Приложение 21 к ОПОП по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 Психология общения Сухой Лог 2023 1 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Организация – техникум» разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский Разработчик: Калугина Светлана Анатольевна, преподаватель 2 многопрофильный СОДЕРЖАНИЕ 1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 4 5 9 11 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 Психология общения 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина Психология общения является обязательной частью Общего гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Учебная дисциплина «Психология общения» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1-11. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК ОК1-11 Умения Знания применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. · взаимосвязь общения и деятельности; · цели, функции, виды и уровни общения; · роли и ролевые ожидания в общении; · виды социальных взаимодействий; · механизмы взаимопонимания в общении; · техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; · этические принципы общения; · источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. 1.3 Количество часов на освоение дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 50 академических часов, в том числе: - контактной (аудиторной) работы: 48 часов, в том числе в форме практической подготовки: 24 часа; - самостоятельной работы обучающегося: 2 часа; 4 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы учебной дисциплины Объем часов 50 в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) 24 24 контрольная работа - Самостоятельная работа 1 2 Промежуточная аттестация в форме Дифференцированный зачет 1 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины. 5 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения Наименование разделов и тем 1 Раздел 1 Общение – основа человеческого бытия Тема 1.1 Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала 1 2 1 2 Самостоятельные работы 1 6 3 34 Практические занятия Тема 1.2 Общение как обмен информацией (коммуникативная Объем часов Содержание учебного материала 1 9 Классификация общения. Виды, функции общения. Понятие социальной перцепции. Психологические механизмы восприятия. Факторы, оказывающие влияние на восприятие 2 2 4 Практическое занятие 1 Самодиагностика «Ваши эмпатические способности». Практическое занятие 2 Самодиагностика «Ваш стиль делового общения» 1 Самостоятельная работа 1 Выявление взаимосвязи деятельности и общения 1 9 Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. 2 Невербальная коммуникация. 2 Практические занятия 1 сторона общения) 2 Самостоятельные работы 1 Тема 1.3 Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) Содержание учебного материала 1 Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) 1 Тема 1.4 Формы делового общения и их характеристики 7 Содержание учебного материала 1 2 Коммуникативные барьеры. Методы развития коммуникативных способностей. 2 4 Практическое занятие 3 Самодиагностика «Коммуникативные и организаторские способности». Практическое занятие 4 Самодиагностика «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения» 2 2 1 Самостоятельная работа 2 Толерантность – основа диалогического общения 1 5 Взаимодействие как организация совместной деятельности. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. 2 2 Практическое занятие 5 «Упражнения по построению схем трансакций» 2 11 Деловая беседа. Формы постановки вопросов. Психологические особенности ведения 2 2 деловых дискуссий и публичных выступлений. Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) 1 2 Раздел 2Конфликты и способы их предупреждения и разрешения Тема 2.1 Конфликт: его сущность и основные характеристики Содержание учебного материала 1 Практические занятия 1 2 Содержание учебного материала 1 2 8 Практическое занятие 6 Анализ конкретных ситуаций при проведении переговоров Практическое занятие 7 Деловая игра «Основы делового общения в профессиональной деятельности 2 4 20 2 Тема2.2 Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляция 4 10 Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов 2 2 4 Практическое занятие 7 Самодиагностика: тест: «Твоя конфликтность» Практическое занятие 8 Анализ своего поведения на основании результатов диагностики 10 Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Разрядка эмоций. Правила поведения в конфликтах. 2 2 2 2 Практические занятия Практическое занятие 9 «Стратегии поведения в конфликтах К.Томаса» Практическое занятие 10 Роль негативных эмоций в общении человека ОК1-ОК11 1 2 Дифференцированный зачет 2 Всего: 9 4 50 2 2 3УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Документационного обеспечения управления» Оборудование учебного кабинета: − посадочных мест по количеству обучающихся; − доска классная; − рабочее место преподавателя; − комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине; − нормативно-законодательная документация; Технические средства обучения: − компьютер с лицензионно-программным обеспечением и мультимедиа проектор; экран проекционный; − − видеоматериалы. 3.2 Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе 3.2.1 Электронные издания Основные источники: 1. Чернова, Г.Р., Слотина, Т.В. Психология общения : учебное пособие / Г.Р. Чернова, Т. В. Слотина. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 240 с. 2. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 192 с. 3. Психология общения. Практикум по психологии : учеб. пособие / Н.С. Ефимова. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 192 с. Дополнительные источники: 1 Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 192 с. 2 Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 295 с. 3.2.2 Электронные ресурсы 1. Популярный сайт по различным вопросам психологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.psyhology.ru / 15 10 2. Библиотека психологической литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.i.com.ua/~ irenna.ru3. 3. Психология общения: конфликты и гармония [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.progressman.ru 4. Психология общения: социальные коммуникации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nauchenie.narod.ru 11 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: - взаимосвязь общения и деятельности; - цели, функции, виды и уровни общения; - роли и ролевые ожидания в общении; - виды социальных взаимодействий; - механизмы взаимопонимания в общении; - техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплин: - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения 12 РЕЗУЛЬТАТОВ Критерии оценки оценка правильности и точности знания основных понятий; ОСВОЕНИЯ Методы оценки Тестирование Письменные задания Дифференцированн ый зачет оценка результатов выполнения индивидуальных самостоятельных заданий; Педагогическое наблюдение (работа на практических занятиях) Оценка результатов выполнения практических занятий Выполнение самостоятельной работы Подготовка и защита групповых заданий проектного характера