Приложение 3 к ОПОП по специальности 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной дисциплины ООД.03 История Сухой Лог 2024 Рабочая программа общеобразовательной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям); Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям); Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Перевалова Е. М., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 2 Содержание 1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины ..............4 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ............................................14 3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ...............................48 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины ................51 3 1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины 1.1. Место общеобразовательной дисциплины в структуре образовательной программы СПО Учебная дисциплина «История» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). 1.2. Цели и планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины: 1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины Целью общего исторического образования является формирование и развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в общеобразовательной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся в образовательных организациях, реализующих образовательные программы СПО, целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества. Освоение дисциплины формирует у молодёжи способность и готовность к защите исторической правды, сохранению исторической памяти и противодействию фальсификации исторических фактов. 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение учебная дисциплина имеет при формировании ОК Освоение общеобразовательной дисциплины способствует формированию общих компетенций (по ФГОС СПО): ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе 4 с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения. 5 Планируемые результаты общеобразовательной дисциплины Код и наименование формируемых компетенций Общие Дисциплинарные ОК 01. Выбирать способы решения задач В части трудового воспитания: ПРб 06. Умение критически анализировать профессиональной деятельности - готовность к труду, осознание ценности для решения познавательной задачи применительно к различным контекстам мастерства, трудолюбие; аутентичные исторические источники - готовность к активной деятельности разных типов (письменные, вещественные, технологической и социальной аудиовизуальные) по истории России и направленности, способность инициировать, зарубежных стран XX - начала XXI века, планировать и самостоятельно выполнять оценивать их полноту и достоверность, такую деятельность; соотносить с историческим периодом; интерес к различным сферам выявлять общее и различия; привлекать профессиональной деятельности, контекстную информацию при работе с Овладение универсальными учебными историческими источниками познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем. б) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебноисследовательской и проектной 6 Код и наименование формируемых компетенций ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности Планируемые результаты общеобразовательной дисциплины Общие Дисциплинарные деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике В области ценности научного познания: ПРб 07. Умение осуществлять с сформированность мировоззрения, соблюдением правил информационной соответствующего современному уровню безопасности поиск исторической развития науки и общественной практики, информации по истории России и основанного на диалоге культур, зарубежных стран XX - начала XXI века в способствующего осознанию своего места в справочной литературе, сети Интернет, поликультурном мире; средствах массовой информации для совершенствование языковой и решения познавательных задач; оценивать читательской культуры как средства полноту и достоверность информации с взаимодействия между людьми и познания точки зрения ее соответствия исторической мира; действительности - осознание ценности научной деятельности, 7 Планируемые результаты общеобразовательной дисциплины Общие Дисциплинарные готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности ОК 04. Эффективно взаимодействовать и готовность к саморазвитию, ПРб 08. Приобретение опыта осуществления Код и наименование формируемых компетенций 8 Код и наименование формируемых компетенций работать в коллективе и команде Планируемые результаты общеобразовательной дисциплины Общие Дисциплинарные самостоятельности и самоопределению; проектной деятельности в форме разработки -овладение навыками учебно- и представления учебных проектов по исследовательской, проектной и социальной новейшей истории, в том числе - на деятельности; региональном материале (с использованием Овладение универсальными ресурсов библиотек, музеев и так далее) коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: ПРб 09. Приобретение опыта - понимать и использовать преимущества взаимодействия с людьми другой культуры, командной и индивидуальной работы; национальной и религиозной - принимать цели совместной деятельности, принадлежности на основе ценностей организовывать и координировать действия современного российского общества: по ее достижению: составлять план идеалов гуманизма, демократии, мира и действий, распределять роли с учетом взаимопонимания между народами, людьми мнений участников обсуждать результаты разных культур; проявление уважения к совместной работы; историческому наследию народов России - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с 9 Код и наименование формируемых компетенций ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать Планируемые результаты общеобразовательной дисциплины Общие Дисциплинарные позиции другого человека В области эстетического воспитания: ПРб 03. Умение составлять описание - эстетическое отношение к миру, включая (реконструкцию) в устной и письменной эстетику быта, научного и технического форме исторических событий, явлений, творчества, спорта, труда и общественных процессов истории родного края, истории отношений; России и всемирной истории XX - начала - способность воспринимать различные XXI века и их участников, образа жизни виды искусства, традиции и творчество людей и его изменения в Новейшую эпоху; своего и других народов, ощущать формулировать и обосновывать эмоциональное воздействие искусства; собственную точку зрения (версию, оценку) - убежденность в значимости для личности и с опорой на фактический материал, в том общества отечественного и мирового числе используя источники разных типов искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств - осознание обучающимися российской ПРб 01. Понимание значимости России в гражданской идентичности; мировых политических и социально- 10 Код и наименование формируемых компетенций осознанное поведение на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Планируемые результаты общеобразовательной дисциплины Общие Дисциплинарные - целенаправленное развитие внутренней экономических процессах XX - начала XXI позиции личности на основе духовно- века, знание достижений страны и ее народа; нравственных ценностей народов умение характеризовать историческое Российской Федерации, исторических и значение Российской революции, национально-культурных традиций, Гражданской войны, Новой экономической формирование системы значимых политики (далее - нэп), индустриализации и ценностно-смысловых установок, коллективизации в Союзе Советских антикоррупционного мировоззрения, Социалистических Республик (далее правосознания, экологической культуры, СССР), решающую роль СССР в Победе над способности ставить цели и строить нацизмом, значение советских научножизненные планы; технологических успехов, освоения космоса; В части гражданского воспитания: понимание причин и следствий распада - осознание своих конституционных прав и СССР, возрождения Российской Федерации обязанностей, уважение закона и как мировой державы, воссоединения правопорядка; Крыма с Россией, специальной военной -принятие традиционных национальных, операции на Украине и других важнейших общечеловеческих гуманистических и событий XX - начала XXI века; особенности демократических ценностей; развития культуры народов СССР (России) - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, ПРб 02. Знание имен героев Первой дискриминации по социальным, мировой, Гражданской, Великой религиозным, расовым, национальным Отечественной войн, исторических признакам; личностей, внесших значительный вклад в - готовность вести совместную деятельность социально-экономическое, политическое и в интересах гражданского общества, культурное развитие России в XX - начале участвовать в самоуправлении в XXI века общеобразовательной организации и детскоюношеских организациях; ПРб 03. Умение составлять описание - умение взаимодействовать с социальными (реконструкцию) в устной и письменной институтами в соответствии с их функциями форме исторических событий, явлений, и назначением; процессов истории родного края, истории 11 Код и наименование формируемых компетенций Планируемые результаты общеобразовательной дисциплины Общие Дисциплинарные - готовность к гуманитарной и волонтерской России и всемирной истории XX - начала деятельности; XXI века и их участников, образа жизни патриотического воспитания: людей и его изменения в Новейшую эпоху; сформированность российской формулировать и обосновывать гражданской идентичности, патриотизма, собственную точку зрения (версию, оценку) уважения к своему народу, чувства с опорой на фактический материал, в том ответственности перед Родиной, гордости за числе используя источники разных типов свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее ПРб 04. Умение выявлять существенные многонационального народа России; черты исторических событий, явлений, - ценностное отношение к государственным процессов; систематизировать историческую символам, историческому и природному информацию в соответствии с заданными наследию, памятникам, традициям народов критериями; сравнивать изученные России, достижениям России в науке, исторические события, явления, процессы искусстве, спорте, технологиях и труде; - идейная убежденность, готовность к ПРб 05. Умение устанавливать причиннослужению и защите Отечества, следственные, пространственные, ответственность за его судьбу; временные связи исторических событий, освоенные обучающимися межпредметные явлений, процессов; характеризовать их понятия и универсальные учебные действия итоги; соотносить события истории родного (регулятивные, познавательные, края и истории России в XX - начале XXI коммуникативные); века; определять современников - способность их использования в исторических событий истории России и познавательной и социальной практике, человечества в целом в XX - начале XXI готовность к самостоятельному века планированию и осуществлению общеобразовательной деятельности, ПРб 08. Умение анализировать текстовые, организации учебного сотрудничества с визуальные источники исторической педагогическими работниками и информации, в том числе исторические сверстниками, к участию в построении карты/схемы, по истории России и индивидуальной образовательной зарубежных стран XX - начала XXI века; 12 Код и наименование формируемых компетенций Планируемые результаты общеобразовательной дисциплины Общие Дисциплинарные траектории; сопоставлять информацию, представленную овладение навыками учебно- в различных источниках; формализовать исследовательской, проектной и социальной историческую информацию в виде таблиц, деятельности схем, графиков, диаграмм ПРб 10. Умение защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории ПРб 11. Знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в XX - начале XXI века; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров 13 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Объем общеобразовательной дисциплины Общая трудоёмкость общеобразовательной дисциплины в том числе Во взаимодействии с преподавателем в том числе лекции, уроки практические занятия Самостоятельная работа обучающихся Промежуточная аттестация (экзамен) Всего академических часов 136 136 74 56 0 6 14 2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины «История» Номер урока Наименование раздела, темы Содержание учебного материала Раздел 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны 1-2 Мир в начале ХХ в. Понятие «Новейшее время». Первая мировая Хронологические рамки и периодизация война. 1914–1918 гг. Новейшей истории. Изменения в мире в ХХ веке. Ключевые процессы и события Новейшей истории. Объединенные Нации против нацизма и фашизма. Система международных отношений. Россия в XX в. Развитие индустриального общества. Индустриальная цивилизация в начале XX века. «Пробуждение Азии». Технический прогресс. Изменение социальной структуры общества. Рабочее движение и социализм. Антанта и Тройственный союз. Начало и первый год войны. Переход к позиционной войне. Борьба на истощение. Изменение соотношения сил. Капитуляция стран Четверного союза. Компьенское перемирие. Итоги и последствия Первой мировой войны. 3-4 Практическое занятие Работа с источниками. №1: «Мир в начале ХХ в. Первая мировая война. 1914–1918 гг.» Раздел 2. Мир в 1918-1938 гг. 5-6 Распад империй и Факторы, повлиявшие на распад империй образование новых после Первой мировой войны. Образование Количество академических часов во взаимодействии с преподавателем 2 В том числе Л, УР ПЗ СР Формируемые компетенции 2 ОК 02 ОК 05 ОК 06 2 2 2 2 ОК 02 ОК 05 15 национальных государств в Европе 7-8 Практическое занятие №2: «ВерсальскоВашингтонская система международных отношений» 9-10 Европы и Северной Америки в 1920-е гг. новых национальных государств. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская республика. Советская власть в Венгрии. Революционное движение и образование Коммунистического интернационала. Образование Турецкой Республики. Планы послевоенного устройства мира. Территориальные изменения в мире и Европе по результатам Первой мировой войны. Парижская (Версальская) мирная конференция. Версальская система. Учреждение Лиги Наций. Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция и Вашингтонское соглашение 1922 года. Влияние Версальского договора и Вашингтонского соглашения на развитие международных отношений. Послевоенная стабилизация. Факторы, способствующие изменениям в социальноэкономической сфере в странах Запада. Экономический бум. Демократизация общественной жизни, возникновение массового общества. Влияние социалистических партий и профсоюзов. Формирование авторитарных режимов, причины их возникновения в европейских странах в 1920-1930-е гг. Возникновение фашизма. Фашистский режим в Италии. Особенности режима Муссолини. Начало борьбы с фашизмом. Начало Великой депрессии, ее причины. Социальнополитические последствия кризиса конца 1920-1930-х гг. в США. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Значение реформ. Роль ОК 06 2 2 2 2 16 11-12 13-14 15-16 17-18 Практическое занятие №3: «Страны Европы и Северной Америки в 1920-е гг.» Страны Азии, Африки и Латинской Америки в 1918-1930 гг. государства в экономике стран Европы и Латинской Америки. Нарастание агрессии в мире. Причины возникновения нацистской диктатуры в Германии в 1930-е гг. Установление нацистской диктатуры. Нацистский режим в Германии. Подготовка Германии к войне. Победа Народного фронта и франкистский мятеж в Испании. Революция в Испании. Поражение Испанской Республики. Причины и значение гражданской войны в Испании. Работа с источниками. Экспансия колониализма. Цели национальноосвободительных движений в странах Востока. Агрессивная внешняя политика Японии. Нестабильность в Китае в межвоенный период. Национальноосвободительная борьба в Индии. Африка. Особенности экономического и политического развития Латинской Америки. Нарастание мировой напряженности в конце 1930-х гг. Причины Второй мировой войны. Мюнхенский сговор. Англо-франко-советские переговоры лета 1939 г. Практическое занятие №4: «Международные отношения в 1930-е гг.» Развитие науки и Влияние науки и культуры на развитие культуры в 1914-1930- общества в межвоенный период. Новые х гг. научные открытия и технические достижения. Новые виды вооружений и военной техники. Особенности культурного развития: 2 2 2 2 2 2 2 2 17 архитектура, изобразительное искусство, литература, кинематограф, музыка. Олимпийское движение. Раздел 3. Вторая мировая война 1939-1945 гг. 19-20 Начало Второй Причины Второй мировой войны. Нападение мировой войны Германии на Польшу. Начало мировой войны в Европе. Захват Дании и Норвегии. Разгром Франции. Битва за Британию. Агрессия Германии и ее союзников в Северной Африке и на Балканах. Борьба Китая против японских агрессоров в 1939-1941 гг. Причины побед Германии и ее союзников в начальный период Второй мировой войны Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США. Формирование антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Подписание Декларации Объединенных Наций. Положение в оккупированных странах. Холокост. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и насильственные переселения. Коллаборационизм. Движение Сопротивления. 21-22 Практическое занятие Работа с источниками №5: «Начало Второй мировой войны» 23-24 Коренной перелом, Коренной перелом в Великой Отечественной окончание и войне. Поражение италогерманских войск в важнейшие итоги Северной Африке. Иностранные воинские Второй мировой части на территории СССР. Укрепление войны антигитлеровской коалиции: Тегеранская конференция. Падение режима Муссолини в Италии. Перелом в войне на Тихом океане. Открытие Второго фронта. Военные операции Красной армии в 1944-1945 гг., их роль в 2 2 ОК 02 ОК 05 ОК 06 2 2 2 2 18 освобождении стран Европы. Ялтинская конференция. Разгром Германии, ее капитуляция. Роль СССР. Потсдамская конференция. Создание ООН. Американские атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну против Японии, разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал, Токийский и Хабаровский процессы над немецкими и японскими военными преступниками. Важнейшие итоги Второй мировой войны Работа с источниками. Практическое занятие №6: «Коренной перелом, окончание и важнейшие итоги Второй мировой войны» Раздел 4. Введение. Россия в начале в 1914-1922 гг. 27-28 Россия и мир Введение в историю России начала ХХ в. накануне Первой Время революционных потрясений и войн. мировой войны Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений. Новые средства военной техники и программы перевооружений. Военно-политические блоки. Предвоенные международные кризисы. Покушение на эрцгерцога Франца Фердинанда и начало войны. Планы сторон. 29-30 Практическое занятие Работа с источниками. №7: «Россия и мир накануне Первой мировой войны» 31-32 Россия в Первой Русская армия на фронтах Первой мировой 25-26 2 2 2 2 ОК 02 ОК 05 ОК 06 2 2 2 2 19 мировой войне 33-34 Практическое занятие №8: «Россия в Первой мировой войне» 35-36 Российская революция: Февраль 1917 г., Октябрь 1917 г. войны. Военная кампания 1914 г. Военные действия 1915 г. Кампания 1916 г. Мужество и героизм российских воинов. Власть, экономика и общество в годы Первой мировой войны. Патриотический подъем в начале войны. Экономика России в годы войны. Политические партии. Причины нарастания революционных настроений в российском обществе. Русская армия на фронтах Первой мировой войны. Военная кампания 1914 г. Военные действия 1915 г. Кампания 1916 г. Мужество и героизм российских воинов. Власть, экономика и общество в годы Первой мировой войны. Патриотический подъем в начале войны. Экономика России в годы войны. Политические партии. Причины нарастания революционных настроений в российском обществе. Объективные и субъективные причины революционного кризиса. Падение монархии. Временное правительство и его программа. Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Основные политические партии в 1917 г. Кризисы Временного правительства. Изменение общественных настроений. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Рост влияния большевиков. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. Русская православная церковь в условиях революции. 2 2 2 2 20 37-38 Российская революция: Февраль 1917 г., Октябрь 1917 г. 39-40 Февральская и Октябрьская революции 1917 г. Первые революционные преобразования большевиков 41-42 43-44 Практическое занятие №9: «План ГОЭЛРО» 45-46 Гражданская война Объективные и субъективные причины революционного кризиса. Падение монархии. Временное правительство и его программа. Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Основные политические партии в 1917 г. Кризисы Временного правительства. Изменение общественных настроений. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Рост влияния большевиков. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. Русская православная церковь в условиях революции. Работа с источниками. 2 2 2 2 Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Организация власти Советов. Создание новой армии и спецслужбы. Брестский мир. Конституция РСФСР 1918 г. Экономическая политика советской власти. Национализация промышленности. «Военный коммунизм» в городе и деревне. План Государственной комиссии по электрификации России. Профессионально-ориентированное содержание. План ГОЭЛРО: становление советской энергетики. Работники электростанций в годы великих свершений. Гражданская война: истоки и основные участники. Причины и основные этапы 2 2 2 2 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 02 ОК 05 21 47-48 Практическое занятие №10: «Жизнь в катастрофе» Национальные районы России в годы Первой мировой войны. Возникновение национальных государств на окраинах России. Строительство Советской Федерации. Установление советской власти на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Установление советской власти в Закавказье. Победа советской власти в Средней Азии и борьба с басмачеством. 51-52 Идеология и культура Идеология и культура в годы Гражданской в годы Гражданской войны. Перемены в идеологии. Политика войны новой власти в области образования и науки. Власть и интеллигенция. Отношение к Русской православной церкви. Повседневная жизнь в период революции и Гражданской войны. Изменения в общественных настроениях. Внешнее положение Советской России в конце Гражданской войны. Раздел 5. Советский Союз в 1920-1930-е гг. 49-50 Революция и Гражданская война на национальных окраинах Гражданской войны в России. Формирование однопартийной диктатуры. Многообразие антибольшевистских сил, их политические установки, социальный состав. Выступление левых эсеров. События 1918–1919 гг. «Военспецы» и комиссары в Красной армии. Террор красный и белый: причины и масштабы. Польско-советская война. Рижский мирный договор с Польшей. Причины Победы Красной армии в Гражданской войне Профессионально-ориентированное содержание. Культура повседневности и стратегии выживания в годы великих потрясений. ОК 06 2 2 2 2 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 02 ОК 05 ОК 06 22 53-54 СССР в 20-е гг. Последствия Первой мировой войны и Российской революции для демографии и экономики. Власть и Церковь. Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход от «военного коммунизма» к новой экономической политике. Экономическое и социальное развитие в годы нэпа. Замена продразверстки единым продналогом. Новая экономическая политика в промышленности. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова. Создание Госплана и противоречия нэпа. Предпосылки и значение образования СССР. Образование СССР. Конституция 1924 г. Административнотерриториальные реформы и национальногосударственное строительство. Политика коренизации. Колебания политического курса в начале 1920-х гг. Болезнь В.И. Ленина и борьба за власть. Внутрипартийная борьба и ликвидация оппозиции внутри Всесоюзной коммунистической партии большевиков. Международное положение после окончания Гражданской войны в России. Советская Россия на Генуэзской конференции. Дипломатические признания СССР – «Полоса признания». Отношения со странами Востока. Деятельность Коминтерна. Дипломатические конфликты с западными странами. Контроль над интеллектуальной жизнью общества. Сменовеховство. Культура русской эмиграции. Власть и Церковь. Развитие образования. Развитие науки и техники. Начало «нового искусства». Перемены в повседневной жизни и общественных 2 2 ОК 02 ОК 05 ОК 06 23 55-56 СССР в 20-е гг. настроениях. «Великий перелом». Индустриализация. Форсированная индустриализация. Разработка и принятие плана первой пятилетки. Ход и особенности советской индустриализации, ее издержки. Итоги курса на индустриальное развитие. Коллективизация сельского хозяйства. Цель и задачи коллективизации. Начало коллективизации. Раскулачивание. Голод 1932-1933 гг. Становление колхозной системы. Итоги коллективизации. Последствия Первой мировой войны и Российской революции для демографии и экономики. Власть и Церковь. Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход от «военного коммунизма» к новой экономической политике. Экономическое и социальное развитие в годы нэпа. Замена продразверстки единым продналогом. Новая экономическая политика в промышленности. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова. Создание Госплана и противоречия нэпа. Предпосылки и значение образования СССР. Образование СССР. Конституция 1924 г. Административнотерриториальные реформы и национальногосударственное строительство. Политика коренизации. Колебания политического курса в начале 1920-х гг. Болезнь В.И. Ленина и борьба за власть. Внутрипартийная борьба и ликвидация оппозиции внутри Всесоюзной коммунистической партии большевиков. Международное положение после окончания Гражданской войны в России. Советская 2 2 24 57-58 59-60 Практическое занятие №11: «СССР в 20-е гг.» Советский Союз в 30е гг. Россия на Генуэзской конференции. Дипломатические признания СССР – «Полоса признания». Отношения со странами Востока. Деятельность Коминтерна. Дипломатические конфликты с западными странами. Контроль над интеллектуальной жизнью общества. Сменовеховство. Культура русской эмиграции. Власть и Церковь. Развитие образования. Развитие науки и техники. Начало «нового искусства». Перемены в повседневной жизни и общественных настроениях. «Великий перелом». Индустриализация. Форсированная индустриализация. Разработка и принятие плана первой пятилетки. Ход и особенности советской индустриализации, ее издержки. Итоги курса на индустриальное развитие. Коллективизация сельского хозяйства. Цель и задачи коллективизации. Начало коллективизации. Раскулачивание. Голод 1932-1933 гг. Становление колхозной системы. Итоги коллективизации. Работа с источниками. Конституция 1936 года. Укрепление политического режима. Репрессивная политика. Массовые общественные организации: Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов, Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи, Всесоюзная пионерская организация. Национальная политика и национально-государственное строительство. Культурное пространство советского 2 2 2 2 25 61-62 Советский Союз в 30е гг. общества в 1930-е гг. Формирование «нового человека». Власть и Церковь. Культурная революция. Достижения отечественной науки в 1930-е гг. Развитие здравоохранения и образования. Советское искусство 1930-х гг. Власть и культура. Советская литература. Советские кинематограф, музыка, изобразительное искусство, театр. Повседневная жизнь населения в 1930-е гг. Общественные настроения. Русское Зарубежье и его роль в развитии мировой культуры. Численность, состав и главные центры Русского Зарубежья. Русская зарубежная Церковь. Культура Русского Зарубежья. Повседневная жизнь эмигрантов. СССР и мировое сообщество в 1929-1939 гг. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и пути выхода из него. Борьба за создание системы коллективной безопасности. Усиление угрозы мировой войны. Мюнхенский сговор. Укрепление безопасности на Дальнем Востоке. Советскогерманский договор о ненападении СССР накануне Великой Отечественной войны. Вхождение в состав СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. Советскофинляндская война 1939-1940 гг. Вхождение в состав СССР Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины. Подготовка Германии к нападению на СССР. Меры советского руководства по укреплению обороноспособности страны. Советские планы и расчеты накануне войны. Конституция 1936 года. Укрепление политического режима. Репрессивная 2 2 26 политика. Массовые общественные организации: Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов, Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи, Всесоюзная пионерская организация. Национальная политика и национально-государственное строительство. Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Формирование «нового человека». Власть и Церковь. Культурная революция. Достижения отечественной науки в 1930-е гг. Развитие здравоохранения и образования. Советское искусство 1930-х гг. Власть и культура. Советская литература. Советские кинематограф, музыка, изобразительное искусство, театр. Повседневная жизнь населения в 1930-е гг. Общественные настроения. Русское Зарубежье и его роль в развитии мировой культуры. Численность, состав и главные центры Русского Зарубежья. Русская зарубежная Церковь. Культура Русского Зарубежья. Повседневная жизнь эмигрантов. СССР и мировое сообщество в 1929-1939 гг. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и пути выхода из него. Борьба за создание системы коллективной безопасности. Усиление угрозы мировой войны. Мюнхенский сговор. Укрепление безопасности на Дальнем Востоке. Советскогерманский договор о ненападении СССР накануне Великой Отечественной войны. Вхождение в состав СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. Советскофинляндская война 1939-1940 гг. Вхождение 27 в состав СССР Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины. Подготовка Германии к нападению на СССР. Меры советского руководства по укреплению обороноспособности страны. Советские планы и расчеты накануне войны. Работа с источниками. Практическое занятие №12: «СССР в 30-е гг.» Раздел 6. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. 65-66 Первый период войны План «Барбаросса». Вторжение врага. 67-68 Первый период войны Чрезвычайные меры советского руководства. Тяжелые бои летом – осенью 1941 г. Прорыв гитлеровцев к Ленинграду. Московская битва: оборона Москвы и подготовка контрнаступления. Блокада Ленинграда. Дорога жизни по льду Ладожского озера. Контрнаступление под Москвой. Начало формирования антигитлеровской коалиции. Фронт за линией фронта. Характер войны и цели гитлеровцев. Оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение. Трагедия плена. Репатриации. Пособники оккупантов. Единство фронта и тыла. Эвакуации. Вклад советской военной экономики в Победу. Поставки по ленд-лизу. Обеспечение фронта и тыла продовольствием. Патриотизм советских людей. Государство и Церковь в годы войны. 69-70 Коренной перелом в Наступление советских войск в январе – ходе войны марте 1943 г. Прорыв блокады Ленинграда. Освобождение Ржева. Обстановка на фронте весной 1943 г. Немецкое наступление под Курском. Курская битва. Контрнаступление Красной Армии. Битва за Днепр. Укрепление 63-64 2 2 2 2 2 2 ОК 02 ОК 05 ОК 06 2 2 28 71-72 Наука и культура в годы войны 73-74 Окончание Второй мировой войны антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция 1943 г. Завершение коренного перелома. «Десять сталинских ударов» и изгнание врага с территории СССР. Обстановка на фронтах к началу 1944 г. Полное снятие блокады Ленинграда. Освобождение Правобережья Днепра. Освобождение Крыма. Поражение Финляндии. Освобождение Белорусской ССР. Освобождение Прибалтики. ЛьвовскоСандомирская операция. Вклад в Победу деятелей науки. Советский атомный проект. Сражающаяся культура. Литература военных лет. Разграбление культурных ценностей на оккупированных территориях. Освободительная миссия Красной Армии в Европе. Освобождение Румынии, Болгарии и Югославии. Освобождение Польши. Освобождение Чехословакии, Венгрии и Австрии. Помощь населению освобожденных стран. Крымская (Ялтинская) конференция. Последние сражения. Битва за Берлин. Встреча на Эльбе. Взятие Берлина и капитуляция Германии. Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки. Потсдамская конференция. Вступление СССР в войну с Японией. Освобождение Маньчжурии и Кореи. Освобождение Южного Сахалина и Курильских островов. Образование ООН. Наказание главных военных преступников. Токийский и Хабаровский процессы. Решающая роль Красной Армии в разгроме агрессоров. Людские потери. Материальные потери. 2 2 2 2 29 Практическое занятие Медицина в годы Великой Отечественной 2 2 ОК 01 №13: войны. Подвиг медицинских работников на ОК 02 «Медицина в годы фронте и в тылу. ОК 04 Великой ОК 05 Отечественной ОК 06 войны» Раздел 7. Мир во второй половине XX – начале XXI в. Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны 77-78 США и страны США и страны Западной Европы во второй 2 2 Европы во второй половине ХХ – начале XXI в. Складывание половине XX – начале биполярного мира. План Маршалла и XXI в.» доктрина Трумэна. Установление просоветских режимов в странах Восточной Европы. Раскол Германии. Советскоюгославский конфликт и политические репрессии в Восточной Европе. Причины начала холодной войны. США и страны Западной Европы во второй половине ХХ в. Маккартизм в США. Возникновение «общества потребления». Проблема прав человека. Возникновение Европейского ОК 02 экономического сообщества. Федеративная ОК 05 республика Германия. Западногерманское ОК 06 «экономическое чудо». Франция после Второй мировой войны. Консервативная и трудовая Великобритания. Движение против расовой дискриминации в США. Новые течения в идеологии. Социальный кризис конца 1960-х гг. и его значение. США и страны Западной Европы в конце ХХ – начале XXI в. Информационная революция. Энергетический и экологический кризисы. Изменение социальной структуры стран Запада. Рост влияния средств массовой информации и политические изменения в 75-76 30 Европе. Неоконсерватизм и неоглобализм. Страны Запада в начале ХХI в. Создание Европейского союза 79-80 Страны Центральной Социально-экономическая система 2 2 и Восточной Европы Восточной Европы в середине ХХ в. Кризисы во второй половине в ряде социалистических стран. «Пражская ХХ – начале ХХI в. весна» 1968 г. Ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Движение «Солидарность» в Польше. Югославский социализм. «Бархатные революции» в Восточной Европе. Распад Югославии и войны на Балканах. Агрессия НАТО против Югославии. Восточная Европа в 1990-х гг. и начале ХХI в. Раздел 8. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ – начале XXI в. 81-82 Страны Азии во Гражданская война в Китае. Война в Корее. 2 2 второй половине ХХ – Национально-освободительные движения в начале ХХI в. Юго-Восточной Азии. Возобновление войны в Индокитае. Американское вмешательство во Вьетнаме. Победа коммунистов в Индокитае. Причины и последствия локальных войн в Китае, Корее, Вьетнаме, Лаосе, Камбодже. Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун. «Культурная революция» в Китае. Рыночные реформы в Китае. Китай в конце 1980-х гг. Северная Корея. Режим Пол Пота в Кампучии. Реформы в социалистических странах Азии, их последствия. Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета Японии и проблема Курильских островов. Японское «экономическое чудо». Кризис японского общества. Развитие Южной Кореи. «Тихоокеанские драконы»: Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг. Успехи ОК 02 ОК 05 ОК 06 31 83-84 Китая. Причины экономических успехов Японии, Южной Кореи, Китая во второй половине ХХ – начале ХХI в. Обретение независимости странами Южной Азии. Преобразования в независимой Индии. Индия и Пакистан. Кризис индийского общества и борьба за его преодоление. Капиталистическая модернизация Таиланда, Малайзии и Филиппин. Индонезия и Мьянма. Страны Азии во Гражданская война в Китае. Война в Корее. второй половине ХХ – Национально-освободительные движения в начале ХХI в. Юго-Восточной Азии. Возобновление войны в Индокитае. Американское вмешательство во Вьетнаме. Победа коммунистов в Индокитае. Причины и последствия локальных войн в Китае, Корее, Вьетнаме, Лаосе, Камбодже. Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун. «Культурная революция» в Китае. Рыночные реформы в Китае. Китай в конце 1980-х гг. Северная Корея. Режим Пол Пота в Кампучии. Реформы в социалистических странах Азии, их последствия. Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета Японии и проблема Курильских островов. Японское «экономическое чудо». Кризис японского общества. Развитие Южной Кореи. «Тихоокеанские драконы»: Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг. Успехи Китая. Причины экономических успехов Японии, Южной Кореи, Китая во второй половине ХХ – начале ХХI в. Обретение независимости странами Южной Азии. Преобразования в независимой Индии. Индия и Пакистан. Кризис индийского общества и 2 2 32 85-86 87-88 89-90 борьба за его преодоление. Капиталистическая модернизация Таиланда, Малайзии и Филиппин. Индонезия и Мьянма. Страны Ближнего и Арабские страны и возникновение Среднего Востока во государства Израиль. второй половине ХХ – Антиимпериалистическое движение и начале ХХI в. Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и мирное урегулирование на Ближнем Востоке. Модернизация в Турции. Исламская революция в Иране. Создание исламских режимов. Кризисы в Персидском заливе. Причины и последствия арабо-израильских войн, революции в Иране. Страны Тропической Освобождение от колониальной зависимости. и Южной Африки Страны Африки южнее Сахары. Попытки демократизации и установление диктатур. Ликвидация системы апартеида. Страны социалистической ориентации. Конфликт в Африканском Роге. Этнические конфликты. Пути развития стран Африки после освобождения от колониальной зависимости во второй половине ХХ в., их причины. Страны Латинской Страны Латинской Америки в середине ХХ в. Америки во второй Аграрные реформы и импортозамещающая половине ХХ – начале индустриализация. Революция на Кубе. XXI вв. Переход Кубы к социалистическому развитию. Эрнесто Че Гевара. Революции и гражданские войны в Центральной Америке. Реформы в странах Латинской Америки в 1950–1970-х гг. Преобразования «Народного единства» в Чили. Кризис реформ и военный переворот в Чили. Диктаторские режимы в странах Южной Америки. Переход к демократии и усиление левых сил. Причины и последствия революционных движений на 2 2 2 2 2 2 33 Кубе и в Центральной Америке Раздел 9. Международные отношения во второй половине ХХ – начале XXI вв. 91-92 Международные Гонка вооружений СССР и США, ее отношения в конце последствия. Ракетно-космическое 1940-х – конце 1980-х соперничество. Международные отношения в гг. 1950-е гг. «Новые рубежи» Дж. Кеннеди и Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний. Советско-китайский конфликт. Усиление нестабильности в мире и Договор о нераспространении ядерного оружия. Договоры ОСВ-1 и ПРО. Хельсинский акт. Договоры ОСВ-2 и ракетный кризис. События в Афганистане и возвращение к политике холодной войны. Конец холодной войны. 93-94 Практическое занятие Расширение НАТО на Восток. Конфликт на №14: Балканах. Военные интервенции НАТО. «Международные Кризис глобального доминирования Запада. отношения в 1990-е – Обострение противостояния России и Запада. 2024 г.» Интеграционные процессы в современном мире: БРИКС, Евразийский экономический союз, Содружество Независимых Государств, Шанхайская организация сотрудничества, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Раздел 10. Развитие науки и культуры во второй половине ХХ – начале XXI вв. 95-96 Практическое занятие Важнейшие направления развития науки во №15: второй половине ХХ – начале ХХI в. Ядерная «Наука и культура во энергетика. Освоение космоса. Развитие второй половине ХХ культуры и искусства во второй половине ХХ в. – начале ХХI в.» – начале ХХI в.: литература, театральное искусство, музыка, архитектура, изобразительное искусство. Олимпийское движение Глобальные проблемы 2 2 ОК 02 ОК 05 ОК 06 2 2 2 2 ОК 02 ОК 05 ОК 06 34 современности. Раздел 11. СССР в 1945-1991 гг. 97-98 СССР в послевоенные Послевоенные годы. Влияние Победы. годы Потери и демографические проблемы. Социальная адаптация фронтовиков. Репатриация. Борьба с беспризорностью и преступностью. Восстановление и развитие экономики и социальной сферы. Восстановление промышленности. Сельское хозяйство. Меры по улучшению жизни населения. Политическая система в послевоенные годы. Сталин и его окружение. Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Послевоенные репрессии. Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы. Соперничество в высших эшелонах власти. Усиление идеологического контроля над обществом. Основные тенденции развития советской литературы и искусства. Развитие советской науки. Советский спорт. Место и роль СССР в послевоенном мире. Укрепление геополитических позиций СССР. Послевоенные договоры с побежденными противниками. Начало холодной войны, ее причины и особенности. Раскол Европы и оформление биполярного мира. СССР и страны Азии. 99Практическое занятие Работа с источниками. 100 №16: «СССР в послевоенные годы» 101- СССР в 1953- 1964 гг. Смерть Сталина и настроения в обществе. 102 Борьба за власть в советском руководстве. Н.С. Хрущев. ХХ съезд КПСС и 2 2 ОК 02 ОК 05 ОК 06 2 2 2 2 35 идеологическая кампания по разоблачению культа личности Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Новая Программа КПСС и проект Конституции СССР. Воспитание «нового человека». Основные направления экономического и социального развития СССР в 1953-1964 гг. Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности. Военный и гражданский секторы экономики. Развитие сельского хозяйства и попытки решения продовольственной проблемы. Социальное развитие. Развитие науки и техники в 1953-1964 гг. Научно-техническая революция в СССР. Развитие компьютерной техники. Организация науки. Фундаментальная наука и производство. Развитие гуманитарных наук. Открытие новых месторождений. Освоение Арктики и Антарктики. Самолетостроение и ракетостроение. Освоение космоса. Культурное пространство в 1953-1964 гг. Условия развития советской культуры. Первые признаки наступления оттепели в культурной сфере. Власть и интеллигенция. Развитие образования. Власть и Церковь. Зарождение новых форм общественной жизни. Развитие советского спорта. Перемены в повседневной жизни в 1953-1964 гг. Революция благосостояния. Демография. Изменение условий и оплаты труда. Перемены в пенсионной системе. Общественные фонды потребления. Решение 36 103104 СССР в 1953- 1964 гг. жилищной проблемы. Жизнь на селе. Популярные формы досуга. Изменение структуры питания. Товары первой необходимости. Книги, журналы, газеты. Туризм. Изменение общественных настроений и ожиданий. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. СССР и стран Запада. Гонка вооружений. СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальной системы. СССР и страны третьего мира. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Н.С. Хрущев. ХХ съезд КПСС и идеологическая кампания по разоблачению культа личности Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Новая Программа КПСС и проект Конституции СССР. Воспитание «нового человека». Основные направления экономического и социального развития СССР в 1953-1964 гг. Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности. Военный и гражданский секторы экономики. Развитие сельского хозяйства и попытки решения продовольственной проблемы. Социальное развитие. Развитие науки и техники в 1953-1964 гг. Научно-техническая революция в СССР. Развитие компьютерной техники. Организация науки. Фундаментальная наука и производство. Развитие гуманитарных наук. Открытие 2 2 37 105106 107108 Практическое занятие №17: «СССР в 1953- 1964 гг.» Политическое развитие СССР в 1964- 1985 гг. новых месторождений. Освоение Арктики и Антарктики. Самолетостроение и ракетостроение. Освоение космоса. Культурное пространство в 1953-1964 гг. Условия развития советской культуры. Первые признаки наступления оттепели в культурной сфере. Власть и интеллигенция. Развитие образования. Власть и Церковь. Зарождение новых форм общественной жизни. Развитие советского спорта. Перемены в повседневной жизни в 1953-1964 гг. Революция благосостояния. Демография. Изменение условий и оплаты труда. Перемены в пенсионной системе. Общественные фонды потребления. Решение жилищной проблемы. Жизнь на селе. Популярные формы досуга. Изменение структуры питания. Товары первой необходимости. Книги, журналы, газеты. Туризм. Изменение общественных настроений и ожиданий. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. СССР и стран Запада. Гонка вооружений. СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальной системы. СССР и страны третьего мира. Работа с источниками. Политическое развитие СССР в 1964-1985 гг. Итоги и значение «великого десятилетия» Н.С. Хрущева. Политический курс Л.И. Брежнева. Конституция СССР 1977 г. 2 2 2 2 38 109- Практическое занятие Особенности социально-экономического развития СССР в 1964-1985 гг. Новые ориентиры аграрной политики: реформа 1965 г. и ее результаты. Косыгинская реформа промышленности. Рост социальноэкономических проблем. Развитие науки, образования, здравоохранения. Научные и технические приоритеты. Советская космическая программа. Развитие образования. Советское здравоохранение. Идеология и культура. Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма». Диссиденты и неформалы. Литература и искусство: поиски новых путей. Достижения советского спорта. Повседневная жизнь советского общества в 1964-1985 гг. Общественные настроения. Национальная политика и национальные движения. Новая историческая общность. Изменение национального состава населения СССР. Развитие республик в рамках единого государства. Национальные движения. Эволюция национальной политики. Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР со странами Запада. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СССР и развивающиеся страны. Ввод советских войск в Афганистан. СССР и страны социализма. СССР и мир в начале 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений в СССР. Ю.В. Андропов и начало формирования идеологии перемен. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Политическое развитие СССР в 1964-1985 гг. 2 2 39 110 №18: «Политическое развитие СССР в 1964- 1985 гг.» Итоги и значение «великого десятилетия» Н.С. Хрущева. Политический курс Л.И. Брежнева. Конституция СССР 1977 г. Особенности социально-экономического развития СССР в 1964-1985 гг. Новые ориентиры аграрной политики: реформа 1965 г. и ее результаты. Косыгинская реформа промышленности. Рост социальноэкономических проблем. Развитие науки, образования, здравоохранения. Научные и технические приоритеты. Советская космическая программа. Развитие образования. Советское здравоохранение. Идеология и культура. Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма». Диссиденты и неформалы. Литература и искусство: поиски новых путей. Достижения советского спорта. Повседневная жизнь советского общества в 1964-1985 гг. Общественные настроения. Национальная политика и национальные движения. Новая историческая общность. Изменение национального состава населения СССР. Развитие республик в рамках единого государства. Национальные движения. Эволюция национальной политики. Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР со странами Запада. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СССР и развивающиеся страны. Ввод советских войск в Афганистан. СССР и страны социализма. СССР и мир в начале 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений в СССР. Ю.В. Андропов и начало формирования идеологии перемен. 40 111112 113114 Практическое занятие №19: «Политическое развитие СССР в 1964- 1985 гг.» Практическое занятие №20: «СССР в 1985- 1991 гг. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Работа с источниками. Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. Первый этап преобразований М.С. Горбачева: концепция ускорения социально-экономического развития. Второй этап экономических реформ. Экономический кризис и окончательное разрушение советской модели экономики. Разработка программ перехода к рыночной экономике. Перемены в духовной сфере в годы перестройки. Гласность и плюрализм. Литература. Кино и театр. Реабилитация жертв политических репрессий. Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях. Результаты политики гласности. Реформа политической системы СССР и ее итоги. Начало изменения советской политической системы. Конституционная реформа 1988-1991 гг. I Съезд народных депутатов СССР и его значение. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. СССР и Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы. Результаты политики нового мышления. Отношение к М.С. Горбачеву и его внешней политике в СССР и в мире. 2 2 2 2 41 115116 Практическое занятие №21: «СССР в 1985- 1991 гг.» Национальная политика и подъем национальных движений. Кризис межнациональных отношений. Нарастание националистических и сепаратистских настроений, обострение межнациональных конфликтов. Противостояние между союзным центром и партийным руководством республик. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Разработка нового союзного договора. Августовский политический кризис 1991 г. Распад СССР. Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. Первый этап преобразований М.С. Горбачева: концепция ускорения социально-экономического развития. Второй этап экономических реформ. Экономический кризис и окончательное разрушение советской модели экономики. Разработка программ перехода к рыночной экономике. Перемены в духовной сфере в годы перестройки. Гласность и плюрализм. Литература. Кино и театр. Реабилитация жертв политических репрессий. Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях. Результаты политики гласности. Реформа политической системы СССР и ее итоги. Начало изменения советской политической системы. Конституционная реформа 1988-1991 гг. I Съезд народных депутатов СССР и его значение. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. СССР и Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных 2 2 42 117118 Практическое занятие №22: «СССР в 1985- 1991 гг.» Практическое занятие №23: «Транспортное машиностроение в 1960-1980-е годы» конфликтов. Распад социалистической системы. Результаты политики нового мышления. Отношение к М.С. Горбачеву и его внешней политике в СССР и в мире. Национальная политика и подъем национальных движений. Кризис межнациональных отношений. Нарастание националистических и сепаратистских настроений, обострение межнациональных конфликтов. Противостояние между союзным центром и партийным руководством республик. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Разработка нового союзного договора. Августовский политический кризис 1991 г. Распад СССР. Работа с источниками. Профессионально-ориентированное содержание. Представление информации о состоянии и развитии отрасли промышленности, к которой относится профессия, в 1960-1980-е годы Составление краткой биографической справки о представителе профессии в 19601980-е годы Раздел 12. Российская Федерация в 1992 – начале 2000-х гг. 121- Практическое занятие Российская экономика в условиях рынка. 122 №24: Начало радикальных экономических «Российская преобразований. Ваучерная приватизация. Федерация в 1990-е Положение в экономике России в 1992–1998 гг.» гг. Корректировка курса реформ. «Олигархический капитализм» и финансовые 119120 2 2 2 2 2 2 ОК 02 ОК 05 ОК 06 43 123- Практическое занятие кризисы. Дефолт 1998 г. и его последствия. Россия после дефолта. Результаты экономических реформ 1990-х гг. Политическое развитие Российской Федерации. Разработка новой Конституции России. Нарастание политикоконституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Конституция России 1993 г. и ее значение. Российская многопартийность и становление современного парламентаризма. Выборы Президента Российской Федерации в 1996 году. Результаты политического развития России в 1990-е гг. Отставка Президента России Б.Н. Ельцина. Межнациональные отношения и национальная политика. Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор. Военнополитический кризис в Чеченской Республике. Повседневная жизнь. Изменения в структуре российского общества и условиях жизни различных групп населения в 1990-е гг. Численность и доходы населения. Социальное расслоение. Досуг и туризм. Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. Новое место России в мире. Взаимоотношения с США и странами Запада. Агрессия НАТО в Югославии и изменение политики России в отношении Запада. Отношения со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Россия на постсоветском пространстве. Результаты внешней политики страны в 1990-е гг. Работа с источниками. 2 2 44 124 125126 №25: «Российская Федерация в 1990-е гг.» Практическое занятие №26: «Россия в ХХI в.» Политические вызовы и новые приоритеты внутренней политики России в начале ХХI в. Укрепление вертикали власти. Противодействие террористической угрозе. Урегулирование кризиса в Чеченской Республике. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Утверждение государственной символики. Военная реформа. Стабилизация политической системы в годы президентства В.В. Путина. Россия в 2008–2011 гг. Президент Д.А. Медведев и его программа. Военный конфликт в Закавказье. Новый этап политической реформы. Выборы в Государственную Думу 2011 г. Социальноэкономическое развитие России в начале ХХI в. Приоритетные национальные проекты. Экономическое развитие в 2000–2007 гг. Россия в системе мировой рыночной экономики. Мировой экономический кризис 2008 г. Социальная политика. Изменения в структуре, занятости и численности населения. Культура, наука, спорт и общественная жизнь в 1990-х – начале 2020-х гг. Последствия распада СССР в сфере науки, образования и культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное и монументальное искусство. Развитие российской культуры в ХХI в. Развитие науки. Формирование суверенной системы образования. Средства 2 2 45 127128 Практическое занятие №27: «Россия в ХХI в.» 129- Практическое занятие массовой информации. Российский спорт. Государство и основные религиозные конфессии. Повседневная жизнь. Внешняя политика в начале ХХI в. Россия в современном мире. Становление нового внешнеполитического курса России в 2000– 2007 гг. Рост международного авторитета России и возобновление конфронтации со странами Запада в 2008 – 2020 гг. Россия в 2012 – начале 2020-х гг. Укрепление обороноспособности страны. Социальноэкономическое развитие. Выборы в Государственную Думу 2016 г. Выборы Президента Российской Федерации в 2018 г. Национальные цели развития страны. Конституционная реформа 2020 г. Выборы в Государственную Думу VIII созыва. Россия сегодня. Специальная военная операция (далее – СВО). Отношения с Западом в начале XXI в. Давление на Россию со стороны США. Противодействие стратегии Запада в отношении России. Фальсификация истории. Возрождение нацизма. Украинский неонацизм. Переворот 2014 г. на Украине. Возвращение Крыма. Судьба Донбасса. Минские соглашения. СВО. Противостояние с Западом. Украина – неонацистское государство. Новые регионы. СВО и российское общество. Россия – страна героев. Работа с источниками. 2 2 Профессионально-ориентированное 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 01 46 №28: «Международное сотрудничество в сфере развития транспортного машиностроения» содержание. Представление информации о состоянии и развитии отрасли, к которой относится профессия, в 90 годы - начале XXI века. Составление краткой биографической справки о представителе профессии в 90годы - начале XXI века. Промежуточная аттестация по дисциплине (экзамен) Л – лекция ПЗ – практическое занятие Ур – урок СР – самостоятельная работа 130 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 6 47 3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы общеобразовательной дисциплины требует наличия учебного кабинета истории. Оборудование учебного кабинета: наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, исторических карт, плакатов, портретов выдающихся исторических личностей, атласов); информационно-коммуникационные средства; экранно-звуковые пособия; комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; библиотечный фонд кабинета. (учебники, учебнометодические комплекты (УМК) (в т.ч. и мультимедийные). Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по вопросам исторического образования. Технические средства обучения: мультимедийный комплекс. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, допущенные к использованию при реализации образовательных программы СПО на базе основного общего образования. Основная литература 1. Мединский В.Р., Чубарьян А.О. Всеобщая история 1914-1945 годы: учебник для 10 класса. Базовый уровень. М., «Просвещение», 2023; 2. Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России 1914-1945 годы: учебник для 10 класса. Базовый уровень. М., «Просвещение», 2023; 3. Мединский В.Р., Чубарьян А.О. Всеобщая история 1945-начало XXI века: учебник для 11 класса. Базовый уровень. М., «Просвещение», 2023; 4. Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России 1945-начало XXI века: учебник для 11 класса. Базовый уровень. М., «Просвещение», 2023; Дополнительная литература 1. Горинов М.М. и другие / под редакцией Торкунова А.В. «История. История России. 1914 - 1945 гг. (в 2 частях): учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень». - М., «Просвещение», 2021; 2. Данилов А.А. и другие / под редакцией Торкунова А.В. «История. История России. 1946 г. — начало XXI века (в 2 частях): учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень». - М., «Просвещение», 2021; 3. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. / под редакцией Чубарьяна А.О. «История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 —1945 гг.: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень». - М., «Просвещение», 2021; 48 4. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-ЦюпаА.О. / под редакцией Чубарьяна А.О «История. Всеобщая история. Новейшая история. 1946 г. — начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень». 5.Артёмов В.В. История: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 16-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2018. 6. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Академия, 2013. Дидактические пособия и справочные издания 1. История. Учебное наглядное пособие. Базовый уровень. 10 класс. Методические рекомендации по организации работы с демонстрационными материалами. М., «Просвещение», 2023; 2. История. Учебное наглядное пособие. Базовый уровень. 11 класс. Методические рекомендации по организации работы с демонстрационными материалами. М., «Просвещение», 2023; Электронные образовательные ресурсы 1. Мединский В.С., Торкунов А.В. История. История России.1914-1945 годы. 10 класс. Базовый уровень. Учебник. Среднее общее образование Москва.: Просвещение, 2024. 497 с. Электронно - библиотечная система Знаниум. Режим доступа. ISBN 978-5-09112829-1. Артикул 831873.02.99 2. Мединский В.С., Чубарьян А.О. История. Всеобщая история.1914-1945 годы. 10 класс. Базовый уровень. Учебник. Среднее общее образование Москва.: Просвещение, 2024. 240 с. Электронно - библиотечная система Знаниум. Режим доступа. ISBN 978-5-09112829-1. Артикул 831877.02.99 3. Мединский В.С., Торкунов А.В. История. История России.1945год -начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. Учебник. Среднее общее образование Москва.: Просвещение, 2024. - 448 с. Электронно - библиотечная система Знаниум. Режим доступа. ISBN 978-509-112830-7. Артикул 831876.02.99 4. Мединский В.С., Чубарьян А.О. История. Всеобщая история.1945-начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. Учебник. Среднее общее образование Москва.: Просвещение, 2024. - 272 с. Электронно - библиотечная система Знаниум. Режим доступа. ISBN 978-509-112831-4. Артикул 831882.02.99 Электронные информационные ресурсы https://interneturok.ru/ видеоуроки школьной программы «Интернет-урок» https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm факультета МГУ). - (Библиотека Исторического 49 https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/modern.htm(электронная Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова). библиотека https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/War_Conf/index.html - материалы международных конференций (Тегеран, Ялта, Потсдам) 1943-1945 гг. https://arzamas.academy/ -портал по истории культуры «Арзамас». https://militera.lib.ru/ - военная литература: собрание текстов. https://historicus.ru/ -Историк: общественно-политический журнал. https://histrf.ru/ - информационный ресурс «История России» https://rusarchives.ru/- сайт «Архивы России» https://artchive.ru/ - портал «Артархив» https://rusneb.ru/ - сайт «Национальная электронная библиотека» 50 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих компетенций по разделам и темам содержания учебного материала. Код и наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста Раздел/Тема Р 4, П-о/с Р 6, П-о/с Р 5 П-о/с Р 11, П-о/с Р 12, П-о/с Р 1, Темы 1.1 Р 2, Темы 2.1 – 2.6 Р 3, Темы 3.1, 3.2 Р 4, Темы 4.1 – 4.7, П-о/с Р 5, Темы 5.1 – 5.2 П-о/с Р 6, Темы 6.1 – 6.4, П-о/с Р 7, Темы 7.1 – 7.2 Р 8, Темы 8.1 – 8.4 Р 9, Тема 9.1 – 9.2 Р 10, Тема 10.1 Р 11, Темы 11.1 – 11.4, П-о/с Р 12, Темы 12.1 –12.2, П-о/с Р 4, П-о/с Р 5 П-о/с Р 6, П-о/с Р 11, П-о/с Р 12, П-о/с Типы оценочных мероприятий Устный и письменный опрос Практическая работа Выступление с презентацией минипроекта Результаты выполнения учебных заданий Эссе Тестирование Промежуточная аттестация (выполнение заданий) Р 1, Темы 1.1 Р 2, Темы 2.1 – 2.6 Р 3, Темы 3.1 – 3.2 Р 4, Темы 4.1 – 4.7, П-о/с Р 5, Темы 5.1 – 5.2 П-о/с Р 6, Темы 6.1 – 6.4, П-о/с Р 7, Темы 7.1 – 7.2 Р 8, Темы 8.1 – 8.4 Р 9, Тема 9.1 – 9.2 Р 10, Тема 10.1 Р 11, Темы 11.1 – 11.4, П-о/с Р 12, Темы 12.1 – 12.2, П-о/с 51 ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Р 1, Темы 1.1 Р 2, Темы 2.1 – 2.6 Р 3, Темы 3.1 – 3.2 Р 4, Темы 4.1 – 4.7, П-о/с Р 5, Темы 5.1 – 5.2 П-о/с Р 6, Темы 6.1 – 6.4, П-о/с Р 7, Темы 7.1 – 7.2 Р 8, Темы 8.1 – 8.4 Р 9, Тема 9.1 – 9.2 Р 10, Тема 10.1 Р 11, Темы 11.1 – 11.4, П-о/с Р 12, Темы 12.1 – 12.2, П-о/с 52