ОП.01 Электротехника

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее – ФГОС СПО) по профессии 23.01.03 Автомеханик приказ Минобрнауки России №
701 от 02.08.2013 г.
Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Насонов Сергей Дмитриевич,
«Сухоложский многопрофильный техникум»

преподаватель

ГБПОУ

СО

2

Содержание
1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Электротехника» ................................................. 4
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .............................................................................. 7
3.Учебно-методическоеи материально-техническое обеспечение программы учебнойдисциплины
ОП.01 «электротехника» ................................................................................................................................. 9
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Электротехника» .......................... 10

3

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»

1.1 Место учебной дисциплины «Электротехника» в учебном плане
Учебная
дисциплина
«Электротехника»
является
обязательной
частью
общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.03 Автомеханик
1.2 Результаты освоения учебной дисциплины «Электротехника»
В результате освоения ОП.01 «Электротехника» обучающийся должен
уметь:
 измерять параметры электрической цепи;
 рассчитывать сопротивление заземляющих устройств;
 производить расчеты для выбора электроаппаратов;
знать:





основные положения электротехники;
методы расчета простых электрических цепей;
принципы работы типовых электрических устройств;
меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными
инструментами

Обладать общими компетенциями:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к нейустойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её
достижения, определённых руководителем.
ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
ОК4.Осуществлять
поиск
информации,
необходимойдля
эффективного
выполненияпрофессиональных задач.
ОК5.Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
ОК 7.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
Учебная дисциплина ОП.01. Электротехника способствует формированию
профессиональных компетенций:





ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
4







ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий "В" и "С".
ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути
следования.
ПК 2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации
транспортных средств.
ПК 3.1. Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных
средств на заправочных станциях.
ПК 3.2. Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций

1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
-максимальной учебной нагрузки обучающегося 52 часа, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
-самостоятельной работы обучающегося 16 часов

5

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка
Аудиторная (обязательная) учебная нагрузка
в том числе: лекции
Лабораторныеи практические работы
Самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Количество часов
52
36
24
12
16

6

2.2 Тематический план учебной дисциплины ОП.01 «Электротехника»
№
занятия

Темы занятий

Введение
История развития электротехники. Роль электротехники в жизни современного общества, в
профессии.
Раздел 1.Электрические цепи.
Тема 1.1.Основные положения электротехники
3-4
Элементы, величины и законы электрической цепи постоянного тока.
5-6
Типы электрических схем. Правила графического изображения элементов электрической цепи.
Практическое занятие № 1
7-8
Лабораторная работа №1.
9-10
Расчет параметров электрической цепи.
Самостоятельная работа №1
Тема 1.2.Электрические цепи переменного тока.
Параметры переменного тока и напряжения. Формы представления электрических величин
11-12
цепи.
Однофазные синусоидальные электрические цепи. Соединения элементов цепи переменного
13-14
тока.
Практическое занятие №2. Изучение участков цепи с активным, индуктивным, емкостным
15-16
сопротивлением
Самостоятельная работа №2.
Раздел 2.Электротехнические устройства
Тема 2.1.Электрические машины.
17-18
Генераторы постоянного и переменного тока. Электрические двигатели. Трансформаторы.
19-20
Практическое занятие №3.Нахождение параметров трансформатора
Самостоятельная работа №3
Тема 2.2. Электроизмерительные приборы.
21-22
Виды и методы электрических измерений.
Классификация электроизмерительных приборов. Комбинированные электроизмерительные
23-24
приборы.
1-2

Всего
часов.

В т.ч.
пр. и
ЛР

СР

Уровень
освоени
я

2
1-2

2
8
2
2
4
2
2
2
6

4

2
1-2
1-2
2-3
2-3
2-3

2

2
1-2

2

1-2

2

2-3

2
2
4
2
2
2
6
2
2

2

2
1-2
2-3

2

2
1-2
1-2
7

Практическое занятие №4.Работа амперметра и вольтметра. Работа ваттметра. Расчет для
выбора электроаппаратов.
Самостоятельная работа №4
Тема 2.3.Аппаратура управления и защита.
27-28
Классификация электрических аппаратов.
Самостоятельная работа №5
Раздел 3 Производство, распределение и потребление электрической энергии.
Тема 3 1.Электрические станции.
Конференция. Электроэнергетические системы. Распределение и потребление электрической
29-30
энергии.
Самостоятельная работа №6
Раздел 4.Электрифицированные инструменты и оборудование
Тема 4.1. Основные электрифицированные инструменты и оборудование автомобилей
Электрооборудование автомобилей. Техника безопасности при работе с
31-32
электрифицированными инструментами и оборудованием.Система заземления.
Практическое занятие №5. Расчет сопротивлений заземляющих устройств (по предложенным
33-34
паспортам).
Самостоятельная работа №7
18-36
Дифференцированный зачет.
итого
25-26

2-3

2
2
2
2

2
1-2

2
2

4
1-2

2
4
4

2

2
1-2

2

2-3

2
2
2
36

3
12

16

8

3.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ ОП.01
«ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»
3.1.Имеющееся оборудование учебного кабинета– посадочные места по количеству обучающихся;
– доска классная;
– рабочее место преподавателя;
– комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине
– универсальный стол-стенд для проведения лабораторных работ по электротехнике;
– комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника»;
– электроизмерительные приборы всех типов;
– стенд для изучения правил ТБ
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
видеоматериалы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники





–

Фуфаева Л.И. Электротехника: учебник для студентов среднего профессионального
образования. М.: Издательский центр. «Академия», 2009. -384 с.

Дополнительные источники:
–

Фуфаева Л.И. Сборник практических задач по электротехнике: учеб. пособие для
студ.учреждений сред. проф. образования. – 2-е изд. – М.:Издательский центр
«Академия», 2012. – 288 с

Интернет-ресурсы:
1. http//electrolibrary.info/electric.ru - сайт содержит журнал «Я - электрик».
2.http//vsya-electrotehnica.ru - сайт содержит информацию по теме «Электрические цепи
постоянного тока».
3.http://elib.ispu.ru/library/electro1/index.htm - сайт содержит электронный учебник по
курсу «Общая Электротехника».
4.http://ftemk.mpei.ac.ru - сайт содержит электронный справочник по направлению
«Электротехника, электромеханика и электротехнологии».
5.http://www.eltray.com- мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз»
6.http://www.electricalsite.ru/contents_all_0.html.Сайт для электриков. Электротехника для
начинающих. Основы электротехники, учебники, задачи, видео по электротехнике,
практические работы по электротехнике и электронике

9

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»
Образовательное учреждение ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум», реализующее подготовку ОП.01 «Электротехника», обеспечивает организацию и
проведение промежуточной аттестации и текущего контроля демонстрируемых
обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий.Формы и методы текущего контроля
по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и
доводятся до сведения обучающихся в начале обучения. Формой промежуточной аттестации
по учебной дисциплине является дифференцированный зачет, который проводится в конце 1
семестра, позволяющий оценить знания, умения и освоенные компетенции.
Оценка сформированных умений, компетенций, знаний производится по
разработанным критериям и соотносится с универсальной шкалой оценки, определяется
отметка и уровень освоения учебной дисциплины.
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
Отлично
4
Хорошо
3
Удовлетворительно
2
не удовлетворительно

Для контроля обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), которые
утверждаются ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум».
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Раздел (тема)
дисциплины

учебной

Результаты обучения
Формируемы
(освоенные
умения, е ОК, ПК
усвоенные знания)

Раздел
1.Основные уметь:
положения
-рассчитывать и измерять
электротехники
основные параметры

простых электрических,
цепей.
знать:
-основные положения
электротехники;
- единицы измерения
силы тока, напряжения,
мощности
электрического тока,
сопротивления
проводников;
- методы расчета и
измерения основных
параметров простых

ОК 1- ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4

Формы
и
методы
контроля и оценки
результатов обучения

Самостоятельная
работа
№1;2(письменно)
Практические занятия
№1;2
— Лабораторная
работа
— Решение задач.
Критерии оценивания
самостоятельных,
практических работ,
лабораторных работ

10

электрических, цепей;
Уметь
 производить
расчеты для
выбора
электроаппаратов;
Знать:
 принципы работы
типовых
электрических
устройств
Раздел3.Производство,
Знать:
распределение
и
 -схемы
потребление
электроснабжения,
электрической энергии
 способы экономии
электроэнергии.
Уметь:
Раздел
 рассчитывать
4.Электрифицированн
сопротивление
ые инструменты и
заземляющих
оборудование
устройств
Знать:
 - меры
безопасности при
работе с
электрооборудова
нием и
электрифицирован
ными
инструментами.
Раздел
2.Электротехнические
устройства.

ОК 1- ОК 7
ПК 2.1
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.4
ОК 1-ОК 7
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.4
ОК 1-ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.1
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.4

Самостоятельная
работа №3; 4;5
Практические занятия
№3;4
 Решение задач.
Критерии оценивания
самостоятельных,
практических работ.
Самостоятельная
работа №6
Критерии оценивания
самостоятельных
работ
Самостоятельная
работа №7 (устно)
Практическое занятие
№5
 Семинар.
Критерии оценивания
самостоятельных,
практических работ

11

ПРИЛОЖЕНИЯ
Практические работы
1.1Лабораторная работа. Измерение параметров электрической цепи
1.2.Расчет параметров электрической цепи.
2.Изучение участков цепи с активным, индуктивным, емкостным сопротивлением.
Расчет силы тока.
3.Нахождение параметров трансформатора
4. Работа амперметра и вольтметра. Работа ваттметра. Расчет для выбора
электроаппаратов.
5.Расчет сопротивлений заземляющих устройств (по предложенным паспортам).
Самостоятельные работы
№
п/п
1

2

3
4
5

6

7

Содержание
Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока
Написать конспект «Роль электротехники в жизни современного
общества, в профессии.
Тема 1.2.Электрические цепи переменного тока.
Найти информацию в Интернете «Способы представления
синусоидальных токов, напряжений, ЭДС». Подготовить сообщение.
Тема 2.1.Электрические машины.
Подготовить презентацию «Синхронные машины постоянного тока».
Тема 2.2. Электроизмерительные приборы.
Создать доклад «Современные электроизмерительные приборы»
Тема 2.3.Аппаратура управления и защита.
Изучить устройство и принцип работы автоматического выключателя и
контактора.
Тема Производство, распределение и потребление электрической
энергии
Энергосберегающее оборудование нового поколения. Способы
экономии электроэнергии.
Тема 4.1. Электрифицированные инструменты и оборудование
автомобилей.
Изучить нормативные документы:
типовой инструкции по охране труда при проведении
электротехнических работ (Инструкция РД 10-74-94)
Требования допуска к работе с электрифицированным инструментом и
оборудованием. Запрещенные действия при работе с
электроинструментами и оборудованием. Основные неисправности
электроинструментов и электрооборудования. Проверка и испытание
электроинструментов и оборудования.
ИТОГО

Количество
часов
2

2

2
2
2
4

2

16

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».