Приложение 25 к ПООП по профессии 15.01.35 Мастер слесарных работ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04.ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СЛЕСАРНЫХ И СБОРОЧНЫХ РАБОТ Сухой Лог 2024 г Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – СПО ППКРС) 15.01.35 «Мастер слесарных работ». СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЕЯ СЛЕСАРНЫХ И СБОРОЧНЫХ РАБОТ 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 15.01.35 «Мастер слесарных работ». 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Программа учебной дисциплины «Технология выполнения слесарных и сборочных работ» входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - подбирать оборудование инструмент и приспособления для различных производственных заданий; - применять в профессиональной деятельности технологическую документацию на выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ; - соотносить выполнение технологического процесса с возможными дефектами, выявлять причины их возникновения; - предлагать способы предупреждения возможных дефектов и брака знать: - основные понятия технологических процессов изготовления деталей и изделий; - основные виды слесарных работ, технологию их проведения, применяемые инструменты и приспособления; - основные операции по подготовительной, размерной и подгоночной слесарной обработке, оборудование и технология их выполнения; - технологический процесс операций по подготовительной слесарной обработке; - выполнение разметки, шабрения, притирки деталей и узлов средней сложности; - слесарный инструмент и приспособления, их устройство, назначение и правила применения; - технологическую документацию на выполняемые работы, ее виды и содержание; - правила и приемы слесарно-сборочных работ; - технологические процессы и технические условия на сборку, разборку, ремонт, подналадку узлов, сборочных единиц и механизмов, испытания и приемку. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен освоить соответствующие общие/профессиональные компетенции (ОК/ПК), результаты воспитания: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовки. ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. ПК 1.2 Выполнять слесарную обработку в соответствии с производственным заданием с соблюдением требований охраны труда. ПК 2.2 Выполнять слесарную обработку с помощью ручного и механизированного слесарно сборочного инструмента в соответствии с производственным заданием с соблюдением требований охраны труда. ПК 2.3 Выполнять сборку машиностроительных изделий, их узлов и механизмов. ПК 2.4 Выполнять испытание собираемых или собранных узлов и агрегатов на специальных стендах. ПК 3.2 Выполнять ремонт отдельных деталей и узлов, входящих в состав оборудования, агрегатов и машин. ЛР1 Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества, выражающий свою российскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе и современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом России, с Российским государством, демонстрирующий ответственность за развитие страны. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России, сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве. ЛР13 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. ЛР21 Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством. ЛР29 Соблюдающий правила ТБ и охраны труда. 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68часа; самостоятельной работы обучающегося4 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Учебная нагрузка (всего) Самостоятельная работа во взаимодействии с преподавателем в том числе: теоретическое обучение практические занятия лабораторные занятия в том числе практическая подготовка курсовой проект (работа) Промежуточная аттестация в форме Дифференцированный зачет Объем часов 72 4 68 50 18 50 2 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.04 Технология выполнения слесарных и сборочных работ Наименование Содержание учебного материала, практические занятия, разделов и тем самостоятельная работа обучающихся 1 2 Раздел 1. Слесарные работы Содержание учебного материала Тема 1.1. Организация труда 1 Организация рабочего места и выбор приемов работы.. Требования электро - и слесаря. Техника пожарной безопасности. безопасности Содержание учебного материала Тема 1.2. Разметка металла Разметка: пространственная и плоскостная, область применения, назначение, последовательность выполнения. Подготовка поверхности под разметку: подготовка 1 красителей, подготовка поверхностей, нанесение красящего состава Инструменты и приспособления применяемые при разметке. Материалы для окрашивания поверхностей под разметку, выбор в зависимости от материала 2 заготовки. Механизация разметочных работ: координатно-разметочные машины, устройство, 3 применение Практические занятия (практическая подготовка) Основные сведения о размерной обработке. Заполнение таблицы: «Типичные 1 дефекты разметки, причины их появления и способы предупреждения». 2 Расчет заготовок для гибки.. Тема 1.3. Рубка и резка металла Содержание учебного материала Рубка и резка: область применения, назначение, способы выполнения рубки и резки. 1 Инструменты и приспособления, применяемые при рубке и резке: устройство, применение. Основные правила выполнения приемов рубки и резки: рубка листового и 2 полосового металла, срубание слоя металла, прорубание криволинейных канавок Практические занятия (практическая подготовка) Составление таблицы «Типичные дефекты рубки и резки металла, причины их 1 появления и способы предупреждения». 2 Выполнение рубки и резки металла. Объем часов 3 Уровень освоения 4 2 2 2 6 2 2 2 2 2 2 8 4 3 4 4 3 2 2 2 2 8 4 3 4 3 Содержание учебного материала Опиливание металла: область применения, назначение, способы выполнения 1 опиливания. Инструменты и приспособления, применяемые при опиливании. Подготовка поверхностей и основные виды опиливания, правила выполнения 2 ручного опиливания. Практические занятия (практическая подготовка) 1 Выполнения обработки металла напильником. 2 Подготовка поверхностей и основные виды опиливания. Содержание учебного материала Тема 1.5 Обработка отверстий Классификация ЭИП. Назначение, устройство и принцип действия приборов 1 различных систем. Основные виды операций при обработке отверстий: сверление, зенкерование, развертывание: правила выполнения операций, применяемые инструменты, 2 оборудование, стационарные станки. 3 Конструкция сверла, применение, износ и правила заточки. Зенкеры, зенковки, развертки: применение, конструкция, выбор в зависимости от 4 материала и параметров отверстий. Приспособления для установки инструментов: сверлильные патроны, переходные 5 втулки, клинья; применение, конструкция. Оборудование для обработки отверстий: ручное, ручное механизированное, 6 стационарное; применение, конструкция. Практические занятия (практическая подготовка) Выполнение работ по обработке отверстий. 1 Раздел 2. Слесарно-сборочные работы Содержание учебного материала Тема 2.1 Общие вопросы Технологическая документация на сборку и основы построения технологического 1 процесса: технологическая карта, маршрутная карта, операционная карта. технологии сборки Организационные формы и методы сборки в зависимости от типа производства: 2 единичное, серийное, массовое. Контроль качества слесарно-сборочных работ: входной контроль, контроль 3 сопряжений и узлов, заключительный контроль. 4 Правила и нормы безопасного выполнения сборочных работ. Практические занятия (практическая подготовка) Построение маршрутной карты по сборке изделия 1 Выполнение работ по входному контролю слесарно-сборочных работ 2 Тема 1.4. Опиливание металла 4 2 2 2 2 8 4 4 12 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 4 3 8 2 2 2 2 2 2 2 8 4 4 2 3 3 Тема 2.2. Неподвижные неразъемные и разъемные соединения и их сборка Тема 2.3. Гидравлические и пневматические приводы и их сборка Содержание учебного материала Заклепочные соединения, последовательность выполнения, причины возникновения 1 дефектов клепки и их предупреждение. Паяные соединения и их сборка: флюсы, припои, последовательность и правила 2 выполнения пайки. Клеевые соединения и их сборка: этапы процесса склеивания, контроль качества 3 клеевого соединения. Соединение методом пластической деформации (вальцевание). 4 5 Соединение с гарантированным натягом: способы выполнения соединения. Сварка: подготовка поверхностей под сварку; оборудование для разделки кромок, зачистки швов и отделки сварочных соединений; оборудование и приспособления 6 для сборки частей изделия перед сваркой. Болтовые (винтовые) соединения и их сборка. 7 8 Шпилечные соединения и их сборка. Инструменты, приспособления, применяемые при болтовых и шпилечных 9 соединениях. Шпоночные соединения и их сборка: сборка соединений в зависимости от 10 конструкции шпонки. Типичные дефекты при выполнении шпоночных соединений, способы 11 предупреждения и исправления. Практические занятия (практическая подготовка) Заполнение таблицы: «Выполнение неподвижных неразъемных соединений 1 сваркой». 2 Выполнение работ по сборке трубопроводных систем 3 Выполнение работ по сборке шпоночных соединений 4 Выполнение работ по сборке шлицевых соединения. Содержание учебного материала Гидравлические приводы. Основные элементы привода, их конструкция и 1 функционирование. Пневматические приводы. Основные элементы привода, их конструкция и 2 функционирование. Практические занятия (практическая подготовка) 1 Выполнение способа уплотнения элементов гидравлической системы. 2 Выполнение способа уплотнения элементов пневматической системы. Самостоятельная работа обучающихся (практическая подготовка) Работа с интернет-ресурсами и специальной технической литературой 22 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 16 4 3 4 4 4 4 3 3 3 2 2 2 2 8 4 4 6 3 3 Дифференцированный зачет Всего: Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 2 72 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Технология выполнения слесарных и сборочных работ» Оборудование учебного кабинета: Преподавательский стол и стул -1(1) шт.; Парты и стулья – 15(30) шт.; Учебная доска – 1 шт.; Шкаф – 1 шт.; Технические средства обучения: Проектор – 1шт; Интерактивная доска – 1шт.; Компьютер – 1шт; Принтер – 1 шт. 3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основная литература: 1. Покровский Б.С. Основы слесарного дела: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 208 с. Электронные издания (электронные ресурсы) 1. Лихачев, В. Л. Основы слесарного дела: учебное пособие / В. Л. Лихачев. - Москва: СОЛОНПресс, 2020. - 608 с. - ISBN 978-5-91359-184-5. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1227719 2. Карпицкий, В. Р. Общий курс слесарного дела: учебное пособие / В.Р. Карпицкий. — 2-е изд. — Москва: ИНФРА-М, 2024. — 400 с.: ил. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-004755-3. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2125258 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения Умения: - подбирать оборудование инструмент и приспособления для различных производственных заданий; - применять в профессиональной деятельности технологическую документацию на выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ; - соотносить выполнение технологического процесса с возможными дефектами, выявлять причины их возникновения; предлагать способы предупреждения возможных дефектов и брака Знания: - основные понятия технологических процессов изготовления деталей и изделий; - основные виды слесарных работ, технологию их проведения, применяемые инструменты и приспособления; - основные операции по подготовительной, размерной и подгоночной слесарной обработке, оборудование и технология их выполнения; - технологический процесс операций по подготовительной слесарной обработке; - выполнение разметки, шабрения, притирки деталей и узлов средней сложности; - слесарный инструмент и приспособления, их устройство, назначение и правила применения; технологическую документацию на выполняемые работы, ее виды и содержание; - правила и приемы слесарно-сборочных работ; - технологические процессы и технические условия на сборку, разборку, ремонт, подналадку узлов, сборочных единиц и механизмов, испытания и приемку. Результаты (освоенные профессиональные компетенции) ПК 1.2 Выполнять слесарную обработку в соответствии с производственным заданием с соблюдением требований Формы и методы контроля и оценка результатов обучения Защиты на практических занятиях Контрольные работы Проверка самостоятельных работ Устный и /или письменный опрос Контрольные работы Проверка самостоятельных работ Тестирование Технические диктанты Основные показатели оценки результата Форма и методы контроля и оценки Демонстрация готовности выполнять слесарную обработку в соответствии с производственным заданием с Текущий контроль в форме собеседования, Наблюдение и оценка на теоретических, охраны труда. соблюдением требований охраны труда. Готовность выполнять слесарную обработку с помощью ручного и механизированного слесарно-сборочного инструмента ПК 2.2 Выполнять слесарную обработку с помощью ручного и механизированного слесарно-сборочного инструмента в соответствии с производственным заданием с соблюдением требований охраны труда. ПК 2.3 Выполнять сборку Демонстрация готовности машиностроительных изделий, выполнять сборку их узлов и механизмов. машиностроительных изделий, их узлов и механизмов ПК 2.4 Выполнять испытание Готовность выполнять испытание собираемых или собранных собираемых или собранных узлов и агрегатов на узлов и агрегатов на специальных стендах. специальных стендах ПК 3.2 Выполнять ремонт Демонстрация готовности отдельных деталей и узлов, выполнять ремонт отдельных входящих в состав деталей и узлов оборудования, агрегатов и машин. практических занятиях Наблюдение и оценка на теоретических, практических занятиях Наблюдение и оценка на теоретических, практических занятиях Наблюдение и оценка на теоретических, практических занятиях Наблюдение и оценка на теоретических, практических занятиях Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений, а также личностных результатов воспитания. Результаты (освоенные общие компетенции) Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. Демонстрация интереса к будущей профессии Аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии. Демонстрация рациональности планирования и организации деятельности по выполнению поставленных задач на практических занятиях и при выполнении самостоятельной работы Аргументированность и обоснование выбора методов решения поставленных задач, демонстрация качества выполнения работ на практических занятиях, самостоятельной работы. Рациональность распределения времени на все этапы решения Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Наблюдение и оценка на теоретических, практических занятиях, при выполнении самостоятельных работ Наблюдение и оценка на теоретических, практических занятиях, при выполнении самостоятельных работ ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. поставленной задачи Готовность к самоанализу и коррекции результатов собственной деятельности; Готовность самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, систематизировать и отбирать информацию, необходимую для решения поставленных задач Обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленной задачи; Наблюдение и оценка на теоретических, практических занятиях, при выполнении самостоятельных работ ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. Готовность организовать работу коллектива и команды; способность взаимодействия с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. Наблюдение и оценка на теоретических, практических занятиях, при выполнении самостоятельных работ ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного Способность грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке; способность проявлять толерантность в рабочем коллективе Наблюдение и оценка на теоретических, практических занятиях, при выполнении самостоятельных работ демонстрация российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, - способность проявлять навыки межличностного общения, умения слушать собеседников; - способность применять стандарты антикоррупционного поведения, правила и нормы делового общения в различных производственных ситуациях; Наблюдение и оценка на теоретических, практических занятиях, при выполнении самостоятельных работ поведения. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовки. Готовность соблюдать нормы экологической безопасности и определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии. Способность планировать и координировать работу членов подгруппы при выполнении, поставленных задач на практических занятиях Наблюдение и оценка на теоретических, практических занятиях, при выполнении самостоятельных работ Демонстрация физкультурнооздоровительную деятельности для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; готовность применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; способность пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии. ОК 09. Пользоваться Способность чтения текстов на базовые профессиональные темы на профессиональной документацией на государственном и иностранном готовность участия в государственном и языках; диалогах на знакомые общие и иностранном языках. профессиональные темы; способность написания простых связных сообщений на знакомые или интересующие профессиональные темы Наблюдение и оценка на теоретических, практических занятиях, при выполнении самостоятельных работ Личностные результаты воспитания ЛР1 Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества, выражающий свою российскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе и современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом России, с Российским государством, демонстрирующий ответственность за развитие страны. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России, сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве. Наблюдение и оценка на теоретических, практических занятиях, при выполнении самостоятельных работ Основные показатели оценки результата Проявление своего единства с народом России, демонстрация ответственности за развитие страны Готовность к защите Родины, сохранению и защите исторической правде о Российском государстве Личностные результаты воспитания Основные показатели оценки результата ЛР13 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектномыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. Демонстрация готовности соответствовать требованиям работодателя, выполнению профессиональных требований; Готовность к взаимодействию и сотрудничеству с коллективом; Демонстрация таких качеств, как пунктуальность, ответственность, дисциплинированность и трудолюбие; ЛР21 Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством. ЛР29 Соблюдающий правила ТБ и охраны труда. Демонстрация способности к критическому мышлению Готовность к принятию самостоятельных решений во всех сферах деятельности Демонстрация способности к рефлексии в плане критериев личной успешности Демонстрация готовности к соблюдению правил ТБ и охраны труда