Приложение 17 к ОПОП по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии г. Сухой Лог 2023 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)приказ Минобрнауки России от 7 декабря 2017 г. № 1196, зарегистрированный Министерством юстиции РФ от 21 декабря 2017г. № 49356. Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Калугина Светлана Анатольевна, преподаватель СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ДИСЦИПЛИНЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 8 УЧЕБНОЙ 9 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Основы философии» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Учебная дисциплина «Основы философии» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 6 Умения Знания -ориентироваться в общих наиболее философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах культуры формирования гражданина и будущего специалиста − основные категории и понятия философии; − роль философии в жизни человека; − основы философского учения о бытии; − сущность процесса познания; − основы научной, философской и религиозной картин мира; − об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; − о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий 1.3 Количество часов на освоение дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 52 академических часов, в том числе: - контактной (аудиторной) работы: 48 часов, в том числе в форме практической подготовки: 24 часа; - самостоятельной работы обучающегося: 4 часа; 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы 52 в том числе: теоретическое обучение 24 практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) 24 Самостоятельная работа 4 Промежуточная аттестация дифференцированный зачет 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 2 Раздел 1. Предмет философии и ее история Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии Тема 1.2. Философия Древнего мира Тема 1.3. Средневекова я философия Тема 1.4. Философия Возрождения Тема 1.5 Философия Нового времени Об Коды компетенций, ъе формированию которых м способствует элемент программы в ча сах 3 4 30 Содержание учебного материала Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: 2 понятийность, логичность, дискурсивность. Предмет и определение философии. В том числе, практических занятий 2 Практическое занятие № 1. Философия как особая форма мировоззрения. 2 Содержание учебного материала Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. Философия Древнего Рима Средневековая философия: патристика и схоластика. В том числе, практических занятий 2 ОК 2 ОК 3 ОК 6 ОК 2 ОК 3 ОК 6 2 6 Практическое занятие № 2. Философии Древнего Китая и Древней Индии: сравнительный аспект. 2 Практическое занятие № 3. Философские школы Древней Греции. 2 Практическое занятие № 4. Основные отличия философии Древнего Рима от 2 Средневековой европейской философии. Содержание учебного материала Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания В том числе, практических занятий (в том числе в форме практической подготовки) Практическое занятие № 5. Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени. Практическое занятие № 6. Основные понятия немецкой классической 2 2 4 2 2 ОК 2 ОК 3 ОК 6 философии. Тема 1.6. Современная философия Тема 1.7. Русская философия Содержание учебного материала Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм и 2 экзистенциализм. Философия бессознательного. Особенности русской философии. Русская идея. 2 В том числе, практических занятий 4 Практическое занятие № 7. Основные направления философии XX века. 2 Практическое занятие № 8. Философия экзистенциализма и психоанализа. 2 Раздел 2. Структура и основные направления философии Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания Тема 2.3. Этика и социальная философия ОК 2 ОК 3 ОК 6 26 Содержание учебного материала Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, XX века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная 2 (Средневековье), научная (Новое время, XX век). Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный и др. Строение философии и ее основные направления. В том числе, практических занятий 2 Практическое занятие № 9. Этапы развития философии. 2 Практическое занятие № 10. Методы философии. Содержание учебного материала Онтология − учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Материя, пространство, время, движение. 2 Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской религиозной и научной истин. Методология научного познания. В том числе, практических занятий 2 Практическое занятие № 11. Отличия философской, научной и религиозной 2 истин. Содержание учебного материала 2 Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития ОК 2 ОК 3 ОК 6 ОК 2 ОК 3 ОК 6 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 6 общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности. В том числе, практических занятий (в том числе в форме практической 2 подготовки) Практическое занятие № 12. Общее значение этики. Влияние природы на общество. Практическое занятие № 13.Социальная структура общества, его типы и 2 формы развитие. Практическое занятие № 14. Философия о глобальных проблемах современности. Тема 2.4. Содержание учебного материала Место Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии в философии от искусства, религии, науки и идеологии. 2 духовной Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и культуре и ее мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостности значение личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии. В том числе, практических занятий 2 Практическое занятие № 15. Сравнение философии с другими отраслями культуры. 2 Практическое занятие № 16. Сопоставление личности философа и его философской системы (любое время). Самостоятельная работа обучающихся 4 Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет Всего: 2 56 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Основы философии», оснащенный оборудованием: − посадочные места по количеству обучающихся; − рабочее место преподавателя; − комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Основы философии»; − методическая документация; − справочная литература. Технические средства обучения: 1.Компьютер с лицензионным программным обеспечением; 2.Мультимедийный проектор; 3. Интерактивная доска 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе 3.2.1. Электронные издания 1. Балашов Л.Е., Философия / - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2017 - 612 с.: 2. Вечканов В.Э Философия: Учебное пособие /.- 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013 - 136 с.: 3. Нижников С.А Философия /. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012 - 461 4. Руденко А.М Философия: Учебное пособие /,.; Под ред. А.М.Руденко; ФГБОУ ВПО "Южно-Рос. гос. универ. экономики и сервиса". - М.: НИЦ Инфра-М, 2013 – 306 с. 5. Кузнецов В.Г. Философия: Учебник / - М.: НИЦИНФРА-М, 2014 - 519 с. 6. Данильян О.Г. Философия: Учебник / . - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014 - 432 с. 3.2.2. Электронные ресурсы 1. ru.wikipedia.org/wiki/Философия 2. www.diplom-inet.ru/resursfilos 3. http://znanium.com/catalog/product/967636 3.2.3. Дополнительные источники 1. Горелов А. А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред.проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 256 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки В результате освоения учебной − демонстрация понимания дисциплины обучающийся основных категорий и понятий философии; должен знать: − роли философии в жизни − основные категории и человека, основ философского понятия философии; учения о бытии, сущности − роль философии в жизни процесса познания; человека; − описание основ научной, − основы философского философской и религиозной учения о бытии; картин мира; процесса − знание − сущность условий познания; формирования личности, − основы научной, свободы и ответственности за философской и религиозной сохранение жизни, культуры, картин мира; окружающей среды; − об условиях формирования понимание социальных и свободе и этических проблем, связанных с личности, ответственности за сохранение развитием и использованием жизни, культуры, окружающей достижений науки, техники и среды; технологий - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий Должен уметь: -ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста − демонстрация умений; − ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; − мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; накопительная оценка Методы оценки Тестирование Письменные задания Собеседование Дифференцированный зачет Педагогическое наблюдение (работа на практических занятиях) Оценка результатов выполнения практических занятий Выполнение самостоятельной работы Практические задания по работе с оригинальными текстами Подготовка и защита заданий групповых проектного характера