Приложение 12 к ОПОП по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ООД.12 Химия Сухой Лог 2024 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей программы общеобразовательного дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Вехова Е.А. преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 2 СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ ...................................................................................................................................3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ» ...............................................................................................................4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ» ...........................................................................................................................................10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДИСЦИПЛИНЫ ..............................................................................................................................................................28 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДИСЦИПЛИНЫ .................................................................................................................................28 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Общеобразовательная дисциплина «Химия» изучается на базовом уровне в общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной образовательной программы специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий. Период обучения и распределение по семестрам определяет образовательная организация самостоятельно, с учетом логики формирования предметных результатов, общих и профессиональных компетенций, межпредметных связей с другими дисциплинами общеобразовательного и общепрофессионального циклов учебного плана. 1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины 1.2.1. Цели и задачи дисциплины Формирование у студентов представления о химической составляющей естественнонаучной картины мира как основы принятия решений в жизненных и производственных ситуациях, ответственного поведения в природной среде. Задачи дисциплины: 1) сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; 2) развить умения составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл, интерпретировать результаты химических экспериментов, 3) сформировать навыки проведения простейших химических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием; 4) развить умения использовать информацию химического характера из различных источников; 5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и химических природных, бытовых и производственных процессов; 6) сформировать понимание значимости достижений химической науки и технологий для развития социальной и производственной сфер. 4 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Код и наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Планируемые результаты освоения дисциплины Общие Предметные В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при - владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения, биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения, кристаллическая решетка, типы химических реакций (окислительно-восстановительные, экзо-и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие), теории и законы (теория химического строения органических веществ A.M. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы), закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека; - уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных 5 решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике ОК 02. Использовать современные средства поиска, предметов; - уметь использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других), составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций; - уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции; - сформировать представления: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; - уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением - уметь планировать и выполнять химический эксперимент В области ценности научного познания: сформированность мировоззрения, (превращения органических веществ при нагревании, получение соответствующего современному уровню этилена и изучение его свойств, качественные реакции на развития науки и общественной практики, альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при 6 анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов; - уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие); - владеть основными методами научного познания веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование); - уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением 7 ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности; готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с - уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов 8 позиции другого человека; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях В области экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности; - сформировать представления: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; - уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации 9 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ» 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Объем учебной дисциплины Общая трудоёмкость учебной дисциплины в том числе Во взаимодействии с преподавателем в том числе лекции, уроки практические занятия Самостоятельная работа обучающихся Промежуточная аттестация (экзамен) Всего академических часов 154 154 74 74 0 6 10 2.2. Тематический план и содержание дисциплины Номер урока Наименование раздела, темы Содержание учебного материала Раздел 1. Основы строения вещества 1-2 Строение атомов Современная модель строения атома. химических Символический язык химии. Химический элементов и природа элемент. Электронная конфигурация атома. химической связи Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Валентные электроны. 3-4 Строение атомов Валентность. Электронная природа химических химической связи. Электроотрицательность. элементов и природа Виды химической связи (ковалентная, химической связи ионная, металлическая, водородная) и способы ее образования. 5-6 Решение заданий на использование Практическое химической символики и названий занятие №1. «Решение задач» соединений по номенклатуре международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) и других неорганических соединений отдельных классов. Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением Периодической системы. Количество академических часов во взаимодействии с преподавателем В том числе Л, УР 2 2 2 2 2 ПЗ СР Формируемые компетенции 2 ОК 01 11 7-8 9-10 Периодический закон и таблица Д.И. Менделеева Периодический закон и таблица Д.И. Менделеева Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических элементов, образуемых ими простых и сложных веществ в соответствии с положением химического элемента в Периодической системе. Мировоззренческое и научное значение Периодического закона Д.И. Менделеева. Прогнозы Д.И. Менделеева. Открытие новых химических элементов. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических элементов «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность химических элементов в соответствии с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева». Раздел 2. Химические реакции 11-12 Типы химических Классификация и типы химических реакций с реакций участием неорганических веществ. Составление уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена, в т.ч. реакций горения, окисления-восстановления. Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов. 2 2 2 2 ОК 01 ОК 02 2 2 ОК 01 12 13-14 Практическое занятие №2. «Типы химических реакций» 15-16 Практическое занятие №3. «Типы химических реакций» 17-18 Электролитическая диссоциация и ионный обмен Электролитическая диссоциация и ионный обмен 19-20 Составление уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена. Уравнения реакций горения, ионного обмена, окислениявосстановления. Расчет количественных характеристик исходных веществ и продуктов реакции. Расчет количественных характеристик продукта реакции соединения, если одно из веществ дано в избытке и/или содержит примеси. Расчет массовой или объемной доли выхода продукта реакции соединения от теоретически возможного. Расчет объемных отношений газов. Расчет массы (объем, количество вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Окислительновосстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов. Окислительно-восстановительный потенциал среды. Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Типичные неорганические окислители и восстановители. Электролиз растворов и расплавов солей. Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена. Составление реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных ионных уравнений. Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных 2 2 2 2 2 2 2 2 ОК 01 13 21-22 Лабораторная работа №1. «Реакции гидролиза» процессах. Применение гидролиза в промышленности. Исследование среды растворов солей, образованных сильными и слабыми протолитами, и их реакций с растворами щелочи и карбоната натрия. Составление реакций гидролиза солей. Контрольная работа №1 Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ 25-26 Классификация, Предмет неорганической химии. номенклатура и Классификация неорганических веществ. строение Простые и сложные вещества. Основные неорганических классы сложных веществ (оксиды, веществ гидроксиды, кислоты, соли). Взаимосвязь неорганических веществ. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Зависимость химической активности веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ. 27-28 Практическое Номенклатура неорганических веществ: название вещества исходя из их химической занятие №4. «Классификация, формулы или составление химической номенклатура и формулы исходя из названия вещества по строение международной (ИЮПАК) или тривиальной неорганических номенклатуре. веществ» Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим 29-30 Практическое формулам неорганических веществ занятие №5. различных классов (угарный газ, углекислый «Классификация, 23-24 2 2 2 2 2 2 ОК 01 ОК 02 2 2 2 2 14 номенклатура и строение неорганических веществ» 31-32 Физико-химические свойства неорганических веществ 33-34 Физико-химические свойства неорганических веществ 35-36 Физико-химические свойства неорганических веществ 37-38 Практическое занятие №6. «Физико-химические свойства неорганических веществ» Практическое занятие №7. «Физико-химические 39-40 газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других): называть и составлять формулы химических веществ, определять принадлежность к классу. Источники химической информации (средств массовой информации, сеть Интернет и другие). Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам. Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии. Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства металлов IY– YII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных элементов в природе. Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот, солей и др.). Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов. Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ: металлов и неметаллов; оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов; неорганических солей, характеризующих их свойства. Решение практико-ориентированных 2 2 2 2 2 2 ОК 01 ОК 02 2 2 2 2 15 свойства неорганических веществ» 41-42 Лабораторная работа №2. «Свойства металлов и неметаллов» 43-44 Производство неорганических веществ. Значение и применение в быту и на производстве 45-46 Практическое занятие №8. «Производство неорганических веществ. Значение и применение в быту и на производстве» теоретических заданий на свойства, состав, получение и безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека. Исследование физических и химических свойств металлов и неметаллов. Решение экспериментальных задач по свойствам химическим свойствам металлов и неметаллов, по распознаванию и получению соединений металлов и неметаллов. Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства аммиака, серной кислоты). Черная и цветная металлургия. Практическое применение электролиза для получения щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия. Стекло и силикатная промышленность. Проблема отходов и побочных продуктов. Решение практико-ориентированных заданий о роли неорганической химии в развитии медицины и кулинарии, создании новых материалов (в строительстве и др. отраслях промышленности), новых источников энергии (альтернативные источники энергии) в решении проблем экологической, энергетической и пищевой безопасности. Контрольная работа №2 Раздел 4. Строение и свойства органических веществ 49-50 Классификация, Появление и развитие органической химии строение и как науки. Предмет органической химии. номенклатура Место и значение органической химии в органических веществ системе естественных наук. Химическое строение как порядок 47-48 2 2 2 ОК 01 ОК 02 2 2 2 2 2 2 2 ОК 01 16 51-52 Практическое занятие №9. «Классификация, строение и номенклатура органических веществ» 53-54 Свойства органических соединений Свойства органических соединений Свойства 55-56 57-58 соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Радикал. Принципы классификации органических соединений. Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений. Понятие об азотсодержащих соединениях, биологически активных веществах (углеводах, жирах, белках и др.), высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер, структурное звено). Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.) Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов, используя их названия по систематической номенклатуре. Расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %). Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула; изомерия; физические свойства; химические свойства; способы получения): – предельные углеводороды (алканы и 2 2 2 2 2 2 2 2 ОК 01 ОК 02 17 59-60 61-62 органических соединений Свойства органических соединений Свойства органических соединений 63-64 Практическое занятие №10. «Свойства органических соединений» 65-66 Лабораторная работа №3. «Получение этилена и изучение его свойств» 67-68 Органические вещества в жизнедеятельности человека. Производство и применение органических веществ в промышленности Органические вещества в жизнедеятельности 69-70 циклоалканы). Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в природе и применение алканов; – непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Решение цепочек превращений на генетическую связь между классами органических соединений с составлением названий органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре. Решение расчетных задач по уравнениям реакций с участием органических веществ. Получение этилена из этанола в лаборатории и изучение его физических и химических свойств. Составление реакций присоединения и окисления на примере этилена. Решение расчетных задач с использованием плотности газов по водороду и воздуху. Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов – источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности. Нуклеиновые кислоты: состав и строение. Строение нуклеотидов. Состав нуклеиновых кислот 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 ОК 01 ОК 02 18 71-72 73-74 75-76 человека. Производство и применение органических веществ в промышленности Органические вещества в жизнедеятельности человека. Производство и применение органических веществ в промышленности Практическое занятие №11. «Органические вещества в жизнедеятельности человека. Производство и применение органических веществ в промышленности» Контрольная работа №3 (ДНК, РНК). Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организмов. Производство органических веществ: производство метанола, переработка нефти. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена. Производство и применение каучука и резины. Синтетические и искусственные волокна, их строение, свойства. Практическое использование волокон. Синтетические пленки: изоляция для проводов, мембраны для опреснения воды, защитные пленки для автомобилей, пластыри, хирургические повязки. Новые технологии дальнейшего совершенствования полимерных материалов. Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии медицины, создании новых материалов, новых источников энергии (альтернативные источники энергии). Решение практико-ориентированных заданий по составлению химических реакций, отражающих химическую активность органических соединений в различных средах (природных, биологических, техногенных). 2 2 2 2 2 2 19 Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций 77-78 Кинетические Химические реакции. Классификация 2 2 химических реакций: по фазовому составу закономерности (гомогенные и гетерогенные), по протекания использованию катализатора (каталитические химических реакций и некаталитические). Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры (правило Вант-Гоффа), площади реакционной поверхности, наличия катализатора. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве. Энергия активации. Активированный комплекс. Катализаторы и катализ. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве. 79-80 Лабораторная Исследование зависимости скорости реакции 2 от концентрации. Определение константы работа №4. «Определение скорости реакции графическим методом. зависимости скорости реакции от концентрации реагирующих веществ» 81-82 Термодинамические Классификация химических реакций: по 2 2 закономерности тепловому эффекту (экзотермические, протекания эндотермические), по обратимости химических реакций. (обратимые и необратимые). Тепловые Равновесие эффекты химических реакций. химических реакций Термохимические уравнения. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий протекания ОК 01 ОК 02 2 ОК 01 ОК 02 20 химических процессов. 83-84 Практическое занятие №12. «Термодинамические закономерности протекания химических реакций. Равновесие химических реакций» Лабораторная работа №5. «Изучение влияния различных факторов на смещение химического равновесия» 87-88 Контрольная работа №4 Раздел 6. Дисперсные системы 89-90 Дисперсные системы и факторы их устойчивости 85-86 Принцип Ле Шателье. Влияние различных факторов на изменение равновесия химических реакций. Закон действующих масс и константа химического равновесия. Расчеты равновесных концентраций реагирующих веществ и продуктов реакций. Расчеты теплового эффекта реакции. Решение практико-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье для нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение химического равновесия. 2 2 Исследование влияния изменения концентрации веществ, реакции среды и температуры на смещение химического равновесия. Сравнение полученных результатов с теоретически прогнозируемыми на основе принципа Ле Шателье. 2 2 2 2 Дисперсные системы. Коллоидные системы. Истинные растворы. Растворение как физикохимический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Предельно допустимые концентрации и их использование в оценке экологической безопасности. Классификация дисперсных систем по составу. Строение и факторы устойчивости дисперсных систем. Распознавание истинных растворов, коллоидных растворов и грубодисперсных систем. Строение мицеллы. Рассеивание света 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 07 21 91-92 Практическое занятие №13. «Дисперсные системы и факторы их устойчивости» 93-94 Лабораторная работа №6. «Приготовление растворов» Лабораторная работа №7. «Исследование дисперсных систем» 95-96 при прохождении светового пучка через оптически неоднородную среду (эффекта Тиндаля). Решение задач на приготовление растворов. Решение практико-ориентированных расчетных заданий на дисперсные системы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека, с позиций экологической безопасности последствий и грамотных решений проблем, связанных с химией. Приготовление растворов заданной (молярной) концентрации (с практикоориентированными вопросами), определение среды водных растворов. Приготовление и изучение свойств дисперсных систем разных видов: суспензии, эмульсии, коллоидного раствора. Сравнение свойств истинных и коллоидных растворов, выявление основных различий между ними. 2 2 2 2 2 2 2 Контрольная работа №5 Раздел 7. Качественные реакции обнаружения неорганических и органических веществ 99Обнаружение Качественные химические реакции, 2 100 неорганических характерные для обнаружения катионов и анионов неорганических веществ (катионов и анионов). Составление уравнений реакций обнаружения катионов I–VI групп и анионов, в т.ч. в молекулярной и ионной формах. Реакции обнаружения неорганических веществ в реальных объектах окружающей среды. 101- Лабораторная Проведение качественных реакций, 2 102 используемых для обнаружения катионов I работа №8. «Аналитические группы (калия, натрия, магния, аммония), II 97-98 ОК 01 ОК 02 2 ОК 01 ОК 02 2 2 22 реакции катионов I– VI групп». 103104 105106 Практическое занятие №14. «Обнаружение органических веществ отдельных классов с использованием качественных реакций» Лабораторная работа №9. «Качественные реакции на отдельные классы органических веществ» группы на примере бария, III группы – свинца, IV группы – алюминия, V группы – железа (II и III), VI группы – никеля. Описание наблюдаемых явлений и составление химических реакций. Качественные химические реакции, характерные для обнаружения отдельных классов органических соединений: фенолов, альдегидов, крахмала, уксусной кислоты, аминокислот и др. Денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков. Составление качественных реакций обнаружения органических соединений отдельных классов. Проведение качественных реакций, используемых для обнаружения органических веществ различных классов: фенолов, альдегидов, крахмала, уксусной кислоты, аминокислот, белков и др. Описание наблюдаемых явлений и составление химических реакций и/или схем. 2 2 ОК 01 ОК 02 2 2 2 2 2 2 Профессионально-ориентированное содержание Раздел 8. Химия в быту и производственной деятельности человека 107- Практическое Экологическая безопасность последствий 108 бытовой и производственной деятельности занятие №15. «Химия в быту и человека, связанная с переработкой веществ; производственной поиск и анализ химической информации из деятельности различных источников (научная и учебночеловека» научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие). Кейсы 109- Практическое (с учетом будущей профессиональной 110 занятие №16. деятельности) на анализ информации о «Химия в быту и производственной деятельности человека, производственной связанной с переработкой и получением деятельности веществ, а также с экологической человека» ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 23 безопасностью. Раздел 9. Исследование и химический анализ объектов техносферы 111- Лабораторная Лабораторная посуда и химические реактивы. 112 Основные лабораторные операции. работа №10. «Основы Лабораторное оборудование. Техника лабораторной безопасности и правила работы (поведения) в практики» лаборатории. 113- Практическое Выполнение типовых расчетов по тематике 114 эксперимента (выход продукта реакции, занятие №17. «Основы масса навески, объем растворителя). лабораторной Обработка данных, анализ и оценка их практики в достоверности (вычисление среднего профессиональны х значения экспериментальных данных, лабораториях» погрешности). Представление результатов эксперимента в различной форме (таблица, 115- Практическое график, отчет, доклад, презентация). 116 занятие №18. «Основы лабораторной практики в профессиональны х лабораториях» 117- Практическое 118 занятие №19. «Основы лабораторной практики в профессиональны х лабораториях» 119- Химический анализ Назначение технической воды. Требования к 120 технической воды технической воде по группам потребления. Качество технической воды разных видов. 121- Химический анализ Химический анализ и производственный 122 технической воды контроль состава технической воды. 123- Химический анализ Сущность метода титрования. Анализ 124 технической воды технической воды на жесткость и другие 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 ОК 01 ОК 01 ОК 02 ОК 07 24 125126 127128 129130 131132 Лабораторная работа №11. «Определение хлоридов методом титрования в технической воде» Химический анализ воздуха Химический анализ воздуха Химический анализ воздуха показатели. Кислотность и щелочность воды. Определение общей и свободной щелочности (кислотности) методом титрования. рН среды и методы ее определения. Жесткость воды и методы ее определения. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации. Титр раствора. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на расчет концентраций загрязняющих веществ и их сравнение с предельно допустимыми концентрациями (ПДК). Определение хлорид-ионов методом аргентометрии с фиксированием конца титрования по методу Мора (осадительное титрование). Химический состав атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны. Вредные вещества и примеси в воздухе жилых помещений, в воздухе рабочей зоны. Нормативные документы. Последствия воздействия высокой концентрации углекислого газа на организм человека. Мероприятия по снижению уровня загрязненности воздуха исследуемой комнаты. Гигиеническая оценка степени загрязнения воздуха помещения на основе сопоставления концентрации диоксида углерода с соответствующим гигиеническим нормативом. Решение практикоориентированных теоретических заданий на расчет количества вещества, концентраций вредных примесей в атмосферном воздухе и 2 2 2 2 2 2 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 07 25 133134 135136 137138 139140 141142 Лабораторная работа №12. «Определение содержания углекислого газа в воздухе помещения экспресс-методом» Химический анализ проб материалов строительнореставрационной деятельности и дизайна Химический анализ проб материалов строительнореставрационной деятельности и дизайна Химический анализ проб материалов строительнореставрационной деятельности и дизайна Лабораторная работа №13. «Исследование свойств вяжущих веществ на примере воздухе помещений. Исследование проб воздуха рабочей зоны. Определение содержания углекислого газа в воздухе помещения экспресс-методом. Классификация материалов, используемых в строительно-реставрационной деятельности по составу, их назначение и применение. Химический анализ материалов строительнореставрационной деятельности и дизайна. Химический состав пигментов, красителей, вяжущих смесей, особенности их свойств и применения в профессиональной деятельности. Вещества, используемые в качестве пигментов и связующих материалов. Историческая справка. Современные материалы. Качественный и количественный состав проб материалов строительнореставрационной деятельности и дизайна. Классификация красок по укрывистости, прозрачности в зависимости от используемых пигментов и связующих веществ. Определение состава красок на содержание микро и макроэлементов. Решение практикоориентированных заданий по химическому анализу проб материалов строительнореставрационной деятельности и дизайна. Определение скорости схватывания природного и строительного гипса. Факторы, ускоряющие и замедляющие схватывание природного гипса. Гипсовое тесто, температура его застывания. Сравнение 2 2 2 2 2 2 2 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 07 2 26 гипса» 143144 Исследование объектов техносферы 145146 Исследование объектов техносферы 147148 Исследование объектов техносферы скорости схватывания природного и строительного гипса, определение факторов, влияющих на скорость схватывания строительного гипса, определение температуры застывания гипсового теста. Учебно-исследовательский проект в области исследования объектов техносферы. Обзор тем учебно-исследовательских проектов. Алгоритм выполнения проекта. Определение проблемы исследования. Методы поиска, анализа и обработки информации о проекте в различных источниках. Обоснование актуальности выбранной темы. Выявление проблемы исследования. Выбор объектов и методов исследования. Постановка целей и задач исследования. Определение продукта исследования. Определение этапов и составление плана исследования. Защита проекта: Представление результатов выполнения учебно-исследовательских проектов (выступление с презентацией). Экзамен Л – лекция ПЗ – практическое занятие Ур – урок СР – самостоятельная работа 2 2 2 2 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 07 6 27 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: учебный кабинет химии и/или учебной химической лаборатории. Оборудование учебного кабинета (наглядные пособия): наборы шаростержневых моделей молекул, модели кристаллических решеток, коллекции простых и сложных веществ и/или коллекции полимеров; коллекция горных пород и минералов, таблица Менделеева, учебные фильмы, цифровые образовательные ресурсы. Технические средства обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном, мультимедийная доска, указка-презентер для презентаций. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: мензурки, пипеткикапельницы, термометры, микроскоп, лупы, предметные и покровные стекла, планшеты для капельных реакций, фильтровальная бумага, промывалки, стеклянные пробирки, резиновые пробки, фонарики, набор реактивов, стеклянные палочки, штативы для пробирок; мерные цилиндры, воронки стеклянные, воронки делительные цилиндрические (50-100 мл), ступки с пестиком, фарфоровые чашки, пинцеты, фильтры бумажные, вата, марля, часовые стекла, электроплитки, лабораторные штативы, спиртовые горелки, спички, прибор для получения газов (или пробирка с газоотводной трубкой), держатели для пробирок, склянки для хранения реактивов, раздаточные лотки; химические стаканы (50, 100 и 200 мл); шпатели; пинцеты; тигельные щипцы; секундомеры (таймеры), мерные пробирки (на 10–20 мл) и мерные колбы (25, 50, 100 и 200 мл), водяная баня (или термостат), стеклянные палочки; конические колбы для титрования (50 и 100 мл); индикаторные полоски для определения рН и стандартная индикаторная шкала; универсальный индикатор; пипетки на 1, 10, 50 мл (или дозаторы на 1, 5 и 10 мл), бюретки для титрования, медицинские шприцы на 100–150 мл, лабораторные и/или аналитические весы, рН-метры, сушильный шкаф, и др. лабораторное оборудование. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше 5 лет с момента издания. 2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения дисциплины. Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины используется система оценочных мероприятий, представляющая собой комплекс учебных 28 мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине) и ФГОС СПО. № I ОК Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий Основное содержание 1 Раздел 1. Основы строения вещества Формулировать базовые понятия и законы химии 1.1 ОК 01 Строение атомов химических элементов и природа химической связи Составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов, исходя из валентности и электроотрицательности 1.2 ОК 01 ОК 02 Периодический закон и Характеризовать таблица Д.И. химические элементы в Менделеева соответствии с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева 1. Тест «Строение атомов химических элементов и природа химической связи». 2. Задачи на составление химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.). 3. Задания на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) и других неорганических соединений отдельных классов 1. Тест «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность и сродство к электрону химических элементов в соответствие с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева». 2. Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в 29 № ОК Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий соответствии с положением Периодической системе. 3. Практико-ориентированные теоретические задания на характеризацию химических элементов: «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность и сродство к электрону химических элементов в соответствие с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева» Характеризовать типы Контрольная работа Раздел 2. Химические «Строение вещества и химических реакций реакции химические реакции» 2 2.1 ОК 01 Типы химических реакций Составлять реакции соединения, разложения, обмена, замещения, окислительновосстановительные реакции 2.2 ОК 01 Электролитическая Составлять уравнения диссоциация и ионный химических реакции обмен ионного обмена с участием неорганических веществ 1. Задачи на составление уравнений реакций: – соединения, замещения, разложения, обмена; – окислительновосстановительных реакций с использованием метода электронного баланса. 2. Задачи на расчет массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ; расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ имеет примеси 1. Задания на составление молекулярных и ионных реакций с участием кислот, оснований и солей, установление изменения кислотности среды 2. Лабораторная работа "Типы 30 № ОК Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий химических реакций" 3 Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ Исследовать строение и Контрольная работа «Свойства неорганических свойства неорганических веществ» веществ 3.1 ОК 01 ОК 02 Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ Классифицировать неорганические вещества в соответствии с их строением 1. Тест «Номенклатура и название неорганических веществ исходя из их химической формулы или составление химической формулы исходя из названия вещества по международной или тривиальной номенклатуре». 2. Задачи на расчет массовой доли (массы) химического элемента (соединения) в молекуле (смеси). 3. Практические задания по классификации, номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ различных классов. 4. Практические задания на определение химической активности веществ в зависимости вида химической связи и типа кристаллической решетки 3.2 ОК 01 ОК 02 Физико-химические свойства неорганических веществ Устанавливать зависимость физикохимических свойств неорганических веществ от строения атомов и молекул, а также типа кристаллической решетки 1. Тест «Особенности химических свойств оксидов, кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей». 2. Задания на составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ: оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов, неорганических солей, характеризующих их 31 № ОК Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий свойства и способы получения. 3. Практико-ориентированные теоретические задания на свойства и получение неорганических веществ 3.3 ОК 01 ОК 02 4 Производство неорганических веществ. Значение и применение в быту и на производстве Исследовать 1. Практико-ориентированные качественные реакции задания по составлению неорганических веществ химических реакций с участием неорганических веществ, используемых для их идентификации. 2.Лабораторная работа: “Идентификация неорганических веществ” Раздел 4. Строение и свойства органических веществ Исследовать строение и Контрольная работа свойства органических «Строение и свойства веществ органических веществ» 4.1 ОК 01 Классификация, строение и номенклатура органических веществ Классифицировать органические вещества в соответствии с их строением 1. Задания на составление названий органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре. 2. Задания на составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов. 3. Задачи на определение простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %) 4.2 ОК 01 ОК 02 Свойства органических Устанавливать соединений зависимость физикохимических свойств органических веществ от строения молекул 1. Задания на составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава и строения. 2. Задания на составление уравнений химических реакций, иллюстрирующих химические свойства с учетом механизмов протекания данных реакций и 32 № ОК Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий генетической связи органических веществ разных классов. 3. Расчетные задачи по уравнениям реакций с участием органических веществ. 4. Лабораторная работа “Превращения органических веществ при нагревании" 4.3 ОК 01 ОК 02 5 Органические вещества в жизнедеятельности человека. Производство и применение органических веществ в промышленности Исследовать качественные реакции органических соединений отдельных классов Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций Характеризовать влияние различных факторов на равновесие и скорость химических реакций Характеризовать влияние концентрации реагирующих веществ и температуры на скорость химических реакций Характеризовать влияние изменения концентрации веществ, реакции среды и температуры на смещение химического равновесия 5.1 ОК 01 ОК 02 Кинетические закономерности протекания химических реакций 5.2 ОК 01 ОК 02 Термодинамические закономерности протекания химических реакций. Равновесие химических реакций Практико-ориентированные теоретические задания на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции. Практикоориентированные задания на применение принципа ЛеШателье для нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение химического равновесия Исследовать истинные Раздел 6. Дисперсные растворы с заданными системы характеристиками 6 6.1 1.Практико-ориентированные задания по составлению химических реакций с участием органических веществ, в т.ч. используемых для их идентификации в быту и промышленности. 2.Лабораторная работа: “Идентификация органических соединений отдельных классов” ОК 01 Дисперсные системы и Различать истинные 1. Задачи на приготовление 33 № ОК Модуль/Раздел/Тема Результат обучения ОК 02 факторы их устойчивости 6.2 ОК 01 ОК 04 Исследование свойств Исследовать физикодисперсных систем для химические свойства их идентификации истинных растворов II Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) Раздел 8. Химия в быту и производственной деятельности человека 8 8.1 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 растворы Типы оценочных мероприятий растворов. 2. Практико-ориентированные расчетные задания на дисперсные системы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека Лабораторная работа “Приготовление растворов” Оценивать последствия Защита кейса (с учетом бытовой и будущей профессиональной производственной деятельности) деятельности человека с позиций экологической безопасности Химия в быту и Оценивать последствия производственной бытовой и деятельности человека производственной деятельности человека с позиций экологической безопасности Кейс (с учетом будущей профессиональной деятельности) Возможные темы кейсов: 1. Потепление климата и высвобождение газовых гидратов со дна океана. 2. Будущие материалы для авиа, машино- и приборостроения. 3. Новые материалы для солнечных батарей. 4. Лекарства на основе растительных препаратов 34