ОП.08.Охрана труда

Приложение 27
к ОПОП по профессии
08.01.27 Мастер общестроительных
работ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Охрана труда

Сухой Лог
2024

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего
профессионального образования (далее СПО): по профессии 08.01.27 Мастер
общестроительных работ, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 18 мая 2022
г. № 342.
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Конева Ирина Валерьевна, преподаватель высшая квалификационная
категория

2

Содержание
1 Программы учебной дисциплины ОП.08 Охрана труда ............................................................. 4
1.1 Область применения программы ............................................................................................ 4
1.2 Цели и задачи модуля .............................................................................................................. 4
1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля ............................ 5
2 Структура и содержание учебной дисциплины ........................................................................... 6
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы .......................................................... 6
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 08. Охрана труда ................ 6
3 Условия реализации программы учебной дисциплины .............................................................. 8
3.1 Материально-техническое обеспечение ................................................................................ 8
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ............................................... 9

3

1 ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 ОХРАНА
ТРУДА
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 08.01.27.Мастер
общестроительных работ.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)
и профессиональной подготовке по строительным профессиям.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: вариативной части ОПОП.
1.2 Цели и задачи модуля
Требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
вариативного профессионального модуля должен:
Уметь:
 Применять полученные знания для обеспечения безопасных условий труда.
 Отстаивать свои права, и выполнять обязанности согласно Трудового Кодекса.
 Использовать полученные знания в практической деятельности в жизни, в быту
 Адекватно реализовать в чрезвычайной ситуации.
 Использовать полученные знания в практической деятельности для сохранения
здоровья себе и окружающим.
Знать:
 Общие сведения о КЗОТ
 Сущность коллективного и трудового договоров
 Рабочее время подростка и взрослого.
 Дисциплина труда.
 Условия труда – вредные, опасные факторы.
 Обязанности работодателя по обеспечению условий труда.
 Производственная санитария и гигиена труда.
 Расследование несчастных случаев, учет.
 Электро- безопасность и пожарная безопасность.
 Правила, способы оказания первой доврачебной помощи пострадавшему при
поражении электрическим током: ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечении.
 Правила и способы оказания искусственного дыхания и непрямого массажа
сердца.
 Оказание первой помощи при отравлении газами, при ожоге глаз
ультрафиолетовым излучением.
 Правила ТБ при организации рабочего места сварщика.
 Устройство заземления,
 Правила допуска в опасные и особо опасные условия труда (колодцы, резервуары,
емкости, высота и т.д.).
4

 Правила ТБ при эксплуатации газового оборудования – ац. генер. баллонов,
шлангов, резаков, горелок и т.д.
 Эколого-валеология требований к рабочему месту сварщика.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение
обучающимися в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
ОК 1.
ОК 2.

ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.

ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.

Наименование результата обучения
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях;
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста;
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного
поведения;
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности;
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.

1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля
всего – 36 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося –36часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 20 часа;
практических занятий- 10 часов;
промежуточная аттестация :экзамен – 4 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 2 часов.

5

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Количество
часов

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Итоговая аттестация в форме экзамен

36
20
10
2
2
4

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 08. Охрана труда
Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы
обучающихся (если предусмотрены)
Раздел 1. Организация работы по охране труда
Тема 1.
Содержание учебного материала
Организация работ 1. Общие вопросы трудового
1
законодательства.
2. Трудовой и коллективный договора. 2
3.Организация охраны труда в
4
строительстве.
4. Инструкции по техники
5
безопасности на рабочих местах
5. Производственный травматизм

6

6. Расследование и учет несчастных
случаев.
Практическая работа №1
Средства индивидуальной защиты

8

Кол-во
часов

Уровень
освоения

20
14
1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

10

Раздел 2. Безопасность труда при выполнении строительных
работ
Тема 2. Требования Содержание
безопасности труда 1.Требования безопасности к
12
при выполнении
подготовке и содержанию территории
строительных
строительной площадки
работ
Практическая работа №2.
Цвета сигнальные и знаки
14
безопасности
3.Требование безопасности к
16
организации работ в зимних условиях

12
6
2

3

2

3

2

2

6

Практическая работа №3.
Требование безопасности к
размещению строительных машин и
механизмов

18
2

Раздел 3. Безопасная организация основных видов строительномонтажных работ
Тема 3.
Содержание
Требования
1.Требования безопасности при
20
безопасности работ выполнении каменных работ
2. Требования безопасности при
выполнении монтажных работ
Практическая работа №4.
Безопасная организация погрузочноразгрузочных работ
Раздел 4. Безопасная эксплуатация строительных машин и
механизмов
Тема 4.
Содержание
Эксплуатация
1. Эксплуатация грузоподъемных
строительных
машин
машин и
2. Эксплуатация лебедок и люлек
механизмов
Практическая работа №5.
Эксплуатация погрузчиков
Экзамен
Самостоятельная работа № 1:
Изучение ГОСТ по охране труда,
трудовой договор. Заполнить бланк
коллективного договора
Итого по курсу

16
14
2

2-3

2

2-3

2

2-3

22

24

12
10
26

2

2

28
30

2

2

2

2

34

4

2

2
36

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности,
решение
проблем).

7

3
УСЛОВИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

3.1 Материально-техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета:
«Охрана труда».
Оборудование учебного кабинета:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
 наглядные учебные пособия (диск, плакаты, слайды);
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийная
установка.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Куликов О.Н., Ролин Е.И. Охрана труда при производстве сварочных работ. Уч.
пособие для УНПО, Гриф Допущено Минобразованием России, ИЦ Академия, 2018г., 176
стр.
Электронные учебники:
1. Л.Б. Охрана труда в нефтехимической промышленности: Учебное пособие для
студентов учреждений среднего профессионального образования / Л.Б. Воронкова, Е.Н.
Тароева. - М.: ИЦ Академия, 2017. - 208 c.
2. Графкина, М.В. Охрана труда в непроизводственной сфере: учебное пособие /
М.В. Графкина. - М.: Форум, 2018. - 320 c.
3. Графкина, М.В. Охрана труда и основы экологической безопасности:
Автомобильный транспорт: Учебное пособие для студентов учреждений среднего
профессионального образования / М.В. Графкина. Автомобильный транс. - М.: ИЦ
Академия, 2018. - 192 c.
4. Девисилов, В.А. Охрана труда: Учебник / В.А. Девисилов. - М.: Форум, НИЦ
ИНФРА-М, 2019. - 512 c.
Дополнительные источники:
1. http://kdm-spms.ucoz.ru/
2. http://agitprosvet.ru/

8

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине,
обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля
демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится
преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы текущего контроля
по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и
доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Раздел (тема)
междисциплинарн
ого курса
Раздел 1.
Организация
работы по охране
труда
Тема 1.
Организация
работ

Раздел 2.
Безопасность
труда сварщика
при выполнении
газосварочных
работ
Тема 2. Общие
вопросы
безопасности

Основные
показатели
результатов
подготовки
Знать:
Организовывать
- Общие сведения о КЗОТ
собственную
-Сущность коллективного и
деятельность,
трудового договоров
исходя из цели и
- Рабочее время подростка и
способов ее
взрослого.
достижения,
-Дисциплина труда.
определенных
-Условия труда – вредные,
руководителем.
опасные факторы.
Анализировать
-Обязанности работодателя по
рабочую
обеспечению условий труда.
ситуацию,
- Производственная санитария и
осуществлять
гигиена труда.
текущий и
-Расследование несчастных
итоговый
случаев, учет.
контроль,
Уметь:
оценку и
Применять полученные знания
коррекцию
для обеспечения безопасных
собственной
условий труда.
деятельности,
Отстаивать свои права, и
нести
выполнять обязанности согласно ответственность
Трудового Кодекса.
за результаты
Использовать полученные знания своей работы.
в практической деятельности в
жизни, в быту
Знать:
Работать в
-Правила, способы оказания
команде,
первой доврачебной помощи
эффективно
пострадавшему при поражении
общаться с
эл.током: ожогах, обморожениях, коллегами,
ушибах, кровотечении.
руководством,
- Правила и способы оказания
клиентами.
искусственного дыхания и
Обеспечивать
непрямого массажа сердца.
безопасное
Результаты
(освоенные профессиональные
компетенции)

Формы и
методы
контроля
Ситуационные
задачи
Педагогическо
е наблюдение
Текущий
контроль
Практические
занятия
Самостоятельн
ая работа,
направленная
на овладения
знаний
Контрольная
работа

Педагогическо
е наблюдение
Текущий
контроль
Практические
занятия
Самостоятельн
ая работа
направленная
9

труда при
выполнении
электрогазосвароч
ных работ

-Оказание первой помощи при
отравлении газами, при ожоге
глаз ультрафиолетовым
излучением.
-Правила ТБ при организации
рабочего места сварщика.
-Устройство заземления,
-Правила допуска в опасные и
особо опасные условия труда
(колодцы, резервуары, емкости,
высота и т.д.).
-Правила ТБ при эксплуатации
газового оборудования – ац.
генер. баллонов, шлангов,
резаков, горелок и т.д.
-Эколого-валеология требований
к рабочему месту сварщика.
Уметь:
Адекватно реализовать в
чрезвычайной ситуации.
Использовать полученные знания
в практической деятельности для
сохранения здоровья себе и
окружающим.

выполнение
сварочных работ
на рабочем
месте в
соответствии с
санитарнотехническими
требованиями и
требованиями
охраны труда.

на закрепление
знаний
Дифференциро
ванный зачет в
форме
тестового
задания

Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды
оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы.
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в
соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент
результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».