Приложение 25 к ОПОП по профессии 08.01.27 Мастер общестроительных работ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 Информационные технологии в профессиональной деятельности Сухой Лог 2024 Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО): по профессии 08.01.27 Мастер общестроительных работ, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 18 мая 2022 г. № 342. Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Пронькина квалификационная категория Светлана 2 Владимировна, преподаватель, первая СОДЕРЖАНИЕ 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ...............................................4 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .....................................6 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ...............................................8 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ...............10 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1.Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.05 Информационные технологии в профессиональной деятельности по профессии 08.01.27 Мастер общестроительных работ в ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» разработана на основе «Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», Минпросвещения России от 18 мая 2022 г. № 342. с учетом Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности/ профессиям среднего профессионального образования. Программа является вариативной частью обеспеченья адаптации обучающихся – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ). 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина ОП.05 Информационные технологии в профессиональной деятельности входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Код ПК, ОК Умения Знания ПК 1.1-1.4 основные понятия Пользоваться современными ОК 1-7, 9-11 средствами связи и автоматизированной обработки информации; оргтехникой; общий состав и обрабатывать текстовую и структуру персональных табличную информацию; и использовать технологии компьютеров вычислительных систем; сбора, размещения, хранения, базовые системные накопления, преобразования и программные продукты в передачи данных в области профессиональной профессионально деятельности; ориентированных состав, функции и информационных системах; использовать в возможности использования информационных и профессиональной деятельности различные виды телекоммуникационных технологий в программного обеспечения, применять компьютерные и профессиональной деятельности; телекоммуникационные методы и средства средства; обеспечивать сбора, обработки, хранения, и накопления информационную безопасность; передачи информации; применять антивирусные основные методы и средства защиты информации; приемы обеспечения осуществлять поиск информационной необходимой информации безопасности 4 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: - Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 36 часа; в том числе: - обязательная аудиторная учебная нагрузка - 34 часов; - самостоятельная работа внеаудиторная нагрузка - 2 часа 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы 36 в том числе: теоретическое обучение 24 практические занятия 10 самостоятельная работа 2 Промежуточная аттестация в форме 6 дифференцированный зачета 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины № занятия 1 № урока 1-2 2 3 4 3-4 5-6 7-8 5 6 7 8 9 10 11 12 13 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 21-22 23-24 14 25-26 15 16 17 18 27-28 29-30 31-32 33-34 Тема занятия Уровень освоения Понятие информационных и коммуникационных технологий, их классификация и роль в обработке информации Назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения. Технические средства: классификация компьютеров, периферийных устройств компьютера Программное обеспечение: классификация, назначение. Операционная система: функции, состав, основные виды. Файловая структура организации данных. Практическая работа1. Технологии передачи и обмена информацией. Использование средств коммуникаций для межличностного общения Телекоммуникации. Средства хранения и переноса информации. Практическая работа2. Состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита. Комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями. Оргтехника. Практическая работа 3. Текстовые редакторы, общие сведения о редактировании текстов. Практическая работа 4. Текстовые редакторы, общие сведения о редактировании текстов. Форматы графических файлов. Способы получения графических изображений – рисование, оптический (сканирование). Растровые и векторные графические редакторы. Прикладные программы для обработки графической информации. Компьютерная графика Практическая работа 5.Создание проекта по профессии Практическая работа 6.Создание проекта по профессии Дифференцированный зачет Самостоятельная работа обучающихся Итого 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 36часа 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины Освоение программы учебной дисциплины ОПЦ.05 Информационные технологии в профессиональной деятельности, предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины ОПЦ.05 Информационные технологии в профессиональной деятельности входят: технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции сCDROM (DVDROM); рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, проектор и экран); компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением, системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Информатика»; расходные материалы: бумага, картриджи для принтера, диск для записи (CDRили CD-RW); инструкции по технике безопасности. 3.2.Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы: Основные источники: 1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) : учеб. пособие / Н.Г. Плотникова. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 124 с. — (Среднее профессиональное образование). — http://znanium.com/catalog/product/760298 2. Информатика : учебник / И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н.В. Тарасова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 384 с. — (Среднее профессиональное образование). http://znanium.com/catalog/product/958521. 3. Михеева Е.В., Титова О.И., Информационные технологии в профессиональной деятельности:. Учебное пособие – М., 2019 Дополнительные источники: 1. Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2018 2. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018 3. Великович Л.С., Цветкова М.С. Программирование для начинающих: учеб. издание. — М., 2017. 4. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А.Залогова — М., 20118. 5. Логинов М.Д., Логинова Т.А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб. пособие. — М., 2018. 6. Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. М.С.Цветковой. — М., 2017. 8 7. Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.В. Информационная безопасность: учеб. пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2018. 8. Назаров С.В., Широков А.И. Современные операционные системы: учеб. пособие. — М., 2018. 9. Новожилов Е.О., Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2017. 10. Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б.Г. Программирование: Основы алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б.Г.Трусова. — М., 2018. 11. Сулейманов Р.Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс: учеб. пособие. — М.: 2019 12. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2018. 13. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2018. 14. Шевцова А.М., Пантюхин П.Я. Введение в автоматизированное проектирование: учеб. пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы АДЕМ. — М., 2019. Интернет-ресурсы 1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР). www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»). 2. www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям). 3. http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕ-СКО» по ИКТ в образовании). 4. www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»). 5. www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»). 6. www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»). 7. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации). 8. www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения). www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux). www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»). 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения Критерии оценки Формы и методы оценки Знание: базовые системные программные продукты в области профессиональной деятельности; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности Полнота ответов, точность формулировок. Не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, адекватность применения профессиональной терминологии Текущий контроль при проведении: -устного опроса; -тестирования; -письменного опроса; -тестирования; - оценки результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: - оценка теста Умения: обрабатывать текстовую и табличную информацию; использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, применять компьютерные и телекоммуникационные Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. Точность оценки, самооценки выполнения Соответствие требованиям инструкций, регламентов. Рациональность действий и т.д. Текущий контроль: - оценка заданий для внеаудиторной (самостоятельной) работы средства; обеспечивать информационную безопасность; применять антивирусные средства защиты информации; осуществлять поиск необходимой информации 11