Настоящая основная образовательная программа по профессии среднего
профессионального образования (далее – ПОП СПО) разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
по профессии 08.01.27 Мастер общестроительных работ, утвержденного Приказом
Минпросвещения России от 18 мая 2022 г. № 342.
ПОП СПО определяет рекомендованный объем и содержание среднего
профессионального образования по профессии 08.01.27 Мастер общестроительных работ,
планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия
образовательной деятельности.
Организация-разработчик:
ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум»
Содержание
Раздел 1. Общие положения........................................................................................................... 4
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы ........................................... 5
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника .......................... 6
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы ..................... 7
4.1. Общие компетенции............................................................................................................... 7
4.2. Профессиональные компетенции ....................................................................................... 11
Раздел 5. Структура образовательной программы ................................................................. 27
5.1. Учебный план ........................................................................................................................ 27
5.2. Календарный учебный график ..................................... Ошибка! Закладка не определена.
5.3. Рабочая программа воспитания ......................................................................................... 33
5.4. Календарный план воспитательной работы .................................................................... 33
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы............................................... 33
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной
программы .................................................................................................................................... 33
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы ....... 39
6.3. Требования к практической подготовке обучающихся .................................................... 40
6.4. Требования к организации воспитания обучающихся ...................................................... 41
6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы ................ 41
Раздел 7. Формирование оценочных средств для проведения государственной
итоговой аттестации ................................................................Ошибка! Закладка не определена.
Раздел 8. Разработчики образовательной программы ........................................................... 42
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Рабочие программы профессиональных модулей
Приложение 2. Рабочие программы учебных дисциплин,учебных предметов
Приложение 3. КОС для проведения промежуточной аттестации
Приложение 4. Содержание ГИА
Приложение 5. Рабочая программа воспитания
3
1. Общие положения
1.1. Настоящая ПОП СПО по профессии 08.01.27 Мастер общестроительных работ
разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта
среднего
профессионального
образования
по
профессии
08.01.27
Мастер
общестроительных работ, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 18 мая
2022 г. № 342 (далее – ФГОС СПО).
ПОП
определяет
рекомендованный
объем
и
содержание
среднего
профессионального образования по профессии 08.01.27 Мастер общестроительных работ,
планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия
образовательной деятельности.
ПОП разработана для реализации образовательной программы на базе среднего
общего образования.
Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования,
разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО
с учетом получаемой профессии и настоящей ПОП СПО.
1.2. Нормативные основания для разработки ПОП:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
Приказ Минпросвещения России от 08 апреля 2021 г. № 153
«Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ
среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра
примерных основных образовательных программ среднего профессионального
образования»;
Приказ Минпросвещения России от 18 мая 2022 г. № 342 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по профессии 08.01.27 Мастер общестроительных работ»;
Приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по образовательным программам среднего профессионального образования»;
Приказ Минпросвещения России от 08 ноября 2021 г. № 800
«Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего профессионального образования»;
Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390
от 5 августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением
о практической подготовке обучающихся»);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 10 февраля 2015 г. № 74н «Об утверждении профессионального стандарта «Бетонщик»,
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 марта 2015 г.,
регистрационный № 36412);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 27 июля 2020 года № 452н «Об утверждении профессионального стандарта
«Арматурщик», (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации
17 августа 2020 года, регистрационный № 59292);
4
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 25 декабря 2014 г. № 1150н «Об утверждении профессионального стандарта
«Каменщик» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января
2015 г., регистрационный № 35773), с изменениями, внесенными приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 793н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г.,
регистрационный № 39947);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 28 июля 2021 г. № 515н «Об утверждении профессионального стандарта «Слесарьсборщик металлоконструкций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 3 сентября 2021 г., регистрационный № 64899).
1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ПОП:
ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ПОП – примерная образовательная программа;
ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ЛР – личностные результаты;
СГ – социально-гуманитарный цикл;
ОП – общепрофессиональный цикл;
П – профессиональный цикл;
МДК – междисциплинарный курс;
ПМ – профессиональный модуль;
ОП – общепрофессиональная дисциплина;
ДЭ – демонстрационный экзамен;
ГИА – государственная итоговая аттестация.
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: мастер
общестроительных работ.
Направленность ОП (по выбору):
Каменные работы в строительстве;
Монтаж всех типов зданий и сооружений из сборных железобетонных
и металлических конструкций.
Направленность образовательной программы конкретизирует
программы путем ориентации на следующие виды деятельности
содержание
Наименование направленности
Вид деятельности (по выбору) в соответствии с
направленностью
Каменные работы в
строительстве
Выполнение каменных работ (по выбору)
Монтаж всех типов зданий и
Выполнение монтажных работ при возведении всех
5
сооружений из сборных
железобетонных и
металлических конструкций
типов зданий и сооружений из сборных
железобетонных и металлических конструкций (по
выбору)
Получение образования по профессии 08.01.27 Мастер общестроительных работ
допускается
только
в
профессиональной
образовательной
организации
или образовательной организации высшего образования.
Формы обучения: очной и очно-заочной формах обучения.
Объем образовательной программы, реализуемой на базе среднего общего
образования по мастер общестроительных работ: мастер общестроительных работ
– 1476 академических часов.
Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе
среднего общего образования по квалификации мастер общестроительных работ:
10 месяцев.
Объем программы по освоению программы среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с одновременным получением
среднего общего образования: 2952 академических часов, со сроком обучения
1 год 10 месяцев.
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников i : 16 Строительство
и жилищно-коммунальное хозяйство, 40 Сквозные виды профессиональной деятельности .
3.2. Соответствие видов деятельности профессиональным модулям и присваиваемой
квалификации:
Наименование видов деятельности
Наименование профессиональных
модулей
ВД.1 Выполнение каменных работ (по
выбору)
ВД.2 Выполнение монтажных работ при
возведении всех типов зданий и сооружений
из сборных железобетонных и металлических
конструкций (по выбору)
ПМ.01 Выполнение каменных работ
(по выбору)
ПМ.02 Выполнение монтажных работ
при возведении всех типов зданий и
сооружений из сборных железобетонных
и металлических конструкций (по
выбору)
6
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
Код
компетенции
4.1. Общие компетенции
Формулировка
компетенции
ОК 01
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам
ОК 02
Использовать
современные средства
поиска, анализа
и интерпретации
информации
Знания, умения
Умения:
распознавать задачу и/или проблему
в профессиональном и/или социальном
контексте
анализировать задачу и/или проблему и
выделять её составные части
определять этапы решения задачи
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или
проблемы
составлять план действия
определять необходимые ресурсы
владеть актуальными методами работы
в профессиональной и смежных сферах
реализовывать составленный план
оценивать результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с помощью
наставника)
Знания:
актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном
и/или социальном контексте
алгоритмы выполнения работ
в профессиональной и смежных областях
методы работы в профессиональной и смежных
сферах
структуру плана для решения задач
порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
Умения:
определять задачи для поиска информации
определять необходимые источники
информации
планировать процесс поиска
7
и информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03
Планировать
и реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность
в профессиональной
сфере, использовать
знания по правовой и
финансовой
грамотности
в различных
жизненных ситуациях
структурировать получаемую информацию
выделять наиболее значимое в перечне
информации
оценивать практическую значимость
результатов поиска
оформлять результаты поиска, применять
средства информационных технологий для
решения профессиональных задач
использовать современное программное
обеспечение
использовать различные цифровые средства для
решения профессиональных задач
Знания:
номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности
приемы структурирования информации
формат оформления результатов поиска
информации, современные средства и
устройства информатизации
порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности
в том числе с использованием цифровых средств
Умения:
определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной
деятельности
применять современную научную
профессиональную терминологию
определять и выстраивать траектории
профессионального развития и самообразования
выявлять достоинства и недостатки
коммерческой идеи
презентовать идеи открытия собственного дела
в профессиональной деятельности; оформлять
бизнес-план
рассчитывать размеры выплат по процентным
ставкам кредитования
определять инвестиционную привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной
деятельности
презентовать бизнес-идею
определять источники финансирования
Знания:
содержание актуальной нормативно-правовой
8
ОК 04
Эффективно
взаимодействовать
и работать
в коллективе и команде
ОК 05
Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию
на государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и культурного
контекста
ОК 06
Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе
с учетом гармонизации
межнациональных
и межрелигиозных
отношений, применять
документации
современная научная и профессиональная
терминология
возможные траектории профессионального
развития и самообразования
основы предпринимательской деятельности;
основы финансовой грамотности
правила разработки бизнес-планов
порядок выстраивания презентации
кредитные банковские продукты
Умения:
организовывать работу коллектива
и команды
взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами в ходе профессиональной
деятельности
Знания:
психологические основы деятельности
коллектива, психологические особенности
личности
основы проектной деятельности
Умения:
грамотно излагать свои мысли
и оформлять документы по профессиональной
тематике на государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе
Знания:
особенности социального и культурного
контекста;
правила оформления документов
и построения устных сообщений
Умения:
описывать значимость своей профессии
применять стандарты антикоррупционного
поведения
Знания:
сущность гражданско-патриотической позиции,
общечеловеческих ценностей
значимость профессиональной деятельности по
профессии
стандарты антикоррупционного поведения и
последствия его нарушения
9
ОК 07
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания
об изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях
ОК 08
Использовать средства
физической культуры
для сохранения
и укрепления здоровья
в процессе
профессиональной
деятельности
и поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности
ОК 09
Пользоваться
профессиональной
документацией
на государственном
Умения:
соблюдать нормы экологической безопасности;
определять направления ресурсосбережения
в рамках профессиональной деятельности
по профессии, осуществлять работу с
соблюдением принципов бережливого
производства
организовывать профессиональную
деятельность с учетом знаний об изменении
климатических условий региона
Знания:
правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности
пути обеспечения ресурсосбережения
принципы бережливого производства
основные направления изменения
климатических условий региона
Умения:
использовать физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья,
достижения жизненных и профессиональных
целей
применять рациональные приемы двигательных
функций в профессиональной деятельности
пользоваться средствами профилактики
перенапряжения, характерными для данной
профессии
Знания:
роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии
человека
основы здорового образа жизни
условия профессиональной деятельности и зоны
риска физического здоровья для профессии
средства профилактики перенапряжения
Умения:
понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые), понимать
10
и иностранном языках
тексты на базовые профессиональные темы
участвовать в диалогах на знакомые общие
и профессиональные темы
строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности
кратко обосновывать и объяснять свои действия
(текущие и планируемые)
писать простые связные сообщения на знакомые
или интересующие профессиональные темы
Знания:
правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы
основные общеупотребительные глаголы
(бытовая и профессиональная лексика)
лексический минимум, относящийся к
описанию предметов, средств и процессов
профессиональной деятельности
особенности произношения
правила чтения текстов профессиональной
направленности
4.2. Профессиональные компетенции
Виды деятельности
Код и наименование
компетенции
Выполнение каменных ПК 1.1. Выполнять
работ (по выбору)
подготовительные
работы при
производстве каменных
работ
Показатели освоения
компетенции
Навыки:
выполнения подготовительных
работ при производстве каменных
работ;
Умения:
выполнять подготовительный этап
при производстве каменных работ;
выбирать инструменты,
приспособления и инвентарь для
каменных работ;
подбирать требуемые материалы
для каменной кладки; оценивать
безопасность условий в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами и
нормативами охраны труда;
соблюдать требования охраны
труда при нахождении на
строительной площадке,
11
требования безопасности, в том
числе пожарной безопасности,
электробезопасности при
производстве каменных работ.
Знания:
подготовительные этапы при
производстве каменных работ;
виды, назначение и принцип
действия инструментов,
приспособлений и инвентаря для
каменных работ;
виды, назначение и свойства
материалов для каменной кладки;
правила подбора состава
растворных смесей для каменной
кладки и способы их
приготовления;
правила чтения рабочих чертежей
и схем каменных конструкций;
технологии выполнения каменных
работ;
технологии выполнения
монтажных работ при возведении
кирпичных зданий;
технологии выполнения
гидроизоляционных работ при
каменной кладке;
правила контроля соблюдения
системы перевязки швов, размеров
и заполнение швов, контроля
вертикальности и
горизонтальности кладки;
методы расчета объемов работ
каменной кладки и потребности
материалов;
безопасные условия в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами;
требования охраны труда при
нахождении на строительной
площадке, требования
безопасности, в том числе
пожарной безопасности,
электробезопасности при
производстве каменных работ.
12
ПК 1.2. Производить
общие каменные
работы различной
сложности
Навыки:
производства общих каменных
работ различной сложности
Умения:
выбирать инструменты,
приспособления и инвентарь для
каменных работ;
подбирать требуемые материалы
для каменной кладки;
читать рабочие чертежи и схемы
каменных конструкций, проверять
соответствие каменной
конструкции чертежам проекта;
применять технологии выполнения
каменных работ;
экономно расходовать ресурсы:
воду, электроэнергию, тепло;
рассчитывать количество
строительных материалов для
выполнения каменных: работ;
выполнять подсчет объемов работ
каменной кладки;
оценивать безопасность условий в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами и
нормативами охраны труда;
соблюдать требования охраны
труда при нахождении на
строительной площадке,
требования безопасности, в том
числе пожарной безопасности,
электробезопасности при
производстве каменных работ.
Знания:
виды, назначение и принцип
действия инструментов,
приспособлений и инвентаря для
каменных работ;
виды, назначение и свойства
материалов для каменной кладки;
правила подбора состава
растворных смесей для каменной
кладки и способы их
приготовления;
правила чтения рабочих чертежей
13
и схем каменных конструкций;
технологии выполнения каменных
работ;
методы расчета объемов работ
каменной кладки и потребности
материалов;
безопасные условия в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами;
требования охраны труда при
нахождении на строительной
площадке, требования
безопасности, в том числе
пожарной безопасности,
электробезопасности при
производстве каменных работ.
Навыки:
ПК 1.3. Выполнять
выполнения сложных
сложные архитектурные архитектурных элементов из
элементы из кирпича и
кирпича и камня
камня
Умения:
выбирать инструменты,
приспособления и инвентарь для
каменных работ;
подбирать требуемые материалы
для каменной кладки;
читать рабочие чертежи и схемы
каменных конструкций, проверять
соответствие каменной
конструкции чертежам проекта;
применять технологии выполнения
каменных работ;
экономно расходовать ресурсы:
воду, электроэнергию, тепло;
рассчитывать количество
строительных материалов для
выполнения каменных: работ;
выполнять подсчет объемов работ
каменной кладки;
оценивать безопасность условий в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами и
нормативами охраны труда;
соблюдать требования охраны
труда при нахождении на
14
ПК 1.4. Выполнять
монтажные работы при
возведении кирпичных
зданий
строительной площадке,
требования безопасности, в том
числе пожарной безопасности,
электробезопасности при
производстве каменных работ.
Знания: виды, назначение и
принцип действия инструментов,
приспособлений и инвентаря для
каменных работ;
виды, назначение и свойства
материалов для каменной кладки;
правила подбора состава
растворных смесей для каменной
кладки и способы их
приготовления;
правила чтения рабочих чертежей
и схем каменных конструкций;
технологии выполнения каменных
работ;
методы расчета объемов работ
каменной кладки и потребности
материалов;
безопасные условия в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами;
требования охраны труда при
нахождении на строительной
площадке, требования
безопасности, в том числе
пожарной безопасности,
электробезопасности при
производстве каменных работ.
Навыки:
выполнения монтажных работ при
возведении кирпичных зданий
Умения:
выбирать инструменты,
приспособления и инвентарь для
каменных работ;
подбирать требуемые материалы
для каменной кладки;
читать рабочие чертежи и схемы
каменных конструкций, проверять
соответствие каменной
конструкции чертежам проекта;
15
ПК 1.5. Производить
применять технологии выполнения
монтажных работ при возведении
кирпичных зданий;
экономно расходовать ресурсы:
воду, электроэнергию, тепло;
рассчитывать количество
строительных материалов для
выполнения каменных: работ;
выполнять подсчет объемов работ
каменной кладки;
оценивать безопасность условий в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами и
нормативами охраны труда;
соблюдать требования охраны
труда при нахождении на
строительной площадке,
требования безопасности, в том
числе пожарной безопасности,
электробезопасности при
производстве каменных работ.
Знания:
виды, назначение и принцип
действия инструментов,
приспособлений и инвентаря для
каменных работ;
виды, назначение и свойства
материалов для каменной кладки;
правила чтения рабочих чертежей
и схем каменных конструкций;
технологии выполнения
монтажных работ при возведении
кирпичных зданий;
безопасные условия в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами;
требования охраны труда при
нахождении на строительной
площадке, требования
безопасности, в том числе
пожарной безопасности,
электробезопасности при
производстве каменных работ.
Навыки:
производства гидроизоляционных
16
гидроизоляционные
работ при выполнении каменной
работы при выполнении кладки
каменной кладки
Умения:
выбирать инструменты,
приспособления и инвентарь для
каменных работ;
читать рабочие чертежи и схемы
каменных конструкций, проверять
соответствие каменной
конструкции чертежам проекта;
применять технологии выполнения
гидроизоляционных работ при
каменной кладке;
экономно расходовать ресурсы:
воду, электроэнергию, тепло;
рассчитывать количество
строительных материалов для
выполнения каменных: работ;
выполнять подсчет объемов работ
каменной кладки;
оценивать безопасность условий в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами и
нормативами охраны труда;
соблюдать требования охраны
труда при нахождении на
строительной площадке,
требования безопасности, в том
числе пожарной безопасности,
электробезопасности при
производстве каменных работ.
Знания: виды, назначение и
принцип действия инструментов,
приспособлений и инвентаря для
каменных работ;
виды, назначение и свойства
материалов для каменной кладки;
правила чтения рабочих чертежей
и схем каменных конструкций;
технологии выполнения
гидроизоляционных работ при
каменной кладке;
безопасные условия в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами;
17
ПК 1.6. Контролировать
качество каменных
работ
требования охраны труда при
нахождении на строительной
площадке, требования
безопасности, в том числе
пожарной безопасности,
электробезопасности при
производстве каменных работ.
Навыки:
контроля качества каменных работ
Умения:
читать рабочие чертежи и схемы
каменных конструкций, проверять
соответствие каменной
конструкции чертежам проекта;
контролировать соблюдение
системы перевязки швов, размеров
и заполнение швов,
контролировать вертикальность и
горизонтальность кладки;
оценивать безопасность условий в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами и
нормативами охраны труда;
соблюдать требования охраны
труда при нахождении на
строительной площадке,
требования безопасности, в том
числе пожарной безопасности,
электробезопасности при
производстве каменных работ.
Знания:
правила контроля соблюдения
системы перевязки швов, размеров
и заполнение швов, контроля
вертикальности и
горизонтальности кладки;
безопасные условия в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами;
требования охраны труда при
нахождении на строительной
площадке, требования
безопасности, в том числе
пожарной безопасности,
электробезопасности при
18
производстве каменных работ.
Навыки:
ПК 1.7. Выполнять выполнения ремонта каменных
ремонт
каменных конструкций.
конструкций
Умения:
выбирать инструменты,
приспособления и инвентарь для
выполнения ремонта каменных
конструкций;
подбирать требуемые материалы
для выполнения ремонта каменных
конструкций;
применять технологии выполнения
ремонта каменных конструкций;
экономно расходовать ресурсы:
воду, электроэнергию, тепло;
рассчитывать количество
строительных материалов для
выполнения ремонта каменных
конструкций;
оценивать безопасность условий в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами и
нормативами охраны труда;
соблюдать требования охраны
труда при нахождении на
строительной площадке,
требования безопасности, в том
числе пожарной безопасности,
электробезопасности при
производстве каменных работ.
Знания: виды, назначение и
принцип действия инструментов,
приспособлений и инвентаря для
ремонт каменных конструкций;
виды, назначение и свойства
материалов для ремонт каменных
конструкций;
правила подбора состава
растворных смесей ремонт
каменных конструкций и способы
их приготовления;
технологии выполнения ремонта
каменных конструкций;
безопасные условия в
19
соответствии с санитарногигиеническими нормативами;
требования охраны труда при
нахождении на строительной
площадке, требования
безопасности, в том числе
пожарной безопасности,
электробезопасности при
производстве каменных работ.
Навыки: выполнения
подготовительных работ при
производстве бетонных и
опалубочных работ.
выполнять подготовительные
этапы работы при выполнении
бетонных работ;
выбирать инструменты,
приспособления и инвентарь,
машины и механизмы для
бетонных и опалубочных работ;
экономно расходовать ресурсы:
воду, электроэнергию, тепло;
оценивать безопасность условий в
соответствии с санитарногигиеническими нормативами и
нормативами охраны труда;
соблюдать требования охраны
труда при нахождении на
строительной площадке,
требования безопасности, в том
числе пожарной безопасности,
электробезопасности при ведении
бетонных и опалубочных работ.
Знания:
подготовительные этапы при
выполнении опалубочных работ;
подготовительные этапы при
выполнении бетонных работ;
виды, назначение и принцип
действия инструментов,
приспособлений и инвентаря,
машин и механизмов для бетонных
и опалубочных работ;
правила санитарно-гигиенические
нормативы и нормативы охраны
20
Выполнение
монтажных работ при
возведении всех типов
зданий и сооружений
из сборных
железобетонных и
металлических
конструкций (по
выбору)
ПК 02.01. Выполнять
подготовительные
работы при
производстве
монтажных работ
труда;
требования охраны труда при
нахождении на строительной
площадке, требования
безопасности, в том числе
пожарной безопасности,
электробезопасности при ведении
бетонных и опалубочных работ.
Навыки: производства бетонных
работ различной сложности.
Умения: выполнять
подготовительный этап при
производстве монтажных работ;
рационально организовывать
рабочее место монтажника;
выбирать инструменты,
приспособления и инвентарь,
машины и механизмы для
монтажных работ;
сортировать строительные
конструкции по маркам;
экономно расходовать ресурсы:
воду, электроэнергию, тепло;
оценивать безопасные и
санитарно-гигиенические условия
собственной работы в
соответствии с нормативами;
соблюдать безопасные условия
труда во время монтажных работ
при возведении всех типов зданий
и сооружений из сборных
железобетонных и металлических
конструкций.
Знания: подготовительные этапы
при производстве монтажных
работ;
назначение и правила применения
инструмента и приспособлений
при монтаже строительных
конструкций;
виды и назначение
грузоподъемных машин и
механизмов;
виды, назначение и устройство
электрифицированного и
21
пневматического инструмента и
правила работы с ними;
виды, назначение и правила
применения грузозахватных
устройств и приспособлений для
монтажа металлических
конструкций.
Навыки:
ПК 02.022. Производить производства монтажа
монтаж
железобетонных конструкций при
железобетонных
возведении всех типов зданий.
конструкций при
Умения:
возведении всех типов
выбирать инструменты,
зданий
приспособления и инвентарь,
машины и механизмы для
монтажных работ;
использовать основные виды
такелажного и монтажного
оборудования и приспособлений
грузоподъемностью до 10 т;
сортировать строительные
конструкции по маркам;
читать рабочие чертежи и схемы
производства монтажных работ;
применять технологии монтаж
сборных металлических и
железобетонных конструкций при
возведении всех типов зданий;
экономно расходовать ресурсы:
воду, электроэнергию, тепло;
выполнять расчет объемов
монтажных работ и потребность
материалов;
оценивать безопасные и
санитарно-гигиенические условия
собственной работы в
соответствии с нормативами;
соблюдать безопасные условия
труда во время монтажных работ
при возведении всех типов зданий
и сооружений из сборных
железобетонных и металлических
конструкций.
Знания:
назначение и правила применения
22
ПК 02.03. Производить
монтаж металлических
конструкций зданий и
сооружений
инструмента и приспособлений
при монтаже строительных
конструкций;
виды и назначение
грузоподъемных машин и
механизмов;
виды, назначение и устройство
электрифицированного и
пневматического инструмента и
правила работы с ними;
виды, назначение и правила
применения грузозахватных
устройств и приспособлений для
монтажа металлических
конструкций;
виды металлических и сборных
бетонных и железобетонных
конструкций;
виды, назначение и маркировку
расходных материалов;
правила маркировки строительных
конструкций;
правила чтения рабочих чертежей
и схем производства монтажных
работ;
технологии монтажа
железобетонных конструкций при
возведении всех типов зданий;
правила подсчета объемов
монтажных работ;
правила подсчета расхода
материалов на заданный объем
работ;
правила безопасности при монтаже
сборных железобетонных
конструкций.
Навыки: производства монтажа
металлических конструкций
зданий и сооружений
Умения:
выбирать инструменты,
приспособления и инвентарь,
машины и механизмы для
монтажных работ;
использовать основные виды
23
такелажного и монтажного
оборудования и приспособлений
грузоподъемностью до 10 т;
сортировать строительные
конструкции по маркам;
читать рабочие чертежи и схемы
производства монтажных работ;
применять технологии монтаж
сборных металлических и
железобетонных конструкций при
возведении всех типов зданий;
экономно расходовать ресурсы:
воду, электроэнергию, тепло;
выполнять расчет объемов
монтажных работ и потребность
материалов;
оценивать безопасные и
санитарно-гигиенические условия
собственной работы в
соответствии с нормативами;
соблюдать безопасные условия
труда во время монтажных работ
при возведении всех типов зданий
и сооружений из сборных
железобетонных и металлических
конструкций.
Знания:
назначение и правила применения
инструмента и приспособлений
при монтаже строительных
конструкций;
виды и назначение
грузоподъемных машин и
механизмов;
виды, назначение и устройство
электрифицированного и
пневматического инструмента и
правила работы с ними;
виды, назначение и правила
применения грузозахватных
устройств и приспособлений для
монтажа металлических
конструкций;
виды металлических и сборных
бетонных и железобетонных
24
конструкций;
виды, назначение и маркировку
расходных материалов;
правила маркировки строительных
конструкций;
правила чтения рабочих чертежей
и схем производства монтажных
работ;
технологии монтажа
металлических конструкций
зданий и сооружений;
правила подсчета объемов
монтажных работ;
правила подсчета расхода
материалов на заданный объем
работ;
правила безопасности при монтаже
металлических конструкций;
Навыки:
ПК02.04.
контроля качества монтажных
Контролировать
работ.
качество
монтажных Умения:
работ
сортировать строительные
конструкции по маркам;
выполнят контроль при монтаже
железобетонных и металлических
конструкций;
экономно расходовать ресурсы:
воду, электроэнергию, тепло;
выполнять расчет объемов
монтажных работ и потребность
материалов;
оценивать безопасные и
санитарно-гигиенические условия
собственной работы в
соответствии с нормативами.
Знания:
правила маркировки строительных
конструкций;
правила оценки качества
монтажных работ;
правила подсчета объемов
монтажных работ;
правила подсчета расхода
25
материалов на заданный объем
работ;
правила безопасности при монтаже
сборных железобетонных
конструкций;
правила безопасности при монтаже
металлических конструкций.
26
Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1. Учебный план
ОУП.13
Основы безопасности и
защиты России
ДУП
Дополнительные учебные
предметы
1
1,2
1,2,3.
4
1,2
2,3
1,2,3
2
4
1,2
4
4
1,2
Э
СК/ДЗ
СК,СК,СК,
Э
СК/ДЗ
СК/Э
СК,СК,Э
ДЗ
ДЗ
СК/ДЗ
ДЗ
ДЗ
СК/ДЗ
2
0
135
6
66
108
17 нед
24 нед
24
388
796
560
24
356
46
66
20
42
6
32
36
40
72
6
90
84
66
32
40
36
66
72
72
54
326
320
220
100
72
108
180
72
52
136
72
42
72
72
102
174
72
52
136
72
42
72
62
114
42
28
104
50
24
72
40
60
30
24
32
22
18
72
ДЗ
68
68
40
28
2 ДЗ
96
96
52
44
6
6
60
70
0
612
22
4
0
25
2
1
476
580
19
2
0
25
2
1
380
72
108
86
326
52
36
72
108
180
72
52
136
72
42
72
68
68
Всего
Самост.
604
Самост.
848
66
72
42
36
32
32
32
0
Самост.
24 нед
Всего
138
0
72
108
17 нед
Объём ОП
Всего
Иностранный язык
Информатика
Физика (У)
Химия
Биология
История
Обществознание
География
Физическая культура
4 экз/ 9 ДЗ
145
2
Семестр 4
Самост.
ОУП.04
ОУП.05
ОУП.06
ОУП.07
ОУП.08
ОУП.09
ОУП.10
ОУП.11
ОУП.12
0
Семестр 3
Всего
Математика (У)
147
6
Всег
о
Промежут
.
аттестаци
я
Семестр 2
практическое
обучение
ОУП.03
4ЭК/11
в т.ч.
Семестр 1
Лекции, уроки
ОУП.01
ОУП.02
Обязательные учебные
предметы
Русский язык
Литература
ОУП
Самост.(с.р.+и.п.)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ЦИКЛ
С препод.
Общий объем
ОЦ
дисциплин, профессиональных
модулей, МДК, практик
Распределение обязательной аудиторной нагрузки
по курсам и семестрам
Курс 1
Курс 2
Учебная нагрузка обучающихся, ч.
формы промеж.аттест.
Наименование циклов, разделов,
Индекс
период промеж.аттест.
Формы промежуточной
аттестации
Обяз.
часть
Вар.
часть
96
27
ДУП.01
ДУП.02
СГ
СГ.01
СГ.02
СГ.03
СГ.04
СГ.05
ОП
ОП.01
ОП.02
ОП.03
ОП.04
ОП.05
Родной язык / Родная
литература
Основы проектной
деятельности
Индивидуальный проект
Социально-гуманитарный
цикл
История России
Иностранный язык в
профессиональной
деятельности
Безопасность
жизнедеятельности
Физическая культура
Основы бережливого
производства
3
ДЗ
32
32
20
1
ДЗ
32
32
32
2
защита
32
32
5ДЗ
Основы строительного
черчения
Основы строительного
материаловедения
Строительные машины и
средства малой механизации
Основы бизнеса,
коммуникаций и финансовой
грамотности
Информационные технологии
в профессиональной
деятельности
208
34
32
66
22
54
12
34
2
36
54
54
54
2
3
ДЗ
36
2
3
ДЗ
54
2
ДЗ
36
2
34
22
12
1Э/7ДЗ
316
16
300
212
84
1
ДЗ
48
2
46
34
1
ДЗ
48
2
46
1
ДЗ
40
2
4
ДЗ
72
4
ДЗ
34
2
34
2
24
0
0
0
180
36
36
54
36
46
2
34
12
22
2
38
28
10
38
2
4
68
48
20
68
4
36
2
34
24
10
34
2
36
34
2
36
2
34
24
10
ОП.08
Охрана труда
1
Э
36
2
34
20
10
4
34
0
0
13
6
12
36
4
0
8
ДЗ
Выполнение каменных работ
0
140
4
ПМ.01
32
2
ДЗ
Экологические основы
природопользования
Профессиональный цикл
32
52
142
12
ОП.06
ПЦ
32
52
3
54
0
6
2
ДЗ
22
32
17
4
34
3
34
32
32
216
36
Общепрофессиональный цикл
8
2
12
8
172
144
48
24
48
40
36
2
36
36
4Э/4ДЗ
908
24
872
176
684
24
72
4
184
8
20
2
2ЭК/2ДЗ
562
12
544
88
450
12
72
4
184
8
72
6
0
42
6
22
2
6
800
108
0
526
36
28
МДК.01.0
1
Технологии каменных работ
1,2
СК,Э
160
1,2.3,
4
ДЗ
288
288
288
ДЗ
108
108
108
УП.01
Учебная практика
ПП.01
Производственная практика
4
Экзамен по модулю
4
ПМ.02
Выполнение монтажных работ
при возведении всех типов
зданий и сооружений из
сборных железобетонных и
металлических конструкций
МДК.02.0
1
Технологии монтажных работ
при возведении всех типов
зданий и сооружений из
сборных железобетонных и
металлических конструкций
12
148
88
54
6
6
12
328
88
234
12
3,4
СК/Э
160
12
148
88
54
6
УП.02
Учебная практика
4
ДЗ
144
144
144
ПП.02
Производственная практика
Экзамен по модулю
Учебная и производственная
(по профилю специальности)
практики
Государственная итоговая
аттестация в форме ДЭ
ОБЪЕМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ В
АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ
4
4
ДЗ
ЭКВ
36
6
36
36
576
576
36
36
Нагрузка часов в неделю
Экзамены (без учета физ. культуры)
Диффер. зачеты (без учета физ. культуры)
295
2
36
112
8
72
160
10
8
10
8
72
6
346
10ЭКЗ/19Д
З
4
36
2ЭК/2ДЗ
0
36
286
8
72
6
0
0
0
6
20
4
6
274
13
0
6
18
6
160
14
4
36
6
72
151
4
52
1
2
600
1
0
854
60
0
1
2
72
72
36
6
36
130
2
36
6
13
0
6
48
288
36
85
0
1
4
36
36
36
36
1
3
2
6
2
3
5
7
2
664
288
10
19
29
30
31
32
5.3. Программа воспитания
5.3.1. Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной
программы:
Цель рабочей программы воспитания – создание организационно-педагогических
условий для формирования личностных результатов обучающихся, проявляющихся
в развитии их позитивных чувств и отношений к российским гражданским (базовым,
общенациональным) нормам и ценностям, закреплённым в Конституции Российской
Федерации, с учетом традиций и культуры субъекта Российской Федерации, деловых
качеств квалифицированных рабочих, служащих определенных отраслевыми
требованиями (корпоративной культурой).
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего равные
условия для развития обучающихся профессиональной образовательной организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся
в общественно-ценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающихся профессиональной образовательной организации
общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого
развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса
воспитания.
5.3.2. Примерная рабочая программа воспитания представлена в приложении 3.
5.4. Примерный календарный план воспитательной работы
Примерный
в приложении 3.
календарный
план
воспитательной
работы
представлен
Раздел 6 Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной
программы
6.1.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории
для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том
числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной
аттестации, а также помещения для самостоятельной и воспитательной работы,
мастерские
и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения
и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
Перечень специальных помещений
Кабинеты:
истории;
иностранного языка;
безопасности жизнедеятельности;
33
основ бережливого производства;
основ бизнеса, коммуникаций и финансовой грамотности;
основ строительного черчения;
основ строительного материаловедения;
строительных машин и средств малой механизации.
Мастерские:
каменных работ;
арматурных работ;
бетонных опалубочных работ;
монтажа строительных конструкций из сборных железобетонных и металлических
конструкций.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в интернет;
актовый зал;
и др.
6.1.2. Материально-техническое оснащение кабинетов, лабораторий, мастерских и
баз практики по профессии
Образовательная организация, реализующая программу по профессии, должна
располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы
обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим
санитарным и противопожарным правилам и нормам в разрезе выбранных траекторий.
Минимально необходимый для реализации ООП перечень материально-технического
обеспечения, включает в себя:
6.1.2.1. Оснащение кабинетов
Кабинет «Истории».
№
Наименование оборудованияii
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
1
Рабочее место преподавателя
2
Рабочие места для обучающихся
II Технические средства
Основное оборудование
1
Компьютер с подключением к сети Internet,
2
Мультимедиа проектор
Дополнительное оборудование
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия
Основное оборудование
Техническое описаниеiii
34
1
2
3
4
5
Учебные плакаты
Учебные фильмы
Презентации по темам программы
Экранно-звуковые пособия
Дидактические материалы
Кабинет «Иностранного языка»
№
Наименование оборудования
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
1
Рабочее место преподавателя
2
Рабочие места для обучающихся
II Технические средства
Основное оборудование
1
Компьютер с подключением к сети Internet
2
Мультимедиа проектор
Дополнительное оборудование
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия
Основное оборудование
1
Словари
2
дидактические материалы
Кабинет «Безопасность жизнедеятельности»
№
Наименование оборудования
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
1
Рабочее место преподавателя
2
Рабочие места для обучающихся
II Технические средства
Основное оборудование
1
Компьютер с подключением к сети Internet
2
Мультимедиа проектор
1
- Система хранения тренажеров;
- Сейф оружейный;
- Защитный костюм;
- Измеритель электропроводности, кислотности
и температуры;
- Компас-азимут;
- Противогаз
взрослый,
фильтрующепоглощающий;
- Респиратор;
- Макет гранат Ф-1 и РДГ-5;
- Комплект массо-габаритных моделей оружия;
- Магазин к автомату Калашникова с учебными
патронами;
- Стрелковый тренажер;
- Тренажер для оказания первой помощи на
месте происшествия;
- Тренажер для освоения навыков сердечнолегочной реанимации взрослого и ребенка;
Техническое описание
Техническое описание
35
- Образцы первичных средств пожаротушения,
огнетушителей;
- Лабораторно-технологическое оборудование
для оказания первой помощи (дыхательная трубка
(воздуховод), гипотермический пакет, индивидуальный
перевязочный
пакет,
индивидуальный
противохимический
пакет,
бинт
марлевый
медицинский
нестерильный,
вата
медицинская
компрессная, косынка медицинская (перевязочная),
повязка медицинская большая стерильная, повязка
медицинская малая стерильная, булавка безопасная,
жгут кровоостанавливающий эластичный, комплект
шин
складных
средний,
шины
проволочные
(лестничные) для ног и рук, пипетка, термометр
электронный для измерения температуры тела, иное).
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия
Основное оборудование
1
Комплект учебно-наглядных пособий
2
Дидактические материалы
Кабинет «Основ бережливого производства»
№
Наименование оборудования
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
1
Рабочее место преподавателя
2
Рабочие места для обучающихся
Дополнительное оборудование
II Технические средства
Основное оборудование
1
Компьютер с подключением к сети Internet
2
Мультимедиа проектор
Дополнительное оборудование
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия
Основное оборудование
1
Дидактические материалы
Техническое описание
Кабинет «Основ бизнеса, коммуникаций и финансовой грамотности»
№
Наименование оборудования
Техническое описание
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
1
Рабочее место преподавателя
2
Рабочие места для обучающихся
II Технические средства
Основное оборудование
1
Компьютер с подключением к сети Internet
2
Мультимедиа проектор
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия
36
Основное оборудование
1
Дидактические материалы
Кабинет «Строительных машин и средств малой механизации»
№
Наименование оборудования
Техническое описание
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
1
Рабочее место преподавателя
2
Рабочие места для обучающихся
II Технические средства
Основное оборудование
1
Компьютер с подключением к сети Internet
2
Мультимедиа проектор
III Демонстрационные учебно-наглядные пособия
Основное оборудование
1
Плакаты
2
Нормативно-техническая
3
Справочная литература
4
Экранно-звуковые пособия
5
Дидактические материалы
6.1.2.2. Оснащение помещений, задействованных при организации воспитательной
работы.
Кабинет «Помещения для воспитательной работы»
№
Наименование оборудования
I Основное оборудование
1
Рабочее место педагога – организатора
II Технические средства
Основное оборудование
1
Компьютер с подключением к сети Internet
3
Мультимедиа проектор
4
Аудио- и видео средства
Техническое описание
6.1.2.3. Оснащение мастерских
Мастерская «Мастерская каменных работ».
№
Наименование оборудования
Техническое описание
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
1
Рабочее место мастера производственного обучения
2
Рабочие места для обучающихся
II Специализированное оборудование, мебель и системы хранения
Основное оборудование
1
Комплект учебно-наглядных пособий
2
Комплект технологической документации
3
Комплект учебно-методической документации
4
Комплект плакатов, учебный комплекс «Технология
каменной кладки» (образцы кирпичной кладки)
5
Камнерез
6
Кирпич белый силикатный
37
7
8
9
10
11
Кирпич облицовочный
Ящики для раствора
Растворомешалка
Набор инструмента каменщика
Образцы материалов для каменной кладки
Мастерская «Мастерская арматурных работ».
№
Наименование оборудования
Техническое описание
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
1
Рабочее место мастера производственного обучения
2
Рабочие места для обучающихся
III Специализированное оборудование, мебель и системы хранения
Основное оборудование
1
Комплект учебно-наглядных пособий
2
Комплект технологической документации
3
Комплект учебно-методической документации
4
Комплект плакатов
5
Приспособления для вязки арматуры (крючок, кусачки,
пистолет)
6
Обжимные муфты
7
Пресс арматурный
8
Фиксаторы для обеспечения защитного слоя бетона
9
Гидравлический домкрат
Мастерская «Мастерская бетонных опалубочных работ».
№
Наименование оборудования
Техническое описание
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
1
Рабочее место мастера производственного обучения
2
Рабочие места для обучающихся
3
Комплект учебно-наглядных пособий
4
Комплект технологической документации
5
Комплект учебно-методической документации
6
Комплект плакатов
7
Телескопические стойки
8
Рама для крепления стоек раздвижные струбцины
9
Балочная опалубка для перекрытий
10 Панельно-щитовая опалубка
11 Стеновая несъёмная опалубка
12 Винтовой домкрат
13 Съёмные головки (вильчатые, падающие, опорные)
14 Глубинный вибратор
15 Затирочная машина
16 Виброрейка
17 Оборудование для подачи бетона
Мастерская «Мастерская монтажа строительных конструкций из сборных
железобетонных и металлических конструкций».
38
№
Наименование оборудования
Техническое описание
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
1
Рабочее место мастера производственного обучения
2
Рабочие места для обучающихся
II Специализированное оборудование, мебель и системы хранения
Основное оборудование
1
Комплект учебно-наглядных пособий
2
Комплект технологической документации
3
Комплект учебно-методической документации
4
Комплект плакатов
5
Такелажные приспособления
6
Предназначенные для строповки конструкций (стропы,
траверсы, захваты, карабины)
7
Оборудование для перемещения конструкций (лебедки,
блоки и полиспасты, домкраты, тали, монтажные
мачты, шевры)
8
Оборудование для закрепления и заделки монтажных
стыков (сварочные аппараты, трансформаторы,
компрессоры, аппараты для нанесения
противокоррозионных покрытий, герметизации стыков)
9
Монтажные приспособления для временного
закрепления и выверки конструкций (кондукторы,
распорки, подкосы, струбцины)
10 Оборудование для изменения рабочего места
монтажников (лестницы и стремянки, подмости,
люльки, подвесные площадки)
6.1.2.4. Оснащение баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную
и производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной
организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов,
обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ
профессиональных модулей отвечающего потребностям отрасли и требованиям
работодателей.
Производственная практика реализуется в организациях строительного профиля,
обеспечивающих
деятельность
обучающихся
в
профессиональной
области
16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, 40 Сквозные виды деятельности.
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест
производственной практики соответствует содержанию профессиональной деятельности и
дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем
видам
деятельности,
предусмотренными
программой,
с использованием современных технологий, материалов и оборудования.
6.1.3. Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами.
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы
6.2.1. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть
укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой
дисциплине (модулю) из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных
39
в рабочих программах дисциплин (модулей) в качестве основной литературы, на одного
обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину
(модуль).
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды
допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права
одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной)
библиотеке.
Обучающимся обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе
в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным
справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин
(модулей) и подлежит обновлению (при необходимости).
Образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией
по всем учебным дисциплинам (модулям).
6.2.2. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями,
адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.
6.3. Требования к практической подготовке обучающихся
6.3.1. Практическая подготовка при реализации образовательных программ
среднего профессионального образования направлена на совершенствование модели
практико-ориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке
квалифицированных рабочих, служащих, путем расширения компонентов (частей)
образовательных
программ,
предусматривающих
моделирование
условий,
непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также
обеспечения условий для получения обучающимися практических навыков
и компетенций, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями
к квалификациям специалистов, рабочих.
6.3.2. Образовательная организация самостоятельно проектирует реализацию
образовательной программы и ее отдельных частей (дисциплины, междисциплинарные
курсы, профессиональные модули, практика и другие компоненты) в форме практической
подготовки с учетом требований ФГОС СПО и специфики получаемой профессии.
6.3.3. Образовательная деятельность в форме практической подготовки:
реализуется при проведении практических и лабораторных занятий,
выполнении курсового проектирования, всех видов практики и иных видов учебной
деятельности;
предусматривает демонстрацию практических навыков, выполнение,
моделирование обучающимися определенных видов работ для решения практических
задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью в условиях, приближенных
к реальным производственным;
может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастер-классы,
которые предусматривают передачу обучающимся учебной информации, необходимой
для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью.
40
6.3.4. Образовательная деятельность в форме практической подготовки может
быть организована на любом курсе обучения, охватывая дисциплины, профессиональные
модули, все виды практики, предусмотренные учебным планом образовательной
программы.
6.3.5. Практическая подготовка организуется в учебных, учебнопроизводственных лабораториях, мастерских, учебно-опытных хозяйствах, учебных
полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной
организации, а также в специально оборудованных помещениях (рабочих местах)
профильных организаций на основании договора о практической подготовке
обучающихся, заключаемого между образовательной организацией и профильной
организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей
образовательной программы.
6.3.6. Результаты освоения образовательной программы (ее отдельных частей)
могут быть оценены в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации,
организованных в форме демонстрационного экзамена.
6.4. Требования к организации воспитания обучающихся
6.4.1. Воспитание обучающихся при освоении ими основной образовательной
программы осуществляется на основе включаемых в настоящую образовательную
программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана
воспитательной работы (приложение 3).
6.4.2. Рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы
образовательная организация разрабатывает и утверждает самостоятельно с учетом
примерных рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
6.4.3. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы
родителей, представители работодателей и (или) их объединений (при их наличии).
6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.5.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из
числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности 16 Строительство и жилищнокоммунальное хозяйство, 40 Сквозные виды профессиональной деятельности,
и имеющими стаж работы в данной профессиональной области не менее трех лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна
отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках
и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной
программы, должны получать дополнительное профессиональное образование
по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки
в организациях, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности 16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство,
41
40 Сквозные виды профессиональной деятельности, не реже одного раза в три года
с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям
ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих
опыт деятельности не менее трех лет в организациях, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности 16 Строительство и жилищнокоммунальное хозяйство, 40 Сквозные виды профессиональной деятельности, в общем
числе педагогических работников, реализующих программы профессиональных модулей
образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
6.6.1. Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг
по реализации образовательной программы
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы осуществляются в соответствии с Методикой определения
нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных
программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям)
и укрупненным группам профессий (специальностей), утверждаемые Минпросвещения
России ежегодно.
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы, определенное
в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Федеральным
законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
включает в себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного
обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических
работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу
в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597
«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Раздел 7. Формирование оценочных
государственной итоговой аттестации
материалов
для
проведения
7.1. Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной
для образовательных организаций СПО. Она проводится по завершении всего курса
обучения по направлению подготовки. В ходе ГИА оценивается степень соответствия
сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС СПО.
7.2. Выпускники, освоившие программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих, сдают ГИА в форме демонстрационного экзамена.
Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации
квалифицированного рабочего, служащего: «мастер общестроительных работ».
7.3. Для государственной итоговой аттестации образовательной организацией
разрабатывается программа государственной итоговой аттестации и оценочные
материалы.
7.4. Оценочные материалы для проведения ГИА включают паспорт оценочных
материалов, описание структуры демонстрационного экзамена, типовые задания для
демонстрационного экзамена, описание процедур и условий проведения государственной
итоговой аттестации, критерии оценки.
Оценочные материалы для проведения ГИА приведены в приложении 4.
42
Раздел 8. Разработчики примерной образовательной программы
Группа разработчиков
ФИО
Организация, должность
Конева Ирина Валерьевна
Преподаватель,
ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Насонов Сергей Дмитриевич Преподаватель,
ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Быков Леонид Павлович
Мастер производственного обучения, ГАПОУ СО
«Сухоложский многопрофильный техникум»
43