ОП.04 Электротехника

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее – ФГОС СПО) по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик) от 2 августа 2013
года №847.
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Насонов Сергей Дмитриевич, преподаватель
ГАПОУ СО
«Сухоложский многопрофильный техникум», высшая квалификационная категория

2

Содержание
1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины .................................................................... 4
2 Общая характеристика учебной дисциплины «Электротехника» ............................................. 5
2.1 Место учебной дисциплины «Электротехника» в учебном плане ...................................... 5
2.2 Результаты освоения учебной дисциплины «Электротехника» .......................................... 5
2.3 Тематический план учебной дисциплины ОП.04 «Электротехника» ................................. 8
3 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной
дисциплины «Электротехника» ...................................................................................................... 10
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ............................................. 11
Приложения………………………………………………………………………………………..12

3

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего
профессионального образования по профессии 23.01.07
Машинист крана
(крановщик) от 2 августа 2013 года №847.
В программу ОП.04 «Электротехника» включено содержание, направленное на
формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения
Электротехники в ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующих
образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке
квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.07 Машинист крана
(крановщик).

4

2
ОБЩАЯ
«ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»

ХАРАКТЕРИСТИКА

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Программаучебной дисциплины «Электротехника» является частью основной
профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик).
2.1 Место учебной дисциплины «Электротехника» в учебном плане
Учебная
дисциплина
«Электротехника»
является
обязательной
частью
общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по профессии СПО ФГОС профессионального образования по
профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик)
2.2 Результаты освоения учебной дисциплины «Электротехника»
В результате освоения ОП.04 «Электротехника» обучающийся должен
уметь:
-применять основные законы электротехники;
-рассчитывать характеристики электротехнических цепей и устройств;
-применять полученные знания на практике;
знать:
-физическую сущность электрических и магнитных явлений, их взаимосвязь и
количественное соотношение;
-основные законы электротехники;
-принцип и устройство электроизмерительных приборов
Обладать общими компетенциями:
ОК 1-понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к нейустойчивый интерес.
ОК 2-организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её
достижения, определённых руководителем.
ОК 3-анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
ОК
4-осуществлять
поиск
информации,
необходимойдля
эффективного
выполненияпрофессиональных задач.
ОК 5 –использовать ИКТв профессиональной деятельности.
ОК 6-работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
ОК 7 –исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
Учебная дисциплина ОП.04.Электротехника способствует формированию
профессиональных компетенций
ПК 1.1. Управлять автомобилями категории "С".
ПК 1.2. Выполнять работы по транспортировке грузов.
ПК 1.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 1.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации
транспортных средств.
ПК 2.1. Выполнять техническое обслуживание, определять и устранять неисправности в
работе крана.
ПК 2.2. Производить подготовку крана и механизмов к работе.
5

ПК 2.3. Управлять краном при производстве работ.
2.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
-максимальной учебной нагрузки обучающегося48часа, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32часа;
-самостоятельной работы обучающегося16 часов

6

3 Содержание учебной дисциплины «Основы электротехники»

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка
Аудиторная (обязательная) учебная нагрузка
в том числе: лекции
Лабораторныеи практические работы
Самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Количество часов
48
32
16
16
16

7

2.3 Тематический план учебной дисциплины ОП.04 «Электротехника»
№
занятия

Темы занятий

.Введение
История развития электротехники. Роль электротехники в жизни современного общества, в
профессии.
Раздел 1.Электрические цепи.
Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока
Элементы, величины и законы электрической цепи постоянного тока. Соединения элементов в
3-4
электрических цепях.
Практическое занятие № 1
5-6
Лабораторная работа №1.
7-8
Расчет эквивалентного сопротивления электрической цепи.
Самостоятельная работа №1
Тема 1.2.Электрические цепи переменного тока.
Параметры переменного тока и напряжения. Формы представления электрических величин
9-10
цепи.
1-2

Практическое занятие №2
Изучение последовательного соединения элементов цепи переменного тока. Расчет
11-12
параметров.
Изучение участков цепи с активным, индуктивным, емкостным сопротивлением. Расчет силы
13-14
тока.
Самостоятельная работа №2.
Раздел 2.Электротехнические устройства
Тема 2.1.Электрические машины.
Электрические двигатели. Крановыеэлектродвигатели: устройствоипринципдействия,
15-16
пусквходирегулированиечастотывращения.
17-18
Практическое занятие №3.Изучение принципа действия электродвигателя.
Самостоятельная работа №3
Тема 2.2. Электроизмерительные приборы.

Обяз.
Аудит.

В т.ч.
пр. и
лр.

СР
2

2

1-2

2
6

4

4
1-2

2
4
2
2
2
6

Уровень
освоени
я

2-3
2-3

4

4
1-2

2
4
2-3

2

2-3

2
2
4

2

2
1-2

2
2
2
4

2-3
2

2
8

19-20
Виды и методы электрических измерений. Классификация электроизмерительных приборов.
21-22
Практическое занятие №4.Работа амперметра и вольтметра. Работа ваттметра.
Самостоятельная работа №4
Тема 2.3.Аппараты управления крановым электрооборудованием.
Контроллеры: устройство, принципдействия, основныесхемыконтроллерногоуправления.
23-24
Крановыепанелиуправления: классификация, устройство, принципдействия.
Самостоятельная работа №5
Раздел 3 Производство, распределение и потребление электрической энергии.
Тема 3 1.Электрические станции.
Практическое занятие № 5.Конференция. Электроэнергетические системы. Распределение и
25-26
потребление электрической энергии.
Раздел 4.Электрооборудование для грузоподъемных машин
Тема 4.1. Электрооборудование крана автомобильного
27-28
Величины напряжения и силы тока для нормальной работы автомобильных кранов.
Практическое занятие №6. Измерениетока, напряженияимощностивцепяходнофазного и
29-30
трехфазного переменноготока.
Самостоятельная работа №6
16-32
Дифференцированный зачет.
итого

2
2
2

1-2
2-3

1-2

2
2
2

2

2
2-3

2
4
2

2

2
1-2
2-3

2
2
2
32

3
16

16

9

3
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04
«ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»
3.1.Имеющееся оборудование учебного кабинета– посадочные места по количеству обучающихся;
– доска классная;
– рабочее место преподавателя;
– комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине
– универсальный стол-стенд для проведения лабораторных работ по электротехнике;
– комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника»;
– электроизмерительные приборы всех типов;
– стенд для изучения правил ТБ
Технические средства обучения:
–
–
–
–

компьютер с лицензионным программным обеспечением
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
видеоматериалы.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
–

Фуфаева Л.И. Электротехника: учебник для студентов среднего профессионального
образования. М.: Издательский центр. «Академия», 2009. -384 с.

Дополнительные источники:
–

Фуфаева Л.И. Сборник практических задач по электротехнике: учеб. пособие для
студ.учреждений сред. проф. образования. – 2-е изд. – М.:Издательский центр
«Академия», 2012. – 288 с

Интернет-ресурсы:
1. http//electrolibrary.info/electric.ru - сайт содержит журнал «Я - электрик».
2.http//vsya-electrotehnica.ru - сайт содержит информацию по теме «Электрические цепи
постоянного тока».
3.http://elib.ispu.ru/library/electro1/index.htm - сайт содержит электронный учебник по
курсу «Общая Электротехника».
4.http://ftemk.mpei.ac.ru - сайт содержит электронный справочник по направлению
«Электротехника, электромеханика и электротехнологии».
5.http://www.eltray.com- мультимедийный курс «В мир электричества как в первый
раз»6.http://www.electricalsite.ru/contents_all_0.htmlСайт для электриков. Электротехника для
начинающих. Основы электротехники, учебники, задачи, видео по электротехнике,
практические работы по электротехнике и электронике

10

4.КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

Образовательное учреждение ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум», реализующее подготовку по ОП.04 «Электротехника», обеспечивает
организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля
демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.Формы и
методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются
образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный
зачет, который проводится в конце 1 семестра, позволяющий оценить знания, умения и
освоенные компетенции.
Оценка сформированных умений, компетенций, знаний производится по
разработанным критериям и соотносится с универсальной шкалой оценки, определяется
отметка и уровень освоения учебной дисциплины.
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

Для контроля обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), которые
утверждаются ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум».
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Раздел
(тема)
дисциплины

учебной

Результаты обучения
(освоенные
умения,
усвоенные знания)
Тема
1.1.Электрические знать:
- единицы измерения силы
цепи постоянного тока.
тока, напряжения, мощности
электрического тока,
сопротивления проводников;
- методы расчета и измерения
основных параметров
простых электрических,
цепей;
- свойства постоянного
электрического тока;
-принципы
последовательного и
параллельного соединения
проводников и источников
тока;

Формы и методы контроля
и
оценки
результатов
обучения
Самостоятельная
работа
№1(письменно)
Практическое занятие №1
— Лабораторная работа
— Решение задач.
Критерии
оценивания
самостоятельных,
практических
работ,
лабораторных работ

11

уметь:
-рассчитывать и измерять
основные
параметры
простых
электрических,
цепей.
Тема
1.2.Электрические Уметь:
-рассчитывать параметры
цепи переменного тока.
цепей переменного тока
Знать:
-параметры переменного
тока;
-свойства переменного тока;
-формы представления
электрических величин.
Знать:устройство и принцип
Раздел
действия крановых
2.Электротехнические
электродвигателей;
устройства.
Уметь: применять
Тема 2.1.Электрические
полученные знания при
машины.
пуске электродвигателей.
Тема
Знать:
2.2.Электроизмерительные - конструктивные и
технические характеристики
приборы.
электроизмерительных
приборов;
- условные графические и
буквенно-цифровые
обозначения
электроизмерительных
приборов;
-принципы действия,
устройство, область
применения и
классификацию
электроизмерительных
приборов.
Уметь:
- рассчитывать параметры,
составлять и собирать схемы
включения приборов при
измерении различных
электрических величин
электрических машин и
механизмов.
Тема 2.3. Аппараты
Знать:
Устройство и принцип
управления крановым
действия аппаратуры
оборудованием.
управления
Раздел3.Производство,
Знать:
распределение
и -схемы электроснабжения,
потребление электрической -способы экономии
электроэнергии.
энергии

Самостоятельная работа №2
устно)
Практическое занятие №2
- Решение задач.
Критерии
оценивания
самостоятельных,
практических работ.
Самостоятельная работа №3
Практическое занятие №3
 Решение задач.
Критерии
оценивания
самостоятельных,
практических работ.
Самостоятельная работа №4
(устно).
Практическое занятие №4
 Работа с источниками.
Критерии
оценивания
самостоятельных,
практических работ

Самостоятельная работа №5
(письменно)
Критерии
оценивания
самостоятельных работ.
Практическое занятие №5
 Конференция.
Критерии
оценивания
практических работ
12

Раздел
4.Электрооборудование для
грузоподъемных машин.
Тема
4.1.
Электрооборудование
крана автомобильного.

Знать:
-Требования допуска к
работе с
электрооборудованием.
-Техника безопасности при
работе с
электрооборудованием крана
автомобильного.
Уметь:
-проверять и
эксплуатировать
электрооборудование крана
автомобильного.

Самостоятельная
работа
№6(устно)
Практическое занятие №6
 Семинар.
Критерии
оценивания
самостоятельных,
практических работ

13

ПРИЛОЖЕНИЯ
Практические работы
1.1Лабораторная работа. Последовательное и параллельное соединение в схеме из
двух резисторов.
1.2. Расчет эквивалентного сопротивления электрической цепи с параллельным,
последовательным, смешанным соединением элементов.
2.1Изучение последовательного соединения элементов цепи переменного тока. Расчет
параметров.
2.2. Изучение участков цепи с активным, индуктивным, емкостным сопротивлением.
Расчет силы тока.
3. Изучение принципа действия электродвигателя .
4. Работа амперметра и вольтметра. Работа ваттметра.
5. Конференция. Электроэнергетические системы. Распределение и потребление
электрической энергии.
6.Измерениетока, напряженияимощностивцепяходнофазного и трехфазного
Переменноготока.
Самостоятельные работы
№
п/п
1

2

3
4
5

7

Содержание
Тема 1.1.Электрическое поле. Электрические цепи постоянного тока
Написать конспект «Роль электротехники в жизни современного
общества, в профессии.
Тема 1.2.Электрические цепи переменного тока.
Найти информацию в Интернете «Способы представления
синусоидальных токов, напряжений, ЭДС».Подготовить сообщение.
Тема 2.1.Электрические машины.
Подготовить презентацию «Синхронные машины постоянного тока».
Тема 2.2. Электроизмерительные приборы.
Создать доклад «Современные электроизмерительные приборы»
Тема 2.3.Аппаратура управления крановым электрооборудованием.
Изучить устройство и принцип работы автоматического выключателя и
контактора.
Тема 4.1. Электрооборудование крана автомобильного
Изучить нормативные документы:
типовой инструкции по охране труда при проведении
электротехнических работ (Инструкция РД 10-74-94)
Требования допуска к работе с электрифицированным инструментом и
оборудованием. Запрещенные действия при работе с
электроинструментами и оборудованием. Основные неисправности
электроинструментов и электрооборудования. Проверка и испытание
электроинструментов и оборудования.
ИТОГО

Количество
часов
2

2

2
2
2

2

12

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».