Приложение 8 к ОПОП по профессии 15.01.35. Мастер слесарных работ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ОУП.08 Биология Сухой Лог 2024 Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.35. Мастер слесарных работ Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по профессии 15.01.35. Мастер слесарных работ Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей программы общеобразовательного предмета «Биология» для профессиональных образовательных организаций. 2 СОДЕРЖАНИЕ Оглавление...............................................................................................................................................3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» ..................................................................................................................4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА ........................11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА ......18 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА ...........................................................................................................................................19 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» 1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО Общеобразовательный предмет «Биология» изучается на базовом уровне в общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной образовательной программы профессии 15.01.35. Мастер слесарных работ. Трудоемкость дисциплины «Биология» на базовом уровне составляет 52 часа, из которых 12 часов включает профессионально-ориентированное содержание, усиливающее профессиональную составляющую по конкретной профессии или специальности в зависимости от ФГОС СПО профессии. Профессионально-ориентированное содержание реализуется в прикладном модуле (раздел 5 “Биология в жизни”) для всех профессий на материале кейсов, связанных с анализом информации о развитии и применении биотехнологий по отраслям будущей профессиональной деятельности обучающихся. Кроме того, профессионально-ориентированное содержание учитывается в разделе 4 “Экология” при выполнении лабораторных и практических работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью обучающихся. Период обучения и распределение по семестрам определяет образовательная организация самостоятельно, с учетом логики формирования предметных результатов, общих и профессиональных компетенций, межпредметных связей с другими дисциплинами общеобразовательного и общепрофессионального циклов учебного плана. 4 1.3. Цели и планируемые результаты освоения предмета: Цель: формирование у студентов представления о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении объектов живой природы и в производственных ситуациях. Задачи: 1) сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; 2) развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений, интерпретировать результаты наблюдений, 3) сформировать навыки проведения простейших биологических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и оборудованием; 4) развить умения использовать информацию биологического характера из различных источников; 5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний. 6) сформировать понимание значимости достижений биологической науки и технологий в практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и агробиотехнологий. 5 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательного предмета в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Код и наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Планируемые результаты освоения предмета Общие Предметные В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем; сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация; сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека; сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам; приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического 6 б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов; сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере; сформированность умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети) сформированность умений критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты 7 информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности ОК 04. Эффективно - готовность к саморазвитию, самостоятельности и взаимодействовать самоопределению; и работать в -овладение навыками учебно-исследовательской, современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию; сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: 8 коллективе команде и проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека ОК 07. В области экологического воспитания: Содействовать - сформированность экологической культуры, понимание сохранению влияния социально-экономических процессов на окружающей среды, состояние природной и социальной среды, осознание ресурсосбережению, глобального характера экологических проблем; наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового 9 применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования 10 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА 2.1. Объем предмета и виды учебной работы Объем учебной дисциплины Общая трудоёмкость учебной дисциплины в том числе Во взаимодействии с преподавателем в том числе лекции, уроки практические занятия Самостоятельная работа обучающихся Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт) Всего академических часов 52 48 28 24 0 2 11 2.2. Тематический план и содержание предмета Номер урока Наименование раздела, темы Содержание учебного материала Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого 1-2 Биология как наука. Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: Общая биохимия, биофизика, бионика, характеристика геногеография и др. Роль и место биологии в жизни формировании современной научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства живых систем. Химический состав клеток. 3-4 Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. СтруктурноВирхов). Основные положения современной функциональная организация клеток клеточной теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги). 5-6 Подготовка микропрепаратов, наблюдение с Лабораторная помощью микроскопа, выявление различий работа №1. «Строение клетки между изучаемыми объектами, (растения, животные, формулирование выводов. грибы) и клеточные включения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)» Количество академических часов во взаимодействии с преподавателем 2 В том числе Л, УР ПЗ СР Формируемые компетенции 2 ОК 2 2 2 2 2 ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 12 Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. 9-10 Жизненный цикл Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. клетки. Митоз. Биологическое значение митоза. Мейоз и его Мейоз стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза. Раздел 2. Строение и функции организма 11-12 Строение организма Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном организме. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности. 13-14 Практическое Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. занятие №1. «Онтогенез растений, Постэмбриональный период. Стадии животных и человека» постэмбрионального развития у животных и человека. Прямое и непрямое развитие. Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений. 15-16 Закономерности Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя наследования (моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов. 17-18 Закономерности Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и изменчивости ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные 7-8 Обмен веществ и превращение энергии в клетке 2 2 ОК - 2 2 2 ОК - 2 ОК - 4 2 2 ОК - 2 ОК - 4 2 2 ОК - 2 ОК - 4 2 2 ОК - 2 ОК - 4 2 2 ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 13 болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека. Контрольная работа №1 Раздел 3. Теория эволюции 21-22 История эволюционного учения. Микроэволюция 19-20 23-24 Практическое занятие №2. «Макроэволюция. Возникновение и развитие жизни на Земле» 25-26 Происхождение человека – антропогенез 2 Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения. Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Видообразование как результат микроэволюции. Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле. Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека. Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете. 2 2 2 ОК - 2 ОК - 4 2 2 2 2 ОК - 2 ОК - 4 ОК - 2 ОК - 4 14 27-28 Практическое занятие №3. «Происхождение человека» Раздел 4. Экология 29-30 Экологические факторы и среды жизни 31-32 Практическое занятие №4. «Популяция, сообщества, экосистемы» 33-34 Практическое занятие №5. «Трофические цепи и сети» Приспособленность человека к разным условиям среды. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека. Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете. Приспособленность человека к разным условиям среды. Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда. Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни. Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии. Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и 2 2 2 2 ОК - 1 ОК - 2 ОК - 7 2 2 2 2 ОК - 1 ОК - 2 ОК - 7 15 35-36 Биосфера глобальная экологическая система 37-38 Практическое занятие №6. «Биосфера глобальная экологическая система» Практическое занятие №7. «Отходы производства» 39-40 41-42 Влияние социальноэкологических факторов на здоровье человека 43-44 Лабораторная работа №2. энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии. Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции. Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности. На основе федерального классификационного каталога отходов определять класс опасности отходов; агрегатное состояние и физическую форму отходов, образующихся на рабочем месте / на этапах производства, связанные с определенной профессией/специальностью Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и здоровье. Биохимические аспекты рационального питания. Овладение методами определения показателей умственной работоспособности, 2 ОК - 1 ОК - 2 ОК - 7 2 2 2 2 2 2 2 ОК - 2 ОК - 4 ОК - 7 2 2 16 «Умственная работоспособность» Раздел 5. Биология в жизни 45-46 Биотехнологии в жизни каждого объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных понятий, теорий и законов. Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие). Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией). Практическое занятие №8. Биотехнологии и технические системы 49-50 Практическое Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с занятие №9. Биотехнологии и презентацией). технические системы 51-52 Дифференцированный зачёт Л – лекция ПЗ – практическое занятие Ур – урок СР – самостоятельная работа 47-48 2 2 2 2 2 2 ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 2 17 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА 3.1. Для реализации программы предмета должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Биологии», оснащенный оборудованием: мебель, доска, мел, наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов), техническими средствами обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном, указка-презентер для презентаций. Лаборатория, оснащенная оборудованием для проведения занятий: микроскопы, секундомер, тонометр, лабораторная посуда (пробирки, подставки для пробирок, пинцеты, песок, ступки с пестиками, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, препаровальные иглы, фильтровальная бумага (салфетки), стаканы) гипертонический раствор хлорида натрия, 3%-ный раствор пероксида водорода, раствор йода в йодистом калии, глицерин, клубни картофеля, лист элодеи канадской, плод рябины обыкновенной (рябины или томата), лук репчатый, разведенные в воде дрожжи); 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательного предмета представлены в методических рекомендациях по организации обучения. 18 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательного предмета раскрываются через предметные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала. Раздел/Тема Тип оценочных мероприятий Общая компетенция ОК 02 Раздел 1. Клетка – структурнофункциональная единица живого Биология как наука. Общая характеристика жизни ОК 01 ОК 02 ОК 04 Структурно-функциональная организация клеток ОК 01 ОК 02 Структурно-функциональные факторы наследственности ОК 02 Обмен веществ и превращение энергии в клетке Контрольная работа «Молекулярный уровень организации живого» Заполнение таблицы с описанием методов микроскопирования с их достоинствами и недостатками. Заполнение таблицы «Вклад ученых в развитие биологии» Заполнение сравнительной таблицы сходства и различий живого и не живого Оцениваемая дискуссия по вопросам лекции Разработка ментальной карты по классификации клеток и их строению на про- и эукариотических и по царствам в мини группах Выполнение и защита лабораторных работ: «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)» Практическое занятие. Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем Фронтальный опрос Разработка глоссария Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК Фронтальный опрос Заполнение сравнительной таблицы характеристик типов обмена веществ 19 ОК 02 ОК 04 ОК 02 ОК 04 ОК 02 Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз Обсуждение по вопросам лекции Разработка ленты времени жизненного цикла Раздел 2. Строение и функции организма Строение организма Контрольная работа “Строение и функции организма” Формы размножения организмов Фронтальный опрос Заполнение таблицы с краткой характеристикой и примерами форм размножения организмов Оцениваемая дискуссия Разработка ментальной карты тканей, органов и систем органов организмов (растения, животные, человек) с краткой характеристикой их функций ОК 02 ОК 04 Онтогенез растений, животных Разработка ленты времени с характеристикой этапов онтогенеза и человека отдельной группой животных и человека по микрогруппам Тест/опрос Составление жизненных циклов растений по отделам (моховидные, хвощевидные, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные) ОК 02 ОК 04 Закономерности наследования Разработка глоссария Фронтальный опрос Тест по вопросам лекции Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания ОК 01 ОК 02 Сцепленное наследование признаков Тест Разработка глоссария Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания ОК 01 ОК 02 ОК 04 Закономерности изменчивости Тест. Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания 20 Раздел 3. Теория эволюции Контрольная работа “Теоретические аспекты эволюции жизни на Земле” Фронтальный опрос Разработка глоссария терминов Разработка ленты времени развития эволюционного учения ОК 02 ОК 04 История эволюционного учения. Микроэволюция ОК 02 ОК 04 Макроэволюция. Возникновение и развитие жизни на Земле Оцениваемая дискуссия: использование аргументов, биологической терминологии и символики для доказательства родства организмов разных систематических групп Разработка ленты времени возникновения и развития жизни на Земле ОК 02 ОК 04 Происхождение человека – антропогенез Фронтальный опрос Разработка ленты времени происхождения человека Раздел 4. Экология ОК 01 ОК 02 ОК 07 Экологические факторы и среды жизни Тест по экологическим факторам и средам жизни организмов ОК 01 ОК 02 ОК 07 Популяция, сообщества, экосистемы Составление схем круговорота веществ, используя материалы лекции Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии ОК 01 ОК 02 ОК 07 Биосфера - глобальная экологическая система Оцениваемая дискуссия Тест ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 Влияние антропогенных факторов на биосферу Тест Практическая работа “Отходы производства” ОК 02 ОК 04 ОК 07 Влияние социальноэкологических факторов на здоровье человека Оцениваемая дискуссия Выполнение лабораторной работы на выбор: "Умственная работоспособность", "Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие температуры)" Раздел 5. Биология в жизни Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) Биотехнологии в жизни Выполнение кейса на анализ ОК 01 21 ОК 02 ОК 04 каждого информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов ОК 01 ОК 02 ОК 04 Промышленная биотехнология Выполнение кейса на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов ОК 01 ОК 02 ОК 04 Социально-этические аспекты биотехнологий Выполнение кейса на анализ информации об этических аспектах развития биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов ОК 01 ОК 02 ОК 04 Биотехнологии и технические системы Выполнение кейса на анализ информации о развития биотехнологий с применением технических систем (по группам), представление результатов решения кейсов 22