ОП.06 Безопасность жизнедеятельности

Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Дружинина Марина Владимировна, преподаватель организатор ОБЖ,
ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», г. Сухой Лог

2

Содержание
1. Паспорт программы учебной дисциплины .................................................4-6
2. Структура и содержание учебной дисциплины .......................................... 6-7
3. Условия реализации программы учебной дисциплины ................................ 8
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ............ 9-10
5. Приложение № 1 ............................................................................................11

3

1. Паспорт учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.07 Машинист
крана (крановщик).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является
обязательной частью общепрофессионального цикла основных профессиональных
образовательных программ в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.07 Машинист
крана (крановщик).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
 освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и
здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
 воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства
уважения к героическому наследию России и ее государственной символике,
патриотизма и долга по защите Отечества;
 развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению
актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать
в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
 организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
 предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту:
 использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия
массового поражения;
 применять первичные средства пожаротушения;
 ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно
определять среди них родственные полученной профессии;
 применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной
службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
 владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях военной службы;
 своевременно оказывать доврачебную помощь;

4

знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития
событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных
явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России;
 основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
 основы военной службы и обороны государства;
 задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
 способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной
безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
 организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
 основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих
на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные
специальности, родственные профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик);
 область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
 порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.


Обучающщийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
Обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями,
соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Управлять автомобилями категории "С".
ПК 1.2. Выполнять работы по транспортировке грузов.
ПК 1.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути
следования.
ПК 1.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации
транспортных средств.
ПК 1.5. Работать с документацией установленной формы.
ПК 1.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного
происшествия.
ПК 2.1. Выполнять техническое обслуживание, определять и устранять
неисправности в работе крана.
ПК 2.2. Производить подготовку крана и механизмов к работе.
ПК 2.3. Управлять краном при производстве работ.
5

1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
 обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
 самостоятельной работы обучающегося 16 часов;
 лекционные занятия 10 часов;
 практические занятия 22 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ".
2.1. Объем учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекционные занятия
практические занятия
итоговое занятие в форме дифференцированного зачета
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

48
32
10
22
16

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
№ занятия/
часов

Содержание курса

Раздел 1. Гражданская оборона.
Единая государственная система
предупреждения
и
ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Защита населения и территорий при
2/4
авариях природного и техногенного
характера.
Практические занятия № 1.

1/2

3/6
4/8
5/10
6/12

1.1 Средства индивидуальной
защиты от оружия массового
поражения.
1.2 Отработка нормативов по
надеванию противогаза.
1.3 Средства коллективной защиты от
оружия массового поражения.
1.4 Приборы радиационной и
химической разведки и контроля.

общее колво часов

В т.ч.
практические
занятия

Самостоятельная
работа

14

10

С/р № 1
8 час.

Уровень
освоения

2

1-2

2

1-2

10

10

2-3

2

2

2-3

2

2

2-3

2

2

2-3

2

2

2-3

6

1.5 Правила поведения и действия
людей в зонах заражения и очагах
биологического поражения.
Раздел 2. Основы военной службы

7/14

Вооруженные силы России на
современном этапе.
Общие сведения о ранах, способах
9/18
остановки кровотечения и обработке
ран.
Практические занятия № 2

8/16

2

2

16

12

2-3
С/р № 2
8 час.

2

1-2

2

1-2

12

12

2-3

10/20

2.1 Строевая подготовка. Строи и
управление ими.

2

2

2-3

11/22

2.2 Строевая подготовка. Движение
строевым и походным шагом.
2.3 Огневая подготовка. Неполная
разборка и сборка автомата
Калашникова.
2.4 Отработка нормативов по
неполной
разборе
и
сборке
автомата.
2.5 Медико-санитарная подготовка.
Наложение
повязок,
кровоостанавливающего жгута.
2.6 Медико-санитарная подготовка.
Наложение
шины
на
место
перелома,
транспортировка
пострадавшего.

2

2

2-3

2

2

2-3

2

2

2-3

2

2

2-3

2

2

2-3

12/24
13/26
14/28
15/30

16/32

Дифференцированный зачет

2

3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством);
3. – творческий (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач).

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение.
 Учебный кабинет ОБЖ:
 стрелковый тир.

3.2. Информационное обеспечение обучения.
 информационно-коммуникативные средства;
 экранно-звуковые пособия;
 образцы средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор

Р-2;

 образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочный

пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная АИ-2;
комплект противоожоговый; индивидуальный противохимический пакет ИПП11; сумка санитарная;
 образцы средств пожаротушения (СП);
 макет автомата Калашникова;
 библиотечный фонд.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность
жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.
2. Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность
жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие для учреждений сред. проф.
образования. — М., 2016.
3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф.
образования / Ю.Г. Сапронов — М.: Издательский центр "Академия", 2017.
Дополнительные источники:
1. Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности:
учебник для сред. проф. образования. — М., 2017.
2. В.Ю. Микрюков Основы безопасности жизнедеятельности: учебник, - Москва:
КНОРУС, 2018.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. проф. учеб.
заведений / Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. – 9-е
изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
4. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ А.Т. Смирнов, М.А.
Шахраманьян, Н.К. Крючек – 2-е изд.,стереотип.-М.:Дофа,2013.
5. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие /Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса,
В.В. Шахбазян - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
Интернет-ресурсы:
1. http: //www. knigafound.ru/books/52234
2. http: //www. bezopasnost.edu 66/ru/

8

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Обучение по учебной дисциплине завершается аттестацией в форме дифференцированного зачета.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине разрабатываются и доводятся до сведения
обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или
несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Оценка результатов освоения учебной дисциплины проводится на этапе промежуточной аттестации по сумме оценок.
На текущем, промежуточном и итоговом контроле:
Разделы

Компетенции
Результаты освоения
(освоенные умения, усвоенные знания)

1

Раздел 1. Гражданская
оборона.

2

Уметь:
- Выявлять потенциально опасные ситуации при ЧС;
- Моделировать поведение при угрозе и возникновении ЧС мирного и
военного времени;
- Объяснить основные правила эвакуации населения в условиях
чрезвычайных ситуаций;
- Оценить правильность выбора индивидуальных средств защиты при
возникновении ЧС;
- Определить меры безопасности населения, оказавшегося на
территории военных действий.
Знать:
- общие понятия ЧС, классификацию ЧС мирного и военного
времени;
- основные правила и порядок эвакуации населения в условиях ЧС;
- возможности современных средств оповещения населения об
опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и
мирного времени;
- возможности коллективной защиты населения от ЧС;
- меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных

4

ОК 1-7
ПК 1.1-1.6
ПК 2.1-2.3

Формы и методы
контроля и оценки
результатов
обучения
5

Самостоятельная
работа № 1.
Практические
занятия № 1
Устный и
письменный ответ
на текущем
контроле

9

Раздел 2. Основы
военной службы.

Дифференцированный
зачет

действий;
- устойчивость производственных объектов экономики в условиях
ЧС.
Уметь:
- определять организационную структуру, виды и рода ВС России;
- порядок и условия прохождения службы по призыву и по контракту;
- выполнять строевые упражнения без оружия;
- оказывать первую (доврачебную) помощь;
- сопоставлять, анализировать ситуации в условиях мирного и
военного времени.
Знать:
- основные понятия военной и национальной безопасности, основные
задачи современных Вооруженных сил РФ;
- основы огневой подготовки.
- основы строевой подготовки.
- порядок оказания первой медицинской помощи.

ОК 1-7
ПК 1.1-1.6
ПК 2.1-2.3

Самостоятельная
работа № 2
Практические
занятия № 2
Устный и
письменный ответ
на текущем
контроле
Контрольная
работа

Тестовое задание

ПРИМЕЧАНИЕ: Применяется критериальная система оценки по каждой контрольной точке. В качестве критериев выступает признак
проявлений сформированных компетенций (умений), знаний. Сумма баллов по критериям соотносится с универсальной шкалой оценки и
определяется отметка.

Процент результативности
(правильных ответов)
90 - 100
80 - 89
70 - 79
Менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
Балл (отметка)
Вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

10

Приложение № 1
Внеаудиторные самостоятельные работы
учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
№
Содержание
раздела
раздела
1
Гражданская
оборона.

2

Основы
военной
службы.

Самостоятельные работы
Самостоятельная
работа № 1
на освоение,
закрепление и
углубление
содержания
изученного
материала

Самостоятельная
работа № 2
на обобщение и
систематизацию
полученных
знаний и
практических
умений

Темы для самостоятельных работ
Чрезвычайные ситуации природного происхождения.
Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения.
Чрезвычайные ситуации социального происхождения.
Оружие массового поражения.
Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения.
Правовые и организационные основы обеспечения безопасности
жизнедеятельности.
7. МЧС России — федеральный орган управления в области защиты
населения от чрезвычайных ситуаций.
8. Современные средства коллективной и индивидуальной защиты
населения.
9. Пути и способы повышения устойчивости работы объектов экономики.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.
Национальная и военная безопасность РФ.
2.
Основные задачи и структура современных ВС России.
3.
Военная служба - особый вид федеральной государственной службы.
4.
Общие правила оказания первой медицинской помощи.
5.
Виды повязок.
6.
Кровотечения и их виды.
7.
Первая помощь при ранениях.
8.
Первая помощь при кровотечениях.
9.
Первая помощь при ожогах, переломах, обмороке, шоке и
поражении электрическим током.

Кол-во
часов
8

8

Продукт
Конспект,
сообщение

Реферат

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».