29 ОП.06 Информационные технологии в профессиональной деятельности

Приложение 29
к ОПОП по специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный
техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 Информационные технологии в профессиональной деятельности

Сухой Лог
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС
СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Селиванова В.Б. – преподаватель дисциплины информационные технологии в профессиональной деятельности, высшая квалификационная категория

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 9
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11

3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и об-

служивание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание элек-

трического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1 – 09., ПК 1.1 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК
ОК 1 – 09.,
ПК 1.1 - 1.4,
ПК 2.1 - 2.3,
ПК 3.1 - 3.3

Умения

Знания

− выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных
программ;
− использовать сеть Интернет и ее
возможности для организации
оперативного обмена информацией;
− использовать технологии сбора,
размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи
данных в профессионально ориентированных информационных системах;
− обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;
− получать информацию в локальных и глобальных компьютерных
сетях;
− применять графические редакторы
для создания и редактирования
изображений;
применять компьютерные программы для
поиска информации, составления и
оформления документов и презентаций

−
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы
управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);
−
методы и средства сбора,
обработки, хранения, передачи и накопления информации;
−
общий состав и структуру
персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
−
основные методы и приемы обеспечения информационной
безопасности;
− основные положения и принципы
автоматизированной обработки и
передачи информации;
−
основные принципы, методы и свойства информационных и
телекоммуникационных технологий в
профессиональной деятельности

4

1.3 Количество часов на освоение дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 54 академических часа, в том числе:
- контактной (аудиторной) работы: 50 часов, в том числе в форме практической подготовки: 28 часов;
- самостоятельной работы обучающегося: 4 часа.

5

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы
практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
курсовая работа (проект)
контрольная работа
Самостоятельная работа
− Для овладения знаниями: чтение материала (дополнительной литературы, ресурсов Интернет); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; составление блок-схем, написание алгоритмов
− Для закрепления и систематизации знаний: изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка
текста (аннотирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; алгоритмов, блок-схем, тематических кроссвордов и др.;
- Для формирования умений: составление электронной презентации; работа
со словарями и справочниками, нормативными документами; представление
индивидуальных проектов
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

6

54
20
30
-

4

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности
Коды компетенций, формироваНаименование раздеСодержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
Объем чанию которых
лов и тем
самостоятельная работа обучающихся
сов
способствует элемент программы
1
2
3
4
Содержание учебного материала
ОК 1 – 09.,
1 Правила техники безопасности и охраны труда. Информация, её виды, свойства и
ПК 1.1 - 1.4,
2
роль в окружающем мире и производстве. Память как среда хранения информации.
ПК 2.1 - 2.3,
Раздел 1ИнформаВиды памяти. Информационные системы (ИС). Понятие и определение ИС.
ПК 3.1 - 3.3,
ция. ИнформационПроизводственные и информационные системы. ИС как система управления
ПК 4.1 – 4.3
ные системы
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практические работы
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала
1
Роль автоматизированных систем обработки информации в управлении производством в условиях развития рыночных отношений. Алгоритмы решения
производственных задач. Существующие системы автоматизированной обработки информации. Классификация компьютерных программ, предназначенных
для решения производственных задач. Структура автоматизированной системы
обработки информации. Основные направления использования информационРаздел 2 Электронных технологий в производстве
ные коммуникации
2
Автоматизированные, автоматические и управляемые человеком системы. Поняи их роль в управлетие, классификация, общая характеристика АРМ. Определение, свойства, струкнии предприятием
тура, функции и классификация (по направлениям их профессиональной деятельности).Определение требований и функций АРМ к специалистам. Требования к техническому обеспечению АРМ. Требования к программному обеспечению АРМ
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практические работы
Самостоятельная работа
Раздел 3.1 Методика Содержание учебного материала
7

ОК 1 – 09.,
ПК 1.1 - 1.4,
ПК 2.1 - 2.3,
ПК 3.1 - 3.3,
ПК 4.1 – 4.3
4

-

Возможности текстового редактора. Основные элементы окна программы.
Текстовые файлы, создание и сохранение файлов, основные элементы текстового документа, понятия о шаблонах и стилях, основные операции с текстом,
форматирование символов и абзацев, оформление страницы документа, формирование оглавления, работа с таблицами, работа с рисунками, орфография,
печать документов
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практические работы (в том числе в форме практической подготовки)
1
Практическая работа 1 Работа с таблицами
2
Практическая работа 2 Списки, формулы, колонтитулы Слияние документов
3
Практическое занятие 3 Стилевое форматирование
Самостоятельная работа
1

работы в текстовом
редакторе

Раздел 3.2Методика
работы с электронными таблицами

6

-

Содержание учебного материала
1
Запуск и завершение работы ЭТ, создание и сохранение таблиц, окно, основные
элементы, основы манипулирования с таблицами, расчетные операции, диаграммы Excel, связанные таблицы
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практические работы (в том числе в форме практической подготовки)
1
Практическая работа 4 Списки, оформление ячеек
2
Практическая работа 5 Формулы
3
Практическая работа 6 Диаграммы
4
Практическая работа 7 Решение задач оптимизации
5

Раздел 3.3 Методика
работы с базами
данных

2

2

ОК 1 – 09.,
ПК 1.1 - 1.4,
ПК 2.1 - 2.3,
ПК 3.1 - 3.3,
ПК 4.1 – 4.3

ОК 1 – 09.,
ПК 1.1 - 1.4,
ПК 2.1 - 2.3,
ПК 3.1 - 3.3,
ПК 4.1 – 4.3

10

Практическая работа 8 Макросы

Самостоятельная работа
Содержание учебного материала
1 Общие сведения о базах данных. Окно, основные элементы. Формы и таблицы.
Связь между таблицами и целостность данных. Запросы. Отчеты.
Подготовка презентации по теме: создание запросов в СУБД
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практические работы (в том числе в форме практической подготовки)
1 Практическая работа 9 Формы, сводные таблицы
8

4

8

ОК 1 – 09.,
ПК 1.1 - 1.4,
ПК 2.1 - 2.3,
ПК 3.1 - 3.3,
ПК 4.1 – 4.3

2 Практическая работа 10: Запросы, отчеты
3 Практическая работа 11 Решение прикладных задач
4 Практическая работа 12 Решение прикладных задач
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала
1 Общие сведения о презентациях, схема работы, создание и редактирование презентаций, общие операции со слайдами, настойка анимации слайдов, демонстраРаздел 3.4 Методика
ция слайдов
работы с презентаСамостоятельная работа
циями
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практические работы (в том числе в форме практической подготовки)
1 Практическая работа 13 Создание презентации
Содержание учебного материала
Информационно-справочные системы, основные характеристики, тенденции и
перспективы развития систем обработки экономической информации. Виды спра1 вочных систем, основные режимы работы: просмотр, поиск, редактирование и
Раздел 4 Характерипечать информационных материалов. Работа с локальными и глобальными инстика справочно-информационными системами (поиск и обработка информации).
формационных сиСамостоятельная работа
стем
Обзор справочно-информационных систем
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практические работы (в том числе в форме практической подготовки)
1 Практическая работа 14 Поиск информации
Содержание учебного материала
Архиваторы и архивация. Необходимость архивирования файлов и папок. АрхиРаздел 5 Архиватоваторы, их назначение, методика создания архивных файлов и работы с ними.
ры и архивация.
1 Программы WinZip и WinRar. Компьютерные вирусы и антивирусные програмКомпьютерные вимы, защита информации. Антивирусы, их назначение, методика лечения, чистки,
русы.
дефрагментации дисков.
Самостоятельная работа
Подготовка каталога программ антивирусов
Завершающая атте- Дифференцированный зачет
9

2

ОК 1 – 09.,
ПК 1.1 - 1.4,
ПК 2.1 - 2.3,
ПК 3.1 - 3.3,
ПК 4.1 – 4.3

2

2

ОК 1 – 09.,
ПК 1.1 - 1.4,
ПК 2.1 - 2.3,
ПК 3.1 - 3.3,
ПК 4.1 – 4.3

2

2
2
ОК 1 – 09.,
ПК 1.1 - 1.4,
ПК 2.1 - 2.3,
ПК 3.1 - 3.3,
ПК 4.1 – 4.3
2
2

стация
Всего

52

10

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально - техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информационных
технологий
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное ПК.
Технические средства обучения:
Аппаратные средства:
−
компьютер;
−
проектор мультимедийный;
−
экран (антибликовый);
−
принтер;
−
устройства, обеспечивающие подключение к сети;
−
устройства вывода звуковой информации (на рабочем месте преподавателя);
−
клавиатура и мышь.
Программные средства:
−
Операционная система (графическая);
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
−
−
Антивирусная программа;
−
Программа-архиватор;
−
Офисные приложения:
−
текстовый редактор
−
растровый и векторный графические редакторы,
−
программа разработки презентаций,
−
электронные таблицы;
−
система управления базами данных;
−
система автоматизированного проектирования.
3.2 Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания
1 Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие /
Е.Л. Федотова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 368с .
2 Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. 2008 г.
3 Технология работы в LibreOffice: текстовый процессор Writer, табличный процессор
Calc : практикум / авт.-сост. В.А. Павлушина ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань,
2012
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1 Информационные технологии: Учебное пособие / Гагарина Л.Г., Теплова Я.О., Румянцева Е.Л.; Под ред. Гагариной Л.Г. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.:
60x90 1/16. - (Профессиональное образование) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-8199-0608-8 Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/471464

2 Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие /
Е.Л. Федотова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 368 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессиональное
образование).
(переплет)
ISBN
978-5-8199-0349-0
Режим
доступа:
http://znanium.com/catalog/product/484751
3 http://edu.ascon.ru - Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D в образовании (обучающие материалы).
4 http://tepka.ru/openoffice/index.html (самоучитель по Основы работы в OpenOffice)
5 http://test.specialist.ru - Онлайн-тестирование и сертификация по информационным
технологиям
6 http://www.computer-museum.ru - Виртуальный компьютерный музей
7 http://www.consultant.ru/edu/center/spoon-fed/учебные и методические материалы по
работе с системой КонсультантПлюс

12

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по
программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля
знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и
промежуточной аттестации регламентируется Положением ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем
на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем
исходя из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который
проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.2, 4.3).
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной
аттестации.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы 4.1).
Таблица 4.1- Универсальная шкала
Процент результативности (правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

Таблица 4.2 – Оценка освоенных умений и усвоенных знаний
Основные показатеРаздел (тема)
Результаты обучения
ли результатов подучебной дисци(освоенные умения, усвоготовки
плины
енные знания)
Раздел 1 Информация. Информационные системы
Раздел 2 Электронные коммуникации и их
роль в управлении предприятием
Раздел 3 Методика работы в офисном пакете Раз-

Умения:
обрабатывать текстовую и
числовую информацию;
применять мультимедийные технологии обработки
и представления информации;
обрабатывать экономическую и статистическую
информацию, используя
средства пакета прикладных программ.
13

Полное освоение знаний и умений в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей
программой.
Показатель признака
проявления знаний,
умений, компетенций
ОК1-9

Формы и методы
контроля и оценки результатов
обучения
Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа.

дел 4. Характеристика справочноинформационных
систем
Раздел 5 Архиваторы и архивация. Компьютерные вирусы.

Знания:
назначение и виды информационных
технологий,
технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации;
состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий;
базовые и прикладные информационные технологии;
инструментальные средства
информационных
технологий

Внеаудиторная
самостоятельная
работа, доклады,
самостоятельная
работа

Таблица 4. 3 - Оценка освоенных общих компетенций
Формы и методы
Результаты
Основные показатели оценки ре(освоенные общие компеконтроля и оценки
зультата
тенции)
ОК 1. Понимать сущность и
Результаты сформиросоциальную значимость свованности компетенций
Проявление интереса к будущей проей будущей профессии, проопределяют по
фессии
являть к ней устойчивый инконтрольным
терес
точкам на основании
разработанных критеОК 2. Организовывать собриев оценки.
ственную деятельность, вы- Выбор и применение методов и спосоКритериальная систебирать типовые методы и бов решения профессиональных задач
ма оценки по признаспособы выполнения про- в области производства тугоплавких
кам проявления
фессиональных задач, оцени- неметаллических и силикатных матекомпетенций
вать их эффективность и ка- риалов и изделий
чество
ОК 3. Принимать решения в
стандартных
и Обоснование выбора решений в станнестандартных ситуациях и дартных и нестандартных ситуациях
нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для эффективПроявление умения эффективного поного выполнения профессиоиска необходимой информации
нальных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать инфор- Использование различных источников,
мационно-коммуникационвключая электронные
ные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в Взаимодействие с обучающимися,
коллективе и команде, эф- преподавателями и мастерами в ходе
фективно общаться с колле- обучения
гами, руководством
14

ОК 7. Брать ответственность
за работу членов команды
(подчиненных), за результат
выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в
условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности

Осуществление самоанализа и коррекции результатов собственной работы

Организация самостоятельных занятий при изучении учебной дисциплины. Определение целей и задач для достижения результата

Анализ инноваций в области производства тугоплавких неметаллических
и силикатных материалов и изделий

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».