Приложение 29 к ОПОП по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 Информационные технологии в профессиональной деятельности Сухой Лог 2023 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Селиванова В.Б. – преподаватель дисциплины информационные технологии в профессиональной деятельности, высшая квалификационная категория 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 3 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и об- служивание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание элек- трического и электромеханического оборудования (по отраслям) Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1 – 09., ПК 1.1 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Код ПК, ОК ОК 1 – 09., ПК 1.1 - 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3 Умения Знания − выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ; − использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией; − использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; − обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники; − получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях; − применять графические редакторы для создания и редактирования изображений; применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций − базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы); − методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; − общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем; − основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности; − основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации; − основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности 4 1.3 Количество часов на освоение дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 54 академических часа, в том числе: - контактной (аудиторной) работы: 50 часов, в том числе в форме практической подготовки: 28 часов; - самостоятельной работы обучающегося: 4 часа. 5 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы учебной дисциплины в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) курсовая работа (проект) контрольная работа Самостоятельная работа − Для овладения знаниями: чтение материала (дополнительной литературы, ресурсов Интернет); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; составление блок-схем, написание алгоритмов − Для закрепления и систематизации знаний: изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; алгоритмов, блок-схем, тематических кроссвордов и др.; - Для формирования умений: составление электронной презентации; работа со словарями и справочниками, нормативными документами; представление индивидуальных проектов Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 6 54 20 30 - 4 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности Коды компетенций, формироваНаименование раздеСодержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, Объем чанию которых лов и тем самостоятельная работа обучающихся сов способствует элемент программы 1 2 3 4 Содержание учебного материала ОК 1 – 09., 1 Правила техники безопасности и охраны труда. Информация, её виды, свойства и ПК 1.1 - 1.4, 2 роль в окружающем мире и производстве. Память как среда хранения информации. ПК 2.1 - 2.3, Раздел 1ИнформаВиды памяти. Информационные системы (ИС). Понятие и определение ИС. ПК 3.1 - 3.3, ция. ИнформационПроизводственные и информационные системы. ИС как система управления ПК 4.1 – 4.3 ные системы В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практические работы Самостоятельная работа Содержание учебного материала 1 Роль автоматизированных систем обработки информации в управлении производством в условиях развития рыночных отношений. Алгоритмы решения производственных задач. Существующие системы автоматизированной обработки информации. Классификация компьютерных программ, предназначенных для решения производственных задач. Структура автоматизированной системы обработки информации. Основные направления использования информационРаздел 2 Электронных технологий в производстве ные коммуникации 2 Автоматизированные, автоматические и управляемые человеком системы. Поняи их роль в управлетие, классификация, общая характеристика АРМ. Определение, свойства, струкнии предприятием тура, функции и классификация (по направлениям их профессиональной деятельности).Определение требований и функций АРМ к специалистам. Требования к техническому обеспечению АРМ. Требования к программному обеспечению АРМ В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практические работы Самостоятельная работа Раздел 3.1 Методика Содержание учебного материала 7 ОК 1 – 09., ПК 1.1 - 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3, ПК 4.1 – 4.3 4 - Возможности текстового редактора. Основные элементы окна программы. Текстовые файлы, создание и сохранение файлов, основные элементы текстового документа, понятия о шаблонах и стилях, основные операции с текстом, форматирование символов и абзацев, оформление страницы документа, формирование оглавления, работа с таблицами, работа с рисунками, орфография, печать документов В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практические работы (в том числе в форме практической подготовки) 1 Практическая работа 1 Работа с таблицами 2 Практическая работа 2 Списки, формулы, колонтитулы Слияние документов 3 Практическое занятие 3 Стилевое форматирование Самостоятельная работа 1 работы в текстовом редакторе Раздел 3.2Методика работы с электронными таблицами 6 - Содержание учебного материала 1 Запуск и завершение работы ЭТ, создание и сохранение таблиц, окно, основные элементы, основы манипулирования с таблицами, расчетные операции, диаграммы Excel, связанные таблицы В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практические работы (в том числе в форме практической подготовки) 1 Практическая работа 4 Списки, оформление ячеек 2 Практическая работа 5 Формулы 3 Практическая работа 6 Диаграммы 4 Практическая работа 7 Решение задач оптимизации 5 Раздел 3.3 Методика работы с базами данных 2 2 ОК 1 – 09., ПК 1.1 - 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3, ПК 4.1 – 4.3 ОК 1 – 09., ПК 1.1 - 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3, ПК 4.1 – 4.3 10 Практическая работа 8 Макросы Самостоятельная работа Содержание учебного материала 1 Общие сведения о базах данных. Окно, основные элементы. Формы и таблицы. Связь между таблицами и целостность данных. Запросы. Отчеты. Подготовка презентации по теме: создание запросов в СУБД В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практические работы (в том числе в форме практической подготовки) 1 Практическая работа 9 Формы, сводные таблицы 8 4 8 ОК 1 – 09., ПК 1.1 - 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3, ПК 4.1 – 4.3 2 Практическая работа 10: Запросы, отчеты 3 Практическая работа 11 Решение прикладных задач 4 Практическая работа 12 Решение прикладных задач Самостоятельная работа Содержание учебного материала 1 Общие сведения о презентациях, схема работы, создание и редактирование презентаций, общие операции со слайдами, настойка анимации слайдов, демонстраРаздел 3.4 Методика ция слайдов работы с презентаСамостоятельная работа циями В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практические работы (в том числе в форме практической подготовки) 1 Практическая работа 13 Создание презентации Содержание учебного материала Информационно-справочные системы, основные характеристики, тенденции и перспективы развития систем обработки экономической информации. Виды спра1 вочных систем, основные режимы работы: просмотр, поиск, редактирование и Раздел 4 Характерипечать информационных материалов. Работа с локальными и глобальными инстика справочно-информационными системами (поиск и обработка информации). формационных сиСамостоятельная работа стем Обзор справочно-информационных систем В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практические работы (в том числе в форме практической подготовки) 1 Практическая работа 14 Поиск информации Содержание учебного материала Архиваторы и архивация. Необходимость архивирования файлов и папок. АрхиРаздел 5 Архиватоваторы, их назначение, методика создания архивных файлов и работы с ними. ры и архивация. 1 Программы WinZip и WinRar. Компьютерные вирусы и антивирусные програмКомпьютерные вимы, защита информации. Антивирусы, их назначение, методика лечения, чистки, русы. дефрагментации дисков. Самостоятельная работа Подготовка каталога программ антивирусов Завершающая атте- Дифференцированный зачет 9 2 ОК 1 – 09., ПК 1.1 - 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3, ПК 4.1 – 4.3 2 2 ОК 1 – 09., ПК 1.1 - 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3, ПК 4.1 – 4.3 2 2 2 ОК 1 – 09., ПК 1.1 - 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3, ПК 4.1 – 4.3 2 2 стация Всего 52 10 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Материально - техническое обеспечение Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информационных технологий Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя, оборудованное ПК. Технические средства обучения: Аппаратные средства: − компьютер; − проектор мультимедийный; − экран (антибликовый); − принтер; − устройства, обеспечивающие подключение к сети; − устройства вывода звуковой информации (на рабочем месте преподавателя); − клавиатура и мышь. Программные средства: − Операционная система (графическая); Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.); − − Антивирусная программа; − Программа-архиватор; − Офисные приложения: − текстовый редактор − растровый и векторный графические редакторы, − программа разработки презентаций, − электронные таблицы; − система управления базами данных; − система автоматизированного проектирования. 3.2 Информационное обеспечение обучения 3.2.1. Печатные издания 1 Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие / Е.Л. Федотова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 368с . 2 Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. 2008 г. 3 Технология работы в LibreOffice: текстовый процессор Writer, табличный процессор Calc : практикум / авт.-сост. В.А. Павлушина ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2012 3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы) 1 Информационные технологии: Учебное пособие / Гагарина Л.Г., Теплова Я.О., Румянцева Е.Л.; Под ред. Гагариной Л.Г. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-8199-0608-8 Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/471464 2 Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие / Е.Л. Федотова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 368 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0349-0 Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/484751 3 http://edu.ascon.ru - Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D в образовании (обучающие материалы). 4 http://tepka.ru/openoffice/index.html (самоучитель по Основы работы в OpenOffice) 5 http://test.specialist.ru - Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям 6 http://www.computer-museum.ru - Виртуальный компьютерный музей 7 http://www.consultant.ru/edu/center/spoon-fed/учебные и методические материалы по работе с системой КонсультантПлюс 12 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и промежуточной аттестации регламентируется Положением ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся». Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся. Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который проводится после обучения по учебной дисциплине. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» самостоятельно. ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.2, 4.3). Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной аттестации. Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы 4.1). Таблица 4.1- Универсальная шкала Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 5 отлично 4 хорошо 3 удовлетворительно 2 не удовлетворительно Таблица 4.2 – Оценка освоенных умений и усвоенных знаний Основные показатеРаздел (тема) Результаты обучения ли результатов подучебной дисци(освоенные умения, усвоготовки плины енные знания) Раздел 1 Информация. Информационные системы Раздел 2 Электронные коммуникации и их роль в управлении предприятием Раздел 3 Методика работы в офисном пакете Раз- Умения: обрабатывать текстовую и числовую информацию; применять мультимедийные технологии обработки и представления информации; обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакета прикладных программ. 13 Полное освоение знаний и умений в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой. Показатель признака проявления знаний, умений, компетенций ОК1-9 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа. дел 4. Характеристика справочноинформационных систем Раздел 5 Архиваторы и архивация. Компьютерные вирусы. Знания: назначение и виды информационных технологий, технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации; состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий; базовые и прикладные информационные технологии; инструментальные средства информационных технологий Внеаудиторная самостоятельная работа, доклады, самостоятельная работа Таблица 4. 3 - Оценка освоенных общих компетенций Формы и методы Результаты Основные показатели оценки ре(освоенные общие компеконтроля и оценки зультата тенции) ОК 1. Понимать сущность и Результаты сформиросоциальную значимость свованности компетенций Проявление интереса к будущей проей будущей профессии, проопределяют по фессии являть к ней устойчивый инконтрольным терес точкам на основании разработанных критеОК 2. Организовывать собриев оценки. ственную деятельность, вы- Выбор и применение методов и спосоКритериальная систебирать типовые методы и бов решения профессиональных задач ма оценки по признаспособы выполнения про- в области производства тугоплавких кам проявления фессиональных задач, оцени- неметаллических и силикатных матекомпетенций вать их эффективность и ка- риалов и изделий чество ОК 3. Принимать решения в стандартных и Обоснование выбора решений в станнестандартных ситуациях и дартных и нестандартных ситуациях нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективПроявление умения эффективного поного выполнения профессиоиска необходимой информации нальных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать инфор- Использование различных источников, мационно-коммуникационвключая электронные ные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в Взаимодействие с обучающимися, коллективе и команде, эф- преподавателями и мастерами в ходе фективно общаться с колле- обучения гами, руководством 14 ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Осуществление самоанализа и коррекции результатов собственной работы Организация самостоятельных занятий при изучении учебной дисциплины. Определение целей и задач для достижения результата Анализ инноваций в области производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий 15