Приложение 27 к ОПОП по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УП.01.УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПМ.01. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТА Сухой Лог 2024 Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1581 (ред. от 17.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 N 44800) Организация– техникум» разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный Сысоев А.С преподаватель, реализующий программы профессиональных модулей 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 4 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 15 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 20 3 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 1.1. Область применения программы: Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей Рабочая программа учебной практики может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в сфере транспортных услуг при наличии среднего (полного) общего образования, основного общего образования. 1.2 Профессиональная характеристика Согласно Перечня профессий среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955) и от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662): -водитель автомобиля -слесарь по ремонту автомобилей Назначение профессии: Выполнение операций по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, вождение автомобилей Умение работать с технической документацией, технологическими картами, правильно использовать специальные инструменты, приспособления, диагностическое оборудование. Знание и соблюдение правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной и экологической безопасности. 1.3 Характеристика профессиональной деятельности (ВПД): -техническое обслуживание и ремонт автотранспорта 1.4 Область профессиональной деятельности: -техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта 1.5 Цели освоения программы учебной практики: - закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин; - приобретение обучающимися практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности; - ознакомление с содержанием основных работ и исследований, выполняемых на предприятии или в организации по месту прохождения практики; - усвоение приемов, методов и способов обработки, представления и интерпретации результатов проведенных практических исследований; - приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности. 1.6 Задачи программы учебной практики: - формирование умений выполнять весь комплекс работ по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств; - воспитание высокой культуры, трудолюбия, аккуратности при выполнении операций технологического процесса по ремонту и эксплуатации автомобилей; 4 - развитие интереса в области автомобильной промышленности; способность анализировать и сравнивать производственные ситуации; быстроты мышления и принятия решений. 1.7 Место учебной практики в структуре: Учебная практика базируется на освоении предметов общепрофессионального цикла: электротехника, охрана труда, материаловедение, безопасность жизнедеятельности. Изучение разделов и тем перечисленных дисциплин должно предшествовать закреплению соответствующих разделов и тем теоретического обучения на учебной практике. 1.8 Формы проведения учебной практики: Учебная практика проводится в учебно-производственных мастерских и на рабочих местах автотранспортных предприятий согласно договоров. 1.9 Место и время проведения учебной практики: Учебная практика проводится в течение учебного года на 1 -3 курсах в учебных мастерских, расположенных на территории техникума и на предприятиях города. Учебной практикой руководит мастер производственного обучения. 1.10 Требования к результатам освоения учебной практики В части освоения видов профессиональной деятельности (ВПД) профессии и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей. ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей. ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий. ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей. ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ. знать: виды и методы диагностирования автомобилей; устройство и конструктивные особенности автомобилей; типовые неисправности автомобильных систем; технические параметры исправного состояния автомобилей; устройство и конструктивные особенности диагностического оборудования; компьютерные программы по диагностике систем и частей автомобилей. уметь: выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ; выявлять неисправности систем и механизмов автомобилей; применять диагностические приборы и оборудование; читать и интерпретировать данные, полученные в ходе диагностики; оформлять учетную документацию; использовать информационно-коммуникационные технологии при составлении отчетной документации по диагностике. иметь практический опыт в: проведении технических измерений соответствующими инструментами и приборами; снятии и установке агрегатов и узлов автомобилей; использовании слесарного оборудования. 1.12. Количество часов на освоение рабочей программы учебной практики: Всего 72 часа 5 2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Наименование профессионального модуля, МДК ПМ.01 МДК 01.01 Устройство автомобилей Содержание учебного материала (виды выполняемых работ) Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта Сложнос ть работ (разряд) 72 60 Инструктаж по технике безопасности при разборке автомобиля и тех обслуживании Разборка-сборка КШМ и ГРМ двигателей 1 2 Разборка-сборка системы охлаждения двигателей 3 Разборка-сборка системы смазки 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 МДК 01.02 Техническая диагностика автомобилей Объём часов 1 2 3 3 2 2 3 2 Разборка-сборка системы питания карбюраторного двигателя Разборка –сборка системы питания дизельного двигателя Разборка- сборка генератора ,генераторной установки и стартера Разборка-сборка приборов контрольноизмерительных, освещения и сигнализации Разборка-сборка сцепления автомобиля Разборка-сборка коробки передач Разборка-сборка карданной передачи Разборка-сборка главной передачи и дифференциала заднего моста Разборка-сборка рулевого механизма 3 2 3 2 3 2 3 2 3 3 3 3 2 2 2 2 3 2 Разборка-сборка рулевых тяг Разборка-сборка колесного тормозногомеханизма Разборка-сборка стояночного тормоза Разборка-сборка регулятора давления и предохранительного клапана пневматического привода тормозов Разборка-сборка тормозных камер Разборка-сборка ходовой части автомобиля Разборка-сборка телескопического амортизатора Разборка-сборка кузова автомобиля 3 3 2 2 3 3 2 2 3 3 3 2 2 2 3 12 2 Инструктаж по охране труда при диагностике Диагностика кривошипно-шатунного механизма Диагностика газораспределительного механизма 2 3 2 3 2 6 3 Диагностика системы смазки 3 2 4 Диагностика системы охлаждения 3 2 Дифференцированный зачет 7 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 3. 1 3. 1 Материально-техническое обеспечение Реализация программы учебной практики предполагает наличие мастерских и лаборатории: лаборатории «Ремонт трансмиссий, ходовой части и механизмов управления»: ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ комбинированный шкаф с классной доской рабочий стол преподавателя стул преподавателя рабочие столы и стулья для обучающихся компьютер преподавателя верстаки с тисками (по количеству рабочих мест), стеллажи, стенды для позиционной работы с агрегатами, агрегаты и механизмы шасси автомобиля, наборы слесарных и измерительных инструментов, макеты агрегатов автомобиля в разрезе. Мастерская «По ремонту и обслуживанию автомобилей с участками (или постами)» мойка ‒ расходные материалы для мойки автомобилей (шампунь для бесконтактной мойки автомобилей, средство для удаления жировых и битумных пятен, средство для мытья стекол, полироль для интерьера автомобиля), ‒ микрофибра, ‒ пылесос, ‒ водосгон, ‒ моечный аппарат высокого давления с пеногенератором слесарно-механический ‒ подъемник, ‒ оборудование для замены эксплуатационных жидкостей (бочка для слива и откачки масла, аппарат для замены тормозной жидкости, масляный нагнетатель), ‒ трансмиссионная стойка, ‒ инструментальная тележка с набором инструмента (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки), ‒ переносная лампа, ‒ приточно-вытяжная вентиляция, ‒ вытяжка для отработавших газов, ‒ комплект демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений (набор приспособлений для вдавливания тормозных суппортов, съемник универсальный, съемник масляных фильтров, струбцина для стяжки пружин), ‒ набор контрольно-измерительного инструмента; (прибор для регулировки света фар, компрессометр, прибор для измерения давления масла, прибор для измерения давления в топливной системе, штангенциркуль, микрометр, нутромер, набор щупов), ‒ верстаки с тисками, ‒ стенд для регулировки углов установки колес, ‒ пневмолиния (шланги с быстросъемным соединением), 8 ‒ компрессор, ‒ подкатной домкрат диагностический ‒ подъемник, ‒ диагностическое оборудование (система компьютерной диагностики с необходимым программным обеспечением; сканер, диагностическая стойка, мультиметр, осциллограф, компрессометр, люфтомер, эндоскоп, стетоскоп, газоанализатор, пуско-зарядное устройство, вилка нагрузочная, лампа ультрафиолетовая, аппарат для заправки и проверки давления системы кондиционера, термометр), ‒ инструментальная тележка с набором инструмента (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки) кузовной ‒ стапель, ‒ тумба инструментальная (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки), ‒ набор инструмента для разборки деталей интерьера, ‒ набор инструмента для демонтажа и вклейки вклеиваемых стекол, ‒ сварочное оборудование (сварочный полуавтомат, сварочный инвертор, экраны защитные, расходные материалы: сварочная проволока, электроды, баллон со сварочной смесью), ‒ отрезной инструмент (пневматическая болгарка, ножовка по металлу, пневмоотбойник), ‒ гидравлические растяжки, ‒ измерительная система геометрии кузова (линейка шаблонная, толщиномер), ‒ споттер, ‒ набор инструмента для рихтовки (молотки, поддержки, набор монтажных лопаток, рихтовочные пилы), ‒ набор струбцин, ‒ набор инструментов для нанесения шпатлевки (шпатели, расходные материалы: шпатлёвка, отвердитель), ‒ шлифовальный инструмент (пневматическая угло-шлифовальная машинка, эксцентриковая шлифовальная машинка, кузовной рубанок) окрасочный ‒ пост подбора краски (микс-машина, рабочий стол, колор-боксы, весы электронные), ‒ пост подготовки автомобиля к окраске, ‒ шлифовальный инструмент ручной и электрический (эксцентриковые шлифовальные машины, рубанки шлифовальные), ‒ краскопульты (краскопульты для нанесения грунтовок, базы и лака), ‒ расходные материалы для подготовки и окраски автомобилей (скотч малярный и контурный, пленка маскировочная, грунтовка, краска, лак, растворитель, салфетки безворсовые, материал шлифовальный), ‒ окрасочная камера агрегатный ‒ мойка агрегатов, ‒ комплект демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений (съемник универсальный 2/3 лапы, съемник масляных фильтров, приспособление для снятия клапанов), ‒ верстаки с тисками, ‒ пресс гидравлический, ‒ набор контрольно-измерительного инструмента (штангенциркуль, микрометр, нутро-ер, набор щупов), ‒ инструментальная тележка с набором инструмента (гайковерт пневматический, набор 9 торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки), ‒ пневмолиния, ‒ пистолет продувочный, ‒ стенд для позиционной работы с агрегатами, ‒ плита для притирки ГБЦ, ‒ масленка, ‒ оправки для поршневых колец, ‒ переносная лампа, ‒ вытяжка местная, ‒ приточно-вытяжная вентиляция, ‒ поддон для технических жидкостей, ‒ стеллажи. Оборудование и инструменты мастерской: 1 . Средства обучения Наличие средств обучения Кол-во 1. Двигатель с навесным оборудованием: сцепление, коробка передач (кп), передняя подвеска (1 комплект). 2 3 4 Двигатель в сборе со сцеплением, КП, передней подвеской ГАЗ 53, рулевым управлением (механизмом) Двигатель ГАЗ-53 Двигатель ЗИЛ-130 Двигатель КаМаЗ Двигатель ВАЗ-2111, 2105 Шасси автомобиля ГАЗ-53 с двигателем ЗМЗ-53 Передний мост автомобиля ЗИЛ Коробка передач ГАЗ-53 Коробка передач автомобиля КАМАЗ в разрезе Сцепление автомобиля КАМАЗ Коробка передач (КП) автомобиля ЗИЛ-130 Передний мост автомобиля ГАЗ-66 Задний мост с тормозным Агрегаты тормозной системы. механизмом и Задний мост автомобиля ЗИЛ. фрагментом Задний мост с тормозным механизмом в сборе карданной передачи (1 комплект0 Комплект деталей КШМ: КШМ двигателя автомобиля КаМаЗ-740, КаМаЗ-5320 Поршень в сборе с пальцами. поршень в сборе с Комплект деталей КШМ. пальцами, поршневым пальцем, шатунным и фрагментом коленчатого вала (1 комплект) Комплект деталей Детали газораспределительного механизма в сборе на газораспределительного головке двигателя автомобиля ЗИЛ: механизма: а) распределительный вал; - распределительный вал; б) впускной клапан; - впускной клапан; в) выпускной клапан; - выпускной клапан; г) пружина клапана; - пружина клапана; д) рычаг привода клапана; 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 5 - рычаг привода клапана; - направляющая втулка клапана (1 комплект). Комплект деталей системы охлаждения: 6 Комплект системы смазки: - масляный насос; - масляный фильтр. 7 Система питания (детали) а) детали карбюраторного двигателя – бензонасос, топливный фильтр тонкой очистки, фильтрующий элемент воздухоочистителя. б) детали дизельного двигателя: - топливный насос высокого давления; - муфта опережения впрыска топлива; - форсунка; - фильтр тонкой очистки (1 комплект). Тормозная система: - Главный тормозной цилиндр - рабочий тормозной цилиндр - тормозная колодка - аппараты пневмопривода. (1 комплект) Комплект деталей рулевого управления: - рулевой механизм 8. 9. 10. Комплект деталей системы зажигания: а) Катушка зажигания; б) Прерывательраспределитель; в) свеча зажигания; г) провода высокого напряжения с наконечниками. е) направляющая втулка клапана. 1. Водяной насос. 2. Радиатор 3. Термостат 4. Включатель гидромуфты 1.Центрифуги автомобиля ЗИЛ 2.Центрифуги автомобиля КаМаЗ. 3. масляный насос 4. Масляный фильтр Детали карбюраторного двигателя: - бензонасос - топливный насос тонкой очистки - фильтрующий элемент воздухоочистителя. 1 - топливный насос высокого давления - топливоподкачивающий насос низкого давления - форсунка - муфта опережения впрыска топлива - фильтр тонкой очистки 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1. Гидровакуумный усилитель 2. Главный тормозной цилиндр. 3. Компрессор автомобиля КаМаЗ. 4. Тормозная колодка. 5. Аппараты пневмопривода 1.Рулевой редуктор автомобиля «Волга» 2. Рулевой редуктор автомобиля ЗИЛ. 3. Рулевой редуктор автомобиля КаМаЗ. 5.Насос гидроусилителя руля 1. Прерыватель-распределитель 2. Катушка зажигания. 3. Свеча зажигания. 4.Провода высокого напряжения 5.Стенд навесной 1 1 1 1 1 1 8 1 1 11 Комплект деталей электрооборудования: - аккумуляторная батарея; - генератор; - стартер; - звуковой сигнал; - комплект ламп освещения 12 Колесо в сборе 13 Учебно-наглядные пособия «Принципиальные схемы устройства и работы систем и механизмов автомобиля» (1 комплект) 11 1.Генератор 2.Стартер. 3.Лампы освещения 4.Комплекты предохранителя 5.аккумуляторная батарея 6. Стенд навесной Колесо в сборе 1. Стенд датчиков инжекторного двигателя. 2. Стенд «Фильтры, используемые при ТО» 3. Стенд для изучения устройства рулевого редуктора автомобиля КаМаз 4. Стенд для изучения устройства генератора автомобиля ЗИЛ 5. Устройство автомобиля: стенды-плакаты. 6.Изучение привода ГРМ и принципа работы ДВС. Разрез двигателя ВАЗ 2106 (стенд) 14 Комплекты инструментов Технологические инструменты для преподавателя – для проведения частично для ЛПЗ и слесарно-сборочных работ практических занятий с обучающимися (3-4 комплекта) \ Отвертки монтажные с пластмассовой ручкой (15 шт.) Плоскогубцы универсальные Молотки слесарные 0,8 кг. (3 шт.) Набор гаечных ключей (2 набора) Плоские монтировки для демонтажа колес автомобиля (4 шт) Тиски слесарные (2 шт.) Наборы гвоздей, шурупов. 15 Приспособления для облегчения ремонта автомобиля. Отвертки 1.Крестовые 2.Плоские 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 Разроз ненный компле кт для обучаю щихся 4 6 5 Молоток слесарный 0,8 кг Разрозненные виды гаечных ключей Монтировка для демонтажа колес Тиски слесарные Гвозди и шурупы россыпью 1.Для обслуживания системы смазки. 2.Для снятия одноразовых масляных фильтров. 3.Для разборки клапанов на головке двигателя ЗИЛ. 2 По 2 шт. 2 2 2 1 1 1 12 3.2 Общие требования к организации образовательного процесса. Освоение программы практики базируется на изучении профессиональных модулей, общепрофессиональных дисциплин: охрана труда, материаловедение, электротехника. Техническое черчение. Условием проведения занятий служат: соответствие санитарным и гигиеническим нормам, оснащенность библиотечно-информационными ресурсами и материально-техническое оснащение согласно лицензионным требованиям. Максимальный объем учебной нагрузки составляет 36 часов в неделю. Учебную практику рекомендуется проводить рассредоточено на 1 курсе, концентрированно на 2,3 курсах. Обязательным условием допуска к учебной практике в рамках профессиональных модулей является освоение теоретического материала. 3.3 Информационное обеспечение организации и проведения учебной практики Основные источники: 1. Геленов А.А. Автомобильные эксплуатационные материалы . 2022 2. Геленов А.А. Автомобильные эксплуатационные материалы . Контрольные материалы 2021, Пехальский А.П. Устройство автомобилей. 2021 3. Вахламов В.К. Автомобили: Теория и констр.2022 4. Виноградов В.М. Организация производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.2022 5. Виноградов В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей.2022 Дополнительные источники : 6. Г.Б.Громоковский . Экзаменационные (тематические) задачи всех категорий с комментариями. М. «Третий том» 2021г. 7. Г.Б. Громоковский . Экзаменационные билеты с комментариями М «Третий том» 2021г. 3.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса. Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам: наличие среднего профессионального или высшего профессионального образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь квалификацию по профессии рабочего на 1–2 разряда выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года. 13 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Образовательное учреждение, реализующее подготовку по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля демонстрируемых обучающимися умений, навыков, общих и профессиональных компетенций. Формой итоговой аттестации по учебной практике является зачет. Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики - осуществляется мастером производственного обучения из числа работников техникума в процессе проведения занятий, а также выполнения обучающимися производственных заданий одновременно с оценкой сформированности профессиональных и общих компетенций по итогам изучения профессионального модуля и в целом по профессии. Формы и методы контроля и оценки определяются образовательным учреждением. Для текущего и итогового контроля образовательным учреждением создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 1, 2, 3) с учетом ученических норм времени на выполнение учебно-производственных работ. Оценка по учебной практики ставится обучающемуся при условии успешного освоения не менее 70% видов работ, определенных программой практики. Дифференцированный зачет по учебной практике проводятся в условиях мастерских. Критерии оценки учебной практики: Оценка «отлично» выставляется студенту при полном выполнении им требований и заданий, содержащихся в программе учебной практики, оформлении отчетной документации по итогам учебной практики в соответствии с рекомендациями и предоставлении ее в установленные сроки, уверенном применении полученных знаний, умений по профессиональным модулями полученного практического опыта. Оценка «хорошо» выставляется студенту при полном выполнении требований и заданий, содержащихся в программе учебной практики, применении полученных знаний и умений и незначительных замечаниях в оформлении отчетной документации; Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент в основном выполнил требования и задания программы учебной практики, имел замечания при выполнении самостоятельной работы в ходе практики и оформлении отчетной документации; Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту при невыполнении программы учебной практики и предоставлении отчетной документации. 14