Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПП.01 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
ПМ.01.ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ УЗЛОВ И МЕХАНИЗМОВ,
ОБОРУДОВАНИЯ, АГРЕГАТОВ И МАШИН
Сухой Лог
Организация разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Шадрина
квалификационной категории
Т.А.,
мастер
производственного
обучения,
первой
Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии профессиональной подготовки
ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»,
протокол №
от « » августа
г.
Руководитель: ____________________/С.А.Потапенко/
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
4-5
ПРАКТИКИ
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ
6-7
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ
8-9
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
10-14
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ.
1.1. Область применения программы
Адаптированная рабочая программа учебной практики (далее программа) – является
частью адаптированной программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих,
должностям служащих 18559 Слесарь-ремонтник базового уровня подготовки,
адаптированной для лиц с ограниченными возможностями здоровья, на основе
Профессионального стандарта по профессии 18559 Слесарь-ремонтник промышленного
оборудования.
Рабочая программа учебной практики может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)
при наличии основного общего образования или среднего (полного) общего образования.
Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи программы – требования к результатам освоения программы
В ходе освоения учебной практики обучающийся должен: освоить виды
профессиональной деятельности, адаптированной к обучающимся с ОВЗ
Техническое обслуживание и ремонт узлов и механизмов, оборудования, агрегатов и
машин.
и соответствующие им Трудовые функции (ТФ):
Т.Ф. А/02. 3.Выполнять слесарную обработку простых деталей.
Т.Ф.А/01.3. Выполнять монтаж и демонтаж простых узлов и механизмов.
Т.Ф.А/03.3. Выполнять профилактическое обслуживание простых механизмов.
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
-Слесарной обработки простых деталей.
-Монтажа и демонтажа простых узлов и механизмов.
-Профилактическое обслуживание простых механизмов.
уметь:
-Поддерживать состояние рабочего места в соответствии с требованиями охраны труда,
пожарной, промышленной и экологической безопасности, правилами организации рабочего
места слесаря;
-Читать техническую документацию общего и специализированного назначения;
-Выбирать слесарные инструменты и приспособления для слесарной обработки простых
деталей;
-Определять межоперационные припуски и допуски на межоперационные размеры;
-Производить рубку, правку, гибку, резку, опиливание, сверление, зенкерование, зенкование,
развертывание в соответствии с требуемой технологической последовательностью;
-Выполнять шабрение, распиливание, пригонку и припасовку, притирку, доводку,
полирование.
-Контролировать качество выполняемых работ при слесарной обработке деталей с помощью
контрольно-измерительных инструментов;
-Выполнять операции слесарной обработки с соблюдением требований охраны труда.
-Определять техническое состояние простых узлов и механизмов;
-Выполнять подготовку сборочных единиц к сборке;
-Производить сборку сборочных единиц в соответствии с технической документацией;
-Производить разборку сборочных единиц в соответствии с технической документацией;
4
-Выбирать слесарный инструмент и приспособления для сборки и разборки простых узлов и
механизмов;
-Производить измерения при помощи контрольно-измерительных инструментов;
-Изготавливать простые приспособления для разборки и сборки узлов и механизмов;
-Контролировать качество выполняемых слесарно-сборочных работ;
-Выполнять операции сборки и разборки механизмов с соблюдением требований охраны
труда.
-Выбирать слесарный инструмент и приспособления;
-Выполнять измерения контрольно-измерительными инструментами;
-Выполнять смазку, пополнение и замену смазки;
-Выполнять промывку деталей простых механизмов;
-Выполнять подтяжку крепежа деталей простых механизмов
-Выполнять замену деталей простых механизмов
-Контролировать качество выполняемых работ
-Осуществлять профилактическое обслуживание простых механизмов с соблюдением
требований охраны труда.
обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по
правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06 Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках
1.3.
Количество часов на освоение производственной практики:
Всего 1020 час
5
2.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Наименование
Содержание учебного материала
профессионального
(виды выполняемых работ)
модуля, МДК
ПМ.01.Техническое обслуживание и ремонт узлов и механизмов, оборудования, агрегатов и машин.
Инструктаж по охране труда и техники безопасности
Учебно-производственные работы
Организация рабочего места слесаря.
Выбор слесарного инструмента и приспособлений для слесарной
обработки простых деталей
Разметка простых деталей в соответствии с технологией.
Рубка листового и круглого металла
Резка полосовой, квадратной, круглой стали
МДК 01.01.Слесарная обработка
Правка полосовой и листовой стали
простых деталей.
Сверление сквозных, глухих отверстий
Зенкование отверстий под углом, развертывание сквозных отверстий
Опиливание сопряженных деталей
Распиливание и припасовка
Шабрение криволинейных поверхностей
Притирка и доводка простых деталей
Контроль качества выполненных работ
Практическая работа: Изготовление крючка-вешалки
Дифференцированный зачет
Итого
Диагностирование оборудования
Выбор слесарного и измерительного инструмента и приспособлений
для сборки и разборки простых узлов и механизмов.
Порядок разборки производственного оборудования.
Разборка узлов, промывка и маркировка деталей
Дефектация деталей
Подготовка сборочных единиц к сборке
Сборка простых узлов и механизмов производственного оборудования
Контроль качества выполненных работ
Объѐм
часов
Сложность
работ
(разряд)
30
3
30
3
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
18
7
385
30
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
30
3
30
30
30
30
30
24
3
3
3
3
3
3
3
6
Дифференцированный зачет
МДК. 01.03.Профилактическое
обслуживание простых механизмов
Дифференцированный зачет
Практическая работа: Разборка и сборка узла с болтовым соединением
Итого
Техническая документация при проведении профилактического
обслуживания механизмов.
Выбор слесарного и измерительного инструмента и приспособлений
при проведении профилактических работ.
Комплекс основных работ, при ТО-1.
Комплекс основных работ, при ТО-2.
Выявление неисправных узлов и механизмов оборудования
Промывка деталей простых механизмов
Ремонт узлов и механизмов промышленного оборудования
Замена деталей простых механизмов
Установка узлов и механизмов на оборудовании
Подтяжка крепежных деталей простых механизмов оборудования
Смазка простых механизмов оборудования
Контроль качества выполненных работ
Осуществлять профилактическое обслуживание простых механизмов с
соблюдением требований охраны труда.
Практическая работа: Техническое обслуживание двухступенчатого
цилиндрического редуктора.
Итого
Всего
6
240
3
30
3
30
3
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
24
3
6
3
390
7
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПМ.01.
3.1.
Материально-техническое
обеспечение
адаптированной программы учебной практики:
реализации
Реализация программы производственной практики предполагает наличие слесарного
участка в цехах производства;
Характеристика рабочих
производственную практику:
Наименование цехов,
участков
Ремонтномеханический участок
мест,
на
которых
обучающиеся
Оборудование
Слесарный верстак, слесарные
тиски
будут
проходить
Применяемые
инструменты
(приспособления)
слесарный рабочий
инструмент,
измерительный инструмент,
пневмоинструмент,
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.Покровский Б.С. Производственное обучение слесарей механосборочных работ М.:
Академия, 2014г.- 208 с.
2.Покровский
Б.С.
Производственное
обучение
слесарей-ремонтников
промышленного оборудования. М.: Академия, 2010 г.
Дополнительные источники:
1.Макиенко Н.И. Общий курс слесарного дела.— М: Академия, 2009.
2.Покровский Б. Слесарное дело : Учебник для НПО. – М: Академия, 2009.- 320 с.
3.Покровский Б. Слесарно-сборочные работы: Учебник для НПО – М.: Академия,
2006 г.- 368 с.
4.Покровский Б. Справочник слесаря: Учебное пособие для НПО/ - М.: Академия,
2005.- 384 с.
5.Багдасарова Т.А. Основы резания металлов: учеб.пособ. /. – М.: Академия, 2007. –
80 с.
6.Муравъев Е.М. Слесарное дело — М.: Академия, 2006.
7.Практические работы по слесарному делу.— М.: Академия, 2005.
2.3.
Общие требования к организации учебной практики
Занятия по производственной практике проводятся в организациях и учреждениях на
договорной основе.
8
Производственная практика организуется рассредоточено после освоения программы
профессионального модуля с применением технологий: личностно-ориентированных,
деятельностного подхода,
Консультативная помощь обучающимся оказывается в ходе производственной
практики индивидуально
3.4. Кадровое обеспечение учебной практики
Квалификация педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
- мастера производственного обучения или преподаватель междисциплинарных
курсов имеют обязательный опыт деятельности с обучающимися ОВЗ в области
технического обслуживания и ремонта узлов и механизмов, оборудования, агрегатов и
машин, иметь квалификацию (степень) – не ниже 4 разряда с обязательной стажировкой в
профильных организациях не реже 1 раза в 3 года, проходить повышение квалификации по
проблемам работы с обучающимися ОВЗ не реже 1 раза в 3 года.
9
3.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПМ.01
Образовательное
учреждение,
реализующее
подготовку
по
основной
профессиональной образовательной адаптированной программе, обеспечивает организацию
и проведение текущего и итогового контроля демонстрируемых обучающимися умений,
навыков, общих компетенций и трудовых функций.
Формой итоговой аттестации по учебной практике является дифференцированный зачет.
Контроль и оценка результатов освоения адаптированной программы
производственной практики - осуществляется мастером производственного обучения, а также
выполнения обучающимися учебно-производственных заданий одновременно с оценкой
сформированности трудовых функций и общих компетенций по итогам изучения
профессионального модуля и в целом по профессии. Формы и методы контроля и оценки
определяются образовательным учреждением.
Для текущего и итогового контроля образовательным учреждением создаются фонды
оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 1, 2,
3) с учетом ученических норм времени на выполнение учебно-производственных работ.
Оценка по производственной
практики ставится обучающемуся при условии
успешного освоения не менее 70% видов работ, определенных программой практики.
Целью оценки по производственной практике является оценка: 1) трудовых функций
и общих компетенций; 2) практического опыта и умений.
Оценка по производственной практике выставляется на основании данных
аттестационного листа (характеристики профессиональной деятельности обучающегося на
практике) с указанием видов работ, выполненных обучающимся во время практики, их
объема, качества выполнения в соответствии с технологией и (или) требованиями
организации, в которой проходила практика.
Дифференцированные зачеты по учебной практике по каждому профессиональному
модулю проводятся в условиях образовательного учреждения, и производственных
организациях.
Применяется критериальная система оценивания на текущем и промежуточном
контроле. Оценка определяется в соответствии с универсальной шкалой оценивания.
Процент результативности
(правильных ответов)
90 - 100
80 - 89
70 - 79
менее 70
Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно
10
Таблица 1 - Формы и методы контроля и оценки освоенных умений
Раздел (тема)
междисциплинарного
курса
ПМ.01. Техническое
обслуживание и
ремонт узлов и
механизмов,
оборудования,
агрегатов и машин
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Иметь опыт:
-Слесарной обработки простых деталей,
-монтажа и демонтажа простых узлов и механизмов;
-профилактическое
обслуживание
простых
механизмов.
Уметь:
-Поддерживать состояние рабочего места в
соответствии с требованиями охраны труда,
пожарной,
промышленной
и
экологической
безопасности, правилами организации рабочего места
слесаря;
-Читать техническую документацию общего и
специализированного назначения;
-Выбирать слесарные инструменты и приспособления
для слесарной обработки простых деталей;
-Определять межоперационные припуски и допуски
на межоперационные размеры;
-Производить
рубку,
правку,
гибку,
резку,
опиливание, сверление, зенкерование, зенкование,
развертывание
в
соответствии
с
требуемой
технологической последовательностью;
Основные показатели
результатов подготовки
Соблюдает
основные
требования инструкций по
правилам ТБ и ОТ.
Выполненяет разметочные
работы на металлической
заготовке.
Обосновывает выбор
инструмента для
выполнения гибки
металлических заготовок.
Составляет
технологические карты на
выполнение
слесарных
работ.
Составляет
технологические карты на
выполнение
ремонтных
работ.
Обосновает
выбор
инструмента
для
выполнения
сборочных
работ.
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Выполнение практического
задания.
Наблюдение.
Разработанные критерии
оценивания выполнения
практического задания.
Оценка мастером п/о
результатов выполнения
практических работ по
текущему контролю
применяется критериальная
система оценки. В качестве
критериев выступает признаки
проявления компетенций
-Выполнять шабрение, распиливание, пригонку и
припасовку, притирку, доводку, полирование.
-Контролировать качество выполняемых работ при
слесарной обработке деталей с помощью контрольноизмерительных инструментов;
-Выполнять операции слесарной обработки с
11
соблюдением требований охраны труда.
-Определять техническое состояние простых узлов и
механизмов;
-Выполнять подготовку сборочных единиц к сборке;
-Производить
сборку
сборочных
единиц
в
соответствии с технической документацией;
-Производить разборку сборочных единиц в
соответствии с технической документацией;
-Выбирать слесарный инструмент и приспособления
для сборки и разборки простых узлов и механизмов;
-производить измерения при помощи контрольноизмерительных инструментов;
-Изготавливать простые приспособления для разборки
и сборки узлов и механизмов;
-Контролировать качество выполняемых слесарносборочных работ
-Выполнять операции сборки и разборки механизмов
с соблюдением требований охраны труда.
-Выбирать слесарный инструмент и приспособления;
-Выполнять измерения контрольно-измерительными
инструментами;
-Выполнять смазку, пополнение и замену смазки;
-Выполнять промывку деталей простых механизмов;
-Выполнять подтяжку крепежа деталей простых
механизмов
-Выполнять замену деталей простых механизмов
-Контролировать качество выполняемых работ
-Осуществлять профилактическое обслуживание
простых механизмов с соблюдением требований
охраны труда.
12
Таблица 2 - Формы и методы контроля и оценки освоенных общих компетенций
Результаты обучения
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели результатов
подготовки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из
цели
и
способов
ее
достижения,
определенных
руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять
текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию
собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать
информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с
применением полученных профессиональных знаний (для
юношей).
Выбор и применение методов и способов
решения профессиональных задач
Обоснование выбора действий при решении
рабочей ситуации
поиск необходимой информации в
различных профессиональноориентированных источниках (технической
документации, справочниках, каталогах и
т.п.).
Взаимодействие с обучающимися,
преподавателями и мастерами в ходе
обучения.
Осуществление самоанализа и коррекции
результатов собственной работы.
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
Оценка
мастером
результатов
выполнения
практических
работ
по
оценочным листам
13
Таблица 3 - Формы и методы контроля и оценки освоенных профессиональных компетенций
Раздел (тема)
междисциплинарног
о курса
ПМ.01.Техническое
обслуживание и
ремонт узлов и
механизмов,
оборудования,
агрегатов и машин
Результаты обучения
(освоенные трудовые функции)
Т.Ф. А/02. 3.Выполнять слесарную
обработку простых деталей.
Т.Ф.А/01.3. Выполнять монтаж и
демонтаж простых узлов и
механизмов.
Т.Ф.А/03.3. Выполнять
профилактическое обслуживание
простых механизмов
Основные показатели результатов подготовки
Знает:
знает и примененяет слесарный и контрольноизмерительный инструмент, приспособления,
систему допусков.
Владеет знаниями об устройстве
металлообрабатывающих станков
Демонстрирует знания о разметке деталей
Выполняет слесарную обработку простых
деталей
Выполняет монтаж и демонтаж простых узлов и
механизмов.
Выполняет профилактическое обслуживание
простых механизмов.
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Выполнение практического
задания.
Наблюдение.
Разработанные критерии
оценивания практических
работ.
14