УПВ.02 Информатика

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее – ФГОС СПО) по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик), приказ
Минобрнауки России № 701 от 02 августа 2013г.; ФГОС СОО приказ N 413 от 17 мая 2012 г.
(изменения в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от
29.06.2017 N 613); Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Пронькина Светлана Владимировна, преподаватель информатики
ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»

2

Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .............................................................................................. 4
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ............... 6
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» ................... 6
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА» ............................................................................................................... 10
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА .... 10
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УВП.02 ИНФОРМАТИКА ....................................................... 15
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» ........................................ 20
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА» ............................................................................................................... 22
ЛИТЕРАТУРА ......................................................................................................................... 25
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ: ....................................................................................................................... 25
ПРИЛОЖЕНИЯ ....................................................................................................................... 27
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ........................................................................................ 27

3

1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета
«Информатика» предназначена для изучения информатике при подготовке
квалифицированных рабочих по профессии 23.01.07 Машинист крана
(крановщик) в ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»,
реализующем образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
СПО (ППКРС) на базе основного общего образования.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам
освоения учебного предмета «Информатика», в соответствии с
Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 №
06-259) и примерной программы
общеобразовательного
учебного
предмета
«Информатика»
для
профессиональных образовательных организаций, реализующих основную
профессиональную образовательную программу СПО на базе основного
общего образования с одновременным получением среднего общего
образования, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному
образованию. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.
Содержание
программы
общеобразовательной
учебного
предмета
«Информатика» направлено на достижение следующих целей:

обеспечение сформированности представлений о социальных, культурных
и исторических факторах становления информатике

обеспечение сформированности логического, алгоритмического и
математического мышления;

обеспечение сформированности умений применять полученные знания
при решении различных задач;

обеспечение сформированности представлений о информатике как части
общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и
изучать реальные процессы и явления;

обеспечение возможности успешного продолжения образования по
профессиям, связанным с осуществлением научной и исследовательской деятельности в
области информатике и смежных наук.

Использование приобретенных знаний и умений для решения
практических задач повседневной жизни и умений для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей жизни и возможность применения знаний
при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
Обеспечение возможности успешного продолжения образования по профессиям,
связанным с осуществлением научной и исследовательской деятельности в области
информатики
В программу УПВ.02 «Информатика» включено содержание, направленное на
формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
4

1.1Общая характеристика общеобразовательного учебного предмета
«Информатика»
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Информатика»
предназначена для изучения информатики в профессиональных образовательных
организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы СПО 23.01.07 Машинист крана (крановщик).
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях
протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о
методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые
информатикой,
рассматриваются
как
основа
создания
и
использования
информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых
технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой,
физикой,
химией,
биологией
курс
информатики
закладывает
основы
естественнонаучного мировоззрения.
При освоении профессий СПО технического профиля профессионального
образования информатика изучается углубленно учитывающая специфику осваиваемых
профессий на уровне ФГОС среднего общего образования. Это выражается в
содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем
программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических
занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.
Изучение информатики как углубленного общеобразовательного учебного
предмета, учитывающего специфику осваиваемых обучающимися профессий СПО,
обеспечивается:

выбором различных подходов к введению основных понятий;

формированием системы учебных заданий, обеспечивающих эффективное
осуществление выбранных целевых установок;

обогащением спектра стилей учебной деятельности за счет согласования с
ведущими деятельностными характеристиками выбранной профессии.
В основе учебного предмета «Информатика» лежит установка на формирование
у обучающихся системы базовых понятий информатики и представлений о современной
информационной картине мира, а также выработка умений применять ИКТ знания, как
в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа
создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) –
одного из наиболее значимых достижений современной цивилизации.
Изучение информатики предусматривает освоение учебного материала всеми
обучающимися, когда в основной школе обобщается и систематизируется учебный
материал по информатике в целях комплексного продвижения студентов в дальнейшей
учебной деятельности и профессиональной направленности. Особое внимание при этом
уделяется изучению практико-ориентированного учебного материала, способствующего
формированию у студентов общей информационной компетентности, готовности к
комплексному использованию инструментов информационной деятельности.
При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятельной
работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в
средствах массмедиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с
соответствующим оформлением и представлением результатов. Это способствует
формированию у студентов умений самостоятельно и избирательно применять
различные программные средства ИКТ, а также дополнительное цифровое
оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.),
пользоваться комплексными способами обработки и предоставления информации.
5

В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями,
практическими работами.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по завершении 4 семестра
в форме экзамена (Тест).
Программа содержит тематическое планирование, отражающее количество
часов, выделяемое на изучение УПВ.02 Информатика.
Программа общеобразовательного учебного предмета «Информатика» является
частью основной профессиональной образовательной программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.07 Машинист крана
(крановщик).
1.2 МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В
профессиональных
образовательных
организациях,
реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования, учебный предмет «Информатика»
изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
В учебных планах ППКРС учебный предмет «Информатика» входит в состав
учебных предметов по выбору, формируемых из обязательных предметных областей
ФГОС среднего общего образования, для профессии 23.01.07 Машинист крана
(крановщик).
1.3
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА»
Освоение содержания УПВ.02 Информатика обеспечивает достижение
обучающимися следующих результатов:
личностных

наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом
ресурсе развития личности, государства, общества;

понимание роли информационных процессов в современном мире;

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;

ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным
опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях
развития информационного общества;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми
в
процессе
образовательной,
общественно-полезной,
учебноисследовательской, творческой деятельности;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни
за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
метапредметных

владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»,
«алгоритм», «исполнитель» и др.;
6


владение информационно-логическими умениями: определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

владение основными универсальными умениями информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в
пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить
разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать»
таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать
информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму
представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность
модели объекту и цели моделирования;

ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного
информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация
изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических
объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и
использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие;
поиск и организация хранения информации; анализ информации).
предметных

формирование
информационной
и
алгоритмической
культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных
устройств;

формирование представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

развитие
алгоритмического
мышления,
необходимого
для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и
записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об
алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с
одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами —
линейной, условной и циклической;

формирование умений формализации и структурирования информации,
умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей
— таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;

7


формирование навыков и умений безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения
соблюдать нормы информационной этики и права.
В соответствии с ФГОС по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик).
формируются общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её
достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
Личностные УУД
Самоопределение (мотивация учения,
формирование
основ
гражданской
идентичности личности).
Смыслообразования( «какое значение,
смысл имеет для меня учение», и уметь
находить ответ на него).
Нравственно-этического
оценивания
(оценивание усваиваемого содержания,
исходя из социальных и личностных
ценностей, обеспечивающее личностный
моральный выбор).

Познавательные УУД
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
Логические
- анализ с целью выделения признаков
(существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей,
восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований
и критериев для
сравнения,
сериации,
классификации
объектов;
8

Коммуникативные УУД
Планирование
(определение
цели,
функций
участников,
способов
взаимодействия).
Постановка вопросов (инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации).
Разрешение конфликтов (выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его
реализация).
Управление
поведением
партнёра
точностью выражать свои мысли
(контроль, коррекция, оценка действий
партнёра умение с достаточной полнотой
и точностью выражать свои мысли).
Регулятивные УУД
Целеполагание (постановка учебной
задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимися, и
того, что ещё неизвестно).
Планирование
(определение
последовательности
промежуточных
целей с учётом конечного результата;
составление плана и последовательности
действий).
Прогнозирование
(предвосхищение
результата и уровня усвоения, его
временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа

- подведение под понятие, выведение
следствий;
-установление
причинно-следственных
связей;
построение
логической
цепи
рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия
постановки
и
решения
проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов
решения
проблем
творческого
и
поискового характера.

9

действия и его результата с заданным
эталоном
с
целью
обнаружения
отклонений и отличий от эталона)
Коррекция
(внесение
необходимых
дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона,
реального действия и его продукта).
Оценка
(выделение
и
осознание
учащимися того, что уже усвоено и что
ещё подлежит усвоению, осознание
качества и уровня усвоения).
Волевая саморегуляция (способность к
мобилизации сил и энергии; способность
к волевому усилию – к выбору в ситуации
мотивационного
конфликта
и
к
преодолению препятствий).

2. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА»
2.1 Количество часов на освоение программы учебного предмета
Вид учебной работы
Количество
часов
Максимальная учебная нагрузка
408
Аудиторная (обязательная) учебная нагрузка
272
в том числе: лекции
82
Пр. и лаб. работы
190
Самостоятельные работы
136
Промежуточная аттестация в форме экзамена
1. Информационная деятельность человека
1.1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития
технических средств и информационных ресурсов.
Практическое занятие
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные
ресурсы. Инсталляция и обновление программного обеспечение, Обработка
информации. Сбор и передача информации. Поиск и хранения информации. Оптическое
распознавания. Архивирование и сжатие информации
2. Информация и информационные процессы
2.1. Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты
различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления
информации. Представление информации в двоичной системе счисления.
Практическое занятие
Десятичная система счисления. Двоичная система счисления. Основы
алгоритмизации
Способы описания алгоритмов. Алгоритмы. Правила применения символов и
выполнение схем
Практическое занятие
Построение простых блок – схем алгоритмов программ. Построение блок – схем
с циклом. Решение задач с помощью блок – схем. Написание программ по блок –
схемам в среде Pascal. Написание программ по блок –схемам с циклом Pascal
3. Средства информационных и коммуникационных технологий
История и состав персонального компьютера. Архитектура ПК. Операционая
система. Процессор, системная плата. Определение основных характеристик. Структура
и виды компьютеров. Современные средства связи, записи звука и изображений,
рисунков и чертежей
Практическое занятие
Соединение
блоков
персонального
компьютера
межбу
собой.
Автоматизированное рабочее место. Установка ОС. Настройка ОС. Подключение и
настройка сети. Организация антивирусной защиты. Настройка антивирусной защиты.
Эксплуатационные требования к рабочему месту. Организация рабочего места.
Изучение состава системного блока. Изучение устройства принтера. Изучение принципа
работы принтера. Изучение принципа работы сканера. Сотовая мобильная связь
4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
Знакомства с программой Libre Office Cals. Знакомства с программой Libre Office
Base. Знакомства с программой Libre Office Writer. Знакомство с программами для
работы обьемных объектов.
Практическое занятие
10

Создание таблиц с расчетами. Формирование таблиц. Создание таблиц сложных
с расчетами. Абсолютные и относительные ссылки. Автозаполнение ячеек.
Группировка данных. Промежуточные итоги. Макросы и их возможности по
профессии. Создание баз данных. Поиск информации в базах данных. Составление
запросов в базах данных. Создание SQL-запросов. Создание документа. Основы
форматирования. Работа с макросами. Работа с заголовками и оглавлением.
Проектирование документа и его стили. Верстка страниц многострочного документа.
Добавление функциональности, используя расширения. Знакомство с программой
CorelDRAW. Работа в CorelDRAW. CorelDRAW создание объекта по профессии.
Создание графических объектов. Создание графических объектов. Перевод графических
объектов в программу редактор 3d моделей.
5. Телекоммуникационные технологии
Основы сайтостроения. Язык гипертекстовой разметки HTM. Коллективные
сетевые сервисы в Интернете. Компьютерная сеть как средство массовой
коммуникации. Методы создания и сопровождения Видеоконференция. Локальные
компьютерные сети. Облочный сервис
Google. Знакомство с программой
learningapps.org
Практическое занятие
HTML. HTML таблица. HTML гиперсылки. HTML создание личной страницы.
HTML создание личной страницы. Проверка орфографии и грамматики. Поисковая
служба Интернет. Создание компьютерной публикаций. Графическое представление
числовых данных по специальности. Математическая обработка числовых данных по
специальности. Организация сетевого тестирования. Настройка видео веб – сессий.
Настройка электронной почты. Создание резюме с помощью сайта для поиска работ.
Браузер. Интернет – магазин. Интернет – библиотека. Интернет – словарь. Интернеттурагентством. Интернет –СМИ. Создать рабочую станцию. Типы сетей. Топология
сети. Технические средства коммуникации. Сетевые протоколы.
Примерные темы рефератов (докладов)
1.
Умный дом.
2.
Коллекция ссылок на электронно-образовательные ресурсы на сайте
образовательной организации по профильным направлениям подготовки.
3.
Сортировка массива.
4.
Создание структуры базы данных библиотеки.
5.
Простейшая информационно-поисковая система.
6.
Конструирование программ.
7.
Создание структуры базы данных — классификатора.
8.
Простейшая информационно-поисковая система.
9.
Статистика труда.
10.
Графическое представление процесса.
11.
Проект теста по предметам.
12.
Создание структуры базы данных библиотеки.
13.
Тест по предметам.
14.
Простейшая информационно-поисковая система.
15.
Профилактика ПК.
16.
Инструкция по безопасности труда и санитарным нормам.
17.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста.
18.
Мой рабочий стол на компьютере»
19.
Администратор ПК, работа с программным обеспечением.
20.
Электронная библиотека.
21.
Мой рабочий стол на компьютере.
11

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.

Прайс-лист.
Оргтехника и специальность.
Мой рабочий стол на компьютере.
Электронная библиотека.
Оргтехника и специальность.
Ярмарка профессий.
Звуковая запись.
Музыкальная открытка.
Плакат-схема.
Эскиз и чертеж (САПР).
Реферат.
Ярмарка специальностей.
Реферат.
Статистический отчет.
Расчет заработной платы.
Бухгалтерские программы.
Диаграмма информационных составляющих.
Электронная тетрадь.
Журнальная статья.
Вернисаж работ на компьютере.
Электронная доска объявлений.
Резюме: ищу работу.
Защита информации.
Личное информационное пространство.
Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж.
Резюме: ищу работу.
Личное информационное пространство.
Дистанционный тест, экзамен.
Урок в дистанционном обучении.
Личное информационное пространство.
Резюме: ищу работу.

12

2.3.Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Поиск сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных
системах.
Классификация информационных процессов по принятому
основанию.
Выделение основных информационных процессов в реальных
системах Техника безопасности при работе с ВТ.
1.
Информационная деятельность человека
Информационная
Классификация информационных процессов по принятому
деятельность человека
основанию.
Владение системой базовых знаний, отражающих вклад
информатики в формирование современной научной картины
мира. Исследование с помощью информационных моделей
структуры и поведения объекта в соответствии с поставленной
задачей. Выявление проблем жизнедеятельности человека в
условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых
путей их разрешения.
Использование ссылок и цитирования источников информации.
Знание базовых принципов организации и функционирования
компьютерных сетей.
Владение нормами информационной этики и права.
Соблюдение
принципов
обеспечения
информационной
безопасности, способов и средств обеспечения надежного
функционирования средств ИКТ
2.
Информация и информационные процессы
2.1
Представление и Оценка информации с позиций ее свойств (достоверности, объекобработка информации тивности, полноты, актуальности и т.п.).
Знание о дискретной форме представления информации.
Знание способов кодирования и декодирования информации.
Представление о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире.
Владение компьютерными средствами представления и анализа
данных.
Умение отличать представление информации в различных системах счисления.
Знание математических объектов информатики.
Представление о математических объектах информатики, в том
числе о логических формулах
2.2 . Алгоритмизация и Владение навыками алгоритмического мышления и понимание
программирование
необходимости формального описания алгоритмов.
Умение понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня.
Умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц.
Реализация технологии решения конкретной задачи с помощью
конкретного программного средства выбирать метод ее решения.
Умение разбивать процесс решения задачи на этапы.
Определение по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм
2.3 . Компьютерное
Представление о компьютерных моделях.
Информатика

13

моделирование

Оценка адекватности модели и моделируемого объекта, целей моделирования.
Выделение в исследуемой ситуации объекта, субъекта, модели.
Выделение среди свойств данного объекта существенных свойств
с точки зрения целей моделирования
3.
Средства информационных и коммуникационных технологий
Архитектура
Умение анализировать компьютер с точки зрения единства его
компьютеров
аппаратных и программных средств.
Умение анализировать устройства компьютера с точки зрения
организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи,
вывода информации.
Умение определять средства, необходимые для осуществления
ин-формационных процессов при решении задач.
Умение анализировать интерфейс программного средства с
позиций исполнителя, его среды функционирования, системы
команд и системы отказов.
Выделение и определение назначения элементов окна программы
4.
Технологии создания и преобразования информационных объектов
Технологии создания и Представление о способах хранения и простейшей обработке
преобразования
данных. Владение основными сведениями о базах данных и
информационных
средствах доступа к ним; умение работать с ними.
объектов
Умение работать с библиотеками программ. Опыт использования
компьютерных средств представления и ана¬лиза данных.
Осуществление обработки статистической информации с
помощью компьютера.
Пользование базами данных и справочными системами
Компьютерные сети
Представление о типологии компьютерных сетей.
Определение программного и аппаратного обеспечения
компьютерной сети.
Знание возможностей разграничения прав доступа в сеть
5. Телекоммуникационные технологии
Телекоммуникационные Представление о способах хранения и простейшей обработке
технологии
данных. Владение основными сведениями о базах данных и
средствах доступа к ним; умение работать с ними.
Умение работать с библиотеками программ. Опыт использования
компьютерных средств представления и анализа данных.
Осуществление обработки статистической информации с
помощью компьютера.
Пользование базами данных и справочными системами

14

3 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УВП.02 ИНФОРМАТИКА
№
занятия

Тема занятия

Введение
Раздел 1. Информационная деятельность человека
1-2
Основные этапы информационного развития общества
3-4
Практическое занятие 1.1.Информационные ресурсы общества
5-6
Практическое занятие 1.2.Образовательные информационные ресурсы
7-8
Практическое занятие 1.3.Инсталляция и обновление программного обеспечение
9-10
Практическое занятие 1.4.Обработка информации
11-12
Практическое занятие 1.5.Сбор и передача информации
13-14
Практическое занятие 1.6.Поиск и хранения информации
15-16
Практическое занятие 1.7. Оптическое распознавания
17-18
Практическое занятие 1.8. Архивирование и сжатие информации
19-20
Практическое занятие 1.8. Решение задач по теме информация
Раздел 2. Информация и информационные процессы
21-22
Информация и ее свойства и виды
23-24
Этапы работы с информацией
25-26
Приемы работы с информацией
27-28
Подходы к измерению информации
29-30
Практическое занятие 2.1. Представление информации в различных системах счисление
31-32
Информация и моделирование
33-34
Цифры и числа. Десятичная система счисления.
35-36
Цифры и числа. Двоичная система счисления.
37-38
Практическое занятие 2.2. Десятичная система счисления.
39-40
Практическое занятие 2.3. Двоичная система счисления.
41-42
Практическое занятие 2.4. Основы алгоритмизации
43-44
Способы описания алгоритмов
45-46
Алгоритмы

Обязател
ьная
аудиторн
ая
нагрузка

В том
числе
ПР. и
ЛР.

36
2
2
2
2
2
2
2
2
2

18

38
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
22

Сам.
работы

С/р № 1
(4ч)
С/р № 2
(4ч)

С/р № 3
(6ч)
2

2
2
2

С/р № 4
(6ч)
С/р № 5
(6ч)

Уровен
ь
освоени
я

1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2

1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2

47-48
Практическое занятие 2.5. Построение простых блок – схем алгоритмов программ
49-50
Практическое занятие 2.6. Построение блок – схем с циклом
51-52
Правила применения символов и выполнение схем
53-54
Практическое занятие 2.7.Решение задач с помощью блок – схем
55-56
Практическое занятие 2.8. Написание программ по блок – схемам в среде Pascal
57-58
Практическое занятие 2.9. Написание программ по блок –схемам с циклом Pascal
59-60
Практическое занятие 2.10. Решение задач с циклом
61-62
Практическое занятие 2.11. Решение задач с циклом
Раздел 3.Средства информационных и коммуникационных технологий
63-64
История и состав персонального компьютера
Архитектура ПК
65-66
67-68

Операционая система

2
2
2
2
2
2

34
2

2
2
2
2
2
2
2
24

(14ч)

2

16

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

84
2
2

(10ч)

С/р № 7
С/р № 8
(6ч)
С/р № 9

2

69-70
Процессор, системная плата. Определение основных характеристик
71-72
Процессор, системная плата. Определение основных характеристик
73-74
Структура и виды компьютеров
75-76
Практическое занятие 3.1. Соединение блоков персонального компьютера межбу собой
77-78
Практическое занятие 3.2. Автоматизированное рабочее место
79-80
Практическое занятие 3.3. Установка ОС
81-82
Практическое занятие 3.4. Настройка ОС
83-84
Практическое занятие 3.5. Подключение и настройка сети
85-86
Практическое занятие 3.6. Организация антивирусной защиты
87-88
Практическое занятие 3.7. Настройка антивирусной защиты
89-90
Практическое занятие 3.8. Эксплуатационные требования к рабочему месту
91-92
Практическое занятие 3.9. Организация рабочего места
93-94
ИКТ и проектные технологии
95-96
Практическое занятие 3.10. Изучение состава системного блока
97-98
Практическое занятие 3.11. Изучение состава системного блока
99-100 Практическое занятие 3.12. Сборка персонального компьютера
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
101-102 Знакомства с программой Libre Office Cals
103-104 Практическое занятие 4.1.Создание таблиц с расчетами

С/р № 6

(4ч)
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
64
2

С/р №
10 (6ч)

С/р №
11 (4ч)
С/р №

1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2

1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
2-3
2-3
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2

12 (4ч)

С/р №

1-2
1-2

105-106
107-108
109-110
111-112
113-114
115-116
117-118
119-120
121-122
123-124
125-126
127-128
129-130
131-132
133-134
135-136
137-138
139-140
141-142
143-144
145-146
147-148
149-150
151-152
153-154
155-156
157-158
159-160
161-162
163-164
165-166
167-168
169-170

Практическое занятие 4.2. Формирование таблиц
Практическое занятие 4.3.Создание таблиц сложных с расчетами
Практическое занятие 4.4. Абсолютные и относительные ссылки
Практическое занятие 4.5. Автозаполнение ячеек
Практическое занятие 4.6. Группировка данных. Промежуточные итоги
Практическое занятие 4.7.Макросы и их возможности по профессии
Практическое занятие 4.8.Макросы и их возможности по профессии
Автоматизация обработки баз данных
Знакомства с программой Libre Office Base
Практическое занятие 4.9. Создание баз данных
Практическое занятие 4.10.Поиск информации в базах данных
Практическое занятие 4.11. Составление запросов в базах данных
Практическое занятие 4.12. Создание SQL-запросов
Автоматизация обработки текстового документа
Знакомства с программой Libre Office Writer
Практическое занятие 4.13. Создание документа
Практическое занятие 4.14. Основы форматирования
Практическое занятие 4.15. Работа с макросами
Практическое занятие 4.16. Работа с заголовками и оглавлением
Практическое занятие 4.17. Проектирование документа и его стили
Практическое занятие 4.18. Верстка страниц многострочного документа
Практическое занятие 4.19. Добавление функциональности, используя расширения
Компьютерная графика. Мультимедийная среда
Компьютерная графика. Мультимедийная среда
Практическое занятие 4.20. Создание и редактирования мультимедийных объектов
Знакомство с программами для работы обьемных объектов
Основные принципы работы с программой CorelDRAW
Практическое занятие 4.21. Знакомство с программой CorelDRAW
Практическое занятие 4.22. Работа в CorelDRAW
Практическое занятие 4.23. CorelDRAW создание объекта по профессии
Практическое занятие 4.24. CorelDRAW создание объекта по профессии
Практическое занятие 4.25. Создание графических объектов
Практическое занятие 4.26. Создание графических объектов
17

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2

13 (6ч)

С/р №
14 (12ч)

2
2
2
2
2
2
2

С/р №
15 (4ч)
С/р

2

№16
(6ч)

2
2
2
2
2
2

С/р №
17 (6ч)

1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
2-3
2-3
2-3
2-3
1-2
1-2

171-172 Практическое занятие 4.27 Перевод графических объектов в программу редактор 3d моделей
173-174 Современные средства связи, записи звука и изображений, рисунков и чертежей, оргтехники
175-176 Практическое занятие 4.29. Изучение устройства принтера
177-178 Практическое занятие 4.30. Изучение принципа работы принтера
179-180 Практическое занятие 4.31. Изучение принципа работы сканера
181-182 Цифровая фотография и ксерография
183-184 Практическое занятие 4.32. Цифровая и мобильная мобильная связь
Раздел 5.Телекоммуникационные технологии
184-186 Основы сайтостроения
Основы сайтостроения
187-188
189-190
191-192
193-194
195-196
197-198
199-200
201-202
203-204
205-206
207-208
209-210
211-212
213-214
215-216
217-218
219-220
221-222
223-224
225-226
227-228
229-230

2
2
2
2
2
2
2
92
2

2
2
2
2
2
2
2
2

Практическое занятие 5.7. Поисковая служба Интернет
Практическое занятие 5.8. Создание компьютерной публикаций
Графическое представление числовых данных по специальности
Математическая обработка числовых данных по специальности
Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации
Методы создания и сопровождения Видеоконференция.
Практическое занятие 5.9. Организация сетевого тестирования
Практическое занятие 5.10.Настройка видео веб - сессий
Практическое занятие 5.11.Настройка электронной почты
Практическое занятие 5.12.Создание резюме с помощью сайта для поиска работ
Практическое занятие 5.13. Браузер. Интернет - магазин
Практическое занятие 5.14. Интернет - библиотека

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2

2
2
2
2
62
С/р №
18(2ч)

2

Язык гипертекстовой разметки HTML
Практическое занятие 5.1. HTML
Практическое занятие 5.2. HTML таблица
Практическое занятие 5.3. HTML гиперсылки
Практическое занятие 5.4. HTML создание личной страницы
Практическое занятие 5.5. HTML создание личной страницы
Практическое занятие 5.6. Проверка орфографии и грамматики
Защита проекта
Коллективные сетевые сервисы в Интернете

18

2

2
2
2
2
2
2

С/р №
19 (10ч)
С/р №
20 (2ч)

2
2
2
2
2

2
2
2
2
2

С/р №
21 (6ч)

С/р №
22 (2ч)

1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2

231-232
233-234
235-236
237-238
239-240
241-242
243-244
245-246
247-248
249-250
251-252
253-254
255-256
257-258
259-260
261-262
263-264
265-266
267-268
269-270
271-272
Итого

Практическое занятие 5.15. Интернет - словарь
Практическое занятие 5.16. Интернет-турагентством.
Практическое занятие 5.17. Интернет -СМИ
Создание рабочей станцию
Локальные компьютерные сети
Практическая работа 5.18. Типы сетей
Практическое занятие 5.19. Топология сети
Технические средства коммуникации
Практическое занятие 5.20. Организация работы в сети
Практическое занятие 5.21. Сетевые протоколы
Практическое занятие 5.22. Облочный сервис Google
Практическое занятие 5.23. Работа в облочном сервисе - диск
Практическое занятие 5.24. Создание аккаунта в Google
Практическое занятие 5.25. Создание блогов с помощью Google
Практическое занятие 5.26. Геосервисы Google
Сервисы Google
Практическое занятие 5.27. Создание и работа в Google - документе
Практическое занятие 5.28. Создание и работа в Google - таблице
Практическое занятие 5.29. Создание и работа в Google - презентации
Практическое занятие 5.30. Знакомство с программой learningapps.org
Практическое занятие 5.31. Создание заданий по профессии в программе learningapps.org

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
272

2
2
2
2
2

С/р №
23 (2ч)

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

С/р №
24 (2ч)

С\р №
25 (4ч)

1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2

190
136
1 уровень - Ознакомительный (закрепление и систематизация знаний)
Фиксация основного содержания по дополнительной информации, обозначение выводов по полученной информации (что узнал
нового, новое отношение).
2 уровень – Репродуктивный (овладение новыми знаниями)
Воспроизведение, объяснение, демонстрация изученного со сравнительным анализом объектов, явлений, с выводами, аргументацией,
с вычленением главных и второстепенных признаков. Этот уровень предполагает выполнение работ: сообщение, реферат, эссе.
3 уровень – Продуктивный (исследование).

19

4
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Освоение программы учебного предмета Информатика предполагает наличие в
профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный
доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне-учебной деятельности
обучающихся.
В состав кабинета информатики входит лаборатория с лаборантской комнатой.
Помещение кабинета информатики должно удовлетворять требованиям санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено
типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе
специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для
выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
учебного предмета Информатика входят:
•компьютеры учащихся (рабочие станции) рабочее место педагога с модемом,
многофункциональный комплекс преподавателя;
•программное обеспечение для компьютеров на рабочих местах с системным
программным обеспечением
•технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции с CD
ROM (DVD ROM); рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная
сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на
рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат,
гарнитура, веб-камера, цифровой фотоаппарат, проектор и экран);
•наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты): «Организация рабочего
места и техника безопасности», «Архитектура компьютера», «Архитектура компьютерных
сетей», «Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые
инструменты (технические средства и информационные ресурсы)», «Раскладка клавиатуры,
используемая при клавиатурном письме», «История информатики»; схемы: «Моделирование,
формализация, алгоритмизация», «Основные этапы разработки программ», «Системы
счисления», «Логические операции», «Блок-схемы», «Алгоритмические конструкции»,
«Структуры баз данных», «Структуры веб-ресурсов», портреты выдающихся ученых в
области информатики и информационных технологии и др.);
•компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для
операционной системы Windows или операционной системы Linux), системами
программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы
учебного предмета «Информатика»;
•печатные и экранно-звуковые средства обучения;
•расходные материалы: бумага, картриджи для принтера и копировального аппарата,
диск для записи (CD-R или CD-RW);
•учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
•модели: «Устройство персонального компьютера», «Преобразование информации в
компьютере», «Информационные сети и передача информации», «Модели основных
устройств ИКТ»;
•вспомогательное оборудование;
•комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности;
•библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебного предмета Информатика, рекомендованные или
допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях,
20

реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен электронными образовательными
ресурсами: электронными энциклопедиями, словарями, справочниками по информатике,
электронными книгами научной и научно-популярной тематики и др.
В процессе освоения программы учебного предмета Информатика студенты должны
иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по информатике,
имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам,
тестам, материалам ЕГЭ и др.)

21

5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Образовательное учреждение ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум», реализующее подготовку по УВП.02 «Информатика», обеспечивает организацию
и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля демонстрируемых
обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы контроля по
учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и
доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств
(ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Оценка сформированных умений, компетенций, знаний производится по
разработанным критериям и соотносится с универсальной шкалой оценки, определяется
отметка и уровень освоения учебного предмета.
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
Отлично
4
Хорошо
3
Удовлетворительно
2
не удовлетворительно

Раздел, тема

Знать, уметь

Введение

Поиск сходства и различия
протекания информационных
процессов у человека, в
биологических, технических и
социальных системах.
Классификация
информационных процессов
по принятому основанию.
Выделение
основных
информационных процессов в
реальных системах Техника
безопасности при работе с
ВТ.
Классификация
информационных процессов
по принятому основанию.
Владение системой базовых
знаний, отражающих вклад
информатики в формирование
современной
научной

Информационная
деятельность человека

22

Формируемые
Компетенции,
УУД
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
УУД
ОК 1-ОК 6

Контроль,
формы,
методы
Вводный
контроль
текущий
контроль

Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
УУД
ОК 1-ОК 6

Практическая
работа № 1.11.8
(выполнение
заданий по
инструкции,
отчет).

картины мира. Исследование
с помощью информационных
моделей
структуры
и
поведения
объекта
в
соответствии с поставленной
задачей. Выявление проблем
жизнедеятельности человека в
условиях
информационной
цивилизации
и
оценка
предлагаемых
путей
их
разрешения.
Использование
ссылок
и
цитирования
источников
информации. Знание базовых
принципов организации и
функционирования
компьютерных сетей.
Владение
нормами
информационной этики и
права.
Соблюдение
принципов
обеспечения
информационной
безопасности, способов и
средств
обеспечения
надежного
функционирования
средств
ИКТ
Средства
Умение
анализировать
информационных
и компьютер с точки зрения
коммуникационных
единства его аппаратных и
технологий
программных средств.
Умение
анализировать
устройства компьютера с
точки зрения организации
процедур ввода, хранения,
обработки, передачи, вывода
информации.
Умение определять средства,
необходимые
для
осуществления
информационных процессов при
решении задач.
Умение
анализировать
интерфейс
программного
средства
с
позиций
исполнителя,
его
среды
функционирования, системы
команд и системы отказов.
Технологии создания и Умение
работать
с
преобразования
библиотеками
программ.
информационных
Опыт
использования
23

Критерии
оценивания
практических
работ.
КОС по
контрольной
работе.

Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
УУД
ОК 1-ОК 6

Тематическое
тестирование
(письменная
форма)
Практическое
занятие №3.1
– 3.10
(Выполнение
заданий
на
закрепление
знаний
и
умений,
расширение
знаний.
Письменная
форма)

Познавательные
Тематическое
Коммуникативные тестирование
Регулятивные
(письменная

объектов

компьютерных
средств УУД
представления и анализа ОК 1-ОК 6
данных.
Осуществление
обработки
статистической информации с
помощью компьютера.
Пользование базами данных и
справочными системами

Телекоммуникационные Представление о способах
технологии
создания и сопровождения
сайта.
Представление
о
возможностях
сетевого
программного обеспечения.
Планирование
индивидуальной
и
коллективной деятельности с
использованием программных
инструментов
поддержки
управления проектом.
Умение
анализировать
условия
и
возможности
применения
программного
средства
для
решения
типовых задач

24

Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
УУД
ОК 1-ОК 6

форма)
Практическое
занятие
№
4.1 – 4.32
(Выполнение
заданий
на
закрепление
знаний
и
умений,
расширение
знаний.
Письменная
форма)
Тематическое
тестирование
(письменная
форма)
Практическое
занятие
№
5.1-5.20
(Выполнение
заданий
на
закрепление
знаний
и
умений,
расширение
знаний.
Письменная
форма)

ЛИТЕРАТУРА
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНЫХ
ИЗДАНИЙ,
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ,
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Для студентов
1.
Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ:
Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического
профилей: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С.
Цветковой. — М., 2017
2.
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для
студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2016
3.
Великович Л.С., Цветкова М.С. Программирование для начинающих:
учеб.издание. — М., 2017.
4.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л.
А.Залогова — М., 2018.
5.
Логинов М.Д., Логинова Т.А. Техническое обслуживание средств
вычислительной техники: учеб.пособие. — М., 2020.
6.
Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки
к ЕГЭ / под ред. М.С.Цветковой. — М., 2019.
7.
Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.В. Информационная
безопасность: учеб.пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2018.
8.
Назаров С.В., Широков А.И. Современные операционные системы:
учеб.пособие. — М., 2011.
9.
Новожилов Е.О., Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2019.
10.
Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б.Г. Программирование: Основы
алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б.Г.Трусова. — М., 2016.
11.
Сулейманов Р.Р. Компьютерное моделирование математических задач.
Элективный курс: учеб.пособие. — М.: 2020
12.
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2019.
13.
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для
профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2019.
14.
Шевцова А.М., Пантюхин П.Я. Введение в автоматизированное
проектирование: учеб.пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы
АДЕМ. — М., 2019.
Интернет-ресурсы
1.
www.fcior.edu.ru(Федеральный
центр
информационно-образовательных
ресурсов — ФЦИОР). www.school-collection.edu.ru(Единая коллекция цифровых
образовательных
ресурсов).
www.intuit.ru/studies/courses(Открытые
интернет-курсы
«Интуит» по курсу «Информатика»).
2.
www.lms.iite.unesco.org(Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по
информационным технологиям).
3.
http://ru.iite.unesco.org/publications(Открытая электронная библиотека «ИИТО
ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
4.
www.megabook.ru(Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука /
Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
5.
www.ict.edu.ru(портал «Информационно-коммуникационные технологии в
образовании»).
6.
www.digital-edu.ru(Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового
образования»).
7.
www.window.edu.ru(Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Российской Федерации).
8.
www.freeschool.altlinux.ru(портал Свободного программного обеспечения).
www.heap.altlinux.org/issues/textbooks(учебники
и
пособия
по
Linux).
25

www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice(электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и
практика»).

26

ПРИЛОЖЕНИЯ
№
п/п

1

2

3

4

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Содержание
Раздел 1.Информационная деятельность человека
Решение задач.
№ 1 Сообщение записано с помощью алфавита, содержащего 8 символов. Какое
количество информации несет одна буква этого алфавита?
№ 2 Информационный объем одного символа некоторого сообщения равен 6 битам.
Сколько символов входит в алфавит, с помощью которого было составлено это
сообщение?
2. Составить сообщение «Разные подходы к измерению информации»
Составить каталог «Система счисления»
1.
Заполнить таблицу от 1 до 15.
Десятичная
Двоичная
Восьмеричная
Шестнадцатеричная
система
система
система
система
1
Решение задач на перевод чисел из одной системы счисления в другую
1.
Прочитайте внимательно
https://www.sites.google.com/site/informatika1011kl/sistemy-scislenia-1
Решить задачи на перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Выполните вычитание чисел.
1.
10000010012-1111101002;
2.
11110001012-11001101012;
3.
1100110101,12-1011100011,012;
4.
1501,348-1374,58;
5.
12D,316-39,616.
Переведите числа в десятичную систему счисления.
а) 11001110012;
б) 100111012;
в) 1111011,0012;
г) 110000101,012;
д) 1601,568;
е) 16E,B416.
Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и
шестнадцатеричную системы счисления.
а) 737;
б) 92;
в) 934,25;
г) 413,5625;
д) 100,94.
В следующей таблице приведены первые 17 числе нескольких систем счисления:
Основание
«10»
0 1 2 3 4
5
6
7 8 9 10 11 12 13 14 15
16
«2»
0 1 10 11 100 101 110 111 …
«8»
0 1 2 3 4
5
6
7 10 11 12 13 14 15 16 17
20
«16»
0 1 2 3 4
5
6
7 8 9 A B C D E F
10
Раздел 2 Информация и информационные процессы
Подготовить сообщение «Алгоритмы».
27

Кол
–во
часов
4

4

6

6

5

Параметры для создания сообщения:
верхнее поле – расстояние между верхним краем страницы и верхним краем первой
строки на странице (обычно в документах 2 см);
нижнее поле – расстояние между нижним краем страницы и нижним краем последней
строки на странице (2 см);
левое поле- расстояние между левым краем страницы и левым краем всех строк, не
имеющих отступа по левому краю (2,5-3 см);
правое поле – расстояние между правым краем страницы и правым краем всех строк,
не имеющих отступа по правому краю (1,5 см).
На странице различают следующие структурные элементы:

основной текст;

верхний и нижний колонтитулы;

сноски.
Форматирование абзацев
Выравнивание абзацев можно выполнить по левому краю, по правому краю, по
центру, по ширине (двустороннее выравнивание) с помощью кнопок выравнивания
Шрифт: Times New Roman Cyr - шрифт с засечками на концах символов.
Размер (кегль) — средняя высота символа, измеряется в пунктах 14 (пт)
Решение задач с программой блок – схема.
6
Найти результат работы алгоритма:

Дана блок-схема алгоритма, найти рещения.

Раздел 3. Средства ИКТ
28

6

Решение таблиц в программе «Libre Office Cals».
10
Задание 1. Ввод чисел в рабочую таблицу.
1.
Переименуйте Лист 2, дав ему новое имя – Задание 1. Откройте лист Задание 1.
2.
Введите соответствующие значения в ячейки:
3.
A
B
C
D
Е
1
2501000000 (123)
-123
0 1/3
0 1/2
30,000000005123,4567123,4567123,4567123,4567
4
123,4567123,4567123,4567123,4567
Задание 2. Заполнение соседних ячеек одинаковыми данными.
1.
Переименуйте Лист 3, дав ему новое имя – Задание 2. Откройте лист
Задание 2.
2.
Введите в ячейку А1 текст (например, Утро). Вновь выделите ячейку А1.
Рамка выделения имеет в правом нижнем углу утолщение в виде прямоугольника. Это
так называемый маркер заполнения.
3.
Подведите указатель мыши к маркеру заполнения. Добейтесь, чтобы указатель
мыши принял вид тонкого черного креста. Удерживая нажатой левую кнопку мыши,
переместите указатель на несколько ячеек вниз.
4.
В ячейки С1 – С5 введите расписание уроков на сегодня.
5.
Выделите блок ячеек (С1 - С5), рамка выделения имеет общий маркер
заполнения.
6.
Протащите маркер заполнения на несколько ячеек вправо. Отрегулируйте
ширину столбцов.
7.
Выделите все блоки ячеек, кроме С1-С5 и удалите данные из этих ячеек
(Delete).
Задание 3. Использование списков для автозаполнения.
1.
В одну из ячеек введите название вашего любимого месяца.
2.
Протащите маркер заполнения на несколько ячеек вниз. Вместо ожидаемого
копирования произошло заполнение ячеек в соответствии с последовательным
списком месяцев года. В Excel есть несколько списков заготовок (например, дата,
время и т.п.).
3.
Удалите все месяцы, кроме одного.
4.
Выделите месяц и протащите маркер заполнения вверх.
5.
Выделите месяц и протащите маркер вправо, а затем влево.
6.
Сделайте подобное заданию 5.5, предварительно задав: дату - 29.02.2000,
время - 13:25:44.
Задание 4. Задание правила для заполнения.
1.
Иногда возникает необходимость заполнять соседние ячейки не одинаковыми
данными, а в соответствии с каким-либо правилом. Самым распространенным
примером может служить обычная нумерация (для нумерации столбцов или строк).
2.
В ячейку D5 введите число 1. В ячейку D6 введите число 2.
3.
Выделите обе ячейки и протащите общий маркер заполнения вниз на
несколько ячеек. Как произошло заполнение ячеек?
4.
Повторите все действия предыдущего задания, только протащите маркер
заполнения не вниз, а вверх, вправо, влево.
5.
По аналогии с предыдущим примером составьте последовательности:
нечетных чисел, четных чисел, чисел, кратных трем.
6.
В ячейку E5 введите дату 06.10.2001. В ячейку E6 - 06.11.2001. Отметьте обе
ячейки и протяните маркер заполнения на несколько ячеек вниз. Как произошло
заполнение ячеек?
7.
Введите в ячейку F5 слово ИСТИНА. В ячейку F6 - слово ЛОЖЬ. Выделите
29

7

8

9

обе ячейки и протяните маркер заполнения на несколько ячеек в любую из сторон.
Как произошло заполнение ячеек?
8.
В любую ячейку введите название дня недели. Выделите эту ячейку и
протащите маркер заполнения в одну из сторон. Как произошло заполнение ячеек?
Создание таблиц в базе данных.
Создать Базу данных, из ниже перечисленных таблиц.

Создание документов в программе Libre Office Writer.
Набрать текст из 10000 тысяч символов и выполнить редактирование по образцу.
1. Установить следующие параметры документа: ориентация – книжная; поля – по 3
см; интервал - 1,15; выравнивание – по ширине; размер шрифта – 12; тип шрифта –
Times New Roman.
2. Создайте новый документ, скопируйте в него набранный текст и установите для
нового документа следующие параметры: ориентация – альбомная; поля – по 2,5 см;
интервал - 2; выравнивание – по ширине; размер шрифта – 15; тип шрифта – Courier
New.
Задание 2
1. Создайте таблицу «Сведения о студентах», состоящую из 6 строк и 5 столбцов.
2. Ознакомьтесь с текстов и дайте название столбцам.
3. Заполните ее следующими сведениями:
1) Иванов Иван Иванович, 11.04.1996, ул. Климасенко, 13-15
2) Петрова Лидия Ивановна, 25.10.1997., пер. Черского, 32
3) Быков Алексей Ильич, 12.10.1998, ул. Кирова, 75-89
4) Мухин Олег Андреевич, 20.07.1995, ул. Центральная, 50-29
5) Григорьева Наталья Дмитриевна, 30.07.1995, ул. Батюшкова, 16-41
4. Добавьте в таблицу еще 5 строк.
5. Заполните эти строки сведениями о своих одногруппниках.
6. Выполните выравнивание ячеек – по центру.
7. Для каждой строки задайте индивидуальный цвет шрифта.
Составить кроссворд на тему «Этапы развития технических и информационных
средств»
Форма выполнения задания – письменный или печатный кроссворд. (28 слов)
Требования к созданию кроссворда в MS Word.
 Наличие сетки.
 Наличие нумерации.
 Наличие грамотно сформулированных заданий к кроссворду.
 Наглядное оформление и расположение кроссворда на странице.
30

14

6

4

Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
10 Вычислить обьема информации, применяя формулы.
6
S
P1  1 *100% , где S1 – сумма архивных текстовых файлов (WinZip), S0– сумма
S0
исходных текстовых файлов.
S
P2  2 *100% , где S2 – сумма архивных текстовых файлов (WinRar), S0– сумма
S0
исходных текстовых файлов
S
P3  3* *100% , где S3 – сумма архивных графических файлов (WinZip), S 0* – сумма
S0
исходных графических файлов.
S
P4  *4 * 100% , где S4 – сумма архивных графических файлов (WinRar), S 0* –– сумма
S0
исходных графических файлов
Архиваторы
WinZip
WinRar

11
12
13

Размер
исходных
файлов

Текстовые файлы:
1. Документ1.doc
11,3 МБ
10,9 МБ
12,1 Мб
2. Документ2.doc
16,9 МБ
17,1 МБ
17,4 МБ
3. Документ3.doc
710,2 МБ
0,63 ГБ
0,7 ГБ
Графические файлы:
1. Зима.jpg
122 МБ
120,4 МБ
124 Мб
2. Лето.jpg
368,7 МБ
371 МБ
391 МБ
3. Рябина.bmp
22,4 МБ
19,8 МБ
22,8 МБ
4. Рассвет.bmp
11,9 МБ
13101,9 КБ
13107,2 КБ
Процент сжатия текстовой
Р1=?
Р2=?
информации (для всех файлов)
Процент сжатия графической
Р3=?
Р4=?
информации (для всех файлов)
Составить таблицу «Архитектура ПК».
4
Составить схему «Виды программного обеспечения».
4
Подготовить сообщение «Многообразие внешних устройств для ПК» 3 страницы
6
Параметры для создания сообщения:
верхнее поле – расстояние между верхним краем страницы и верхним краем первой
строки на странице (обычно в документах 2 см);
нижнее поле – расстояние между нижним краем страницы и нижним краем последней
строки на странице (2 см);
левое поле- расстояние между левым краем страницы и левым краем всех строк, не
имеющих отступа по левому краю (2,5-3 см);
правое поле – расстояние между правым краем страницы и правым краем всех строк,
не имеющих отступа по правому краю (1,5 см).
На странице различают следующие структурные элементы:

основной текст;

верхний и нижний колонтитулы;

сноски.
Форматирование абзацев
Выравнивание абзацев можно выполнить по левому краю, по правому краю, по
31

14

15

16

центру, по ширине (двустороннее выравнивание) с помощью кнопок выравнивания
Шрифт: Times New Roman Cyr - шрифт с засечками на концах символов.
Размер (кегль) — средняя высота символа, измеряется в пунктах 14 (пт)
Запись видео с настройкой ОС
12
Параметры видео
1.
Формат – AVI
2.
Продолжительность ролика не менее 30 минут.
3.
Соотношение сторон (16:9)
Сообщение правила организации рабочего места.
4
Параметры для создания сообщения:
верхнее поле – расстояние между верхним краем страницы и верхним краем первой
строки на странице (обычно в документах 2 см);
нижнее поле – расстояние между нижним краем страницы и нижним краем последней
строки на странице (2 см);
левое поле- расстояние между левым краем страницы и левым краем всех строк, не
имеющих отступа по левому краю (2,5-3 см);
правое поле – расстояние между правым краем страницы и правым краем всех строк,
не имеющих отступа по правому краю (1,5 см).
На странице различают следующие структурные элементы:

основной текст;

верхний и нижний колонтитулы;

сноски.
Форматирование абзацев
Выравнивание абзацев можно выполнить по левому краю, по правому краю, по
центру, по ширине (двустороннее выравнивание) с помощью кнопок выравнивания
Шрифт: Times New Roman Cyr - шрифт с засечками на концах символов.
Размер (кегль) — средняя высота символа, измеряется в пунктах 14 (пт)
Реферат на тему «Работа оргтехники».
6
Написание реферата требует придерживаться и требований, которые
предъявляются к его оформлению:
- текст пишется на листах формата А4
- шрифт для написания работы должен быть черного цвета, Times New Roman
размером 12-14пт.
- междустрочный интервал задается либо полуторный, либо двойной
- необходимо сделать отступы, где верхние и нижние поля будут равны 2см, левое
поле -3 см, правое -10 см
- каждый абзац должен начинаться с красной строки, отступ который задается 1,25 см
- текст выравнивается по ширине, а названия глав пишутся посередине
- недопустимо переносить слова
- после написания названия глав и заголовков точка не ставится
- обязательно проставить нумерацию страниц арабскими цифрами в центре нижней
части листа
- по объему реферат не должен превышать 20 страниц
- каждая новая глава работы обязательно должна начинаться с чистого листа.
Каждый реферат имеет четко определенную структуру:
- титульный лист, который оформляется в соответствии с требованиями учебного
заведения
- содержание, где прописываются все главы и номера страниц, на которых они
расположены
- введение – это часть работы, где автор указывает цели, задачи, актуальность
выбранной темы
- основная часть, в которой излагается материал по теме
32

17

18
19
20

21
22

- в заключительной части работы прописываются выводы, сравнения, высказывается
точка зрения на рассматриваемую проблему
- в самом конце прописывается список литературы и источников, которые были
изучены при написании реферата
- приложения, если таковые имеются.
Сообщение на тему HTML
Параметры для создания сообщения:
верхнее поле – расстояние между верхним краем страницы и верхним краем первой
строки на странице (обычно в документах 2 см);
нижнее поле – расстояние между нижним краем страницы и нижним краем последней
строки на странице (2 см);
левое поле- расстояние между левым краем страницы и левым краем всех строк, не
имеющих отступа по левому краю (2,5-3 см);
правое поле – расстояние между правым краем страницы и правым краем всех строк,
не имеющих отступа по правому краю (1,5 см).
На странице различают следующие структурные элементы:

основной текст;

верхний и нижний колонтитулы;

сноски.
Форматирование абзацев
Выравнивание абзацев можно выполнить по левому краю, по правому краю, по
центру, по ширине (двустороннее выравнивание) с помощью кнопок выравнивания
Шрифт: Times New Roman Cyr - шрифт с засечками на концах символов.
Размер (кегль) — средняя высота символа, измеряется в пунктах 14 (пт)
Раздел 5.Телекоммуникационные технологии
Создать сайт по профессии
Создать буклет на тему «Производительная деятельность»
Подготовить доклад «Современная компьютерная графика и мультимедийная среда».
Параметры для создания сообщения:
верхнее поле – расстояние между верхним краем страницы и верхним краем первой
строки на странице (обычно в документах 2 см);
нижнее поле – расстояние между нижним краем страницы и нижним краем последней
строки на странице (2 см);
левое поле- расстояние между левым краем страницы и левым краем всех строк, не
имеющих отступа по левому краю (2,5-3 см);
правое поле – расстояние между правым краем страницы и правым краем всех строк,
не имеющих отступа по правому краю (1,5 см).
На странице различают следующие структурные элементы:

основной текст;

верхний и нижний колонтитулы;

сноски.
Форматирование абзацев
Выравнивание абзацев можно выполнить по левому краю, по правому краю, по
центру, по ширине (двустороннее выравнивание) с помощью кнопок выравнивания
Шрифт: Times New Roman Cyr - шрифт с засечками на концах символов.
Размер (кегль) — средняя высота символа, измеряется в пунктах 14 (пт)
Создание графических объектов по профессии
Создать презентацию «Современные браузеры».
1. Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
2. Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть
представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя,
отчество автора; МБОУ, где работает автор проекта и его должность.
33

4

10
2
2

6
2

3. Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы
(моменты) урока-презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке
можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
4. Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное
количество объектов на слайде, цвет текста.
5. Последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список
литературы.
23

Создать презентацию «Сети».
1. Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
2. Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть
представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя,
отчество автора; МБОУ, где работает автор проекта и его должность.
3. Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы
(моменты) урока-презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке
можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
4. Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное
количество объектов на слайде, цвет текста.
5. Последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список
литературы.

Произвести установку и настройку электронной почты и фильтров.
Инструкция. https://neumeka.ru/settings_mail.html
25 Создать задания в learningapps.org
Итого
1.
24

34

2

2
4
136


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».