Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Основы проектной деятельности», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). Рабочая программа выполнена на основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Основы проектной деятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г.). Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Конева Ирина Валерьевна, преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 Паспорт программы учебного предмета ДУП.01 Основы проектной деятельности ............... 4 1.1 Область применения программы ............................................................................................ 4 1.2 Место предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы4 1.3 Цели и задачи учебного предмета .......................................................................................... 5 1.4 Количество часов на освоение учебного предмета ............................................................... 5 2 Структура и содержание учебного предмета ............................................................................... 8 2.1 Объем учебного предмета и виды учебной работы .............................................................. 8 2.2 Учебный тематический план и содержание учебного дпредмета ДУП.01 Основы проектной деятельности ................................................................................................................ 8 3 Условия реализации программы учебного предмета ................................................................ 10 3.1 Материально-техническое обеспечение .............................................................................. 10 3.2 Информационное обеспечение обучения ........................................................................... .10 4 Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета ................................................. 11 1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ДУП.01 ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Область применения программы Рабочая программа учебного предмета является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 08.01.07 "Мастер общестроительных работ" В предмете «Основы проектной деятельности» используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые позволяют научить обучающихся анализировать получаемые знания, сделать их более практикоориентированными. Данный курс учитывает профессиональную направленность и является пропедевтическим для выполнения ВКР. Содержание программы учебного предмета «Основы проектной деятельности» направлено на достижение следующих целей: развитие исследовательской компетентности обучающихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебноисследовательской и проектной деятельности; формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся; развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей; развитие навыков самостоятельной научной работы; совершенствование умения следовать требованиям к представлению и оформлению материалов научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу; формирование культуры работы с используемыми материалами; дальнейшее развитие аргументации и культуры рассуждения; умение представлять и защищать свою работу; владение основами методологии исследовательской и проектной деятельности; знание структуры и правила оформления исследовательской и проектной работы; владение формулировки темы проектной работы, доказывать ее актуальность; владение умением составлять индивидуальный план проектной работы; умение выделять объект и предмет проектной работы; умение определять цель и задачи проектной работы; умение работать с различными источниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме; определение и применение на практике методов исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования; грамотное оформление теоретических и экспериментальных результатов проектной работы; владение рецензированием чужой проектной работы. 4 1.2 Место предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы Общеобразовательная учебная дисциплина «Основы проектной деятельности» относится к дополнительным дисциплинам общеобразовательного учебного цикла и принадлежит к дополнительной предметной области ФГОС СОО. 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностноориентированного образования и индивидуального подхода к каждому обучающемуся, сделали популярными новые методы обучения. Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов в частности. Таким образом, актуальность данного курса обусловлена потребностью государства в активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном гражданине общества. Отличительная особенность курса состоит в том, что дисциплина «Основы проектной деятельности» представляет собой индивидуальный проект, выполняемый обучающимся в рамках одной или нескольких учебных дисциплин, что обеспечивает приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной). В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Индивидуальный проект является логическим завершением проектной системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека. Перед каждым обучающимся стоит задача продемонстрировать уже не отдельные навыки, а умение выполнить работу самостоятельно от начала и до конца. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года под руководством преподавателя по выбранной теме, в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного, иного. В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии, творческие проекты). Обучающиеся должны владеть понятиями: проблема, цель, задачи, анализ, эксперимент, библиография, курсовой проект, дипломный проект, гипотеза исследования, моделирование, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, теория, факт, эксперимент. Все виды работ подразделяются на лекционные занятия и практические работы и самостоятельное изучение. Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера. В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится семинар с представлением и защитой исследовательского проекта. Изучение дисциплины завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе 5 освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) и при подготовке квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС). Цели и задачи предмета – требования к результатам освоения дисциплины: Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» на профильном уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей: в направлении личностного развития − формирование личностного, профессионального, жизненного самоопределения; − развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования; − воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; − формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; − развитие интереса к творчеству; в метапредметном направлении − развитие целеполагания и планирования; − выделение и формулирование познавательной цели; − поиск и выделение необходимой информации; − применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; − умение структурировать знания; − умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; − выбор наиболее эффективных способов решения задач; − извлечение необходимой информации; − планирование сотрудничества в поиске и сборе информации; − владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. − формирование общих способов интеллектуальной деятельности, являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; в предметном направлении − отработка навыков научно-исследовательской, аналитической и проектной работы; − выделение основных этапов создания проекта; − представления о научных методах, используемых при создании проекта; − изучение способов анализа и обобщения полученной информации; − получение представления об обще логических методах и научных подходах; − получение представления о процедуре защиты индивидуального проекта. Задачами курса являются: − овладение познавательными интересами; − развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей; − формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе; − способность осознания целей проектной деятельности; − умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств; − интеллектуальное развитие; − формирование качеств мышления, необходимых для продуктивной жизни в обществе 6 Данная рабочая программа способствует формированию общих компетенций: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках; ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. 1.4 Количество часов на освоение учебного предмета Объем образовательной программы 58часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, консультаций 22 часа. 7 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1 Объем учебного предмета и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия лекций Консультации Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Количество часов 58 36 20 16 22 2.2 Учебный тематический план и содержание учебного предмета ДУП. 01. Основы проектной деятельности Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся (если предусмотрены) 1 Введение 2 Содержание учебного материала 2 Проект как один из видов самостоятельной деятельности обучающегося В том числе практических занятий 4 Практическое занятие 1: Проектирование в профессиональной деятельности Раздел 1. История развития и становления проектной деятельности как научной дисциплины Тема 1.Проектная Содержание учебного материала деятельность в 6 Зарождение и появление проектной деятельности ,методы проекта зарубежной и В том числе практических занятий отечественной Практическое занятие 2: Заполнить таблицу методы проекта в зарубежной и отечественной 8 науки педагогике Содержание учебного материала Тема 2. Требования 10 особенности и структура проекта. Виды проектов: реферативный, практический и опытнок подготовке проекта экспериментальный 12 Требования к содержанию и направленности проекта. Планирование проекта. Этапы проекта. В том числе практических занятий 14 Практическое занятие 3: Особенности работы над проектом Коли честв о часов 3 4 2 2 2 12 4 2 2 2 Уровень освоения 4 1-2 2 2 2 2 8 2 2 2 4 2 2-3 Практическое занятие 4:Этапы проекта. Визитная карточка проекта Раздел 2. Этапы работы над индивидуальным проектом Тема 3. Содержание учебного материала Подготовительные 18 Выбор направления проектирования. Критерии оценки проекта работы Выбор темы. Требования к выбору и формулировке темы. Определение степени значимости 20 темы проекта. В том числе практических занятий 22 Практическое занятие 5: Формулирвка темы, определение типа проекта Тема 4. Содержание учебного материала 24 работа над План и структура проекта. Выполнение проекта учебным проектом: В том числе практических занятий разработка и 26 Практическое занятие 6: Формулировка актуальности, целей и задач проекта планирование 28 Практическое занятие 7: Работа над собственным проектом проекта Раздел 3. Подготовка к публичной защите проекта Тема 5. Содержание учебного материала Общие требования 29 Оформление пояснительной записки. Презентация проекта. Публичная защита к оформлению и В том числе практических занятий защите проекта 30 Практическое занятие 8: Составление письменного отчета 31 Составление письменного отчета 32 Практическое занятие 9: Презентация проекта. Оформление слайдов в программе PowerPoint 33 Презентация проекта. Оформление слайдов в программе PowerPoint 34 Практическое занятие10: Составление защитного слова 35 Составление защитного слова 36 Дифференцированный зачет Всего: 16 9 2 12 6 2 2-3 2 2 2 2 6 2 4 2 2 8 8 1 6 1 1 1 1 1 1 1 36 2 2 2 2 2 2-3 2-3 2-3 2-3 2-3 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3.1 Материально-техническое обеспечение Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета: Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: доска учебная; компьютеризированное рабочее место преподавателя; оборудование для просмотра слайд-презентаций; столы, стулья для обучающихся на 25 человек; шкафы для хранения дидактического материала; 3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы: Основные источники: 1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2016. 2. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. 3. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Научно-исследовательская работа студента: Технология написания и оформления доклада, реферата, курсовой и выпускной квалификационной работы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2018. 4. Пастухова И.П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. Дополнительные источники: 1. Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В.Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2011 2. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. Ярославль: Академия развития, 2008. -торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2011. 3. Научно - методический журнал «Исследовательская работа школьников», Издательский дом «Народное образование» №1 2010 с.54. Михеева С.В. Становление субъектной позиции младшего школьника в проектно-исследовательской деятельности 4. «Школьный психолог», № 14. 2006. с.2 Издательский дом «Первое сентября». Михеева С.В. Поисково-исследовательская экспедиция в школе. Интернет-ресурсы: http://eor.edu.ru, Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.stepanenkova.ru, Язык и стиль научной работы 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения. Для текущего контроля и промежуточной аттестации создан фонд оценочных средств (ФОС). ФОС включает в себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки. В контроле за знаниями, умениями и навыками обучающихся применяется промежуточный контроль: − самостоятельные работы на 15 - 20 минут по каждой теме предмета для осуществления текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся, в качестве дополнительных упражнений, а также с целью самоподготовки; − зачеты по теоретической части для проверки теоретических заданий по данной теме; − тематические тесты для проверки усвоения теоретических знаний по теме, путем применения тестовых заданий в различных формах: задания с готовыми ответами, задания со свободным кратким ответом, задания на дополнение высказывания. Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица). Качественная оценка индивидуальных образовательных Процент результативности достижений (правильных ответов) 90 ÷ 100 80÷89 70÷79 менее 70 балл (отметка) 5 4 3 2 вербальный аналог отлично хорошо удовлетворительно не удовлетворительно