ОП.03.Допуски,посадки и технические измерения

Приложение 24
к ОПОП по профессии
15.01.35 Мастер слесарных работ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 ДОПУСКИ, ПОСАДКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Сухой Лог
2024

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального
образования по профессии 15.01.35 Мастер слесарных работ
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Насонов С.Д., преподаватель общепрофессиональных учебных дисциплин

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.

1. Паспорт программы учебной дисциплины…………………………

4

2. Структура и содержание учебной дисциплины……………………

6

3. Условия реализации программы учебной дисциплины…………..

12

4. Контроль и оценка результатов освоения………………………….

13

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной
программы начального профессионального образования по рабочей профессии 15.01.35 Мастер
слесарных работ
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины- требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-соблюдать правила охраны труда при выполнении слесарных работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Инструкции по охране труда и меры безопасности при выполнении слесарных работ
Коды профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС
ПК 1.1. Выполнять подготовку рабочего места, заготовок, инструментов, приспособлений
для изготовления режущего и измерительного инструмента в соответствии с производственным
заданием с соблюдением требований охраны труда, пожарной , промышленной и экологической
безопасности, правилами организации рабочего места;
ПК 1.2. Выполнять слесарную и механическую обработку деталей приспособлений,
режущего и измерительного инструмента в соответствии с производственным заданием с
соблюдением охраны труда;
ПК 1.3. Выполнять пригоночные слесарные операции при изготовлении деталей
приспособлений, режущего и измерительного инструмента в соответствии с производственным
заданием соблюдением требований охраны труда;
ПК 1.4. Выполнять сборку и регулировку приспособлений, режущего и измерительного
инструмента в соответствии с техническим заданием с соблюдением требований охраны труда;
ПК 2.1. Подготавливать оборудование, инструменты, рабочего места для сборки и смазки
узлов и механизмов средней и высокой категории сложности механической, гидравлической,
пневматической частей изделий машиностроения в соответствии с техническим заданием с
соблюдением требований охраны труда, пожарной, промышленной и экологической
безопасности, правилами организации рабочего места ;
ПК.2.2.
Выполнять сборку, подгонку, соединение, смазку и крепление узлов и
механизмов машин, оборудования, агрегатов помощью ручного и механизированного
слесарносборочного инструмента в соответствии с производственным заданием с соблюдением
требований охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности;
ПК.2.3. Выполнять испытание собираемых или собранных узлов и агрегатов на
специальных
стендах;
ПК 2.4. Выполнять выявление и устранение дефектов собранных узлов и агрегатов;
4

ПК 3.1. Подготавливать рабочее место, инструменты и приспособления для ремонтных
работ в соответствии с техническим заданием с соблюдением требований охраны труда,
пожарной, промышленной и экологической безопасности, правилами организации рабочего
места;
ПК 3.2. Выполнять ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин с
соблюдением требований охраны труда, пожарной, промышленной и экологической
безопасности;
ПК
3.3.
Осуществлять
техническое
обслуживание
узлов
и
механизмов
отремонтированного оборудования, агрегатов и машин.
Коды общих компетенций в соответствии с ФГОС
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания
по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня
физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе: обязательной
аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;

5

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество
часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:
практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.

6

2

7

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Объем часов
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практических (лабораторных)
занятий, самостоятельная работа обучающихся

Л

ПЗ

СРО

1
2
ВВЕДЕНИЕ. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ
Введение
Содержание учебного материала
Цель и задачи, содержание учебного предмета «Допуски, посадки и
технические измерения». Взаимосвязь учебного предмета с учебными
предметами профессионального компонента, его роль в системе
подготовки высококвалифицированных рабочих.
Связь допусков, посадок и технических измерений с качеством машин,
надежностью их в работе, долговечностью. Качество продукции в
машиностроении. Показатели качества продукции. Система обеспечения
качеством
РАЗДЕЛ 1. ТОЧНОСТЬ В МАШИНОСТРОЕНИИ

3

4

5

Тема 1.1.
Основные понятия о
точности в
машиностроении

Содержание учебного материала
Точность в машиностроении. Точность обработки, основные понятия,
виды обработки. Правила указания точности размеров

4
2

Причины появления геометрических погрешностей при изготовлении
деталей и сборке машин. Понятие о погрешности. Виды погрешностей

2

Самостоятельная работа обучавшихся

-

Содержание учебного материала

8

Тема 1.2.

8

2
2

Коды
компетенций,
(знания, умения),
формированию
которых
способствует
элемент
программы
6
ОК 01.02

-

-

-

-

-

-

ОК 01, 02 ПК
1.2, 2.2

ОК 01, 02 ПК

Взаимозаменяемость, ее виды (функциональная и геометрическая, полная
Основы
взаимозаменяемости и неполная, внешняя и внутренняя). Основные условия ее осуществления..

4

Стандартизация, унификация, нормализация

2

Системы конструкторской и технологической документации

2

-

-

-

-

Самостоятельная работа обучавшихся
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РАЗМЕРАХ, ДОПУСКАХ И ПОСАДКАХ

-

Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Размеры. Понятие о Размерный элемент, вал, отверстие. Номинальный размер, действительный
допуске
размер, предельные размеры.

8
2

-

-

Предельное отклонение, основное отклонение, предельные отклонения
(верхнее и нижнее).

2

-

-

Правила обозначения номинальных размеров и предельных отклонений на
чертежах Условие годности действительного размера

2

Допуск, пределы допуска, стандартный допуск, интервал допуска.
Графическое изображение интервала допуска. Понятие о видах
поверхностей. Условие годности действительного размера детали
Практическое занятие 1
Расчет предельных размеров и допусков на изготовление по данным
чертежа
Практическое занятие 2
Решение вариативных задач: определение годности действительных
размеров детали
Самостоятельная работа обучавшихся

2

-

2

-

-

2

-

-

-

-

Содержание учебного материала
Понятия о посадках и их типах. Посадка, как функциональная
характеристика соединения. Посадки с зазором, с натягом, переходные, их
характеристики

6
2

Тема 2.2.
Посадки. Виды
посадок

9

-

-

1.2, 2.2

ОК 01, 02, 09
ПК 1.2, 2.2, 3.2

ОК 01, 02, 09
ПК 1.2, 2.2, 3.2

Тема 2.3. Допуски
и посадки
гладких
элементов
деталей в
соответствии с
ЕСДП

Схемы расположения интервалов допусков посадок различного типа.
Расчет предельных зазоров, натягов и диапазонов посадок.

2

Графическое изображение и обозначение размеров, отклонений, посадок

2

Практическое занятие 3
Определение характера сопряжения (группы посадки) по данным чертежа
Самостоятельная работа обучавшихся
Содержание учебного материала
Единая система допусков и посадок: ряды точности, квалитеты. (ЕСПД)
Поля допусков отверстий и валов: основные отклонения. Посадки в
системах отверстия и вала: выбор посадок (с зазором, переходные
посадки).
Таблица предельных отклонений размеров в системе ЕСДП. Предельное
отклонение размеров с неуказанными допусками (свободные размеры)

Практические занятия 6
Определение предельных отклонений размеров с неуказанными допусками
(свободные размеры). Расчет предельных зазоров, натягов, диапазона
посадки
Самостоятельная работа обучавшихся
Тема 2.4.
Содержание учебного материала
Отклонения формы, Понятие «параметры». Допуски и отклонения формы поверхностей,
расположения и
требования к форме поверхности. Допуски и отклонения расположения
шероховатость
поверхностей. Суммарные отклонения и допуски формы и расположения
поверхностей
поверхностей. Правила назначения общих допусков формы и
расположения поверхностей. Условные обозначения допусков формы на
чертежах
Шероховатость поверхности. Понятие шероховатости и волнистости
поверхности. Параметры шероховатости. поверхности. Влияние
шероховатости на эксплуатационные
свойства деталей. Обозначение шероховатости на чертежах. Методы
определения шероховатости
10

-

-

-

2

-

4
2

-

-

-

-

-

2

-

4
2

-

-

-

-

2

-

-

ОК 01, 02, 09
ПК 1.2, 2.2, 3.2

2

ОК 01, 02, 09
ПК 1.2, 2.2, 3.2

Практические занятия 8
Определение допусков и расположения поверхностей на чертежах.
Определение суммарных допусков формы и расположения поверхностей
деталей
Самостоятельная работа обучавшихся
Тема 2.5. Общие
Содержание учебного материала
понятия о
Размерные цепи и их виды. Простейшие размерные цепи. Схема размерной
размерных цепях цепи. Составляющие размерные звенья. Замыкающее размерное звено.
Компенсирующие размерные звенья. Увеличивающие и уменьшающие
размерные звенья. Свойство размерной цепи. Способы решения размерных
цепей. Достоинства и недостатки способов, и их применение
Практическое занятие 10
Определение размерных цепей по чертежу. Расчет точности размерных
цепей на
«максимум - минимум»
Самостоятельная работа обучавшихся
РАЗДЕЛ 3. ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ИЗМЕРЕНИЯ
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Основные понятия Метрология как наука об измерениях, ее назначение и задачи. Виды
метрологии
средств измерений: меры, измерительный инструмент, измерительные
приборы. Основные метрологические характеристики средств измерений:
цена деления, диапазон показаний, диапазон и пределы измерений,
измерительное усилие
Виды и методы измерений. Методы измерений: прямое измерение,
косвенное измерение. Метод непосредственной оценки. Метод сравнения с
мерой, дифференциальный метод, комплексный метод измерения,
контактный метод, бесконтактный метод. Погрешности измерения.
Методы определения погрешностей измерений
Практические занятия 11
Определение метрологических показателей средств измерения (цена
деления, диапазон показаний, диапазон и пределы измерений,
измерительное усилие)
11

-

2

-

2
2

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

4
2

-

-

2

-

-

-

2

-

ОК 01, 02, 09
ПК 1.2, 2.2, 3.2

ОК 01, 02 ПК
1.2, 2.2, 3.2

Тема 3.2. Средства
измерения

Тема 3.3.
Технические
измерения

Самостоятельная работа обучавшихся
Поиск информации и составление терминологического глоссария основных
понятии по метрологии и измерениям
Содержание учебного материала
Средства измерения, их характеристики. Классификация средств
измерения. Механические измерительные приборы. Средства контроля и
измерения отклонений формы и расположения поверхностей. Средства и
контроль измерения шероховатости поверхности. Цифровой инструмент
Выбор средств измерения. Основные факторы, определяющие выбор.
Порядок действий при выборе средств
Практическое занятие 13
Выбор средств измерений по чертежу с помощью таблиц предельных
погрешностей инструмента и допускаемых погрешностей измерений
Самостоятельная работа обучавшихся
Составление таблиц по индивидуальному заданию: «Сравнительная
характеристика механических, оптических и пневматических средств
измерений»
Содержание учебного материала
Контроль и измерения основных видов соединений (углов, конусов и
резьбы). Методы измерения и инструменты/приборы
Практическое занятие 14
Измерение линейных размеров с помощью универсальных средств
измерений. Измерение углов и определение конусности детали с помощью
угольника и угломера
Самостоятельная работа обучавшихся
Дифференцированный зачет
Итого:

12

-

2

4
2

-

-

2

-

-

-

2

-

-

-

2

4
2

-

-

-

2

-

2

-

-

50

18

4

Промежуточная аттестация

2

Всего:

78

ОК 01, 02, 09
ПК 1.2, 2.2, 3.2

ОК 01, 02 ПК
1.2, 2.2, 3.2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. материально-техническое обеспечение реализации учебной дисциплины
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
по охране труда
Оборудование учебного кабинета:




Посадочные места по количеству обучающихся;
Рабочее место преподавателя;
Комплект учебно-наглядных пособий;

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1.
Багдасарова, Т.А. Допуски и технические измерения. Контрольные
материалы. / Т.А. Багдасарова. – М.: Академия, 2015. – 64 с. – (Серия: Начальное
профессиональное образование).
2.
Ганевский, Г.М. Допуски, посадки и технические измерения в
машиностроении / Г.М. Ганевский, И.И. Гольдин. – 2-е изд. – М.; Академия, 2012. – 288
с.
3.
Герасименко, А.И. Справочник электрогазосварщика / А.И. Герасименко. –
Р на Д: Феникс, 2009. – 412 с. – (Серия: Профессиональное мастерство).
4.
Зайцев, С.А. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении
/ С.А. Зайцев, А.Д. Куранов, А.К. Толстов. – М.: — 9-е
изд., стер. — М. : Издательский центр - М.: Академия- 2012. – 304 с.
5.
Ковалёв, Н.А. Справочник сварщика / Н.А. Ковалёв. – Р на Д: Феникс, 2015.
– 352 с. – (Серия: Справочники).
6.
Таратина Е.П. Допуски, посадки и технические измерения. Учебное
пособие/
Е. П. Таратина, - М:. Академкнига/Учебник,2015. – 144 с.

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине,
обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля
демонстрируемых обучающимися знаний и умений. Текущий контроль проводится
преподавателем в процессе выполнения практических работ, самостоятельных заданий.
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно
разрабатываются образовательным учреждением и доводится до сведения обучающихся в
начале обучения.
Текущий контроль знаний проводится преподавателем на любом из видов учебных
занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя из специфики
учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является
дифференцированный зачет, который проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды
оценочных средств(ФОС). ФОС включает в себя педагогические контрольноизмерительные
материалы,
предназначенные
для
определения
соответствия
индивидуальных образовательных достижений. Итоговая оценка результатов освоения
дисциплины определяется в ходе промежуточной аттестации.

14

Основные показатели оценки
результата, критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
ЗНАТЬ:
техническую и
Демонстрирует знания при
технологическую
ответе и выполнении заданий:
документацию
на
называет
основные
показатели
качества
выполняемые работы,
обработанных
виды и содержание;
поверхностей в машиностроении;
систему допусков и
- раскрывает сущность основных
посадок, точность обработки,
понятий: размеры, отклонения,
квалитеты,
допуск, посадка, вид
классы точности;
поверхности;
основы
описывает
область
взаимозаменяемости; - порядок применения,
основные
расчета и выбора допусков и
положения системы допусков на
посадок;
линейные
размеры,
ряды
основные сведения о
допусков, предельные
сопряжениях в
отклонения;
машиностроении;
излагает правила расчета
размеры допусков для
предельных размеров, величины
основных видов механической допуска размера по заданному
обработки и для деталей,
номинальному
размеру
и
поступающих на сборку;
предельным отклонениям;
принципы
построения объясняет основные виды
Единой системы
обозначения
размеров
и
допусков и посадок (ЕСДП) и
отклонений на чертежах;
их обозначение на чертежах;
объясняет
способы
устройство, назначение, графического изображения и
обозначения
правила
размеров, отклонений, посадок;
использования
контрольноизмерительных
называет основные виды
инструментов и
средств измерений, описывает
основные
метрологические
приборов;
характеристики
методы
и
средств измерений;
средства
контроля
называет
средства
обработанных поверхностей;
контроля
и
измерения
методы определения
отклонений
формы
и
погрешностей измерений
расположения
поверхностей,
средства
измерения
шероховатости поверхности;
излагает правила чтения
показаний
результатов
измерений
Результаты обучения

15

Методы оценки

Устный опрос
Тестирование
Оценивание
выступления с
сообщением и/или
презентацией
Оценка результатов
выполнения
практических работ,
индивидуальных
заданий
Промежуточная
аттестация

Критерии оценки:
91-100% правильных ответов, оценка 5 (отлично)
71-90% правильных ответов, оценка 4 (хорошо)
Основные показатели оценки
Результаты обучения
результата, критерии оценки
61-70% правильных ответов, оценка 3 (удовлетворительно)
Менее 60% правильных ответов, оценка 2 (неудовлетворительно)
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
УМЕТЬ:
анализировать
Демонстрирует умения при
выполнении практических
техническую
работ: - анализирует
документацию;
технические решения на предмет
определять предельные
подбора параметров
отклонения размеров по
изготовления и проверки
стандартам, технической
качества выполненных работ;
документации;
рассчитывает предельные
выполнять расчеты
размеры
и допуск размера на
величин предельных
размеров и допуска по данным изготовление по данным чертежа;
определяет
годность
чертежа
и
действительных размеров детали;
определять годность
- определяет группу посадки
заданных размеров; сопрягаемых деталей по чертежу;
определять характер
сопряжения (групп посадок) по выполняет
графическое
данным чертежей, по
представление посадки;
выполненным расчётам;
выбирает
средства
выполнять графики
измерения для заданной точности
полей допусков по
размеров;
выполненным расчётам;
измеряет
величины
и
применять
размеры с
контрольноизмерительные
помощью
контрольноприборы и инструменты,
измерительных приборов
и
настраивать их на
инструментов;
заданные размеры;
выполняет
измерения
контролировать
детали и отклонения формы
качество
поверхности;
определяет
выполняемых работ
годность
детали
по
контролируемым параметрам;
При выполнении заданий
использует рациональные
методы и средства обработки
информации, обосновывает и
объясняет свои действия

16

Методы оценки

Наблюдение за ходом
выполнения и оценка
результатов
выполнения
практических работ,
индивидуальных
заданий
Промежуточная
аттестация

Критерии оценки:
91-100% правильных решений, оценка 5 (отлично)
71-90% правильных решений, оценка 4 (хорошо)
61-70% правильных решений, оценка 3 (удовлетворительно)
Менее 60% правильных решений, оценка 2 (неудовлетворительно)
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды
оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольноизмерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или
несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям
результатов подготовки (таблицы)

Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля
производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений

Процент
результативности
(правильных ответов)

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».