ОП.05 Техническое черчение

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по профессии
23.01.07Машинист крана (крановщик).
Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Шумихина Е.А, преподаватель ГБПОУ
техникум»

СО «Сухоложский многопрофильный

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

10

5. ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

13

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ТЕХНИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Техническое черчение» является частью
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии
23.01.07 Машинист крана (крановщик).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Техническое черчение» относится к общепрофессиональный циклу
учебных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен
уметь:

читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;

выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов,
узлов;
знать:

правила чтения технической документации;

способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;

правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;

технику и принципы нанесения размеров
Соответственно ФГОС по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик) формируются
профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Управлять автомобилями категории «С».
ПК 1.2. Выполнять работы по транспортировке грузов.
ПК 1.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 1.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных
средств.
ПК 2.1. Выполнять техническое обслуживание, определять и устранять неисправности в
работе крана.
ПК 2.2. Производить подготовку крана и механизмов к работе.
ПК 2.3. Управлять краном при производстве работ.
Соответственно ФГОСпо профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик) формируются
общие компетенции.
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения,
определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку
и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 54часа, в том числе:
 обязательная учебная аудиторная нагрузка обучающегося - 36 часов;
 самостоятельная работа обучающегося - 18 часов.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
54
36
26
18
2

5

2.2. Тематический план учебной дисциплины «Техническое черчение»
Объем часов
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся
Раздел 1.Геометрическое черчение
Тема 1.1 Правила оформления чертежей
2/2 Практическое занятие №1. Типы линий. Масштабы.
2/4 Практическое занятие №2. Чертежный шрифт. Титульный лист
Тема 1.2 Геометрические построения
2/6 Практическое занятие №3.Деление отрезка и окружности на равные части.
2/8 Практическое занятие №4. Построение сопряжений.
Практическое занятие №5. Вычерчивание контура детали с применением
2/10
сопряжения.
Раздел 2. Проекционное черчение
Тема 2.1. Основы начертательной геометрии
2/12 Основы начертательной геометрии.
2/14 Метод проекций. Способы проецирования. Ортогональное проецирование.
2/16 Практическое занятие №6. Построение проекций геометрических тел.
Раздел 3. Машиностроительное черчение
Тема 3.1 Виды, разрезы, сечения
4/20 Практическое занятие №7. Построение основных и дополнительных видов.
2/22 Практическое занятие №8. Построение сечений.
2/24 Практическое занятие №9. Построение разрезов.
Тема 3.2 Разъемные и неразъемные соединение деталей
2/26 Практическое занятие №10. Разъемные и неразъемные соединения.
Тема 3.3 Эскиз и технический рисунок
2/28 Практическое занятие №11. Эскизы сборочной единицы.
Тема 3.4 Чертеж общего вида и сборочный чертеж
2/30 Чертеж общего вида, его назначение и содержание.
2/32 Практическое занятие №12. Выполнение спецификации.
Раздел 4. Чертежи и схемы по профессии.
Требования Единой системы конструкторской документации и Единой системы

всего

практических
занятий

10

10

2
2

2
2

2
2
2

2
2
2

6
2
2
2

2

16
4
2
2

16
4
2
2

2

2

2

2

2
2

2

4

Самостоят
ельная
работа
5

4

2
7

2
6

технологической документации
Тема 4.1 Выполнение чертежей и схем по профессии
2/34 Виды и типы схем. Правила и порядок выполнения схем.
2/36 Дифференцированный зачет.
Итого:

2
2
36

26

18

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
1. Посадочные места по количеству обучающихся.
2. Рабочее место преподавателя.
3. Аудиторная доска для письма.
Технические средства обучения:
1. Мультимедиа проектор.
2. Персональный компьютер.
3. Лазерный принтер.
4. Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основная литература:
Инженерная графика (металлообработка) : учебник для студ. учреждений сред.проф.
образования / А. М. Бродский, Э. М.Фазлулин, В.А.Хапдинов. — 8-е изд., стер. — М.: Издательский
центр «Академия», 2012 (электронный ресурс).
Практикум по инженерной графике : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.
образования / А. М. Бродский, Э.М.Фазлулин, В.А.Халдинов. — 9-е изд. , стер. — М.: Издательский
центр «Академия», 2013 (электронный ресурс).
Дополнительная литература:
Бахнов Ю.Н. Сборник заданий по техническому черчению: Учеб.пособие для сред. проф.техн. училищ. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. Шк., 1984.
Вышнепольский И.С. Техническое чернение: Учеб.для СПТУ. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:
Высш. школа, 1988.
Вышнепольский И.С. Техническое чернение: Учебник для сред.проф.-техн. училищ. – М.:
Высш. школа, 1981.
Дружинин Н.С., Чувиков Н.Т. Чернение: Учебник для техникумов. – М.: Высш. школа, 1982.
Кузьмина И.А., Хомутова А.И. Задачник по основам чернения: Учебное пособие для
немашиностроительных техникумов. – М.: Машиностроение, 1985.
Интернет-ресурсы:
- http://cherch.ru/ - Всезнающий сайт про черчение.
- http://labstend.ru – учебные, наглядные пособия и презентации по курсу «черчение» (диски,
плакаты, слайды)
- http://nacherchy.ru/ - Техническое черчение.
- http://rusgraf.ru – Машиностроительное черчение. Инженерная графика.
- http://www.ngeom.ru/teorgraf11.html

8

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает
организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных
образовательных достижений обучающихся - знаний, умений, компетенций.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения
обучающийся индивидуальных заданий.
Обучение по учебной дисциплине завершается аттестацией в форме дифференцированного
зачета.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и
промежуточного контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент
результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Техническое черчение » обучающийся
должен знать/понимать:
правила чтения технической документации;

Оценка результатов
тестирования по темам занятий 1,2
(письменный тест)
Результат выполнения ПР1-2, 9
способы
графического
представления Оценка результатов тестирования по
объектов, пространственных образов и схем; темам занятий 1,2,19 ( письменный тест):
Результат выполнения ПР1-2, 9
(критерии оценивания выполнения
практической работы)
правила выполнения чертежей, технических Оценка результатов
рисунков и эскизов;
тестирования по темам занятий 1,2
14,16,17 (письменный тест)
Результат выполнения ПР7, 8 (критерии
оценивания выполнения практической
работы)
технику и принципы нанесения размеров
Оценка результатов
тестирования по темам занятий 1,2
(письменный тест)
Результат выполнения ПР 3-8 (критерии
оценивания выполнения практической
работы)

9

В результате изучения учебной дисциплины «Техническое черчение » обучающийся
должен уметь:
читать рабочие и сборочные чертежи и
Оценка результатов тестирования по
схемы;
темам занятий 1,13,14,16,17,19
(письменный тест)
Результат выполненияПР 5-9 (критерии
оценивания выполнения практической
работы)
выполнять эскизы, технические рисунки и
Результат выполненияПР 1-9 (критерии
простые чертежи деталей, их элементов,
оценивания выполнения практической
узлов
работы)

Применяется критериальная система оценки. В качестве критериев выступают признаки
проявления компетенции, правильность выполнения задания. Сумма баллов определяется по
количеству определенных критериев устного ответа, письменного задания, самостоятельных и
практических работ. Оценка «5», «4», «3», «2» определяется в соответствии с универсальной шкалой
оценивания.
Формы и методы контроля и оценки освоенных общих компетенций
Результаты
Основные показатели
Формы и методы
(освоенные общие компетенции)
оценки результата
контроля и оценки
ОК
1.
Понимать
сущность
и Демонстрация интереса к
социальную значимость своей будущей будущей профессии.
профессии,
проявлять
к
ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную Выбор и применение
деятельность,
выбирать
типовые методов и способов
методы
и
способы
выполнения решения
профессиональных задач, оценивать их профессиональных задач в
эффективность и качество.
области инженерной
графики.
Интерпретация
ОК
3.
Принимать
решения
в Обоснование выбора
результатов
стандартных
и
нестандартных решений в стандартных и
наблюдений за
ситуациях
и
нести
за
них нестандартных ситуациях.
деятельностью
ответственность.
обучающегося в
ОК
4. Осуществлять
поиск и Демонстрация
умения
процессе освоения
использование
информации, эффективного
поиска
образовательной
необходимой
для
эффективного необходимой информации;
программы
выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно- Использование различных
коммуникационные
технологии
в источников,
включая
профессиональной деятельности.
электронные.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, Взаимодействие
с
эффективно общаться с коллегами, обучающимися,
руководством.
преподавателями в ходе
обучения.

10

5.ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Раздел программы,
тема
Раздел 1.
Геометрическое
черчение
Тема 1.1
Правила оформления
чертежей
Тема 1.2
Геометрические
построения
Раздел 2.
Проекционное
черчение
Тема 2.1.
Основы
начертательной
геометрии
Раздел 3.
Машиностроительное
черчение
Тема 3.1
Виды, разрезы,
сечения
Тема 3.2
Разъемные и
неразъемные
соединения деталей
Тема 3.3
Эскиз и технический
Тема 3.4
Чертеж общего вида и
сборочный чертеж
Раздел 4.
Чертежи и схемы по
профессии.

Требования Единой 
системы
конструкторской
документации и
Единой системы
технологической
документации
Тема 4.1
Выполнение
чертежей и схем по
профессии

Количество
часов

Тематика самостоятельной работы
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1
Выполнение презентации по темам:
общие требования к чертежам;
нанесение размеров и предельных отклонений

2

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2
Выполнение задания по делению окружностей на
нечетное количество равных частей
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 3
Выполнение
заданий
по
вычерчиванию
геометрических
тел
в
различных
аксонометрических проекциях.

3

4

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 4
Выполнение заданий
разрезов, сечений

по вычерчиванию видов,
2

Выполнение презентации:
неразъемные соединения деталей

Разъемные

и

Чтение рабочего чертежа по эскизу
Выполнение заданий
чертежа

2

2

по чтению сборочного
1

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 5
Выполнение презентации по темам:
правила выполнения схем
условные и графические обозначения в схемах
Выполнение заданий по вычерчиванию схем
2

18

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».