожного движения;
безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;
уверенно действовать в нештатных ситуациях;
управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения,
конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного
движения;
выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки;
заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с
соблюдением экологических требований;
устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не
требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;
соблюдать режим труда и отдыха;
обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов, а также безопасную посадку, перевозку
и высадку пассажиров;
получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;
принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных
происшествиях;
соблюдать требования по транспортировке пострадавших;
использовать средства пожаротушения;
знать:
основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения;
правила эксплуатации транспортных средств;
правила перевозки грузов и пассажиров;
виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных
средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств;
правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств,
проведении погрузочно-разгрузочных работ;
4

порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по его
техническому обслуживанию;
перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или
их дальнейшее движение;
приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию;
правила обращения с эксплуатационными материалами;
требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники
безопасности;
основы безопасного управления транспортными средствами;
порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации;
порядок действий водителя в нештатных ситуациях;
комплектацию аптечки, назначение и правила применения входящих в ее состав средств;
приемы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожнотранспортных происшествиях;
правила применения средств пожаротушения
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Максимальная нагрузка –188 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 128 часов,
самостоятельной работы обучающегося - 60 час,
72 часа отводится на упражнения по вождению автомобиля категории «С», и 56 часов
категории «В», которые проводятся индивидуально с каждым обучающимся вне учебной
сетки сводного учебного плана и ПМ 02.

5

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности по выполнению диагностики и
технического состояния автомобилей, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК)
компетенциями

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Управлять автомобилями категорий «С»

ПК 2.2.

Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров

ПК 2.3.

Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути
следования
Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации
транспортных средств
Работать с документацией установленной формы

ПК 2.4.
ПК 2.5.
ПК 2.6.
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.

Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожнотранспортного происшествия
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).

6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды
Наименования разделов
Всего часов
Объем времени, отведенный на
профессиональн
профессионального модуля
(макс.
освоение междисциплинарного курса
ых компетенций
учебная
(курсов)
нагрузка)
Обязательная
Самостояте
аудиторная учебная
льная работа
нагрузка
обучающегося,
часов
обучающегося
Всего,
в т.ч.
часов
лабораторные
работы и
практические
занятия,
часов
1
2
3
4
5
6
МДК 02.01
Теоретическая
42
ПК 2.1.-2.6.
подготовка
водителей
188
128
60
ОК 1-7
автомобилей категорий «В,С»
Всего:

188

128

42

60

7

Наименование разделов
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
МДК 02.01

Тема 1. Основы
законодательства в сфере
дорожного движения

3.2. Содержание учебного материала по ПМ 02
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

2
Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий «В,С»
Содержание
1 Общие положения.
2 Основные понятия и термины.
3 Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров
4 Предупреждающие знаки. Знаки приоритета
5 Запрещающие знаки. Предписывающие знаки
6 Знаки особых предписаний. Информационные знаки
7 Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации
8 Дорожная разметка и ее характеристики.
9 Сигналы светофора и регулировщика
10 Начало движения, маневрирование
11 Расположение т.с на проезжей части
12 Проезд перекрестков.
13 Остановка и стоянка т.с. Скорость движения
14 Проезд пешеходных переходов и ж/д переездов
15 Движение по автомагистрали. Маршрутный транспорт.
16 Движение в жилой зоне. Учебная езда.
17 Перевозка людей и грузов.
18 Буксировка. Световые приборы.
19 Допуск т.с к эксплуатации
20 Неисправности т.с
21 Ответственность в сфере дорожного движения
Практические работы
1 Решение комплексных задач
2 Решение комплексных задач
3 Решение комплексных задач
4 Решение комплексных задач

Объем
часов

Уровень
освоения

3
128
42
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
26
2
2
2
2

4
2

8

Тема 2. Основы
безопасности дорожного
движения

Тема 3 .Психологические
основы безопасного

5 Решение комплексных задач
6 Решение комплексных задач
7 Решение комплексных задач
8 Решение комплексных задач
9 Решение комплексных задач
10 Решение комплексных задач
11 Решение комплексных задач
12 Решение комплексных задач
13 Решение комплексных задач
Самостоятельная работа
1 Определения
2 Дорожные знаки
3 Дорожная разметка
4 Проезд перекрестков
5 Буксировка
6 Проезд ж/д переездов
Содержание
1 Дорожное движение
2 Профессиональная надежность водителя
3 Дорожные условия
4 Оценка тормозного и остановочного пути.
5 Принципы безопасного управления транспортным средством
6 Управление транспортным средством в нештатных ситуациях
7 Управление транспортным средством в штатных ситуациях
Практические работы
1 Управление транспортным средством в штатных ситуациях
2 Управление транспортным средством в нештатных ситуациях
Самостоятельная работа № 2
1 Уголовный кодекс РФ
2 КоАП РФ
3 Таблица штрафов
Содержание
1 Психологические основы деятельности водителя
2 Основы бесконфликтного движения
3 Планирование поездки

2
2
2
2
2
2
2
2
2
24
4
4
4
4
4
4
14
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
12
4
4
4
8
2
2
2

2

2

9

управления
транспортным средством

Тема 4. Основы
организации перевозок

Тема 5 Оказание первой
медицинской помощи

4 Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов
Практические работы
1 Саморегуляция и профилактика конфликтов(психологический практикум)
Самостоятельная работа № 3
1 Типы конфликтных ситуаций
2 Прогнозирование дорожных ситуаций
3 Прогнозирование дорожной обстановке
4 Виды торможения
Содержание
1 Основные показатели работы подвижного состава.
2 Организация перевозок грузов и пассажиров.
3 Диспетчерское руководство работой подвижного состава.
4 Режим труда и отдыха водителей.
5 Охрана труда водителей
6 Особенности управления автопоездом
Практическая работа
1 Решение задач
Самостоятельная работа № 4
1 Режимы движения
2 Режим труда
3 Охрана труда
Содержание
1 Дорожно-транспортный травматизм
2 Оказание медицинской помощи пострадавшим при ДТП.
3 Основы анатомии и физиологии человека.
Практические занятия №5
1 Оказание первой помощи
2 Оказание первой помощи
3 Оказание первой помощи
Самостоятельная работа № 5
1 Первая медицинская помощь
2 Доврачебная помощь
Всего

2
4
4
12
4
4
2
2
14
4
2
2
2
2
2
2
2
6
2
2
2
8
4
2
2
6
2
2
2
6
2
4
188

2

2

Экзамен по МДК 02.01
10

4.Условия реализации профессионального модуля
4.1. Материально - техническое обеспечение
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов
«Правила дорожного движения», «Основы законодательства», «Оказание первой медицинской
помощи»
Оборудование учебного кабинета «Правила дорожного движения»:
- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, ПДД);
- наглядные пособия;
- комплект аптечки первой помощи, противопожарных и индивидуальных средств защиты.
Технические средства обучения: компьютер, программное обеспечение, проектор.
Оборудование учебного кабинета «Основы законодательства»:
- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, законы РФ);
- наглядные пособия (административное право, уголовное право, гражданское право, Закон об
ОСАГО);
- комплект аптечки первой помощи, противопожарных и индивидуальных средств защиты.
Технические средства обучения: компьютер, программное обеспечение, проектор.
Оборудование учебного кабинета «Оказание первой медицинской помощи»:
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия;
- набор средств для проведения практических занятий по оказанию первой медицинской помощи,
медицинская аптечка водителя
- комплект аптечки первой помощи, противопожарных и индивидуальных средств защиты.
Технические средства обучения: компьютер, программное обеспечение, проектор.
4.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень имеющихся учебных изданий, интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.

Правила дорожного движения с изменениями на 20.11.2014 г. М.:Третий Рим.

2.

Экзаменационные тематические задачи с изменениями на 20.11.2015 г.

2010 г.
М.:Третий Рим. 2014 г.
3.

Экзаменационные билеты с комментариями категорий «А,В» и «С,Д» с

изменениями на 20.11.2015 г. М.:Третий Рим. 2010 г.
4.

Первая медицинская помощь. Учебник. 2009 г.

5.

Майборода. Основы безопасного вождения автомобиля.
Дополнительные источники:

1.

Журнал «За рулем».

2.

Передача «Главная дорога» и её интернет версия

3.

А.А. Пинт. Самоучитель безопасной езды. М: За рулем. 2002 г.

Интернет-ресурсы:
1)

http://www.pddrussia.com/
11

2)

http://pdd.drom.ru

3)

http://resurstrans.ru/prav

4)

http://pdd70.tom.ru/pervaya_pomosch.html

4.3.Общие требования к организации образовательного процесса
Рабочая учебная программа обеспечена учебно-методической документацией по всем
дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени,
затрачиваемого на её выполнение. Реализация рабочей учебной программы обеспечивается
доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по
полному перечню дисциплин(модулей) профессиональной образовательной программы.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечиваются доступом к сети
Интернет.
Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным
изданием по данному модулю. Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями
основной и дополнительной учебной литературы по модулю, изданной за последние 5 лет.
Каждый обучающийся обеспечен доступом к комплектам библиотечного фонда, состоящего
не менее чем из 3 наименований журналов.
Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность оперативного
обмена информацией с образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным
профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
Практика является обязательной по профессиональному модулю. Она представляет собой вид
учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При
реализации рабочей программы модуля предусматриваются следующие виды практик: учебная
практика(производственное обучение) и производственная практика.
Учебная практика(производственное обучение) и производственная практика проводятся
образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в
рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько
периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках
профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчётности определяются образовательным учреждением
по каждому виду практики.
Производственная практика проводиться в организациях, направление деятельности которых
соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учётом(или на основании)
результатов, подтверждённых документами соответствующих организаций.
Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются
образовательным учреждением в объёме 10 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том
числе в период реализации среднего(полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе
основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные,
письменные, устные ) определяются образовательным учреждением.
Освоению данного модуля должно предшествовать изучение следующих дисциплин:
Слесарное дело
Материаловедение
Охрана труда
Электротехника
Техническое черчение
Безопасность жизнедеятельности

12

4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализацию рабочей учебной программы по ПМ 02 обеспечивают:
Педагогический состав: среднее профессиональное или высшее профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины(модуля).
Мастера п\о: квалификация на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено
образовательным стандартом для выпускников

13

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида
профессиональной деятельности)
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по профессиональному модулю ПМ
02, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля
индивидуальных образовательных достижений обучающихся - знаний, умений, компетенций и
универсальных учебных действий.
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля ПМ 02 осуществляется
преподавателем и мастером производственного обучения в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Обучение по профессиональному модулю ПМ 02 завершается аттестацией в форме
квалификационного экзамена.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по профессиональному
модулю ПМ 02 разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения
обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательным учреждением
создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Оценка результатов освоения профессионального модуля
ПМ 02 проводится на этапе
промежуточной аттестации по сумме оценок за контрольные точки.
Результаты (освоенные
профессиональные
Основные показатели оценки результата
компетенции)
ПК2.1.
Управлять
Соблюдение Правил дорожного движения
автомобилями категорий при управлении транспортным средством в
«В» и "С".
различных дорожных и метеорологических
условиях;
Разрешение межличностных конфликтов,
возникших между участниками дорожного
движения в соответствии с этическими
нормами;
Соблюдение режима труда и отдыха;
ПК2.2.
Выполнять Выполнение требований безопасности при
работы
по транспортировки
грузов
и
перевозке
транспортировке грузов и пассажиров в соответствии с Инструкцией.
перевозке пассажиров.

Формы и методы
контроля и оценки

Текущий
контроль:
контрольные
и
самостоятельных
работы, тестирование,
защиты
докладов,
рефератов;
зачет, экзамены,
комплексные
контрольные задания,
защита
ПК2.3.
Осуществлять Выполнение контрольных осмотров
индивидуальных
техническое
транспортных средств перед выездом и при
практических заданий;
обслуживание
выполнении поездки;
решение
транспортных средств в Соблюдение экологических требований при
ситуационных задач
пути следования.
заправке транспортных средств горючеНаблюдения
и
смазочными материалами и специальными
экспертная
оценка
жидкостями;
выполнения заданий в
Правильность определения неисправностей и процессе учебной и
условий,
при
которых
запрещается производственной
эксплуатация транспортных средств и их практики.
дальнейшее движение;

14

ПК2.4. Устранять мелкие Устранение, мелких неисправностей, не
неисправности,
требующие разборки узлов и агрегатов, в
возникающие во время соответствии
требованиями
техники
эксплуатации
безопасности;
транспортных средств.
ПК 2.5
Соблюдение Правил (требований) при
Работать
с работе
с
путевой
и
транспортной
документацией
документацией установленной формы.
установленной формы.
ПК2.6.
Проводить
первоочередные
мероприятия на месте
дорожно-транспортного
происшествия.

Соблюдение последовательности действий по
оказанию первой помощи пострадавшим при
дорожно-транспортных происшествиях;
Соблюдение требований к использованию
средств пожаротушения.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять
проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных
компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные
общие
компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК
2.
Организовывать
собственную
деятельность,
исходя из цели и способов ее
достижения,
определенных
руководителем.

Основные показатели оценки Формы
и
методы
результата
контроля и оценки
.Проявление
познавательной
активности
и
творческого
интереса
к
полученной
профессии
Обоснованность постановки цели
и выбора методов и способов
выполнения задания.
Соответствие
результатов
поставленной цели.

Собеседование, дискуссии,
«Круглые
столы»,
наблюдения
Наблюдения
защита
рефератов,
решение
проблемных задач

ОК 3. Анализировать рабочую
ситуацию,
осуществлять
текущий и итоговый контроль,
оценку
и
коррекцию
собственной
деятельности,
нести
ответственность
за
результаты своей работы.

Адекватность
результатов Наблюдение
и
оценка
самооценки реальной ситуации. экспертов;
защита
Правильность
выбранных решения проблемных задач.
решений
для
коррекции
собственной деятельности.
Понимание
меры
ответственности за результаты
собственной деятельности

ОК 4. Осуществлять поиск
информации, необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных задач.

Правильность отбора и сравнения Защита
презентаций,
материала
из
нескольких рефератов и докладов.
источников.
Аргументация
выбора
информационных продуктов и
ресурсов для использования в
профессиональной деятельности.

15

ОК
5.
Использовать
информационнокоммуникационные технологии
в
профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и
команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством,
клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую
обязанность, в том числе с
применением
полученных
профессиональных знаний (для
юношей).

Рациональность
выбора
информационнокоммуникационных технологий;
Эффективность
использования
полученной
информации
в
профессиональной деятельности.
Уважение
права
других
участников
производственного
процесса;
конструктивность
разрешения
межличностных
конфликтов,
возникших
в
процессе
деятельности;
корректность
использования
возможности
для
взаимообучения.
Дисциплинированность
и
обязательность при выполнении
заданий.
Осознанность
в
проявлении
политической и гражданской
активности

Защита
презентаций,
рефератов и докладов.

Дискуссии, анкетирование,
ролевые игры, «Круглые
столы»

Наблюдение и оценка.

Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и
промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой.
Процент
Качественная
оценка
индивидуальных
результативности
образовательных достижений
(правильных ответов)
Балл (отметка)
Вербальный аналог
90-100 %
5
Отлично
80-89 %
4
Хорошо
70-79 %
3
Удовлетворительно
Менее 70 %
2
Не удовлетворительно

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».