Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее -(ФГОС) по профессии среднего профессионального образования 23.01.07 Машинист крана (крановщик) приказ Минобрнауки РФ № 847 от 2августа 2013г Организация-разработчик: ГБПОУ СО « Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчики: Суставова Т.П, мастер п/о, ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», г.Сухой Лог Рассмотрено на заседании Цикловой комиссии автомобильного транспорта ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 4 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 10 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ 14 ПРАКТИКИ 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной производственной практики (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.07 Машинист крана(крановщик) Рабочая программа производственной практики может быть использована в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании подготовки работников в области эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов: 18897. Стропальщик 13788. Машинист крана автомобильного при наличии основного общего образования или среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется. 1.2. Цели и задачи программы – требования к результатам освоения программы В ходе освоения производственной практики обучающийся должен: освоить виды профессиональной деятельности Эксплуатация крана при производстве работ (по видам). и соответствующие им профессиональные компетенции (ПК): ПК 2.1. Выполнять техническое обслуживание, определять и устранять неисправности в работе крана ПК 2.2.Производить подготовку крана и механизмов к работе ПК 2.3. Управлять краном при производстве работ. иметь практический опыт: управления краном при производстве работ технического обслуживания краном уметь: - Готовить основное и вспомогательное оборудование к работе - Производить осмотр креплений и регулировку механизмов кранов проверять исправность приборов безопасности - Определять пригодность к работе стальных канатов, съёмных грузозахватных приспособлений и тары -Пользоваться эксплуатационной и технической документацией обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. 4 ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение производственной практики: Всего – 576 часа 5 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Наименование Содержание учебного материала профессионального (виды выполняемых работ) модуля, МДК ПМ.02 Эксплуатация крана при производстве работ 2; 3 курс МДК 02.01 Инструктаж по охране труда и технике безопасности Устройство, управление и техническое обслуживание крана Учебно-производственные работы Выполнять техническое обслуживание и текущий ремонт рамы, опорно-поворотного ПК.2.1.Выполнять 1 устройства техническое обслуживание, 2 Выполнять техническое обслуживание и текущий ремонт приборов безопасности определять и 3 Выполнять техническое обслуживание и текущий ремонт гидросистемы автомобильных устранять кранов неисправности в 4 Выполнять техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования электропривода работе крана автомобильного крана 5 Выполнять техническое обслуживание и текущий ремонт лебёдок и рабочего оборудования автомобильного крана ПК.2.2. Производить подготовку крана и механизмов к работе ПК.2.3. Управлять краном при производстве работ 6 7 8 9 10 11 12 Объём часов Сложность работ (разряд) 576 576 36 36 36 36 36 Подготовка основного и вспомогательного оборудования к работе Проверка исправности механизмов крана Подготовка и подбор грузозахватных приспособлений, упражнения в обвязке и зацепке грузов Работа с эксплуатационной документацией Установка крана в местах производства работ Выполнение работ по подъёму и перемещению грузов с подачей и приёмом условных сигналов 36 36 36 Выполнение работ по подъёму и перемещению различных грузов 36 36 36 36 6 13 Выполнение работ по подъёму и перемещению грузов двумя кранами 36 14 Выполнение работ вблизи ЛЭП 36 15 Выполнение погрузочно-разгрузочных работ с различным сменным оборудованием 36 16 Выполнение строительно-монтажных работ при возведении зданий и сооружений 30 17 Дифференцированный зачёт 18 Квалификационный экзамен Итого по модулю Практическая работа 6 576 Управление краном автомобильным 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 1. Учебный полигон для прохождения управления краном Реализация программы производственной практики предполагает наличие производственных участков и полигонов для прохождения управления автомобильным краном 3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1. В.И. Карагадин; Н.Н.Митрохин; «Ремонт автомобилей, двигателей» 2012г 2. В.М.Виноградов; И.В. Бухтеева; В.М.Редин; «Организация производства ТО и ТР автомобилей» 2012г 3. А.А. Геленоа; Т.И. Сочевко; В.Г.Спиркин; «Автомобильные эксплуатационные материалы» 2012г 4. В.М.Семёнов; В.А.Болотин; В.Н.Кустов; «Организация перевозок грузов» 2012г 5. В.К. Вахламов; М.Г. Шитров; А.А. Юрчевский; «Автомобили» 2012г 6. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения» 2014г Дополнительные источники: 1.Е.Н.Соколов; А.О.Борисова; А.В. Давыденко; «Материаловедение» 2012г 2.Ю.П.Селицев; С.А.Вологжанина; А.Ф. Иголкин; «Материаловедение» 2012г 3.Н.А.Троицкая; А.Б. Чубаков; «Единая транспортная система» 2012г 4.М.В.Графкина; «Охрана труда и основы экологической» безопасности» 2012г А.Б.Николаев; С.В.Алексахин; И.А.Кузнецов; »Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте» 2012г 5.Сулейманов М.К. Сабирьянов Р, «Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности 2005г 2. Виноградов В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей: учеб.пособ. для студ.УСПО/ В.М. Виноградов.– М.: Академия, 2007. – 384 с. 3. Макиенко Н.И. Общий курс слесарного дела / Н.И. Макиенко.— М.: Академия, 2009. 4. Методика тестирования производственного обучения: Методические рекомендации. – М.: НОУ ИСОМ, 2007.- 48 с. 5. Устройство автомобиля: учебник для СТУ / Михайловский Е.В. [и др.]. – М.: Машиностроение, 2008. – 352 с. 6. Покровский Б. Слесарное дело : Б. Покровский. – М.: Академия, 2009.- 320 с. 7. Родичев В.А. Грузовые автомобили: В.А. Родичев. – М.: Академия, 2008. – 256 с. 8. Родичев В.А. Устройство и ТО грузовых автомобилей: учебник водителя а/трансп.средств кат. «С» / В.А.Родичев, А.А. Кива. – М.: Академия, , 2008. – 256 с. 9. Селифонов В.В. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей: В.В.Селифонов, М.К.Бирюков. – М.: Академия, 2007. – 400 с. 10. Устройство, ТО и ремонт автомобилей: учебник для ВУЗов. / Ю.И. Боровских [и др.] – М.: Академия, 2007. – 528 с. 15. Невзоров Л.А: М.Д. Полосин; «Краны башенные и автомобильные» М: ИЦ «Академия 2007г» В.П.Олейников; М.Д. Полосин; «Машинист крана автомобильного» Академия 2009г Отечественные журналы: 8 «За рулём»; «Автостоп». 3.3. Общие требования к организации производственной практики Занятия по производственной практике проводятся в организациях и учреждениях на договорной основе. Производственная практика организуется концентрированно после освоения всех профессиональных модулей в соответствии с программой производственной практики. 3.4. Кадровое обеспечение производственной практики Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: мастера производственного обучения должны иметь обязательный опыт деятельности в организациях или подразделениях организаций в области автомобилестроения, иметь квалификацию (степень) – не ниже 4 разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты, преподаватели междисциплинарных курсов. 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Образовательное учреждение, реализующее подготовку по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля демонстрируемых обучающимися умений, навыков, общих и профессиональных компетенций. Формой итоговой аттестации по производственной практике является практическая работа. Контроль и оценка результатов освоения программы производственной практики осуществляется мастером производственного обучения, руководителем практики из числа работников предприятия в процессе проведения занятий, а также выполнения обучающимися производственных заданий одновременно с оценкой сформированности профессиональных и общих компетенций по итогам изучения профессионального модуля и в целом по профессии. Формы и методы контроля и оценки определяются образовательным учреждением. Производственная практика является последним этапом изучения профессионального модуля и завершается выполнением обучающимся практической квалификационной работы по виду деятельности в ходе квалификационного экзамена. Сложность работы должна быть не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС. Итогом проверки является однозначное решение: Вид профессиональной деятельности освоен /не освоен. Для текущего и итогового контроля образовательным учреждением создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 1, 2, 3) с учетом ученических норм времени на выполнение учебно-производственных работ. Оценка «зачет» для производственной практики ставится обучающемуся при условии успешного освоения не менее 70% видов работ, определенных программой практики. Зачеты по производственной практике проводятся в условиях образовательного учреждения. Квалификационные экзамены по каждому профессиональному модулю проводятся в условиях организации (предприятия). 10 Таблица 1 - Формы и методы контроля и оценки освоенных умений Раздел (тема) междисциплинарного курса ПМ.02 Иметь опыт: управления краном при производстве работ; технического обслуживания кранов уметь: - Готовить основное и вспомогательное оборудование к работе - Производить осмотр креплений и регулировку механизмов кранов проверять исправность приборов безопасности - Определять пригодность к работе стальных канатов, съёмных грузозахватных приспособлений и тары -Пользоваться эксплуатационной и технической документацией Основные показатели результатов подготовки Управление автомобильным краном Выполнение контрольного осмотра крана перед выездом Производить погрузочноразгрузочные работы. Производить установку груза в проектное положение. Соблюдение ТБ при погрузочноразгрузочных работах Пользование эксплуатационной и технической документацией .Определять пригодность стальных канатов, грузозахватных приспособлений Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Текущий контроль по наблюдению, оценки выполняемых работ в форме тестов и бесед. Заполнения дневника практики самим обучающимся. Отчёт обучающегося о выполнении работ. Оценка руководителя практики по выполнению видов работ. Применяется традиционная система оценки. Дифференцированный зачёт в форме выполнения практического задания . Применяется критериальная система оценки по проявлениям признаков компетенции 11 Таблица 2 - Формы и методы контроля и оценки освоенных общих компетенций Результаты обучения (освоенные общие компетенции) ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Основные показатели результатов подготовки Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач Обоснование выбора действий при решении рабочей ситуации Демонстрация поиска необходимой информации в различных профессиональноориентированных источниках (технической документации, справочниках, каталогах и т.п.). Демонстрация навыков использования прикладных компьютерных программ в профессиональной деятельности. Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения. Осуществление самоанализа и коррекции результатов собственной работы. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы 12 Таблица 3 - Формы и методы контроля и оценки освоенных профессиональных компетенций Раздел (тема) междисциплинарного курса ПМ.02 Результаты обучения (освоенные профессиональные компетенции) ПК 2.1. Выполнять техническое обслуживание, определять и устранять неисправности в работе крана ПК 2.2.Производить подготовку крана и механизмов к работе ПК 2.3. Управлять краном при производстве работ. Основные показатели результатов подготовки Управление автомобильным краном Выполнение контрольного осмотра крана перед выездом Производить погрузочно-разгрузочные работы. Производить установку груза в проектное положение. Соблюдение ТБ при погрузочно-разгрузочных работах Пользование эксплуатационной и технической документацией .Определять пригодность стальных канатов, грузозахватных приспособлений Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Текущий контроль по наблюдению, оценки выполняемых работ в форме тестов и бесед. Заполнения дневника практики самим обучающимся. Отчёт обучающегося о выполнении работ. Оценка руководителя практики по выполнению видов работ. Применяется традиционная система оценки. Дифференцированный зачёт в форме выполнения практического задания . Применяется критериальная система оценки по проявлениям признаков компетенции 13