Приложение 22 к ОПОП по профессии 08.01.27 Мастер общестроительных работ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Основы строительного материаловедения Сухой Лог 2024 Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО): по профессии 08.01.27 Мастер общестроительных работ, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 18 мая 2022 г. № 342. Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Конева Ирина Валерьевна, преподаватель спецдисциплин, высшая квалификационная категория 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 4 5 12 14 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина ОП.02.Основы строительного материаловедения, является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.27 Мастер общестроительных работ. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих и профессиональных компетенций ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 09. ПК 1.1-ПК 1.6. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код Умения Знания ПК, ОК ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ПК 1.1-ПК 1.6 - подбирать требуемые материалы для каменной кладки; - рассчитывать количество строительных материалов для выполнения каменных: работ; - приготавливать бетонную смесь по заданному составу ручным и механизированным способом; - определять вид арматуры и штабелировать ее согласно маркировки; - рассчитывать количество строительных материалов для выполнения арматурных работ; - сортировать строительные конструкции по маркам. 4 - виды, назначение и свойства материалов для каменной кладки; - правила подбора состава растворных смесей для каменной кладки и способы их приготовления; - составы бетонной смеси для приготовления ручным и механизированным способом; - виды арматурной стали, ее маркировку, обозначения и свойства; - виды и свойства материалов для арматурных работ; - виды, назначение и маркировку расходных материалов; - правила маркировки строительных конструкций. - новые, современные строительные материалы. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины в т.ч. в форме практической подготовки 48 - в т. ч.: теоретическое обучение 34 практические занятия 12 Самостоятельная работа Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет 2 2 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОПЦ. 02 ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы Объем, ак. ч / в том числе в форме практической подготовки, ак. ч 3 4 Раздел 1. Классификация строительных материалов Тема 1.1 Классификация строительных материалов Содержание учебного материала 2/2 Строительные материалы по условиям эксплуатации, состоянию. Классификация строительных материалов по природе компонентов. Строительные материала в зависимости от назначения. 2 2 В том числе практических занятий 2 Практическое занятие 1. Выбор вида строительного материала в зависимости от назначения. 2 Раздел 2. Основные свойства строительных материалов Тема 2.1. Содержание учебного материала Строительноэксплуатационные свойства отделочных материалов ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 – ПК 1.6 4 ОК 01-09 ПК 1.1 – ПК 1.6 6/2 6 1. Физические свойства(плотность, водопоглощение, водостойкость, влагоотдача, водопроницаемость, гидрофобность и гидрофильность, морозостойкость, атмосферстойкость, теплопроводность, теплоёмкость, огнестойкость, огнеупорность, жаростойкость, газопроницаемость, акустические свойства, звучание) 2 2. Химические свойства( агдезия, химическая стойкость) 2 8 3. Механические свойства: прочность, упругость, ползучесть, релаксация, твердость, истираемость, сопротивление удару, износ 2 10 6 В том числе практических занятий 2 Практическое занятие 2 Определение степени водопоглащения по объёму (по массе) материала водой, 2 12 Раздел 3. Природные строительные материалы Тема 3.1. Каменные строительные материалы Содержание учебного материала 4/0 1. Осадочные горные породы, метаморфические горные породы. Добыча и обработка камня. 2. Материалы и изделия из горных пород: каменные блок, пиленые и колотые камни. 3. Коррозия камня и защита его от разрушения 7 12 4/0 14 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 – ПК 1.6 Тема 3.2. Древесные строительные материалы Содержание учебного материала 6/2 1. Физические и механические свойства древесины. 2. Породы дерева и применение их в строительстве. 3. Пороки в строении ствола древесины. 4. Повреждение древесины насекомыми и грибами. 5. Материалы и изделия из древесины. 6. Повышение долговечности деревянных конструкций. В том числе практических занятий Практическое занятие 3. Составление таблицы способов антисептирования древесины в зависимости от вида антисептика. 16 4/0 18 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 – ПК 1.6 2/2 2/2 20 Раздел 4. Искусственные строительные материалы Тема 4.1. Керамические строительные материалы Тема 4.2. Металлические сплавы и изделия из них Содержание учебного материала 2/0 1.Сырьё для производства керамических материалов, свойства керамических материалов. 2. Производство керамических материалов. Стеновые материалы: кирпич глиняный обыкновенный, кирпич строительный пустотелый, кирпич лёгкий, пустотелые камни стеновые. 3.Керамические материалы специального назначения: санитарно техническая керамика, кислотоупорные керамические изделия, дорожный кирпич (дорожный клинкер). тугоплавкий кирпич. Содержание учебного материала 2/0 22 6/2 1. Процесс получения чугуна и стали, углеродистые и легированные стали. 2. Свойства углеродистой стали, структура и состав железоуглеродистых сплавов. 8 24 4/0 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 – ПК 1.6 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 3. Термическая обработка стали, химико-термическая обработка стали. 4. Изделия из стали, применяемые в строительстве: стальной прокат, стальная арматура. 5. Цветные металлы и сплавы: алюминий и его сплавы, медь и её сплавы, титан и его сплавы, изделия из цветных металлов. 6. Защита металлов от коррозии: легированием, металлическими покрытиями, протекторная защита. В том числе практических занятий Практическое занятие 4. Расшифровка обозначений, марок стального проката, стальной арматуры. Тема 4.3. Стекло, стеклянные изделия и стеклокристалические материалы Тема 4.4 Содержание учебного материала 26 2/2 2/2 28 2/2 1. Сырьевые материалы и основы технологии получения стекла. 2. Стекло и стеклянные изделия, применяемые в строительстве: листовое оконное стекло, увиолевое, теплопоглощающее, витринное, закаленное, армированное, трехслойное, волнистое стекло, узорчатое, цветное листовое стекло. 3. Стеклянные конструктивные изделия: стеклопакеты, огнезащитное стекло, профильное стекло, пеностекло, ситаллы Содержание учебного материала 2/0 4/4 9 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 – ПК 1.6 30 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 – ПК 1.6 ОК 01 Минеральные вяжущие вещества Тема 4.5. Цементные бетоны 1. Гипсовые вяжущие вещества: строительный, высокопрочный гипс, ангидритовый цемент. 2. Магнезиальные вяжущие вещества: каустический магнезит, каустический доломит. 3. Воздушная строительная известь, обжиг, гашение, твердение. 4. Гидравлические вяжущие средства: гидравлическая известь, романцемент, портландцемент. 5. Разновидности портландцемента, портландцемент с активными минеральными добавками. 6. Глиноземистый цемент, расширяющиеся и безусадочные цементы. Содержание учебного материала 32 4/0 34 2/2 1. Материалы для приготовления бетона, способы обозначения состава бетона. 2. Свойства бетонной смеси, свойства бетона. Коррозия бетона. 3. Добавки к цементным бетонам и растворам. Твердение бетона в зимних условиях. 2/0 4. Легкие бетоны: на пористых наполнителях, беспесчаные. ячеистые. 5. Специальные виды бетонов: гидротехнический, фибробетон, жаростойкий, асфальтовый бетон, полимербетон, бетонополимер. Бетон для защиты от радиоактивного излучения. Тема 4.6. Содержание учебного материала 2/2 10 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 – ПК 1.6 36 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 – ПК 1.6 ОК 01 Железобетон и железобетонные изделия 1. Железобетон, способы получения и свойства. 2. Монолитные железобетонные конструкции. 3. Сборные железобетонные конструкции: блоки для фундаментов, изделия для каркасов зданий, панели наружных и внутренних стен зданий, плиты перекрытия, стропильные балки, 4.Маркировки железобетонных изделий. Тема 4.7. Строительные растворы Содержание учебного материала ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 – ПК 1.6 38 2/0 4/2 1.Материалы для растворных смесей. Свойства строительных растворов. 2. Штукатурные, кладочные и монтажные растворы. 3. Специальные растворы: гидроизоляционные, теплоизоляционные, акустические, декоративные, тампонажные. 4. Сухие растворные смеси. В том числе практических занятий 2/0 40 2/2 Практическое занятие 5. Определение водоудерживающей способности растворной смеси. 2/2 42 Практическое занятие 6. Определить специальные гидроизоляционные растворы 2/2 44 Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет Всего: 46 48 / 12 11 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 – ПК 1.6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Основ строительного материаловедения», оснащенный оборудованием: -рабочее место преподавателя; -рабочие места для обучающихся; техническими средствами обучения: -компьютер с подключением к сети Internet, -лицензионное программное обеспечение: операционные системы, -пакет офисных программ; -мультимедиа проектор, -плакаты и образцы строительных материалов; -экранно-звуковые пособия, -дидактические материалы. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен имеет печатные и электронные образовательные информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательная организация имеет не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Алимов, Л.А. Воронин В.В. Выполнение бетонных и опалубочных работ [Текст]: учебник/ Л.А. Алимов, В.В. Воронин. - 1-е изд. – Москва: Академия, 2020. – 240с. 2. Береснев, А.И., Пискарёва Г.А. Материаловедение каменных, бетонных и арматурных работ [Текст]: учебное пособие/ А.И. Береснев, Г.А. Пискарёва – 1-е изд.. Москва: Академия, 2019. – 304 с. 3. Горева Т.А., Кривова, Г.В. Выполнение каменных работ [Текст]: учебник/ Т.А. Горева, Г.В. Кривова. - 1-е изд. – Москва: Академия, 2021. – 224 с. 4. Гревцева Е.Н. Выполнение арматурных работ [Текст]: учебник/ Е.Н. Гревцева – 3-е изд.-Москва: Академия, 2018. – 240 с. 5. Красовский, П.С. Строительные материалы [Текст]: учебное пособие/ П.С. Красовский, - ИНФА – М, 2021, - 256с. 6. Лукин, А.А. Основы технологии общестроительных работ [Текст]: учебник/ А.А. Лукин. – 3-е изд. - Москва: Академия, 2020. - 288 с. 3.2.2. Основные электронные издания 1. Алимов Л.А., Воронин В.В. Выполнение бетонных и опалубочных работ: учебник / Л.А. Алимов, В.В. Воронин – Москва: Академия, 2020. – 240 с. – ISBN 978-5-44688655-5 – Текст: электронный – URL: https://academia-moscow.ru/catalogue/4930/483838/ 12 2. Воронцов, В. М. Архитектурное материаловедение / В. М. Воронцов. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 408 с. — ISBN 978-5-507-44373-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/234434. 3. Глебов, И. Т. Древесиноведение и материаловедение / И. Т. Глебов. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 212 с. — ISBN 978-5-8114-9984-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/202160. 4. ГореваТ.А., Кривова, Г.В. Выполнение каменных работ [Текст]: учебник/ Т.А. Горева, Г.В. Кривова. - 1-е изд. – Москва: Академия, 2021. – 224 с. – Текст: электронный – URL: https://academia-moscow.ru/catalogue/4930/551164/ 5. Земсков, Ю. П. Материаловедение / Ю. П. Земсков, Е. В. Асмолова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 228 с. — ISBN 978-5-507-44226-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/217394. 6. Сапунов, С. В. Материаловедение / С. В. Сапунов. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2022. — 208 с. — ISBN 978-5-507-44886-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/248963. 3.2.3. Дополнительные источники 1. СНиП 111-4-80* Техника безопасности в строительстве 2. Правила по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте, утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 декабря 2020года № 883 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения1 Критерии оценки Методы оценки Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины Знания: - виды, назначение и свойства материалов для каменной кладки; - правила подбора состава растворных смесей для каменной кладки и способы их приготовления; - составы бетонной смеси для приготовления ручным и механизированным способом; - виды арматурной стали, ее маркировку, обозначения и свойства; - виды и свойства материалов для арматурных работ; - виды, назначение и маркировку расходных материалов; - правила маркировки строительных конструкций. Знает классификацию Оценка строительных материалов, результатов основные свойства строительных изучения материалов, естественные содержания строительные материалы, учебного искусственные строительные материала. материалы; знает виды, назначение и свойства материалов для каменной кладки; знает правила подбора состава растворных смесей для каменной кладки и способы их приготовления знает составы бетонной смеси для приготовления ручным и механизированным способом; знает виды арматурной стали, ее маркировку, обозначения и свойства; знает виды, назначение и маркировку расходных материалов; правила маркировки строительных конструкций. Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины Умения: подбирать требуемые материалы для каменной кладки; - рассчитывать количество строительных материалов для выполнения каменных: работ; - приготавливать бетонную смесь по заданному составу ручным и механизированным способом; - определять вид арматуры и штабелировать ее согласно Подбирать требуемые материалы для каменной кладки в соответствии с техническим заданием и технологической картой; рассчитывает количество строительных материалов для выполнения каменных: работ в соответствии установленными нормами для данного вида работ; приготавливает бетонную смесь ручным и механизированным способом в соответствии заданным составом; 1 Наблюдение за ходом выполнения практической работы. Оценка результатов выполнения практической работы. Экзамен Личностные результаты обучающихся учитываются в ходе оценки результатов освоения учебной дисциплины. 14 маркировки; - рассчитывать количество строительных материалов для выполнения арматурных работ; - сортировать строительные конструкции по маркам. рассчитывает количество строительных материалов для выполнения арматурных работ в соответствии с номенклатурой; сортирует строительные конструкции по маркам в соответствии с требованиями к складированию и транспортировке. 15