25 ОП.02 Электротехника

Приложение 25
к ОПОП по специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация
и обслуживание электрического и
электромеханического
оборудования (по отраслям)

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение Свердловской
области «Сухоложский многопрофильный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 02 Электротехника

Сухой Лог
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее
ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Быкова Надежда Александровна, преподаватель спецдисциплин,
высшая квалификационная категория

СОДЕРЖАНИЕ
1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4
6
17
19

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Электротехника

ПРОГРАММЫ

1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина ОП.02 Электротехника является обязательной
частью общепрофессионального цикла основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по отраслям)»
Учебная
дисциплина
ОП.02
Электротехника
обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам
деятельности ФГОС по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по
отраслям)». Особое значение дисциплина имеет при формировании и
развитии ОК01 – ОК 10, ПК1.1-ПК1.3, ПК2.1-ПК2.3.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы
осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК
ПК 1.1 – ПК 1.4
ПК 2.1 – ПК 2.3
ОК 01 - ОК 10

учебной

дисциплины

обучающимися

Умения

Знания

- подбирать устройства электронной техники,
электрические приборы и оборудование с
определенными
параметрами
и
характеристиками;
правильно
эксплуатировать
электрооборудование и механизмы передачи
движения
технологических
машин
и
аппаратов;
- рассчитывать параметры электрических,
магнитных цепей;
- снимать показания и пользоваться
электроизмерительными приборами;
- собирать электрические схемы;
- читать принципиальные, электрические и
монтажные схемы.;
- составлять по заданным условиям или с
натуры расчетные схемы трехфазных
электрических цепей при различной нагрузке и
в разных режимах работы;
- строить векторные диаграммы цепей
переменного тока;
- применять топографические диаграммы для
расчета трехфазных электрических цепей; рассчитывать параметры вакуумных и
газоразрядных приборов, фотоэлементов;

классификацию
электронных
приборов, их устройство и область
применения;
- методы расчета и измерения основных
параметров электрических, магнитных
цепей;
- основные законы электротехники;
- основные правила эксплуатации
электрооборудования
и
методы
измерения электрических величин;
- основы теории электрических машин,
принцип
работы
типовых
электрических устройств;
- основы физических процессов в
проводниках,
полупроводниках
и
диэлектриках;
- параметры электрических схем и
единицы их измерения;
- принципы выбора электрических и
электронных устройств и приборов;
- принципы действия, устройство,
основные
характеристики
электротехнических и электронных
устройств и приборов;
свойства
проводников,
полупроводников,

электроизоляционных,
магнитных
материалов;
- способы получения, передачи и
использования электрической энергии;
- устройство, принцип действия и
основные
характеристики
электротехнических приборов;
характеристики
и
параметры
электрических и магнитных полей;
- методику построения электрических
цепей;
- режимы работы трехфазных цепей;
порядок построения векторных
диаграмм цепей переменного тока;
- принцип действия, устройство и
основные - характеристики вакуумных
и газоразрядных приборов,
фотоэлементов;
- режимы работы и схемы включения
электронных устройств и приборов.

1.3 Количество часов на освоение дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 176 академических часа,
в том числе:
- контактной (аудиторной) работы: 152 часа, в том числе в форме
практической подготовки: 76 часа;
- самостоятельной работы обучающегося: 10 часов;

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем часов
176

в том числе:
теоретическое обучение

76

лабораторные работы (в том числе в форме практической подготовки)

34 (34)

практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)

42 (42)

контрольная работа

2

Самостоятельная работа 1

8

Консультации

10

Промежуточная аттестация в форме
Экзамен

6

1
Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной
организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в
количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся,
предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 Электротехника
Содержание учебного
материала, лабораторные
Наименование разделов и
и практические работы,
тем
самостоятельная работа
обучающихся
1
2
Введение

Раздел 1 Теория
электрических цепей
Тема 1.1.
Электрическое поле

Содержание
материала
1

учебного

Содержание учебного
материала
1

Объем часов

3
2
Характеристика учебной дисциплины, ее место и
роль в системе получаемых знаний. Связь с другими
учебными дисциплинами. Электрическая энергия, ее
свойства
и
применение.
Производство
и
распределение
электрической
энергии.
Роль
электрификации в развитии экономики. История
электрификации России. Современное состояние и
перспективы
дальнейшего
производства
электроэнергии.
Экологические
последствия
развития электроэнергии.

4

Понятие о формах материи: вещество, поле.
Элементарные частицы и их электромагнитное поле.
Диэлектрическая
проницаемость.
основные
характеристики
электрического
поля:
напряженность,
электрический
потенциал,
электрическое напряжение. Закон Кулона, теорема
Гаусса и их применение для расчета элементарного
поля.
Проводники
в
электрическом
поле.
Электропроводность. Классификация веществ по
степени электропроводности.
Практическое занятие 1(в
2
том числе в форме

Тема 1.2. Электрический
ток

практической подготовки)
1
Содержание учебного
материала
1

Расчет эквивалентной емкости конденсатора
4
Электропроводимость. Классификация веществ по
электропроводимости. Зонная теория проводимости.
Физическое явление электрического тока и его
разновидности: ток проводимости, ток переноса, ток
смещения. Свойства проводников, полупроводников,
электроизоляционных, магнитных материалов.

2

3
4

5

6
Лабораторная работа 1(в
том
числе
в
форме

Электрический ток в проводниках: величина и
направление тока проводимости, плотность тока
проводимости.
Удельная
электрическая
проводимость и сопротивление, электрическая
проводимость и сопротивление проводников. Закон
Ома. Зависимость сопротивления от температуры.
Понятие о сверхпроводимости.
Резисторы и их вольт - амперные характеристики.
Тепловое действие тока. Закон Джоуля-Ленца.
Принцип действия нагревательных приборов,
предохранителей. Принципы выбора сечения
проводников.
Электрический ток в вакууме. Виды электронных
эмиссий и их практическое использование.
Электрический ток в газах. Виды разрядов: тихий,
тлеющий,
искровой,
дуговой.
Условия
возникновения,
особенности,
практическое
использование в электроустановках.
Электрический ток в полупроводниках. Типы
электропроводимости
полупроводников.
Электронно- дырочный переход, вольтамперная
характеристика полупроводникового диода.
Явления в контактах. Явление термоЭДС и его
практическое использование.
2

Тема 1.3.
Электрическая цепь
постоянного тока

практической подготовки)
Вводное
занятие.
Знакомство
с
лабораторным
стендом.
Инструктаж по технике
безопасности
Самостоятельная работа
1
Составление электронной
презентации
по
теме:
«Разработка
таблицы
цветовой кодировки для
определения
значения
сопротивлений»
Содержание учебного
материала
1

2

6
Элементы электрической цепи, их классификация.
Физические процессы в источнике при разомкнутой
цепи. Электродвижущая сила (ЭДС). Физические
процессы в источнике при замкнутой цепи. Закон
сохранения энергии для электрической цепи. Закон
Ома для полной цепи. Баланс мощностей для
электрической цепи. Мощность и коэффициент
полезного действия источника. Мощность и
коэффициент полезного действия приемника.
Режимы работы электрической цепи: холостой ход,
номинальный, рабочий, короткого замыкания.
Работа источника на приемник с изменяющимся
сопротивлением.
Схемы замещения электрических цепей. Пассивные
и активные элементы электрической цепи.

Лабораторная работа 2

жТема 1.4.
Расчет электрических
цепей постоянного тока

Исследование
неразветвлённой
электрической цепи с
одним переменным
сопротивлением
Содержание учебного
материала
1

2

2

8
Цели и задачи расчета электрических цепей.
Элементы схемы электрической цепи: ветвь, узел,
контур. Законы Кирхгофа. Неразветвленная
электрическая цепь. Последовательное соединение
пассивных элементов, эквивалентное соединение
резисторов. Потери напряжения в проводах.
Последовательное соединение источников ЭДС.
Потенциальная диаграмма неразветвленной
электрической цепи. Разветвленная электрическая
цепь с двумя узлами. Параллельное соединение
пассивных элементов, эквивалентное соединение
резисторов. Электрическая проводимость ветвей.
Смешанное соединение пассивных элементов.
Эквивалентное преобразование схем: «треугольник –
звезда» и «звезда- треугольник».
Расчет электрических цепей методом
преобразования (свертывания) схем.
Расчет электрических цепей методом наложения.
Расчет электрических цепей методом узловых и
контурных уравнений.
Расчет электрических цепей методом контурных
токов.
Расчет электрических цепей с двумя узлами
методом узлового напряжения
Расчет электрических цепей методом эквивалентного
генератора

Лабораторная работа 3(в
том числе в форме
практической подготовки)
Исследование работы
электрической цепи с
последовательным
соединением резисторов
Лабораторная работа 4(в
том числе в форме
практической подготовки)
Исследование работы
электрической цепи с
параллельным
соединением резисторов
Лабораторная работа 5(в
том числе в форме
практической подготовки)
Проверка законов
Кирхгофа.
Лабораторная работа 6(в
том числе в форме
практической подготовки)
Исследование режимов
работы в электрических
цепях
Практическое занятие 2(в
том числе в форме
практической подготовки)
Расчет электрических
цепей методом
преобразования
(свертывания) схем.
Расчет электрических
цепей методом наложения.
Практическое занятие 3(в
том числе в форме

2

2

2

2

2

2

практической подготовки)
Расчет электрических
цепей методом узловых и
контурных уравнений.
Расчет электрических
цепей методом контурных
токов.
Практическое занятие 4(в
том числе в форме
практической подготовки)
Расчет электрических
цепей методом узловых
потенциалов
Расчет электрических
цепей с двумя узлами
методом узлового
напряжения
Практическое занятие 5(в
том числе в форме
практической подготовки)
Построение потенциальной
диаграммы
Контрольная работа 1
Расчет электрических
цепей постоянного тока
Тема 1.5.
Содержание учебного
Нелинейные электрические материала
цепи постоянного тока
1

2

2

2

2
Нелинейные элементы электрических цепей
постоянного тока. Практическое применение
нелинейных элементов. Вольт-амперная
характеристика нелинейных элементов. Статическое
и динамическое сопротивление нелинейных
элементов.
Графический расчет нелинейных электрических
цепей постоянного тока.

Раздел 2. Теория
электромагнитного поля
Тема 2.1.
Магнитное поле

Содержание учебного
материала
1
1

Тема 2.2.
Магнитные цепи

Практическое занятие 6(в
том числе в форме
практической подготовки)
Магнитное поле тока.
Электромагнитные силы.
Содержание учебного
материала
1

4
Основные свойства и характеристики магнитного
поля. Закон Ампера. Проводник с током в
магнитном
поле.
Принцип
действия
электромагнитных
механизмов
и
устройств.
Применение закона Ампера для расчета магнитной
индукции.
Циркуляция вектора магнитной индукции. Закон
полного тока, его применение для расчета
магнитных
полей.
Магнитный
поток,
потокосцепление.
Работа
по
перемещению
проводника с током в магнитном поле. Магнитное
потокосцепление
собственное
и
взаимное.
Индуктивность
собственная
и
взаимная.
Коэффициент
магнитной
связи.
Расчет
индуктивностей. Магнитные свойства вещества.
Намагничивание и намагниченность веществ.
Напряженность магнитного поля. Магнитная
проницаемость. Магнитное поле на границе двух
сред
с
разными
величинами
магнитной
проницаемости. Энергия магнитного поля катушки с
током.
2

6
Намагничивание
ферромагнетиков.
Магнитный
гистерезис. Основная кривая намагничивания.
Магнитомягкие и магнитотвердые ферромагнетики.
Магнитные цепи, цели и задачи расчета магнитных

цепей.
Магнитное
сопротивление.
Расчет
неразветвленной однородной магнитной цепи. Расчет
разветвленной магнитной цепи.

Тема 2.3.
Электромагнитная
индукция

Практическое занятие 7(в
том числе в форме
практической подготовки)
Расчет магнитных цепей.

2

Самостоятельная работа
2
Решение задач по теме
«Магнитный цепи. Закон
Ома для магнитных
цепей».
Содержание учебного
материала

2

1

Тема 2.4.
Начальные сведения о
переменном токе

Практическое занятие
8(в том числе в форме
практической подготовки)
Сравнительный анализ
электрического и
магнитного поля.
Содержание учебного
материала
1

2
Явление электромагнитной индукции. Закон
электромагнитной индукции. Правило Ленца. ЭДС в
проводнике, движущемся в магнитном поле. Принцип
действия генератора и двигателя постоянного тока.
Явление и ЭДС самоиндукции, Явление и ЭДС
взаимоиндукции. Принцип работы трансформатора.
Вихревые токи, их использование и способы
ограничения.
2

2
Понятие о генераторах переменного тока. Получение
синусоидальной ЭДС. Общая характеристика цепей

Тема 2.5.
Элементы и параметры
цепей переменного тока

Тема 2.6.
Расчет электрических
цепей переменного
тока с помощью
векторных диаграмм

переменного тока. Амплитуда, период, частота, фаза,
начальная фаза синусоидального тока. Мгновенное,
амплитудное, действующее и среднее значения ЭДС,
напряжения, тока. Изображение синусоидальных
величин с помощью временных и векторных
диаграмм.
Практическое занятие 9(в
2
том числе в форме
практической подготовки)
Определение
характеристик и
построение временных и
векторных диаграмм
синусоидальных величин.
Содержание учебного
2
материала
Параметры электрической цепи. Цепь переменного
1
тока с активным сопротивлением: напряжение, ток,
мощность, векторная диаграмма. Цепь переменного
тока с индуктивностью: напряжение, ток, мощность,
векторная диаграмма. Цепь переменного тока с
емкостью: напряжение, ток, мощность, векторная
диаграмма. Схемы замещения реальных катушек и
конденсаторов.
Содержание учебного
8
материала
1
Расчет неразветвленной цепи переменного тока с
активным сопротивлением, индуктивностью, емкостью
при различных соотношениях величин реактивных
сопротивлений (ХL > ХC; ХL < ХC; ХL = ХC).
Треугольники напряжений, сопротивлений,
мощностей. Расчет неразветвленной цепи переменного
тока с произвольным числом активных реактивных
элементов. Построение топографической диаграммы.
2
Расчет разветвленной цепи с двумя узлами с
активным сопротивлением, индуктивностью и

3

Практическое занятие
10(в том числе в форме
практической подготовки)
Расчет цепи переменного
тока методом векторных
диаграмм.
Практическое занятие
11(в том числе в форме
практической подготовки)
Расчет неразветвленной
цепи переменного тока.
Практическое занятие
12(в том числе в форме
практической подготовки)
Расчет разветвленной цепи
переменного тока.
Практическое занятие
13(в том числе в форме
практической подготовки)
Расчет разветвленных
электрических цепей
переменного тока методом
проводимостей.
Лабораторная работа 7(в
том числе в форме

емкостью при различных соотношениях величин
реактивных проводимостей (BL > Bс; BL < Bc; BL =
Bc). Треугольники токов, проводимостей, мощностей.
Расчет цепи переменного тока с двумя узлами с
произвольным числом параллельных ветвей методом
проводимостей и методом векторных диаграмм.
Компенсация реактивной мощности в электрических
сетях. Коэффициент мощности. Методы увеличения
коэффициента мощности и его влияние на техникоэкономические показатели электроустановок.
Колебательный контур.
2

2

2

2

Тема 2.7.
Символический метод
расчета электрических
цепей переменного тока

практической подготовки)
Последовательное
соединение активного и
реактивных элементов.
Лабораторная работа 8(в
том числе в форме
практической подготовки)
Параллельное соединение
активного и реактивных
элементов.
Лабораторная работа 9(в
том числе в форме
практической подготовки)
Определение
коэффициента мощности
Содержание учебного
материала
1

Практическое занятие
14(в том числе в форме
практической подготовки)
Расчет электрических
цепей переменного тока с
применением комплексных
чисел.
Тема 2.8.
Электрические цепи с
взаимной индуктивностью

Содержание учебного
материала
1

2

2

2
Выражение синусоидальных величин комплексными
числами. Комплексные сопротивления, проводимости,
мощности. Законы Ома и Кирхгофа в символичной
форме. Аналогии с цепями постоянного тока.
Расчет электрических цепей переменного тока с
применением комплексных чисел.
2

2
Согласное и встречное включение элементов с
взаимной индуктивностью в электрических цепях.

Тема 2.9.
Резонанс в электрических
цепях

Практическое занятие
15(в том числе в форме
практической подготовки)
Расчет электрических
цепей с взаимной
индуктивностью.
Содержание учебного
материала

Знаки ЭДС и напряжения, обусловленные взаимной
индуктивностью. Взаимоиндуктивное сопротивление.
Расчет электрических цепей с взаимной
индуктивностью. Трансформатор без ферромагнитного
сердечника: векторная диаграмма, вносимые
сопротивления, эквивалентная схема замещения
2

2

Резонанс напряжений:
условия, признаки
резонанса напряжений,
резонансная частота,
волновое сопротивление,
добротность контура
характеристики.
Резонанс токов: условия и
признаки резонанса токов,
частотные характеристики.
Лабораторная работа 10(в
2
том числе в форме
практической подготовки)
Определение резонанса
напряжений.
Лабораторная работа 11(в
2
том числе в форме
практической подготовки)
Определение резонанса
токов.
1

ОК1-ОК5, ОК9, ОК10,
ПК1.1-ПК1.3, ПК2.1-ПК2.3

Тема 2.10.
Трехфазные цепи

Содержание учебного
материала
1

6
Трёхфазные системы.
Получение трехфазной
ЭДС. Симметричная
нагрузка в трехфазной
цепи при соединении
обмоток генератора и фаз
приемника звездой.
Фазные и линейные
напряжения и токи,
соотношение между ними.
Векторная диаграмма.
Симметричная нагрузка в
трехфазной цепи при
соединении обмоток
генератора и фаз
приемника треугольником.
Фазные, линейные
напряжения и токи,
соотношения между ними.
Векторная диаграмма.
Несимметричная нагрузка
в трехфазной цепи при
соединении фаз приемника
звездой.
Четырехпроводная
система. Напряжение
смещения нейтрали, роль
нулевого провода.
Топографическая
диаграмма. Расчет
трехфазных цепей при
соединении фаз приемника
звездой. Несимметричная
нагрузка в трехфазной

ОК1-ОК5, ОК9, ОК10,
ПК1.1-ПК1.3, ПК2.1-ПК2.3

цепи при соединении
треугольником. Расчет
трехфазных цепей при
соединении
треугольником. Расчет
режимов холостого хода и
короткого замыкания.
Мощность трехфазных
цепей
Лабораторная работа 12(в
2
том числе в форме
практической подготовки)
Исследование трехфазной
цепи при соединении
нагрузки звездой.
Лабораторная работа 13(в
2
том числе в форме
практической подготовки)
Исследование трехфазной
цепи при соединении
треугольником.
Практическое занятие
2
16(в том числе в форме
практической подготовки)
Расчет симметричной
трехфазной цепи
соединенной звездой.
Практические работы
2
17(в том числе в форме
практической подготовки)
Расчет симметричной
трехфазной цепи
соединенной
треугольником.
Практическое занятие
2
18(в том числе в форме

Тема 2.11.
Вращающееся магнитное
поле

практической подготовки)
Расчет несимметричной
трехфазной цепи,
соединенной звездой
Практическое занятие
19(в том числе в форме
практической подготовки)
Расчет несимметричной
трехфазной цепи,
соединенной
треугольником
Самостоятельная работа
3
Составление электронной
презентации по темам:
«Активная, реактивная и
полная мощности
трехфазного
симметричного
приемника», «методы
измерения активной
мощности и энергии в
трехфазных цепях»
Самостоятельная работа
4
Решение задач «Расчет
симметричной трехфазной
цепи»
Самостоятельная работа
5
Решение задач «Расчет
несимметричной
трехфазной цепи»
Содержание учебного
материала

2

2

2

2

2

ОК1-ОК5, ОК9, ОК10,
ПК1.1-ПК1.3, ПК2.1-ПК2.3

1

Тема 2.12.
Электрические цепи с
несинусоидальными
периодическими токами и
напряжениями

Содержание учебного
материала

Пульсирующее
магнитное поле.
Вращающееся магнитное
поле трехфазной
обмотки. Практическое
применение
вращающегося
магнитного поля на
примере действия
электрических машин
переменного тока.
Принцип действия
асинхронного двигателя.
Принцип действия
синхронного двигателя.
4

ОК1-ОК5, ОК9, ОК10,
ПК1.1-ПК1.3, ПК2.1-ПК2.3

1

Лабораторная работа
14(в том числе в форме

Причины возникновения
несинусоидальных эдс,
токов и напряжений в
электрических
цепях.
Аналитическое
выражение
несинусоидальной
величины
в
форме
тригонометрического
ряда.
Признаки
симметрии
несинусоидальных
кривых и влияние их на
вид тригонометрического
ряда.
Признаки
симметрии
несинусоидальных
кривых и влияние их на
вид тригонометрического
ряда.
Действующая
величина
несинусоидального тока,
коэффициент формы.
Расчет
электрической
цепи
при
несинусоидальном
периодическом
напряжении на входе.
Высшие гармоники в
трехфазных цепях при
соединении звездой и
треугольником
2

практической подготовки)
Исследование
влияния
катушки с сердечником
на
синусоидальность
цепи
Тема 2.13.
Содержание учебного
Нелинейные электрические материала
цепи переменного тока
1

Тема 2.14.
Переходные процессы в
электрических цепях

Лабораторная работа
15(в том числе в форме
практической подготовки)
Измерение потерь в
катушке с
ферромагнитным
сердечником.
Содержание учебного
материала
1

4
Понятие нелинейных цепей переменного тока. Цепи с
нелинейными активными элементами. Электрические
цепи с нелинейной индуктивностью.
Идеализированная катушка с ферромагнитным
сердечником: магнитный поток, ток, ЭДС, векторная
диаграмма.
Магнитные потери в катушке с ферромагнитным
сердечником, их влияние на ток в катушке. Векторная
диаграмма катушки с магнитными потерями. Полная
векторная диаграмма и схема замещения катушки с
ферромагнитным сердечником.
Явление феррорезонанса, принцип действия дросселя
насыщения, магнитного усилителя.
2

2
Понятие о переходных процессах. Законы
Коммутации. Включение и отключение катушки
индуктивности при постоянном напряжении.
Включение и отключение конденсатора при
постоянном напряжении. Переходные процессы в
цепях переменного тока с индуктивностью и
емкостью.

Тема 2.15.
Электрические цепи с
распределенными
параметрами

Консультации

Лабораторная работа
16(в том числе в форме
практической подготовки)
Исследование переходных
процессов в цепи с
емкостью.
Лабораторная работа
17(в том числе в форме
практической подготовки)
Исследование переходных
процессов в цепи с
индуктивностью
Практическое занятие
20(в том числе в форме
практической подготовки)
Расчет переходных
процессов в цепи с
индуктивностью
Практическое занятие
21(в том числе в форме
практической подготовки)
Расчет переходных
процессов в цепи с
емкостью
Содержание учебного
материала
1

10

2

2
Электрические цепи с распределенными параметрами.
Задачи темы. Схемы замещения однородных линий с
потерями и без потерь. Основные уравнения длинной
линии. Характеристики длинной линии; коэффициент
распространения электромагнитной волны,
коэффициент затухания, коэффициент фазы, волновое
сопротивление.

Экзамен

6
Всего

176

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория электротехники и электроники
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска меловая (магнитная)
- комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника и
электроника»;
- модели электрических машин и аппаратов, измерительных
приборов;
- лабораторный стенд «Электротехника и основы электроники
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и
профессионального назначения;
- мультимедийный проектор;
- экран (антибликовый).
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе
3.2.1 Печатные издания
Основные источники:
1
Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники:
учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования. – Ростов н/Д.:
ООО «Феникс», 2018. – 407 с.
2
Гальперин М.В. Электротехника и электроника: учебник для
студ.учреждений сред.проф.образования. – М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М,
2016. - 480 с.
Дополнительные источники:
1
Фуфаева Л.И. Электротехника: учебник для студ.учреждений
сред. проф. образования. – 2-е изд. – М.:Издательский центр «Академия»,
2009. – 384 с.
2
Полещук В.И. Задачник по электронике: практикум для
студ.учреждений сред.проф.образования. – 2-е изд. – М: Издательский центр
«Академия», 2011. – 160 с.

3
Немцов М.В. Электротехника и электроника: учебник для
студ.образоват.учреждений сред.проф.образования. – М.: Издательский
центр «Академия», 2007. 432 с.
4
Морозова Н.Ю. Электротехника и электроника /учебник для
студ.учреждений сред. проф.образования – 5 изд, - М.: Издательский центр
«Академия», 2013. – 288 с.
5
Горошков Б.И., Горошков А.Б. Электронная техника:
учеб.пособие для студ. сред. проф. образования. – 3-е изд.- М:Издательский
центр «Академия», 2011. – 320 с.
6
Фуфаева Л.И. Сборник практических задач по электротехнике:
учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. образования. – 2-е изд. –
М.:Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с.
7
Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электронике:
учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования. – 2-е изд. – М:
Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.
3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы)
1.
Электронный ресурс книг по теоретическим основам
электротехники Форма доступа: http://www.toroid.ru/toe.html
2.
Электронный
ресурс
«Электронная
электротехническая
библиотека». Форма доступа: http://www.electrolibrary.info/
3.
Электронный ресурс «Электрик.Электричество и энергетика».
Форма доступа: http://www.electrik.org/
4.
Электронный ресурс «Новости электротехники». Форма доступа:
http://news.elteh.ru/
5.
Электронный ресурс «Новости электротехники». Форма доступа:
http://netelectro.ru/
6.
Электронный ресурс «Псоледниеавтоновости России ». Форма
доступа: http://www.informelectro.ru/
7.
Электронный ресурс «Научно-технический каталог». Форма
доступа: http://www.lfpti.ru/lp_electronic.htm

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания:
- основные законы электротехники;
физические,
технические
и
промышленные основы электроники;
типовые
узлы
и
устройства
электронной техники;
классификацию
электронных
приборов, их устройство и область
применения; - методы расчета и
измерения
основных
параметров
электрических цепей;
- основные правила эксплуатации
электрооборудования
и
методы
измерения электрических величин;
- основы теории электрических машин,
принцип работы типовых электрических
устройств;
- параметры электрических схем и
единицы их измерения;
- принцип выбора электрических и
электронных приборов;
- принципы составления простых
электрических и электронных цепей;
- способы получения, передачи и
использования электрической энергии;
- устройство, принцип действия и
основные
характеристики
электротехнических приборов;
- основы физических процессов в
проводниках,
полупроводниках
и
диэлектриках;
характеристики
и
параметры
электрических и магнитных полей,
параметры различных электрических
цепей
- основные электрические и магнитные
явления, их физическую сущность и
возможности
их
практического
использования;
- наиболее употребляемые термины и
определения электротехники;
- условные обозначения элементов
электрических цепей, применяемые в
электрических схемах;
- единицы измерения и буквенные
обозначения
электрических
и
магнитных величин;
способы
включения
электроизмерительных приборов.

В
соответствии
с
универсальной
шкалой
оценивания не ниже 70%
правильных ответов

Тестирование,
фронтальный опрос,
решение ситуационных
задач
Текущий контроль в
форме защиты
практических и
лабораторных работ

Успешность освоения
знаний соответствует
выполнению следующих
требований
- обучающийся свободно
владеет теоретическим
материалом,
без
затруднений излагает его
и
использует
на
практике,
- знает оборудование
- правильно выполняет
технологические
операции
владеет
приемами
самоконтроля
- соблюдает правила
безопасности

Умения:
- выбирать электрические, электронные
приборы и электрооборудование;
правильно
эксплуатировать
электрооборудование и механизмы
передачи движения технологических
машин и аппаратов;
производить
расчеты
простых
электрических цепей;
- рассчитывать параметры различных
электрических цепей и схем;
- снимать показания и пользоваться
электроизмерительными приборами и
приспособлениями
- читать и составлять по заданным
условиям или с натуры принципиальные
и
расчетные
схемы
несложных
электрических цепей;
- собирать несложные электрические
цепи по заданным принципиальным или
монтажным
схемам,
находить
неисправности
в
несложных
электрических цепях;
- выбирать аппаратуру и контрольноизмерительные приборы для заданных
условий;
оформлять
техническую
документацию;
соблюдать
правила
техники
безопасности
при
выполнении
лабораторных работ.

В
соответствии
с
результатов
универсальной
шкалой Оценка
оценивания не ниже 70% выполнения и защиты
лабораторных
и
правильных ответов
практических работ.

Успешность освоения
умений и умений
соответствует
выполнению следующих
требований:
- обучающийся умеет
готовить оборудование к
работе
- выполнять
лабораторные и
практические работы в
соответствии с
методическими
указаниями к ним
- правильно
организовывать свое
рабочее место и
поддерживать его в
порядке на протяжении
выполняемой
лабораторной работы
- умеет самостоятельно
пользоваться справочной
литературой

Оценка
результатов
устных
ответов
и
письменных работ по
эталону и образцу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».