Приложение 24 к ОПОП по профессии 15.01.35 Мастер слесарных работ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ДОПУСКИ, ПОСАДКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ Сухой Лог 2024 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по профессии 15.01.35 Мастер слесарных работ Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Насонов С.Д., преподаватель общепрофессиональных учебных дисциплин 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. Паспорт программы учебной дисциплины………………………… 4 2. Структура и содержание учебной дисциплины…………………… 6 3. Условия реализации программы учебной дисциплины………….. 12 4. Контроль и оценка результатов освоения…………………………. 13 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1.Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по рабочей профессии 15.01.35 Мастер слесарных работ 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл 1.3.Цели и задачи учебной дисциплины- требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: -соблюдать правила охраны труда при выполнении слесарных работ В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: Инструкции по охране труда и меры безопасности при выполнении слесарных работ Коды профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ПК 1.1. Выполнять подготовку рабочего места, заготовок, инструментов, приспособлений для изготовления режущего и измерительного инструмента в соответствии с производственным заданием с соблюдением требований охраны труда, пожарной , промышленной и экологической безопасности, правилами организации рабочего места; ПК 1.2. Выполнять слесарную и механическую обработку деталей приспособлений, режущего и измерительного инструмента в соответствии с производственным заданием с соблюдением охраны труда; ПК 1.3. Выполнять пригоночные слесарные операции при изготовлении деталей приспособлений, режущего и измерительного инструмента в соответствии с производственным заданием соблюдением требований охраны труда; ПК 1.4. Выполнять сборку и регулировку приспособлений, режущего и измерительного инструмента в соответствии с техническим заданием с соблюдением требований охраны труда; ПК 2.1. Подготавливать оборудование, инструменты, рабочего места для сборки и смазки узлов и механизмов средней и высокой категории сложности механической, гидравлической, пневматической частей изделий машиностроения в соответствии с техническим заданием с соблюдением требований охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности, правилами организации рабочего места ; ПК.2.2. Выполнять сборку, подгонку, соединение, смазку и крепление узлов и механизмов машин, оборудования, агрегатов помощью ручного и механизированного слесарносборочного инструмента в соответствии с производственным заданием с соблюдением требований охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности; ПК.2.3. Выполнять испытание собираемых или собранных узлов и агрегатов на специальных стендах; ПК 2.4. Выполнять выявление и устранение дефектов собранных узлов и агрегатов; 4 ПК 3.1. Подготавливать рабочее место, инструменты и приспособления для ремонтных работ в соответствии с техническим заданием с соблюдением требований охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности, правилами организации рабочего места; ПК 3.2. Выполнять ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин с соблюдением требований охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности; ПК 3.3. Осуществлять техническое обслуживание узлов и механизмов отремонтированного оборудования, агрегатов и машин. Коды общих компетенций в соответствии с ФГОС ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. 1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов; 5 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Количество часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 72 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 68 в том числе: практические занятия 18 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 4 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта. 6 2 7 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Объем часов Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практических (лабораторных) занятий, самостоятельная работа обучающихся Л ПЗ СРО 1 2 ВВЕДЕНИЕ. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ Введение Содержание учебного материала Цель и задачи, содержание учебного предмета «Допуски, посадки и технические измерения». Взаимосвязь учебного предмета с учебными предметами профессионального компонента, его роль в системе подготовки высококвалифицированных рабочих. Связь допусков, посадок и технических измерений с качеством машин, надежностью их в работе, долговечностью. Качество продукции в машиностроении. Показатели качества продукции. Система обеспечения качеством РАЗДЕЛ 1. ТОЧНОСТЬ В МАШИНОСТРОЕНИИ 3 4 5 Тема 1.1. Основные понятия о точности в машиностроении Содержание учебного материала Точность в машиностроении. Точность обработки, основные понятия, виды обработки. Правила указания точности размеров 4 2 Причины появления геометрических погрешностей при изготовлении деталей и сборке машин. Понятие о погрешности. Виды погрешностей 2 Самостоятельная работа обучавшихся - Содержание учебного материала 8 Тема 1.2. 8 2 2 Коды компетенций, (знания, умения), формированию которых способствует элемент программы 6 ОК 01.02 - - - - - - ОК 01, 02 ПК 1.2, 2.2 ОК 01, 02 ПК Взаимозаменяемость, ее виды (функциональная и геометрическая, полная Основы взаимозаменяемости и неполная, внешняя и внутренняя). Основные условия ее осуществления.. 4 Стандартизация, унификация, нормализация 2 Системы конструкторской и технологической документации 2 - - - - Самостоятельная работа обучавшихся РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РАЗМЕРАХ, ДОПУСКАХ И ПОСАДКАХ - Тема 2.1. Содержание учебного материала Размеры. Понятие о Размерный элемент, вал, отверстие. Номинальный размер, действительный допуске размер, предельные размеры. 8 2 - - Предельное отклонение, основное отклонение, предельные отклонения (верхнее и нижнее). 2 - - Правила обозначения номинальных размеров и предельных отклонений на чертежах Условие годности действительного размера 2 Допуск, пределы допуска, стандартный допуск, интервал допуска. Графическое изображение интервала допуска. Понятие о видах поверхностей. Условие годности действительного размера детали Практическое занятие 1 Расчет предельных размеров и допусков на изготовление по данным чертежа Практическое занятие 2 Решение вариативных задач: определение годности действительных размеров детали Самостоятельная работа обучавшихся 2 - 2 - - 2 - - - - Содержание учебного материала Понятия о посадках и их типах. Посадка, как функциональная характеристика соединения. Посадки с зазором, с натягом, переходные, их характеристики 6 2 Тема 2.2. Посадки. Виды посадок 9 - - 1.2, 2.2 ОК 01, 02, 09 ПК 1.2, 2.2, 3.2 ОК 01, 02, 09 ПК 1.2, 2.2, 3.2 Тема 2.3. Допуски и посадки гладких элементов деталей в соответствии с ЕСДП Схемы расположения интервалов допусков посадок различного типа. Расчет предельных зазоров, натягов и диапазонов посадок. 2 Графическое изображение и обозначение размеров, отклонений, посадок 2 Практическое занятие 3 Определение характера сопряжения (группы посадки) по данным чертежа Самостоятельная работа обучавшихся Содержание учебного материала Единая система допусков и посадок: ряды точности, квалитеты. (ЕСПД) Поля допусков отверстий и валов: основные отклонения. Посадки в системах отверстия и вала: выбор посадок (с зазором, переходные посадки). Таблица предельных отклонений размеров в системе ЕСДП. Предельное отклонение размеров с неуказанными допусками (свободные размеры) Практические занятия 6 Определение предельных отклонений размеров с неуказанными допусками (свободные размеры). Расчет предельных зазоров, натягов, диапазона посадки Самостоятельная работа обучавшихся Тема 2.4. Содержание учебного материала Отклонения формы, Понятие «параметры». Допуски и отклонения формы поверхностей, расположения и требования к форме поверхности. Допуски и отклонения расположения шероховатость поверхностей. Суммарные отклонения и допуски формы и расположения поверхностей поверхностей. Правила назначения общих допусков формы и расположения поверхностей. Условные обозначения допусков формы на чертежах Шероховатость поверхности. Понятие шероховатости и волнистости поверхности. Параметры шероховатости. поверхности. Влияние шероховатости на эксплуатационные свойства деталей. Обозначение шероховатости на чертежах. Методы определения шероховатости 10 - - - 2 - 4 2 - - - - - 2 - 4 2 - - - - 2 - - ОК 01, 02, 09 ПК 1.2, 2.2, 3.2 2 ОК 01, 02, 09 ПК 1.2, 2.2, 3.2 Практические занятия 8 Определение допусков и расположения поверхностей на чертежах. Определение суммарных допусков формы и расположения поверхностей деталей Самостоятельная работа обучавшихся Тема 2.5. Общие Содержание учебного материала понятия о Размерные цепи и их виды. Простейшие размерные цепи. Схема размерной размерных цепях цепи. Составляющие размерные звенья. Замыкающее размерное звено. Компенсирующие размерные звенья. Увеличивающие и уменьшающие размерные звенья. Свойство размерной цепи. Способы решения размерных цепей. Достоинства и недостатки способов, и их применение Практическое занятие 10 Определение размерных цепей по чертежу. Расчет точности размерных цепей на «максимум - минимум» Самостоятельная работа обучавшихся РАЗДЕЛ 3. ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ИЗМЕРЕНИЯ Тема 3.1. Содержание учебного материала Основные понятия Метрология как наука об измерениях, ее назначение и задачи. Виды метрологии средств измерений: меры, измерительный инструмент, измерительные приборы. Основные метрологические характеристики средств измерений: цена деления, диапазон показаний, диапазон и пределы измерений, измерительное усилие Виды и методы измерений. Методы измерений: прямое измерение, косвенное измерение. Метод непосредственной оценки. Метод сравнения с мерой, дифференциальный метод, комплексный метод измерения, контактный метод, бесконтактный метод. Погрешности измерения. Методы определения погрешностей измерений Практические занятия 11 Определение метрологических показателей средств измерения (цена деления, диапазон показаний, диапазон и пределы измерений, измерительное усилие) 11 - 2 - 2 2 - - - - - 2 - - - - 4 2 - - 2 - - - 2 - ОК 01, 02, 09 ПК 1.2, 2.2, 3.2 ОК 01, 02 ПК 1.2, 2.2, 3.2 Тема 3.2. Средства измерения Тема 3.3. Технические измерения Самостоятельная работа обучавшихся Поиск информации и составление терминологического глоссария основных понятии по метрологии и измерениям Содержание учебного материала Средства измерения, их характеристики. Классификация средств измерения. Механические измерительные приборы. Средства контроля и измерения отклонений формы и расположения поверхностей. Средства и контроль измерения шероховатости поверхности. Цифровой инструмент Выбор средств измерения. Основные факторы, определяющие выбор. Порядок действий при выборе средств Практическое занятие 13 Выбор средств измерений по чертежу с помощью таблиц предельных погрешностей инструмента и допускаемых погрешностей измерений Самостоятельная работа обучавшихся Составление таблиц по индивидуальному заданию: «Сравнительная характеристика механических, оптических и пневматических средств измерений» Содержание учебного материала Контроль и измерения основных видов соединений (углов, конусов и резьбы). Методы измерения и инструменты/приборы Практическое занятие 14 Измерение линейных размеров с помощью универсальных средств измерений. Измерение углов и определение конусности детали с помощью угольника и угломера Самостоятельная работа обучавшихся Дифференцированный зачет Итого: 12 - 2 4 2 - - 2 - - - 2 - - - 2 4 2 - - - 2 - 2 - - 50 18 4 Промежуточная аттестация 2 Всего: 78 ОК 01, 02, 09 ПК 1.2, 2.2, 3.2 ОК 01, 02 ПК 1.2, 2.2, 3.2 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. материально-техническое обеспечение реализации учебной дисциплины Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по охране труда Оборудование учебного кабинета: Посадочные места по количеству обучающихся; Рабочее место преподавателя; Комплект учебно-наглядных пособий; Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Багдасарова, Т.А. Допуски и технические измерения. Контрольные материалы. / Т.А. Багдасарова. – М.: Академия, 2015. – 64 с. – (Серия: Начальное профессиональное образование). 2. Ганевский, Г.М. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении / Г.М. Ганевский, И.И. Гольдин. – 2-е изд. – М.; Академия, 2012. – 288 с. 3. Герасименко, А.И. Справочник электрогазосварщика / А.И. Герасименко. – Р на Д: Феникс, 2009. – 412 с. – (Серия: Профессиональное мастерство). 4. Зайцев, С.А. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении / С.А. Зайцев, А.Д. Куранов, А.К. Толстов. – М.: — 9-е изд., стер. — М. : Издательский центр - М.: Академия- 2012. – 304 с. 5. Ковалёв, Н.А. Справочник сварщика / Н.А. Ковалёв. – Р на Д: Феникс, 2015. – 352 с. – (Серия: Справочники). 6. Таратина Е.П. Допуски, посадки и технические измерения. Учебное пособие/ Е. П. Таратина, - М:. Академкнига/Учебник,2015. – 144 с. 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний и умений. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе выполнения практических работ, самостоятельных заданий. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводится до сведения обучающихся в начале обучения. Текущий контроль знаний проводится преподавателем на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся. Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет, который проводится после обучения по учебной дисциплине. Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств(ФОС). ФОС включает в себя педагогические контрольноизмерительные материалы, предназначенные для определения соответствия индивидуальных образовательных достижений. Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной аттестации. 14 Основные показатели оценки результата, критерии оценки Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины ЗНАТЬ: техническую и Демонстрирует знания при технологическую ответе и выполнении заданий: документацию на называет основные показатели качества выполняемые работы, обработанных виды и содержание; поверхностей в машиностроении; систему допусков и - раскрывает сущность основных посадок, точность обработки, понятий: размеры, отклонения, квалитеты, допуск, посадка, вид классы точности; поверхности; основы описывает область взаимозаменяемости; - порядок применения, основные расчета и выбора допусков и положения системы допусков на посадок; линейные размеры, ряды основные сведения о допусков, предельные сопряжениях в отклонения; машиностроении; излагает правила расчета размеры допусков для предельных размеров, величины основных видов механической допуска размера по заданному обработки и для деталей, номинальному размеру и поступающих на сборку; предельным отклонениям; принципы построения объясняет основные виды Единой системы обозначения размеров и допусков и посадок (ЕСДП) и отклонений на чертежах; их обозначение на чертежах; объясняет способы устройство, назначение, графического изображения и обозначения правила размеров, отклонений, посадок; использования контрольноизмерительных называет основные виды инструментов и средств измерений, описывает основные метрологические приборов; характеристики методы и средств измерений; средства контроля называет средства обработанных поверхностей; контроля и измерения методы определения отклонений формы и погрешностей измерений расположения поверхностей, средства измерения шероховатости поверхности; излагает правила чтения показаний результатов измерений Результаты обучения 15 Методы оценки Устный опрос Тестирование Оценивание выступления с сообщением и/или презентацией Оценка результатов выполнения практических работ, индивидуальных заданий Промежуточная аттестация Критерии оценки: 91-100% правильных ответов, оценка 5 (отлично) 71-90% правильных ответов, оценка 4 (хорошо) Основные показатели оценки Результаты обучения результата, критерии оценки 61-70% правильных ответов, оценка 3 (удовлетворительно) Менее 60% правильных ответов, оценка 2 (неудовлетворительно) Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины УМЕТЬ: анализировать Демонстрирует умения при выполнении практических техническую работ: - анализирует документацию; технические решения на предмет определять предельные подбора параметров отклонения размеров по изготовления и проверки стандартам, технической качества выполненных работ; документации; рассчитывает предельные выполнять расчеты размеры и допуск размера на величин предельных размеров и допуска по данным изготовление по данным чертежа; определяет годность чертежа и действительных размеров детали; определять годность - определяет группу посадки заданных размеров; сопрягаемых деталей по чертежу; определять характер сопряжения (групп посадок) по выполняет графическое данным чертежей, по представление посадки; выполненным расчётам; выбирает средства выполнять графики измерения для заданной точности полей допусков по размеров; выполненным расчётам; измеряет величины и применять размеры с контрольноизмерительные помощью контрольноприборы и инструменты, измерительных приборов и настраивать их на инструментов; заданные размеры; выполняет измерения контролировать детали и отклонения формы качество поверхности; определяет выполняемых работ годность детали по контролируемым параметрам; При выполнении заданий использует рациональные методы и средства обработки информации, обосновывает и объясняет свои действия 16 Методы оценки Наблюдение за ходом выполнения и оценка результатов выполнения практических работ, индивидуальных заданий Промежуточная аттестация Критерии оценки: 91-100% правильных решений, оценка 5 (отлично) 71-90% правильных решений, оценка 4 (хорошо) 61-70% правильных решений, оценка 3 (удовлетворительно) Менее 60% правильных решений, оценка 2 (неудовлетворительно) Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольноизмерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы) Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица). Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений Процент результативности (правильных ответов) балл (отметка) вербальный аналог 90 ÷ 100 5 отлично 80 ÷ 89 4 хорошо 70 ÷ 79 3 удовлетворительно менее 70 2 не удовлетворительно 17