Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по профессии 23.01.03 Автомеханик приказ Минобрнауки России № 701 от 02.08.2013 г. Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Насонов Сергей Дмитриевич, «Сухоложский многопрофильный техникум» преподаватель ГБПОУ СО 2 Содержание 1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Электротехника» ................................................. 4 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .............................................................................. 7 3.Учебно-методическоеи материально-техническое обеспечение программы учебнойдисциплины ОП.01 «электротехника» ................................................................................................................................. 9 4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Электротехника» .......................... 10 3 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» 1.1 Место учебной дисциплины «Электротехника» в учебном плане Учебная дисциплина «Электротехника» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.03 Автомеханик 1.2 Результаты освоения учебной дисциплины «Электротехника» В результате освоения ОП.01 «Электротехника» обучающийся должен уметь: измерять параметры электрической цепи; рассчитывать сопротивление заземляющих устройств; производить расчеты для выбора электроаппаратов; знать: основные положения электротехники; методы расчета простых электрических цепей; принципы работы типовых электрических устройств; меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами Обладать общими компетенциями: ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к нейустойчивый интерес. ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК4.Осуществлять поиск информации, необходимойдля эффективного выполненияпрофессиональных задач. ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Учебная дисциплина ОП.01. Электротехника способствует формированию профессиональных компетенций: ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания. ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности. ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию. 4 ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий "В" и "С". ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования. ПК 2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств. ПК 3.1. Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях. ПК 3.2. Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций 1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: -максимальной учебной нагрузки обучающегося 52 часа, в том числе: -обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; -самостоятельной работы обучающегося 16 часов 5 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка Аудиторная (обязательная) учебная нагрузка в том числе: лекции Лабораторныеи практические работы Самостоятельная работа Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Количество часов 52 36 24 12 16 6 2.2 Тематический план учебной дисциплины ОП.01 «Электротехника» № занятия Темы занятий Введение История развития электротехники. Роль электротехники в жизни современного общества, в профессии. Раздел 1.Электрические цепи. Тема 1.1.Основные положения электротехники 3-4 Элементы, величины и законы электрической цепи постоянного тока. 5-6 Типы электрических схем. Правила графического изображения элементов электрической цепи. Практическое занятие № 1 7-8 Лабораторная работа №1. 9-10 Расчет параметров электрической цепи. Самостоятельная работа №1 Тема 1.2.Электрические цепи переменного тока. Параметры переменного тока и напряжения. Формы представления электрических величин 11-12 цепи. Однофазные синусоидальные электрические цепи. Соединения элементов цепи переменного 13-14 тока. Практическое занятие №2. Изучение участков цепи с активным, индуктивным, емкостным 15-16 сопротивлением Самостоятельная работа №2. Раздел 2.Электротехнические устройства Тема 2.1.Электрические машины. 17-18 Генераторы постоянного и переменного тока. Электрические двигатели. Трансформаторы. 19-20 Практическое занятие №3.Нахождение параметров трансформатора Самостоятельная работа №3 Тема 2.2. Электроизмерительные приборы. 21-22 Виды и методы электрических измерений. Классификация электроизмерительных приборов. Комбинированные электроизмерительные 23-24 приборы. 1-2 Всего часов. В т.ч. пр. и ЛР СР Уровень освоени я 2 1-2 2 8 2 2 4 2 2 2 6 4 2 1-2 1-2 2-3 2-3 2-3 2 2 1-2 2 1-2 2 2-3 2 2 4 2 2 2 6 2 2 2 2 1-2 2-3 2 2 1-2 1-2 7 Практическое занятие №4.Работа амперметра и вольтметра. Работа ваттметра. Расчет для выбора электроаппаратов. Самостоятельная работа №4 Тема 2.3.Аппаратура управления и защита. 27-28 Классификация электрических аппаратов. Самостоятельная работа №5 Раздел 3 Производство, распределение и потребление электрической энергии. Тема 3 1.Электрические станции. Конференция. Электроэнергетические системы. Распределение и потребление электрической 29-30 энергии. Самостоятельная работа №6 Раздел 4.Электрифицированные инструменты и оборудование Тема 4.1. Основные электрифицированные инструменты и оборудование автомобилей Электрооборудование автомобилей. Техника безопасности при работе с 31-32 электрифицированными инструментами и оборудованием.Система заземления. Практическое занятие №5. Расчет сопротивлений заземляющих устройств (по предложенным 33-34 паспортам). Самостоятельная работа №7 18-36 Дифференцированный зачет. итого 25-26 2-3 2 2 2 2 2 1-2 2 2 4 1-2 2 4 4 2 2 1-2 2 2-3 2 2 2 36 3 12 16 8 3.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» 3.1.Имеющееся оборудование учебного кабинета– посадочные места по количеству обучающихся; – доска классная; – рабочее место преподавателя; – комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине – универсальный стол-стенд для проведения лабораторных работ по электротехнике; – комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника»; – электроизмерительные приборы всех типов; – стенд для изучения правил ТБ Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедийный проектор; интерактивная доска; видеоматериалы. 3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники – Фуфаева Л.И. Электротехника: учебник для студентов среднего профессионального образования. М.: Издательский центр. «Академия», 2009. -384 с. Дополнительные источники: – Фуфаева Л.И. Сборник практических задач по электротехнике: учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. образования. – 2-е изд. – М.:Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с Интернет-ресурсы: 1. http//electrolibrary.info/electric.ru - сайт содержит журнал «Я - электрик». 2.http//vsya-electrotehnica.ru - сайт содержит информацию по теме «Электрические цепи постоянного тока». 3.http://elib.ispu.ru/library/electro1/index.htm - сайт содержит электронный учебник по курсу «Общая Электротехника». 4.http://ftemk.mpei.ac.ru - сайт содержит электронный справочник по направлению «Электротехника, электромеханика и электротехнологии». 5.http://www.eltray.com- мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз» 6.http://www.electricalsite.ru/contents_all_0.html.Сайт для электриков. Электротехника для начинающих. Основы электротехники, учебники, задачи, видео по электротехнике, практические работы по электротехнике и электронике 9 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» Образовательное учреждение ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку ОП.01 «Электротехника», обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения. Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет, который проводится в конце 1 семестра, позволяющий оценить знания, умения и освоенные компетенции. Оценка сформированных умений, компетенций, знаний производится по разработанным критериям и соотносится с универсальной шкалой оценки, определяется отметка и уровень освоения учебной дисциплины. Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 5 Отлично 4 Хорошо 3 Удовлетворительно 2 не удовлетворительно Для контроля обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), которые утверждаются ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум». ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы). Раздел (тема) дисциплины учебной Результаты обучения Формируемы (освоенные умения, е ОК, ПК усвоенные знания) Раздел 1.Основные уметь: положения -рассчитывать и измерять электротехники основные параметры простых электрических, цепей. знать: -основные положения электротехники; - единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников; - методы расчета и измерения основных параметров простых ОК 1- ОК 7 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Самостоятельная работа №1;2(письменно) Практические занятия №1;2 — Лабораторная работа — Решение задач. Критерии оценивания самостоятельных, практических работ, лабораторных работ 10 электрических, цепей; Уметь производить расчеты для выбора электроаппаратов; Знать: принципы работы типовых электрических устройств Раздел3.Производство, Знать: распределение и -схемы потребление электроснабжения, электрической энергии способы экономии электроэнергии. Уметь: Раздел рассчитывать 4.Электрифицированн сопротивление ые инструменты и заземляющих оборудование устройств Знать: - меры безопасности при работе с электрооборудова нием и электрифицирован ными инструментами. Раздел 2.Электротехнические устройства. ОК 1- ОК 7 ПК 2.1 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.4 ОК 1-ОК 7 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.4 ОК 1-ОК 7 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 2.1 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.4 Самостоятельная работа №3; 4;5 Практические занятия №3;4 Решение задач. Критерии оценивания самостоятельных, практических работ. Самостоятельная работа №6 Критерии оценивания самостоятельных работ Самостоятельная работа №7 (устно) Практическое занятие №5 Семинар. Критерии оценивания самостоятельных, практических работ 11 ПРИЛОЖЕНИЯ Практические работы 1.1Лабораторная работа. Измерение параметров электрической цепи 1.2.Расчет параметров электрической цепи. 2.Изучение участков цепи с активным, индуктивным, емкостным сопротивлением. Расчет силы тока. 3.Нахождение параметров трансформатора 4. Работа амперметра и вольтметра. Работа ваттметра. Расчет для выбора электроаппаратов. 5.Расчет сопротивлений заземляющих устройств (по предложенным паспортам). Самостоятельные работы № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Содержание Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока Написать конспект «Роль электротехники в жизни современного общества, в профессии. Тема 1.2.Электрические цепи переменного тока. Найти информацию в Интернете «Способы представления синусоидальных токов, напряжений, ЭДС». Подготовить сообщение. Тема 2.1.Электрические машины. Подготовить презентацию «Синхронные машины постоянного тока». Тема 2.2. Электроизмерительные приборы. Создать доклад «Современные электроизмерительные приборы» Тема 2.3.Аппаратура управления и защита. Изучить устройство и принцип работы автоматического выключателя и контактора. Тема Производство, распределение и потребление электрической энергии Энергосберегающее оборудование нового поколения. Способы экономии электроэнергии. Тема 4.1. Электрифицированные инструменты и оборудование автомобилей. Изучить нормативные документы: типовой инструкции по охране труда при проведении электротехнических работ (Инструкция РД 10-74-94) Требования допуска к работе с электрифицированным инструментом и оборудованием. Запрещенные действия при работе с электроинструментами и оборудованием. Основные неисправности электроинструментов и электрооборудования. Проверка и испытание электроинструментов и оборудования. ИТОГО Количество часов 2 2 2 2 2 4 2 16 12