Приложение 30
ОПОП по специальности
23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных,
строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 09 ОХРАНА ТРУДА
Сухой Лог
2025
Рабочая программа учебного предмета «Охрана труда» для специальности среднего
профессионального образования технического профиля специальность 23.02.04 «Техническая
эксплуатация подъемно–транспортных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)».
Программа учебного предмета разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
23.02.04 «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин
и оборудования (по отраслям)» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 08
февраля 2024 г. № 81. Зарегистрировано в Минюсте России 19.03.2024 № 77562
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчики: Насонов Сергей Дмитриевич , преподаватель ГАПОУ
СО
«Сухоложский многопрофильный техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С
КОМПОНЕНТАМИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
.
4
2. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
14
4. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
16
2
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 ОХРАНА ТРУДА
1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной
программы начального профессионального образования по рабочей профессии 23.02.04
Техническая эксплуатация подъемно- транспортных, строительных, дорожных машин и
оборудования
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Охрана труда» является частью общепрофессионального цикла
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности “Техническая
эксплуатация подъемно-транспортных, дорожных и строительных машин и оборудования” (по
отраслям).
Учебная дисциплина «Охрана труда» обеспечивает формирование профессиональных и
общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности “Техническая
эксплуатация подъемно-транспортных, дорожных и строительных машин и оборудования” (по
отраслям).
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины- требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- проводитьанализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной
деятельности;
- использовать экобиозащитные и противопожарные средства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной
деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в структурном
подразделении (на предприятии).
Коды общих компетенций в соответствии с ФГОС
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства, поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей,
в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений,
применять стандарты антикоррупциоонного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях;
3
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня
физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 66 часов, в том числе:
обязательная учебная аудиторная нагрузка обучающегося – 56 часов;
самостоятельная работа обучающегося - 2 часа.
практическая подготовка - 24 часов
промежуточная аттестация – 2 часа
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия и лабораторные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.
5
Количество
часов
66
56
24
2
2
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1.
Организационные
вопросы охраны
труда. Основы
трудового
законодательства
РФ, подзаконные
акты, правила и
инструкции.
Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся
Объемв
часах
2
3
4
Содержание учебного материала
Содержание статей Конституции РФ, Трудовой Кодекс РФ, Основ законодательства по
охране труда. Переработки исверхурочные. Длительность рабочего дня и рабочей
недели. Перерывы в работе и отпуск. Труд женщин и молодежи.
Содержание основных ГОСТов, СНиПов, способы применения основных
положений. Контроль за соблюдением положений и требований подзаконных актов,
наказание инженерно- технических работников за нарушение этих требований.Органы
государственного и общественного контроля и обязанности.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие № 1: Основные положения законодательства об охране труда
на автотранспортном предприятии.
Практическое занятие № 2: Организация работы по охранетруда на автотранспортном
предприятии».
Тема 2. Обучение
работающих,
инструктажи,
аттестация,
обязанности и
ответственность
рабочих и ИТР.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
Формы и методы организации безопасных условий труда на участке. Рациональная
организация рабочих мест. Содержание и порядок проведения инструктажей на
рабочем месте. Содержание инструкций по охране труда натиповых рабочих местах по
всем отделениям и участкам эксплуатационной базы.Обязанности и ответственность
работников за нарушения в области охраны труда, эксплуатации объектов повышенной
опасности, а также за нарушения режимов течения технологических процессов,
приведших к загрязнению окружающейсреды. Специальные инструктажи и их
6
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК.1-ОК.09
2
4
2
2
2
2
ОК.1-ОК.09
Тема 3.Анализ
производственног
о травматизма,
расследования и
учетнесчастных
случаев.
Тема 4.
Анализ системы
«Человек –
производственная
среда». Влияние
микроклимата,
характеристика
тяжести труда.
оформление.Режим рабочего времени, его темп и ритм. Перерывы в работе. Гарантии и
компенсации работникам.Общегосударственные и отраслевые правила и нормы по
охране труда.Административная, дисциплинарная или уголовная ответственность
должностных лиц, виновных в нарушении законодательных или иных нормативных
правовых актов по охране труда, в невыполнении обязательств установленных
коллективным договором, а также чинивших препятствия в деятельности
представителей государственного и общественного надзора. Ответственность
работодателя за вред. Виды возмещения вреда.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
Понятие о производственном травматизме. Причины травм на предприятиях по ремонту
и эксплуатации СДМ. Виды травм.Основные направления и мероприятия по
предупреждению травм на производстве. Понятия о профессиональных заболеваниях и
их причины.Методы исследования и изучения причин травматизма и профессиональных
заболеваний. Закономерности и показатели травматизма. Положение о расследовании и
учете несчастных случаев на производстве. Особенности расследования групповых
несчастных случаев и несчастных случаев с тяжелым исходом. Основные технические и
организационныемероприятия по профилактике травматизма. Формы и содержание
основных документов, заполняемых при расследовании и учете несчастных случаев на
производстве.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
Антропометрические, физиологические, психофизические возможности человека по
основам физиологии, психологии и эргономике труда. Классификация работ по тяжести
с точки зрения энергетических затрат, напряженности нервной нагрузкии условиям
производственной среды. Гигиеническая классификация труда. Механизм
терморегуляции человека и его действие при неблагоприятных параметрах
микроклимата. Опасные сочетания параметров микроклимата. Опасные сочетания
параметров микроклимата, выходящих за допустимые пределы. Нормирование
параметров микроклимата. Понятие о рабочем месте, рабочей зоне, зоне дыхания,
постоянстве и непостоянстве рабочих мест. Приборы контроляпараметров
7
2
ОК.1-ОК.09
2
-
2
2
ОК.1-ОК.09
Тема 5.Вредные
вещества ввоздухе
рабочей зоны.
микроклимата. Методы и способы защиты человека при неблагоприятных параметрах
микроклимата. Вентиляция и отопление промышленных зданий капитальных и
временных.Требования к территории предприятия, взаимному расположению зданий и
сооружений, к устройству зданий. Санитарно- защитные зоны. Санитарно- бытовые
помещения внутри зданий и на территории предприятий. Требования и нормы выдачи
спецодежды и индивидуальных средств защиты. Требования к водоснабжению и
канализации. Контроль за состоянием микроклимата. Основные способы нормализации
микроклимата.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
Классификация пыли. Источники образования пыли и поступление ее в приземные
слои воздуха (ПДСУ, АБЗ,ЦБЗ). Действие пыли на организм человека. Методы и
способы борьбы с пылью на АБЗ и ЦБЗ. Газообразные и жидкие вредные вещества,
источники возникновения, характер поступления в воздух рабочей зоны,
классификация, первичное и вторичноедействие на человека. Комбинированное
действие вредных веществ, нормирование содержания вредных веществ. Методы и
способы предотвращения загрязнения воздуха рабочей зоны. Системы, обеспечения
параметров микроклимата и состава воздуха:отопление, вентиляция,
кондиционирование, устройство и требования к ним; организация; проектирование и
основы расчета; оборудование; контроль содержания вредных веществ в воздухе
рабочей зоны; методы и средства борьбы с вредными веществами в воздухе рабочей
зоны.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие №3 : Измерение концентрации пыли в воздухе рабочей зоны..
-
4
10
2
Практическое занятие № 4: Оценка уровня загрязнения и класса опасности
4
Практическое занятие № 5 Разработка плана мероприятий по нормализации воздуха
рабочей зоны и выбор средств защиты человека
Самостоятельная работа обучающихся:
8
4
4
-
ОК.1-ОК.11
ПК 1.1-ПК 1.2
ПК 2.1-ПК. 2.3
ПК 3.1- ПК 3.2
ПК 3.6, ПК 3.7
Тема 6.
Методы защиты от
вредных веществ в
воздухе рабочей
зоны.
Тема 7.
Производственное
освещение.
Содержание учебного материала
Естественная вентиляция (аэрация), принцип ее действия и область применения. Основы
расчета и определение кратностивоздухообмена. Механическая вентиляция и область
применения. Организация общеобменной и местной вентиляции.
Принцип действия приточной и вытяжной вентиляции. Приточно- вытяжная вентиляцияспособы ее организации с учетом частичного регулирования тепла. Приточно- вытяжная
вентиляция с полной рекуперацией тепла и воздухоподготовкой. Промышленные
кондиционеры. Основы расчета принудительной вентиляции методом суммирования
потерь напора по контуру вентиляционной схемы.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
Светотехнические единицы и понятия. Спектральный состав солнечного света.
Требования к системам освещения. Нормирование естественного и искусственного
освещения. Организация естественного и искусственного освещения, источники питания,
способы подключения. Источники искусственного света, их сравнительная
характеристика. Конструкция люминесцентных, натриевых, ртутных, эритемных ламп.
Светильники- конструкция, область применения. Основы расчета естественного
освещения, определение потребной площади боковых оконных проемов и зенитных
фонарей. Выбор типа светильников и определение их потребного числа.Действие
инфракрасного и ультрафиолетового излучения на организм человека; методы и
способы защиты. Приборыконтроля освещения. Покраска интерьера, ее влияние на
психофизические нагрузки на человека, рациональная цветовая гамма покраски деталей
интерьера.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие № 6 : «Оценить освещение на рабочих местах, выполнить
оценку достаточности освещения и разработать план мероприятий по нормализации
освещения рабочих мест».
Практическое занятие № 7 : Изучить устройство, принцип освещения
рабочих мест.
9
2
ОК.1-ОК.9
2
-
2
2
6
2
2
ОК.1-ОК.09
Практическое занятие № 8: Изучить устройство, принцип действия и способы
использования контрольно- измерительных приборов.
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
Тема 8.
Производственный Механические колебания, виды вибраций на СДМ, их воздействие на оператора,
шум и вибрация
параметры вибрации, нормирование, вибрационная болезнь, теоретические основы
борьбы с вибрацией, мероприятия по снижению уровня вибрации, конструкция и основы
расчета виброизолирующих и вибродемпфирующих устройств, виброзащищенное
сидение оператора .Акустические колебания. Постоянный и переменный шум.
Параметры шума, действие шума на организм человека,нормирование. Аудиометрия.
Инфразвук, возможные уровни. Ультразвук, контактное и акустическое воздействие
ультразвука, нормирование акустического воздействия. Профессиональные заболевания
от воздействия шума, инфразвука и ультразвука. Опасность их совместного воздействия.
Методы и способы борьбы с шумом.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Самостоятельная работа обучающихся:
Тема 9.
Содержание учебного материала
Электробезопаснос
ть
Воздействие электрического тока на организм человека, напряжение прикосновения,
шаговое напряжение, неотпускающий ток, ток фибрилляции. Влияние других
параметров. Виды травматических последствий в результатедействия электротока.
Электрошок и опосредованный травматизм. Электроопасность цепей с глухозаземленной
и изолированной нейтралью. Методы и способы защиты человека от поражения
электротоком. Требования нормативных документов к режимуэксплуатации
электроустановок и применение средств индивидуальной и коллективной защиты. Расчет
защитного заземления. Категорирование производственных помещений, виды работ и
ручного электроинструмента по электробезопасности. Молниезащита, принципы
действия и устройство различных систем молниезащиты башенных и козловых кранов.
Электротравматизм прямой и опосредованный, посттравматическая патология.
Оказание первой помощи пострадавшим.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
10
-
2
2
ОК.1-ОК.9
2
2
2
4
ОК.1-ОК.09
Практическое занятие №9 :«Измерить сопротивление промышленного заземления,
оценить эффективность, рассчитать потребное числозаземляющих электродов»
Тема 10.
Безопасная
эксплуатация
грузоподъемных
средств,
энергетического
оборудования,
сосудов под
давлением
Тема 11.
Безопасная
эксплуатация
землеройнотранспортных
машин (ЗТМ)
4
-
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
2
Безопасная эксплуатация объектов подконтрольных Гостехнадзору. Классификация
объектов. Нормативные требованияк обслуживающему персоналу. Требования и
правила безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением.
Техническое освидетельствование сосудов. Грузоподъемные краны. Требования к
инженерно-техническому персоналу, контролирующему эксплуатацию кранов. Правила
безопасной эксплуатации кранов, техническое освидетельствование,возможные
неисправности, методы их предупреждения и их устранения, устойчивость стреловых
кранов, обучение машинистов и стропальщиков Испытания, проверка соответствующего
оборудования. Правила строповки и обвязки, правила складирования и организация
складских площадок. Требования безопасной эксплуатации грузоподъемных средств на
краю откосов, котлованов ,траншей, в опасной и охранной зоне ЛЭП.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Самостоятельная работа обучающихся:
«Разработать инструкцию по охране труда для машинистов стреловых кранов».
Содержание учебного материала
Требования к безопасному ведению работ бульдозерами, скреперами ,
автогрейдерами и экскаваторами при разработкегрунтов. Требования безопасного
ведения работ при возведении насыпей бульдозерами и скреперами. Условия
безопасного ведения погрузочных работ экскаваторами. Требования безопасности при
профилировании откосов автогрейдерами. Разработка и согласование схем
перебазирования крупногабаритных ЗТМ на трейлерах в пределах городской черты.
Инструкции по безопасному проведению работ при выполнении мероприятий по
техническому обслуживанию и текущему ремонту непосредственно на рабочих
объектах.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
11
ОК.1-ОК.09
2
-
1
2
2
-
ОК.1-ОК.9
Самостоятельная работа обучающихся:
Тема 12.
Основы
безопасности
технологических
процессов
Безопасная
эксплуатация
технологического
оборудования в
ремонтных
мастерских
-
Содержание учебного материала
Основные требования по безопасной эксплуатации оборудования. Автоматизация,
роботизация и механизация производственных процессов, как одно из важнейших
средств создания безопасных условий труда. Рациональное размещение оборудования.
Основные направления в обеспечении безопасности работы механического и
технологического оборудования. Герметичность оборудования. Предохранительные,
блокировочные и сигнализирующие устройства, их характеристика и принцип
действия. Требования к органам управления технологического оборудования.
Металлическая, абразивная и полимерная пыль, сварочная аэрозоль как вредные и
опасные факторы зоны ТО и ТР , ремонтных мастерских. Способы защиты от этих
факторов. Техника безопасности при работе ручным электро-, пневмо-,
гидроинструментом при разборке и сборке машин в профилакториях. Меры
безопасности при испытаниях узлов и агрегатов после ремонта.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Тема 13.
Основы пожарной
профилактики
Горение,
пожароопасные
свойства веществ,
причины пожаров
напроизводстве
Самостоятельная работа обучающихся:
Содержание учебного материала
Виды горения и пожароопасные свойства веществ. Температура самовозгорания,
воспламенения, самовоспламенения. Взрывы смесей газов и паров с воздухом:
пределы взрыва, температура взрыва, температурные пределы воспламенения,
температура вспышки. Взрывы смесей пыли с воздухом. Причины взрывов в цехах
ремонтных мастерских и ремонтныхзаводов.Понятие об огнестойкости и
возгораемости строительных конструкций. Особенности пожаров на предприятиях по
ремонту и эксплуатации СДМ, а так – же в складских помещениях. Производственные
источники воспламенения, их характеристика и причины образования. Основные
причины возникновения пожара. Классификация помещений по пожаро– и
взрывоопасности. Развитие пожара, стадии пожара, температура пожара,
тепловыделение на всех стадиях развитияпожара.
12
2
ОК.1-ОК.09
2
-
2
ОК.1-ОК.09
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Самостоятельная работа обучающихся:
«Составить характеристики производственных источников воспламенения».
Курсовой проект (работа) - не предусмотрен учебным планом
Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовым проектом (работой) - не предусмотрена
учебным планом
Консультация
Промежуточная аттестация
Всего:
13
-
1
2
6
66
-
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации учебной дисциплины
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по
«Безопасности жизнедеятельности и охраны труда»
Оборудование учебного кабинета:
1.Стол учительский -1 шт. 2. Стул Учительский – 1 шт. 3. Стол ученический -15 шт. 4.
Стул ученический -30 шт. 5. Классная доска -1 шт. 6. Мультимедийный проектор -1 шт. 7.
Экран – 1 шт. 8. Телевизор LG – 1 шт. 9. DVD – 1 шт.10.Компьютер-1 шт. 11. Принтер – 1 шт.
12.Макеты АК-74(ММГ)-2 шт. 13. Макет противогаза ГП-5 шт. 14. Пневматическое оружие-2
шт.15.Оружейная комната. 16. Наглядные пособия. 17. Респиратор-3шт. 18. Средства
индивидуальной защиты – 3шт. 19.Общевойсковой защитный комплект- 1шт. 20. Дозиметр.
21.Люксметр.22. Комплект учебно-наглядных пособий . 23. Раздаточный материал.
24.Мультимедийные пособия. 25.Робот-тренажёр для отработки навыков первой доврачебной
помощи.-1шт. 26.Огнетушители порошковые-3шт. .27.Оогнетушители пенные-3шт.
28.Огнетушители
углекислотные-2шт.
29.Медицинская
аптечка-1шт.30.Приборы:
радиационной разведки; химической разведки; компас; визирная линейка; пакеты
противохимические индивидуальные ИПП-11; сумки и комплекты медицинского имущества
для оказания первой медицинской, доврачебной помощи; УМК «Защита в чрезвычайных
ситуациях», содержание практической части комплекса:
Виртуальные
31.Тренажеры Практические задания Учебное видео; Тренажерный комплекс
«Индивидуальные средства защиты. Правила использования», содержание практической части
комплекса:
Практические флеш-задания
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1 - В.Е. Секирников. Охрана труда на предприятиях автотранспорта. Издательство
«Академия» 2020.
Электронные издания (электронные ресурсы)
Смирнова Е.Э. Безопасность жизнедеятельности. Проведение лабораторного
практикума по охране труда [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.Э. Смирнова, Л.А.
Гурьева. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2021. — 122 c. — 978-5-9227-0686-5. —
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74322.html.
Дополнительные источники
Конституция РФ;
Трудовой кодекс РФ.
Охрана труда. Девисилов В.А. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум, 2020. - 512 с.
Докторов, А.В. Охрана труда на предприятиях автотранспорта: Учебное пособие /
- А.В. Докторов, О.Е. Мышкина. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 272
14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине,
обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля
демонстрируемых обучающимися знаний и умений. Текущий контроль проводится
преподавателем в процессе выполнения практических работ, самостоятельных заданий. Формы
и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются
образовательным учреждением и доводится до сведения обучающихся в начале обучения.
Текущий контроль знаний проводится преподавателем на любом из видов учебных
занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя из специфики учебной
дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой
промежуточной
аттестации
по
учебной
дисциплине
является
дифференцированный зачет, который проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных
средств(ФОС). ФОС включает в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия индивидуальных образовательных
достижений. Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе
промежуточной аттестации.
Результаты
Методы
Критерии оценивания
обучения
оценки
Усвоенные знания:
Оценка
Критерии оценки устного опроса студентов:
-правовые,
Оценка 5(отлично): Студент должен глубоко и четко результата
нормативные и
устного
владеть учебным материалом по
опроса
Организационные
заданным темам. Составить по излагаемому вопросу,
Оценка
основы охраны труда
четкий ответ, ответить на вопросы.
результатов
на предприятии.
Оценка 4(хорошо): Ставится в том случае, если
тестирования
Особенности
обучающийся полно освоил учебный материал, по
Оценка
обеспечения
форме и изложения ответа имеют отдельные
результата
безопасных условий
неточности, некоторые
дифференцир
труда в сфере
подотчеты и замечания.
ованного
профессиональной
Оценка 3 (удовлетворительно): Ставится если,
зачета.
деятельности;
обучающийся обнаруживает знание и
-способы защиты от
понимание основных положений учебного материала,
воздействия
но излагает его не полностью, не последовательно, не
Опасных и вредных
отвечает на дополнительные вопросы.
производственных
Оценка 2(неудовлетворительно): Ставится, если
факторов;
обучающийся имеет разрозненные бессистемные
-основные
знания, искажает смысл основных понятий, неверно
мероприятия
отвечает на вопросы.
противопожарной
Критерии оценки тестирования:
защиты и
Оценка 5(отлично):90-100% правильных ответов
Технические средства
Оценка 4(хорошо):80-89%% правильных ответов
пожаротушения;
Оценка 3 (удовлетворительно):70-79% правильных
ответов
Оценка 2(неудовлетворительно):менее 70 %
правильных ответов
Критерии оценки дифференцированного зачета
Оценка индивидуальных образовательных
достижений по результатам выполнения зачетных
15
заданий проводится в соответствии с универсальной
шкалой:
Оценка 5(отлично):90-100% правильных ответов
Оценка 4(хорошо):80-89%% правильных ответов
Оценка 3 (удовлетворительно):70-79% правильных
ответов
Оценка 2(неудовлетворительно):менее 70 %
правильных ответов
Освоенные умения:
Оценка
Критерии оценки результатов практической работы
- применять методы
Оценка 5(отлично): работа выполнена в полном объёме результата
и средства защиты
практическо
с соблюдением
от опасностей
последовательности действий, в ответе правильно и й работы
техническихсистем и аккуратно выполнены все расчеты налогов, с учетом Оценка
технологических
результата
действующего законодательства
процессов;
Оценка 4(хорошо): Ставится в том случае, если есть дифференц
- обеспечивать
отдельные неточности, некоторые подотчеты и ированного
безопасные условия
зачета.
замечания (2-3 неточности в наличии).
Труда в
Оценка 3 (удовлетворительно): Ставится если,
профессиональной
практическая работа выполнена в объеме 1-2 заданий,
деятельности;
не учтены требования законодательства
- анализировать
Оценка 2(неудовлетворительно): Ставится, если
травмоопасные и
обучающийся неверно рассчитал все задания
вредные факторы в
письменной работы.
профессиональной
Критерии оценки дифференцированного зачета
деятельности.
Оценка индивидуальных образовательных достижений
-использовать
по результатам выполнения
экобиозащитную
зачетных заданий проводится в соответствии с
технику
универсальной шкалой:
Оценка 5(отлично):90-100% правильных ответов
Оценка 4(хорошо):80-89%% правильных ответов
Оценка 3 (удовлетворительно):70-79% правильных
ответов
Оценка 2(неудовлетворительно): менее 70 %
правильных ответов
Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных
средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы)
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в
соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Качественная оценка индивидуальных
Процент результативности
образовательных достижений
(правильных ответов)
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ÷ 100
5
отлично
80 ÷ 89
4
хорошо
70 ÷ 79
3
удовлетворительно
менее 70
2
не удовлетворительно
16