Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее ФГОС СПО) по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», приказ Минобрнауки
России № 1569 от 09декабря 2016 г
Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Пронькина Светлана Владимировна
2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .... 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................ 6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ...........................12
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ...........................14
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
1.1.Область применения программы
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
является
частью
основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
43.01.09 «Повар, кондитер».
1.2.
Место
дисциплины
образовательной
программы:
«Информационные
технологии
в
структуре
основной
общепрофессиональная
в
профессиональной
профессиональной
дисциплина
деятельности»
ОП.10
входит
в
общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Код ПК, ОК
ОК 1.
ОК 02, ОК 03.
ОК 05
ОК 06
Умения
использовать технологии сбора,
размещения,
хранения,
накопления, преобразования и
передачи
данных
в
профессионально
ориентированных
информационных системах;
использовать
в
профессиональной деятельности
различные виды программного
обеспечения, в том числе
специального;
применять компьютерные и
телекоммуникационные средства
Знания
основные
понятия
автоматизированной обработки
информации
общий состав и структуру
персональных
электронновычислительных
машин
и
вычислительных систем
состав, функции и возможности
использования
информационных
и
телекоммуникационных
технологий в профессиональной
деятельности. методы и средства
сбора, обработки, хранения,
передачи
и
накопления
информации. основные методы
и
приемы
обеспечения
информационной безопасности
Описывать значимость своей Сущность
гражданскопрофессии.
Презентовать патриотической
позиции.
структуру
профессиональной Общечеловеческие ценности
деятельности по профессии
Правила поведения в ходе
выполнения профессиональной
деятельности
4
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося
– 52 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка
- 32 часа;
- самостоятельная работа внеаудиторная нагрузка
20 часов
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА
2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы
52
в том числе:
теоретическое обучение
14
лабораторные занятия
практические занятия
18
самостоятельная работа
20
Промежуточная аттестация в форме
зачета
6
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объе
м
часов
Осваиваемые
элементы
компетенций
1
2
3
4
ОК 1-7,9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.1-6.5
Тема
1.
Понятие Содержание учебного материала
информационных
и
коммуникационных
технологий,
их 1
Описывающее различные устройства, механизмы, способы,
классификация и роль в
алгоритмы обработки информации. Подходы к понятию
обработке информации
информации и измерению информации. Информационные
объекты различных видов. Универсальность дискретного
(цифрового) представления информации.
Тема 2. Назначение и Содержание учебного материала
принципы
использования
Совокупность программ, позволяющих осуществить на
системного и прикладного 1
компьютере автоматизированную обработку информации.
программного обеспечения.
2
Тема
3.
Технические Содержание учебного материала
средства:
классификация
1
Классификация периферийных устройств. Инсталляция
компьютеров,
программного обеспечения.
периферийных
устройств
компьютера
2
Тема
6
4.
Программное Содержание учебного материала
2
2
2
2
ОК 1-7,9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.1-6.5
ОК 1-7,9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.1-6.5
ОК 1-7,9,10
обеспечение:
1
ПР Операционная система. Графический интерфейс
классификация, назначение.
пользователя. Операционная система. Графический интерфейс 2
Операционная
система:
пользователя. Объединение компьютеров в локальную сеть.
функции, состав, основные
Организация работы пользователей в локальных компьютерных
виды. Файловая структура
сетях.
организации данных.
Самостоятельная работа обучающихся.
4
Применение электронных коммуникаций в профессиональной
деятельности
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.1-6.5
Тема
5.
Организация, Содержание учебного материала
структура
электронных
таблиц.
Ввод
данных. 1
Основные возможности электронных таблиц. Использование
Оформление
таблицы.
возможностей электронных таблиц в профессиональной
Выполнение расчетов с
деятельности: решение профессиональных задач; решение
использованием формул и
экономических задач.
функций.
Построение
графиков и диаграмм
Практическая работа 1. Ввод данных. Оформление таблицы.
Выполнение расчетов с использованием формул и функций.
Построение графиков и диаграмм
Тема 6. Основные элементы Содержание учебного материала
электронных таблиц,
1
Основные возможности Open Office.org
режимы работы. Создание
форм, заполнение.
Практическая работа 2. Основные элементы электронных таблиц,
Организация запросов
режимы работы. Создание форм, заполнение. Организация запросов
ОК 1-7,9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.1-6.5
Самостоятельная работа обучающихся.
Работа с документом сложной структуры – сообщение.
2
2
4
2
ОК 1-7,9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.1-6.5
2
8
Тема 7. Создание таблицы
калорийности и цены
продуктов. Создание
таблицы цены продуктов
Содержание учебного материала
Работа с файлами и каталогами: создание, перемещение,
копирование, удаление, поиск, переименование, сохранение,
восстановление.
Практическое занятие 3. Расчёт сырья на одну порцию средствами
электронных таблиц. Использование возможностей электронных
таблиц для расчета проекта рецептуры и калорийности блюда.
2
1
2
Тема 8. Представление
Содержание учебного материала
информации. Сбор, и анализ
информации
1
Использование возможностей электронных таблиц в
профессиональной деятельности: решение профессиональных
задач; решение экономических задач.
2
Тема 9. Текстовые
процессоры
Содержание учебного материала
1
Основные возможности текстового редактора и издательских
систем. Использование возможностей текстового редактора в
профессиональной деятельности.
Практическое занятие 4. Создание деловых документов в текстовом
редакторе. Оформление текстовых документов, содержащих таблицы.
6
Самостоятельная работа обучающихся.
Создание таблицы калорийности и цены продуктов
4
Содержание учебного материала
2
Тема 10. Обработка данных
2
2
ОК 1-7,9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.1-6.5
ОК 1-7,9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.1-6.5
ОК 1-7,9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.1-6.5
ОК 1-7,9,10
9
средствами табличного
процессора Microsoft Excel
по профессии
1
Основные возможности электронных таблиц. Использование
возможностей электронных таблиц в профессиональной
деятельности: решение профессиональных задач; решение
экономических задач.
Практическое занятие 5. Создание электронной книги. Организация
расчётов в табличном процессоре.
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.1-6.5
2
Тема 11. Обработка данных Содержание учебного материала
средствами
табличного
процессора Microsoft Excel
1
Работа с файлами и каталогами: создание, перемещение,
по профессии
копирование, удаление, поиск, переименование, сохранение,
восстановление.
Практическое занятие 6. Применение смешанных ссылок для расчёта
пищевой ценности блюд. Изменение цвета ячеек в зависимости от
содержимого.
Тема 12. Создание таблицы Содержание учебного материала
калорийности и цены
1
Работа с файлами и каталогами: создание, перемещение,
продуктов с помощью
копирование, удаление, поиск, переименование, сохранение,
Microsoft Excel
восстановление.
2
Практическое занятие 7. Применение смешанных ссылок для расчёта
продуктов на заданное количество порций и расчёта сырья по плану
меню.
Самостоятельная работа обучающихся.
Решение задач и упражнений по образцу; решение ситуационных
производственных (профессиональных задач).
2
2
8
ОК 1-7,9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.1-6.5
ОК 1-7,9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.1-6.5
6
10
Тема 13. Создание таблицы
калорийности и цены
продуктов с помощью
Microsoft Excel
Тема 14. Расчеты в
Microsoft Excel по пофессии
Содержание учебного материала
2
Основные возможности электронных таблиц. Использование
возможностей электронных таблиц в профессиональной
деятельности: решение профессиональных задач; решение
экономических задач.
Практическое занятие 8. Использование возможностей электронных 2
таблиц для расчета проекта рецептуры и калорийности блюда.
Содержание учебного материала
8
1
Основные возможности электронных таблиц. Использование
возможностей электронных таблиц в профессиональной
деятельности: решение профессиональных задач; решение
экономических задач.
Практическое занятие 9. Подготовка отчёта. Связи между файлами и
консолидация данных.
1
Самостоятельная работа обучающихся.
Выявление дополнительных возможностей электронных таблиц.
ЗАЧЕТ
ИТОГО
ОК 1-7,9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.1-6.5
ОК 1-7,9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.1-6.5
2
4
2
52
11
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Освоение программы учебной дисциплины «Информатика» предполагает
наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором
имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного
занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
учебной дисциплины «Информатика» входят:
•
технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции
с CDROM (DVDROM); рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная
сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на
рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, проектор и экран);
•
компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением,
системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой
теме программы учебной дисциплины «Информатика»;
•
расходные материалы: бумага, картриджи для принтера, диск для записи (CDRили CD-RW);
•
инструкции по технике безопасности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе .
Основные источники:
1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) : учеб.
посо-бие / Н.Г. Плотникова. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 124 с. — (Среднее
профессио-нальное образование). — http://znanium.com/catalog/product/760298
2. Информатика : учебник / И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н.В. Тарасова. — 2-е
изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 384 с. — (Среднее
профессио-нальное образование). http://znanium.com/catalog/product/958521
3. Михеева Е.В., Титова О.И., Информационные технологии в профессиональной
деятельности:. Учебное пособие – М., 2019
Дополнительные источники:
1.
Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум
для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей:
учеб. по¬собие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С. Цветковой.
— М., 2013
2.
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М., 2012
3.
Великович Л.С., Цветкова М.С. Программирование для начинающих: учеб.
издание. — М., 2011.
4.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л.
А.Залогова — М., 2011.
5.
Логинов М.Д., Логинова Т.А. Техническое обслуживание средств
вычислительной техники: учеб. пособие. — М., 2010.
12
6.
Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к
ЕГЭ / под ред. М.С.Цветковой. — М., 2013.
7.
Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.В. Информационная безопасность:
учеб. пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2013.
8.
Назаров С.В., Широков А.И. Современные операционные системы: учеб.
пособие. — М., 2011.
9.
Новожилов Е.О., Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013.
10.
Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б.Г. Программирование: Основы
алгоритми-зации и программирования: учебник / под ред. Б.Г.Трусова. — М., 2014.
11.
Сулейманов Р.Р. Компьютерное моделирование математических задач.
Элективный курс: учеб. пособие. — М.: 2012
12.
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014.
13.
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для
профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М.,
2014.
14.
Шевцова А.М., Пантюхин П.Я. Введение в автоматизированное проектирование:
учеб. пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы АДЕМ. — М.,
2011.
Интернет-ресурсы
1.
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
— ФЦИОР). www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных
ре-сурсов). www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу
«Ин-форма¬тика»).
2.
www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по
ин-форма¬ционным технологиям).
3.
http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО
ЮНЕ-СКО» по ИКТ в образовании).
4.
www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука /
Мате-матика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
5.
www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в
образова-нии»).
6.
www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового
обра-зова¬ния»).
7.
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Российской Фе¬дерации).
8.
www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения).
www.heap.altlinux.org/issues/textbooks
(учебники
и
пособия
по
Linux).
www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и
практика»).
13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
Знание:
•
базовые системные
программные продукты в
области профессиональной
деятельности;
• состав, функции и
возможности использования
информационных и
телекоммуникационных
технологий в
профессиональной
деятельности;
• методы и средства сбора,
обработки, хранения,
передачи и накопления
информации;
•
основные методы и
приемы
обеспечения
информационной
безопасности
Умения:
•
обрабатывать
текстовую и табличную
информацию;
•
использовать
технологии
сбора,
размещения,
хранения,
накопления, преобразования
и передачи данных в
профессионально
ориентированных
информационных системах;
•
использовать
в
профессиональной
деятельности
различные
виды
программного
обеспечения,
•
применять
компьютерные
и
телекоммуникационные
средства;
Критерии оценки
Формы и методы
оценки
Полнота ответов, точность
формулировок.
Не менее 75% правильных
ответов.
Актуальность
темы,
адекватность
результатов
поставленным целям,
адекватность
применения
профессиональной
терминологии
Текущий контроль
при проведении:
-устного опроса;
-тестирования;
-письменного опроса;
-тестирования;
- оценки результатов
внеаудиторной
(самостоятельной) работы.
Промежуточная
аттестация
в форме зачета в виде:
- оценка теста
Правильность,
полнота
выполнения
заданий,
точность
формулировок,
точность
расчетов,
соответствие требованиям
Адекватность,
оптимальность
выбора
способов действий, методов,
техник,
последовательностей
действий и т.д.
Точность
оценки,
самооценки выполнения
Соответствие требованиям
инструкций, регламентов.
Рациональность действий и
т.д.
Текущий контроль:
- оценка заданий для
внеаудиторной
(самостоятельной) работы
- оценка демонстрируемых
умений,
выполняемых
действий
в
процессе
практических/лабораторных
занятий
14
обеспечивать
информационную
безопасность;
•
применять
антивирусные
средства
защиты информации;
•
осуществлять поиск
необходимой информации
•
15