СГ.05 Основы финансовой грамотности

Приложение 20
к ОПОП по профессии
15.01.05. Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки))
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
СГ.05 Основы финансовой грамотности

Сухой Лог
2024

Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Калугина Светлана Анатольевна,
«Сухоложский многопрофильный техникум»

преподаватель

ГАПОУ

СО

2

Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................................................... 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ................................................. 7
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ............................. 12
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ........ 12

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Основы финансовой грамотности»
1.1. Область применения программы
Программа учебного предмета СГ.05 Основы финансовой грамотности является
частью основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессии
15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
1.2. Место предмета в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебный предмет СГ.05 Основы финансовой грамотности включен в социальногуманитарный цикл предметов.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения предмета:
Цели и задачи учебного предмета – требования к результатам освоения учебного
предмета:
Результаты освоения учебного предмета:
Рабочая программа учебного предмета ориентирована на достижение следующих
целей:
- приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых
продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из
различных источников;
- развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о
сохранении и накоплении денежных средств семьи, при оценке финансовых рисков, при
сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;
-расширение представлений о таких способах повышения благосостояния, как
инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание
собственного бизнеса.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- экономические явления и процессы общественной жизни;
- структуру семейного бюджета и экономику семьи;
- депозит и кредит; накопления и инфляцию, роль депозита в личном финансовом плане,
понятия о кредите, его виды, основные характеристики кредита, роль кредита в личном
финансовом плане;
- расчетно–кассовые операции; хранение, обмен и перевод денег, различные виды
платежных средств, формы дистанционного банковского обслуживания;
- пенсионное обеспечение: государственная пенсионная система, формирование личных
пенсионных накоплений;
- виды ценных бумаг;
- сферы применения различных форм денег;
- основные элементы банковской системы;

4

- виды платежных средств;
- страхование и его виды;
- налоги (понятие, виды налогов, налоговые вычеты, налоговая декларация);
- правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг;
- признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц;
уметь:
- анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;
- применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности
и повседневной жизни;
- сопоставлять свои потребности ивозможности, оптимально распределять свои материальные
и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;
- грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в
качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;
- анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов, из источников
различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица,
график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
- использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на
ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
- определять влияние факторов, воздействующих на валютный курс;
- применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически
рационального поведения;
- применять полученные знания о хранении, обмене и переводе денег; использовать банковские
карты, электронные деньги; пользоваться банкоматом, мобильным банкингом, онлайнбанкингом.
- применять полученные знания о страховании в повседневной жизни; выбор страховой
компании, сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия личного страхования,
страхования имущества и ответственности;
- применять знания о депозите, управления рисками при депозите; о кредите, сравнение
кредитных предложений, учет кредита в личном финансовом плане, уменьшении стоимости
кредита.
- определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности
налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять
налоговую декларацию;
- оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные
последствия для себя, своего окружения и общества в целом.
Изучение учебного предмета направлено на реализацию требований ФГОС СОО к достижению
следующих результатов:
предметных:
- владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банк, банковские услуги и продукты,
кредит, сберегательный вклад, банковская карта, инвестиции, фондовый рынок, риск, ценные
бумаги, операции с ценными бумагами, инвестиционный портфель, страхование, страховой
случай, личное страхование, страхование имущества, страхование гражданской
ответственности, доходы и расходы семьи, налоги, налоговый вычет, ИНН, пенсия,
пенсионные накопления, пенсионное страхование, фирма, финансовый

5

менеджмент, банкротство фирмы, предпринимательство, предприниматель, предприятие,
организационно-правовая форма предприятия, бизнес-план, финансовые риски, экономический
кризис, финансовое мошенничество, финансовая безопасность);
- знать правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми
институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный
рынок) и уметь их применять на практике.
личностных:
сформированность субъектной позиции как способности самостоятельно планировать и
ответственно принимать решения в сфере личных и семейных финансов с учётом возможных
рисков;
- готовность к правильному поведению в непредвиденных обстоятельствах и к принятию
решения о финансовом обеспечении качества жизни;
- готовность жить по средствам.
-

метапредметных:
- решать практические финансовые задачи, анализировать и интерпретировать их условия
(назначение разных банковских услуг, виды вкладов, плюсы и минусы кредитования, способы
страхования, доходность и риски при размещении сбережений в ценные бумаги, информация
по фондовому рынку, учёт и планирование личных доходов, налогообложение и налоговые
вычеты, альтернативные инструменты обеспечения старости, презентация своих качеств и
компетенций как работника, организационно- правовые формы предприятий, выбор
финансовых продуктов и услуг, безопасность финансовых операций, в том числе в сети
Интернет);
- ставить финансовые цели и планировать деятельность по достижению целей с учётом
возможных альтернатив;
- оценивать способы решения практических финансовых задач и делать оптимальный выбор,
выполнять самоанализ полученного результата;
- владеть коммуникативными компетенциями:
- находить, анализировать
и
интерпретировать финансовую информацию из
различных источников;
- грамотно реализовывать
позиции
(покупателя, заёмщика,
вкладчика,
налогоплательщика, потребителя страховых услуг, участника фондового рынка и др.);
-анализировать свою учебную и практическую деятельность в области финансов.
Формируемые общие компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по
финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного
поведения;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об
изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях;
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Объем учебного предмета и виды учебной работы
Объем учебного предмета
Общая трудоёмкость учебного предмета
в том числе
Во взаимодействии с преподавателем
в том числе
лекции, уроки
практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация (дифференцированный
зачёт)

Всего академических часов
36
34
22
12
2
2

7

Тематическое планирование

Номер
урока

1-2

Наименование
раздела, темы
Личное финансовое
планирование

5-6

Практическое занятие
№1: «Личное
финансовое
планирование»
Депозиты

7-8

Кредиты

3-4

9-10

Практическое занятие
№2: «Кредиты»

Содержание учебного материала

Наличное и безналичное обращение денег.
Налично-денежное и безналичное обращение
денег. Денежные агрегаты. Деньги и их виды.
Бюджет семьи. Источники доходов семьи.
Основные статьи расходов. Личный
располагаемый доход. Реальная и
номинальная заработная плата, реальные и
номинальные доходы. Инфляция и ее
последствия для семейного бюджета.
Личный финансовый план: финансовые цели,
стратегия и способы их достижения.
Влияние инфляции на стоимость активов
Анализ современного рынка банковских
депозитов Договор банковского депозита, его
структура. Управление рисками по депозиту.
Основные принципы кредитования. Виды
кредитов Стоимость кредита. Способы его
погашения
Кредитные
организации
и
кредитные
правоотношения
Кредитная
история. Невыплата кредита. Кредит как
часть
личного
финансового
плана.
Финансовые риски заемщика, защита прав
заемщика. Микрофинансовые организации.
Расчет кредитных рисков по кредитному
займу. Решение задач, тесты. Рассмотрение

Количество
академических
часов во
взаимодействии
с
преподавателем
2

В том числе
Л, УР

ПЗ

СР

Формируемые
компетенции

2

ОК 01-07

2

2

2

2

2

2
ОК 01-07

2

2

11-12

Расчетно-кассовые
операции

13-14

Страхование

15-16

Инвестиции

17-18

Практическое занятие
№3: «Инвестиции»
Пенсионное
обеспечение

19-20

типового кредитного договора.
Платежные средства: наличные деньги,
платежные карты, чеки Операции с
иностранной валютой. Электронные деньги.
Особенности интернет-банкинга
Экономическая сущность страхования.
Функции и принципы страхования. Основные
понятия в страховании: страховщик,
страхователь, страховой брокер, страховой
агент, договор страхования, страховой
случай, страховой взнос, страховая премия,
страховые продукты. Виды страхования:
страхование жизни, страхование от
несчастных случаев, медицинское
страхование, страхование имущества,
страхование гражданской ответственности.
Страховые риски. Изучение структуры
страхового рынка России по видам
страхования, представленную в таблице.
Решение задач, тесты.
Сущность и значение инвестиций. Участники,
субъекты и объекты инвестиционного
процесса. Реальные и финансовые
инвестиции и их классификация. Валютная и
фондовая биржи. Инвестиционный портфель.
Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) как
способ инвестирования денежных средств
физических лиц. Финансовые пирамиды.
Криптовалюта.
Решение практических задач , кейсов.
Государственная пенсионная система в
России.
Обязательное
пенсионное
страхование. Государственное пенсионное

2

2

2

2

2

2

2
2

ОК 01-07

ОК 01-07

2
2

ОК 01-07

9

21-22

23-24

25-26

27-28

29-30

31-32

обеспечение. Пенсионный фонд Российской
Федерации, негосударственный пенсионный
фонд и их функции. Пенсионные накопления.
Страховые
взносы. Виды
пенсий
и
инструменты по увеличению пенсионных
накоплений.
Практическое занятие Решение практических задач. Проектное
№4: «Пенсии»
задание: Фондовые перспективы: какие акции
будут наиболее интересными в 2024 году.
Налоги и
Налоговый кодекс РФ. Сущность налогов и
налогообложение
их виды. Налогообложение физических лиц.
Права и обязанности налогоплательщиков.
Налоговые льготы в РФ.
Назначение налоговых льгот. Порядок и
основания предоставления налоговых льгот.
Практическое занятие Изучение основных глав НКРФ в области
№5
«Налоги
и налогообложения
физических
лиц.
налогообложение»
Составление
схемы
«Виды
налогов
физических лиц». Решение ситуационных
задач по налогообложению физических лиц.
Мошеннические
Мошенничество с наличными деньгами.
действия на
Мошенничество
с
инвестициями.
финансовом рынке и
Мошенничество с банковскими картами.
защита от них
Мошенничество с кредитами. Правила
личной финансовой безопасности. Решение
проблемных ситуаций.
Создание
Стартап:
особенности
и
история
собственного бизнеса возникновения. Бизнес-идея. Бизнес-план.
Самостоятельная
работа
Практическое занятие Написание собственного бизнес плана.
№6: «Создание
собственного
бизнеса»

2

2

2

2

ОК 01-07
2

2

2

2

ОК 01-07

2

2

ОК 01-07
2

2

2

10

33-34 Дифференцированный зачёт
Л – лекция
ПЗ – практическое занятие
Ур – урок
СР – самостоятельная работа

2

2

11

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Для реализации программы учебного предмета предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием: доской
учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся),
техническими средствами (компьютером, средствами аудиовизуализации, наглядными
пособиями).
Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые
для использования в образовательном процессе
Электронные издания (электронные ресурсы)
1.
Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы
общего и среднего профессионального образования» https://fmc.hse.ru/methodology
2.
Дружи с финансами. Национальная программа повышения финансовой грамотности
граждан. Режим доступа: Вашифинансы.рф
3.
Кредитный калькулятор. Режим доступа: www.calculator-credit.ru
4.
Центральный банк Российской Федерации – официальный сайт. Режим доступа:
www.cbr.ru
5.
Консультант плюс. Режим доступа: www.consultant.ru
6.
Финансовая культура . Режим доступа: https://fincult.info/
7.
ДОЛ-ИГРА игры по финансовой грамотности Режим доступа: https://doligra.ru/
8.
Онлайн уроки финансовой грамотности https://dni-fg.ru/
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках предмета:
- основные категории и понятия
права, роль права в жизни человека
и государства;
- основы правового учения о
государстве;
- права, свободы, обязанности
человека и гражданина, механизмы
их реализации;
- систему органов государственной
власти;
-основные
банковские
услуги,
работу с ценными бумагами,
налоговую систему РФ, основы
страхования,
финансовые
механизмы деятельности фирм,
основы бизнес-планирования, роль
денег в современном мире и
возможные денежные риски, основ
построения семейного бюджета.

Критерии оценки

Полнота ответов, точность
формулировок, не менее 75%
правильных ответов.
Не менее 75% правильных
ответов.
Актуальность темы,
адекватность результатов
поставленным целям,
полнота ответов, точность

Методы оценки
Текущий контроль
при проведении:
-письменного/устного
опроса;
- оценки результатов
практических работ;
-оценки результатов
самостоятельной работы
Промежуточная
аттестация
в форме тестирования

формулировок, адекватность
применения терминологии
Перечень умений, осваиваемых в
рамках предмета:
-ориентироваться в наиболее
общих
правовых
проблемах,
ценностей, свободы как основе
формирования правовой культуры
гражданина
и
будущего
специалиста;
- определить значение права как
отрасли политической культуры для
формирования
личности,
гражданской
позиции
и
профессиональных навыков;
- определить соотношение для
жизни
человека
свободы
и
ответственности, материальных и
духовных ценностей;
- сформулировать представление о
законе, государстве и роли права в
жизни
-разбираться
в
финансовых
институтах
и
финансовых
продуктах, а также о способах
получения информации об этих
продуктах
и
институтах
из
различных источников;
-использовать
полученную
информацию в процессе принятия
решений
о
сохранении
и
накоплении денежных средств, при
оценке финансовых рисков, при
сравнении
преимуществ
и
недостатков различных финансовых
услуг в процессе выбора;
-использовать
такие
способы
повышения благосостояния, как
инвестирование денежных средств,
использование пенсионных фондов,
создание собственного бизнеса.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».