35 ОП.12 Основы энергосбережения

Приложение 35
к ОПОП по специальности
13.2.11
Техническая
эксплуатация и обслуживание
электрического и
электромеханического
оборудования (по отраслям)

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение Свердловской
области «Сухоложский многопрофильный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 12 Основы энергосбережения

Сухой Лог
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее
ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Быкова Надежда Александровна, преподаватель спецдисциплин,
высшая квалификационная категория

СОДЕРЖАНИЕ
1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4
5
9
11

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12 Основы энергосбережения
1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина ОП.12 Основы энергосбережения является
дополнительной
частью
общепрофессионального
цикла
основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
Учебная дисциплина ОП.12 Основы энергосбережения обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам
деятельности ФГОС по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по
отраслям)». Особое значение дисциплина имеет при формировании и
развитии ОК01 – ОК05, ОК07, ОК0-11, ПК1.1-ПК1.4, ПК2.1-2.3.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы
осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК
ОК01 – ОК05,
ОК07, ОК011, ПК1.1ПК1.4,
ПК2.1-2.3.

учебной

дисциплины

Умения
− использовать
полученные
знания при освоении учебного
последующих
материала
дисциплин;
− проводить
расчеты
по
определению
непроизводительных расходов
энергоресурсов;
−
определять
удельные
показатели энергопотребления
и
осуществлять
их
нормирование;
− проводить инструментальный
контроль
режимов
электропотребления.

обучающимися

Знания
− терминологию, основные
понятия и определения;
− показатели
энергоэффективности;
− правила
проведения
энергетических
обследований;
− методы расчета потерь
электрической энергии;
− мероприятия
по
энергосбережению;
− методы
нормирования
удельных
расходов
энергоресурсов;
− методы
определения
экономической
эффективности
по
мероприятий
энергосбережению.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем часов
52

в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы
практические занятия (в том числе в форме практической
подготовки)

22
26 (26)

контрольная работа

-

Самостоятельная работа 1

4

Промежуточная аттестация в форме

Дифференцированный
зачет

1

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной
организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в
количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся,
предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.12 Основы энергосбережения
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

К
о
д
ы
к
о
м
п
е
т
е
н
ц
и
й
,
ф
о
р
м
и
р
о
в
а
н
и
ю
к
о

т
о
р
ы
х
с
п
о
с
о
б
с
т
в
у
е
т
э
л
е
м
е
н
т
п
р
о
г
р
а
м
м

1
Введение

2
Основные требования, предъявляемые к электрическим сетям разного назначения.
Актуальность вопросов энергосбережения.

3
2

ы
4
О
К
0
1
–
О
К
0
5
,
О
К
0
7
,
О
К
0
1
1
,
П
К
1
.
1
-

П
К
1
.
4
,

Тема 1
Содержание учебного материала
Нормативно-правовые
1 Основные положения закона РФ «Об энергосбережении», постановлений и
документы по
решений государственных органов об энергосбережении регионального и
энергосбережению.
муниципального уровней. .
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
Практическое занятие 1
Составление терминологического словаря в области энергосбережения.
2 Практическое занятие 2
Работа с нормативно- правовыми документами: анализ проблем по использованию
энергоресурсов в отрасли
Самостоятельная работа 1
1

Тема 2
Энергетические
обследования

Правовые основы взаимоотношений потребителей и энергоснабжающих организаций по
вопросам ресурсосбережения
Содержание учебного материала

2

П
К
2
.
1
2
.
3
.
О
К
0
1

4

–

2

О
К

8

2

2
4

О
К
0

предприятий

1
–
О
К
0
5
,
О
К
0
7
,
О
К
0
1
1
,
П
К
1
.
1
П
К
1
.
4

,
П
К
2
.
1
2
.
3
.
1

Правила проведения энергетических обследований. Этапы и технология проведения
энергетических обследований. Выявление непроизводительных расходов
энергоресурсов. План мероприятий по энергосбережению. Оценка экономической
эффективности энергосберегающих мероприятий.

2

Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)

2

Практическое занятие 3
Анализ потерь в электрических сетях и системах
Содержание учебного материала

2

1

Тема 3
Показатели
энергетической
эффективности

6

Виды показателей энергоэффективности. Удельные расходы энергоресурсов на
выпуск различных видов продукции и их определение. Энергетическая
составляющая в себестоимости продукции. Коэффициент реактивной мощности.
Энергоемкость выпускаемой продукции. Оптимальная загрузка оборудования.
Качество электрической энергии и отклонение ее от нормативных значений на
потери в электрооборудовании.
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
Практическое занятие 4
Расчет предельно допустимой
электростанциями
Содержание учебного материала

4

О
К
0
1
–
О

2

1

концентрации

выбросов

Тема 4
Методы расчета
потерь электрической 1
энергии

в

атмосферу

Расчет потерь электрической энергии по графикам нагрузки. Расчет потерь
электрической энергии по методу τр и τQ. Расчет потерь электрической энергии по
характерным суткам. Расчет потерь электрической энергии по характерным
режимам. Регрессионные методы расчета потерь электрической энергии.
Мероприятия по снижению потерь электроэнергии.
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)

Практическое занятие 5
Методы расчета потерь в электрических цепях
2
Практическое занятие 6
Расчет потерь в трансформаторах на подстанциях
3
Практическое занятие 7
Расчет потерь в линиях электропередач
Содержание учебного материала
1

Тема 5
Энергетические
балансы

1

Виды энергетических балансов. Сводный энергетический баланс.
Энергофинансовый баланс. Оценка потенциала энергосбережения.

2
8

2

О
К
0
1
–

6
2
2
2
4
2

О
К
0
1

электрической
энергии

Практические занятия
1

Практическое занятие 8
Расчет энергетического баланса потребителей топливно-энергетических ресурсов

2
2

Тема 6
Содержание учебного материала
Нормирование
удельных расходов
электрической энергии

2

О
К
0
1
–
О
К
0
5
,
О
К
0
7
,
О
К
0
1
1
,
П
К
1
.
1
П
К

1
.
4
,
П
К
2
.
1
2
.
3
.
Расчетно-аналитические методы нормирования удельных расходов энергетических
ресурсов. Расчет технологических норм расхода энергетических ресурсов.
Построение нормативных характеристик энергопотребляющих установок.
Содержание учебного материала
1

Тема 7
Энергетический
паспорт предприятия

Структура и правила оформления энергетического паспорта предприятия.
1 Методы и средства улучшения показателей качества электрической энергии:
1 использование технических средств, выбор оптимальных законов регулирования,
выявление и устранение электромагнитных помех.
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
Практическое занятие 9
Оформление энергетического паспорта промышленного предприятия
Содержание учебного материала
1

Тема 8
Стимулирование
энергосбережения

Финансово-экономические меры стимулирование энергосбережения. Нормативно1 правовое стимулирование энергосбережения. Стимулирование энергосбережения у
населения.
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
1

Практическое занятие 10

2
6

2

4
4
8
2
6
2

Технико-экономическая оценка энергосберегающих мероприятий и проектов

ОК01 – ОК05,
ОК07, ОК0-11,
ПК1.1-ПК1.4,
ПК2.1-2.3.

Практическое занятие 11
Расчет стоимости электроэнергии. Политика тарифообразования
Самостоятельная работа 2
2

4
2

Стимулирование энергосбережения на основе тарифного регулирования
Дифференцированный зачет

2
Всего

52

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Основы энергосбережения»
Оборудование учебного кабинета:
− посадочных мест по количеству обучающихся;
− доска классная;
− рабочее место преподавателя;
− комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине;
− нормативно-законодательная документация;
Технические средства обучения:
− компьютер с лицензионно-программным обеспечением и
мультимедиа проектор;
− экран проекционный;
− видеоматериалы.
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе
3.2.1 Печатные издания
Основные источники:
1. Технология энергосбережения: Учебник / Сибикин Ю.Д., Сибикин
М.Ю., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 352 с.
2. Данилов Н.И. Энергосбережение – от слов к делу. Екатеринбург:
Энерго-Пресс, 2013. 232 с.
3. Данилов Н.И. Энергосберегающие технологии: Мировая практика.
Екатеринбург: УГТУ, 2013. 20 с.
Дополнительные источники:
1
Письмо ФСТ 11.06.2008 № НБ-3199/12 «О требованиях к
инвестиционным программам».
2
Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 «Об
инвестиционных программах субъектов электроэнергетики».
3
Постановление Правительства РФ № 168 от 21.марта.2007 г. «О
внесении изменений в некоторые постановления правительства РФ по
вопросам электроэнергетики».

4
Постановление Правительства РФ РФ от 19 января 2004 г. N 19
«Об утверждении Правил согласования инвестиционных программ субъектов
естественных монополий в электроэнергетике».
5
Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 «О
ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в
Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,
2004, N 9, ст. 791; 2005, N 1, ст. 130; N 43, ст. 4401; N 47, ст. 4930; N 51, ст.
5526; 2006, N 22, ст. 2522; N 36, ст. 3835; N 37, ст. 3876; 2007, N 1, ст. 282).
6
Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О
ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ".
7
Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об
основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и
предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального
комплекса"
8
Приказ ФСТ РФ от 21.08.2009г. №201-э/1 «О внесении изменений
и дополнений в методические указания по определению размера платы за
технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные
приказом федеральной службы по тарифам от 23 октября 2007 г. N 277-Э/7».
9
Федеральный
закон
от
27.07.2010
№
190-ФЗ
«О
теплоснабжении».
10 Федеральный
закон
от
26.03.2003
№
35-ФЗ
«Об
электроэнергетике».
11 Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах
регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
12 Гаврилик А.И., Косяков С.А.. Литвак В.В.. Лукутин Б.В., Силич
В.А, Яворский М.И. Азбука энергосбережения. Пособие для учителя. Томск: Курсив плюс, 2012. - 93 с.
13 Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Энциклопедия энергосбережения. /
- Екатеринбург: ИД «Сократ», 2011. 352 с.
14 Данилов Н.И., Евпланов А.И., Михайлов В.Ю., Щелоков Я.М..
Энергосбережение: Введение в проблему. Екатеринбург: ИД « Сократ», 2012.
208 с.
15 Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Энергосбережение - основа
устойчивого развития. Учебное пособие. Екатеринбург: УГТУ - УПИ, 2013,
34с.
16 Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Энергосбережение для всех /
Екатеринбург: РИА «Энерго-Пресс», 2012. 132 с.
3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы)
1.
Электронный ресурс «Энергоэффективность». Форма доступа:
http://energyeffect.net
2.
Электронный ресурс «Энергосбережение». Форма доступа:
http://e-audit.ru

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценки

ОСВОЕНИЯ

Методы оценки

Знания:
− терминологию,
основные понятия и
определения;
− показатели
энергоэффективности;
− правила
проведения
энергетических
обследований;
− методы расчета потерь
электрической энергии;
по
− мероприятия
энергосбережению;
− методы нормирования
удельных
расходов
энергоресурсов;
− методы
определения
экономической
эффективности
мероприятий
по
энергосбережению.

В соответствии с универсальной Тестирование,
шкалой оценивания не ниже 70% фронтальный опрос,
правильных ответов
решение ситуационных

Умения:
− использовать
полученные знания при
освоении
учебного
материала последующих
дисциплин;
− проводить расчеты по
определению
непроизводительных
расходов
энергоресурсов;
−
определять удельные
показатели
энергопотребления
и
осуществлять
их
нормирование;
− проводить
инструментальный
контроль
режимов
электропотребления.

В соответствии с универсальной Оценка
результатов
шкалой оценивания не ниже 70% выполнения и защиты и
правильных ответов
практических занятий.

задач
Успешность освоения знаний
Текущий контроль в
соответствует выполнению
форме защиты
следующих требований
практических занятий
обучающийся
свободно
владеет
теоретическим
материалом, без затруднений
излагает его и использует на
практике,
- знает оборудование
правильно
выполняет
технологические операции
владеет
приемами
самоконтроля
соблюдает
правила
безопасности

Успешность освоения умений
и умений соответствует
выполнению следующих
требований:
- обучающийся умеет готовить
оборудование к работе
- выполнять лабораторные и
практические работы в
соответствии с методическими
указаниями к ним
- правильно организовывать
свое рабочее место и
поддерживать его в порядке на
протяжении выполняемой
лабораторной работы
- умеет самостоятельно
пользоваться справочной
литературой

Оценка
результатов
устных
ответов
и
письменных работ по
эталону и образцу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».