Приложение 21
к ОПОП по специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по
отраслям)
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский
многопрофильный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 Психология общения
Сухой Лог
2023
1
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация –
техникум»
разработчик: ГАПОУ
СО «Сухоложский
Разработчик: Калугина Светлана Анатольевна, преподаватель
2
многопрофильный
СОДЕРЖАНИЕ
1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
4
5
9
11
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 Психология общения
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина Психология общения является обязательной частью Общего
гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Учебная дисциплина «Психология общения» обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при
формировании и развитии ОК 1-11.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК
ОК1-11
Умения
Знания
применять техники и
приемы
эффективного
общения в профессиональной
деятельности;
использовать
приемы
саморегуляции поведения в
процессе
межличностного общения.
· взаимосвязь общения и деятельности;
· цели, функции, виды и уровни общения;
· роли и ролевые ожидания в общении;
· виды социальных взаимодействий;
· механизмы взаимопонимания в общении;
· техники и приемы общения, правила
слушания, ведения беседы,
убеждения;
· этические принципы общения;
· источники, причины, виды и способы
разрешения конфликтов.
1.3 Количество часов на освоение дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 50 академических часов, в
том числе:
- контактной (аудиторной) работы: 48 часов, в том числе в форме
практической подготовки: 24 часа;
- самостоятельной работы обучающегося: 2 часа;
4
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
Объем часов
50
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы
практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
24
24
контрольная работа
-
Самостоятельная работа 1
2
Промежуточная аттестация в форме
Дифференцированный зачет
1
Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной
организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве
часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных
тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
5
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения
Наименование разделов и
тем
1
Раздел 1 Общение –
основа человеческого
бытия
Тема 1.1
Общение как восприятие
людьми друг друга
(перцептивная сторона
общения)
Содержание учебного
материала, лабораторные
и практические работы,
самостоятельная работа
обучающихся
2
Содержание учебного
материала
1
2
1
2
Самостоятельные работы
1
6
3
34
Практические занятия
Тема 1.2
Общение как обмен
информацией
(коммуникативная
Объем часов
Содержание учебного
материала
1
9
Классификация общения. Виды, функции
общения. Понятие социальной перцепции.
Психологические механизмы восприятия.
Факторы, оказывающие
влияние на восприятие
2
2
4
Практическое занятие 1
Самодиагностика «Ваши эмпатические
способности».
Практическое занятие 2
Самодиагностика «Ваш стиль делового
общения»
1
Самостоятельная работа 1
Выявление взаимосвязи деятельности и
общения
1
9
Основные элементы коммуникации.
Вербальная коммуникация.
2
Невербальная коммуникация.
2
Практические занятия
1
сторона общения)
2
Самостоятельные работы
1
Тема 1.3
Общение как
взаимодействие
(интерактивная
сторона общения)
Содержание учебного
материала
1
Практические занятия (в
том числе в форме
практической подготовки)
1
Тема 1.4
Формы делового общения
и их характеристики
7
Содержание учебного
материала
1
2
Коммуникативные барьеры. Методы развития
коммуникативных способностей.
2
4
Практическое занятие 3
Самодиагностика «Коммуникативные и
организаторские способности».
Практическое занятие 4
Самодиагностика «Уровень владения
невербальными компонентами в процессе
делового общения»
2
2
1
Самостоятельная работа 2
Толерантность – основа диалогического
общения
1
5
Взаимодействие как организация совместной
деятельности.
Типы взаимодействия: кооперация и
конкуренция.
Позиции взаимодействия в русле трансактного
анализа.
2
2
Практическое занятие 5
«Упражнения по построению схем
трансакций»
2
11
Деловая беседа. Формы постановки вопросов.
Психологические особенности ведения
2
2
деловых дискуссий и публичных выступлений.
Практические занятия (в
том числе в форме
практической подготовки)
1
2
Раздел 2Конфликты и
способы их
предупреждения и
разрешения
Тема 2.1
Конфликт: его сущность
и основные
характеристики
Содержание учебного
материала
1
Практические занятия
1
2
Содержание учебного
материала
1
2
8
Практическое занятие 6
Анализ конкретных ситуаций при
проведении переговоров
Практическое занятие 7
Деловая игра «Основы делового общения
в профессиональной деятельности
2
4
20
2
Тема2.2
Эмоциональное
реагирование в
конфликтах и
саморегуляция
4
10
Понятие конфликта и его структура.
Невербальное проявление
конфликта.
Стратегия разрешения конфликтов
2
2
4
Практическое занятие 7
Самодиагностика: тест: «Твоя конфликтность»
Практическое занятие 8
Анализ своего поведения на основании
результатов диагностики
10
Особенности эмоционального реагирования в
конфликтах. Гнев и
агрессия.
Разрядка эмоций. Правила поведения в
конфликтах.
2
2
2
2
Практические занятия
Практическое занятие 9
«Стратегии поведения в конфликтах К.Томаса»
Практическое занятие 10
Роль негативных эмоций в общении человека
ОК1-ОК11
1
2
Дифференцированный
зачет
2
Всего:
9
4
50
2
2
3УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Документационного обеспечения управления»
Оборудование учебного кабинета:
−
посадочных мест по количеству обучающихся;
−
доска классная;
−
рабочее место преподавателя;
−
комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине;
−
нормативно-законодательная документация;
Технические средства обучения:
−
компьютер с лицензионно-программным обеспечением и мультимедиа
проектор;
экран проекционный;
−
−
видеоматериалы.
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе
3.2.1 Электронные издания
Основные источники:
1.
Чернова, Г.Р., Слотина, Т.В. Психология общения : учебное пособие / Г.Р.
Чернова, Т. В. Слотина. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 240 с.
2.
Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С.
Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 192 с.
3.
Психология общения. Практикум по психологии : учеб. пособие / Н.С.
Ефимова. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 192 с.
Дополнительные источники:
1 Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С.
Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 192 с.
2 Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. - 2-e изд. - М.:
ИНФРА-М, 2007. - 295 с.
3.2.2 Электронные ресурсы
1. Популярный сайт по различным вопросам психологии. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: www.psyhology.ru / 15
10
2. Библиотека психологической литературы [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: www.i.com.ua/~ irenna.ru3.
3. Психология общения: конфликты и гармония [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: www.progressman.ru
4. Психология общения: социальные коммуникации [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: www.nauchenie.narod.ru
11
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
- взаимосвязь общения и
деятельности;
- цели, функции, виды и уровни
общения;
- роли и ролевые ожидания в
общении;
- виды социальных
взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в
общении;
- техники и приемы общения,
правила
слушания, ведения беседы,
убеждения;
- этические принципы общения;
источники, причины, виды и
способы
разрешения конфликтов
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплин:
- применять техники и приемы
эффективного общения в
профессиональной
деятельности;
- использовать приемы
саморегуляции поведения
в процессе межличностного
общения
12
РЕЗУЛЬТАТОВ
Критерии оценки
оценка правильности и
точности знания основных
понятий;
ОСВОЕНИЯ
Методы оценки
Тестирование
Письменные задания
Дифференцированн
ый зачет
оценка результатов
выполнения индивидуальных
самостоятельных заданий;
Педагогическое
наблюдение (работа
на
практических
занятиях)
Оценка результатов
выполнения
практических
занятий
Выполнение
самостоятельной
работы
Подготовка и защита
групповых заданий
проектного
характера