Приложение 10 к ОПОП по профессии 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ООД.10 Основы безопасности и защиты Родины Сухой Лог 2024 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям); Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям); Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Поджидаев А.М., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 2 Содержание 1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» .................................................................................................4 2. Структура и содержание учебной дисциплины....................................................................13 3. Условия реализации программы учебной дисциплины ......................................................28 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины........................................30 3 1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общеобразовательная дисциплина «Основы безопасности и защиты Родины» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). 1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: 1.2.1. Цели дисциплины Формирование компетенций в части овладения содержанием общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины», формирование ценностей, освоение знаний и умений, обеспечивающих готовность к выполнению Конституционного долга по защите Отечества и достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности. 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 6; ОК 7; ОК 8, представленных в актуализированных ФГОС СПО по профессии 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). 4 Код и наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Планируемые образовательные результаты обучения Общие универсальными учебными Овладение познавательными действиями: базовыми логическими действиями: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем базовыми исследовательскими действиями: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и Дисциплинарные ПРб 02. Знание задач и основных принципов организации единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны. ПРб 08. Сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства. Знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении. 5 ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике. В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: работой с информацией: - владение навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создание текстов в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивание достоверности, легитимности информации, ее соответствия правовым и морально-этическим нормам; - использование средств информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владение навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. В части ценности научного познания: сформированность мировоззрения, ПРб 06. Сформированность представлений о применении беспилотных летательных аппаратов и морских беспилотных аппаратов; понимание о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя. соответствующего 6 ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе Овладение универсальными регулятивными действиями: самоорганизации: - самостоятельное осуществление познавательной деятельности, выявление проблемы, постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельное составление плана решения проблем с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; самоконтроля: использование приемов рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - умение оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; эмоционального интеллекта, предполагающего сформированность: – внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное ПРб 01. Знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающие национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера. ПРб 07. Сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения профессиональной траектории, в том числе в образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка. 7 ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. В части духовно-нравственного воспитания: - сформированность нравственного сознания, этического поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. Овладение универсальными коммуникативными действиями: совместной деятельностью: - понимание и использование преимуществ командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Овладение универсальными регулятивными действиями: принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе ПРб 14. Знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им 8 результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека. Готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению. ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Осознание обучающимися российской гражданской идентичности. Целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы. В части гражданского воспитания: - осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; - принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; ПРб 03. Сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации. ПРб 15. Сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой среде; умение применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им; ПРб 16. Сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства деструктивной идеологии, в том числе экстремизма, терроризма; овладение 9 ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотического воспитания: - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; - ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); - способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности В части экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей знаниями о роли государства в противодействии терроризму; умение различать приемы вовлечения в деструктивные сообщества, экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им; знание порядка действий при объявлении разного уровня террористической опасности, при угрозе совершения террористического акта; совершении террористического акта; проведении контртеррористической операции ПРб 05. Сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него. ПРб 09. Сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, 10 ситуациях мирного и военного времени среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных ситуаций; знание порядка действий в чрезвычайных ситуациях. ПРб 10. Сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения. Знание основ и правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике, знание о порядке действий в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте. ПРб 11. Овладение знаниями о способах безопасного поведения в природной среде; умением применять их на практике; знание порядка действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования. ПРб 12. Знание основ пожарной безопасности; умение применять их на практике для предупреждения пожаров; знание порядка действий при угрозе пожара и пожаре в бы ту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знание прав и обязанностей граждан в области пожарной 11 безопасности. ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности Готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению. Наличие мотивации к обучению и личностному развитию. Овладение универсальными регулятивными действиями: самоорганизации: - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; - расширять рамки учебной дисциплины на основе личных предпочтений; - делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; - оценивать приобретенный опыт; - способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. ПРб 13. Владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях; сформированность представлений об инфекционных и неинфекционных заболеваниях, способах профилактики; сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого- социального и военного характера; умение применять табельные и подручные средства для само- и взаимопомощи; ПРб 04. Сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки (включая общевоинские уставы, основы В части физического воспитания: тактической, огневой, - сформированность здорового и безопасного образа жизни, строевой, инженерной, военно-медицинской и ответственного отношения к своему здоровью; подготовки), правилах - потребность в физическом совершенствовании, занятиях технической оказания первой помощи в условиях спортивно-оздоровительной деятельностью; - активное неприятие вредных привычек и иных форм ведения боевых действий, овладение знаниями требований безопасности при причинения вреда физическому и психическому здоровью. обращении со стрелковым оружием. 12 2. Структура и содержание учебной дисциплины 2.1. Объём дисциплины и виды учебной деятельности Объем учебной дисциплины Общая трудоёмкость учебной дисциплины в том числе Во взаимодействии с преподавателем в том числе лекции, уроки практические занятия Самостоятельная работа обучающихся Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт) Всего академических часов 68 68 41 25 0 2 2.2. Тематический план и содержание дисциплины Номер урока Наименование раздела, темы Содержание учебного материала (в том числе профессионально-ориентированное) Раздел 1. Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства 1-2 Государственная и Российская Федерация в современном мире. общественная Правовая основа обеспечения национальной безопасность безопасности. Принципы обеспечения национальной безопасности. Реализация национальных приоритетов как условие обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации. Взаимодействие личности, государства и общества в реализации национальных приоритетов. Государственные службы обеспечения безопасности, их роль и сфера ответственности, порядок взаимодействия с ними. Общественные институты и их место в системе обеспечения безопасности жизни и здоровья населения. 3-4 Практическое занятие Единая государственная система №1: «Роль личности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных общества и ситуаций (РСЧС), структура, режимы государства в функционирования. Территориальный и предупреждении и функциональный принцип организации ликвидации РСЧС. Её задачи и примеры их решения. чрезвычайных Права и обязанности граждан в области ситуаций» защиты от чрезвычайных ситуаций. Задачи Количество академических часов во взаимодействии с преподавателем 2 2 В том числе Л, УР ПЗ СР Формируемые компетенции ОК 03 ОК 06 ОК 07 ОК 08 2 2 ОК 01 ОК 03 ОК 06 14 гражданской обороны. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны. Раздел 2. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе 5-6 Современные Понятие «культура безопасности», его представления о значение в жизни человека, общества и культуре государства. Соотношение понятий безопасности «опасность», «безопасность», «риск» (угроза). Соотношение понятий «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация». Представление об уровнях взаимодействия человека и окружающей среды. Понятие «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное поведение». Общие принципы (правила) безопасного поведения. Индивидуальный, групповой, общественно-государственный уровень решения задачи обеспечения безопасности. Влияние действий и поступков человека на его безопасность и благополучие. Действия, позволяющие предвидеть опасность. Действия, позволяющие избежать опасности. Действия в опасной и чрезвычайной ситуации. Раздел 3. Безопасность в быту 7-8 Источники опасности Источники опасности в быту, их в быту. Профилактика классификация. Общие правила безопасного и первая помощь при поведения. Причины и профилактика отравлениях и бытовых отравлений. Первая помощь, травмах порядок действий в экстренных случаях в ситуациях бытового отравления. Предупреждение бытовых травм. Правила 2 2 ОК 03 ОК 04 ОК 06 ОК 07 2 2 ОК 06 ОК 07 15 безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью получить травму (спортивные занятия, использование различных инструментов, стремянок, лестниц и другое). Первая помощь при ушибах переломах, кровотечениях. 9-10 Пожарная Основные правила пожарной безопасности в безопасность в быту быту. Термические и химические ожоги. Основные правила безопасного поведения при обращении и газовыми и электрическими приборами. Последствия электротравмы. Порядок проведения сердечно-легочной реанимации. Первая помощь при ожогах. 11-12 Практическое занятие Правила безопасного поведения в местах №2: «Безопасное общего пользования (подъезд, лифт, поведение в местах придомовая территория, детская площадка, общего пользования» площадка для выгула собак и др.). Коммуникация с соседями. Меры по предупреждению преступлений. Правила безопасного поведения в ситуации коммунальной аварии. Порядок вызова аварийных служб и взаимодействие с ними. Раздел 4. Безопасность на транспорте 13-14 Безопасность История появления правил дорожного дорожного движения движения и причины их изменчивости. Рискориентированный подход к обеспечению безопасности на транспорте. Безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине; движение в тёмное время суток; движение с использованием средств индивидуальной мобильности). Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера (при 2 2 2 ОК 07 2 2 2 ОК 01 ОК 04 ОК 01 ОК 06 ОК 07 16 отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности возгорания; с большим количеством участников) 15-16 Практическое занятие Основные источники опасности на №3: «Правила железнодорожном транспорте. Правила безопасного безопасного поведения. Порядок действий поведения на разных при возникновении опасной или видах транспорта» чрезвычайной ситуации. Основные источники опасности в метро. Правила безопасного поведения. Порядок действий при возникновении опасной или чрезвычайной ситуации. Основные источники опасности на водном транспорте. Правила безопасного поведения. Порядок действий при возникновении опасной или чрезвычайной ситуации. Основные источники опасности на авиационном транспорте. Правила безопасного поведения. Порядок действий при возникновении опасной или чрезвычайной ситуации Раздел 5. Безопасность в общественных местах 17-18 Опасности социально- Общественные места и их классификация. психологического Основные источники опасности в характера общественных местах закрытого и открытого типа. Общие правила безопасного поведения. Опасности в общественных местах социально-психологического характера (возникновение толпы и давки; проявление агрессии; криминальные ситуации; случаи, когда потерялся человек – ребенок, взрослый, пожилой человек, человек с ментальными нарушениями и т.п.). 2 2 2 2 ОК 04 ОК 07 ОК 04 ОК 06 17 Меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в условиях совершения террористического акта. Порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных общественных местах, на объектах с массовым пребыванием людей (лечебные, образовательные, культурные, торговоразвлекательные учреждения). Меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и отдельных конструкций. Раздел 6. Безопасность в природной среде 21-22 Основные правила Источники опасности в природной среде. безопасного Основные правила безопасного поведения в поведения в лесу, в горах, на водоёмах. Общие правила природной среде безопасности в походе. Особенности обеспечения безопасности в лыжном походе. Особенности обеспечения безопасности в водном походе. Особенности обеспечения безопасности в горном походе. Ориентирование на местности. Карты, традиционные и современные средства навигации (компас, GPS). Порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной среде. Сооружение убежища. Получение воды и питания. Способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных природных условиях. Первая помощь при перегревании, переохлаждении 23-24 Практическое занятие Природные чрезвычайные ситуации. Общие №5: «Природные правила поведения в чрезвычайных чрезвычайные ситуациях природного характера (предвидеть; ситуации» избежать опасности; действовать: прекратить 19-20 Практическое занятие №4: «Действия при угрозе или совершении террористического акта, пожара в общественных местах, обрушении конструкций» 2 2 2 2 ОК 03 ОК 06 ОК 07 ОК 08 2 2 ОК 01 ОК 07 18 или минимизировать воздействие опасных факторов; дождаться помощи). Природные пожары. Возможности прогнозирования и предупреждения. Правила безопасного поведения. Последствия природных пожаров для людей и окружающей среды. Опасные геологические явления и процессы: землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, камнепады. Опасные гидрологические явления и процессы: наводнения, паводки, половодья, цунами, сели, лавины. Опасные метеорологические явления и процессы: бури, ливни, град, мороз, жара. Чрезвычайные ситуации экологического характера, возможности прогнозирования, предупреждение Раздел 7. Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи 25-26 Факторы, влияющие Понятия «здоровье», «охрана здоровья», на здоровье человека. «здоровый образ жизни», «лечение», Инфекционные «профилактика». Биологические, социальнозаболевания экономические, экологические (геофизические), психологические факторы, влияющие на здоровье человека. Составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая активность, психологическое благополучие. Общие представления об инфекционных заболеваниях. Механизм распространения и способы передачи инфекционных заболеваний. Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера. Меры профилактики и защиты. Роль вакцинации. 2 2 ОК 04 ОК 06 ОК 08 19 27-28 Практическое занятие №6: «Неинфекционные заболевания: факторы риска и меры профилактики» 29-30 Практическое занятие №7: «Психическое здоровье и психологическое благополучие» Национальный календарь профилактических прививок. Вакцинация по эпидемиологическим показаниям. Значение изобретения вакцины для человечества Неинфекционные заболевания. Самые распространённые неинфекционные заболевания. Факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Факторы риска возникновения онкологических заболеваний. Факторы риска возникновения заболеваний дыхательной системы. Факторы риска возникновения эндокринных заболеваний. Меры профилактики неинфекционных заболеваний. Роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний. Признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль в животе, эпилепсия, кровотечения и др.). Состояния, при которых оказывается первая помощь. Основные правила оказания первой помощи Психическое здоровье и психологическое благополучие. Критерии психического здоровья и психологического благополучия. Основные факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое благополучие. Основные направления сохранения и укрепления психического здоровья (раннее выявление психических расстройств; минимизация влияния хронического стресса: 2 2 ОК 06 ОК 08 2 2 ОК 04 ОК 06 ОК 08 20 оптимизация условий жизни, работы, учёбы; профилактика злоупотребления алкоголя и употребления наркотических средств; помощь людям, перенёсшим психотравмирующую ситуацию). Меры, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья. Раздел 8. Безопасность в социуме 31-32 Конфликты и способы Понятие «конфликт». Стадии развития их разрешения конфликта. Конфликты в межличностном общении; конфликты в малой группе. Факторы способствующие и препятствующие эскалации конфликта. Способы поведения в конфликте. Деструктивное и агрессивное поведение. Конструктивное поведение в конфликте. Роль регуляции эмоций при разрешении конфликта, виды эмоциональной регуляции. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Основные формы участия третьей стороны в процессе урегулирования и разрешения конфликта. Ведение переговоров при разрешении конфликта. Опасные проявления конфликтов. Способы противодействия проявлению насилия 33-34 Практическое занятие Определение понятия «общение». №8: «Конструктивные особенности общения людей, принципы и и деструктивные показатели эффективного общения. Общие способы представления о понятиях «социальная психологического группа», «большая группа», «малая группа». воздействия» Способы психологического воздействия. Психологическое влияние в малой группе. Положительные и отрицательные стороны 2 2 ОК 03 ОК 04 ОК 06 2 2 ОК 04 ОК 06 ОК 07 ОК 08 21 конформизма. Эмпатия и уважение к партнёру (партнёрам) по общению как основа коммуникации. Убеждающая коммуникация. Этапы убеждения. Подчинение и сопротивление влиянию. Манипуляция в общении. Цели, технологии и способы противодействия. Манипулятивное воздействие в группе. Манипулятивные приёмы. Манипуляция и мошенничество 35-36 Практическое занятие Психологическое влияние в больших группах. №9: Способы воздействия на человека в большой «Психологические группе (заражение; убеждение; внушение; механизмы подражание). Деструктивные и псевдовоздействия на психологические технологии. большие группы Противодействие вовлечению молодёжи в людей» противозаконную и антиобщественную деятельность Раздел 9. Безопасность в информационном пространстве 37-38 Безопасность в Понятия «цифровая среда», «цифровой след». цифровой среде Влияние цифровой среды на жизнь человека. Приватность, персональные данные. «Цифровая зависимость», её признаки и последствия. Опасности и риски цифровой среды, их источники. Правила безопасного поведения в цифровой среде. Кража персональных данных, паролей. Мошенничество, правила защиты от мошенников. Правила безопасного использования устройств и программ 39-40 Опасности, связанные Поведенческие риски в цифровой среде и их с коммуникацией в причины. Опасные персоны, имитация цифровой среде близких социальных отношений. Неосмотрительное поведение и 2 2 ОК 04 ОК 06 ОК 07 ОК 08 2 2 ОК 02 ОК 03 ОК 06 2 2 ОК 02 ОК 03 ОК 06 22 коммуникация в Сети как угроза для будущей жизни и карьеры. Травля в Сети, методы защиты от травли. Деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде, их признаки. Механизмы вовлечения в деструктивные сообщества. Вербовка, манипуляция, воронки вовлечения. Радикализация деструктива. Профилактика и противодействие вовлечению в деструктивные сообщества. Правила коммуникации в цифровой среде. 41-42 Достоверность Достоверность информации в цифровой информации в среде. Источники информации. Проверка на цифровой среде достоверность. «Информационный пузырь», манипуляция сознанием, пропаганда. Фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы. Понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков. Правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и изображений. Понятие прав человека в цифровой среде, их защита. Ответственность за действия в Интернете. Запрещённый контент. Защита прав в цифровом пространстве Раздел 10. Основы противодействия экстремизму и терроризму 43-44 Экстремизм и Экстремизм и терроризм как угроза терроризм как угроза устойчивого развития общества. Понятия устойчивого развития «экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь. общества Варианты проявления экстремизма, возможные последствия. Преступления террористической направленности, их цель, причины, последствия. Опасность вовлечения в экстремистскую и 2 2 ОК 02 ОК 03 ОК 06 2 2 ОК 03 ОК 04 ОК 06 ОК 08 23 45-46 Практическое занятие №10: «Правила безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта» Противодействие экстремизму и терроризму террористическую деятельность: способы и признаки. Предупреждение и противодействие вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность. Формы совершения террористических актов. Уровни террористической угрозы. Правила поведения и порядок действий при угрозе или совершении террористического акта, проведении контртеррористической операции. Правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации. Основы государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, ее цели, задачи, принципы. Права и обязанности граждан и общественных организаций в области противодействия экстремизму и терроризму Раздел 11. Основы военной подготовки 49-50 Оборона страны как Роль Вооружённых Сил Российской обязательное условие Федерации и других войск, воинских благополучного формирований и органов повышения развития страны мобилизационной готовности Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности. Воинские звания и военная форма одежды. Сущность единоначалия. Командиры (начальники) и подчинённые. Старшие и младшие. Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Особенности прохождение службы по призыву, освоение военно-учетных 47-48 2 2 ОК 03 ОК 04 ОК 06 ОК 08 2 2 ОК 03 ОК 04 ОК 06 ОК 08 2 2 ОК 03 ОК 04 ОК 06 ОК 07 24 51-52 53-54 55-56 Практическое занятие №11: «Виды, назначение и характеристики современного оружия» Виды оружия массового поражения и поражающие факторы. Средства индивидуальной и коллективной защиты Беспилотные системы и радиосвязь специальностей. Особенности прохождение службы по контракту. Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ, МВД России, ФСБ России, МЧС России. Военно-учебные заведение и военно-учебные центры. Стрелковое оружие. Назначение и тактикотехнические характеристики современных видов стрелкового оружия (АК-12, ПЯ, ПЛ). Перспективы и тенденции развития современного стрелкового оружия. Понятие оружия массового поражения. История его развития, примеры применения. Его роль в современном бою. Поражающие факторы ядерных взрывов. Отравляющие вещества, их назначение и классификация. Внешние признаки применения бактериологического (биологического) оружия. Основные виды средств индивидуальной и коллективной защиты. Требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами История возникновения и развития беспилотных авиасистем (БАС). Виды, предназначение, тактико-технические характеристики и общее устройство беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Способы боевого применения БПЛА. Конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа. Морские беспилотные аппараты (автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА), 2 2 ОК 01 ОК 06 ОК 08 2 2 ОК 07 ОК 08 2 2 ОК 02 25 безэкипажные катеры (БЭК). История возникновения и развития радиосвязи. Радиосвязь, назначение и основные требования. Предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики переносных радиостанций Раздел 12. Профессионально-ориентированное содержание 57-58 Особенности Изучаемая отрасль (по профессии) в России, профессиональной ее перспективы и развитие. Объекты деятельности в рамках экономики страны, региона, изучаемой получаемой направленности. Сфера профессиональной профессии деятельность, родственные профессии, классификация профессии, требования к индивидуальным особенностям специалиста, медицинские противопоказания, требования к профессиональной подготовке, область применения, требуемое профобразование, карьерный рост 59-60 Потенциальные Условия труда, профессиональные риски, опасности и их опасные и вредные производственные последствия в факторы, Методы уменьшения опасностей на профессиональной рабочем месте, выбор средств деятельности индивидуальной и коллективной защиты. Типовые отраслевые нормы выдачи средств индивидуальной. 61 Мероприятия и Первая помощь, история возникновения алгоритм оказания скорой медицинской помощи и первой первой помощи при помощи. Состояния, при которых оказывается возникновении первая помощь. Оказания первой помощи в несчастного случая на сложных случаях (травма глаза, «сложные производстве кровотечения», иные несчастные случаи на производстве). Первая помощь с использованием подручных средств, первая 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 06 ОК 07 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 06 ОК 07 1 1 ОК 06 ОК 08 26 помощь при нескольких травмах одновременно. Действия при прибытии скорой медицинской помощи 62 Практическое занятие Первая помощь, история возникновения №12: «Мероприятия и скорой медицинской помощи и первой алгоритм оказания помощи. Состояния, при которых оказывается первой помощи при первая помощь. Оказания первой помощи в возникновении сложных случаях (травма глаза, «сложные несчастного случая на кровотечения», иные несчастные случаи на производстве» производстве). Первая помощь с использованием подручных средств, первая помощь при нескольких травмах одновременно. Действия при прибытии скорой медицинской помощи 63-64 Знакомство с Тематическая экскурсия с показом учебных повседневным бытом классов, казармы, специальной военной военнослужащих техники, посещение музея части. (прим: Экскурсия в Военный комиссариат в рамках акции «Есть такая профессия - Родину защищать», «День призывника»; организация встреч с представителями воинских частей, участниками СВО). 65-66 Практическое занятие Составление статьи-отчета об экскурсии в ВЧ №13: «Знакомство с (по плану); повседневным бытом Статья-отчёт об экскурсии в музей воинской военнослужащих славы (по плану); Разработка моего распорядка дня на военных сборах в ВЧ. 67-68 Дифференцированный зачёт Л – лекция Ур – урок ПЗ – практическое занятие СР – самостоятельная работа 1 2 1 2 2 ОК 03 ОК 04 ОК 06 ОК 08 2 2 ОК 03 ОК 04 ОК 06 ОК 08 2 27 3. Условия реализации программы учебной дисциплины Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Основы безопасности и защиты Родины / Безопасность жизнедеятельности. Эффективность преподавания курса «Основы безопасности и защиты Родины» зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь, его многопрофильностью и практической направленностью. Материально-техническое обеспечение кабинета ОБЗР включает: нормативные документы (в актуальной редакции); плакаты/стенды; технические средства обучения; специальные технические средства (модели). Кроме того, необходимо наличие площадок для практических занятий. Учебно-методическое обеспечение реализации программы должно соответствовать действующему законодательству. 3.1. Нормативные документы в актуальной редакции: - Конституция Российской Федерации - Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» - Федеральный закон «О гражданской обороне» - Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - Федеральный закон «О пожарной безопасности» - Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» - Федеральный закон «О противодействии терроризму» 3.2. Плакаты/стенды: - Стенд с изображением Государственной символики Российской Федерации; - Комплект демонстрационных учебных таблиц по дисциплинарной области (например, действия населения при авариях и катастрофах; гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций; правила оказания первой помощи; правила поведения в ЧС природного и техногенного характера; противодействие терроризму и экстремизму; умей действовать при пожаре; действия населения при стихийных бедствиях; иные, связанные с различными тематиками дисциплин ОБЗР/БЖ). 3.3. Технические средства обучения: - Персональный компьютер (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент и система защиты от вредоносной информации, программное обеспечение для цифровой лаборатории); - Интерактивный программно-аппаратный комплекс мобильный или стационарный (программное обеспечение, проектор, крепление в комплекте); - Выход в локальную сеть. 3.4. Специальные технические средства. Модели - Система хранения тренажеров; - Сейф оружейный; - Цифровая лаборатория по основам безопасности жизнедеятельности; - Мини-экспресс-лаборатории радиационно-химической разведки; - Дозиметр; 28 - Газоанализатор кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей; - Защитный костюм; - Измеритель электропроводности, кислотности и температуры; - Компас-азимут; - Противогаз взрослый, фильтрующе-поглощающий; - Самоспасатель фильтрующий и изолирующий (СПИ-20, СПФ и т.д.) - Респиратор; - Макет гранат Ф-1 и РДГ-5; - Комплект массо-габаритных моделей оружия; - Магазин к автомату Калашникова с учебными патронами; - Стрелковый тренажер; - Макет простейшего укрытия в разрезе; - Макет БПЛА; - Тренажер для оказания первой помощи на месте происшествия; - Имитаторы ранений и поражений для тренажера-менекена; - Тренажер для освоения навыков сердечно-легочной реанимации взрослого и ребенка; - Образцы первичных средств пожаротушения, огнетушителей; - Лабораторно-технологическое оборудование для оказания первой помощи (дыхательная трубка (воздуховод), гипотермический пакет, индивидуальный перевязочный пакет, индивидуальный противохимический пакет, бинт марлевый медицинский нестерильный, вата медицинская компрессная, косынка медицинская (перевязочная), повязка медицинская большая стерильная, повязка медицинская малая стерильная, булавка безопасная, жгут кровоостанавливающий эластичный, комплект шин складных средний, шины проволочные (лестничные) для ног и рук, носилки санитарные, лямка медицинская носилочная, пипетка, термометр электронный для измерения температуры тела, иное). 3.5. Площадки для практических занятий: - Военизированная полоса препятствий в соответствии с требованиями начальной военной подготовки или элементы полосы препятствий; - Площадка для занятий строевой подготовкой при проведении учебных сборов и в рамках практических занятий. 3.6. Учебно-методическое обеспечение программы: Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, допущенные к использованию при реализации образовательных программы СПО на базе основного общего образования. 29 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих компетенций. Общая компетенция Раздел/Тема Тип оценочных мероприятий ОК 01. Выбирать способы Р 1, Тема 1.2; решения задач Р 2, Тема 2.1; профессиональной Р 3, Тема 3.3; деятельности Р 4, Тема 4.1; применительно к Р 6, Тема 6.2; различным контекстам Р 11, Тема 11.2; Р 12 Темы: 12.1 ОК 02. Использовать Р 9, Тема 9.1; 9.2; 9.3 современные средства Р 11, Темы: 11.2; 11.3; поиска, анализа и Р 12 Темы: 12.1 интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности - Кейс-задание; ОК 03. Планировать и Р 1, Темы: 1.1; 1.2; – Старт-задание; реализовывать Р 2, Тема 2.1; собственное Р 5, Тема 5.2; Фронтальный профессиональное и Р 8, Тема 8.1; опрос; личностное развитие, Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3; - Задание-исследование; предпринимательскую Р 10, Темы: 10.1; 10.2; - Задание-эксперимент; деятельность в 10.3; – Тест-задание; профессиональной сфере, Р 11, Тема 11.1; - Ситуационные задачи использовать знания по Р 12 Темы: 12.1; 12.3 - Выполнение заданий на правовой и финансовой дифференцированном грамотности в различных зачете жизненных ситуациях ОК 04. Эффективно Р 4, Тема 4.2; взаимодействовать и Р 5, Тема 5.1; работать в коллективе и Р 7, Темы: 7.1; 7.3; команде Р 8, Темы: 8.1; 8.2; 8.3; Р 10, Темы: 10.1; 10.2; 10.3; Р 11, Темы: 11.1; Р 12 Темы: 12.1; 12.3 ОК 06. Проявлять Р 1, Темы:1.1;1.2; гражданскоР 2, Тема 2.1; патриотическую позицию, Р 3, Тема 3.1; демонстрировать Р 4, Тема 4.1; осознанное поведение на Р 5, Темы: 5.1; 5.2; основе традиционных Р 7, Темы: 7.1; 7.2; 7.3; общечеловеческих Р 8, Темы: 8.2; 8.3; ценностей, в том числе с Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3; 30 учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности Р 10, Темы: 10.1;10.2;10.3; Р 11, Темы: 11.1; 11.2; Р 12 Темы: 12.1; 12.2; 12.3 Р 1, Тема 1.1; Р 2, Тема 2.1; Р 3, Темы: 3.1; 3.2; Р 4, Темы: 4.1; 4.2; Р 6, Темы: 6.1;6.2; Р 8, Темы: 8.2;8.3; Р 11, Темы: 11.1; 11.3 Р 1, Тема 1.1; Р 6, Тема 6.1; Р 7, Темы: 7.1;7.2;7.3; Р 8, Темы: 8.2;8.3; Р 10, Темы: 10.1;10.2; 10.3; Р 11, Темы: 11.2;11.3 Р 12 Темы: 12.1; 12.2; 12.3 31